Молодежная организация «Маронцы» провела творческий вечер, просвященный памяти митрополита Трифона (Туркестанова) 5 февраля 2008 г. 15:07 Православная молодежная организация «Маронцы», действующая при храме преподобного Марона Пустынника, провела творческий поэтический вечер, посвященный памяти выдающегося иерарха Русской Церкви — митрополита Трифона (Туркестанова). Вечер памяти, проведенный в рамках мероприятий Совета православных молодежных организаций Москвы, был организован при участии зеленоградского молодежного объединения «Колокол». На вечере присутствовали молодые люди из многих православных молодежных организаций Москвы — «Спас», «Покров», «Сретенье», «Молодая Русь», «Георгиевцы!», «Светоч» и многих других. Устроители вечера представили постановку, рассказывающую о жизни и трудах святителя Трифона (Туркестанова) — выдающегося иерарха, известного проповедника, горячо любимого московской паствой, духовного писателя, автора драмы «Пещное действо», книг о Шамординском и Бородинском монастырях, акафиста «Слава Богу за все!». Митрополит Трифон (1861-1934) начинал свой путь в стенах Оптиной пустыни, был связан со многими известными духовными деятелями начала XX века  — его наставниками были преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Варнава Гефсиманский; духовно близкие отношения у него были с праведным Иоанном Кронштадтским и старцем Зосимой-Захарией, духовником Троице-Сергиевой Лавры . Особенное влияние на жизнь владыки оказал оптинский старец преподобный Варсонофий. В 1897-1901 годах владыка был ректором Вифанской и Московской семинарий. С 1901 года — епископ Дмитровский. В 1910 году управлял Московской епархией . Во время Первой мировой войны находился на фронте, где был контужен, ослеп на один глаз, вследствие чего просился на покой в родную Оптину, но Святейший Синод назначил его настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1916-1917 годах он вновь оказался на фронте, на этот раз на румынском. После октябрьского переворота владыка отошел от церковного управления и удалился на покой в Донской монастырь , но продолжал оставаться со своею паствою, служил во всех храмах, куда его приглашали. В 1923 году он был возведен в сан архиепископа, в 1931 году — митрополита. В 1934 году преставился и был похоронен на Немецком (Введенском) кладбище Москвы. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/360294.htm...

Митрополит Трифон (Туркестанов). «Любовь не умирает...»: Из духовного наследия. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 656 с: ил. 29 марта 2007 г. 09:09 Книга составлена на основании рукописных и печатных источников, собранных духовными детьми и почитателями святителя. Рукописные источники — это большей частью расшифрованные стенограммы проповедей митрополита Трифона, а также его письма, стихи, составленные им молитвы. Печатные источники — это проповеди, поучения, беседы и другие труды святителя, изданные до 1917 года. В приложении помещены свидетельства современников о митрополите Трифоне — речи, воспоминания, стихи. В имеющихся жизнеописаниях митрополита Трифона все эти материалы в совокупности, перепечатанные на машинке, обозначаются как «Материалы М. Т.». М. Т. — это Мария Тимофеевна Злобина (+1985), которая собрала от духовных детей владыки и в 1950-1960-е годы на свои средства перепечатала проповеди и другие материалы, связанные с жизнью и деятельностью митрополита Трифона. Это был поистине подвиг любви к пастырю Христову, потому что в то время сделать это было, как известно, непросто. В 1970-е годы на основании этих материалов (и некоторых других, таких как военный дневник, записные книжки и др.), а также живых свидетельств людей, знавших митрополита Трифона еще при его жизни, Алексей Михайлович Залесский составил очерк жизни и деятельности святителя, включающий характеристику его устного и письменного наследия, озаглавленный «Материалы для биографии митрополита Трифона, собранные его духовными детьми». Так значительная часть наследия выдающегося архипастыря-проповедника начала XX в. стала известна в церковной среде конца XX века. Аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, ученик Оптинского старца Амвросия, близкий знакомый святого праведного Иоанна Кронштадтского, владыка Трифон прославился как Московский Златоуст и «кухаркин архиерей», утешитель неприкаянного церковного народа в пору лютых богоборческих гонений. Он, казалось, заключал в своей душе всю Православную Россию. Недаром П.Д. Корин избрал его в качестве центральной фигуры для своей картины «Русь уходящая». Духовное наследие владыки Трифона проникнуто истинным православным духом, старческой мудростью, одухотворенной верой и высочайшей культурой слова. Достаточно сказать, что его перу принадлежит акафист «Слава Богу за все». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/221602.htm...

