Овладев св. Софией (в 1453 г.) и уничтожив в ней все христианские принадлежности и священную живопись, турки приноровили [приспособили] храм для богослужения лжепророку. В нише бывшего горнего места они поставили кафедру с алькораном, а там, где был прежде левый клирос, устроили трон для султана (трон имеет форму восьмиугольника с вызолоченной кругом решеткой и с куполом вверху и поставлен на восьми мраморных колоннах). К задней стороне этого трона примыкает роскошный зал для отдыха султана. На противоположной стороне от трона стоит высокая мраморная кафедра с узкой лестницей для мусульманского проповедника. На столбах храма висят громадные круглые щиты с изречениями из корана. Множество больших паникадил и лампад с привешенными к ним страусовыми яйцами спускаются сверху и служат для освещения мечети. Мраморный пол храма весь устлан циновками. В храме св. Софии мы пробыли около часа и с сердечной грустью оставили его: тяжело видеть мерзость мусульманского запустения на святом христианском месте. По выходе из св. Софии мы обошли вокруг храма и затем направились через одну из оживленных улиц Царьграда к мечети, известной под названием мечети Ахмета. Мечеть Ахмета построена по образцу св. Софии; мечеть светлая и внутри облицована изразцами. В ней насчитывается до сорока четырех мраморных колонн (36 колонн внизу и 8 колонн на хорах). Купол мечети, как и купол св. Софии, плоский; к нему со всех четырех сторон присоединены полукуполы. Перед мечетью большая площадь, на которой в древности происходило конское ристание. На площади возвышаются три колонны времен Константина Великого : одна – древний египетский обелиск, сооруженный из цельного фивского гранита, вышиной до шестидесяти футов, обелиск покрыт иероглифами; другая – медная, из трех перевившихся между собой змей (с отрубленными Магометом II roлobaмu), взята из храма Аполлона в Дельфах; и третья – каменная, вся обгорелая и угрожающая падением, вышиной до семидесяти-восьмидесяти футов. В одном конце площади стоит здание – музей янычар, за вход в который берется по три пиастра (около 25 коп.) с человека. Музей янычар не представляет никакого интереса и содержится весьма грязно; в длинных узких и вонючих комнатах расставлены отвратительные чучела янычар в костюмах различных эпох.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Малый фонтан в сравнении с Ланжероном более благоустроенное предместье города. По гористой местности, террасами спускающейся к морю и покрытой густой роскошной растительностью, расположена масса прекрасных дач. Особенно живописное местоположение на самом берегу моря занимает дача г-на Дунина, которая собственно и пользуется издавна названием Малого фонтана на том основании, что здесь был прежде фонтан ключевой воды. На Малом фонтане мы с А. Н. провели часа два, любуясь обширным видом на море; здесь, между прочим, я в первый раз купался в море. Ланжерон и Малый фонтан расположены на юге от города, Хаджибейский же лиман находится в совершенно противоположной стороне и отстоит от города в семи верстах. Самый лиман (озеро) имеет в длину тридцать одну версту, в ширину около двух верст, глубина же его простирается до шести сажен. Около озера расположены дачи, в которых живут летом приезжающие пользоваться лиманными лечениями больные; при дачах имеются сады с прекрасной растительностью. Лучшее место на Хаджибейском лимане – большой парк, принадлежащий городу, и в нем городское лечебное заведение. В парке вы встретите самую разнообразную растительность южного климата – и столетние дубы, и каштаны, и берест, и белые акации, и вишни, и дикие груши, сирени и проч.; при входе в парк имеется пруд, в котором плавают белые лебеди. Наконец настало 14-е число июня, день, в который мы отправлялись в дальнее плаванье. Утром этого дня я первым делом сходил к литургии в кафедральный собор, где погребены скончавшиеся недавно наши знаменитые архипастыри-проповедники архиепископы Димитрий и Никанор , и молился о благополучном путешествии во Святую Землю. По окончании литургии, разменяв в меняльной лавке сторублевую кредитку на французскую золотую монету и рассчитавшись с содержателем номеров, я в два часа дня вместе с А. Н. отправился на пароход Русского общества пароходства и торговли «Одесса». На пароходе в это время шла деятельная работа: трюм его наполнялся волами, а палуба – клетками с заключенными в них курами и петухами (волы отправлялись в Константинополь, а куры и петухи частью туда же, частью в другие турецкие города). Вскоре после нас стали подъезжать и другие путешественники, и между прочим наш сослуживец Д. П., прибывший в Одессу еще 13-го числа и по пути захвативший своего знакомого М. В. Е. Ровно в четыре часа после полудня наш пароход снялся с якоря и медленно двинулся в путь. Все благочестивые поклонники  набожно крестились и творили внутреннюю молитву, прося Господа благополучно совершить путешествие. Черное море

