Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 28-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 90 зач., 18, 15—17; 26—30 Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом. Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст. И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

http://pravoslavie.ru/3816.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 29-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 99 зач., 20, 1—8 В один из тех дней, когда Иисус учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Первосвященники и книжники со старейшинами, призванные стоять на страже чистоты богооткровенной веры, соединяются вместе против Христа. Они нападают на Него во время Его проповеди. Они сами не принимают Его благовестия и другим не дают. Мы видим, что на этот раз Господь проповедует в храме, который Он называет «домом молитвы». Пусть это будет в напоминание нам, что слово Божие и молитва — нераздельны. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Никогда не приступай к чтению слова Божия, не помолившись, — да не раскаешься». Враги Христовы намеревались властью своей заставить замолчать Христа, но Он Своею мудростью заграждает им уста. «Какою властью Ты это делаешь, и кто дал Тебе эту власть?» — спрашивают они Господа и Бога. Хорошо было бы, если бы те, кто действует со властью, задавали такой вопрос себе: «Кто дал нам эту власть?» Как бы нам не лишиться ее? Каким надмением исполнены они: у Господа нет никакой власти, потому что Он не получил ее от них. Замысел уловить Господа очевиден. Если Он не ответит, это будет молчаливым признанием, что Он восхитил ее. Если скажет, что от Бога, можно будет потребовать от Него новых знамений или обвинить Его в богохульстве. Господь на вопрос отвечает вопросом. Его вопрос — о крещении Иоанновом — было ли оно с небес или от людей? Если бы они ответили на вопрос Христа, то нашли бы ответ на свой. Потому что Предтеча свидетельствовал о Христе.

http://pravoslavie.ru/3834.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 7-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 60 зач., 14, 35 – 15, 11 Тогда жители земли Геннисаретской, узнав Иисуса, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Господь со Своими учениками на лодке прибывает в землю Геннисаретскую и совершает множество чудес. Куда бы ни шел Христос, Он всюду творит добро. Жители того места оказались благороднее своих соседей-гадаринцев. Те умоляли Христа удалиться от них, эти просят о помощи. Они узнают Христа – очевидно, быв прежде свидетелями Его чудес. Кто знает имя Христово, не перестает обращаться к Нему. Если бы люди лучше знали Христа, они не пренебрегали бы Им, как это происходит повсеместно сейчас. Чем больше мы узнаем Христа, тем большего доверия исполняемся к Нему. И жители генисаретские послали о Нем весть во всю окрестность ту. У Христа достаточно милостей для всех, и мы не должны присваивать их только себе. «Они, – сказано в Евангелии, – принесли к Нему всех больных». Если не любовь ко Христу, то любовь к себе и к своим близким привела их к Нему. Если бы мы искали для себя и для наших близких подлинного добра, мы искали бы прежде всего Христа. И они «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». Они приходят ко Христу с сознанием своего полного недостоинства и с несомненной верой в Его силу – подобно кровоточивой жене из этой же страны, исцелившейся от прикосновения к краю одежды Христа и получившей от Него похвалу за свою веру.

http://pravoslavie.ru/3445.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 22-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 37 зач., 8, 22—25 В один день Иисус вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? Христос повелевает Своим ученикам отправиться в плавание. Он вошел с ними в лодку, и отправились. Когда Христос посылает Своих учеников, Он идет вместе с ними. И те, кому сопутствует Христос, могут смело и безбоязненно идти куда угодно. Он сказал им: «Переправимся на ту сторону». Те, кто отправляется в плавание среди тишины и по слову Христову, тем не менее, должны быть готовы к буре. «На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности». Во время бури Христос спал. Он нуждался в телесном упокоении. Его благодатное присутствие было с учениками среди бури, но Он спал, как бы медля дать им избавление. Так Господь часто испытывает нашу веру и терпение и делает спасение более радостным, когда бедствие достигает последнего предела. Нашего жалобного вопля довольно, чтобы пробудить Его и явиться нам. Они вскричали: «Наставник! Наставник! погибаем». Есть один надежный способ заставить умолкнуть наши страхи — предать их Христу. Те, кто искренне призывает Его как своего Наставника, могут быть уверены, что Он не даст им утонуть. Дело Христово — утишать все бури в душе человеческой и в истории, тогда как дело сатаны — вздымать их. Господь «встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина». Это событие, можно сказать, находится в центре всей жизни Церкви. Пространное повествование о буре в книге Деяний (27, 13—44) — показывает постоянный покров Христа над Его служителями. Священное Писание очень часто напоминает, что Бог Израилев спас Свой народ от вод моря Чермного. «Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине», — говорит псалом. — Когда высоко поднимаются волны, восходя до небес, нисходя до бездны, душа плавающих истаевает в бедствии». «Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани» (Пс. 106, 23—30). Эти слова Псалма звучат как описание той бури, о которой рассказывает сегодняшнее Евангелие, или как пророчество о ней.

