e., лишившиеся употребления разума, дурачки, бешеные и бессмысленные. В «Требнике» Петра Могилы на сей предмет имеется следующее правило: «аще больной, ума изступив, возмогл бы вправду безчестие некое св. тайне сей навести, да не преподастся ему, донеле-же всяко беда сицевая престанет 336 . В Rituale Romannm по сему предмету постановлено следующее правило: «если немощный, пока страдает сумасшествием (phrenesis), или безумием (amentia), вправду может что-либо учинить против благоуважения к таинству, то да не помазуется, пока не уничтожится всякая опасность (periculum)» 337 . Из сего следует, что, при отсутствии опасности для таинства, «последнее помазание», по действующему уставу Западной Церкви, может быть сообщаемо и душевно-больным 338 . 2) В отношении к воле , Елеосвящение не должно быть совершаемо, из возрастных, над такими больными, хотя бы они находились в здравом уме, которые не желают принять его, отказываются от таинства, противодействуют его совершению. Такое нежелание больных может происходить от многих причин от слабости или отсутствия внутренних убеждений в догматах веры и таинства, от неправильного разумения их, от разных предрассудков, собственно, относительно Елеосвящения, а иногда, как замечается, и по безотчетным прихотям (капризам) воли болящего. Но оставить больного, с первого проявления такой воли его, без таинства не будет делом согласным с духом христианской веры и любви. Окружающие одр болезни своими попечениями: родные, знакомые, врачи, сестры милосердия, а главным образом – пресвитеры обязаны, в таких случаях, доказать тщету предрассудков больного, упорядочить его душу, изъяснить обязательность, смысл и истинное значение таинства, показать его спасительные плоды и всячески убеждать к его принятию, обращаясь, с молитвою к Господу Богу о вразумлении немощного. В «Православном исповедании», в изъяснении пятого дела христианского милосердия: болен (бех), и посетисте Мене (Мф. 25:36), между прочим, в обязанность православным поставляется следующее: «должно советовать ему (больному), чтобы он, с сокрушенным и умиленным сердцем исповедав грехи, которые, как человек, соделал, причастился Пречистым Тайнам и принял Елеосвящение по обычаю Церкви, поскольку таинства сии весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Какие священные одежды надевать иерею при совершении таинства брака? В требнике Петра Могилы указывается, что во время венчания иерей бывает облачен в фелонь и епитрахиль. Но кроме фелони и епитрахили некоторые священники надевают еще и поручи. Против этого ничего нельзя возразить. Символическое значение поручей — напомнить совершителю таинства «всезиждительную силу Божию» (Симеон Солунский) и внушить ему при благословении брачущихся упование на эту силу Божию, — находить вместо и в священнодействии таинства брака. За неимением у жениха и невесты обручальных перстней, могут ли священники благословлять брачущихся именословным благословением, с произношением слов: обручается раб Божий, или вовсе опускать обручение? В Последовании, бываемом о обручении, ясно сказано: лежит на десный ступан святые прапезы перстки их (жениха и невесты) два, златый и серебряный: серебряный убо уклоняяся к песным, златый же к левым. Два перстня для обручающихся — золотой и серебряный — полагаются вблизи друг друга на св. престол, в знаменование того, что брачущиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию и от Господа, от Его св. престола, испрашивают благословения на свое обручение; поелику серебряный перстень после перемены достается жениху, а золотой невесте, то первый, как принадлежащий мужу, полагается с правой стороны от золотого. Таже взем священник персты, дает первые мужу