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

б) от 28 сентября за 7517: „По утверждённому Г. Синодальным Прокурором 23 сентября 1904 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Александр Антонов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Иркутского духовного училища“. в) от 28 сентября за 7521: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 23 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Буравцев определён на должность преподавателя гомилетики с соединёнными предметами в Тверскую духовную семинарию“. г) от 6 октября за 7661: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 30 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Николай Богданов определён на должность учителя русского языка в старшие классы Виленского духовного училища“. д) от 6 октября за 7669: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 30 сентября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Павел Свавицкий определён на должность помощника инспектора в Владимирскую духовную семинарию“. е) от 15 октября за 7992: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 7 октября 1904 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Григорий Старокадомский определён на должность преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Екатеринославскую духовную семинарию“. ж) от 15 октября за 7998: „По утверждённому Г. Сино- —308— дальным Обер-Прокурором 7 октября 1904 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Георгий Вершинский определён на должность помощника инспектора в Минскую духовную семинарию, с жалованьем из епархиальных средств“. з) от 20 октября за „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором 14 октября 1904 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Василий Трапицын определён на должность помощника инспектора в Архангельскую духовную семинарию, а назначенный 16 августа 1904 года на эту вакансию кандидат Московской же духовной академии Дмитрий Немешаев освобождён от данного ему назначения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, меня ввели в патриарший кабинет. Его Блаженство патриарх Неофит был один. По внешним отличиям патриарха узнать было нельзя, так как все высшие греческие священноначальники – патриархи и епископы – во внебогослужебное время, за исключением, конечно, парадных случаев, не надевают на себя архиерейской панагии и носят одинаковые со всем низшим духовенством, белым и монашествующим, черную одежду и черные креповые камилавки (черные камилавки на Востоке принадлежность даже диаконов немонашествующих). Я подошел под благословение патриарха. Благословляя, он милостиво спросил меня по-русски: «Как тебе имя? Иеромонах ты или священник?». Я почтительно ответил на вопросы патриарха. Далее он спросил: «Умеешь ли ты говорить по-гречески или по-болгарски?». Я отвечал, что ни на том, ни на другом языке говорить не умею. В это время подошел к нему какой-то светский грек, и патриарх, промолвив: «с Богом», отпустил меня. В настоящее время (с 25 октября 1894 г.) патриарх Неофит находится уже в отставке и живет на острове Антигоне. Из патриархии я возвратился в Ильинское подворье, а оттуда отправился на русский пароход «Одесса», так как уже приближалось время нашего отхода из Константинополя в дальнейший путь. Вскоре после меня возвратились на пароход и мои спутники, которые в то время, как я был в патриархии, смотрели на церемонию выезда султана в мечеть. В четыре с половиной часа вечера мы отплыли из Константинополя. Пройдя с правой стороны Золотой Рог и Серальский мыс, а с левой небольшой остров на Босфоре, все время пребывания нашего в Константинополе бывший у нас на глазах, с построенной на нем невысокой башней, известной под названием Леандра, мы вступили в пределы Мраморного моря. Мраморное море Мраморное море одно из деятельнейших и оживленнейших в мире; то и дело попадаются здесь навстречу парусные суда и различные турецкие, греческие, английские, французские, австрийские и другие иностранные пароходы, поддерживающие сообщение между Константинополем, Галиполи, Дарданеллами, Смирной, Салониками, Пиреем и другими дальними морскими портами. Не будучи широким, Мраморное море – в этом его главная прелесть – не скрывает от глаз путешественника своих берегов и островов и не дарит его однообразием морской пустыни. Все время плавания по морю вдали видны то азиатский, то европейский берег. Так, тотчас же по вступлении в море из Босфора, справа, на европейском берегу, обрисовываются здания и мечети константинопольского предместья Сан-Стефано, памятного для России договором с Турцией после войны 1877 – 1878 годов, а слева в голубой дали видны Принцевы острова. В шестидесяти милях от Босфора поднимается из воды живописный по своей дикости скалистый Мраморный остров, известный каменоломнями; далее открывается Галиполи с его мечетями, маяком и невзрачными домами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Отсюда и происходит