И далее Господь говорит: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Эта прекрасная притча есть только в Евангелии от Марка. Царство Божие не сравнивается ни с человеком, ни с семенем, ни с землей, ни с жатвой. Вернее, с помощью этих образов нам показано, как совершается развитие и рост, не выразимого ничем земным, Царства. Согласно предыдущим евангельским притчам, семя – это слово. А кто человек? В конце Он совершает жатву. Жатва в евангельских притчах – это суд, на который предстанут люди в конце времен. Судия – Господь Иисус Христос. Однако об этом человеке сказано, что он спит и встает! Сон в Священном Писании – образ смерти, а восстание и пробуждение – образ воскресения. Господь посеял семя слова, затем Он умер и воскрес, а слово продолжает возрастать в сердцах человеческих и приносить плод. В конце истории Господь придет судить людей – собрать плоды слова, подобно тому как земледелец приходит на свою жатву. Раскрытие Царства Божия – это то, что происходит в мире после воскресения Христова. После воскресения Христова – время возрастания, а затем – время жатвы. И человек притчи – это одновременно всякий человек, которого Бог, ставший человеком, пришел спасти. Особенно поражает в притче описание того, как наступает Царство. Мы можем не знать, кто этот человек, и что означает семя, но мы не можем не видеть другое. Человек живет, ночи и дни сменяют друг друга, а в земле совершается необыкновенная работа, в которой он почти не участвует и, более того, не сознает, как это все происходит. Ни один человек не обладает секретом жизни. Ни один человек не может быть творцом в полном смысле этого слова. Он может что-то открывать, переделывать, развивать, но творить сам не может. Мы не творим Царство Божие. Это Царство – Божие! Мы можем препятствовать его росту или создавать более благоприятные условия для его раскрытия. Но в конечном счете все принадлежит Богу, и Его есть Царство и сила и слава во веки веков. Есть тайна роста. Велико расстояние между той безмерностью, которую совершает природа, и тем очень скромным участием в этом человека, почти не понимающим ничего. Таково Царство Божие. Оно – реально, оно – безмерно, оно – самое действенное, что только есть в мире! А от человека как бы мало что зависит, и он различает эти тайны с трудом. Семя всходит и растет, хотя он не знает как. И мы не знаем, как Дух Святой словом, посеянным в нас, производит изменения в нашем сердце. Точно так же, как не знаем, откуда приходит ветер, дуновение которого мы явственно слышим, и куда уходит. Несомненно одно – Царство Божие это Царство света, даже если мы видим только тени и слабые отсветы его, Царство жизни, даже если кому-то кажется, что все на свете только сон и смерть.

http://pravoslavie.ru/3573.html

«Если око твое будет чисто, — говорит Христос, — то все тело твое будет светло». Вся Церковь светлая, потому что око Церкви — Христос. Вся Церковь сияет светом от ее святых. апостол Павел обращается ко всем христианам, называя их святыми, поскольку этот свет нам принадлежит, и весь наш путь в Церкви Христовой — через мрак этого мира к преодолению той помраченности, которая в нас есть, светом благодати Христовой. От нас требуется одно — чтобы мы были в Церкви. Чтобы крещение света, которое мы приняли от Бога, оказалось нам не в суд и во осуждение, а в радость, в свет жизни вечной. Для этого требуется целостность жизни. Христос не говорит, что мы не должны смотреть одновременно туда, где свет, и туда, где мрак. Он говорит, что мы не можем этого делать. Как говорит преподобный Исаия, человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз. Не то, что «не должен», но — «не может», потому что это противоестественно. Он не может быть устремленным к небесам и одновременно к земле. Самое печальное в противоестественном состоянии человека после его отпадения от Бога — когда он теряет последний свет, который в нем остался, — способность отличать добро от зла и истину от лжи. «Итак, смотри, — говорит Христос, — свет, который в тебе, не есть ли тьма?» В какой страшной тьме пребывает душа человека, душа народа, душа человечества, когда происходит исполнение этого пророчества Христова в мире! Род сей знамения ищет, а христианин должен испытывать себя, нет ли в нем какой-либо части с тьмой. «Когда Господь говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать». Мы не знаем, что было на уме у фарисея. Если он приглашает с дурным намерением, ему дано будет убедиться, что Христос не боится его. Если с добрым — он узнает, что Христос всегда приходит, чтобы сотворить благо. И Господь отвечает на приглашение. Ученики Христовы должны научиться у Господа быть общительными, а не мрачными. Хотя нам следует быть осмотрительными в выборе общения, но нет нужды быть жестко несгибаемыми. Фарисей соблазняется, увидев, что Господь не умыл рук перед обедом. Речь идет не о гигиене в современном смысле, а о соблюдении обрядового закона. Фарисей удивляется, как человек такой святости может пренебречь этим. Сам он и его гости, несомненно, исполнили положенное. Христос знает, какая последует на это реакция, но Ему необходимо обозначить нечто существенное.

