Еп. Евгений (Йованович; 1839-1854) особое внимание уделял адм. реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858-1859), Петр (Йованович; 1859-1864), Лукиан (Николаевич ; 1865-1872), Феофан (Живкович ; 1874-1890, построил новое здание епископского дома), Михаил (Груич ; 1891-1914), Иларион (Зеремский; 1920-1931), при Максимилиане (Хайдине; 1932-1936) был упорядочен епархиальный архив и принято неск. новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на к-рых служили ок. 150 священников. Во время второй мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали еп. Савву (Трлаича ; 1938-1941) переехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпиче. От рук усташей погибло 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадало, разрушено 2 капеллы и 84 приходских дома. Было полностью уничтожено 154 церковных архива, 13 - разграблено. Из 171 церковной б-ки 154 уничтожено и 17 разграблено. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины. По окончании второй мировой войны еп. Никанор (Иличич; 1947-1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до сер. 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения. При вступлении на кафедру еп. Симеона (Злоковича ; 1951-1990) Г.-К. е. находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и ок. 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское. В 1991-1999 гг. на кафедре был еп. Никанор (Богунович). Г.-К. е. сильно пострадала во время военных действий 1991-1995 гг. Было разрушено ок. 30 и сильно пострадало ок. 45 правосл. церквей. Взорвано 8 и пострадало 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор свт. Николая (1785-1787) в Карловаце в правосл. Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католич. Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи св. Феодора Комоговинского . Большинство серб. населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен было заброшено.

http://pravenc.ru/text/166231.html

«Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» Памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого Иеромонах Игнатий (Шестаков) 4/17 июля – день памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого Горнокарловацкая епархия Сербской Церкви расположена на территории современной Хорватии и охватывает самые западные территории расселения православных сербов, появившихся здесь еще в XV в. Интенсивный рост православного населения в этих краях наметился в первые десятилетия XVI в., когда сюда из соседней Далмации и Боснии стали активно переселяться сербы, не желавшие жить под турецким ярмом. Со временем на этих землях сформировалась так называемая Военная Краина, служившая для Австро-Венгерской империи заслоном от османской экспансии. Проживавшие в Краине сербы несли воинскую службу и получили от австрийских императоров особые привилегии. Так со временем здесь выросла одна из самых больших и цветущих православных епархий. Свщм. Савва, епископ Горнокарловацкий      Однако католический прозелитизм и насаждение унии на протяжении веков представляли постоянную опасность для православных сербов, и им не раз приходилось отстаивать свои права и чистоту веры. Не стал в этом отношении исключением и XX век, принесший Церкви суровые испытания. Во время Второй мировой войны Горнокарловацкая епархия оказалась на территории марионеточного Независимого хорватского государства и пережила невиданные по своим масштабам страдания. Кажется, что именно на нее выплеснулось больше всего ненависти и дьявольской злобы хорватских фашистов. Очевидно, что трагическую роль сыграло и то, что епархия располагалась в самом сердце нового государственного образования, в непосредственной близости от хорватской столицы - Загреба. В ходе развернувшегося геноцида с 1941 по 1945 гг. усташами было убито 65 православных священников, были полностью разрушены 116 и сильно пострадали 39 храмов, полному или частичному уничтожению подверглись более 160 церковно-приходских и монастырских библиотек. Страдания духовенства и народа в полной мере разделил и правящий архиерей – епископ Горнокарловацкий Савва Трлаич, прославленный в 2000 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в лике священномучеников. Сын своего народа, он проявил себя как истинный пастырь, полагающий жизнь свою за овец, и его служение было увенчано мученической кончиной.

