20. Каждая сестра должна соблюдать совершенное нестяжание, т. е. не иметь ничего собственного, даже и того, что носит и что имеет у себя необходимое, не признавать своим и всегда готовой быть отдать другой сестре, ежели от начальницы повелено будет; и ни одна ничего не должна у себя иметь иначе, как по благословению начальницы, и даемое посторонними, принявши по ея дозволению, полагать в общину, чтобы все у всех почиталось общее; впрочем, одна у другой отнюдь ничего не должна брать без ведома той, у которой берет, и без благословения начальницы или своей старшей. (Зри слово Василия Великого о подвигах иноческих и в кратких его правилах гл. 85, 86 и 87 и в подвижнических его уставах гл. 34.) 21. Внутри келий никакого излишняго и роскошнаго убранства не допускать, но во всем да является простота и смирение, а посему даже и святых икон в богатых окладах в келиях не держать, но поставлять их или в церкви, или в общей молитвенной келий. 22. Одежду носить из черных тканей, приличную смиренному пустынному житию, а посему тонкое белье и всякое изысканное по светскому обычаю украшение или убеление возбранять; но токмо как в одеждах, так и в келиях наблюдать приличную чистоту и опрятность. 23. Поступившия в число сестр и полагающия твердое намерение пребыть с помощию Божиею до конца жизни в общежитии могут получать благословение употреблять и наглавие монастырское. 24. Начальница с одною или двумя старшими сестрами должна нечаянно два раза или по крайней мере один раз в год осматривать все келий и имущество каждой сестры. Для того сие необходимо, что иная не смелая и совестливая и о том, в чем нужду имеет, не скажет, а у иной по слабости жизни и невниманию вкрадется что-нибудь и излишнее. Вследствие осмотра нуждающейся выдать немедленно потребное из общаго имущества, а у которой найдется непозволительное излишество, таковую стараться убедить по совести, чтобы сама охотно отдала излишнее в общину, дабы не быть нарушительницею устава и соблазном обществу, чего не должно попускать. Прочем, если у которой окажется что-либо хотя ненужное, но несоблазнительное или маловажное, можно по разсуждению начальницы делать снисхождение. Только денег оставлять ни у которой не должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

15. В недоуменных случаях по общежитию надлежит просить разрешения епархиального архиерея. 16. Как новоначальныя для испытания своих поступков имеют старших сестр, а сии начальницу, но и самой начальнице благопотребно такое же пособие в испытании себя; и как для утверждения истиннаго мира и любви в общежитии нужно, чтобы в нем господствовала между всеми совершенная искренность и откровенность, с соблюдением, впрочем, порядка подчиненности, то начальница позволяет и даже требует, чтобы каждая старшая сестра открывала ей наедине помыслы свои о погрешностях самой начальницы или о своем или учениц своих на начальницу неудовольствии; но при сем как подчиненная должна говорить со смирением и готовностию признать погрешительность своего помысла, так и начальница должна слушать со смирением и готовностию признать свою погрешность; и буде она в чем обличена справедливо, то должна сознаться и просить прощения и молитв в помощь себе ко исправлению, а если в чем несправедливо обвиняют ее, то с кротостию должна объяснить обвиняющим их ошибку и оне должны принять от нея с верою и просить прощения. (Зри пространных правил Василия Великаго гл. 27.) 17. Все сестры должны содержать себя в таком расположении, чтобы, услыша от начальницы назначение какого послушания или предлагаемый совет, немедленно и точно исполнить, хотя бы казалось трудным или неприятным. (Зри в конце слова Василия Великаго о подвигах иноческих и в кратких правилах его главу 121 и в подвижнических его уставах главу 23.) 18. Делать рукоделие не должны сестры по своему выбору, но какое кому назначит начальница и отдавать оное в ея распоряжение. (Зри пространных правил Василия Великаго главу 41.) 19. От светских людей предлагаемые на заказ работы принимать только вещей, служащих на церковное или домашнее полезное и нужное употребление; а работ мирских и к роскоши относящихся отнюдь не брать, и, для избежания многих сношений с мирскими, заказы работ должна принимать только одна казначея или другая сестра по назначению начальницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря. Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба - буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина - о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила? Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо, ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.

