«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Об истинном христианстве, 1 В третий том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошла первая часть его книги «Об истинном христианстве», возможно главного творения Тихона Задонского. Флоровский писал о «Об истинном христианстве» Тихона Задонского: » Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 3. Об истинном христианстве. Книга первая. Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях Об истинном христианстве. Книга 1   Часть первая. О грехах   Статья 1. Что нужно знать   Глава 1. О Слове Божием   Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, – говорит Христос. (Ин. 5:39)   § 1. Слово Божие содержится в пророческих и апостольских книгах, которые на греческом языке называются: «Библия», то есть книги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: Исследуйте Писания, и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: Ты из детства знаешь священные писания, и прочее (2 Тим. 3:15). Называются же они и книгами Закона Божия, так как в них закон Божий содержится. § 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21). И апостол Павел говорит: Приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине (1 Фес. 2:13). И Тимофею говорит: Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1). Свт. Тихон Задонский: «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти” (Откр. 20:6)» («Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” (Ин. 5:29). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» («Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5). Сщмч. Фаддей (Успенский): «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1:29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой (Ин. 16:22)! Это – “воскресение первое”, духовное (Откр. 20:5), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).

http://pravoslavie.ru/63319.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как меняет человека любовь к Богу? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. ( Гал. 5:22 ). Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Вот отличительные черты Бога и человека ревнующего об уподоблении Богу: скромность, незлобие, негневливость, независтливость, благотворительность, сострадательность, непамятозлобие, добротолюбие, доброта равночестие, соблюдение пользы других, общительность, попечительность, негорделивость... Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного. Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии своем: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. В мире будете иметь скорбь, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:21:33:22 ). Но как бы ни была утешительна радость эта, всё-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами своего апостола сказал, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душе, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле? Преподобный Серафим Саровский († 1833). Состояние бесстрастия и благодати. Сколь благо быть с Богом, во благодати Его, и чувствовать Его пребывание в сердце! Какой покой, какая свобода духа, – какой мир, превосходящий всякий ум! О, блаженство на земле от общения с Божеством! Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатью, она размягчается, как воск делается мягким от действия огня. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси († 1925). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Страшном Суде Христовом, но особенно монахи и монахини, которые обетов своих не хранят. Помяни это все, возлюбленный, и из монастыря, в котором находишься, не исходи, но все терпи, да получишь венец жизни. Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает. Итак, надобно бороться, подвизаться и терпением побеждать, чтобы венчаться от Подвигоположника Иисуса Христа. Итак, если ты начал воином Христовым быть, так и до конца пребудь, тогда-то признает тебя Христос за Своего воина, и даст «тебе венец жизни», и вечно блажен будешь. Христианская победа состоит ни в чем ином, как только в мужественном терпении скорбей и напастей. Нет более славной победы, чем гнев свой и самого себя победить. Если же благословную причину имеешь из этого монастыря выйти, то и тогда в московские монастыри не ходи, но в какой-нибудь там монастырь пойди и живи. Только уверяю тебя, что бес везде тебя будет беспокоить. Господь да сохранит нас от него! Спасайся о Христе. Ваш доброжелатель Тихон, бывший епископ Воронежский Слышал я твою жалобу о твоих беспокойствах, на что тебе по моему убогому разуму предлагаю совет. Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: «Чадо! Если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения», и прочее ( Сир 2:1–2 ). И на многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется. Итак, надобно терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою», и прочее ( 1Петр 5:8–9 ). Апостол Иаков говорит: «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак 1:12 ). Итак, терпи и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тихон, – бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: не бойся, я с тобою. Так милосердый и человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: не бойся, Я с тобою. Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Который в руце Своей вся содержу, – Я с тобою ( Ис. 49:14, 15 ). Тако был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирнаго потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими – Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земли пришельствия их ( Пс. 104:14 ). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте, и – во исходе его из Египта, и разделил ему Чермное море, и в пустыни питал его чудесною манною я поражал пред лицем его врагов его. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Был с Ионою во глубине морской, с тремя отроками – в пещи вавилонской, с Даниилом – в рове и пр... Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному обещанию: се Аз с вами и проч. ( Мф. 28:20 ). Господи сил с нами буди? Образы или способы сохранения и управления Божественного – многочисленны и многообразны; но все они относятся к двум, из которых один называется естественным, а – другой сверхестественным. Промысл Божий есть общий и частный. Первый объемлет весь мир вообще; второй – тот, который простирается на самые частные и особенные существа мира, как бы ни казались малыми. «Но и на один день непрестает Бог от дела управления тварями, говорит один из учителей св. Церкви, дабы они тотчас не уклонились от своих естественных путей... Для существ, для которых необходим Творец, необходим вместе и промыслитель: иначе мир, носимый случаем, как вихрем – корабль, должен бы был мгновенно разрушиться ( Григорий Богослов )».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир. 3:22 ). Три добродетели «Нищета, скорбь и рассуждение – вот работные орудия монашеской жизни… Ибо сказано в Писании: еще будут сии три мужа: Ной, и Даниил, и Иов… ( Иез. 14:14 ). Ной изображает собою нестяжательность, Иов – терпение, Даниил – рассудительный суд. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем» (авва Пимен). Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору ( Сир. 3; 31 ). Осмотрись «Слышим часто, что люди людям в различных случаях говорят: осмотрись. Христианине и монаше! Тебе наипаче прилично сказать слово сие: осмотрись. Отрекся ты сатаны и злых дел его: не обратился ли паки к нему злым и развращенным житьем своим? Осмотрись! Обещался ты работать верою и правдою Христу Господу, умершему и воскресшему за тебя, но вместо того не работаешь ли греху?. . Осмотрись! Всем нам подобает стать пред судищем Христовым: суду тому – суду Божию, а не человеческому – предстанешь и ты. Поминаешь ли страшный день оный и имеешь ли светильник горящий и елей в сосуде, и готовишься ли к сретению грядущего оного Судии? Осмотрись… Осмотрись, душе моя, како живешь, како обращаешься. Как поступаешь, говоришь и мыслишь?» (святитель Тихон Задонский ). Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня ( Ис. 65:1 ). Евангелие «Что пластырь живительный, – говорит святитель Тихон, – язве или ране телесной, то душе грешной, страхом суда Божия и печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие… Не бойся, грешная и кающаяся душа, веруй только во Евангелие и почувствуешь в сердце твоем животворность его. Рассуди сам: ради кого Христос Сын Божий в мир пришел? Ради грешников. Не так отец, не так матерь над болящим чадом своим умилостивляется, как милосердый Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении сердца к Нему вздыхающим… Имей убо сокрушенное сердце – и Евангелие будет тебе вместо пластыря». Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи ( Сир. 6:6 ). Крупицы духовной мудрости

