Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Александр Самарский (Трапицын), сщмч. - житие Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность. Но сердцеведец Господь промыслом своим изменил казалось бы уже известный путь женатого священника, на путь более высокого служения Церкви. Отец Александр как Иов полностью был предан воли Божией: " Господь даде, Господь отъятъ, Господевн изволися, тако бысть: буди имя Господне Благословенно во веки " (Иов. 1, 22). В 1897 г. о. Александра назначают инспектором Вятской Духовной Семинарии. 26 февраля 1900 г. в субботу на первой недели Великого Поста после Великого Славословия на всенощной состоялось пострижение в монашество отца инспектора, которое совершил Преосвященнейший Алексий (Окоцкий), епископ Вятский. Этот случай был вторым за 10 лет Семинарии, поэтому на постриг были допущены учащиеся старших классов Семинарии. Новопостриженному было оставлено прежнее его имя - Александр. Сам постриг проходил в состоянии духовного подъема всех присутствующих и произвел глубокое впечатление. Господь, видя старание и усердие о. Александра, наградил его добрым и отзывчивым сердцем. Воспитанники Училища и Семинарии очень любили и уважали о. Александра, проводили с ним духовные беседы, а иногда и споры по самым разным вопросам и были благодарны инспектору за его рассудительность и готовность помочь подрастающему поколению разобраться в грядущих событиях в Церкви и мире. Учительство и инспекторство было самым любимым временем будущего архипастыря. Он с любовью и нежным трепетом вспоминал эти годы.

http://pravicon.com/info-1698

Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Осенью 1928 года Святитель был арестован и заключён в тюрьму Нижнего Новгорода. Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал:«Тело моё в вашей власти, и вы можете делать ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». По обвинению в том, что»путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком лагере, работая сначала сторожем, потом бухгалтером. После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. Он много проповедует, чем привлекает народ в храм. Над ним снова начинают сгущаться тучи, и сестра пишет ему:«Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь».«Как бы я вас ни любил, — отвечал архиепископ, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить». В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Через год его арестовывают в Семипалатинске. Владыка не подписал ни одно из обвинений, и держался на допросах мужественно. 15 (28) октября Святитель по обвинению в»шпионаже и контрреволюционной агитации»приговаривается к расстрелу. Через два дня 17 (30 н. ст.) октября 1937 года Владыка был расстрелян. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученики Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфантов), Василий (Витебский) и Иаков (Алферов) (память 1 января по старому стилю) С вященномученик Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии,«расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме… Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки… ремеслами же почти никто не занимался», — как описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кабинет следователя и Царство Божие 5 мин., 14.01.2014 Говоря о наступлении нового года, часто вспоминают мученика Вонифатия, главным образом, в предположении, что можно от греховной и разгульной жизни сразу приступить к венцу мученическому и спастись. Однако Вонифатий, не будучи на тот момент христианином и ведя разгульную жизнь, принял мученичество, будучи убежден в истинности христианской веры чудом Божиим, проявившимся перед ним в страданиях мучеников, когда сила Божия, даровав им нечувствительность к боли, сделала их свидетелями о Христе. В ХХ веке перед оказавшимся в заточении исповедником по преимуществу не было подобных чудес, а была всего лишь глухая казенная стена следовательского кабинета. И нужно было ко дню испытаний много потрудиться, чтобы собрать в душу тепло благодати, дабы иметь надежду через глухую стену увидеть Царствие Божие. К этому следовало готовиться годами, как делал это архиепископ Александр (Трапицын). Архиепископ Самарский Александр (Трапицын) Священномученик Александр родился в 1862 году в благочестивой семье диакона Иоанна Трапицына в селе Волме Вятской губернии. Первоначальное образование он получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской духовной семинарии, высшее — в Казанской духовной академии, и в 1889 году был рукоположен во священника к Всехсвятской церкви города Вятки. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие, призывая людей помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. Во время богослужения в вятском кафедральном соборе он обратился к прихожанам с просьбой принять участие в помощи голодающим, напоминая о христианском понимании случающихся с человеком несчастий. «Божиим попущением многие местности нашего Отечества, бывшие прежде хлебородными, пострадали от неурожая хлеба, — сказал он. — Это бедствие — крест Божий, ниспосланный нам во вразумление и наказание наше за грехи. Забвение Бога, неверие, погоня за наживой, благами и удовольствиями мира сего, самолюбие, своекорыстие — обычные наши страсти и пороки, низводящие нас на степень человека-язычника. Ниспосланный нам свыше крест... побуждает нас глубже проникнуть в наше душевное состояние, раскрыть перед нашим сознанием наши духовные язвы, приложить старание об их уврачевании и об умилостивлении прогневанной нашими прегрешениями правды Божией добрыми и богоугодными делами...»