златый, таже серебряный жене, и глаголет мужу: обручается раб Божий… Таже и жене глаголет: обручается раба Божия… И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их, и полагает я на десных перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстки и возлагает на безыменные пальцы правой руки, жениху — золотой, в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия, а невесте — серебряный (в случае неимения таковых, у жениха должен быть медный — желтый, а у невесты оловянный — белый), во образ того, что она, как луна от солнца, заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таинство Елеосвящения может быть совершено несколько раз над одним и тем же лицом, но только не во время одной и той же болезни, беспрерывно продолжающейся. Так как для принятия Елеосвящения требуется сознательное состояние больного, то следует внушать прихожанам, чтобы больные, желающие совершения над ними этого Таинства, заблаговременно обращались к своему священнику с просьбою об этом. Необходимо также, при всяком удобном случае, разъяснять суеверным прихожанам, что с принятием Елеосвящения не соединяются необходимо никакие обеты и житейские лишения со стороны елеосвящаемого (вроде, например, отречения от супружеских сношений, от хождения в баню и т.п.), а тем более – Елеосвящение непосредственно не влечет за собою смерти елеосвященного. Наоборот, при совершении Елеосвящения, возносится молитва к Богу о подкреплении физических сил больного: случаи же смерти, непосредственно следующие за Елеосвящением, чаще всего объясняются тем, что для совершения этого Таинства призывают священника тогда, когда больной находится уже в безнадежном к выздоровлению состоянии. Таинство Елеосвящения положено совершать собором семи священников (от этого в простонародии и самое Елеосвящение называется «соборованием»); но в случае нужды, дозволяется совершать оное и одному священнику, что в русской церкви вошло ныне почти в постоянный обычай. Веществом, необходимым для совершения этого Таинства, считается у нас освященное деревянное масло, к которому, по примеру Константинопольской Церкви, у нас принято вливать несколько вина из подражания благосердному самарянину, который, по свидетельству Евангелия ( Лк.10:34 ), сжалился над человеком, избитым разбойниками, и возлил на раны несчастного масло и вино. Употребляемые при этом сухие зерна, не составляя собою вещества для Таинства, служат только для водружения в них стручцов, посредством которых помазуют больного (См. в Требнике). По принятому во многих местах России обычаю, если больной, скоро по совершении над ним Таинства Елеосвящения, умирает, то оставшийся от помазания его елей с вином возливается на его тело, после отпевания его; в случае же выздоровления больного, оставшийся елей и вино можно изливать в реку, или, согласно с Требником Петра Могилы , сжигать на чистой бумаге или чистой тряпке, а пепел всыпать в церковную умывальницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Наконецъ и то даръ которыйс побожнымъ Малжонкмъ преъ тотъ Сакраментъ даетъ, абы зносити могл неиды недостатки, и недосконалости въ бычахъ дргого, и вс тжары Тые чтыры дары Апостолъ : до невсты мовчи такъ выличаетъ: Спасетъжес жена ради, аще пребдет въ вр и любв, и въ тии съ поневажъ теды дъ Аетора Сакраментвъ Спасител нашег Ха въ личб ныхъ зостаетъ малженство, и знакомъ видомымъ речи тои невыдомои, и причиною ласк подаваючою въ Церкви той всходней: зачимъ вышшее малженство нжъ танъ и вдовй. Слшна при томъ речъ вамъ блюбенци вдати и то, дл кихъ причин малженство Бга постановленное, къ до него пристповати, и къ въ номъ повиннистес справовати, абысте могл Пан найвышшом угодити, а бецанное на земл блвенство