То, что водворение израильского народа в Ханаан было достигнуто не только его усилиями, но, главным образом, чудодейственной силой Божьей, имеет значение не для того только времени, но для будущего, не только частное, но и более широкое. Такой способ водворения израильтян в обетованной земле служит прообразом благодатного пути, который открыт Господом нашим Иисусом Христом. В этом отношении знаменательным для верующего является то, что, как в землю, обильную молоком и медом, ввел израильтян не кто иной, а именно носивший имя Иисус (так называется сын Нуна в Деян.7:45 , Евр.4:8 ), так и путь в Царство Небесное открыт для всего человечества Иисусом Сыном Божиим 13 . 1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина». 2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая». 5 Разумеется сказание, находящееся в талмудическом трактате «Барайта», не вошедшем в состав Мишны. Происхождение трактата относят ко II христианскому веку. Текст сказания вместе с латинским переводом и разбором его содержания изложил Marx в Traditio rabbinorum veterrima de librorum Veteris Testamenti ordine atque origine. 1884. 6 См. вышеуказанное сочинение г. Олесницкого, с. 29, где приведены следующие слова из названного «Синопсиса»: «Начиная с книги Навина даже до книги Ездры не все теми написаны суть, их же написание имут и о них же воспоминают, повествуется же, яко та написана суть от пророк, в коеждо время бывших». 8 На вышеприведенные места из кн. Иисуса Навина как свидетельствующие о том, «что не Иисус сию книгу писал», в нашей отечественной библейской литературе указано митрополитом Амвросием. См. его «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета». Издание новое. В Москве 1803 г., с. 43. В начертании церковно-библейской истории написание книги Иисуса Навина приписано ему самому: при этом внесение в состав ее рассказа о завоевании Лаиса признано за дополнение, сделанное в позднейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

История Соломона царствования описана во всей подробности ещё при жизни его, частью, может быть, тотчас после смерти его, в книге дел Соломона ( 3Цар. 11, 41 ), в записях Нафана пророка, в пророчеств Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме сыне Наватовом ( 2Цар. 9, 29 ). К сожаления, эти первые источники точных и обстоятельств сведений о Соломоне и его царствовании давно потеряны для истории. Особенно важными для нас могли бы быть два последние, касающиеся последних деяний и событий сорокалетнего правления Соломона. До нас сохранились только извлечения их этих первых источников в 3 Цар. Гл. 1–11 и во 2 Парал. гл. 1–9, передающие историю Соломона не с одинаковой полнотой, Книга Паралипоменон опускает весь последний период царствования царя Соломона в его старости, с того времени, как он потерял благословление Иеговы, и дела правления его получили совершенно другой характер, противоположный прежнему, мрачный и несчастливый. Отсюда, может быть, происходить, что историки, характеризуя царствование Соломона только по книге Паралипоменом, представляют его вообще царствованием блистательным, самым счастливым в целой истории еврейского народа. Но уже первые печальные события, открывшиеся тотчас по смерти Соломона при воцарении сына его Ровоама, окончившиеся отпадением десяти колен от Дома Давидова, и как в книге Паралипоменон, так и в книге Царств одинаково ( 2Цар. 10, 4 слч. 3Цар. 12, 4 ) представляющиеся естественным последствием правления Соломонова, ясно показывают, что писатель Паралипоменон с особенной целью опустил историю последнего периода царствования Соломона, сославшись только на исторические источники: в которых она изображена, третья книга Царств, хотя отрывочно, но в цельной исторической картине, в гл. 11, представляет положение дел при Соломоне в последние годы его правления; существенные черты в этой картине столь заметны, что по ним может быть составлена характеристика царя Соломона в его преклонной старости. Таким образом, книга Царств даёт нам ясно отличить в царствовании Соломона два периода, один на другой мало похожие и по характеру, с каким является в них Соломон, и по свойству происходивших прежде и после событий. Так как в порядке историческом  последующие события имеют более или мене тесную связь с предыдущими; то представим характеристику Соломона и его царствования первоначально в первом периоде, для того чтобы яснее озарились перед нами события последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

