Душа человека, его внутреннее «я» выражается троично – в разуме, чувстве и воле. В соответствии с этим человек мыслит, чувствует и имеет желания. Всякая деятельность души (психическая деятельность) так или иначе сводится к мышлению, чувству и воле. Разум ищет истину, чувство – красоту, воля – добро. Плотский сугубо человек находит вместо этого обман, вожделение и выгоду. Душевный человек создает светскую науку, искусство и озаряет этим свою деятельность (политическую, благотворительную, трудовую). Духовный познает через откровение самосущую Истину –Бога, чувству его открывается нетленная красота, а воле и желаниям – вечная любовь. Обретая эту Божественную истину, красоту и любовь, духовный человек несет её в мир. Ложь, прелесть, безобразие и зло – вот что находят разум, чувство и воля человека без Бога. Постигающий образ, постигает Первообраз, Божественную красоту. Не постигая образа Божия и теряя его, никогда нельзя постичь её. Тогда и подступает безобразие – существование без образа Божия. Надо еще отметить, что нельзя под телесным и душевным разуметь обязательно что-то плохое, а под духом – доброе. И тело, и душа могут и должны быть в Боге. Дух же может быть не только в Боге, но может быть и нечист. Потому и говорит апостол: «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока» ( 1Сол. 5:23 ). Жизнь разума, чувства и воли протекает троично по принципу: тезис, антитезис, синтез. Диалектическая связь тезиса, антитезиса и синтеза проявляется и в мышлении, и в чувствах, и в желаниях, и в действиях. Укажем на несколько примеров троичности в Священном Писании. От трех сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета населилась вся земля ( Быт. 9:18 ). Все народы делятся на семитов, хамитов и иафетитов. От трех патриархов – Авраама, Исаака и Иакова имеет свое начало еврейский народ. Соответственно и Бог именуется Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх. 3:6 ). Это – Бог Троица. Ветхозаветный храм (а сначала скиния) имел три отделения: двор, святое и Святое Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Основные свидетельства откровения о троичности Бога 1. Свидетельства Ветхого Завета Впервые термин «Троица» введен в богословие апологетом II века святителем Феофилом Антиохийским , но это не означает, что до того времени Святая Церковь не исповедовала троичной тайны. Учение о Боге, Троичном в Лицах, имеет основание в Писании Ветхого и Нового Заветов. Однако в ветхозаветные времена Божественная Премудрость, приспосабливаясь к уровню восприятия еврейского народа, склонного к многобожию, открывала, прежде всего, единство Божества. Святой Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу» 304 . Тем не менее прикровенные указания на троичность Божества имеются в ветхозаветных текстах. Например, перед сотворением человека Бог говорит о Себе во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1, 26 ) – и далее в той же книге Бытия: Вот, Адам стал как один из Нас ( Быт. 3, 22 ) ... сойдем же и смешаем там язык их ( Быт. 11, 7 ). Согласно этим текстам, Лица Святой Троицы как бы советуются между Собой, прежде чем предпринять нечто важное относительно человека. Вторая группа свидетельств указывает на Три Лица. Более ясное свидетельство о троичности Бога усматривается в явлении Аврааму Бога у дуба мамврийского в виде трех мужей, которым Авраам, по толкованию Блаженного Августина , поклонился как Единому. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение, было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»). Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах». Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24—25). Звучало оно следующим образом: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир». Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц. Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом сам Исайя услышал глас Божий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6, 2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: «Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем». Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя, из-за великой славы Твоей, Господи, Царь небесный, Бог Отец Вседержитель, Господь Сын Единородный Иисус Христос и Дух Святой! Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца, принявший грехи мира! прими молитву нашу. Сидящий одесную Отца, помилуй нас. Потому что Ты один Свят, Ты один Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Каждый день буду благословлять Тебя и прославлять имя Твое, всегда и во веки веков. Сподоби, Господи, настоящий день провести без греха. Благословен Ты, Господь Бог отцев наших, и хвалимо и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Даруй нам, Господи, милость Твою, как мы уповаем на Тебя, Благословен Ты, Господи, наставь меня Твоим оправданиям. Господи, Ты был нам прибежище из рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я согрешил пред Тобою. Господи! к Тебе прибегаю, научи меня поступать по воле Твоей, потому что Ты Бог мой, потому что у Тебя источник жизни. В твоем свете мы узнаем свет. Продолжи милость Твою к знающим Тебя. Святой Бог, Святой всесильный, Святой бессмертный, умилосердись над нами. Эта – песнь, называется великим славословием. В ней прославляется присутствующими в храме, как бы всею Церковью , Пресв. Троица, особенно И. Христос, совершивший и совершающий спасение людей. В великом славословии просят верующие о своем спасении чрез веру и исполнение закона и о сохранении без греха в наступающий день. Начинается великое славословие песнею ангелов, воспетою ими при рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу» и заканчивается Серафимскою песнею: «Святый