Галина Борсуковская 18 июня 2011, 16:51 Ради Бога! Не нужно ничего менять! Зачем менять то, что всеми любимо, что всеми принято близко к сердцу? Ну представьте себе ребенка, который с рождения говорил на родном языке - языке своих родителей, а потом кто-то в приказном порядке вдруг заставит его этот язык изменить. Новое уже никогда не станет родным, но так и останется чуждым, навязанным, нелюбимым. Зачем это? Не нужно! Ceльckiй бригадиръ 18 июня 2011, 13:29 Когда Московская Патриархия получила в 1970-х гг. возможность переиздавать богослужебные книги, новые издания стали воспроизводить старую редакцию XVII века, а не версию начала ХХ-го. Вот как объясняет эти причины многолетний Председатель Издательского отдела Московской Патриархии митрополит Питирим (Нечаев; †2003): «Когда мы начали издавать богослужебные книги, то стали их печатать со старых изданий, а не с тех, что были подготовлены Синодальной комиссией митрополита Сергия. Это было связано с тем, что церковная практика всё же отвергла эту справу. Я и сам не могу читать, к примеру, покаянный канон по сергиевскому изданию – там слишком сильно нарушена мелодика» («Русь уходящая». Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007, с. 298–299). См. полностью: http://www.blagogon.ru/digest/205/ Галина Павловна 18 июня 2011, 12:41 1.Хотелось бы сравнить тексты Триодей 1912-1913 г. с принятыми ныне. Отдельные выражения,которых,думаю,будет не так много,можно снабдить ссылками с параллельным текстом редактированных Триодей. 2.При многолетнем клиросном чтении у меня не возникало никаких смущений.Некоторая невнятность отдельных фраз восполняется общей мелодикой и красотой.Для слушающих это и вовсе незаметно. 3.Убеждена,что ни в коем случае нельзя,особенно теперь,подвергать текст Триодей изменениям.Это-сокровище Русской Церкви.Адекватного редактирования не будет,особенно если учесть,что опыт таких великанов,как Б.Тураев и др. участников не был принят церковным народом. Игорь Валерьевич 18 июня 2011, 11:33 Не очень понимаю, почему кому-то кажется, что именно Триодь полна неясностей. Двадцать лет читаю эту книгу с клироса, и нахожу, что именно Триодь (Постная и Цветная) наиболее ясная, поэтическая и духовная книга из всех богослужебных книг. Куда больше компиляции и формальности в Минеях, где подчас, читая канон святого, находишь, что его можно приложить к любому святому нашей Церкви. Это плод творчества именно последних сочинителей, и имено к этим текстам следовало бы отнестись критически. Отмечено уже, что богослужения русским святым как правило в два-три раза длиннее древних тропарей и стихир. Благочестие явно подменяется многословием. Конечно, некоторые приемы морфологии древнегреческих текстов смотрятся на церковно-славянском языке неудобопроизносимо, но хотелось бы призвать инициаторов исправлений к высочайшей мере осторожности в обращении с текстами первого тысячелетия. Надо признать, богослужебная поэзия того периода остается непревзойденным образцом. Пусть она таким образцом и остается.