122 Св. Епифаний в четырех местах своих сочинений дает каталог· священных книг Ветхого Завета, De pond, et mens. 4, 22–23; t. XLIII, col. 244, 276–280; Haer., VIII, 6; LXXVI, 5 (Aetii), t. XL1I, col. 413, 560. Особенно замечательно место ero сочиневия Περ μτρων κα σταϑμων, где он пишет: „Евреи имеют двадцать две буквы, из них пять двойных: каф, мем, нун, фи и алеф. Посему и книг считается 22, а находится 27, потому что пять из них содержат по две. Ибо Руфь присоединяется к книге Судей, а считается это у иудеев за одну книгу; первая Паралипоменон соединяется со второю и называется одна книга; соединяется первая Царств со второю и называется одна книга; третья и четвертая – одна книга. Таким образом, книги Писания являются в виде четырех пентад (пятокнижий). Пять относятся к Закону. Пять в стихах (Иов, Псалмы, Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней). Третья пентада содержит γιγραφα. Это – Иисус Навин, Судей с Руфью, Паралипоменон первая со второю, две первых Царств, обе последних в одном свитке. Это – третья пентада. Следует четвертая, в которой поставлены двенадцать малых пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. И это пророческое Пятокнижие. Остаются две книги: одна книга Ездры, которая считается отдельно, другая – Есфирь. Так считается 22 книги сообразно с числом еврейских букв“. Opera S. Epiphanii, editio Petavii, t. II, p. 161–162. Пр. nep. 123 Prolog, in Psalm.., 15, Patr. lam., I. X, col., 241. В конце своего списка св. Иларий присоединяет: „Иные же, прибавивши к сим Товита и Иудифь, хотят считать всех книг двадцать четыре, по числу букв. греческого алфавита.“ Ibid. Пр. пер. 124 Hic igitur Spiritus Sanctus est qui in Veteri Testamento Legem et Prophetas, in Novo Evangelia et apostolos inspiravit. Et ideo quae sunt Novi et Veteris Testamenti volumina, quae secundum majorum traditionem per ipsum Spiritum Sanctum inspirata creduntur, et ecclesiis Christi tradita, competens videtur hoc in loco... designare.“ Comment, in Symb. Apost., §§ 36–38, Patr. lat., t. XXI, c. 374. Пр. nep.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Рассматривать Третью и Четвертую книги царств исключительно как хронику израильской монархии значило бы обеднять их содержание, поскольку автор не был посторонним наблюдателем, безучастно фиксирующим события прошлого. Не следует и недооценивать сугубо историографические достоинства этих книг: их последовательное и продуманное повествование оказывает неоценимую помощь каждому, кто хочет осмыслить для себя один из важнейших периодов истории Израиля эпоху монархии. Теология и теодицея. Представляя собой впечатляющую историческую хронику Израиля, Третья и Четвертая книги царств в то же время являются и теологическим трудом, рассматривающим взаимоотношения Господа с народом, который Он вывел «из железной печи» египетского рабства, дабы «отделить» его «Себе в удел» (8,51–53). Авто этого историко-теологического повествования преследовал цель дать как современникам, так и далеким потомкам возможность руководствоваться в жизни уроками прошлого. Через изложение исторических событий и их оценку он проводит ряд основополагающих теологических тем. А. Народ избранник Божий. Для теологии последних двух книг Царств одним из центральных является положение о том, что сам по себе Израиль был ничем не хуже, но и не лучше прочих народов, ибо это не израильтяне первыми пришли к Богу, а Сам Бог «отделил их Себе в удел из всех народов земли» (8,53). Таким образом, святость народа израильского, как и святость отдельного человека, зависит не от каких-либо его собственных заслуг и добродетелей, а вытекает из факта избрания его Богом (8,51.53; Втор. 7,6; 26,18.19 ). Единство избранного народа Израиля чрезвычайно важно для автора. Поэтому в своем повествовании он старается уделить равное внимание судьбам всех его колен. Несмотря на критику им Северного царства и его царей за богоотступничество, он, тем не менее, не перестает считать северян неотъемлемой частью Израиля и не теряет интереса к их истории. Судьба северных племен продолжает интересовать автора даже после их выселения с родины: проведенные Иосией преобразования в самарских городах подробно описываются им и получают одобрительную оценку.