http://sobory.ru/article/?object=01858

Текст воспроизводит брошюру «Христианское воспитание детей». М., Синодальная типография. 1905. Стилистические особенности оригинала по возможности сохранены. В чем лучшее наследство для детей? В житии старца Зосимы, основателя Одигитриевской Зосимовой пустыни, что в 60 верстах от Москвы, есть такой рассказ. У родителей Зосимы было много детей; трое сыновей, из коих Зосима, в мире именовавшийся Захарией, был младшим, служили офицерами гвардии в Петербурге, а отец их был воеводою в Смоленской области. Братья были в столице, когда получили весть о смерти отца. Их любящие сердца горячо рвались ко гробу родителя и к пораженной горем матери, но они не смели ехать домой, пока не получили от матери письма, в коем она звала их к себе и приказывала им взять продолжительный отпуск для устройства имения. Три брата прибыли в дом родительский. Отец был уже похоронен. После первых дней печали и слез мать призвала к себе всех сыновей и сказала им: «Вы видите, дети мои, как я уже стара и слаба здоровьем, недолго мне остается жить; я желаю, чтобы вы, пока я жива, на моих глазах разделили все имение; тогда я умру спокойно, зная, что все вы останетесь без меня в мире и любви между собою: ведь раздоры бывают большею частию из-за имущества». Добрые дети, воспитанные в страхе Божием, желали исполнить волю матери как волю Божию; испросив ее благословение, они хотели уже приступить к делу. Но мать предложила им попросить себе в посредники дядю их, ее родного брата. — Нет уж, матушка,— отвечали сыновья: позвольте нам, чтобы только ваше благословение и братская любовь были между нами посредниками; других нам не нужно. Будьте покойны: мы не обидим друг друга. Мать помолилась, благословила их, и они приступили к делу. Мать ничего себе не взяла, три сестры, выданные в замужество, были награждены еще отцом; три невыданные замуж сестры девицы получили свою долю тоже еще при отце. Значит, надобно было делиться только троим братьям. Братья занялись расписанием своего имущества в большой комнате, отделенной только одной перегородкою от той комнаты, где была их мать, так что она могла все слышать, что говорят между собою сыновья.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

...С радостию вырвалась Надежда из дома родительского и ехала со старцем в пустынь. И потекла ее монастырская жизнь ровно и спокойно: с терпением и радостию несла она все труды монастырские и желала всю жизнь так провести. Прошло три года. И вот однажды старец Зосима сказал, что она должна оставить пустынь и поступить в Спасо-Бородинскую общину, которая тоже только еще основывалась: не много там было строений, мало сестер. Старец сам привез Надежду Маргарите Михайловне Тучковой и, смиренно упав к ней в ноги, сказал: – Маргарита Михайловна, прошу Вас, сберегите моего ягненка. Она будет полезна Вашей обители духовно. Маргарита Михайловна тоже поклонилась о. Зосиме земно и ответила: – Отче, сберегу я Ваше сокровище и думаю, что она будет моим правым крылом, моей главной помощницей. Надежда осталась в Спасо-Бородинской общине. Несмотря на молодость лет, она выделялась среди сестер, будучи уже знакомой со строго поставленной монастырской жизнью. Для Надежды опять наступило любимое ею тихое монастырское житие, но ее опять ждали скорби. Тяжело заболел старец Зосима и, чувствуя, что дни его сочтены, просил Надежду приехать. Они с Маргаритой Михайловной поспешили в пустынь и застали старца еще живым. Он встал с постели, благословил их и обратился к Маргарите Михайловне со словами: – Матушка драгоценная! Усердно я Вас прошу, сберегите этот мой еще нераспустившийся цветочек! Маргарита Михайловна на это ответила: – Будь покоен, отче! Я люблю Надежду, как дитя свое. Она мне в скорбях – радость, утешение и хорошая помощница. Пришло время расставаться. С плачем припала Надежда к одру о. Зосимы. Получив последнее старческое благословение и наставление, они двинулись в обратный путь. Старец умер в 1833 году, 24 октября. Надежда еще ревностнее предалась трудам монашеским: целые ночи простаивала на молитве, а дни проводила в трудах. К ней приехал отец, но уже не прежний. За это время у Александра Ивановича умерли два сына, и смирилась его душа, о ее спасении он теперь думал и плакал о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