http://foma.ru/kabinet-sledovatelya-i-cz...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним пострадавшие священномученики Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов С вященномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался»– так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие.

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

Борок. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1803. Адрес: Кировская область, Советский район, с. Борок Координаты: 57.605005, 48.686009 Проезд:г.Советск - Завертная - Борок 20 км, дорога с твёрдым покрытием, от Завертной - асфальт. Ходит автобус Советск - Лесниково - Борок. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Колобово (ныне входит с состав деревни Борок) — самое древнее русское поселение в районе. Священник Покровской церкви слободы Кукарки Дмитрий Трапицын в 1851 г. в своей рукописи сообщает, что в 1423 г. уже было село Колобово, а в 1648 г. кукарские крестьяне были приписаны к Колобовскому приходу. Храмозданная грамота на построение церкви дана 2 марта 1790 г. Епископом Вятским Лаврентием. Грамоту принял выборный от крестьян Никифор Ожиганов. Но до каменной церкви известны предшествующие две деревянные. Первая сгорела в декабре в ночь на 8-е число 1763 г. По прошению прихожан в мае 1764 г. архиепископом Казанским Вениамином дана храмозданная грамота на построение деревянной церкви в селе Колобове. Грамоту приняли священники Стефан Венедиктов и Евсевий Никонов с прихожанами. Каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери строилась с 1796 по 1803 г.г. Церковь почти кубической формы с высоким куполом и приделами во имя св. Николая и св. великомученицы Екатерины. Иконостас холодного храма выполнен в 1885 г., тёплого — в 1862 г. В церкви хранился образ св. Николая, высеченный на камне в миниатюре. В 1910 г. в Колобовском приходе было 17 селений с 2860 прихожанами. Часовен в приходе в 1905 г. не было. Церковь закрыли в соответствии с постановлением от 20 декабря 1939 г. Кировского облисполкома по ходатайству местных властей. В 1942 г. соседние колхозы Борок, Загуляево, Безводное начали разбирать на кирпич стену церковной ограды. Церковь переоборудовали под клуб в 1955 г. колхозом " Страна Советов " (Борок). Ныне здание церкви никем не используется, разрушается. Сохранилась отдельно стоящая колокольня. http://rodnaya-vyatka.ru/places/71287 ;  http://rodnaya-vyatka.ru/places/76749 Комментарии и обсуждение Очень красивая была деревня - Борок. И церковь всегда притягивала своей таинственностью, ведь когда-то там кипела жизнь православная. Рядом " поповское " кладбище. Иногда дух захватывало, когда мимо него пробегала, маленькой была. Интересно, насколько жива деревня?   29 июля 2012. Церковь сейчас восстанавливается, деревня жива. 8 сентября 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19734