http://pravoslavie.ru/47106.html

Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей 384 . В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения. Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий. Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью , поскольку он ежедневно много согрешает. Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца. Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины. Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово. 369 Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения. 373 О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п. 374 О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр. 376 Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на «слава», Стиховная стихира на «слава». 377 О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

313 Учитывая означенные – конечно же, косвенные – указания, может быть, позволительно предположить русское происхождение рассмотренной выше рукописной версии покаянного плача св. Андрея Критского и в таком случае считать ее древнерусским вариантом последнего. Для чего же был создан подобный вариант? Известно, что для общественного богослужения древней греческой Церкви и, соответственно, русской Церкви домонгольского периода характерно большое разнообразие. Но при наличии многочисленных частностей, местных особенностей и т. д. устойчиво сосуществовали три типа богослужения: кафедрально-епископский, монастырский и приходской. 314 Имея в виду историю канона как определенной гимнографической формы, надо помнить, что таковая развивалась на основе библейских песнословий Утрени и как часть Утрени, 315 причем только по монастырскому чинопоследованию. 316 В кафедрально-епископских храмах совершались особые Утрени – без пения канонов. 317 Что же касается приходского богослужения, то последнее, будучи ориентировано на монастырское, заметно отличалось краткостью. Иными словами, в приходских, или мирских, храмах Утрени, Вечерни, Литургии и т. д. совершались по монастырскому чину, но обычно сокращенно, с опущением каких-то молитв или даже целых разделов службы. 318 В связи с этим уместно отметить яркую отличительную черту рукописной Триоди, в которой содержится рассмотренное выше творение святого Андрея Критского . Вместе с ним в книге 36 канонов. Из них 26 (понятно, в другой текстовой редакции) употребляются до сих пор. Но по объему они все, сравнительно с печатаемыми ныне церковнославянскими вариантами, – краткие: в составляющих их песнях оставлено обычно по четыре тропаря, включая Богородичен или же Троичен с Богородичном. Таким образом, означенная Постная и Цветная Триодь содержит сокращенные последования канонов. Возможно, это указывает на ее предназначение именно для приходского богослужения. Но отсюда и переделка «Великого Покаянного канона» также, вероятно, была осуществлена на потребу мирского храма. Конечно, если бы удалось решить вопрос относительно того, к какому времени относится данная переделка, то, быть может, придется изменить мнение и относительно ее культурно-исторических обстоятельств. Но это уже предмет специального историко-археологического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но как ни ясен торжественный характер великосубботней вечерней службы из наших обрядов, включая сюда и перемену священнослужителями облачений багряных (не траурных) на белые и особенно из священных песнопений этого дня, тем не менее среди наших пастырей, даже и серьезно интересующихся нашим богослужением, но слепо приверженных установившейся практике и не желающих следовать прямому предписанию нашего действующего Типикона, раздается неосновательная жалоба на «логическую непоследовательность в богослужении великой субботы, ослабляющую и разрушающую то молитвенное настроение, которое создается в душе молящихся предшествующими службами». 43 О. А.Н. Антонов, печатно высказавший такое суждение об этой единственной в своем роде службе нашего церковного года, несомненно упустил из внимания прямое указание нашего Типикона, 44 в котором говорится ясно, что на утреннем богослужении, после великого славословия, при пении Трисвятого, «приходит игумен пред святыя царския двери, и ту стоит, ожидая конца Трисвятого последняго. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери и полагает Евангелие на пресвятом, плащаницу же на уготованне столе во образ гроба». 