http://pravoslavie.ru/3765.html

Велика честь, которую Христос воздает Своей Церкви. С какой готовностью Бог отвечает на ее молитвы! «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Многое обещает – и чудесно исполняет Свои обещания Господь – молитве веры, но особое благоволение являет Он к совместной молитве. Двое – это просто значит, что не один. Никакой небесный закон не ограничивает число участников молитвы. И никакие расстояния не могут препятствовать такой молитве. Но чего бы мы ни попросили, наша молитва должна быть всегда согласна с тайной Креста Христова, с догматами и заповедями Божиими, с нашей верностью истине. Если мы собраны во имя Христово, среди нас незримо присутствует воскресший Христос со Своей Божественной силой. В Откровении апостола Иоанна Богослова Господь Иисус Христос стоит посреди семи светильников, символизирующих Его присутствие посреди церквей. Он с нами, в нашем святилище, в наших таинствах, в наших сердцах присутствием Духа Святого, в наших телах и во всяком деле, о котором мы просим. И особенно милостив бывает к нам Бог, когда мы молимся о тех, кто согрешил против нас. Без благодати Христовой мы не можем обрести способность по-настоящему простить их. Природа прощения – самое глубокое проявление благодати примирения. Прощение никогда не бывает легким. Оно трудно. Это самое трудное, что есть на свете. Простить другого человека значит явить к нему подлинную любовь, потому что этот человек важнее для нас, чем то, что он сделал. Но такое прощение всегда находится в неразрывной связи с покаянием. Оно познается в примирении с Богом. Как часто мы хотели бы, чтобы некоторые люди ушли прочь, чтобы они перестали существовать для нас. Мы не можем представить, что в вечности они будут с нами. Нам невыносимо было бы стоять в Божием присутствии рядом с ними. И мы не хотели бы разделить с ними Господню трапезу. Апостол Петр спрашивает, как часто мы должны прощать. Речь не идет о грехе, который может угрожать жизни Церкви, но о личной обиде, нанесенной нам. Согласно учению раввинов, прощать следует до трех раз, а Петр распространяет это правило до семи. Но Христос отвечает: «Не до семи, а до седмижды семидесяти раз». Господь говорит, что прощение должно быть не просто количественным, но качественным. Он заповедует прощать не одним умом, а от всего сердца. Корни зла должны быть исторгнуты, иначе они дадут новые побеги, как только появятся новые поводы. «Ты в самом деле хочешь поставить предел прощению?» – говорит Христос. «Ты в самом деле хочешь, чтобы Бог в свою очередь сказал тебе: все, дальше невозможно»? Христос пришел, чтобы восстановить наши отношения с Богом. Если мы ставим границы нашему прощению, мы отпадаем от тех отношений с Богом, за которые Христос заплатил на Кресте Своею Кровию, и ставим себя вне Царства Небесного, исповедуемого нами.

http://pravoslavie.ru/3478.html

Да, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная смерть несравненно горше, а вечная жизнь безмерно слаще. И пусть весь мир человек приобретет в грехе — разве может это уравновесить хоть в какой-то степени гибель души от греха? И Господь показывает, что это значит — спасти душу и приобрести мир. «Если кто постыдится, — говорит Он, — Меня и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей». Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, хотят сделать и делают уже наше время и наше Отечество. Дело Христово встречает сопротивление, и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. И приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедать Господа. Они не смогут вынести, чтобы к ним относились с насмешкой и презирали их, чтобы они были отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй, сколько хочется, как хочется. Отвергаемся прежде всего всяким своим грехом. Приходит день, когда дело Христово явится как солнце перед всем миром. Теперь оно является в глазах многих незначительным и презираемым. И те, кто не хочет разделить с Ним теперь Христово бесчестие, не будут участвовать с Ним в Его славе. Приближаются великие испытания, и Царство Божие приближается, говорит Господь. Оно откроется с силою и славою многою и сокрушит всех противляющихся ему. И будет великое множество людей с Господом, как говорит Откровение, от всех народов собранных, во всех веках, поющих победную песнь Господу. «Есть некоторые, — говорит нам сегодня Господь, — от стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе», — те, кто поклоняется Кресту Христову, славе Его любви, участвует в Его позоре, которым хочет окружить Его мир. Им будет принадлежать слава Господня вовеки.