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

2. Те самые люди, носившие на себе печать " избрания " , которые своим существованием как будто опровергали " пессимизм " еп. Игнатия, не обинуясь, высказывали (см. мое предыдущее письмо) такие же пессимистические воззрения на судьбы Церкви и русского народа, жизнь которого теснейшим образом связана с жизнью Церкви, как и еп. Игнатий; только последний высказывался ярче, сильнее, определеннее. Хочу еще остановить ваше внимание на двух пунктах: 1. Напоминаю вам слова свят. Тихона Задонского, приведенные мною в предыдущем письме: " Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий " Эту мысль свят. Тихона Задонского, заимствованную мною из письма еп. Игнатия, последний сам повторяет неоднократно в очень категорическом тоне. Не раз высказывал и усиленно подчеркивал он и другую мысль свят. Тихона - о гибельном распространении в церковном обществе лицемерия. " За сто лет до нас, - пишет еп. Игнатий, - свят. Тихон говорил: " ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство " . Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло неимоверной наглости и бесстыдства " . Сопоставьте обе эти мысли - об удалении из современного церковного общества христианства, как " жизни, таинства и духа " , и о замене подлинного, живого благочестия лицемерством - со словами Господа, обращенными к церкви Сардийской: " Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв " (Откр.3:1) [e]. Не являемся ли мы той церковью, к которой обращен страшный укор Господень? А смотрите, что далее говорит Господь: " Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти... Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя " (Откр.3:2-3). Не свершилось ли это грозное нашествие Господне на нашу Церковь, нашествие, неоднократно и уверенно предсказанное тайнозрителем Игнатием?!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

108. Он сделал дело свое – и ушел Слышим, что в различных случаях один о другом говорит: «Он сделал дело свое – и ушел». Говорится это чаще всего тогда, когда один у другого спрашивает: где такой-то человек? Тогда другой отвечает ему так: «Он сделал дело свое – и ушел». Христиане! Мы эти слова можем и должны говорить о Христе Спасителе нашем. А тем более, тогда, когда спрашивают нас безбожные и нечестивые, не знающие и не принимающие Его. Тогда мы с дерзновением должны отвечать: «Он сделал дело свое – и ушел». Хотя Он невидимо и неотступно с нами пребывает, и до скончания века пребудет, по неложному Своему обещанию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28:20 ). Дело Его – дело спасения нашего, которое Он соделал посреди земли ( Пс. 73:12 ) – и ушел. Об этом деле говорит Он небесному Своему Отцу: Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Ин. 17:4 ). Христианин! Дело это велико и умом нашим непостижимо. Это дело пророки издалека предвидели, и удивлялись и ужасались ему, и с удивлением и ужасом проповедовали, и возвещали миру: Се, грядет Господь ( Мал. 3:1 ), Тот, Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ); Сущий прежде веков ( Пс. 54:20 ), скоро идет и не умедлит ( Ис. 14:1 ), Грядет Спаситель твой ( Ис. 62:11 ), се, Бог наш Сам придет и спасет нас ( Ис. 35:4 ). Дело это апостолы, бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ( Лк. 1:2 ), видели, и всему миру проповедали, и свидетельством этим, как бесценным сокровищем, всю вселенную обогатили. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами ( 1Ин. 1:1–3 ). Дело это Его, великое и преславное, возвещает нам и представляет нашим душевным очам святое Евангелие Его, которое Он нам оставил для нашего просвещения, для утверждения в вере и утешения, – оставил через избранных рабов Своих, апостолов. Там видим это великое дело Его, которое Он Сам, по Своему изволению, ради нашего спасения совершил, и вознесся к Небесному Своему Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