Боже...» Таким соединением песней ангельских и человеческих, выражается то, что и небо и земля, и ангелы и люди составляют как бы один великий хор для прославления воскресшего Спасителя мира И. Христа. Агнче Божий. Агнцем Божиим называется Сын Божий, И. Христос: потому что Он заклан был на кресте за спасение людей, подобно тому, как в ветхозаветное время закалали для жертвы агнца, – для жертвы, которая была образом жертвы И. Христа на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В конце концов в судьбе двух враждующих сторон (эллинской философии и церковного опыта) с поразительной ясностью выразилась творческая сила жизни: противостояние обратилось в плодотворный синтез. Христианская Церковь сумела на основе собственного опыта ответить на вопросы греческого умозрения. С другой стороны, эллинская философия раскрыла все богатство своего понятийного языка и своей методологии, обосновав с их помощью новое понимание бытия, мира и человеческой истории. То был триумф греческой мысли, сумевшей не поступиться принципами логической точности формулировок и в то же время сохранить нерушимую верность христианской истине и апофатическому подходу к ее познанию. Таким образом был устранен разрыв в истории философии: противоположности сошлись. Творцами этого синтеза были греческие отцы Церкви, деятельность которых продолжалась непрерывно со II по XV век. Троичный Бог Свидетельство Библии Бог христианской Церкви есть Бог исторического опыта, в отличие от Верховного Существа умозрительных гипотез и абстрактных рассуждений. Именно церковный опыт свидетельствует о том, что Бог открывает Себя в истории не как простая Единичность, не как автономная Монада или индивидуальная Природа, но как Троица: Три Ипостаси, вполне различные в своей инаковости по отношению друг к другу, но обладающие общей Природой, Волей и Действием. В еврейской традиции, зафиксированной в ветхозаветных книгах Библии , мы отчетливо видим неоднократные попытки приблизиться к тайне Троицы, выразить интуитивное предчувствие истины о Троичном Боге. Так, в описании акта творения, согласно которому мир был создан Божественным Словом – творческим волеизъявлением Бога, наблюдается удивительный факт, когда речь заходит о сотворении человека: этот замысел выражен в библейском тексте в форме множественного числа, как некое совместное решение нескольких лиц: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» ( Быт. 1:26 ). Другой пример: когда Бог является Аврааму возле дубравы Мамре, тот видит перед собою трех мужей, но без колебаний обращается к ним так, словно видит одного человека: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул: и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:1–3 ). Ветхозаветные предчувствия и образы обретают непосредственную очевидность Откровения в пространстве Нового Завета. Христос говорит ученикам о Боге – Отце Своем и о Духе Божием – Параклете (Утешителе). Трое из учеников, Петр, Иоанн и Иаков, удостоились услышать глас Бога-Отца на горе Фавор и были осенены сияющим облаком, в котором явился Святой Дух. Также Иоанн Предтеча и его ученики слышали в момент крещения Христа в Иорданских водах глас Отца, подтвердивший Богосыновство Иисуса, и видели сошедшего на Него Духа в образе белого голубя.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

Символичны отдельные произведения графики, созданные Ниной Казимовой по тобольским впечатлениям. Запоминается знаковая, многочастная, как старинные иконы, гравюра с тремя ангелами «Троица». Исторично ангельское покровительство Тобольска, основанного, по преданию, в Троицын день. Ангел – современный скульптурный знак города. На листе тобольской книги Нины Казимовой Ветхозаветная Троица – не только религиозный образ, но символ, соединяющий времена и сословия, материю и дух. Художник, изображая конкретные архитектурные достопримечательности города, намеренно монументализирует смыл этой гравюры, устремленный в своей высшей идее к небесам. Показать жизнь между землей и небом, ее тяжесть и легкость, то есть в реальных координатах бытия, Нине Казимовой удается сопряжением разных уровней человеческого существования. В нижнем, близком к земле ряду изображены, подчеркнуто детально, старинные тобольские домики. В них на протяжении веков протекала нелегкая жизнь сибиряков, в таких домиках рождались те, кто прославил в дальнейшем не только Тобольск, но и всю Россию, как, например, ученый Дмитрий Менделеев, композитор Александр Алябьев, поэт Павел Ершов и мн. другие. В следующем изобразительном регистре склоны возвышенностей, оказывающиеся над крышами этих домиков, повышают уровень нашего зрения, выводят рассмотрение на новый уровень. Там, на мягких склонах, как на облаках, легко парят тяжелые храмовые строения. Ажурные кресты узорчатых куполов и стройной колокольни, кажется, сшивают землю с небом, не сильно здесь отдаленные друг от друга. В верхнем регистре – собственно Троица, символизирующая Божественное присутствие вблизи человека, образы Господнего милосердия и Вечности. К этой высшей точке обращается наш взор с молитвой «Пресвятая Троица, помилуй нас…» Эта прекрасная гравюра, читающаяся снизу вверх, сложносоставная изобразительно и по смыслам, необычна и проста в той необходимости, в которой показывает желание автора отразить реалии бытия, выявить восходящий, пронизывающий все сферы человеческой жизни духовный свет, высвечивающий одну из главных опор существования – память. За сбережение памяти боролся и великий наш современник Валентин Распутин. Это его слова размещены на первом листе его книги в картуше-эпиграфе: «Ответим хотя бы проснувшейся памятью».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/07/...