http://pravoslavie.ru/3733.html

Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Опьянев от пира в день своего рождения, он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. И вот в поступке этого слабого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. В чем он заключается? Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать свое слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идет ни в какое сравнение с ее желанием. Он больше боится гнева своей жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки его так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твердо стоять на своем, зная при этом, где правда и где ложь. И эта твердость – признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишенным всякой собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится. Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы, но они беспощадно подчиняют себе каждого человека, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления, и где торжествует сатана – тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там, где он одержал победу, – в самом главном, где речь идет о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, – все остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца. Мы слышим в Евангелии, что ученики Предтечи – после того, как они взяли и погребли его бездыханное тело, – пришли ко Христу и сказали Ему обо всем. Они приходят ко Христу, не просто потому что растерянные, беззащитные они ищут у Него безопасности, но чтобы получить утешение, которое никто не может дать, как только один Бог может дать, когда такое горе. Они приходят к Нему, чтобы стать Его учениками. Раньше они были Иоанновыми учениками, а теперь до конца – до Креста Христова, до Его смерти, и до собственной мученической смерти – будут следовать за Христом.

http://pravoslavie.ru/3442.html

«Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, – говорит Христос, – если прежде не свяжет дом сильного». Мир был во власти сатаны, его господство утверждалось в подчинении злу и смерти человеческого рода. Христос входит в пределы сатанинские, в дом сильного, чтобы вывести людей из тьмы в чудный Свой свет, из греха к святости. Словом Своим Он связывает сильного, и изгоняет нечистые духи. Господь показывает на примере исцеленного слепого и немого человека, что как бы ни властвовал сатана над душой человеческой, Христос Своей благодатью сокрушит его. Церковь знает немало возведенных из бездны погибели грешников, которые стали величайшими святыми. Так Христос входит в дом сильного. И Он будет входить в него всегда, пока не наступит полная Божия и наша победа. В этой священной войне, которую Христос ведет против диавола и царства его, никто не может оставаться нейтральным. «Кто не со Мною, – говорит Господь, – тот против Меня». Там, где речь идет о второстепенных расхождениях между учениками Христовыми, мы должны искать мира, памятуя, что «кто не против нас, тот за нас» ( Лк. 9, 50 ). Но в великом противостоянии Христа и диавола не может быть мира. Кто не горит сердцем в любви ко Христу, окажется среди тех, кто против Него. Кто холоден к делу Христову, тот на самом деле враг. В этом сражении мы должны быть всецело, верно, непоколебимо на стороне Христа. Это единственно истинный выбор человека, и единственно его несомненная, уже теперь, победа. «И кто не собирает со Мной, – говорит Христос, – тот расточает». И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло ее в свое время в кровавые бедствия, это является причиной ее нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Христос пришел в мир, чтобы собрать Свою жатву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Те, кто Христовы, должны собираться с Ним и других собирать к Нему. Если мы не собираем со Христом, мы расточаем. Недостаточно не делать зла, мы должны делать добро. И не просто добро, как говорит преподобный Серафим Саровский, а добро во имя Христово.

http://pravoslavie.ru/3405.html

И тогда мы увидим в исцелении прокаженного, чего мы должны ждать от Христа, если мы так обращаемся к Нему. Нам дано будет узнать, какой дивный у нас Господь. Его прикосновение к прокаженному было исполнено чудесного милосердия. Но оно с еще большей силой проявляется по отношению к нашим духовным недугам, «ибо мы имеем такого Первосвященника, который не может не сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4, 15). Мы убедимся, как Он желает спасти нас. Он говорит: «Хочу, очистись» и «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). У Него полнота всех даров, и Он может исцелить и очистить нас, даже, если мы с головы до ног покрыты мерзкой проказой. Одно слово, одно прикосновение Христово совершит чудо. «И тотчас проказа сошла с него». Что требует Христос от тех, кто очистился? Прежде всего мы должны быть смиренными. «Он повелел никому не сказывать». Если Христос исцелил нас чудесно, радость об этом должна исключать всякое наше превозношение. И мы должны быть благодарны Господу. «Иди, покажись священнику и принеси жертву за очищение свое». Христос не требует от него ничего, кроме принесения жертвы хвалы Богу. Мы должны исполнить свой главный долг — пойти к священнику, в храм Господень. Человека, которого Господь исцелил в Вифезде, Он встретил в храме. Те, кто по причине болезни не мог ходить на богослужения, должны, получив исцеление, участвовать в них с большей ревностью. Хотя исцеленный от проказы должен был хранить молчание, чудо не могло сокрыться, и молва о Христе все более распространялась. Чем меньше подлинно достойные похвалы люди говорят о себе, тем больше другие говорят о них. Но для Христа честь была не в том, что о Нем распространялась молва, а в том, что «великое множество народа стекалось к Нему». Они шли не только «врачеваться у Него от своих болезней», но «слушать Его». «Но Он уходил в пустынные места и молился». Служение людям и сокровенные молитвы не препятствуют друг другу. Однако тайные молитвы должны совершаться тайно. И мы должны знать, что источник благодатного слова и сила исцелений Христовой Церкви — всегда в постоянной близости к Богу, в молитве.

