Нужно заметить, что второе и третье послание ап. Иоанна, как написанные для частных лиц соборными или окружными в полном смысле слова назваться не могут. Включены же они в число соборных по единству автора с первым посланием, чтобы не быть разбросанными в посланиях других апостолов. Последовательный анализ первого послания. Глава 1-ая 1–4 ст. Ап. кратко излагает главный предмет своего благовестия: – «о воплощенном Боге Слове», изъясняя основания для веры в Него и свои побуждения для проповеди о Нем. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки-наши (т. е. о самом достоверном), о слове жизни возвещаем вам, чтобы и вы имели общение. с нами (апостолами); а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом». 5–10 ст. Выясняются условия и законы, на которых зиждется общение. с Богом: 1) хождение во свете. «Если мы говорим, что имеем общение с Богом, а ходим во тьме; (т. е. в нечестив и пороках), то мы лжем. 2) Общение друг с другом. «Если же ходим во свете (добродетелей), подобно как Он (всесвятой) во свете; то мы имеем общение (любви) друг с другом», так как один у нас, долженствующий всех нас объединять, источник спасения, это «кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от всякого греха» 3) Исповедание грехов. Если открыто пред Богом и Его свидетеле, уполномоченным вязать и решить, мы исповедуем свои грехи, то Он простит нам их, будучи верен и праведен». «,Если же говорим, что мы не согрешили, то представляем Бога лживым (как бы отвергая все учение откровения об искупительной жертве Христа за грехи всех людей) и истины Его нет в нас». Глава 2-ая. 1–2 ст. Для христиан возможна безгрешность при ходатае Иисусе Христе. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за ваши, но и за грехи всего мира», т. е. не только за грехи людей живущих в настоящее время, но и живших до его пришествия в мир, а равно и тех, которые будут жить до второго Его пришествия на землю. 3–8 ст. Истинное познание Бога есть соблюдение слова Его (т. е. Его. заповедей) из любви к Нему. Кто говорит: я познал Бога, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась, т. е. в нем видна спасительная любовь, как плод живого познания о Боге. Заповедь о любви ап. называет древней, т. е. известной еще в ветхом завете. (См. Лев. 19 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании (версия для печати)/Православие.Ru Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании Православие.Ru , 5 октября 2001 г. Возлюбленное духовенство Уважаемые члены Попечительского совета, Дамы и господа: Шесть лет назад мы праздновали с вами новое столетие в жизни нашей Североамериканской епархии. В этом году мы входим в третье Христианское тысячелетие. Тема, которую я выбрал для нашего первого в этом тысячелетии собрания – цитата из книги Откровения: «се, творю все новое». (Откр. 21:5). Автор Откровения продолжает его эсхатологическую тему: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…». Если кто-то из вас не знает, Эсхатология является областью богословской науки, занимающейся проблемой Апокалипсиса – событиями, которые должны будут произойти при кончине мира и всего человечества. Книга Откровения уникальна в своих эсхатологических акцентах. Некоторые пророки Ветхого Завета указывали на подобные вещи. Так, у пророка Исаии мы читаем: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю…» (Ис. 65:17-18). Все это указывает нам на то, что Господь Бог наш – это Альфа и Омега, начало и конец всего, - Он Вечный Творец, Который был вчера, есть сегодня, будет завтра и пребывает вечно. Эсхатология как отрасль христианского богословия очень трудна для понимания. Даже свв. Отцы Церкви не брались глубоко и широко освещать данный вопрос. Поэтому, вместо объяснения эсхатологического аспекта выбранной темы, я постараюсь остановиться на вопросе космологии нового сознания, нашедшего отражение в апостольских посланиях, особенно в книгах св. ап. Павла. В посланиях св. апостола Павла нашли отражение наиболее значительные события человечества. Христос – новый Адам, несущий в себе обновление всего мира. Во втором послании к Коринфянам ап. Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). В первой главе Евагелия от Иоанна мы находим: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Пророк Иеремия говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами…» (Иер. 31. 31-32).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Первое, что Илия и Енох будут одеты во вретища. Второе, пророчествовать будут тысячу двести шестьдесят дней. Третье, будут иметь власть закрыть небо, да не сойдет дождь на землю во дни их пророчества, и будут иметь власть воды обращать в кровь и всякою язвою поразить землю. Четвертое, когда окончат пророчество свое после тысячи двухсот шестидесяти дней, тогда антихрист пойдет на них боем, победит и убьет их. Пятое, тела их будут лежать непогребенными в Иераусалиме три с половиной дня. Шестое, после оных дней воскреснут (и видящие все ужаснутся), взойдут на небо. Седьмое, тоща произойдет землетрясение великое, десятая часть города разрушится от него. Услышим и Дамаскина святого, что об этом говорит в книге четвертой, в главе. 