http://pravoslavie.ru/41318.html

Всего за время войны по данным Сербской Православной Церкви усташи уничтожили в «независимом государстве Хорватия» около 750 тыс. человек. Епископ Николай (Велимирович) вписал этих мучеников в церковный календарь под 31 августа, как «семьсот тысяч пострадавших за православную веру от рук римских крестоносцев и усташей во время II Мировой войны. Сии суть новые Сербские мученики» [xxxviii] . Правда, большинство современных исследователей дают меньшее число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тыс. сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тыс., еще один хорватский исследователь Ю. Бателя – 488 тыс., сербский историк Б. Косович – 487 тыс., а английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тыс. сербов [xxxix] . По данным Сербской Церкви на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича, 1866-1941) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича, 1884-1941) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (до другим сведениям в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной Академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович, 1874-1941) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) [xl] . В начале мая 1941 г. усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру (Зимоничу) и потребовал, чтобы он дал распоряжение своему духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу и срочно заменил надписи на официальных документах и печатях на латиницу. При этом о. Б. Брале заявил, что если в назначенное время это не будет сделано, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Однако митрополит мужественно ответил: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а кроме того, война еще не окончена». Твердая позиция владыки Петра проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь А. Павелича. Многие предлагали владыке покинуть епархию и уехать в Сербию или Черногорию, однако он отказался, заявив: «Я, как народный пастырь, обязан делить с моим народом не только добро, но и зло. Поэтому я разделю судьбу, которая его ожидает, какой бы она не была». Рекомендации оставаться со своими прихожанами он дал и священникам митрополии [xli] .

http://bogoslov.ru/article/2842069

В первой половине августа 1941 года около 2 тысяч сербов были уведены из Госпича в сторону Велебита. В этой группе заключенных был и епископ Савва. Предположительно он был убит в Велебите во время казни около 8 тысяч сербов в августе 1941 года. Священный Синод Сербской Церкви неоднократно обращался к оккупационным властям с просьбой выяснить судьбу владыки Саввы и других сербских архиереев на территории НГХ и добиться их освобождения, но безрезультатно. К сожалению абсолютно точных сведений об обстоятельствах кончины священномученика, но сербский историк Велибор Джомич приводит в книге «Усташские злодеяния над сербскими священниками» свидетельство, способное пролить свет на этот вопрос. По сообщению Джомича, священник Йован Силашки писал в одном из номеров журнала «Банатский вестник» следующее: «…В 1941 году Горнокарловацкая епархия была во власти ужасного усташкого режима. Священникам и епископу было заявлено, что их присутствие нежелательно, и они должны покинуть своих верующих и народ. Архиепископ Алоизий Степинац открыто сказал владыке, что он должен покинуть «хорватский» Карловац, иначе будет ликвидирован. Владыка ответил на это: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» Вскоре стало понятно, что католический архиепископ не шутил. Владыка Савва был арестован и подвержен страшным мучениям. Во время пыток и побоев в Плашком усташи специально заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся». Когда владыку повели на место казни, его мать стояла перед церковью и ждала, когда его поведут. Он хотела еще раз увидеть сына и поздороваться с ним. Однако мучители не позволили ей сделать этого. Владыка, все-таки, благословил мать связанными руками и пошел на смерть». Спустя несколько лет в церковь в Башаиде, где владыка Савва служил приходским священником, зашел неизвестный человек. Он встретил тогдашнего начальника почты Савву Сараволца… - Вы знали владыку Савву Трлаича? - спросил незнакомец, - я слышал, что он был священником в Башаиде.