45 Иными словами говоря, св. плащаница, после этого выноса, скрывается от взоров молящихся в алтаре и на средине храма более уже не полагается. Так это, действительно, и практикуется на всем православном Востоке, где св. плащаница не лежит открытою для народа в течение великосубботнего вечернего богослужения, а потому не читаются за нею и «Деяния Апостольские». Имея же в виду установившуюся у нас практику, после входа с плащаницею не входить священнику в алтарь, вопреки Устава, а полагать плащаницу снова среди народа «на уготованне столе во образ гроба», куда она и износится за вечернею в великую пятницу и где она лежит по причинам житейским и экономического свойства, до начала пасхальной утрени о. Антонов в песнопениях на великосубботней литургии: «Да молчит всякая плоть человеча» и «Не рыдай Мене, Мати», и – «в присутствии плащаницы посреди церкви и в чтении «Деяний Апостольских» словно над покоящимся во гробе» усматривает «диссонанс» и даже «противоречие».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Присовокупляет же и сию: Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас и от всякия вещи, во тьме преходящия. Приими жертву вечернюю, рук наших воздеяния. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти неискушены от злых и избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем Суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша и умертви уды наша, сущия на земли, да и сонным безмолвием просветимся, зрением судеб Твоих. Отыми же от нас всякое мечтание неподобное и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы утверждены в вере и преспевающия в заповедех Твоих. Диакон же глаголет: Заступи, спаси, помилуй, возстави: Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную: Лик: Тебе, Господи. Иерей возглашает: Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже Благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Таже: Сподоби, Господи, в вечер сей: Посем же глаголет диакон: Паки и паки приклонше колена, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. ( Трижды.) И нам такожде колена приклоншим, иерей чтет третию молитву: Приснотекущий, животный и просветительный Источниче, соприсносущная Отцу содетельная Сило, все смотрение за спасение человеческое прекрасне исполнивый, Христе Боже наш, смерти узы неразрешимыя и заклепы адовы расторгнувый, лукавых же духов множество поправый; приведый Себе о нас непорочное заколение, и Тело давый пречистое в жертву, всякаго греха неприкосновенное же и непроходное, и страшным сим и неисповедимым священнодействием живот нам вечный даровавый; во ад сшедый, и вереи вечныя сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый; началозлобнаго же и глубиннаго змия богомудростным льщением уловивый, и веригами мрака связавый в тартаре и огни негасимом, и во тьме кромешней неисчетносильною Твоею затвердивый крепостию; Великоименитая Премудросте Отчая, напаствуемым великий Помощник явивыйся и просветивый седящия во тьме и сени смертней! Ты, славы присносущныя Господи и Отца Вышняго Сыне Возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи, вереи вечныя сокрушивый и узы растерзавый,/от гроба воскресл еси,/оставль Твоя погребальная/во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения,/и предварил еси в Галилеи, в пещере стрегомый:/великая Твоя милость,/Непостижиме Спасе,//помилуй и спаси нас. Стих: Хвалите Его на Силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. Господи, жены текоша на гроб/видети Тя, Христа, нас ради пострадавшаго,/и, пришедше, обретоша Ангела, на камени седяща,/страхом отвальшемся,/и к ним возопи глаголя:/воскресе Господь, рцыте учеником,/яко воскресе от мертвых//Спасаяй души наша. Стих: Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Господи, якоже изшел еси от запечатаннаго гроба,/тако вшел еси и дверем заключенным ко учеником Твоим,/показуя им телесная страдания,/яже подъял еси, Спасе Долготерпевый./Яко от семене Давидова, язвы претерпел еси,/яко Сын же Божий, мир свободил еси:/великая Твоя милость,/Непостижиме Спасе,//помилуй и спаси нас. Ины стихиры, анатолиевы. Стих: Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Господи, Царю веков и Творче всех,/нас ради распятие и погребение Плотию приемый,/да нас от ада свободиши всех./Ты еси Бог наш,//разве Тебе иного не вемы. Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Егов кимвалех восклицания./Всякое дыхание да хвалит Господа. Господи, пресияющая Твоя чудеса кто исповесть?/Или кто возвестит страшная Твоя таинства?