С другой стороны, Коран также учит, что Аллах есть равно источник и добра, и зла. «В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что он есть приносящий пользу и вред, что иногда „он хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба“, что „Он – приносящий зло, Он – дарующий блага“» 197 . В Коране сказано, что Аллах издевается над неверующими и усиливает их заблуждения (К. 2:14). И это далеко не единственное противоречие такому божественному свойству, как всесовершенство. Истинный Бог , будучи совершенным, не может изменяться. К лучшему Он не может измениться – совершеннее уже некуда. Если же он изменяется к худшему – значит, он не Бог, так как Его совершенство не абсолютно. Коран же утверждает, что Аллах произвольно меняет свою волю, отменяя свои откровения (К. 13:9; 16:101), что уже само по себе низводит его до изменчивых, то есть несовершенных, существ. Также трудно поверить в истинность Корана и самого Аллаха, учитывая то, что Аллах обманывает (К. 4:142). Поэтому неудивительно, что «божественные» откровения Мухаммеду всегда сопровождались ощущением «страха, тяжести и насилия» 198 . Очевидно, что с учётом приведённых свойств Аллаха такое существо не может быть Богом и претендовать на абсолютную истинность. Бог иудаизма и христианства лишён указанных недостатков. Ещё в Ветхом Завете, который авторитетен и у иудеев, и у христиан, о Нём говорится, что Он – Личность. В Нём нет зла, совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём ( Втор.32:4 ); Он неизменен, ибо Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться ( Чис.23:19 ). Он обладает всеведением: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? ( Иер.23:24 ). Действительно, несмотря на то, что современное новоиудейство значительно отличается от иудаизма Ветхого Завета 199 , представление о Боге у иудеев в основном сохранилось. Однако в Талмуде учение о Боге как о личности весьма размыто и присутствуют пантеистические идеи, например, что души евреев сотворены из самой божественной сущности 200 . Казалось бы, представления о Боге у иудеев и христиан почти совпадают. Однако это не совсем так: в Новом Завете Бог открывает людям о Себе то, что не было известно о Нём ветхозаветным иудеям, Бог открыл, что Он есть Любовь. Современный иудаизм далёк от такого учения о Боге, поэтому лишь в христианстве Бог может претендовать на Абсолютное Совершенство, потому что Он есть Троица (см.: Мф.28:19 ). Три Ипостаси во Едином Божественном существе (природе) – это главное и важнейшее отличие Бога христиан от всех других богов без исключения. Если же бог один, и его личность единична, то любить ему некого. Мир и человек обладают обусловленным бытием, любовь же к самому себе называется эгоизмом и не относится к числу Абсолютных Божественных Совершенств. Только Бог-Троица может быть по Своей нетварной Божественной природе Любовью , потому что три Ипостаси Божества вечно пребывают во взаимной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, «Книга Мормона» – это жалкая пародия Писания, и мормоны глубоко ошибаются, принимая ее за боговдохновенную и приравнивая ее авторитету Библии . Лжеучение мормонов В своих книгах Джозеф Смит и его преемники пользуются христианскими понятиями и библейской терминологией, но вкладывают в них другой смысл, создавая этим новое, нехристианское учение. К сожалению, многие малосведущие и доверчивые люди не догадываются, что термины «Сын Божий», «спасение», «искупление», «освящение», «Троица» и другие имеют у мормонов совсем другое, нехристианское содержание, и потому попадаются в сети мормонства. Вот некоторые из их самых явных искажений христианства. О Боге В пункте первом « символа веры » мормонов читаем: «Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа», – как будто звучит правильно. Однако при более внимательном изучении источников их учения оказывается, что слово «Бог-Отец» они воспринимают буквально, биологически. Так, например, их «бог-вседержитель» якобы имел жену (!), от которой родились «дети». Имя «жены» нигде не упоминается, ибо это тайна; дети же – Иисус Христос , Люцифер(!) и мы с вами. «Отец», как считают мормоны, живет в центре мира на светиле Колоб, имеет физическое тело и человекообразен. «Дети» сначала имели лишь невидимые, духовные тела (видимые физические тела они получили позже). Все это у мормонов называется «нашей предземной жизнью». Оказывается, что вместо единого Господа, Творца неба и земли, существует неопределенное количество всяких богов и богинь. Правда, некоторые