10) Когда такое искушение минуется, тогда преизобильно утешится душа печальная. Как после великой бури и мрачных дней яснее нам сияет солнце и более увеселяет нас, так после бурного этого искушения слаще почувствуется милость Божия. Тогда такое сердце на самом деле познает, что есть закон, который обличает грех, устрашает и проклятием поражает грешника, и что есть Евангелие, которое врачует и утешает уязвленное страхом и печалью сердце. И как после бани малый отрок, или человек, утружденный после трудов, сладко почивает и упокоевается, или, как корабль, переплыв море, тихо стоит в гавани, так имеется и душа, претерпевшая и окончившая такую бурную непогоду. Ожидай и ты такой тишины и покоя. Непременно будет тебе, если потерпишь. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр.10:37 ). § 422. Утешение против искушения, которое бывает от дьявола через злые и хульные помыслы. Сколько пакости и такими помыслами делает нам враг наш, сколько их, как стрел разожженных, пускает на нас на всякое время, день и час, сказать невозможно! От чего убогая душа так уязвляется печалью, что предпочитает терпеть всякое поношение и биение внешнее, нежели таковые вражьи стрелы. Потому апостол увещевает нас как во всяком, так и в этом искушении, против врага того осторожными быть: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). И Павел святой: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», и прочее ( Еф.6:10–11 и след.). Против тайного сего искушения внимай, печальная душа, следующему рассуждению: 1) Такое искушение бывает попущением Божиим на пользу нашу. Как, видя врага, находящего на город, затворяем врата и со всяким опасением охраняем город, чтобы войдя не разорил города и нас бы не погубил, или в плен не отвел, так, чувствуя к нам приход душевного врага через такие злые помыслы, должно затворять дома душ наших, укреплять и тщательно хранить, дабы внутрь не ворвался и не разорил душевного дома, – что бывает страхом Божиим и усердною молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

113. Дева, обрученная мужу Видим в мире, что девы обручаются мужам в невесты. Так христианские души верою при крещении обручаются Небесному Жениху – Христу, как девы чистые в невесту, как говорит апостол христианам: Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ). Тайна это велика. Велико и умом непостижимо это таинство, и честь и слава и достоинство такое, больше которого и быть не может, ибо душа человеческая обручается в невесту Небесному Царю и краснейшему добротою паче всех сынов человеческих, Сыну Божию ( Пс. 44:3 ). Кто такое человеколюбие Божие может уразуметь и исследовать? Кто и благородие, честь, славу и достоинство души христианской, Небесному Жениху обручившейся, изречь может? Внимай этому, душа моя. Вспомни, христианин, что и твоя душа преславному этому Жениху обручена в невесту. Как видим, невеста одного жениха своего любит и тому одному угождает. Так душа христианская одного Христа, Жениха своего, должна любить и Ему одному угождать. Не нравится жениху такая невеста, которая к иным любящим любовью обращается, и от такой он отвращается. Так отвращается Христос от души христианской, которая ко греху и миру любовью своей обращается и тому угождает. О, как тяжко грешит пред Христом такая душа! Как неблагодарно и бесстыдно поступает! Как велико бедствие ее, если она, от пресладкого и прелюбезного Небесного Жениха отвратившись, к нечистой и мерзкой любви греха и мира обращается! Христианин! Осмотрись, пожалуйста, осмотрись: не обратился ли и ты к миру и греху от Христа Спасителя твоего? Не любишь ли чего равно, или, что хуже, более Его? Его должен любить ты больше отца и матери, больше жены и детей, больше братии и друзей, и больше самого себя ( Мф. 10:37– 39 ). Этого Он от тебя требует, так как и Сам Он так тебя возлюбил, что и предал Себя в жертву за тебя. Видишь, как красиво небо, солнце, луна и звезды и прочее создание Его. Но ни о чем так не благоволил Он, как о душе твоей. Видишь, как Он почтил тебя, какой чести и славы удостоил душу твою. Хвали, душе моя, Господа! ( Пс. 145:1 ). Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему ( Пс. 44:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010