27: «Пошлются, – сказал, – Енох и Илия–фесвитящш, и обратят сердца отцов на чадо, то есть собрание еврейское на Господа нашего Иисуса Христа и на апостольскую проповедь , и от него (антихриста) будут убиты». Следовательно, в таком случае те два свидетеля, Илия и Енох, не теперь пришли в мир: явно, что также не антихрист пришел в мир. Читай об этом и Дамаскина святого книгу четвертую главу двадцать седьмую. Глава четвертая. О знамении совокупном втором, как антихрист иудеями воспринят будет вместо истинного Мессии Что антихрист иудеями вместо истинного Мессии, пророками проповеданного, воспринят будет, сам об этом извещает достоверно Христос Спаситель наш, говоря иудеям в Евангелии Иоанна святого, в главе пятой: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня: если другой прийдет во имя свое, того принимаете». И так же говорит и Павел святой во втором послании к солунянам, в главе второй: «Так как любви истины не приняли для спасения своего. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. И будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». Антихрист же теми принят будет, которые его со всяким вожделением ожидают. Таковые же есть иудеи, которые ожидают Мессию царем быть временным, каким будет антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Разными именами называется в слове Божием этот Дом: Домом святых, Небесным Жилищем, Царством Христовым, Раем, Небесным Иерусалимом, Небесной скинией, Горним Сионом, Святилищем Небесным. Начало же его бытия на небесах названо Церковию первенцев, на небесах написанных. Отрываясь духом от повседневных забот об устройстве земной области Церкви, поглощавшей все внимание и труд, святые Апостолы возвещали полную тайну домостроительства Божия, домостроительства Царствия Святых, только тогда и там, где и когда в общинах уверовавших созревала способность к восприятию высших истин веры, особенно же, когда обстоятельства жизни побуждали остановить внимание на этом предмете веры. Полезно и для нас не обходить вскользь эти записанные у Апостолов моменты, углубляющие и нашу мысль. Писания св. Апостолов содержат три таких места: одно – в послании Ап. Павла Ефесянам, другое – в его послании Евреям, третье – в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Небесно-земная Церковь в Послании к Ефесянам Святый апостол, находясь в темнице, в узах, поэтому в телесной немощи, бодр духом. Более того: свободный от повседневного апостольского подвига и связанных с ним забот и огорчений, он пишет послание в состоянии высокого духовного созерцания. В первой, догматической, части послания, занимающей три с половиной главы, он возвещает, как сам и подчеркивает, «тайны» Божия домостроительства. Предмет его речи содержит в себе три пункта: первый – о Небесном, второй – о земном, третий – о Небесно-земном. Основная, первая тайна Божественного откровения – величие промышления Святой Троицы: Бога Отца, воскресившего Господа нашего Иисуса Христа из мертвых и посадившего Его одесную Себя на Небесах; Бога Сына, седящего превыше всякого начальства, и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем; и Духа Святаго, Которым верующие устрояются в жилище Божие… Вторая тайна промышления Божия – примирение и соединение иудеев и язычников во Христе. Третья же тайна: откровение о величии Церкви и ее полноты во Христе, ибо Отец все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющаго все во всем.– Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И, в умилении духа, Апостол прибавляет: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Согласно Ветхому Завету, ад как будто бы не бессмертен. В какой-то момент по пророчеству Иезекииля восстанут мертвые тела, облекутся кости в плоть свою, человек обретет новую жизнь, новое бытие в неком восстановлении, в преображенном мире. Пророк Исаия писал: «Поглощена будет смерть навеки, отрет Господь Бог слезы со всех лиц, снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис. 25:8). И он же восклицал: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела, воспряните, торжествуйте, поверженные во прахе, ибо роса Твоя роса растения и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) Апостол Петр в своем послании говорит, что Иисус Христос после Крестной смерти Сам сошел во ад. В новозаветном богословии ад побеждается Христом. «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян», - говорится в Огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста. Святой Григорий Нисский писал, что князь тьмы обманулся, приняв в свое царство душу Бессмертного; душу Того, Кто не согрешил, ад не смог удержать, вечные оковы преисподней были сокрушены. « Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть» (Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова). Мы видим, что новозаветное богословие продолжает образы, начатые в Ветхом, но описывает как некую реальность разрушение ада. По слову апостола Петра, Христос проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1Петр. 3.19-20). Господь после проповеди освободил из ада души умерших праведников, ожидавших пришествия Мессии. Вышли из ада и те, которые о Христе не знали, созревали для принятия Благовестия, но впервые услышали от Христа, уже будучи в аду. Христос даровал людям жизнь вечную, воскресение, обетование жизни с Богом. И жизнь вечная начинается на земле через бытие с Творцом через Христа. В то же время Христос в Евангелии говорил, что не соделавшие добрых дел, не накормившие голодного, не напоившие жаждущего, не посетившие тех, кто в темнице, не одевшие нагого, пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. В другом месте идет речь про огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/hva...

