Глава Вологодской митрополии принял участие в открытии «Добро.Центра» в Вологде 23 мая 2023 г. 11:47 19 мая 2023 года в молодежном центре «ГорКом35» остоялось торжественное открытие «Добро.Центра» — организации, которая станет ресурсной площадкой для общественного развития и поддержки добровольческих, благотворительных и гражданских инициатив в Вологде. «Мы присоединились к федеральной социальной франшизе и получили статус " Добро.Центра " , — отметила ведущая церемонии открытия Яна Андреева. — Он станет местом общения волонтеров города, проведения встреч и мероприятий, будет помогать волонтерам в поисках благотворительных дел и проводить образовательные программы...  Наша основная задача — оказывать содействие формированию добровольческого движения и добровольческих отрядов в различных организациях города». В зале, где проходило мероприятие, была организована фотовыставка «Добро в лицах», в экспозиции которой представлены активные волонтеры города. С приветственным словом к участникам торжества обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . «Что же такое добровольчество? — обратился к собравшимся архиерей. — Этот термин и его понятие неотъемлемо связаны с самым важным, что есть в нашей жизни, — помощью ближнему. Поэтому и добровольчество не может существовать вдали от социального служения, ведь вся социальная деятельность Церкви в той или иной степени соприкасается с жертвенностью, оказанием помощи, поддержкой и благотворительностью. Каждая наша молитва, порыв помощи, любое действие, направленное к человеку, а не от него, — это свидетельство нашей веры и любви». Владыка Савва также напомнил слова Христа из Евангелия от Матфея: «… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). В пример митрополит Савва привел проект «Теплый прием», который с марта реализуется социальным отделом Вологодской епархии : еженедельно нуждающиеся бесплатно получают горячие обеды.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Гонимая церковь довольствовалась внутренней торжественностью, в которой не было места для внешней торжественности. Воинствующая церковь была и церковью торжествующей. В доникейский период христиан время от времени ждала конфискация имущества, мучения, ссылки и даже смерть, но они знали, что римский колосс бессилен. В каждом Евхаристическом собрании они встречали Господа. «Наш Господь приходит» – таков был ликующе-торжественный клич христиан. Это был клич победы, победы, победившей мир. Не гонители, а гонимые были победителями, потому что у первых был земной кесарь, а у них был Господь – Kριος, которого Бог «посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем, но и в будущем веке и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви» ( Еф. 1:20–22 ). Не в блеске императорского двора с его пышным церемониалом, а в скромных домах глухих частей города или в полумраке катакомб встречали христиане единого Господа и единого Царя. Пред блеском славы прославленного Христа человеческая торжественность на Евхаристическом собрании была не нужна. Не нужна была в доникейский период торжественность и епископам, т. к. и без внешней торжественности они, как предстоятели «Церкви Божьей во Христе» обладали авторитетом, выше которого ничего не может быть. Из мученических актов мы знаем, что внутренний авторитет мучеников-епископов был таков, что приводил даже в смущение римских чиновников. Если мы знаем из горьких обличительных слов Оригена , что были епископы, которые старались подражать «князьям века сего», то они были исключением, но и они окружали себя торжественностью вне Евхаристического собрания, а не на нем. Торжественная простота не была достаточна государственной церкви, и государство не могло удовлетвориться внутренней торжественностью своей церкви. Оно требовало блеска и внешней торжественности. Помимо этого была естественная потребность человеческого сердца окружить свою литургическую жизнь возможно большей торжественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Господь не благоволил ни отвечать знаменитым иудеям на их возражение, ни продолжать разговора. Но эти несчастные долго помнили слова Искупителя: они привели их в обвинение тогда, когда пришло погибельное для них время осудить Его на смерть. «Мы слышахом Его глаголюща», говорили они, яко Аз разорю сию церковь рукотворную и треми денми ину нерукотворену созижду» ( Мк.14:57–58 ). Явно, что лжесвидетели были те же самые лица, которые допрашивали Господа при первой Пасхе, ибо говорят: «мы слышахом» – и во второй раз искажают и смысл, и слова Его. Даже чернь иерусалимская, толико облагодетельствованная Господом в продолжение трех лет слишком, очень хорошо памятовала первый разговор Его с фарисеями, и Его же словами издевалась над Ним, когда Он был на кресте. Иные, стоя и зря на страждущего ( Лк.23:35 ), другие, проходя мимо, ругались, кивали головами и с насмешкою говорили: «разоряяй церковь и треми денми созидаяй» ( Мк.15:29 ). Не удивительно, в последнее время гражданского существования своего иудеи так развратились, что ни один народ не мог равняться с ними в жестокости, вероломстве и ослеплении. «Я думаю, – пишет Флавий, – что если бы римляне не поспешили