http://pravoslavie.ru/3718.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 27-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 78 зач., 15, 1—10 Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. В Евангелии от Луки даны великие притчи о милосердии Божием. Мытари и грешники приходят ко Христу послушать Его. Фарисеи и книжники — в ярости. Это явный соблазн: Он принимает грешников и нечистых и ест с ними! Господь отвечает им притчами, объясняющими, что это значит. Мы слышим точно такое же откровение Господа о другом грешнике — Закхее: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Первая из этих притч — о заблудшей овце. Перед нами — образ грешника, идущего стропотными путями греха. Он подобен потерявшейся овце. Он потерян для Бога, потерян для своего стада, потерян для себя. Он не знает, где он, и бесцельно бредет, непрестанно подвергая себя опасности нападения хищных зверей. Он исполнен страхов и лишен пастырской заботы. Он не знает, где зеленая пажить, и не может найти обратный путь к своему стаду. Но Бог Небес заботится о грешниках. Особенная Его забота — об этой заблудшей овце. И хотя у Него сто овец, Он не хочет потерять эту одну. Он идет за ней и не жалеет никаких трудов, пока не найдет ее. Бог следует за уходящим от Него грешником и не покидает его, пока тот не поймет, что надо возвращаться назад. Хотя Бог находит его выбившимся из сил и неспособным идти домой, Он не оставляет его погибнуть, но берет к Себе на плечи и с великой нежностью несет к Своему стаду. Мы знаем это изображение Великого Пастыря в древних катакомбах. Те, кого Господь несет на Своих раменах, никогда не погибнут. Тайна Господа — тайна обретения. Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно.

http://pravoslavie.ru/3798.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 2-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 23 зач., 7, 21–23 Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Господь открывает один из законов духовной жизни: искренна ли та вера, которая не проявляет себя ни в чем. Обращали ли мы внимание, что апостол Павел также всегда заканчивает свои Послания призывом к исполнению на деле во всех жизненных ситуациях предписаний христианской нравственности? «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное». Во всем разуверившийся современный мир ищет подлинности – и, прежде всего, там, где говорят о вере. Красивые речи не проходят: «нас не интересует твой призыв – во что надо верить, но скажи нам, во что ты веришь, есть ли у тебя подлинное знание Бога?» Господь обличает видимость молитвы, лицемерие веры, оторванной от каждодневной жизни, соблазн тех, кто слывет благочестивым, у кого имя Божие все время на языке, но чьи поступки не соответствуют красивым речам. Господь настойчиво подчеркивает необходимость согласия между тем, что мы говорим и что мы делаем, между верой, исповедуемой за воскресным богослужением и верой, которой мы живем в течение недели. Не всякий, кто ходит в храм по воскресным и праздничным дням, войдет в Царство Небесное. Кроме того, надо еще быть «исполняющим волю Отца Небесного». «Творить», «делать» – это слово непрестанно повторяется в Нагорной Проповеди. Это значит, что наша вера должна быть реально воплощена в обыденной жизни – в семье, на работе, на отдыхе. Требуется наше участие во всех церковных, общественных, политических событиях, от которых зависит судьба, и не только земная, слишком многих. «Воля Отца», – говорит Христос. Читая Евангелие, мы ощущаем, что Спаситель постоянно думает только о Нем и делает только то, что угодно Ему, – каждую минуту Своей жизни. «Не так, как Я хочу, но как Ты хочешь». Что означает эта «воля Отца»? Бог есть любовь. И для Него не существует иной заботы, кроме как дать нам подлинную радость. Но Он не навязывает нам ничего, потому что Он – любовь. «Воля Божия» – это наш личный, самый великий успех, иногда под неожиданным видом поражения. Жизнь каждого святого – такой успех: преподобный Сергий, преподобный Серафим, святой Царь-мученик Николай.