достпивши, добра небеснаг абысте участниками зостали. Тр причины съ писма : быти виж, дл которыхъ Гдь Бгъ малженство постановилъ. Перша причина абы моглъ человкъ до такъ тжкаг живота мти товарища и помощника; такъ бовм. писм : мовит: Не добро человк быти сотвормъ помощника по нем 96 . Та перша причина, дл которои Малжонкове поймоватис маютъ. абы динъ дргом въ выполнени цнтъ, милости къ Бг и ближнем Боскихъ и вшелкои побожности, до зношен тжарвъ млаженскихъ товаришомъ радою и помоч былъ. То перший цель, дл котораг и вы блюбенци въ станъ тый въстповати маете, прихилючи волю свою до предъ с вт Райскихъ ныхъ блюбенцвъ Бга наначоног: Бгъ бовмъ гды млъ Е створити, сонъ въложилъ въ Адама, который сонъ цеве тый выкладаютъ быти захвиценъемъ ума до небесныхъ, придаюч, ижъ мыслю до Бга поднесенною а заминенными смыслами Малжонкове поймоватис маютъ, бо не смыслы ан родичи, ан достатки добрю даютъ жон, але самъ Гдь Бгъ, к мдрецъ начаетъ: Домъ и радлютъ цеве чадмъ, Гда же счетаваетс жена мдра мжеви 97 . Не дл богатства теды к Авесаг Смантниню въ малженство понти хотлъ, котором такъ Дхъ тый преъ Соломна повидлъ: Днесь умр Лечъ дл самог найпервй товаришства и помочи, до зношен недостатквъ динъ дргог поймоватис маютъ 98 . Послднйшимъ зась способомъ могтъ на достатки богатство, и добрый посагъ Малжонкове беъ грх поглдати: также на зацность дом и тан набываючи соб потжныхъ и повинныхъ: чимъ бы намнй не гршатъ, гды тыи причины до малженства непесшими але статними и подлйшими подкладати бдтъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/tr...

Маешъ теы сщенный Чителник убогимъ и тромъ моег, собранню Книг велице себ потребню. Знайешъ бовмъ въ той порное дправованъе тыхъ емъ Таинъ Церковныхъ, дъ Ха Пна череъ Аплвъ тыхъ Церкви той Православнокалической поаное, зъ Грецкихъ и староавныхъ ркописаныхъ ловенскихъ Требниквъ вычерпленое. Маешъ и достатечню нак, что Тайна, що за моцъ и сктки стъ кожои Тайны, зъ кимъ приготованъемъ до дправован ныхъ пристповати, зъ кою учтивостю и блгоговнствомъ ныи правовати и врнымъ поавати, къ люъ учити, абы до ныхъ пристповали, и въ роныхъ припакахъ которыибыс притрафлти могл, къ постповати маютъ. Маешъ на статокъ въ той Кни живый чинъ и порокъ, такъ ромаитыхъ к тыжъ роныхъ Молитвъ, и Молебнвъ правованъе. Южъ теперъ сщенный Причте, невомостю и не уметностю ваню правы ем Тайнахъ Церковныхъ, и иншомъ набоженств не аклаайс, поневажъ въ той Кни достаточню всимъ Церковномъ порк маешъ нак. Знайешъ къ правоврныхъ тверомъ своег потшити. Знайешъ къ поносщимъ и насилствющимъ врагмъ виимымъ и невиимымъ тверости Артиклвъ Вры Православнои дповти. Знайешъ настатокъ къ по всхъ Црквахъ порне и Таемници, преъ которые к начин тые Дха таг въ соб съержачые Ласк вс Правоврные ержем, и дичами нбног ставаемос, дправоватис маютъ. Старайжес пилн сщенный Причте, такъ потребню Книг твоем и ближнег твоег набыти, памтаючи тое, ижъ надъ дш твоеи нчог на свт томъ миерномъ у теб маетъ быти милшог и дорогоцннйшог: велгъ ловъ пасителевыхъ: Что дасть имн человкъ за дш свою аще и весъ прибрщетъ; Набывши засе тоеи Книги, ижъ понехай заживати непотребницъ зъ Требниквъ предреченныхъ: поты бо вмъ нощъ трваетъ, поки лнце не свтитъ земл, поты и тоб дправованъе непотребницъ зъ предреченныхъ Требниквъ Бга Всеержител въ грхъ невомнлос; але гы южъ нашег повинности свтлостю тыи похмрныи блаки, невомости помылокъ и роныхъ непотребницъ стъ свчены, роогнаны, и далены: не пообаетъ тоб къ правивом сын Православном прекословити и расверпвати противно Пастыр своем и ц: памтаючи на тое, ижъ Нака, и упомненъ к Намстника Бжог маетъ быти велгъ ловъ Спсителевыхъ: васъ, мен и мен, пославшаг м 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/tr...