завоевать нас, то мой отечественный город или провалился бы сквозь землю, или огонь содомский пожрал бы его». Пребывая в Иерусалиме до окончания праздника, Господь не оставался праздным зрителем торжественных церемоний иудейских, напротив, Он действовал, и действовал точно так, как требовали от Него допросчики, то есть Он творил чудеса. Евангелист не говорит, какие это были чудеса; но их можно угадать по свойству и характеру тех чудес, которые Он совершал впоследствии: исцелял больных, очищал прокаженных, давал прозрение слепым, учил заблуждающихся. Во время первой же Пасхи Спаситель в Иерусалиме имел Свою премудрую и продолжительную беседу с Никодимом о возрождении. Изъяснение слов Спасителя о воскресении Его из мертвых Свят. Филарет, митрополит Московский. Слово на освещение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 июня 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и митрополит Нижегородский Георгий вручили награды борским медикам, боровшимся с коронавирусной инфекцией 5 августа 2020 г. 19:00 5 августа 2020 года на территории Борской центральной районной больницы прошло торжественное мероприятие по вручению наград сотрудникам здравоохранения, работавшим в период пандемии с пациентами с коронавирусной инфекции. В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Алексей Мозалев, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), глава администрации Борского городского округа Александр Киселев, благочинный Борского округа Нижегородской епархии протоиерей Алексий Парфенов, руководство и сотрудники Борской ЦРБ. Предваряя торжественную церемонию, перед медицинскими работниками выступил архиерейский хор Нижегородской епархии. К собравшимся обратился глава региона Глеб Никитин: «Мы бесконечно благодарим вас за самоотверженный труд. Борская центральная больница, можно сказать, оказалась на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией. Около 1200 пациентов были вылечены, и, борясь за жизнь и здоровье некоторых из них, вы совершали настоящие чудеса». «Сейчас здравоохранению как в регионе, так и в стране в целом уделяется самое пристальное внимание, — отметил губернатор. — Впервые за долгое время мы открыли новый корпус: это 23-я инфекционная больница в Нижнем Новгороде. В прошлом году начали большую программу капитальных ремонтов, и дальше будем проводить эту работу, не сбавляя темпов. Радостно видеть, что реконструкция уже идет и здесь, в терапевтическом корпусе Борской больницы. Мы будем стараться оказывать помощь медицинским учреждениям с материально-техническим обеспечением, чтобы медики могли работать в комфортных условиях». С архипастырским словом к медикам обратился глава Нижегородской митрополии : «В Евангелии описывается, как Христос сказал Своим ученикам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 34-36); Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне  (Мф. 25:38-39).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И в этом-то стеклянном море все те, кто победил сатану и антихриста, снова воспевают в торжественной песни славу и величие Божие, ибо все более открываются им всеблагие и премудрые пути Промысла Божия. В высшем ведении любви своей они уже предсозерцают, как придут и поклонятся пред Ним и все народы. Великими и чудными называют они дела Господни, праведными и истинными эти пути Его. Един свят – един Господь, поют они, как, в подражание им, и наша земная Церковь на литургии... Песнь эту Иоанн наименовал, прежде всего, песнью Моисея, конечно, потому, что именно с Моисея начались песненные восхваления Господа за победные пути Промысла Его (почему и у нас на каноне первая песнь в ирмосах всегда есть вариации все той же песни Моисея: Поим Господеви, славно бо прославися). Поющие избранники Господни имеют в руках гусли, которые здесь называются точно гуслями Божиими, чем показывается, что всякий фимиам добродетели, всякая гармония богоугодной жизни, являясь личным подвигом «побеждающего», есть и дело благодати Божией, ибо сердце человека свободно воспринимает, а Дух Святой благодатною силою своею действует и путеводит. 5–8. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе, и вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов. Как в священной церемонии, так в служении небесном, столь напоминающем богослужение земное, когда настало время, выходят из храма семь тех великих ангелов. Они уже имеют у себя семь язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Но им дается, чрез одного из четырех животных Престола Божия, еще семь чаш, также наполненных гневом Бога, живущего во веки веков, а значит – Единого Виновника вечных определений. В этом сочетании язв, уже бывших у ангелов, и чаш, подаваемых им от Престола Божия, кроме указания на безусловную заслуженность грядущих наказаний теми, кого они постигнут, можно еще усматривать и, так сказать, двусторонность этих кар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

