В Евангелии от Матфея родословная Спасителя заканчивается словами: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1, 17). Евангелие от Луки не придает значения числовому распределению родов, не выделяет никакого имени, в том числе Давида. Хотя связь Иосифа с Давидом обозначена в самом начале Евангелия от Луки. Архангел Гавриил был послан от Бога «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк. 1, 27). И в этой родословной не названо ни одного женского имени. Как та, так и другая родословная, дает потомков Иосифа Обручника, ибо согласно ветхозаветному закону он является отцом Богомладенца Иисуса. Еще одна замечательная особенность этой родословной — родственная связь с Давидом проходит не через царя Соломона, но Нафана, другого, менее известного сына Давида. Но это не имеет принципиального значения. Уточнение этих родословных — второстепенно по отношению к цели, которую они преследуют: показать, что Иисус есть Сын Давидов, принадлежащий к избранному народу, наследник обетования, данного Аврааму, и Он единосущен через Адама всему человечеству. В Евангелии от Матфея Христос — Тот, Кто принадлежит богоизбранному народу. В Евангелии от Луки Христос — Тот, Кто принадлежит всему человечеству. Родословная Христа в Евангелии от Луки заканчивается словами: «Адамов, Божий», ибо Ему надлежало быть Посредником между Богом и сынами Адама, и сыны Адама должны были стать через Него сынами Божиими. Родословная Христа показывает Его подлинное человечество. Он был человек среди человеков. Он не был призраком или полубогом. Чтобы спасти людей, Он стал человеком в самом полном смысле этого слова. «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню». Христос возвратился от Иордана, где Он крестился, и где Ему был глас с небес от Бога. Когда нам дается самое благодатное общение с Богом и ясное свидетельство Его благоволения к нам, мы должны быть готовы к нападению на нас врага рода человеческого. Чем богаче наше достояние, тем больше оно привлекает воров и разбойников. Господь попускает этому быть, чтобы сила Его благодати была явлена и возвеличена.

http://pravoslavie.ru/3648.html

Все прошения молитвы «Отче наш» — во множественном числе: «мы», а не «я». Это значит, что мы не молимся каждый только за себя, взывая «Отче мой», но вместе устремляемся к встрече с нашим общим Отцом — молясь одни с другими, и одни за других. Молитва Господня — молитва братства, поскольку она — молитва сыновства. Хлеб, о котором мы просим, мы призваны разделить с другими, потому что мы просим его также и для других — для тех, кто нуждается в нем, как и мы, а иногда и больше, чем мы. Мы говорим: «Прости нам грехи наши», потому что речь идет не только о личных обидах, но также о коллективных винах, которым мы причастны явным или молчаливым участием в несправедливости государства или преступным равнодушием к нравственному распаду народа. И если мы молим Отца Небесного не ввести нас во искушение и избавить нас от лукавого, мы равным образом становимся ходатаями за наших ближних. «И Я скажу вам, — говорит Христос, — просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Бог обещает нам дать то, что мы просим у Него. Он уверяет нас в этом не только благостью Своего естества, но и словом, сказанным нам. Это слово изрекли пречистые уста Христовы. Мы должны не только просить, мы должны искать, возрастая в наших молитвах и в нашем дерзновении ко Господу. И, прося и ища, проявлять настойчивость, — продолжая стучать в одну и ту же дверь. «Всякий просящий получает», — говорит Господь, — даже самый последний из нас, если просит с верою. Когда мы просим у Бога то, что Христос заповедует нам здесь просить, — чтобы имя Его святилось, чтобы Его Царство пришло, и Его воля исполнилась, — в этих прошениях мы должны быть исполненными доверия и устремляться к сокровенной близости с Богом — с Отцом в Сыне Духом Святым. Таков образ всякой истинной молитвы, предстояние со страхом и трепетом, и любовью, и мужеством перед Всемогущим Творцом и Искупителем нашим. Такова печать самой главной нашей молитвы, завершающейся за богослужением возгласом священника: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://pravoslavie.ru/3749.html