Развитие книгопечатания сделало возможным издание формальных источников К. п. Одним из первых изданных источников стал слав. перевод Номоканона при Большом Требнике, выпущенный в 1620 г. в типографии Киево-Печерской лавры как «Законоправильник», с предисловием иером. Памвы (Берынды) , который дополнил его выписками из франц. издания И. Леунклавия «Jus graeco-romanum» (1596), получившего в правосл. мире название «Арменопул» из-за помещенного в этот свод Арменопулова сокращения канонов. В 1624 г. иером. Захария (Копыстенский) издал новую редакцию Номоканона, очистив язык документа от сербизмов и дополнив новыми пояснениями и статьями, заимствованными из других источников. В 1629 г. вышло 3-е издание Номоканона с предисловием архим. Петра (Могилы) , в к-рое были внесены дополнения. В 1646 г. 3-е издание было воспроизведено во Львове с предисловием Львовского еп. Арсения (Желиборского) . В 1639 г., при патриархе Иоасафе I , появилось 1-е московское издание Номоканона (на основе редакции Захарии (Копыстенского), с рядом исправлений), к-рый был выпущен не отдельной книгой, а как приложение к Потребнику. В 1651 г., при патриархе Иосифе , вышло 2-е московское издание Большого Потребника в соединении с Номоканоном, который был выделен в отдельную, 80-ю гл. книги. В 1658 г., при патриархе Никоне , появилось 3-е московское издание Номоканона, в котором была изменена первоначальная структура книги: 1-я часть (чинопоследование исповеди и наставление духовнику) была удалена и включена в сам Требник как отдельное чинопоследование; 2-я часть, т. е. текст Номоканона, подверглась значительному сокращению. Никоновская редакция воспроизводилась в позднейших досинодальных и синодальных изданиях Большого Требника. С 1687 г. при Малом Требнике стало печататься сокращенное издание «Законоправильника» под названием «Из Номоканона нужнейших правил изъявление» (117 статей из 226). Т. н. Иосифовская Кормчая книга. М., 1650. Л. 38 об.— 39 Т. н. Иосифовская Кормчая книга. М., 1650. Л. 38 об.— 39 В 1649-1650 гг., при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе, в Москве было предпринято 1-е печатное издание Кормчей книги на основе Сербской редакции. Иосифовская редакция Кормчей впосл. переиздавалась старообрядцами в Варшаве (1786) и в Москве (1888, 1913). Патриарх Никон подверг 1-е издание ревизии (им было исправлено 50 страниц книги), в новую редакцию были внесены существенные дополнения. В 1653 г. экземпляры Никоновской Кормчей были разосланы по епархиям, монастырям и приходам, а также отправлены в Болгарию и Сербию.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Получив письмо это 15-го ч., я отвечал 19-го и просил доброго о. Владимира приобрести за какую бы то ни было цену требник Петра Могилы для академической библиотеки, в которой этой книги не доставало. 14-го ч. писал мне из Петербурга Н.И. Гиляров-Платонов: «Попечитель Петербургского университета обратился ко мне с вопросом: не знаю ли я Кустодиев? 974 Этот г. Кустодиев представлялся ему со статьей своей, напечатанной некогда в Московских Ведомостях («Обзор духовных журналов», кажется таково ее заглавие), и рекомендовал себя на службу университету. Попечитель почти готов послать его за границу, чтоб приготовить его к кафедре университетской, но остановился тем, что кроме личной рекомендации собственной особы Кустодиева, других отзывов о нем не имел. Итак, попечитель спрашивает меня, что эго за человек и годен ли он. На мой взгляд, достоуважаемый о. ректор, поступок Кустодиева порядочно нагл. Ведь это не малая претензия второразрядному студенту искать университетской кафедры! И потому я склонялся бы дать попечителю ответ отрицательный: г. Кустодиев, одним словом, заслуживает, по моему мнению, того, чтобы осадить его. В этом убеждают меня сверх того следующие обстоятельства: а) Одновременно с своим заискиванием у попечителя, он искал у обер-прокурора, и предлагал себя в число кандидатов для посылки за границу: в чем и успел (его хотят прикомандировать к Стокгольмскому причту). Это показывает порядочного пролазу, действующего путями довольно кривыми. б) Во время своего студенчества, он написал известную статью в Московских Ведомостях; сверх того, он же воздвигнул обвинение против Н.