«И пришли все старейшины Исраэля к царю в Хеврон, и заключил с ними союз царь Давид пред Господом, и помазали Давида на царство над Исраэлем. Тридцать лет было Давиду, когда он стал царем; сорок лет он царствовал. В Хевроне был он царем над Иудою семь лет и шесть месяцев и в Иерушалаиме был он царем над всем Исраэлем и Иудою тридцать три года» ( 2Цар. 5:3-6 ). Устные предания и основывающийся на них Иосиф Флавий рассказывают, что церемония помазания была необычайно торжественной и трогательной. Объявив Давиду во всеуслышание «мы — кость твоя и плоть твоя», старейшины таким образом публично отвергли все грязные слухи и домыслы о том, что он является инородцем или незаконнорожденным сыном. Давид объявлялся наделенным царской властью не людьми, а самим Богом («И сказал Господь тебе: «Ты будешь пасти народ мой Исраэля, и ты будешь главой Исраэля»»), и это означало, что уже никто в будущем не мог оспорить его права и права его потомства на эту власть. Затем представители каждого колена принесли присягу Давиду на верность и объявили о готовности всех боеспособных мужчин своего колена служить в армии под началом Давида. И уже после этого в честь помазания Давида царем над Израилем был устроен грандиозный пир, по окончании которого все старейшины отправились домой. А вскоре в Хеврон начали прибывать отряды, посланные каждым коленом, и столица Иудеи в одночасье превратилась в огромный военный лагерь. Глава четвертая. Битва за Иерусалим О том, каковы были размеры армии, собранной Давидом в Хевроне, мы знаем из «Хроникона», а затем их повторяет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях». Если оставить те броские эпитеты, которыми «Хроникон» награждает воинов каждого колена («люди доблестные, именитые в отцовских домах их», «умеющих понимать времена, знающих, что нужно делать Исраэлю», «умеющих готовить войну, со всем военным снаряжением» и т. д.), то картина получается следующая: колено Иуды (Иегуды) — выставило 6800 воинов (Флавий утверждает, что речь идет лишь о тяжелых пехотинцах, которые, хотя и принадлежали к колену Иуды, вплоть до коронации Давида сохраняли верность дому Саула; точное же число воинов, которое суммарно выставило колено Иуды, по Флавию, неизвестно).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/3/

Итак, после того как четыре животных воспоют свое «Трисвятое пение», 24 старца воздадут славу Богу. Задача этого небесного «сената» – не совет, как в земных сенатах, но хвала Богу (задача священническая). Старцы «полагают венцы свои перед престолом», показывая тем самым, что только Богу подобает честь и слава. То, что сначала выражено в жесте, затем выражается в заключительном гимне: Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Откр.4:11 ). В этом гимне имеющие хороший слух христиане явно слышали критику тогдашней имперской власти. Не императору подобает называться Господом и Богом, а только Единому Богу Небесному («Достоин Ты, Господь и Бог…», – в Синодальном переводе слово «Бог» пропущено 23 ). Кроме того, к имперскому церемониалу относилось торжественное восклицание в честь императора: «Достоин! Аксиос! Dignus!» Для христиан все это означало: Господь творения и истории все держит в своих руках. Вскоре мы увидим, что Сидящий на престоле держит в своей деснице «книгу». Он – Вседержитель. Никто не может оспорить Его власть и силу. В этом утешение и гарантия грядущего спасения. Основание своего господства в эсхатоне Бог имеет в том, что Он – Творец, то есть Господин начала и конца. Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Ни в какой другой книге Нового Завета числа не играют такой большой роли, как в Апокалипсисе. Вряд ли здесь найдется хотя бы одно число, которое следует понимать буквально. Все числа – символы. Происхождение такого символического понимания чисел уходит корнями в глубокую древность, главным образом в вавилонскую мистику чисел. Уже в Ветхом Завете мы находим числа с переносным значением. Это касается, прежде всего, Книги пророка Даниила. Нам уже встретился ряд символических чисел. Дадим предельно краткую характеристику некоторых из них. Число два имеет смысл истинного свидетельства. Например, в Откр.11 , где речь идет о «двух свидетелях». В этом случае отражено библейское законодательство, согласно которому на суде «недостаточно одного свидетеля» ( Числ.35:30 ). Закон гласил: «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело» ( Втор.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Каждый из этих инструментов был достаточно примитивен и мог издавать лишь один или несколько звуков. Все инструменты имели вспомогательное значение: их основной функцией был аккомпанемент хоровому или сольному пению. При торжественных богослужебных церемониях звук музыкальных инструментов сливался с пением хора, многократно усиливая мощность человеческих голосов. Об этом, в частности, говорится при описании освящения Иерусалимского храма царем Соломоном: Когда священники вышли из святилища... и левиты певцы – все они... одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие, и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий ( 2Пар. 5:11–14 ). Насколько буквально следует понимать выражение «издавая один голос»? Идет ли речь о том, что голоса певцов и музыкальные инструменты звучали в унисон? Или же мы имеем дело с простой метафорой, призванной подчеркнуть, что «значительный по размерам и столь разнородный по набору инструментов и тембральной