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf Второй отдел. Исторические книги Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки», а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях», причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках». В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим. При исагогическом обозрении исторических Священных книг остановимся на тех же вопросах, как и при обозрении Пятикнижия, только с большей краткостью. Критические возражения относительно их направляются преимущественно на достоверность их, а для унижения последней на вопрос о единстве и систематичности их, времени происхождения и писателях их. Посему и апологетам доводится останавливаться на этих же вопросах и давать ответы на возражения и излагать положительные доказательства исторического авторитета сих книг. И мы отведем значительное место положительным признакам их историчности. В этих положительных признаках, ясных в каждой из сих книг, рассеиваются сами собою все критические гипотезы о священной ветхозаветной истории и ее эволюционных «перестройках». Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6) Второзаконие . В ней Моисей кратко повторяет новому поколению евреев законы, которые были даны их отцам, умершим в пустыне. – Эти 5 книг написаны Моисеем и называются книгами Закона Моисеева или законоположительными книгами Ветхого Завета, также, как Евангелия называются законоположительными книгами Нового Завета. 7) Книга Иисуса Навина , написанная им и содержит историю завоевания и разделения им земли обетованной. 8) Книга Судей . Написана пророком Самуилом и содержит историю еврейского народа во времена первых его судей до смерти Сампсона. Вместе с сею книгою Руфь. Содержит историю сей благочестивой женщины, которая из язычников сделалась супругою еврея Вооза и праматерью царя Давида. 8) Первая и вторая Книга Царств. Повествует о евреях при последних судьях и первых царях, написаны первая Самуилом, а вторая пророками Нафаном и Гадом. 9) Третья и четвертая Книга Царств. Повествует о царстве Иудейском и Израильском, до разрушения их. 10) Две книги Паралипоменон , что с греческого значит „дополнение“. Они дополняют историю царей. Писателем этих книг, как равно и 3-й и 4-й Царств, считается священник Ездра. 11) Книга Ездры . В ней описано возвращение иудеев из Вавилонского плена, построение Иерусалимского храма и пр. и Книга Неемии , написана Ездрою и описывает восстановление стен вокруг Иерусалима помощью царедворца Неемии. 12) Книга Есфирь . Описывает историю сей благочестивой иудеянки, сделавшейся персидскою царицею и спасшею евреев от истребления. Первоначально история сия была записана двоюродным братом Есфири Мардохеем. 13) Книга Иова . Содержит историю сего праведника, написанную им самим или Моисеем. 14) Книга Псалтырь, содержит в себе 150 псалмов или священных песней, из которых половина принадлежит царю и пророку Давиду, а прочие другим лицам. Эта книга составляет превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому постоянно употребляется в церковном Богослужении. В ней есть много и пророчеств об Иисусе Христе. 15) Книга Притчей Соломоновых . Содержит краткие и мудрые его изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

20 Начиная с 36-го стиха пророческое созерцание Даниила переносится от Антиоха ко временам антихриста, прообразом которого был Антиох. 21 Самаряне были потомки тех переселенцев из Вавилона, Сирии и Мессопотамии, которых Салманассар переселил в Самарию и окрестные города на место израильтян ( 4Цар.17:24–30 ). Так как эти иноплеменники предавались идолопоклоннству и в честь своих богов сожигали даже своих детей, то Господь послал на них львов, которые стали пожирать их. Это заставило царя послать к ним одного из переселенных жрецов, который поселился в Вефиле и стал учить их боятся Господа. Это учение жреца, хотя и не вполне совершенное, ввело между этими язычниками новый религиозный элемент, который был усилен присутствием среди их некоторой части израильтянин, оставшихся в стране своей ( 4Цар.17:32–41 ; 2Цар.30:6 ). Эти остатки Израильтян мало по малу смешались с прошлым языческим населением, которое постепенно отвлекалось от идолопоклонства и стало служить истинному Богу и почитать Закон Моисеев. Но слабые понятия их о Боге и познания об истинном богослужении смешались в умах их с суеверными понятиями язычества, и поэтому-то Зоровавель, Иисус и прочие начальники иудейские, желая сохранить во всей неприкосновенности чистоту своего богослужения отказались от них содействия. 