И. Субботина 975 в литературном воровстве. Статья его на мой взгляд очень порядочная и свидетельствует о его умственных дарованиях, но не столь хорошо рекомендует о его нравственных качествах: бить из-за угла в своих дело недостойное честного человека. Впрочем, в свое время я молчал об этом, и не сообщал в вашем Троицком мipe об имени автора «обзора» и обвинения против Н.И. Субботина , дабы открытие имени автора не повлекло с вашей стороны невольных увлечений смотреть дурно уже на все, что делает Кустодиев и не лишить его аттестата, которого по другим отношениям, может быть, он заслуживает. Но теперь вопрос иной: на мой взгляд, если уж способна Моск. дух. академия выставить кандидатов на университетскую кафедру, то нашлись бы люди более достойные Кустодиева, но менее пролазливые.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

520 Отсюда частое поминовение за богослужением: «Зде лежащих», теперь по большей части теряющее свой прямой смысл. 522 По древним уставам на воскресной утрени после великаго славословия – при пении Трисвятого совершался вход с Евангелием. 523 Иногда говорят: при выносе креста и плащаницы поется ЗАУПОКОЙНОЕ Трисвятое. Выражение совершенно неверное. Не с чина погребения, как нечто грустное, взято Трисвятое для выноса креста и плащаницы, а как раз наоборот. С торжественного изнесения святыни, торжественное Трисвятое взято для торжественного перенесения «МОЩЕЙ» усопшего. Медленное же пение Трисвятого во всех этих случаях не для придания ему грустного характера, а по соображениям чисто практическим, чтобы дать возможность священнослужителям без торопливости совершить священные обряды. 524 У нас установился обычай возливать елей только оставшийся от соборования усопшего. По последованию погребения елей должен быть возливаем независимо от того, был ли соборован усопший или нет, и возливается елей вообще от лампады. 525 В требнике Петра Могилы возлияние елея истолковывается в таком смысле: при крещении почивший чрез помазание елеем был призван на подвиг. Теперь по тех же священных подвигах он снова помазуется елеем в знамение того, что милосердие Божие милостливо приемлет совершенные им в жизни подвиги. В соответствии с сим дается теперь особое обращение к усопшему при возлиянии елея: Господь и Бог наш Иисус Христос , укрепивый тя в вере и подвизех христианского жития, Той ныне милостивно сия да примет и елеем щедрот Своих да простит вся немощи человечески согрешенная и мзду прияти да сподобит тя со святыми Своими, поющими Ему: аллилуиа (лист 444 оборот). 527 Быт.18:27 ; Иов.30:19 ; Еккл.12:7 . Последование погребения имеет в виду восточный обычай полагать тело усопшего в могилу без особого гроба и гробом называют самую могилу. У нас особый гроб – непременная принадлежность погребения. В виду того, что гроб прежде опущения его в могилу закрывается крышкой, порядок последних действий естественно изменяется сравнительно с изложенным в последовании. Именно, предание земле и возлияние елея совершается до закрытия гроба крышкой и следовательно до опущения его в могилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В XVII в. появляется требование прочесть перед исповедью символ веры наизусть, позднее духовники начинают проверять перстосложение при крестном знамении, знание основных молитв 727 . Так, в Требнике 1642 г. перечень грехов идет после вопросов священника о вере и надлежащих ответов кающегося на них 728 . Также среди грехов есть такие как тесное общение с иноверцами и похвала их обычаев 729 . Перечень грехов в Требнике 1658 г. начинается с блока вопросов о ереси 730 . В тексте рукописных требников кон. XVII в. также появляется запрет читать и изучать «отреченные книги»: «Не почитаешь ли отметных книг богоборных и не вницаеши ли в протчия еретическия книги?» 