2 . Письма епископа Трифона к епископу Арсению (Стадницкому) . 14 декабря 1898 г. 27 ноября 1904 г. писем]. ГАРФ, ф. 550, оп. 1, ед. хр. 534. 015. 5 л. 3 . Письма архиепископа Трифона Сумбатовой (урожд. Корф) Марии Николаевне. 9 января 1930 г. 13 апреля 1934 г. писем и фото с подписью от 10 сентября 1929 г.]. Приложены: стихотворение епископа Трифона «Цветок от бедного сердца» и отрывок «Из моих воспоминаний» (машинопись). РГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 3323. 24 л. 4 . Письмо архиепископа Трифона Ленской (урожд. Корф) Лидии Николаевне. 19 апреля б/г. РГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 3474. 1 л. и конверт. 5 . Письмо епископа Трифона Гиацинтову Владимиру Егоровичу от 12 января 1922 г. РГАЛИ, ф. 2049, оп. 3, ед. хр. 500. 1 л. 509 Печатается по: Прибавления к церковным ведомостям. СПб. 1901. 29. С. 1017–1019; то же в: . С. 15–18. 512 Печатается по: Из-под Москвы. Говорово. Освящение храма//Московские ведомости. 30 июля 1901. 207. С. 2. Летом 1901 года преосвященный Трифон на свои средства ремонтировал этот пришедший в ветхость храм, с которым связаны его лучшие детские воспоминания. 514 Из: , ч. 2. Очевидно, это рассказ Марии Тимофеевны Злобиной о своей поездке вместе в сестрой Варварой Тимофеевной, ее мужем Павлом Павловичем и племянницей. 515 Глава из очерка «Сокровища Введенских гор» (см.: ). Печатается по рукописи. А. А. Солодовников известен как религиозный поэт прошедшего XX века, род. в 1893 г., окончил юридический факультет. В 1938 г. был арестован и осужден без вины на 10 лет лагерей, отбывал срок около Магадана. В 1956 г. вернулся в Москву († 1975 г.). 516 Сергей Николаевич Лисевицкий был иподиаконом митрополита Трифона и Святейших Патриархов Сергия и Алексия; † 13 августа 1994 г., погребен на Введенском (Немецком) кладбище, недалеко от могилы митрополита Трифона. 517 Даниил (Троицкий), епископ (с 1921 г.), затем архиепископ (с 1934 г.). Брат архиепископа Иллариона (Троицкого, † 28 декабря 1929). Умер от тифа в тюрьме г. Брянска осенью 1934 (или 1935) г. 518 Епископ Даниил многократно арестовывался за то, что «под видом исполнения религиозных культов в церквях говорил проповеди, в которых всячески старался скомпрометировать советскую власть...», «по выходе на свободу стал опять вести такого рода агитацию, в силу которой он пользуется большой популярностью среди верующих...»

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

митрополит Трифон (Туркестанов) (11.12.1861–14.06.1934) Гимнография Патрология Проповеди митрополит Трифон (Туркестанов) Духовный писатель и талантливый проповедник, гимнограф. Биография Детство и образование Родился в семье князя Петра Николаевича Туркестанова (1830—1891) и Варвары Александровны Туркестановой (урожденной Нарышкиной, 1834—1913). Борис был вторым ребенком в семье — после своей старшей сестры Екатерины. Всего же в семье было шесть детей. По отцу он принадлежал к грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку; его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Императоре Петре I (1689—1725). Раннее детство его протекало в Москве и в подмосковном имении матери — селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис привык к церковным службам, постовым говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освященному церковному быту. В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в церкви мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел. Однажды Варвара Александровна совершила поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь. Когда они подходили к хибарке преподобного Амвросия, старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идет». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребёнком. Борис Туркестанов учился в частной классической гимназии известного педагога Л. П. Поливанова, одной из лучших в Москве (она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой (Меркуловым), которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца жизни старца (1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Свидетельства современников о митрополите Трифоне: речи, воспоминания, стихи, письма Послужной список Слова и речи, обращенные к преосвященному Трифону Речь ректора Тифлисской семинарии архимандрита Николая (Зиорова) при пострижении в монашество князя Бориса Туркестанова Речь Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского, при вручении жезла преосвященному Трифону Приветствие иеромонаха Иоасафа от имени братии Афонской Пантелеимоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Ответное