/Вочеловечивыйся бо нас ради, яко Сам восхотел еси,/державу явил еси силы Твоея./Крестом бо Твоим разбойнику рай отверзл еси/и погребением Твоим вереи адовы сокрушил еси,/Воскресением же Твоим всяческая обогатил еси://Благоутробне Господи, слава Тебе. Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Мироносицы жены, гроба Твоего достигше,/зело рано искаху Тебе миры помазати,/Безсмертнаго Слова и Бога,/и, Ангела глаголы огласившеся,/возвращахуся радостию,/апостолом возвестити яве:/яко воскресл еси, Животе всех,//и подал еси мирови очищение и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ведь прочтение этих двух псалмов занимает собою всего лишь несколько минут. Чрезмерному и ненужному, совершенно излишнему затягиванию Богослужения способствует не уставная полнота его, – не эти чтения, а концертное, бравурно-театральное исполнение некоторых песнопений с противоуставным, иногда многократным повторением одних и тех же слов на разные лады, без всякого смысла. 165. ВОПРОС: В каких облачениях полагается служить панихиды и отпевания – в светлых или чёрных? ОТВЕТ : По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в чёрных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить, ибо чёрный цвет облачений в таких случаях гармонирует с мрачным настроением близких усопшего – настроением которого у истинных христиан не должно бы быть, как неуместно и мрачное отношение к смерти вообще. Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклонной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «НЕСТЬ УБО, ГОСПОДИ, РАБОМ ТВОИМ СМЕРТЬ, ИСХОДЯЩЫМ НАМ ОТ ТЕЛА, И К ТЕБЕ БОГУ НАШЕМУ ПРИХОДЯЩЫМ, НО ПРЕСТАВЛЕНИЕ ОТ ПЕЧАЛЬНЕЙШИХ НА ПОЛЕЗНЕЙШАЯ И СЛАДОСТНЕЙШАЯ, И НА УПОКОЕНИЕ И РАДОСТЬ» (См. Триодь Цветная). Столь же нехристианский поэтому, по существу своему, обычай и ношения чёрной так называемой «траурной» одежды по близким усопшим. Во всём это сказалось у нас влияние Запада. 166. ВОПРОС: Что из Псалтири полагается читать над усопшим? ОТВЕТ : Над усопшим полагается читать всю Псалтирь, причём обычно Псалтирь, назначенную для богослужебного употребления, которая имеет в составе своем особые молитвословия – предначинательные и вставленные между кафизмами, или теми двадцатью отделениями, на которые разделяется Богослужебная Псалтирь. Псалтирь полагается читать над усопшим непрерывно от момента смерти его до начала отпевания, кроме того, разумеется, времени, когда совершается над ним панихида.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

На литии стихира храма. Таже самогласны святых всех. Глас 1: Веры согласием мирское торжество/от века Богу благоугодивших,/патриархов честное и пророков сословие,/апостолов удобрение, мучеников собрание, постников похвалу,/всех святых память духовне празднуим:/молят бо ся непрестанно,/дароватися миру мирови//и душам нашим велией милости. Приидите, вси вернии,/святых всех всеславную память/во псалмех, пениих и песнех духовных восхвалим./Крестителя Спасителева,/апостолы, пророки и мученики,/священноначальники, учители же и преподобныя,/постники и праведныя,/и святых жен боголюбное состояние/честно ублажающе, согласно возопиим:/Преблагий Христе Боже наш,/тех молитвами подаждь мир церквам Твоим,/победы на враги христолюбивым людем//и душам нашим велию милость. Приидите, вси духовне возвеселимся о памяти святых:/се бо прииде, богатотворная нам дарования приносящи./Темже во гласе радости/и чистей совести возопиим, глаголюще:/радуйтеся, пророков сословие,/иже пришествие Христово мирови проповедавше/и яже издалеча,/яко близу, предвидевше./Радуйтеся, апостольский личе,/языков мрежницы и ловцы человеков./Радуйтеся, мучеников соборе,/от конец земли собравшиися во едину веру,/и о той мук томления претерпевшии,/и совершенне страдания венец приемшии./Радуйтеся, отцев наслаждение,/своя телеса пощением истаявше/и умертвивше страсти плотския,/ум божественным рачением вперисте,/на Небеса возлетесте/и, со Ангелы водворяющеся, восприемлете вечная благая./Но, о пророцы, апостоли и мученицы с постники,/вас Венчавшаго прилежно молите/избавитися от враг видимых и невидимых/в вере и любви совершающим присно//честную память вашу. Слава, глас 5: Нынешнему торжеству стецемся, вернии:/предлагается и нам духовная трапеза/и чаша таинственная от сладких брашен,/веселия исполнена мученических добродетелей./Сии бо терпеливодушнии от конец земли,/телесное всеразличным предавше ранам,/Богу принесоша жертву словесну, всякий возраст:/ови убо во главы усекаеми,/овии же по хребту стружеми,/друзии же рук отсечение и всех удов;/вси вкупе святии Христовым страданием общницы быша./Но, венцы тем возмездие мук подавый Господи,/во след тех жительствовати сподоби нас,//яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.    