«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Эти же слова мы слышим и от Предтечи. Что такое бесплодные деревья? Это деревья, не приносящие доброго плода. Порою может быть и плод, но если это недобрый плод, – дерево считается бесплодным. Какова участь бесплодных деревьев? Их срубают и в огонь бросают. Бог поступит с этими нечестивцами, как люди поступают с иссохшими деревьями, которые напрасно занимают землю. «По плодам их узнаете их». По плодам того, что представляют собой они, по их словам и поступкам, по всей их жизни. Если вы хотите понять, христиане ли эти люди или только по имени, посмотрите, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них. Бог не мог послать тех, кто ведом нечистым духом. Бог полагает сокровища Свои в золотые сосуды, но не в наполненные грязью. Вы узнаете их по плодам их учения. Мы знаем, каков плод проповеди у пророков. А это учение куда направлено? Прививает ли оно любовь к истине и благочестию? Если это учение от Бога – оно будет вести к смирению, к чистоте, к любви, ко всему, что Христово. Но если, напротив, дерзающие именовать себя учителями утверждают людей в гордости, в тщеславии, в нечистоте, во всякой неправедности, уводя их от узкого спасительного пути, мы можем заключить, что это «мудрость» – не есть сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15). Вера и добрая совесть – неотделимы друг от друга. Потому «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное», в Царство благодати и славы, – говорит Христос. Недостаточно говорить: «Господи, Господи», исповедуя Христа Сыном Божиим вместе со всею Церковью. Это исповедание необходимо, но мы должны остерегаться оказаться среди «имеющих вид благочестия, а силы его отрекшихся». Надо, чтобы мы были послушны Христу, исполняя волю Отца, Сущего на Небесах. В том Его воля, чтобы мы веровали во Христа, каялись в грехах, старались жить по заповедям Его, и любили друг друга. Как часто слова и дела расходятся в жизни человеческой, но Христос пришел, чтобы соединить их в Своей заповеди, которая есть жизнь вечная.

http://pravoslavie.ru/3352.html

И далее мы слышим в сегодняшнем Евангелии, что «когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи». Это было Его последнее прощание с Галилеей, ибо Он никогда уже не возвращался в нее – до Своего Воскресения. «Он пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною», чтобы и у живущих там людей был день Божия посещения, как в Галилеи, ибо и они принадлежали к погибшим овцам дома Израилева. «За Ним последовало много людей». Когда Христос уходит от нас, самое лучшее для нас – следовать за Ним. Господь продолжает творить добро. «Он исцелил их там». Те, кто не получил исцеление от Господа в Галилее, после испытания в вере не лишился его. «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Некоторые приводили к Нему своих детей, чтобы Он исцелил их, а эти дети были здоровы, но их родители желали, чтобы Христос благословил их. Хорошо нам самим приходить ко Христу и приводить к Нему наших детей – прежде чем мы будем приведены к Нему нуждою и бедою. Возложение рук – знак отеческого благословения. Любовь и сила и власть Отца Небесного преподается нам только через нашего Спасителя. Никто не может сделать ничего лучшего для своих детей, чем привести их ко Христу. И вот, мы видим, что «ученики возбраняли» приходящим к Нему. Благо нам, что у Христа больше любви, чем у лучших Его учеников. И мы должны услышать сегодня слово Христово: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Может быть, самое большее преступление – не давать детям приходить ко Христу. Потому что это означает лишение их жизни земной и вечной. И мы видим, в каких масштабах, и на какой глубине совершается это у нас сегодня. «Господь возложил руки на них» и благословил. Подлинно верующий человек живет не столько тем, что ему дано достичь Христа, как говорит Апостол, сколько тем, что Христос уже достиг его. И это может быть дано самым малым детям. Пусть младенцы не могут даже еще руки протянуть ко Христу, он возлагает на них Свои пречистые руки. И делает их Своими, Божиими.