11, ст. 14). 30. 32. В отсутствие начальницы до ее возвращения от новоприходящей никому никаких тайн не изведывать, но еще и внушать ей, чтобы без благословения начальницы не была ни с кем откровенна (зри кратких правил Василия Великаго главу 229 и слово о разсуждении Кассиана Римлянина в «Добротолюбии» в 4-й части). 33. Находящимся еще во искусе, пока привыкнут, хотя можно в некоторых отношениях делать позволительныя послабления и снисхождения, но притом надлежит внушать им, чтобы старались с самаго начала исполнять все правила под опасением, что после времени искуса им труднее будет, поскольку обыкновенно с перваго вступления более бывает горячности и охоты на все труды и подвиги, а особливо у молодых; и если таковыя не самочинно, а с благословением будут следовать своим первым усердным движениям, то придут в благое навыкновение; а если сначала не покажут ревности, то нельзя не опасаться, что по времени еще более ослабеют. 34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую Четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие так, чтобы и в келий одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед, по-видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносят высшую пользу(по Григорию Синаиту , глава 104 в «Добротолюбии»). Дни поста суть дни плача, покаяния и очищения. В сие время преимущественно должно стараться сердечною верою и любовню сострадать страданиям Искупителя, пролившаго святейшую кровь Свою за грехи наши. В сие священное время дается более свободы на занятия духовныя отдел обительских. 35. Впрочем, сверх установленнаго поститься или молиться или какое подвижническое дело творить не должна ни которая сестра самочинно и скрытно от начальницы, а должна взять на то каждая благословение у начальницы или у своей келейной старшей, опасаясь прелести вражией. (Зри кратких правил Василия Великаго гл. 137 и 138.) 36. В праздники Христовы не ходить никогда в светские домы для славления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Начался официальный сбор сведений о сестрах, о храме, о земле и денежных средствах. Благочинный доносил, что «собравшиеся прихода села Руднева в богоугодное общественное заведение сестры приступают к Святым Христовым Тайнам в каждые четыре поста года, а другие и чаще» и что они «жизнь ведут приличную христианкам» 441 . 12 февраля 1841 года митрополит Филарет направил донесение Святейшему Правительствующему Синоду с изложением всех собранных сведений и прошений 442 . Известно, что любвеобильный пастырь добавил к официальному донесению личную просьбу об ускорении дела на имя обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова:«...Я убеждаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство о покровительстве сему делу для достижения желаемого окончания. Сим изволите оказать благодеяние Церкви и людям, провождающим тихое и безмолвное житие в благочестии и чистоте; и благодарностию будет молитва . Июля 13, 1841» 443 . Вскоре последовал ответ: г-н обер-прокурор сообщал о Высочайшем утверждении общежития в 19-й день июля 444 . В представлении обер-прокурора Святейшего Синода на Высочайшее усмотрение отмечалось следующее: «Святейший Синод, принимая в уважение, что означенная община, по богоугодной цели своей, весьма благодетельна и по предположенным к существованию ее и самой церкви способам – вполне обеспечена, полагает, согласно