стремление многих из нынешних ревнителей закона Моисеева прибыть перед смертью в Иерусалим, чтобы сложить свои кости в Кедронской долине. Есть свидетельства, что b XVII веке были присылаемы из Европы в Иерусалим транспортом через Яффу целые тысячи умерших израильтян для погребения их в Иосафатовой долине. Верование иудеев о месте Страшного суда в Иосафатовой, или Кедронской долине разделяют и палестинские мусульмане и поэтому стараются класть своих мертвецов в эту же самую долину, причем они хоронят усопших на западном склоне долины, еврейское же кладбище находится на восточном склоне, обращенном к святому граду. Гробница Авессалома Из многочисленных надгробных памятников, возвышающихся в этой долине смерти, особенно резко выделяются три древнееврейские гробницы, известные под именем гробниц Авессалома, Иакова и Захарии. Они находятся на западном склоне Елеонской горы, вправо от дороги на нее. Первая из этих гробниц, памятник Авессалома, есть полумонолит, имеющий до семи саженей высоты; нижняя часть его высечена в скале и имеет около трех саженей длины и ширины; внутрь его ведут четыре небольших отверстия. Издали памятник очень похож на небольшую колокольню. По свидетельству Второй книги Царств, Авессалом сам еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем ( 2 Цар. 18, 18 ). Хотя известно, что Авессалом умер далеко от Иерусалима, за Иорданом, но, как говорит предание, отец его Давид, глубоко скорбевший о смерти сына, перенес его труп в Иерусалим и положил в гробнице его имени. Памятник Авессалома несет на себе проклятие, павшее на голову мятежного сына Давидова. Всякий проходящий мимо еврей и магометанин считает своей обязанностью бросить первый попавшийся камень в безмолвные стены памятника. Гробница Иакова находится в двадцати-двадцати пяти саженях к югу от памятника Авессалома. Она состоит из нескольких высеченных в скале при подошве Елеонской горы комнат-пещер, в которых находятся погребальные ложа; в эту гробницу ведут два входа – один с запада, другой с юга. По христианскому преданию, в этих пещерах Иисус Христос по воскресении Своем явился апостолу Иакову Праведному, скрывавшемуся здесь без пищи и питья в скорби от смерти Спасителя. Здесь же, по преданию, апостол Иаков и погребен, после того как за исповедание Христово был сброшен иудеями с портика храма и побит камнями.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

По прибытии нашем на русский участок Иерусалима нас окружили русские люди и приветствовали с благополучным приездом. После двухнедельного путешествия по турецким портам было весьма приятно очутиться среди соотечественников и услышать родную русскую речь. Мы почувствовали себя как бы на родине, даже более — как бы дома среди родных и знакомых: так чужбина сближает людей одной земли и одного языка! Мои вятские спутники пожелали остановиться на подворье Православного Палестинского общества; чтобы не разлучаться с ними, остановился и я на этом же подворье. Вместе с нами здесь же разместились симферопольский священник Димитрий Р., лектор Казанского университета М., какой-то художник и купчик из Смоленска. Смотритель дома любезно показал нам помещения разных цен. Мы взяли номера 3-го разряда и поместились по два человека в каждом, я поселился с А. Н. Первым нашим желанием было поскорее поклониться Гробу Господню. Но мы были в грязном дорожном платье; вещи же наши еще не были доставлены с вокзала, их привезли вместе со всем паломническим багажом в семь часов вечера. В ожидании багажа мы сели пить чай и не заметили, как вдруг стемнело. Ночи в Палестине наступают очень быстро; наших продолжительных сумерек там не бывает. В конце июня и начале июля солнце закатывается около семи часов вечера, а в половине восьмого уже бывает совершенно темно. Поэтому когда наш багаж был доставлен с вокзала, идти куда-либо было поздно. Мы волей-неволей должны были отложить наше поклонение христианским святыням до следующего дня. Утром 30 июня для прибывших поклонников была истоплена баня. Так как за двухнедельное плавание по морям все мы порядком загрязнились, то и положили, прежде чем идти на поклонение святыням, омыться в приготовленной бане, чтобы предстать пред Гробом Господним и Голгофой чистыми телом. Но баня могла быть готова только к одиннадцати часам дня, и от нечего делать я сначала прошелся по садику Палестинского подворья, а потом отправился на старое подворье. На площади последнего в нескольких шагах от западных дверей Троицкого храма мое внимание привлекла древняя монолитная колонна, огороженная железной решеткой.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Для оформления в Одессе заграничного паспорта необходимо было запастись по месту жительства рядом документов, без которых выезд за границу был невозможен. Малограмотность и слабая информированность многих паломников приводила к тому, что они прибывали в черноморский портовый город, не имея на руках полного комплекта необходимых бумаг со всеми печатями и подписями. Например, у священника В. Крючкова не было документа от местных властей его родной Олонецкой губернии о том, что он не имеет препятствий для выезда за пределы территории России. К счастью монах- паспортист Пантелеймоновского подворья помог ему оперативно выправить этот документ . Как сообщал уполномоченный ИППО в Одессе М.