слово преосв. Трифона братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве Речь от имени причта храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Говорово (имении В. А. Туркестановой), после освящения храма и литургии, совершенной епископом Трифоном Из слова инспектора Московской духовной семинарии С. 3. Ястребцова после прощального богослужения епископа Трифона в храме семинарии Воспоминания о митрополите Трифоне Поездка к старцу Нектарию Оптинскому Митрополит Трифон Из воспоминаний Воспоминания о митрополите Трифоне Стихотворения, посвященные митрополиту Трифону С. Соловьев. [Епископу Трифону] Из стихотворения «Святой Москве» 14 сентября 1913 года Епископу Трифону, путешествующему за границей Арсений Денисов, епископ Ефремовский Архиепископу Трифону Письма Поздравление архиепископу Трифону от духовных детей в день Ангела Из письма архиепископу Трифону от духовных детей Письмо архиепископа Серафима (Остроумова) в годовщину кончины преосвященного Трифона Труды митрополита Трифона (Туркестанова) Письма, хранящиеся в архивах     Из духовного наследия В книге впервые представлено в достаточной полноте духовное наследие митрополита Трифона (Туркестанова) (1861–1934), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Основное содержание книги составляют слова и поучения, произнесенные им в разные годы своего архипастырского служения, стихи и молитвы. Аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, ученик Оптинского старца Амвросия, близкий знакомый святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка Трифон прославился как Московский Златоуст и «кухаркин архиерей», утешитель неприкаянного церковного народа в пору лютых богоборческих гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Митрополит Трифон (Туркестанов) Митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов) родился в 1861 году в Москве, в семье князя Петра Николаевича Туркестанова, мать будущего святителя Варвара Александровна, урождённая княжна Нарышкина. В семье было шестеро детей, Борис был вторым. По отцу он принадлежал к грузинскому княжескому роду, восходившему к XV веку; его прапрадед, князь Борис Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Петре I. В подмосковном имении Варвары Александровны был храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и Борис с ранних лет полюбил церковную службу, полюбил и посты, и праздники, и всем своим искренним детским сердцем принял церковный уклад жизни и сроднился с ним. Здоровье мальчика было слабым, он часто болел и однажды разболелся так, что надежды на медицину уже не оставалось. Мать Бориса, глубоко верующая, стала горячо молиться о сыне в церкви святого мученика Трифона и дала обет Богу посвятить сына церковному служению, и дать ему имя Трифон, если сын изберёт монашеский путь. Вскоре после этого угроза смерти миновала, и мальчик быстро поправился. После выздоровления Бориса, Варвара Александровна поехала с ним в Оптину пустынь, где хотела просить духовного совета и благословения у преподобного Амвросия. Когда они подходили к келье старца, он сказал стоявшим перед ним людям: «Дайте дорогу, архиерей идёт!» Народ расступился, все оглянулись в поисках архиерея и увидели женщину с ребёнком… В 1883 году Борис поступил на историко-филологический факультет Московского университета, однако светское образование и последующая мирская деятельность не привлекали его, он стал всё решительнее думать и говорить об избрании им монашеского пути, причём большинство людей его круга выражали ему своё непонимание, и только у родителей он нашёл поддержку. По их благословению, Борис Туркестанов в 1887 году поступил послушником в Оптину пустынь. Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский , ещё в мальчике увидевший будущего архиерея, и теперь всё дальнейшее совершалось очень быстро; старец благословил Бориса на монашество и 31 декабря 1889 года он пострижен с именем Трифон во исполнение обета, данного матерью; на следующий день, 1 января 1890 года, монах Трифон был рукоположен во иеродиакона, a 6 января во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