Так, Петра Он назвал этим именем по добродетели, желая в имени его заключить доказательство твердости его веры, чтобы в своем имени (Петр) имел всегдашнего учителя этой твердости. Так и Иоанна, и Иакова назвал (сынами громовыми) по громогласию их в проповеди. Но, чтобы не наскучить повторением того, о чем было говорено, — оставив это, скажу только, что имена святых, и сами по себе, почтенны для боголюбивых, и страшны согрешающим. Так Павел после того, как принял Онисима, этого беглеца и похитителя господских денег после того, как обратил его и посвятил в тайны веры, — желая возвратить его господину, вот что писал к нему: « посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа » (Филим. 1:9). Видишь ли, что (Павел) предложил три причины: узы за Христа, свое состояние по возрасту и уважение, внушаемое его именем? Так как он один просил, то постарался из одного просителя за Онисима сделать трех, — Павла, старца и узника. Видишь ли, что и сами имена (святых) почтенны и любезны верующим? Если название имени любимого дитяти часто заставляет отца, и против воли, оказать милость ради любимого имени, — тем более надлежало так быть с святыми. А для удостоверения, что (имена святых) были страшны согрешающим, как страшны нерадивым детям имена учителей, послушай, как это именно дал разуметь Павел в послании к Галатам. Так как они уклонились в иудейскую немощь (т. е., обрезание и другие обряды иудейские) и были в опасности потерять саму веру (христианскую), то Павел, желая восстановить их и убедить не примешивать ничего иудейского к евангельскому учению, писал им вот как: « вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа » (Гал. 5:2). Ты сказал: « я »; для чего же прибавил еще имя? Разве этого: « я » недостаточно было для означения, кто пишет? Нет, чтобы ты знал, что и одного прибавления имени достаточно для поражения слушателей, поэтому (Павел) прилагает свое имя, желая напомнить им (Галатам) об учителе. И с нами случается то же самое: когда вспомним о святых, то, если мы в беспечности, пробуждаемся, если в бесстрашии, устрашаемся. Так, когда услышу я об апостоле Павле, то представляю себе, как он был в скорбях, в теснотах, в побоях, в темницах, в глубине (морской) день и ночь (2 Кор. 11:23–28), как он восхищен был на третье небо, слышал в раю неизреченные слова (12:2–4), представляю себе это избранное орудие, невестоводителя Христова, который желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев своих (Рим. 9:3). Точно как будто какая золотая цепь, открывается уму внимательных, ряд подвигов (святого) при воспоминании об его имени. А от этого бывает нам немалая польза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51, 53, 54, 56). «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu». Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1:24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:18-20; ср. также 1 Кор. 2:7-8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» (Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Завершается Послание пожеланием мира, приветствиями со стороны «друзей» автора послания (это единственное место в НЗ, где члены христ. общины называются «друзьями»; возможно, на основании Ин 15. 15) и просьбой поименно приветствовать «друзей» адресата послания (ср.: PMich. VIII 472. 20-21; Ibid. III 203. 33-35). Богословие Богословское учение как таковое представлено лишь в Первом Послании ап. Иоанна, тогда как Второе и Третье Послания ап. Иоанна содержат лишь его небольшие фрагменты. При этом учение этих Посланий в целом трудно понять вне более широкого контекста, прежде всего без соотношения с Евангелием от Иоанна и др. книгами НЗ. I. Бог. В 1 Ин 1. 5 говорится о благовестии (γγελα), полученном от Иисуса Христа: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Эти слова, с одной стороны, могут быть истолкованы как обобщение евангельского пролога (Ин 1. 