http://pravoslavie.ru/3355.html

«Воля Отца Небесного». Да, Бог, Отец наш, бесконечно выше человека и превосходит его. Он – на небесах, за пределами всего. И жить по воле Его означает такой образ жизни, который не может быть «от мира сего». В нашем посткоммунистическом, глубоко атеистическом обществе – среди грязного потока реклам греха свободной от заповедей Божиих жизни – христианин не может не идти против течения. Кто пытается творить волю Отца Небесного, не может не отвергать то, что утверждается повсеместно через СМИ о Боге, о Христе, о Церкви, о человеке, о любви, о родителях, о браке, об отношении к Отечеству. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли?» Валаам и Каиафа были вынуждены пророчествовать, и Саул против своей воли оказался в пророках. Иуда изгонял бесов и оказался сыном погибели. Можно изгонять бесов из других и иметь в беса себе, и самому быть бесом. «И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Дар языков и исцеления будут прославлены миром. Но Бог приемлет подлинную святость. Христос предстает здесь как великий Судия конца времен: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» – слова, созвучные тому, что все услышат на Последнем Страшном Суде. Всякий раз, когда речь заходит об этом Суде, мы должны воспринимать каждое евангельское слово с предельной серьезностью. В этот день Бог изречет о каждом человеке последнее слово. Никому не дано подвергать Господа осмеянию до бесконечности. Кто предпочитает творить зло, не должен рассчитывать на то, что он в вечности будет с Богом: «Отойдите от Меня, делатели неправды». В греческом тексте это «делающие беззаконие» – те, кто «без закона». Мы знаем, что закон человеческий – это закон Божий, закон Любви. Кто избирает жизнь без Христовой любви, не может надеяться на жизнь с Богом. Страшный Суд для такого человека откроется ужасом вечной смерти – жизни без Христовой любви. «Отойдите от Меня» – от Любви, все отдающей всем, – отвергающие эту Любовь.

http://pravoslavie.ru/3355.html

«Пришла же им мысль: кто из них больше?» Желание чести и славы, и желание первенства — грехи, более всего поражающие учеников Господа. Эти грехи проистекают из той поврежденности человеческого естества, которую они призваны победить, научаясь смирению Христову. Желающие быть великими в этом мире подвергают себя множеству искушений и бед, которых могли бы безопасно избегнуть, если бы довольствовались быть малыми, меньшими — теми, кто скромно исполняет свой долг в меру дарованных им сил. Господь ясно видит намерения и помышления наших сердец. Наши сокровенные помыслы — как слова, произнесенные вслух для Него, и сказанное шепотом «втайне» — как громкий крик для слуха Господня. «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою». Христос хочет, чтобы Его ученики искали той чести, которая достигается кротостью и смирением, а не той, которая достигается лишающими покоя амбициями. Пусть они уподобятся этому ребенку, кроткому и смиренному. Пусть они желают быть меньшими, если действительно стремятся стать полезными для Церкви. Да будет дано им узнать, каков путь духовного восхождения. Кто любит Христа, тот примет детей во имя Христово, потому что они более всего напоминают Его. Добро, соделанное им, Христос принимает как добро, соделанное Ему. «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня». Кто из нас не содрогнется от этих слов сегодня, видя миллионы убиваемых прежде рождения и миллионы растлеваемых, едва успевших родиться детей! И может ли человек достигнуть большей чести, чем узнать, что он сподобился принять Самого Бога Отца и посланного Им Сына Единородного в Духе Святом в этом мире? «При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Вероятно, этот человек однажды услышал Христа, уверовал в Него и стал обращаться к Его имени с молитвой для изгнания бесов. Этого человека ученики Христовы хотели остановить. Они хотели запретить ему молиться и проповедовать, хотя это было к славе Христовой.