http://pravoslavie.ru/41318.html

Правда, большинство современных исследователей дают несколько иное, в основном меньшее, число убитых: хорватский ученый В. Зерьявич писал, что за весь период войны погибло 530 тысяч сербов, немецкий историк Л. Штайндорф – около 500 тысяч, еще один хорватский исследователь, Ю. Бателя, – 488 тысяч, сербский историк Б. Косович–487 тысяч, английский исследователь М. Альмонд указывал, что усташи убили около 325 тысяч сербов 771 . По оценкам Американского мемориального музея Холокоста, общее число убитых усташами сербов – от 330 до 390 тысяч 772 . Согласно же явно заниженным подсчетам хорватского историка Владимира Жерявича, усташи уничтожили около 290 тысяч сербов, почти все 40 тысяч евреев и 30 тысяч цыган 773 . Наиболее достоверными представляются сделанные на основе большого количества архивных документов расчеты сербского историка Д. Цветковича: всего в Хорватии погибло от 695 до 742 тысяч человек, в том числе гражданских лиц от 504 до 536 тысяч, из них сербов – от 325 до 345 тысяч (64,5 %), хорватов – от 63 до 67 тысяч (12,3 %), боснийцев-мусульман – 39–41 тысяча (7,7 %), евреев – 30–32 тысячи (6,1 %), цыган – 24–26 тысяч (4,8 %), остальных и неизвестных национальностей – 23–25 тысяч (4,6 %). В этих цифрах не учитываются погибшие военнослужащие и партизаны, в частности около 300 тысяч сербов из НГХ воевало в составе народно-освободительной армии Югославии (из них погибли от 101 до 106 тысяч) и 20–30 тысяч воевали у четников (были убиты 6–8 тысяч). Таким образом, общее число погибших на территории Хорватии гражданских и военнослужащих сербов составило от 432 до 459 тысяч 774 . По данным Сербской Церкви, на территории «независимого государства Хорватия» из примерно 700 православных священников и монахов гонениям подверглись 577, из них были убиты 217, депортированы в Сербию 334 (вместе с 720 женами и детьми), арестованы 3, бежали от преследований 18 и 5 умерли после издевательств. Погибло и большинство сербских архиереев: арестованного 12 мая митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимонича) и схваченного 17 июня епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича) усташи заключили в концлагерь Госпич, а затем расстреляли в конце июля (по другим сведениям, в середине августа) 1941 г.; выпускник Московской Духовной академии епископ Баня-Лукский Платон (Йованович) был арестован 5 мая и убит 25 мая 1941 г. после жестоких пыток (ему отрезали нос и уши, вырвали глаза, а на груди развели костер) 775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здания Патриархии в Белграде и Сремских Карловцах оказались заняты немцами или усташами и частично разграблены; в некоторых местах церкви превращались в тюрьмы и места казни, более 300 храмов были разрушены, монастыри остались почти без монахов. Около миллиона православных сербов – клириков и мирян были убиты, кроме того, сотни тысяч оказались заключены в концлагеря, тюрьмы или депортированы 747 . Всего за четыре года оккупации погибли 350 православных священников и пять архиереев: в Хорватии профашистские усташи убили митрополита Дабро-Босанского Петра (Зимовича), епископа Баня-Лукского Платона (Йовановича) и епископа Горно-Карловацкого Савву (Трлаича), немцы казнили епископа Захумско-Герцеговинского Николая и епископа Чешско-Моравского Павлика (Горазда). Епископ Далматинский Ириней (Георгиевич) также арестован итальянцами и отправлен в лагерь на территории Италии, митрополит Загребский Досифей арестован усташами, подвергнут пыткам и издевательствам в тюрьме, затем выслан в Сербию, где умер от последствий пыток. Кроме того, болгары изгнали из Македонии митрополита Скопленского Иосифа и епископа Злетовско-Струмичского Викентия, венгры выслали в Сербию епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира (Раича), из Хорватии депортировали в Белград епископа Зворничско-Тузланского Нектария, итальянцы выслали в Албанию епископа Рашко-Призренского Серафима, где он и умер, и т.д. Только девять сербских архиереев в годы войны остались служить в своих епархиях 748 . После капитуляции Югославии в плену оказалось около 300 тысяч военнопленных, в том числе военные священники, многие из которых попали в концлагеря на территории Германии. И в дальнейшем эти лагеря регулярно пополнялись арестованными в Югославии священнослужителями 749 . Патриарх Гавриил без колебаний встал на стороне освободительного движения. Это принесло Первосвятителю долгий период заключения и издевательств со стороны нацистов. Он был арестован гестаповцами 25 апреля 1941 г., несколько недель провел в различных тюрьмах, затем переведен в монастырь Раковица, а в мае 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На другом заседании от 18 марта 1943 г. Синод заслушал просьбу Владыки Иоанникия о согласии на совершение новой епископской хиротонии, а также письмо из тюрьмы бывшего шофера епископа Горно-Карловацкого Саввы (Трлаича) Б. Опачича о том, что епископ жив и находится в заключении в Италии (к этому времени Владыка Савва уже был убит усташами). В своем письме от 17 марта митрополит сообщил Синоду, что в его епархии служат уже 33 беглых священника и иеромонаха из других частей Югославии. [xvi] 31 июля 1943 г. Владыка Иоанникий писал в Синод, что в ходе карательных акций против партизан серьезно пострадали некоторые церкви, монастыри Жупа, Пива, Джелия Пиперска и Добриловна, а также погибли два священника. 1 января 1944 г. митрополит сообщил в Белград о существенном ухудшении ситуации в его епархии в результате активизации партизан-коммунистов: 17 священников убиты, 21 приход не имеет пастырей и т.п. Согласно следующему письму митр. Иоанникия в Синод, через два месяца положение еще более обострилось: были окончательно разрушены 4 монастыря (Жупа, Бийела, Градишта, Ждребаоник и Режевичи), все остальные обители епархии повреждены и ограблены, некоторые перешли в руки коммунистов, их насельники погибли, разбежались или перешли на службу к партизанам. [xvii] Подобная ситуация сохранялась и в дальнейшем. Интересно отметить, что в вышедшем 1 мая 1944 г. печатном органе Хорватской Православной Церкви «Глас Православия» говорилось о необходимости провозгласить автокефалию Черногорской Церкви, но митрополит Иоанникий, как и подавляющее большинство священников его епархии, был категорически против выхода из состава Сербской Церкви-Матери и оставался верен ей во всем. В частности, 19 сентября 1942 г. он указал братии Острожского монастыря молиться за выздоровление болевшего в немецком плену Патриарха Гавриила перед мощами св. Василия. Сочувствуя борьбе против оккупантов, некоторое количество православных священников участвовало в движении сопротивления. В основном они тяготели к четникам, но часто не имели выбора (как, например, в Крайне или многих районах Черногории) и включались в то движение, которое доминировало в их области, в том числе партизан-коммунистов. Так, например, гражданский комиссар в Даниловграде 15 апреля 1942 г. сообщил губернатору и митрополиту Иоанникию, что священник из Слатина Джорджи Калезич был одним из главных организаторов коммунистических акций в своем округе, а священник из Йеленку Новак Кольеншич 11 марта 1942 г. погиб в составе коммунистического отряда, сражавшегося с частями черногорских националистов. [xviii]