природе ансамбль звучал так слаженно и организованно, как мог бы звучать только один голос или один инструмент»? К сожалению, точный ответ на этот вопрос вряд ли удастся когда-либо найти, поскольку конкретные образцы древнееврейского музыкального искусства до нас не дошли. Есть, однако, все основания утверждать, что, несмотря на наличие разнообразных музыкальных инструментов, их игра, сопровождавшая пение, была далека как от того, что известно нам сегодня под именем полифонии, так и от гомофонно-гармонического склада. В основе пения и игры на музыкальных инструментах в древнем Израиле лежал принцип одноголосия (унисона), причем мелодия слагалась из весьма ограниченного количества звуков. Такая музыка естественным образом развилась из псалмодической речитации – чтения молитв или священных текстов нараспев. По словам ученого, наиболее характерными элементами древнеиудейской музыки являются:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда был назначен день для «праздничного собрания ради Ваала» (ст. 20).... «пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края» (ст. 21). Капище Ваалово, как все языческие капища, состояло из небольшого очень храма, окруженного обширным двором, на котором собирались поклонники Ваала. Мы при этом не можем не заметить что как бы ни был двор этот обширен, – он не имел бы возможности вместить в себе всех явных отступников от культ: Иеговы, если бы большая часть двух миллионного населения предалась культу Ваала. И это относится далее к тому расчету, если бы под именем служителей Ваала разумелись одни главы тех семей, кои открыто предавались идолопоклонству 1023 . Поэтому мы думаем, что благодать Господня, глаголавшая устами пророков Илии и Елисея, сотворила великое чудо в среде Израиля, обратив к Господу Богу сердца большей части Израиля. Чудо это, как все великие чудеса Божии среди народов, перерождает сердце человеческое и уподобляется семени, «которое входит и растет, и человек не знает; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Mapka IV, 27–28 ). Серп, посланный Господом, когда настала жатва (id. ib. 20), был для Израильтян тот плодотворный для них и для всего человечества плен Ассирийский, когда они разнесли по Азии верования в Единаго Бога, Творца мира, – как мы о том говорили выше, – забыв в стране пленения об идолопоклонстве. Пока Израиль жил в Палестине, культ истинного Бога, – хотя преобладавший в стране, – не был заметен, ибо торжественный церемонии, о которых остается память в летописях, принадлежали двору царскому, который до Ииуя был предан Ваалу, а после Ииуя держался культа тельцов. Но мы думаем, что народ стал более и более памятовать о Боге завета и если служил тельцам, – то все-таки с убеждением, что он кланяется Богу Творца мира. Выше мы сделали предположение, что никак не более 1 / 40 части Израиля было при начале царствования Ииуя предано культу Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Митрополит Филарет возглавил церемонию захоронения останков неизвестных солдат в крипте храма-памятника Всех святых в Минске 5 июля 2010 г. 18:17 2 июля 2010 года, накануне празднования Дня независимости Республики Беларусь, в крипте минского храма-памятника Всех святых состоялось захоронение останков неизвестных солдат, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви . В торжественной церемонии захоронения праха участников Отечественной войны 1812 года, Первой Мировой и Великой Отечественной войн принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , который обратился к собравшимся с архипастырским словом: « Блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13). Сегодня мы повторяем эти слова и обращаем их к вам, солдаты и офицеры Отечественной войны 1812 года, Великой войны 1914-1918 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы верим и знаем, что вы слышите нас, потому что наш с вами Господь не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Чтобы земля успокоилась от войны (Нав. 14:15), как говорит Писание, должны быть погребены воины, отдавшие за нее жизнь. Нашей Родине нужен покой и мир, которого было слишком мало в течение двух предыдущих веков. Вы погибали, дорогие, на полях сражений, когда Запад и Восток сходились в смертной брани на нашей земле. Кем были вы до войны? Отцами и мужьями, сыновьями и братьями… Евангельская заповедь гласит, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Исполнив ее в бою, вы вошли в историю и в жизнь вечную, как сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19). И да внемлет Бог нашим молитвам о вашем вечном покое, и да будет вечной наша память об искупительных жертвах прежних поколений. Вечная память героям-соотечественникам!» Затем Патриарший экзарх всея Беларуси произнес разрешительную молитву над почившими и окропил останки святой водой. Саркофаги с прахом почивших были внесены в крипту Всехсвятского храма, где завершилась торжественная церемония. Здесь митрополит Филарет и Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко зажгли негасимую лампаду в память о погибших воинах. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1211448.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010