22 Канонические книги следующие: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Чисел, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Судей и как ее прибавление Руфь, 8) 1 и 2 книги царств, как две части одной книги, 9) 3 и 4 книги царств, 10) 1 и 2 книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и вторая его же, или Неемии, 12) Есфирь, 13) Иов, 14) Псалтирь, 15) Пртичи Соломона, 16) Екклисиаст, 17) Песнь песней, 18) Книга пр. Исаии, 19) Иеремии с прибавлениями, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати пророков. Неканонические же книги следуюшие: 1) Товит, 2) Иудиф, 3) Книга премудрости Соломоновой, 4) Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 5) Послание Иеремиино, 6) вторая книга Ездры, 7) третья книга Ездры, 8) первая, вторая и третья маккавейские книги. К этому отделу относятся также и неканонические прибавления, присоединенные к книгам каноническим, именно: 1) молитва Манассии, помещенная в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) места в книге Эсоир, неозначенные в нашей Библии счетом стихов, 3) история о Сусанне и история о Виле и змие, в 13 и 14 главах книги Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Причина популярности акростиха неясна. Возможно, этот метод помогал заучиванию произведения наизусть, а, возможно, автор хотел подчеркнуть, что рассматриваемая тема разобрана полностью, от «А до Я». Возможно также, что акростих точнее и ярче передавал печаль автора, при этом ограничивая объем произведения и придавая ему определенную форму. 819 Кажущаяся негибкой структура не помешала поэту ярко выразить свои мысли, а акростих только подчеркнул его идею. Каждая поэма (глава) книги отличается своей неповторимостью и тематикой. Первая глава персонифицирует Иерусалим, горюющий о своем разрушении, сначала от третьего лица (стихи 111), а затем от первого (стихи 1222). Вторая поэма продолжает тему, но уже с точки зрения автора, который описывает наказание Божье, постигшее Иерусалим. Она завершается призывом: вознести мольбу к Богу и просить Его сжалиться над их судьбой (стихи 1822). Третья поэма персонифицирует народ, который говорит от первого лица. В нее включен отрывок, рассказывающий о милости и сострадании Бога. Четвертая поэма рисует жизнь людей в осажденном Иерусалиме до падения города и осуждает их за то, что они верили пророкам и священникам. Последняя поэма рассказывает о беспомощности пленников и взывает к Богу с просьбой о восстановлении. В пятой главе значительно чаще, чем в предыдущих главах, применяется синонимический параллелизм. Анализ всех пяти поэм показывает, что центр книги третья глава, подчеркивающая тему надежды. 820 Жанр Книга написана в виде плача, отдельного жанра, который называется кинах. Для этого жанра характерен особый ритм, в котором вторая часть параллельной строки короче первой (3 ударных слога в первой строке и 2 – во второй, или 3+2). Это придаст строке особенный ритм, иногда называемый «хромающим» ритмом. Иногда эту форму можно встретить и в других поэтических жанрах. 821 Самый обычный стиль Плача – это погребальная песня, которая обычно пелась во время проведения похорон. Самые ранние примеры таких песней: плачи Давида о смерти Саула и Ионафана (2 Царств 1:1727) и о смерти Авнера (2 Царств 3:3334). В книге Плача эта же форма используется для оплакивания судьбы города, а не отдельного человека. 822 В пророческих книгах можно встретить несколько погребальных песен, включенных в отрывки, объявляющие о наступлении времени суда. Обычно в этих местах погребальная песня звучит с иронией или насмешкой ( Амос 5 ), ибо для автора народ оказывается не лучше покойника. 823