http://pravoslavie.ru/3675.html

Господь посылает впереди Себя лучшего из людей, чтобы показать, что такое жизнь и что такое смерть. Иоанн Предтеча – больший из всех когда-либо рожденных женами, потому что он первый увидел тайну Пресвятой Троицы, тайну Бога. И он первый в полноте свидетельствует о том, что правда и истина неотделимы друг от друга. Предтеча голову свою готов положить, чтобы показать святость заповеди Божией. Какой грех привел к смерти этого величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространенными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию. То, что слышит Ирод: «тебе не должно иметь ее», относится к каждому человеку. То, что не должно совершать всем людям, не должно совершать и великим мира сего. Не существует никаких преимуществ для какого-либо человека в возможности нарушить закон Божественный или человеческий. Перед нами обыкновенная, как будто, житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращенная. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу. Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и, по слову стихотворца, «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречен на гибель. И вот мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил ее в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей? И вот ее дочь Саломия – юная девушка, которая отличается особенным бесстыдством. Она – царская дочь, а танцует как блудница. Ее танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет ее. Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, государство, невзирая на протесты родителей, развращает детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой стороны, так глубока развращенность самих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их на грех.

http://pravoslavie.ru/3442.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 14-й седмицы по Пятидесятнице Мк., 17 зач., 4, 24–34 Сказал Господь Своим ученикам: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.   «Замечайте, что слышите», – говорит Господь. Слово Христово окажется бесполезным для нас, если мы будем невнимательны к слышанному. Призванные к научению других должны быть особенно чуткими к вещам Божественным. Мы должны также замечать, что слышим, все испытывая и доброго держась. Как мы относимся к Богу, так и Бог будет относиться к нам. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Если мы будем употреблять Богом данные нам таланты, они будут возрастать. Если воспользуемся знанием, полученным от Господа, оно заметно углубится. «Ибо кто имеет, тому дано будет». Естественные наши способности и благодать умножаются, когда мы направляем их на служение Богу и людям. Если мы не делаем этого, мы теряем то, что имеем. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Закопавший в землю талант предает доверие Того, Кто вручил его, и серебро наших дарований ржавеет из-за неупотребления. Как и в притче о Сеятеле, Господь говорит, как много зависит от нас. Кто принимает посеянное в него слово, у того оно приносит плод, который можно измерить, – в тридцать, в шестьдесят и во сто раз. «Кто имеет» – это тот, в ком слово плодоносит, а «кто не имеет» – это тот, в ком оно остается бесплодным.

http://pravoslavie.ru/3573.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице Мк., 28 зач., 7, 5–16 Тогда спросили Иисуса фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! Господь обличает лицемерие книжников и фарисеев, их лживость. Обращаясь к знатокам Писания, Он указывает им на Писание. Подлинная нечистота – не обрядового, но нравственного свойства. Фарисеи, до мелочей соблюдавшие предписания обрядовой чистоты, отодвигали на второй план жизненно-существенные отношения между людьми. В этом заключалась их неверность Закону Божию. Они ничем не отличаются от отцов, о которых Исаия говорил за семь столетий до Христа: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня». Господь обличает фарисеев за упразднение заповедей Божиих, за пренебрежение к ним, и за нарушение их в следовании своим предписаниям, как если бы заповеди уже не имели силы. Как часто мы проявляем ревность в соблюдении внешних установлений, и при этом исполнены беспечности по поводу существенных христианских обязанностей. «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого», – говорит фарисеям Господь. Им был вверен Закон, они были призваны хранить его, но вместо этого они нарушали Закон, освобождаясь от уз его.

http://pravoslavie.ru/3612.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010