На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6:14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.    Апостол (Рим. 13:12 - 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.    Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах».    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4.    Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5.    Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. 7. С. 416.    Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах».    Неделя о блудном сыне, стихира на " »«Славу» на «Господи, воззвах».    Недели о блудном сыне, кондак.    Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.    Суббота мясопустная, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах».    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 1,2.    Синаксарь мясопустной субботы.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 5, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 4, 3.    Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 2; п. 2, 3; п. 3, 2; п. 3, 4; п. 4, 4; п. 5, 3; п. 6,2; п. 9, 2 и 4.    Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех.    Суббота мясопустная, утреня, 2-я стихира на хвалитех.    Неделя мясопустная, утреня, 1-я и 2-я стихиры на хвалитех; канон, п. 7, 1.    Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

С момента возникновения и до кон. XI в. древнерус. певч. традиция была только устной; в значительной мере такой способ передачи как самого мелоса, так и законов певч. мастерства благодаря особенностям знаменной нотации сохранялся и впосл., особенно в XII - 1-й пол. XV в. Древнейшая нотированная рукопись, содержащая песнопения З. р.,- Типографский устав с Кондакарем (рубеж XI и XII вв.; тогда же был переписан фрагментарно сохранившийся минейный Стихирарь - БАН. 4.9.13). Лишь с рубежа XI и XII вв. можно говорить о З. р. в строгом значении этого термина, т. е. о текстах песнопений, записанных знаменами («знаменованных»). Ранее в богослужебные книги иногда вносились только начертания отдельных мелизматических формул - фиты (т. н. фитная нотация), к-рые обозначали более или менее протяженные мелодические обороты, также воспроизводившиеся по памяти (см.: новгородские служебные Минеи 1095-1097 гг.- РГАДА. Тип. 84, 89, 91; Путятина Минея XI в.- РНБ. Соф. 202; Цветная Триодь XI/XII в.- РГАДА. Тип. 138 и др.). Большая часть дошедших до нас списков гимнографических книг XI-XIV вв.- Миней, Триодей и разновидностей Октоиха - содержит ненотированные тексты, к-рые распевались либо на основе комплекса существующих типовых мелодических моделей - самоподобнов (в древнерус. традиции называются подобнами ), обширная подборка к-рых содержится в певч. приложении Типографского устава, либо при индивидуальном комбинировании формул в самогласнах , которые первоначально запоминали в процессе обучения наряду с подобнами. Преимущественно устный способ усвоения и распространения визант. церковного пения оказал существенное влияние на формировавшийся мелос З. р. и особенности его дальнейшего развития. Фундаментом для него, насколько можно судить по поддающимся достоверной реконструкции более поздним певч. формам, стало восприятие тетрахордной звукорядной системы, принципов ладовой организации и формульной структуры ( осмогласие ), а также ладово-мелодическая основа визант. монодии. Специфика бытования, общая для всех древних певч. культур, обусловила возможность вариативного мелодического наполнения устойчивых ладово-ритмических структур, видоизменения формул и даже интонационного контура песнопений, переинтонирования текстов в условиях восточнослав. интонационности. Одновременно устная традиция, заучивание напевов на память способствовали длительному сохранению визант. основы песнопений, которая просматривается в большей или меньшей степени как в графике нотированных текстов, так и в мелосе знаменных песнопений вплоть до совр. печатных изданий. Появление нотации идеографического типа, фиксировавшей лишь самую общую певч. информацию, хотя и вносило большую стабильность в распев текстов, но вместе с тем оставляло значительные возможности для мелодической вариантности.

http://pravenc.ru/text/199937.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010