33 . Шавельский Георгий , протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996: в 2 т. 34 . Георгий (Тертышников), архимандрит. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Сергиев Посад, 1996. 35 . Свенцицкий А. Б. Они были последними. М.: Грааль, 1997. 36 . Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий. М.: Искусство, 1997. 37 . Джунковский В. Ф. Воспоминания. М.: Изд-во. им. Сабашниковых, 1997: в 2 т. 38 . Князья Туркестановы. Борис Петрович, в монашестве Трифон//Дворянские роды Российской Империи, в 10 томах./Авт.-сост. П. Гребельский и др.: СПб. Изд-во Ликоминвест, Т. 4: Князья Царства Грузинского, 1998. С. 217–219. 39 . Лазарева Н. Митрополит Трифон (Туркестанов) : Биографический очерк/Митрополит Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. М.: Мартис, 1997, с. 3–19; то же: Журнал Московской Патриархии, 1998, 11. С. 67–69 (с сокращениями). 40 . Материалы к жизнеописанию/Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию/Сост. иером. Афиноген (Полесский). М.: Сретенский монастырь; Новая книга, Ковчег, 1999. 41 . Дидковский С., диак. Пастырская деятельность митрополита Трифона (Туркестанова) . Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. МДА. Сергиев Посад, 1999. – 148 с. Машинопись. 42 . Нелидов В. А. Театральная Москва. М.: Материк, 2002. 43 . «Детки мои любимые...» Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Сост. С. Фомин. М.: Паломник, 2002. 44 . Комаровская Е. Л., Комаровский Е. Ф. Воспоминания. – М.: Захаров, 2003. 45 . Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе//[Митрополит Трифон (Туркестанов)] Акафист «Слава Богу за все». Клин. Фонд «Христианская жизнь», 2003. С. 19–33. 46 . Воскресенский [Ново-Иерусалимский] монастырь в XVIII–XX вв.//Зелинская Г. М. Новый Иерусалим: путеводитель. М.: Лето, Радуга, 2003. С. 43–81. 47 . Никон (Рклицкий) . Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 2003. Кн. 1, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Врача сумели вызвать только к вечеру, и часов в 11 пришла врач-женщина, а Владыка уже лежал с подушкой. Когда пришла врач, я спрашиваю: «Еще, может быть, сбегать за подушкой?» Она сказала: «Ну что же, сбегайте, потому что меня сейчас остановили двое, но я сказала, что иду к умирающему больному, и они меня отпустили». Я и убежала вдвоем с Любовью Григорьевной (его духовная дочь), а в это время Владыка скончался». О последних днях митрополита Трифона вспоминает также иеродиакон Феофан: «14 июня 1934 года, в день смерти, он, будучи уже слепым, просил своих духовных детей петь Пасху и сам с ними пел. Настоятель храма мученика Трифона хотел привезти чудотворную икону мученика Трифона к Владыке, но Владыка по своему смирению отказался, говоря, что он не может принять такую святыню, потому что здесь, в этой комнате, проходит вся его жизнь. При его кончине была кадровая сестра, которая ко мне обратилась и сказала, что она много видела смертей, но такой тихой кончины, как у Владыки Трифона, она не видела». «Владыка оставил завещание, – вспоминает далее Мария Тимофеевна, – отпеть его в церкви Адриана и Наталии, где в то время находилась икона мученика Трифона, положить в мантии и клобуке и отпевать, как простого монаха, речей не говорить и цветов на гроб не возлагать. То, что было готово для пострижения в схиму, настоятель о. Александр (Голосов) положил в гроб. День похорон был на пятый день, ждали архиеерев. 2 (15)/VI утром Владыку перевезли в церковь , там в эти дни служили обедни, панихиды, читали Евангелие. 4 (17)/VI приехал архиепископ Серафим (Остроумов). Он был Владыкин ученик, и Владыка постригал его в монахи в Богоявленском монастыре... Когда мы подошли к нему, он сказал: «Ну вот все и кончено». 4 (17)/VI вечером была торжественная заупокойная всенощная с архиерейским служением. 5 (18)/VI была обедня, пели два хора, а за отпевание вышли четыре-пять архиереев и много-много духовенства, до алтаря все стояли, долго прощаясь, подняли гроб и обнесли вокруг храма, гроб везли на катафалке на шести лошадях в белых попонах, гроб был покрыт мантией, около стояли посох и рипиды. Народу было очень много, и все шли под проливным дождем, движение по дороге останавливалось, из трамваев выходили и спрашивали, кого хоронят, некоторые удивлялись и сожалели, как это они не знали.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