http://pravoslavie.ru/3478.html

И Господь уподобляет Царство Божие зерну горчичному, «которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Царство Божие явлено в его предельной малости и предельном величии – таков образ зерна, из которого рождается огромное дерево. Идет ли речь о человеческом сердце, в котором слово всходит и растет подобно зерну, посеянному в землю. Или о мире, для которого Царство Божие является очень неприметным, когда Господь говорит о нем, но которое позднее явится более впечатляющим: и, в конце концов, раскроется в той мере, когда оно станет всеохватывающей реальностью. Образ этого гигантского дерева, «высота которого достигала неба, и оно видимо было до краев всей земли», мы находим у пророка Даниила ( Дан.   4, 7–9 ). Царство Божие – это когда воля Божия будет на земле как на небе – в полноте. Разница между горчичным зерном и выросшим из него деревом – ничто, по сравнению с разницей между только что обратившимся к вере юношей и прославленным святым на небесах. Сегодня, как и во времена земной жизни Спасителя, Христос и Его Царство представляется многим незначительным. Но еще в четвертом веке блаженный Августин писал: «Где те, кто утверждал, что Церковь уже не существует?» Нет числа лжепророкам, хоронившим ее, которые оказались в могиле, а Церковь жива. И будет жива до скончания века. Каждой новой эпохе дано увидеть, как вырастают у нее новые ветви. Никто не может остановить рост Царства Божия. И потому, что бы ни происходило, у христиан никогда не должно быть отчаяния. Эта притча говорит об огромности Церкви. Дерево и птицы, которых мы видим в его ветвях, – это Церковь и все народы, находящиеся под ее покровом. «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Христос говорил с простыми людьми притчами – так, как они могли понимать Его. Он брал сравнения из того, что было знакомо им. Его слово было легко, и впоследствии они поймут глубину того, что Он им говорил. Однако огромное число иудеев не приняло Его проповедь. Притчи, несмотря на то, что они были обращены ко всем, остались загадками для совокупности богоизбранного народа. А Своим ученикам Господь объяснял их наедине. Тайна Иисуса из Назарета, Его Личности и Его благовестия остается недоступной для внешних. Чтобы войти в эту тайну, надо уверовать в Него. И последовать за Ним вместе с учениками по дороге, которая ведет ко Кресту и Воскресению. Только Крест и Воскресение откроют доступ к познанию в вере истинной природы и подлинного служения Мессии.

http://pravoslavie.ru/3573.html

Как всякое слово Божие, слова молитвы «острее меча обоюдоострого», и «проникают до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Этим намерениям, живущим в нашем сердце, нет числа, и мы так мало их знаем. Но наш взор должен быть устремлен к небу — туда, где Отец наш, мы должны искать прежде всего Царства Его, в несомненной надежде, что все остальное будет дано нам. «Отче наш, сущий на небесах» — и это значит, мы должны приходить с нашими молитвами к Богу, как дети к Отцу, Отцу нашему и Отцу всех людей. «Да святится имя Твое». «Господи, Боже наш! — говорит Псалом. — Как величественно имя Твое по всей земле!» (пс. 8, 2). В Священном Писании имя — не просто имя, в нем — вся личность того, к кому мы обращаемся. Но как будет святиться имя Отчее, то есть признаваться людьми святым, если мы не будем устремляться к нему, чтобы быть святыми? «Да приидет Царствие Твое!» — это молитва о конце света, а не просто о том, чтобы это Царство возрастало в мире, ибо ученики Христовы видели, что оно уже вошло в мир. Слова «Да приидет Царствие Твое» созвучны с последними словами Священного Писания: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это значит: пусть утвердится Царство Христово решительно и всецело. Каждый день повторяя: «Да приидет Царствие Твое», мы должны бы, естественно, сознавать меру нашей ответственности за его приход. Увы, большей частью мы произносим это прошение слишком отвлеченно, не вдохновляясь им. Хуже того, наша теплохладность и духовная инертность препятствуют росту Царства Божия. «Да приидет Царствие Твое!» — молимся мы. «Что ты делаешь для этого?» — отвечает нам Господь. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Да утверждаются принципы мира невидимого нашей верой и верностью Христу в мире видимом. Только тогда, когда мы дадим Богу в нашей жизни принадлежащее Ему место, все остальное у нас займет свое место. И Дух Святой, соединенный с нашим духом, даст нам наследовать волю Самого Бога о нас и о мире. «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет», — молится об этой тайне, совершая наше спасение Христос (Лк. 22, 42).

