План Постной триоди Состав Постной Триоди 1. Паримии 2. Триодные песнопения из первого периода византийской церковной поэзии (V-IX в.) 3. Деятельность св. Феодора Студита и песнопевцев IX в. 4. Песнопения периода X-XIV вв. Редакции и славянские переводы Постной триоди Предисловие Настоящая книга о Постной триоди не есть история великопостного богослужения: она не занимается расследованием происхождения особенностей служб 40-цы и страстной седмицы с точки зрения церковного устава. Вместе с тем она не является также и очерком из истории византийской церковной поэзии. Задача ее более упрощенная – проследить историю образования сборника Постной триоди, т.е., объяснить исторически план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, за невозможностью же сделать это, по крайней мере, – определить место, или хотя только приблизительное время, появления отдельных составных ее частей и т.д. Нынешняя Постная триодь представляет собою лишь первую половину древнего богослужебного сборника для подвижных дней, второй частью которого является Пентикостарий: в древности (IX-XII вв.) обе эти книги составляли одно целое. Поэтому исследование о триоди собственно должно было бы охватывать собою все, что позднее в целях простого удобства поделено было на две части. Автором собрано было не мало материалов для истории Пентикостария, – часть их использована и в настоящей книге, – но некоторые обстоятельства заставили автора поспешить со своей работой и ограничиться только Постной триодью, которая и одна сама по себе представляет уже довольно громоздкий предмет исследования. Впрочем такое ограничение предмета оправдывается тем, что указанное отделение Постной триоди от Пентикостария имеет за собой почтенную древность, – оно наблюдается уже в X в. (синайская триодь 734 и 735, пентикостарий лавры св. Афанасия Г-47 1 . Кроме того, с точки зрения календаря подвижных дней, церковного устава и различий в характере богослужения 40-цы и 50-цы оно является и довольно естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

81 Воздержание как первая ступень постного подвига является началом спасения. Покаяние и воздержание по мысли песнотворцев являются неотъемлемыми частями поста, что и составляет его сущность. Покаяние и воздержание помогают в борьбе со страстями и разрешают безмерное множество прегрешений: «Начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание». 82 Когда наступает время воздержания и покаяния, тогда возможно просвещение сердца: «Воздержания Божественное время возсия всем, покаяния просвещение, тьму отъемющее прегрешений: сие усердным сердцем примем». 83 С наступлением времени покаяния и воздержания становится возможным принесение духовных плодов: «Покаяния наста время, воздержания покажи плоды о душе моя» 84 ; «постная благодать возсия, невоздержания тьму отгоняющая: се благоприятное время, и день спасительный, покаяния покажем плоды, и живи будем». 85 Гимнограф связывает покаяние с зарей, с началом дня, а воздержание – со светом, т. е. с уже наступившим днем. Как день не может начаться без утренней зари, так и воздержание не возможно без покаяния: «Яко утро возсия нам, покаяния зари, преддверия светло воздержания». 86 Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что согласно гимнографическим идеям Постной Триоди, покаяние и воздержание составляют суть поста как такового и напрямую связаны с началом спасения и обожения человека. 1.3. Постная Триодь о телесном и духовном посте Воздержание, о котором говорилось в предыдущем разделе, реализуется в телесном и духовном посте. В Триоди Постной содержится знание о телесном и духовном посте, а также мысли о единстве духовного и телесного поста. Мысли гимнографов о телесном посте сводятся к тому, что телесный пост необходим в духовной жизни христианина. «Беспорядочно и безобразно вкушаемая пища… возбуждает страстность, огрубляет чувствительность души и мешает молиться». 87 «Пищу возненавидим, родительницу страстей». 88 «Праотцы человеческого рода Адам и Ева через ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из Рая». 89 «И якоже первое в человецех Божие заповедание поста доброе еже не сохранив он: но чреву покорься, паче же прелестнику змию Евою, не токмо бог не бысть, но и смерть привлече, и пагубу всему роду подаде». 90 Тот, кто ищет возвращения в райские обители, могут достигнуть его воздержанием от излишеств в питании: «Постимся вернии от пищей тленных, и страстей всегубительных… и… к начальному отечеству возратимся». 91