http://bogoslov.ru/article/1158253

22 июня 1938г. епископ Платон избирается на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939г. перемещается на место своего будущего мученичества - в Баня Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941г., убили, а тело бросили в реку Врбанью. Священномученик был первоначально похоронен на воинском кладбище в Баня Луке, а в 1973г. перенесен в Банялучский собор. Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий (Память на Видовдан 15/28 июня - Собор всех сербских мучеников) Священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий Будущий священномученик Савва (в миру Светозар) родился 19 июля 1884г. в Моле в семье Стефана Трлаича и Елизаветы, ур. Каракашевич. Закончил в гимназию в Нови-Саде и Старую карловацкую семинарию. Закончил также юридический факультет в Белграде. Рукоположен в диакона 19-го, а в священника 27 января 1909г. епископом Темишварским Георгием. Служил приходским священником в Бечке и Башаиде. В начале 1927г. назначен референтом, а вскоре и главным секретарем Святого Архиерейского Синода. Как вдовый священник пострижен в монахи 27 октября 1929г. в монастыре Крушедол. Вскоре произведён в чин архимандрита и поставлен старейшиной Крушедольского монастыря, а после избран викарным епископом Сремским. Хиротонию совершили 30 сентября 1934г. в Сремских Карловцах патриарх Сербский Варнава (Росич) с епископами Тимочским Эмилианом, Нишским Иоанном, Захолмско-Герцеговинским Тихоном и Злетовско-Струмичским Симеоном. На этой должности епископ Савва оставался до 22 июня 1938г., когда был избран епископом Горнокарловацким. После смерти епископа Пакрацкого Мирона в 1941г. епископ Савва стал также администратором Пакрацкой епархии. В начале второй мировой войны владыка Савва отклонил предложение итальянских оккупационных властей переехать в Белград. Он остался со своим народом и, перенеся множество унижений, мученическим подвигом увенчал свою земную жизнь в 1941г. До сего дня неизвестно, где находится его могила.

http://pravoslavie.ru/39485.html