И. Осипов, нередко местные чиновники, оформлявшие свидетельства о неимении препятствий для выезда за границу для замужних женщин, забывали упомянуть в них о том, что мужья не возражают против паломничества своих супруг. Без таких отметок канцелярия одесского градоначальства заграничных паспортов не выдавала. Поэтому приходилось делать запросы по телеграфу или письмами, и до получения ответов незадачливые паломницы коротали время в Одессе. Некоторым богомольцам приходилось из черноморского порта возвращаться на родину, так и не съездив на Ближний Восток. Тот же М.И. Осипов в своем отчете за 1898 — 1899 г. приводил несколько таких примеров. Мещанка из г. Сызрани П. Силантьева взяла в паломничество свою 8-летнюю дочь, которая не была записана в ее паспорте. Жители г. Саратова супруги Т. и С. Прокофьевы имели при себе внучку без всяких документов на нее. Естественно, что заграничные паспорта перечисленным лицам не были выданы, и их паломнические поездки не состоялись . Несколько дней, которые богомольцы проводили в портовом городе, они использовали для осмотра достопримечательной Одессы. Как это ни странно, но в большинстве мемуаров их авторы подробно повествуют о своих путешествиях по чисто мирским, а не духовным объектам. Возможно, это связано с тем, что в большом южном приморском городе было чему удивляться обитателям северных губерний. В концентрированном виде эти коллективные впечатления паломников отразилось в воспоминаниях вятского священника А. Трапицына. Он упоминает в мемуарах одесский театр, памятник Ришелье, потемкинскую лестницу, порт. Ему удалось поездить и по предместьям города, побывав на фонтанах и лиманах, о целебных свойствах которых он упоминает особо. При этом автор признается, что здесь он первый раз в жизни выкупался в море. Только в конце раздела об Одессе он говорит о своем посещении местного собора .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

В семь часов утра наш пароход остановился, бросив якорь против Топхание  . Пред нами открылась чудная картина Босфора с его Золотым Рогом   и виднеющимся вдали Мраморным морем, целого леса мачт стоящих на рейде судов различных национальностей [государств] и бесконечного города, расположенного на обоих берегах Босфора, с живописными куполами мечетей и почти сплошной массой зданий, амфитеатром спускающихся к морю. Рейдового мола в Константинополе нет, он еще только строится французами. Поэтому пароходы останавливаются среди пролива и сообщение пассажиров с берегом происходит на лодках, которых масса приплывает к каждому вновь прибывающему пароходу; причем вокруг него поднимается страшная суета, шум, гам, драка; лодочники наперерыв лезут на пароход, пристают к пассажирам и бесцеремонно хватают их вещи, чтобы перевезти на берег. Русские паломники обыкновенно избегают лодок туземцев и отправляются в город на лодках русских афонских в Константинополе [монастырских] подворий – Пантелеимоновского, Ильинского и Андреевского, от которых на каждой лодке бывает по монаху. Мы избрали лодку Ильинского подворья. Едва только мы вышли на берег и вошли в город, как очарование наше Константинополем при взгляде на него с Босфора сразу исчезло. Вместо улиц мы увидели какие-то грязные и черезвычайно узкие переулки; даже так называемые большие улицы настолько узки, что два экипажа с трудом могут разъехаться. Большая часть домов, казавшихся нам с Босфора живописными, в действительности оказались грязными полуразвалившимися лачугами, прямо сколоченными из досок, и притом так, что верхний этаж их выступает над нижним и таким образом загораживает солнечный свет. Дома в буквальном смысле лепились один к другому без всяких промежутков и дворов. На улицах всюду валялись сор, хлам и разные отбросы кушаний и производили грязь и зловоние. Множество бродячих собак еще более увеличивали безобразие и грязь Константинополя. Собаки здесь, кстати заметить, пользуются большим вниманием со стороны обитателей Царьграда. Турки смотрят на собак, как на животных, от которых зависит их благополучие. Поэтому турок никогда не позволит себе причинить собаке какое-нибудь зло и заступится за нее, когда чужеземец ударит ее. Рассказывают, что за убийство собаки виновный подвергается штрафу в десять турецких лир. При таком расположении к себе со стороны турок собаки постарались наполнить своими особами весь город, распределив его на участки, которые ревниво и оберегают друг от друга.