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2536 3-й тропарь 7-й песни канона, на утрене предпразднства Сре­тения; 2-й тропарь 4-й песни канона, 4-я хвалитная стихира, на утрене Сретения. 2537 4-я стихира на стиховне, на утрене предпразднства Сретения; 1-я хвалитная стихира, на утрене Сретения. 2539 3-я стихира на стиховне, на великой вечерне Сретения; 1-й и 2-й тропари 7-й песни канона, на утрене Сретения. 2542 Богородичен светильна по 9-й песни канона, на утрене предпразднства Сретения; 2-й и 3-й тропари 8-й песни канона, на утре­не Сретения. 2544 4-я стихира на стиховне, на великой вечерне; 3-й тропарь 7-й песни канона, на утрене Сретения. 2545 Седален по 1-м стихословии, на утрене предпразднства Срете­ния; 7-я стихира на литии, на великой вечерне Сретения; 8-й при­пев на 9-й песни, 3-й тропарь 9-й песни канона, на утрене Сретения. 2546 1-й и 2-й припевы на 9-й песни канона, на утрене Сретения; 1-й и 2-й тропари 9-й песни канона, на утрене предпразднства Срете­ния. 2548 4-й тропарь 5-й песни канона Пресвятой Богородице, во втор­ник на повечерии. – Октоих, глас 3. 2552 4-я стихира на «Господи, воззвах», во вторник вечера; Богоро­дичен 4-й песни канона Кресту, в пяток утра. – Октоих, глас 6. 2556 3-я стихира на «Господи, воззвах», во вторник вечера; Богородичен седальна по 1-м стихословии, в среду утром. – Октоих, глас 8. 2561 7-я стихира на «Господи, воззвах» на «И ныне», во вторник ве­чера. – Октоих, глас 1; 4-я стиховная стихира на «И ныне», во втор­ник вечера. – Октоих, глас 2. 2565 6-я стихира на «Господи, воззвах», 4-я стихира на стиховне, во вторник вечера. – Октоих, глас 4. 2566 4-я стихира на «Господи, воззвах», в четверг вечера. – Октоих, глас 2; 4-я стихира на «Господи, воззвах», во вторник вечера; Богородичен 7-й песни канона Кресту, в среду утра. – Октоих, глас 8; Богородичен седальна по 2-м стихословии, в пяток утра. – Октоих, глас 7. 2569 4-й тропарь 1-й песни канона Симеона Логофета, в пяток Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная. 2570 2-й тропарь 3-й песни канона Симеона Логофета, в пяток Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Большое разнообразие замечается также и в расположении состава древних триодей. Здесь прямо можно видеть ясные следы процесса составления триоди, – следы того, как составитель переписывал составные части своей рукописи из различных сборников. Например, в ватиканской триоди 771 нет еще ни одного кондака, самогласны Андрея Пира с частью Иерусалимских стихир для страстной седмицы записаны вне общего состава триоди в самом её начале. Там же, несомненно, как было показано, помещался и великий канон. Составитель синайской триоди 734–735, как было сказано выше, по-видимому, последовательно списывал в свою рукопись различные элементы из всех трех триодей – Феодора, Иосифа (опущены лишь акростихованные трипеснцы) и Климента. То же самое, но только в ином порядке, можно заметить в гроттаферратской триоди Δ. β. Ï её переписчик обычно на первом месте ставить седальны Иосифа с их дополнениями, потом – седален Феодора, дальше следуют подобны Иосифа опять-таки с дополнениями и подобен Феодора, – после мелких песнопений записываются 4 группы трипеснцев – Климента, обои трипеснцы Иосифа и в заключение – св. Феодора. Переписчик ватиканской триоди 771, как было уже сказано, повидимому, имел пред собою различно расположенные триоди Иосифа и Феодора: в триоди Иосифа мелкие песнопения стояли в начале, в триоди же Феодора – в конце. В своей копии он не изменил этого порядка, а последовательно переписывал сначала триодь Иосифа, а потом – Феодора, хотя от этого получилось то неудобство, что в его рукописи стихиры и седальны оказались разделенными друг от друга несколькими страницами. Не определенными оказываются в разсматриваемых рукописях и внешние рамки Постной триоди: синайская рукопись оканчивается службой великой субботы, ватиканская вместе с постной триодью содержит в себе, как одно целое с ней, также и пентикостарий, т. е. представляет собою сборник песнопений для всех подвижных дней, гроттаферратская триодь обрывается на часах великой пятницы – и определить, где она оканчивалась, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Выводы: В соответствии с тремя ступенями духовного совершенствования (очищение, просвещение и боговидение) значение поста в гимнографии Триоди сводится к следующему: • На первой, начальной ступени нравственного совершенствования человека происходит борьба с грехом и страстями, в результате чего душа очищается от страстности, плоть подчиняется душе, а душа – духу. • На второй ступени происходит просвещение души, в результате чего в человеке утверждаются светлые мысли, чувства, божественные устремления и навыки. • Венцом просвещения души является боговидение. • На истинно постящихся христиан Господь изобильно изливает дарования, главным из которых является спасение и наследование Царства Небесного. Заключение Данная работа