  Л. 33 об.   мужних, были дети, остававшиеся часто без всякого призора. Голосилов не считался с условиями жизни работников Контроля и требовал неукоснительного исполнения своего распоряжения. Явившись в Контроль, он вызывал иногда меня к себе и задавал ехидный вопрос, все ли аккуратно явились на службу и не уходил ли кто во время занятий в город. Когда я отвечал утвердительно, Голосилов делал мне замечание, что я плохо слежу или намеренно скрываю неисправных. После двух-трех таких замечаний я дал понять управляющему, что гоняться за двумя зайцами я не могу, что постоянная проверка работников контроля отвлекает меня от своей прямой обязанности и что лучше было бы возложить наблюдение за исправностью служащих на заведующих отделами. «Но они часто командируются для ревизий», – возразил Голосилов. «За отсутствием заведующих могут наблюдать их помощники», – сказал я.   Л. 34   Голосилов согласился и велел мне объявить об этом по отделам. Я ликовал. Однако ликование мое было очень непродолжительно. Заведующие отделами представили Голосилову какое-то мотивированное заявление об освобождении их от вновь возложенной на них обязанности, и эта неприятная обязанность снова была возложена на меня. В глупо-тяжелом положении я находился до конца своей службы в Рабкрине, т[о] е[сть] до апреля 1921 года.   Во второй тетради нумерация листов продолжается до 452, а затем начинается с 1. Заболотский. Как и П.И. Успенский, уроженец Тверской губернии. Александр Иванович Ржавенский. Ин. 2, 24. Архиепископ Александр (Александр Иванович Трапицын; 29.08.1862) – сын дьякона с. Волма Вятского уезда. Окончил Вятскую духовную семинарию (1884), Казанскую духовную академию (1888). По окончании семинарии надзиратель Вятского духовного училища, с 26.02.1889 священник, преподаватель Вятского епархиального женского училища. В 1892 г. овдовел. С 12.09.1897 инспектор Вятской духовной семинарии. 26.02.1900 принял монашество. С 1900 г. и.д. ректора Вятской семинарии, с 28.07.1901 ректор Калужской семинарии, с 12.12.1904 епископ Муромский викарий Владимирской епархии, с 23.11.1907 епископ Юрьевский первый викарий Владимирской епархии, с 29.05.1912 по 1921 г. епископ Вологодский и Тотемский. Далее был епископом Симбирским, Симферопольским и Самарским. Неоднократно арестовывался. В 1923 г. признал обновленческое ВЦУ, но в 1924 г. принес покаяние патриарху Тихону. Расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 69; Игум. Дамаскин (Орловский). Александр (Трапицын)//Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 484.

http://bogoslov.ru/article/6192270

В 1354 году проплывая по Волге на пути в Золотую Орду, святитель Алексий остановился у впадения реки Самары в реку Волгу, где в уединенной келье проживал старец-схимник, имя которого неизвестно. Святитель предсказал, что на сем месте возникнет град великий, в котором просияет благочестие и град сей во веки разорен не будет. Святитель Алексий является небесным покровителем города Самары, в его память был освящен придел в первом Кафедральном соборе города Самары - Вознесенском, построена часовня на месте посещения святителя. День памяти святителя Алексия является Днем города Самары. 22 июня 2000 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского, стараниями игумении самарского Иверского монастыря Иоанны (Капитанцевой), духовника этой обители игумена Софрония (Баландина), сотрудников областного отдела охраны памятников истории и культуры состоялось обретение мощей чагринского старца - протоиерея Александра Юнгерова. С этого времени мощи угодника Божия почивают в Иверском монастыре в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Будущий священномученик Александр родился 29 августа 1862 г. в селе Волма Вятской губернии, в семье священника Иоанна Трапицына. Воспитывался, как и все дети, в православных традициях и теплой вере, которой его научала мать Клавдия. Он окончил Вятскую Духовную Семинарию, а в 1888 г. Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании обучения Александр был назначен надзирателем в Вятское Духовное училище, коим был до 1897 г. Начальствуя в Училище, Александр женился и 26 февраля 1889 г. рукоположен во священника в Всесвятской церкви города Вятки. В 1892 г. тридцатилетнего отца Александра посетило горе. Господь призвал к Себе его благочестивую и кроткую матушку. Будущий архиепископ горько оплакивал и свое вдовство и свою бездетность. Святыни Самарской области [ править править код ] САМАРА. Кафедральный Покровский собор: икона Божией Матери «Взыскание погибших», чтимая гробница митр. Мануила (Лемешевского). Самарский Иверский женский монастырь: прав. Александр Чагринский (XIX в.).

http://azbyka.ru/palomnik/Самарская_обла...