с мнением Московского епархиального начальства, принять оную в ведение Духовного начальства, наравне с другими такого же рода богоугодными заведениями и присвоить ей наименование Одигитриевского Троицкого женского общежития, с тем чтобы: 1) сему общежитию существовать на тех основаниях, на коих существовали общежития Аносинское и Спасо-Бородинское до возведения их на степень монастырей, и быть в ведомстве и зависимости Московского епархиального начальства; 2) на потребности Одигитриевской церкви, ремонтное ее содержание и на содержание священника с причетником обращать проценты со внесенного царевною Тамарою Георгиевною капитала в 20 т. руб. ассигнациями; 3) жертвуемую тою же царевною и дворянками Верховскими землю, как не имеющую, по отзыву гражданского начальства, препятствий к поступлению в церковное ведомство, утвердить по прилагаемому у сего плану в собственность означенного заведения; и 4) прочие затем денежные пожертвования в пользу оного принять» 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Вообще никуда не ходить из обители без дозволения начальницы; для необходимых же нужд обительских по усмотрению посылаться будут могущия безвредно исполнять поручаемый дела и служения. 37. О посещающих давать знать начальнице и принимать по ея разсуждению и по ея дозволению. 38. На трапезе должны быть предлагаемы по приличию дня, сообразно с уставом церковным, иногда с рыбою, иногда с елеем, а иногда и без елея, в простые дни два кушанья, в праздники три, а в большие праздники четыре. 39. Молочной пищи вообще не употреблять в подражание некоторым святым пустынножителям, а токмо разрешать на оную в честь великих двунадесятых праздников и в те седмицы, в которыя по преданиям святых отец положено таковое разрешение, частию в противоположность обычаям еретиков. 40. Как сама начальница, так и все сестры должны стараться ходить всегда за общую трапезу, кроме вины благословной или болезни. Для немощных и болящих можно приготовлять и особенную пищу, по усмотрению начальницы. 41. За трапезою сидеть благочинно и слушать внимательно священное чтение. 42. Дабы обитель не имела попечения, ей несвойственнаго, поставляется в правило и для посетителей не иметь в обители вина и не приготовлять яств, с вышеизложенными правилами несообразных. 43. Если по опыту окажется нужным сделать в настоящих правилах некоторое изменение или дополнение, без нарушения главного основания, то начальница с согласием старших сестр представляет о сем на благоусмотрение епархиальному архиерею с испрашиванием разрешения и благословения. 44. О денежном приходе и расходе вести записку в книге, которую по окончании года представлять епархиальному архиерею при рапорте о благосостоянии общежития, краткий отчет о хозяйственном состоянии обители. 45. Для надзора за сим общежитием в отношении к благочестию и благонравию епархиальный архиерей определяет над ним благочиннаго из монашествующих, мужа зрелых лет, назидательнаго и опытнаго в жизни духовной. 46. Для наблюдения со стороны духовного начальства, соблюдаются ли сии правила и соответствует ли общежитие своей цели, назначенный благочинный посещает оное не менее одного раза за год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

А вот о простых. Елена преклонных лет, подвижница, пасет в лесу лошадей. «Елена, ужели ты волков не боишься?» – «А что мне их бояться, они меня не съедят; всякая падаль для них вкуснее моего грешного тела». Как только приведет она в конюшню коней на часы полуденного зноя, берет лукошко и в лес за грибами для монастырского хозяйства. «Что ты, Аленушка, отдохнула бы, ведь измучилась». – «Да, матушка, надобно эту одеженку износить, чтобы меньше червям-то досталось», – отвечает она, указывая на свое исхудалое бедное тело. Одна простолюдинка в летах требовала, чтобы ее обучили грамоте. Выучила азбуку, склады, прочитала