была посвящена исследованию, систематизации гимнографии Постной Триоди и изложению в целостном виде учения о посте. В результате исследования о сущности и значении поста для православного христианина выяснилось, что мысли гимнографов касаются как общих понятий поста, так и его частных аспектов. Гимнография Постной Триоди содержит учение Церкви о смысле и значении поста. Работа над тематикой песнопений позволяет выявить общие понятия о посте, частные аспекты учения Триоди о посте и значение поста для христианина. Изучение и систематизация обширного материала Триоди о посте дают возможность полно и последовательно, в целостном виде изложить сущность идей гимнографов о смысле и значении поста. Большое значение в понимании этих идей имеет толкование и разъяснение их святыми отцами и крупными богословами. Постная Триодь содержит знания об установлении, цели, сути поста, о содержании телесного и духовного поста и его символах. Вопрос, связанный с установлением поста в Постной Триоди имеет несколько объяснений: возникновение поста как такового и установление Великого поста. Необходимость поста как такового показана через напоминание о грехопадении Адама. Гимнография Триоди подчеркивает, что пост требуется падшему человечеству для восстановления нетленного состояния. Необходимость и длительность Великого поста связывается как с десятиной года, так и с примером Самого Спасителя. Главная мысль Триоди состоит в том, что пост – это Божие установление и является путем к соединению с Богом через очищение души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

• от плотских страстей: «Погасим плотские страсти пламенеющие» 105 . Страсти телесные лучше всего смиряются «брашен отложением и сластей отвращением» 106 ; • и в частности от блуда: «Чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрием препояшем: яко да чистше явимся честному и единому от всех, Спасу душ наших» 107 , и чревоугодия: «Не ревнуем врагом Владыч- наго креста боготворяще чрево; но последуим постом, на диавола побе- ду нам показавшему, Спасу душ наших» 108 . Пищу во время поста необходимо употреблять умеренно, чтобы победить власть демона чревоугодия. «Чревного беса можно поразить только постом укрепльшеся, и тогда уже не посмеется Далида страстей, прельщающая нас (понедельник 3-й седмицы, 1-я песнь 2-го канона)» 109 . О том, что чревоугодие рождает страсти, предупреждали отцы древности. Преп. Исаак Сирин о связи чревоугодия и воспламенения страстей пишет: «Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве» 110 ; • а также от телесного сладострастия: «Оставим телесное сладострастие» 111 ; • от плотских желаний, помышлений, чувствований: «И мы постящеся, плотская мудрования умертвити вернии потщимся». 112 Триодь Постная сводит пост телесный к очищению тела, отступлению от определенного рода пищи, воздержанию в питании и к отвержению страстей. Все это творится в послушание Христу, который призывает человечество в Царствие Небесное: «Приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще всех Царю, яко послушницы Христа, призвавшего мир в Царствие Небесное». 113 Таким образом, «телесный пост – это временный отказ от пищи мясной, молочной и от вина; умеренное принятие растительной пищи». Телесный пост погашает «блудную и чревоугодную страстность» и восстанавливает «способность чувствовать и носить Божию благодатную силу». 114 Так как человеческое естество состоит из тела и души, то кроме поста телесного христианин обязан подчиниться режиму душевного поста. Если телесным постом обессиливаются только две душевные страсти – блуд и чревоугодие, то с помощью душевного поста обессиливаются более глубокие страсти, лежащие в глубине души – корысть и гордость. 115 В песнопениях Постной Триоди находим разновидности этих страстей: злоба, ярость, зависть, сварливость, гнев, коварство, хитрость, презрение к ближним, лесть, брань, скупость, соблазн на грех . Гимнографы указывают не только на страсти души, с которыми необходимо вести борьбу во время поста, но и средства этой борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Кроме Месячной Минеи, есть еще так называемая Минея праздничная, или «Анфологион», или «Трефологион», «Цветослов», в которой содержатся выбранные из Минеи Месячной службы Господских, Богородичных и особо чтимых праздников в честь некоторых Святых.    Минея общая содержит изменяемые молитвословия не каждому святому отдельно, как Минея Месячная, но общие каждому лику святых особо, например, общая служба Апостолам, Мученикам, Святителям и т. д. Кроме служб святым, в ней помещаются также общие последования праздникам Господским, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Общая Минея имеет двоякое употребление: во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым нет написанной отдельной службы в Минее Месячной; во-вторых, в бедных церквах, где нет полного комплекта всех богослужебных книг, Общая Минея служит для замены 12-ти Месячных Миней.    