– Ничего подобного никогда не было! Храм – это был праздник! В то время не покрывали косыночками маленьких девочек, а завязывали им большие банты (в праздники) или заплетали косички (в будни). Так было всегда. Существовало понятие: «кобеднешное платье». Все новое всегда старались надеть в храм в первый раз. Конечно, это, может быть, мелочь, пустяки. Но это было в то же время и данью Богу. Сейчас человек стал чуждым другому человеку. Люди живут на лестничных клетках, не зная друг друга, не участвуя в жизни друг друга. Мне лично повезло: у меня очень хорошие и добрые соседи. Вот лишь одна мелочь: соседу привезли жбан меду, он мне стучит в дверь и говорит: «Вера Николаевна, дайте банку, я вам меду отложу!» А потом заходит и говорит: «Мед-то съели? Я вам еще дам!» Уходя, я не запираю свою дверь, а когда прихожу, на столе часто обнаруживаю что-то вкусненькое: я пришла из церкви, а меня уже чем-то угостили! Это мелочь, конечно, но на протяжении всей моей жизни Господь посылал мне добрых, отзывчивых и милых людей. К сожалению, жизнь сейчас устроена так: я ловлю себя на том, что действую на нервы своим подружкам. Они говорят: «Пенсия маленькая, лекарства дорогие, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» А я им говорю: «Ведь погода же не всегда плохая? Солнышко иногда тоже светит… Лекарства? Но не каждый день мы покупаем лекарства! Пенсия? Ну, уж не такая она маленькая… Конечно, можно что-то не купить, а что-то купить… Ну, а люди? Люди уж такие, как они есть, и такие, какой ты сам!» И иногда на это мне крутят пальцем около виска, но я не обижаюсь. – Вы знали удивительных людей своего времени, которые сейчас остались только в воспоминаниях многих. В частности, владыку Трифона (Туркестанова). Хотелось бы услышать хотя бы несколько слов о нем… Владыка Трифон (Туркестанов) – О нем можно отдельную беседу сделать. Владыка Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов) был в свое время частым служителем в храме Трифона мученика недалеко от Рижского вокзала на Трифоновской улице. Когда этот храм закрыли, то мощи мученика Трифона перенесли в храм Адриана и Наталии, который помещался между двумя Мещанскими улицами: 1-й Мещанской, превратившейся в Проспект Мира, и 2-й Мещанской. Вскоре после смерти Владыки в 1934 году (он скончался 14-го июня) и этот храм закрыли. Затем, естественно, все сломали и построили дома. И лишь после закрытия этого храма мощи были перенесены в храм иконы Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Я слышала проповеди святителя Трифона, они были необыкновенными: содержательные, глубокие, интересные. В частности, мне запомнилось, как он рассказывал в один из юбилейных дней композитора Чайковского о том, что у него есть музыкальное произведение, которое, кажется, называется «Служба в деревенском храме», где композитор силами фортепиано старается передать настрой в этом маленьком храме. К сожалению, мне не удалось найти это произведение…

http://pravoslavie.ru/65173.html

Он вступил в совершенно особый мир, со своими правилами и традициями, настороженно и недоверчиво относившийся ко всякому новшеству и нарушению заведенных обычаев, где все, подчинявшееся времени, отступало перед вечным и непреложным. И теперь его уже не удивляло «возмущение, которое произошло в скиту Оптинском из-за распоряжения начальника служить храмовую службу Обретению святой главы Иоанна Предтечи не в главном храме, где было принято ее обыкновенно совершать, а в приделе. Хотя это приказание скитоначальника о. Анатолия было вполне основательно, так как в главном храме перекрашивались в то время полы, однако скитские иноки под предводительством двух древних схимников отправились к ныне покойному отцу Амвросию и со слезами умоляли его отменить распоряжение настоятеля. «Мы 40 лет привыкли в этот день молиться в Предтеченском храме, а теперь наш праздник будет не в праздник, если нас заставят стоять службу в Макарьевском приделе». Любвеобильный и снисходительный авва снизошел к их просьбам. Настлали досок в главном храме и там отслужили» 106 . В 1888 году в городе Ардон на Кавказе в Осетии открылось Александровское миссионерское духовное училище, ректором которого поставили иеромонаха Иоанна (Алексеева) . Послушник Борис Туркестанов был приглашен в это училище надзирателем и преподавателем. Старец Амвросий благословил его принять приглашение. Он отправляется в Ардон. А 31 декабря 1889 года ректором Тифлисской духовной семинарии архимандритом Николаем (Зиоровым) послушник Борис Туркестанов был пострижен в монашество с именем святого мученика Трифона. Через семь дней, на праздник Богоявления, экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) рукоположил Трифона (Туркестанова) в иеромонахи. Почти одновременно, в октябре 1889 года, в Бодбийский русский женский монастырь святой равноапостольной Нины, только что восстановленный, направляется княжна Тамара Александровна Марджанова, впоследствии знаменитая старица схиигумения Фамарь, запоминающаяся в галерее образов «Уходящей Руси» Павла Корина вдохновенно-отрешенным ликом и спокойной печалью 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010