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Levine, Baruch. JPS Torah Commentary: Leviticus. Jewish Publication Society, 1989. Milgrom, Jacob. Leviticus 1–16. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1991. Wenham, Gordon. The Book of Leviticus. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1979.   Числа   Ashley, Timothy. The Book of Numbers. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1993. Levine, Baruch. Numbers 1–20. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1993. Milgrom, Jacob. JPS Torah Commentary: Numbers. Philadelphiä Jewish Publication Society, 1990. Wenham, Gordon. Numbers. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove, 111.: Inter-Varsity Press, 1981.   Второзаконие   Tigay, Jeffrey. JPS Torah Commentary: Deuteronomy. Philadelphiä Jewish Publication Society, 1996. Weinfeld, Moshe. Deuteronomy 1–11. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1991.   Книга Иисуса Навина   Boling, Robert G. Joshua. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1982. Hess, Richard. Joshua. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove, I11.: InterVarsity Press, 1996.   Книга Судей Израилевых   Block, Daniel I . Judges/Ruth. New American Commentary. Nashvillë Broadman & Holman, 1999. Boling, Robert G. Judges. New York: Doubleday, 1975.   Книга Руфь   Bush, Frederic. Ruth/Esther. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1996. Campbell, Edward F. Ruth. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1975. Hubbard, Robert. The Book of Ruth. New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1988.   Первая и Вторая книги Царств   Bergen, Robert. 1 & 2 Samuel. New American Commentary. Nashvillë Broadman & Holman, 1996. McCarter, P. Kyle. Samuel. 2 vols. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1980, 1984.   Третья и Четвертая книги Царств   Cogan, Mordecai, and Hayim Tadmor. 2 Kings. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1988. Gray, John. 1 & 2 Kings. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1970. Jones, G. H. 1 & 2 Kings. New Century Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1984. Wiseman, D. J. 1 & 2 Kings. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grove, I11.: InterVar-sity Press, 1993.  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Темже Господь есть Сын человеческий и субботе. Ученики Господа срывают колосья, как приученные жить уже не по закону. Когда фарисеи стали негодовать на это, то Христос заграждает им уста, указывая на Давида, который по нужде нарушил закон при архиерее Авиафаре. Бегая от Саула, пророк Давид пришел к сему архиерею и обманул его, сказав, что он послан царем по крайней военной надобности. Тут он и ел хлебы предложения и взял обратно меч Голиафа, некогда посвященный им Богу. Означенных хлебов было двенадцать: они каждый день возлежали на трапезе, шесть на правой и шесть на левой стороне трапезы. Некоторые спрашивают: почему евангелист назвал здесь архиерея Авиафаром, тогда как книга Царств именует его Авимелехом (1 Цар. гл. 21)? Можно сказать на это, что архиерей тот имел два имени: Авимелеха и Авиафара. Можно объяснить и иначе, именно: книга Царств говорит о тогдашнем иерее Авимелехе, а евангелист об Авиафаре, тогдашнем архиерее, и потому показания их не противоречат одно другому. Иерей был на тот раз Авимелех, а Авиафар был тогда архиереем. В высшем смысле разумей это так: Христовы ученики идут в субботу, то есть, в душевном покое (суббота значит покой): следовательно, когда возымели свободу от страстей и от нападения бесов, тогда совершают путь, то есть делаются и для других путеводителями к добродетели, срывая и искореняя всякие земные и низкие мечтательные произрастения. Ибо, кто предварительно не освободится от страстей и не настроит себя к тихому образу жизни, тот не может путеводить других и быть для них вождем ко благу. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. И изшедше фарисее абие со Иродианы совет творяху нань, како его погубят. Иисус же отъиде со ученики своими к морю: и мног народ от Галилеи по нем иде, и от Иудеи, и от Иерусалима, и от Идумеи, и со онаго полу Иордана, и от Тера и Сидона множество многое, слышавше, елика творяше, приидоша к нему. И рече учеником своим, да корабль будет у Него народа ради, да не стужают ему. Многи бо исцели, якоже нападати на него, да ему прикоснутся, елицы имеяху раны: и дуси нечистии егда видяху его, припадаху к Нему, и зваху, глаголюще: яко Ты еси Сын Божий: и много прещаше им, да не явленна его сотворят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010