священника Николая (Правдолюбова; 1892 †1941) священника Николая (Пробатова; 1874 †1918) Александры (Устюхиной; 1882 †1937) Анны (Ивашкиной; 1894 †1948) Веры (Самсоновой; 1880 †1940) Виктора (Краскова; †1918) Григория (Берденева; 1890 †1937) Дорофея (Климашева; 1869 †1937) Евгения (Дмитрева; 1913 †1937) Евдокии (Мартишкиной; 1880 ††) Евсевия (Тряхова; 1870 †1937) Лаврентия (Когтева; 1880 †1937) блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864 † 1936) Михаила (Якунькина; 1878 †1937) Павла (Парфенова; †1918) Петра (Гришина; 1870 †1937) Татианы (Бякиревой; 1890 †1948) Татианы (Егоровой; 1879 †1937) Феклы (Макушевой; 1901 †1954) убиенных в 1918 году мирян: Наума, Иоанна, Алексия, Андрея, Иоанна, Космы, Василия, Агафьи, Павла, Павла, Филиппа И святых новомучеников и исповедников Самарских: Александра, архиепископа Самарскаго (Трапицына; 1862 †1938) священника Александра (Иванова; 1866 †1938) священника Александра (Органова; 1873 †1938) священника Василия (Витевского; 1873 †1938) священника Вячеслава (Инфантова; 1883 †1938) священника Иакова (Алферова; 1878 †1938) священника Иоанна (Смирнова; 1873 †1938) священника Иоанна (Сульдина; 1880 †1938) священника Трофима (Мячина; 1888 †1938) И святых новомучеников и исповедников Саранских: священника Павла (Ягодинского; 1879 †1937) иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879 †1937) иеромонаха Михаила (Жук; 1872 †1937) монахини Анастасии (Камаевой; 1879 †1937) монахини Елены (Асташикиной; 1878 †1937) Арефия 1884 †1937) Василия (Александрина; 1872 †1942) Иоанна (Ломакина; 1884 †1937) Иоанна 1902 †1937) Иоанна (Сельманова; 1900 †1937) Мавры (Моисеевой; 1875 †1937) священника Дионисия (Щеголева; 1880 †1937), Саратовскаго И святых новомучеников и исповедников Таллинских: Платона, епископа Ревельскаго (Кульбуша; 1869 † 1919) протоиерея Николая (Бежаницкого; †1919) протоиерея Михаила (Блейве; 1873 †1919) Вассиана, архиепископа Тамбовскаго и Шацкаго (Пятницкого; 1879 †1940) И святых новомучеников и исповедников Тверских: Аркадия, епископа Бежецкаго (Остальского; 1888 † 1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Гораздо более достойны внимания и благоговейного почитания места в восточной половине страстного пути, и прежде всего то, которое означено аркой, известной под названием «Се, Человек (ecce homo)». По латинскому преданию, именно здесь Пилат показал народу в багрянице и в терновом венце Божественного Страдальца, сказав: се, Человек ( Ин. 19, 5 ). Арка перекинута через всю улицу. По исследованиям ученых, она – остаток древности (построена не позже III или начала IV в. по Р. Х.  и в течение веков подвергалась изменениям) и прежде состояла из трех арок: средней, большой, и двух меньших боковых. В настоящее время с улицы видна только средняя арка, боковые же вошли в высокие стены сооружений, воздвигнутых на обеих сторонах Страстной улицы. На верху арки устроена мусульманская молельня с маленьким окном, в молельне постоянно живет дервиш. С юга к арке примыкает высокая каменная стена, скрывающая внутри себя горы щебня и мусора, на которых ютится небольшой монастырь дервишей, в этом мусоре и находилась южная боковая арка, снятая дервишами при перестройке монастыря. На северной стороне улицы в арку упирается величественное и прекрасное по своей архитектуре здание Сионской общины сестер милосердия, принадлежащее католикам. Оно построено в 1862 году крещеным в латинском вероисповедании евреем Альфонсом Ратисбоном на купленном им (за 60 000 франков) у индийских дервишей участке земли. Сестры милосердия, живущие здесь, составляют монашескую общину и занимаются воспитанием и обучением детей. По первоначальной мысли основателя общины, сестры должны были иметь целью обращение в христианство евреев и воспитание еврейских детей в духе латинской церкви. Но так как евреев, желающих креститься и отдавать своих чад в латинское учебное заведение, почти не оказывалось, то сестры стали принимать на воспитание детей других национальностей и вероисповеданий. В настоящее время здесь учатся дети и арабов, православных и католиков, и армян, и евреев, и магометан. Кроме школьных помещений, при общине имеется церковь .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010