http://pravoslavie.ru/3749.html

«Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Есть чему удивиться в этом ответе. Потому что в другой притче о сеятеле Господь ясно предупреждает об опасности сорных трав, которые могут задушить всходы пшеницы. Мы призываемся глубже воспринять сегодняшнюю притчу Господню, чтобы нам открылся сокровенный смысл ее. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» – вот решение хозяина поля. Бог откладывает суд на конец. В ожидании суда мы должны, по заповеди Его, не судить. У Бога больше терпения, чем у нас. Он не трогает до времени плевелы, являя Свое бесконечное милосердие по отношению к нам. И каждый из нас может сказать: я первый пользуюсь этим долготерпением Божиим, потому что в моем сердце переплелись корни пшеницы и плевел. Святые отцы говорят о риске Господа, дарующего свободу своему творению: всходы жизни и семена смерти растут вместе. Наша Церковь не есть Церковь «чистых», «кафаров», а собрание «грешных, от них же первый аз есмь». Всякому человеку дается возможность роста и созревания, и подлинного обращения к Богу. «И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Жатва в Священном Писании – часто символ Последнего Суда, который будет в конце времен. Господь говорит, что творение идет к своей цели. Он знает, что пшеница не погибнет, несмотря на все наши законные опасения. Мы должны быть терпеливыми соработниками Божиими на ниве Божией, исполняясь доверия Промыслу Его. Это предполагает такое наше приобщение Его благости, которого не может быть у нас никогда, пока не узнаем мы благодать Христова Креста и Воскресения. Мы должны с уважением и любовью относиться к каждому человеку, как бы ни был он грешен, – ради того добра, которое есть в нем, ради того, что и он создан по образу Божию и за него, как и за всех, пролил Свою Кровь Христос. Ради той возможности покаяния, которая до смерти не отнимается ни от кого. Пусть кажется порой, что ничего уже кроме плевел нет в поле, мы призваны всегда видеть неистребимое ничем добро, которое есть в человечестве. И чем больше возрастает зло, тем большая должна быть ревность о подлинном добре у всех любящих Господа.

http://pravoslavie.ru/3422.html

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого». Он не мог видеть, чтобы попытаться помочь себе, и он не мог говорить, чтобы призвать других на помощь. Горестно состояние отпавшего от Бога человечества: сатана ослепляет взор веры и заграждает уста молитвы. Исцеление пришло к страждущему непостижимо и внезапно. В Евангелии сказано: Господь «исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Когда душа освобождается от власти сатаны, глаза открываются, и видят славу Божию, уста отверзаются, и возносят хвалу Богу. «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?» Да, это Он, и другого не будет! С такою ясностью вдруг открывается путь к познанию Христа, Мессии и Спасителя мира. Мир своею мудростью не познал Бога, и мудрецы оказались посрамлены простецами. «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Как презрительно и как богохульно говорят они о Его чудесах! Они не могут отрицать сам факт чуда. Ясно как белый день, что бесы были изгнаны словом Христовым. И чтобы не допустить неумолимого вывода, что перед ними – Христос, Сын Давидов, они утверждают, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, что между Исцелителем и диаволом есть некое лукавое согласие, и бесы сами, никем не изгоняемые, по приказу князя бесовского, уходят. «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Христос знает, о чем мы думаем в любое время. Он знает, что в человеке и видит наши мысли издалека. Христос отвечает на их помышления, исходящие из их глубоко укорененной вражды к Нему. Он говорит об известном законе, что все человеческие общества гибнут вследствие внутренних противостояний. Разделения обыкновенно приводят к разрушению. Отделяясь друг от друга, мы становимся легкой добычей общего врага. Церкви и народы, и в особенности наш русский народ, хорошо знают эту истину по своему печальному опыту. «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Что касается сатаны, царство его скоро будет разрушено. И не потому, что сатана разделился сам в себе, а потому что приблизилось Царство Божие. И некоторые сыны иудейские, даже из тех, кто не следовал за Христом, именем Христовым изгоняли бесов. «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, – говорит Господь, – Царство Мессии открывается на земле». Все чудеса, которые совершал Христос, свидетельствовали о Его посланничестве от Бога, и это чудо свидетельствовало, что Он послан Богом, чтобы разрушить царство диавола и его дела. Разрушение власти диавола совершается Духом Божиим. Дух Святой, изгоняющий диавола из души человеческой, освящает ее благодатью Своего Царства.