1-14), с другой - сопоставлены с Ин 1. 18, т. о. подчеркивается богооткровенный характер Благой вести, вероятно, вопреки мнению еретиков, опровержению учения к-рых посвящено Первое Послание ап. Иоанна (ср.: 1 Ин 2. 9). Хотя мн. исследователи видят в противопоставлении света и тьмы некую (прото)гностическую тенденцию, смешение света (добра) и тьмы (зла) осуждается уже в ВЗ (ср.: Ис 5. 20). Одним из основных расхождений между автором Первого Послания и его оппонентами являлся, видимо, вопрос о богопознании. Бог, согласно автору Послания, познается как свет через пришествие Иисуса Христа (1 Ин 5. 20; ср.: Ин 17. 3), но верные увидят Бога, «как Он есть», только в последние дни (1 Ин 3. 2). Также автор Послания, следуя ветхозаветной традиции (Иоил 2. 27; Иер 31. 31), связывает воедино познание Бога с доверием Ему и нахождением с Ним в Завете. Многократно в разных выражениях в Первом Послании говорится о том, что Бог пребывает в верующих (ср.: 1 Ин 2. 14, 27; 3. 15, 17, 24; 4. 16), а верующие пребывают в Нем (1 Ин 2. 5-6, 10, 24). Основанием для этого является единство Отца и Сына (ср.: Ин 10. 38; 14. 10-11, 20; 17. 21, 23, 26) и взаимосвязь Иисуса Христа с Его учениками (ср.: Ин 6. 56; 15. 5). Из текста Первого Послания ап. Иоанна следует, что слова «Бог есть свет» являются по сути синонимичными выражению «Бог есть любовь», т. е. познание Бога тесно связывается с нравственным поведением («кто не любит, тот не познал Бога» - 1 Ин 4. 8), а христ. любовь оказывается даром свыше. Основанием для учения о том, что Бог есть любовь, служит заключение нового Завета, к-рый написан «на сердцах» верующих (ср.: Иер 31. 33-34).

http://pravenc.ru/text/469832.html

Не входя в детальный разбор вопросов критики Соборных посланий Иоанна, скажем вкратце лишь об одном вопросе, относящемся к отрывку Первого Соборного послания Иоанна 5, 7–8 , известного как Comma Johanneum: «Ибо три свидетельствуют, Дух, вода и кровь; и сии три об одном». В некоторых рукописях после слова «свидетельствуют» добавлено: «…на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле». Этого добавления нет ни в одной греческой рукописи Нового Завета, и сам этот текст неизвестен греческим отцам, хотя во время тринитарных споров ссылка на это важнейшее свидетельство должна была бы стоять на первом месте, если бы этот отрывок действительно был в тексте послания. Лишь в четырех поздних минускульных греческих рукописях (одной XII в., второй XV, третьей и четвертой XVI в.) содержится это добавление, под влиянием латинских рукописей, где указанный текст засвидетельствован гораздо раньше. В рукописях Вульгаты он встречается с IX века и позднее, но ещё до этого засвидетельствован в испанских рукописях древнелатинского перевода (Vetus Latina). Самое раннее упоминание Comma Johanneum находится у еретика Прискиллиана (t 385) и, может быть, еще у Тертуллиана в Северной Африке. Таким образом, вероятной родиной добавления считается Северная Африка, откуда оно попало в Испанию и затем было включено в текст Вульгаты. Очень много споров об этом отрывке Первого Соборного послания Иоанна было в XVI веке, когда Эразм, не напечатавший его в первых двух изданиях Нового Завета (1516, 1519), включил его в третье издание (1522), последовав в этом Комплютенской Полиглотте, где этот текст уже был. В патриархийном Константинопольском тексте Нового Завета издания 1904 года отрывок напечатан другим шрифтом со следующим примечанием В. Антониадиса в прологе: «Этот текст даже в виде исключения не следовало бы приводить здесь, как не имеющий за собою никакого свидетельства… в греческих рукописях, не испытавших на себе влияния Вульгаты, где содержится это маленькое добавление. Печатается по решению Священного Синода». В настоящее время никто из исследователей текста Нового Завета не признаёт подлинности этого добавления. 29. Апокалипсис Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010