Есть еще Минея Дополнительная в которой содержатся службы недавно прославленных святых, не вошедшие поэтому в Минею Месячную. Триодь постная и Триодь цветная    Эти две книги содержат молитвословия для подвижных дней богослужебного года, зависящих от того, в какой день года придется Пасха. Называются эти книги так потому, что характерным содержанием их являются неполные каноны, состоящие большей частью из трех (1-ой, 8-ой и 9-ой) песней (по-гречески τριωδιον ­­ «триодион» «трипеснец»), или из четырех (четырепеснец), или из двух (двупеснец).    Триодь постная содержит молитвословия подготовительных недель к Великому посту, молитвословия самого Великого поста и молитвословия Страстной седмицы. Первая служба, помещенная в Триоди постной, это служба Недели Мытаря и Фарисея, а последняя служба Великой субботы. Молитвословия Триоди постной в будничные дни заменяют собою молитвословия Октоиха. Из Октоиха берутся только некоторые седальны и светильны, но они печатаются в самой Триоди, так что можно обходиться без пользования самой книгой Октоиха. Только в воскресные дни периода постной Триоди воскресные песнопения берутся для каждого данного гласа из Октоиха. Во время пения Триоди постной пение Минеи не отменяется, но есть некоторые дни, когда и Минея отлагается, а вся служба совершается только по Триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Триодь постная: Страстной понедельник Тема о суде Божием. Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы?.. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного? По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами. Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует. Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? – и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены… Триодь постная: Страстная среда. 6 апреля 1977 г. Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

http://azbyka.ru/propovedi-v-strastnuyu-...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Триодь (τρες и δ – трипеснец) постная содержит в себе, как и Минея, восследования, или службы годовые, т. е. однажды в год совершаемые в св. Четыредесятницу, или великий пост. Все службы великопостные выражают сердечное сокрушение о грехах, о потере первобытного блаженства, молитвенные воздыхания к Спасителю о помиловании и возвращении потерянного блаженства, ублажается пост и духовное трезвение, как средства ко спасению. В постной Триоди, кроме служб св. Четыредесятницы, помещаются восследования предваряющие св. Четыредесятницу и заключающие ее страстной седмицей. И потому, в состав постной Триоди входят: а) восследования, или службы недель мытаря и фарисея, блудного сына, субботы и недели мясопустной и службы сырной седмицы, т. е. службы на каждый день ее. Службы сии, приготовляющие верующих к святому посту, подобны обыкновенным службам Минеи и Октоиха, т. е. содержат в себе определенное число стихир вечерних, утренних, также канон и проч. b) службы на каждый день св. Четыредесятницы, и с) службы страстной седмицы. Разность, или особенность, замечаемая в сих последних службах сравнительно со службами Минеи и Октоиха, состоит в том, что: а) каноны в некоторые дни сырной седмицы, также в простые дни св. Четыредесятницы, кроме дней воскресных и особенно замечательных, состоят вместо девяти из трех песней. В трипесненном каноне восьмая и девятая песни остаются неизменными, а прочие изменяются по дням седмицы, так первая песнь в понедельник, вторая во вторник и т. д., а в субботу остальные шестая и седьмая песни и неизменные – восьмая и девятая. От того, в субботы св. Четыредесятницы на утрени, вместо трипеснеца, поется четырепеснец. От употребления трипесненного канона в Триоди, она получила свое наименование трипеснеца, который, как видно из надписания книги, составлялся, во образ трисвятой песни Ангелов, немолчно воспевающих песнь Господу Саваофу: свят, свят, свят. б) В некоторых канонах Триоди, по шестой песни, помещается Синаксарь (συναξριον от συνγω – собрание, или сокращение), в котором кратко излагается содержание и цель установления службы на известный день поста. в) В седмичных службах св. Четыредесятницы воспоминаются и те священные события, которые прославляются в известные дни седмицы в службах Октоиха, и потому службы Октоиха отлагаются в великий пост, кроме служб в воскресные дни 127 . § 60. Пентикостарион, или Триодь цветная. Понятие о ней и особенности ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010