http://pravoslavie.ru/3405.html

«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» — так иудеи в пустыне просили манну. Столько, сколько требуется на сегодняшний день, — чтобы мы жили постоянным упованием не на наше богатство, а на Бога. Мы не заботимся о неизвестном будущем, но живем, в этом смысле, одним днем. Хлеб земной — не более, чем его необходимо для поддержания наших телесных сил, и хлеб небесный — не менее, чем его необходимо для нашего соединения с Богом. «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Тайна прощения велика. Мы должны прощать, как и Христос простил нас. Его молитва на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят», обнимает всех. И если мы действительно хотим быть сынами Отца Небесного в Единородном Его Сыне, мы должны научиться вместе с Ним произносить эту молитву. Наконец, все завершающее прошение — о том, чтобы нам устоять до прихода Царствия Божия: не пасть побежденными великим искушением — отступничества, отчаяния, забвения Христа. Бог не искушает Своих детей, вводя их во зло. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Искушение существует от начала мира, от древа книги Бытия. Никто не избегнет его, потому и Христос проходит через искушение, это общий жребий всех людей. Но да не оставит нас Бог с одними нашими силами, чтобы не подчиниться нам врагу нашего спасения! Мы не можем избежать искушений, но мы можем встретиться в них с Богом. Господь призывает нас быть настойчивыми и неотступными в нашей молитве, показывая, как далеко может идти наша настойчивость в отношениях с людьми. Представьте, говорит Он, приходит кто-нибудь взять взаймы хлеба у соседа — совсем в неподходящее время, среди ночи, и не для себя, а для своего друга, неожиданно прибывшего к нему. Он будит соседа стуком, вызывая у него гнев — его дети уже спят с ним на постели, и он не может встать. Получив отказ, этот человек продолжает стучать и говорит, что не уйдет, пока не получит просимое. Потому, чтобы избавиться от него, он должен дать ему хлеб. «По неотступности его даст ему, сколько просит». Мы можем добиться нужного от людей, потому что они хотят избавиться от нас, а от Бога — потому что Он хочет быть с нами. И это значит, мы должны приходить к Богу, исполненными дерзновения и доверия к Нему, за хлебом насущным — за всем необходимым, особенно в нужде и в беде, ибо Он знает нас, любит нас и бесконечно милостив к нам. Мы должны приходить к Нему с молитвами за других, как за самих себя.

http://pravoslavie.ru/3749.html

Это разделение достигнет и семей. «Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Когда один становится христианином, а другой — нет, узнавший тайну жизни в ревности своей будет стараться обратить другого, а он, в свою очередь, будет ненавидеть и гнать того, кто своей верой обличает его противление истине. Разумеется, существует легкий мир, по человеческому разумению, тот, которого Петр желал для Христа, пытаясь отвести Его от пасхального пути. Мир, который может стать подлинным искушением для Его учеников, источником многих иллюзий. Мир, дешево купленный среди людей, — например, силой или различными уступками — как говорится, «ради мира». Также легкий мир с собой, сотканный из компромиссов и неприметным для самого себя отказом от Крестной благодати. Мир, который дает Христос, никогда не бывает легким миром. Обещанием этого мира завершает Господь Тайную Вечерю, вступая в Крестные Свои Страдания: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И Господь обращается к народу, призывая всех быть столь же мудрыми в духовном, как бывают они обыкновенно в земном. Пусть научатся различать Божии знамения, чтобы приготовиться к тому, что грядет. Даже при перемене погоды Бог дает предупреждение — неужели Он не позаботится о нас при великих переменах жизни? «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, — даже если оно величиной с ладонь (3 Царств. 18, 44), — тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает». Но не сама природа, а Сотворивший ее ради нас, помогает нам делать безошибочные прогнозы. «Лицемеры! — говорит Господь, — лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» Как не можете понять, что теперь вам дается возможность обрести то, что больше нигде и никогда не обретете? Ныне время благоприятное. Безумие и беда человека — в том, что он не знает своего времени. Гибель этого народа — в том, что он не познал времени посещения своего (Лк. 19, 44). И Господь добавляет: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» Если бы люди на самом деле искали истину — чему быть должно в их жизни, — им скоро стало бы ясно, что все, что говорит Христос, истинно, и что нет ничего более праведного, чем приводить свою жизнь в послушание этой истине. Потому пусть поспешат они примириться с Богом здесь, на земле, пока не стало слишком поздно.

http://pravoslavie.ru/3779.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010