731 Таким образом, к концу XVII в. в понимании греховности в Великорусской церкви прослеживаются две тенденции: усилении внимания к душевным грехам и к отступлениям от ортодоксии. Важно отметить, что обе тенденции проявляются еще в XVI в. и нарастают в XVII в., вне прямой зависимости от событий Раскола. Есть все основания предполагать, что те же самые тенденции были свойственны и западнорусской церкви. Однако проследить это на источниках в настоящей работе сложно, в связи с отсутствием исследований, посвященных рукописной традиции западнорусских исповедальных вопросников, а также по причине того, что в западнорусских печатных требниках XVII в. отсутствуют списки грехов. Это касается как первых печатных требников 732 , так и «Евхологиона» митр. Петра Могилы 1646 г. 733 , ставшего образцовым для Малорусской церкви второй половины XVII в. Поскольку при составлении текста Требника 1658 г. справщики пользовались «Евхологионом» 734 , а разделы о покаянии в обоих требниках структурно схожи, то можно сделать обоснованное предположение о влиянии западнорусской традиции на великорусскую 735 . В частности, это нашло выражение в отказе от подробного перечисления грехов, а также в выделении семи смертных грехов, в том виде, в каком они были восприняты в Малороссии из католической традиции 736 . Дальнейшее влияние на понимание греховности, как в Малорусской, так и в Великорусской церквях, оказало сочинение архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

50-я глава печатной славянской Кормчей книги, самым заглавием своим „О тайне супружества то есть законного брака», указывает на предмет и важность своего содержания. По содержанию, 50-я глава разделяется на три главные части. В первой ее части дается общее понятие о существе брачного союза и излагаются, в виде руководства для приходских священников, правила, касающиеся брака, – а именно: о порядке, условиях, совершителе, месте и времени венчания браков. Вторую, самую обширную, часть главы составляют: а) таблицы степеней родства кровного и свойства, двухродного и трехродного, в которых запрещается и дозволяется вступление в брак и б) собранные из различных источников учение, правила и законы о духовном родстве, проистекающем от восприемничества при св. крещении, от усыновления и братотворения, и о влиянии этого родства на брачное право. В третьей и последней части главы содержатся общие указания о круге родства, в котором запрещается заключение брака („О супружестве вообще»), и приведены узаконения и правила на разные случаи, в которых может возникать вопрос о законности или возможности вступления в брак лицам разных взаимных отношений. Заключая в себе приведенное содержание, 50-я глава кормчей книги, со времени появления своего в печати на славянском языке, получила весьма важное значение в истории развития русского брачного права, имела обширное влияние на практику церковных судов по брачным делам в течение всего XVIII века и сохранила за собою значительную долю своей важности в русском брачном праве в течение текущего века и до настоящего времени. В первый раз, в славянском тексте, явилась в печати статья „О тайне супружества» в известном „Евхологионе или Требнике» Киевского митрополита Петра Могилы (ч. I, стр. 359 – 396) изданном в 1646 году. Отсюда она, с некоторыми отступлениями от „Требника», помещена 50-ою главою в Иосифском издании печатной Кормчей книги (ч. II, л. 421 – 452); затем она перенесена в Никоновское издание той же книги (на те же 421 – 452 лл.) и потом перепечатана с Иосифского издания в кормчей, изданной в Варглаве в 1785 году (ч. II, л. 421 – 452), и с Никоновского, с дополнением «реестра» родственных наименований, в Кормчих, изданных в Москве в 1786 (ч. II, л. 198 – 229) и в 1804 (л. 141 – 160) гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010