мормоны будут настаивать, что они признают только одного Бога, но это не то, что утверждали создатели мормонского учения. Пресвятая Троица в нашем христианском понимании для мормонов не существует. Слово «Бог» воспринимается ими как одно из верховных существ. Они верят в детородные пары усовершенствованных людей, которые имеют начало во времени и творят физические тела, «воплощая духов». Этому мормонскому множеству богов предводительствует «Елохим», упоминаемый в ветхозаветном Писании – согласно мормонам «бог Земли», имеющий тело, подобное нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Эффектный памятник в стиле барокко, отличающийся стройностью композиции и нарядностью пластичной резьбы. Двухъярусное сооружение (в каждом ярусе - иконы двух чинов), боковые грани которого поставлены слегка под углом, завершено иконой " Похвала Богоматери " с лучковым сандриком и над ней - овальным барельефом " Новозаветная Троица " . Переходом к более узкому второму ярусу служат волюты, повторенные в основании верхней иконы. Поверхность иконостаса оживлена небольшими выступами, подчеркнутыми раскреповками антаблементов — профилированного межъярусного и более простого венчающего, отчего вся композиция приобретает легкость и динамичность. Основное декоративное убранство сосредоточено на царских вратах. Это оригинальное произведение трактовано в виде барельефной композиции " Ветхозаветная Троица " , редко встречающейся на царских вратах: в ней представлены три ангела и высоко раскинувшийся над ними мамврийский дуб. В завершении врат - балдахин с резными драпировками, обрамляющими скульптурных ангелов, несущих корону, и головки херувимов. Скульптурные изображения, выполненные в несколько наивной, примитивной манере, близки народной деревянной скульптуре. Лики ангелов выкрашены в розовый цвет, волосы - в черный. Пышная позолоченная резьба в обрамлениях больших икон второго яруса и картушах придает иконостасу праздничный облик. Этому способствуют также скульптурные изображения ангелов с трубами, поддерживающих гирлянды по сторонам иконы " Похвала Богоматери " . Убранство дополнено тонким тиснением по позолоченному левкасу. Сень в главном алтаре в виде беседки-ротонды - изящное произведение 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Восемь парных колонок несут высокий антаблемент с резной драпировкой, увенчанный ажурным сферическим куполом с барабанчиком в завершении. В алтаре сохранились две иконы 17 в. Трехъярусный иконостас южного придела - памятник в стиле классицизма сер. 19 в., со сложным построением и богатой насыщенной резьбой с мотивами барокко. Иконы написаны в сер. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=04435

Стены четверика на всю высоту фланкированы узкими лопатками, антаблемент над ними крепован. Окна третьего яруса имеют восьмигранную форму, типичную для нарышкинского барокко. Остальные окна - также небольшие, арочные, с замком в вершине. В первом ярусе осевые линии нарушены, окна сдвинуты к востоку и сближены. Наличники окон трапезной имеют изогнутые надоконные доски, повторяющие форму лучковых перемычек, криволинейные сандрики и колонки по сторонам воспроизводят в обобщенной форме мотивы барокко. В декоре колокольни применены огибающие угловые лопатки, филенки, пояски поребрика, городков и трехрядная пила, пирамидки кокошников в основании граней шатра и наличники слухов с треугольными сандриками. Высокое центральное пространство, завершенное восьмилотковым сомкнутым сводом, соединено тремя арочными проходами с алтарем, перекрытым граненой конхой. Двустолпная трапезная, разделенная подпружными арками на отдельные ячейки, имеет систему коробовых сводов с лотками. Первый ярус колокольни и притвор между ней и трапезной перекрыты коробовыми сводами. Вход в трапезную со стороны притвора оформлен перспективным порталом. В колокольне внутристенная лестница ведет к ярусам звона. Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция " Новозаветная Троица " в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде. Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента. Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены " Страсти Христовы " , а на восточной - " Жены мироносицы " и " Христос в Эммаусе " . Свод алтаря занят монументальной композицией " Новозаветная Троица " , а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви. В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

http://sobory.ru/article/?object=06040

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010