под руководством три первые кафизмы и говорит учительнице: «Спасибо, довольно; теперь я и стану читать и перечитывать все эти три кафизмы, и этого довольно, чтобы душу спасти». Другую спросили: «Для чего ты желаешь выучиться грамоте?» – «Да чтобы грехи-то записывать, а то все забываю». Выучилась и спустя время говорит: «Спасибо. Вот какую длинную бумагу исписала я грехов-то. Запишу грех на бумагу, а тут же (указывая на грудь), а тут его и не стало!» Одна к своей старице приходит открыть совесть и вынимает веревку, всю в узлах. «Что это такое?» – «Грехи мои, матушка». – «Как грехи?» – «Чтобы не запамятовать, я как согрешу, так изавязываю узелок». – «Ну сказывай же, какие грехи замечены у тебя». – «Родимая, да я все перезабыла, где же их помнить-то». – «Да что же теперь делать мне с этой веревкой?» – «Как, матушка, что? Да ты грехи-то мои по узелкам сосчитай да все и прости», – и кланяется в ноги, прося прощения. Сестры много читают, особенно в посты. Мать Магдалина, библиотекарь, по целым дням от книжных шкафов не отходит. Одна просит: «Дай мне, матушка, книжку, чтобы поплакать»; другие: «Дай мне книжку, чтобы мне смириться». Серьезные книги оставляют на посты; в другое время могут читать священные повествования, жизнеописания, путешествия к святым местам, духовные журналы. Когда зима загонит с работ в келий, начинают вечеровать: несколько сестер занимается рукоделием, а одна читает, между вечерней и ужином». Рассказывая о своей обители, матушка отмечала, что «из малолеток выходят крылошанки, золотошвейки, их воспитывают постепенно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

8-го августа писал мне ректор М. академии, прот. А.В. Горский: «Получив вчера поручение по книжной части от обер-прокурора Св. Синода с тем, чтобы представить ему мнение свое лично, так как он в самом непродолжительном времени имеет быть в Москве, прошу я ныне у святителя разрешения приехать в Москву, а у вашего преосвященства дозволения остановиться в вашей обители. Предполагаю я, что мне можно будет явиться к вам числа 9 или 10. Благоволите, св. владыко, дать приют бездомному пришельцу». Обер-прокурор Св. Синода А.П. Ахматов, бывши в Москве, прислал мне 18-го числа памятную записку с собственноручною к ней припискою. Записка следующего содержания: «Определением Св. Синода от 7-го текущего августа, постановлено: приобрести для библиотек духовных академий и семинарий по одному экземпляру изданных преосвященным Саввою Палеографических снимков с рукопи- —90— 1863 г. сей Московской Синод, библиотеки, – всего 54 экземпляра». За тем собственноручная приписка Алексея Петровича: «Имею честь передать вашему преосвященству памятную записку, взятую мною для сообщения вам ее содержания при личном свидании, но ускользнувшую тогда из памяти. Прошу вас не забыть меня в ваших молитвах и верить искреннему моему уважению ». 19-го ч. получил я от высокопреосвященного митрополита краткую записку следующего содержания: «Если не трудно вашему преосвященству: то соответствовало бы потребности увидеть мне вас у себя сегодня в исходе 6-го часа». О чем у нас со владыкою на этот раз была речь, не помню. 18-го ч. писал я помещику Можайского уезда Николаю Павловичу Шипову 2802 : «По желанию вашему, спешу уведомить вас, что наконец к общему утешению моему и Боголюбезной паствы моей, я получил соизволение высокопр. митрополита на обозрение церквей и монастырей, находящихся в уездах Подольском, Верейском, Можайском и Рузском. Выехал из Москвы предполагаю я 21-го сего августа. Путешествие свое начну с Подольского уезда; оттуда чрез Зосимо-Одигитриевскую пустынь 2803 и Верею, направлю путь мой к Богоспасаемому граду Можайску. Здесь, если Бог благословит, располагаюсь совершить служение 26-го числа; 27-го предполагаю служить в Спасо-Бородинском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010