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Апостола Павла о воскресении мёртвых в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам“: „Сочинение Трапицына „Учение Апостола Павла о воскресении мёртвых в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам“ состоит из маленького введения (1–10 стр.) об общем характере данной главы и учении Апостола о воскресении, – и двух частей, из коих в первой автор старается дать в сжатом виде общее обозрение языческого и иудейского дохристианских воззрений на воскресение мёртвых (стр. 11–46) и касается антропологии и христологии Ап. Павла по связи их с учением о воскресении (стр. 47–78), а во второй сообщается последовательное истолкование данной главы (стр. 79–250). Главным недостатком сочинения является вся его первая часть, где сложные и трудные предметы автором трактуются поверхностно, не по самостоятельному изучению первоисточников, а по второстепенным кратким пособиям: Шюрера и Вебера – для иудейства хорошие пособия, почему и относящийся сюда отдел у автора довольно сносен, но для язычества пущен в оборот совсем не компетентный материал, – не менее плохо изложены антропология и христология Апостола. Автору лучше было бы не выделять эти предметы в особое исследование, а поместить добытые о них сведения в соответствующих отделах толкуемой главы, как второстепенные и не лишённые некоторого значения экзегетические справки и интересные параллели. Но недостаток этот целиком покрывается второю частью, где автор обнаруживает обширное и основательное изучение как древне-отеческой, так и новейшей западной и русской литератур по данному предмету, – сообщает довольно подробные справки и нередко очень верные замечания по части разночтений, – кратко излагает всё, наиболее стоящие этого мнения экзегетов о трудных местах, избирает наилучшие из них и твёрдо обосновывает, – пишет языком простым и дельным“. Справка: 1) Воспитанники Владимир Цветков и Василий Трапицын окончили курс в Московской Духовной Академии в текущем 1904 году с званием действительного студента Академии и правом на получение степени —277— кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений. – 2) В среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года академического курса действительный студент Владимир Цветков имеет балл 4½. – 3) По § 81 лит б п. 10 академического устава „присуждение степени кандидата“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мраморное море встретило нас весьма дружелюбно, оно было почти совершенно спокойно, только с десяти часов вечера началась небольшая, не предвещавшая усилиться качка. При таком состоянии моря пароход едва слышно разделял волны морские, и мы, сидя на палубе, долго любовались южным звездным небом. Наконец сон начал смежать наши глаза, и мы разошлись по каютам. Дарданеллы На другой день, восемнадцатого июня, я проснулся в шесть часов утра. Наш пароход стоял в Дарданелльском проливе у небольшого поселка Дарданеллы, расположенного на азиатском берегу пролива; около парохода было несколько лодок с изделиями из красной глины, которыми славится поселок (некоторые из этих изделий: вазы, кувшины, тарелочки и другие мелкие вещи – имели причудливую форму и были украшены позолотой). По окончании операции по выгрузке и загрузке товаров пароход двинулся далее по Дарданелльскому проливу. Дарданелльский пролив будет несколько шире Босфора, а в некоторых местах почти и вдвое; длина его до шестидесяти верст. Берега пролива довольно живописны и покрыты зеленью и даже виноградниками. По обоим берегам расположены каменные и земляные укрепления с рядами пушек, которые грозно смотрят на вас с береговых высот. Подобные укрепления имеются и при входе в Босфор из Черного моря. По Дарданелльскому проливу мы плыли часа четыре. Архипелаг и Афон По выходе из Дарданелльского пролива в Архипелаг перед нами открылись новые картины. На азиатском берегу показались скалы мифологической Трои с затуманенной вдали Идою; по обеим сторонам пароходного пути были острова с разнообразными вершинами гор: по левую сторону Тенедос и Лемнос, по правую – довольно низменный Имбро, позади которого виднелся остров Самофраки, с могучим горным хребтом, славившийся в Древнем мире мистериями в честь сыновей Вулкана. Мы направились к священному Афону, видневшемуся вдали в синеве. Священный Афон – это одна из трех лопастей (восточная) Халкидонского полуострова, находящегося в пределах нынешней Турецкой империи; по своему естественному образованию он напоминает одну громадную гору до пятидесяти-шестидесяти верст в длину и около десяти в ширину. Во времена глубокой древности Афон отделялся от Халкидонского полуострова узким каналом, следы которого, по рассказам путешественников, заметны и в настоящее время; канал был прорыт персидским царем Ксерксом, когда он шел на войну против греков. Высота Афона с его вершинами достигает местами до двух верст; некоторые вершины, как, например, Мраморная гора (расположенная на оконечности Афонского полуострова), покрыты облаками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010