http://pravoslavie.ru/3735.html

Хорошо нам прибегать к тем же спасительным средствам (например, к чудотворным иконам), к которым прежде нас столь успешно прибегали другие. Когда мы приемлем с верою слово Христово и исполняемся решимости жить в послушании Господу, мы прикасаемся к краю одежды Его. «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Предание старцев заключалось в том, что пища, которой иудеи прикасаются не умытыми согласно обряду руками, оскверняет их. Фарисеи замечают сучок в глазу учеников, а Христос показывает им бревно в их собственном. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Те, кто проявляет наибольшую ревность в хранении человеческих установлений, часто обнаруживают наибольшее небрежение в хранении Божиих заповедей. И Господь в качестве примера приводит нарушение ими пятой заповеди. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою». Заповедь Божия о почитании родителей – благословение Божие двумя руками – на жизнь земную и вечную. «Да благо тебе будет и да долголетен ты будешь на земле». И потому отказ от заботы о них – своего рода их злословие. Отвергая мольбу родителей о помощи, иудеи говорили, что все, что они могли оторвать от себя и от своих детей, они уже положили в сокровищницу Храма. Они уже принесли это в дар Богу, и их родители не могут теперь ни на что рассчитывать. Таким образом упразднялась заповедь Божия о почитании родителей. Плохо, когда нарушается заповедь Божия, но учить других нарушать ее, как это делали книжники и фарисеи, несравненно хуже. «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Сердцеведец Господь смотрит не на внешнее человека, а видит что есть в человеке. И лицемерие – грех, который Он больше всего ненавидит. Устами своими лицемер чтит Бога, изображает любовь к Нему, но в сердце его нет любви. Вся вера его – только труд языка. Он говорит одно, а думает о другом. Чисто человеческие предписания, облеченные в форму религии, – напрасный труд. Не от Бога их слова исходят, и не к Богу обращены. «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Богу они угодить не могут, и пользы не принесут ни себе, никому. Если почитание Бога не в духе и истине, оно – ничто.

http://pravoslavie.ru/3445.html

Можно сказать, что это событие предстает перед нами не просто как рассказ о чуде. В нем символически раскрывается судьба Господа. Совсем не случайно Он повел Своих учеников через бурю! Вся Его жизнь – непрестанная война против сил зла. И Он идет навстречу самому жестокому противостоянию – сражению с собственной смертью. Он спит, и Его сон в самом сердце бури исполнен великого значения. В Священном Писании сон – символ смерти. Здесь Страсти Христовы совершаются как бы заранее. Господь спит в смерти – в глубине адской бездны, из которой вырываются бушующие волны. Можно понять, отчего ученики, при виде своего Господа спящим, – в полном смятении. У Креста, как и здесь, им явно недостает веры. Однако мы видим поразительный контраст: вслед за сном Господа наступает Его пробуждение. Восставший от сна, воскресший Христос являет Свою победу над силами зла и смерти. И это Его державное владычество вызывает у учеников главный вопрос: «Кто этот Человек, облеченный сверхчеловеческой силой?» Ибо в Священном Писании только Бог имеет власть укрощать воды смерти. Как говорит Псалом: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» ( Пс. 106, 23–30 ). Из этого события нам открывается драгоценное учение о Личности Иисуса Христа. В Нем Бог действует в полноте силы. Ученики призываются переосмыслить свою веру. Евангелие от Марка было написано в Риме около 62 года для христиан из язычников. В описании утишения бури – двойной замысел. Прежде всего, показать в Человеке Иисусе Того, Кто имеет абсолютную власть над злом и над смертью. И одновременно оно отвечает на нужды ранне-христианской Церкви. Христиане Рима находятся в буре гонений. Как ученики в лодке, они охвачены страхом. Им тоже кажется, что Христос спит. Его очевидное отсутствие в страшных событиях, которые они переживают, снова вызывает у них сомнения. Что делает Господь, чтобы избавить их от неизбежной смерти? Наконец, не забудем, что буря пришла, когда Господь решил отправить их на проповедь, на другую сторону, к язычникам. А теперь первые христиане стоят перед такой же – превосходящей их силы – задачей просвещения своих современников.

http://pravoslavie.ru/3576.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010