25 апреля (8 мая) 1923 г. Считаю приговор неправильным как по форме, так и по существу. Я не был вызван на Собор, как того требует 74-е Апостольское правило, и мне не было дано возможности оправдаться и дать объяснение, которое могло изменить постановление. Патриарх Тихон (В. Белавин). [Вариант:] Прочёл. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решение признать не могу. Патриарх Тихон, Василий Белавин. 25 апреля [ст. ст.] 1923 г. 1. Труды Первого Всероссийского съезда или собора Союза Церковного Возрождения. Торопец, 1925 2. Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. С. 122 Заявление Святейшего Патриарха Тихона на предложение ему со стороны представителей гражданской власти о выезде за границу на постоянное жительство ...Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела... Вера и жизнь. Рига, 1925 Заявление Святейшего Патриарха Тихона на обвинение его в прошлой политической деятельности в духе «Союза Русского Народа» ...Да, я работал с перечисленными лицами и паству свою звал работать вместе со мною, полагая, что на Руси быть русским не предосудительно... Вера и жизнь. Рига, 1925 Обвинительное заключение по делу граждан: Беллавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст. ст. Уголовного Кодекса 102 Великая Русская Революция, сокрушившая в марте 1917 года помещичье-дворянский строй старой России, опрокинула затем в Октябре 1917 года возникшее первоначально буржуазно-либеральное Временное правительство и установила власть Советов, подлинную власть рабочих и крестьян. Разрушив в корне основы экономического могущества буржуазии и помещиков, эта власть вырыла тем самым пропасть и провела несокрушимую грань между старой царистско-буржуазной и новой Рабоче-Крестьянской Россией. Победа далась, однако, не сразу, и от марта по октябрь кровавые события гражданской войны не раз имели место на улицах Москвы, Петрограда и других городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово „Николай“, и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался „Николай“, и даже само православие называлось именем „Николай“„. Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси (31.01.1865 — 7.04.1925) “Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — эти слова характеризуют тот трудный период в истории Русской Православной Церкви, когда на патриаршее служение был призван святитель Тихон (Белавин). Еще в годы обучения в СПбДА товарищи называли его «патриархом». «Сколько я ни напрягаю память, не могу вспомнить, откуда пошло это наименование. Одно утверждаю — в нем не было ничего шуточного. Пред товарищами высилась необычайная личность по своим умственным и, главное, нравственным свойствам. Называя Василия Ивановича патриархом, товарищи этим самым подчеркивали его выдающееся положение в своей среде», — вспоминал впоследствии один из сокурсников. До переломного 1917-го будущий святитель преподавал в Тульской Духовной семинарии, уже в епископском сане вел блестящую миссионерскую деятельность в Северной Америке, после чего был направлен на Ярославскую и Ростовскую кафедры, затем — на Виленскую. Но все это было лишь подготовкой, накоплением бесценного опыта перед восшествием на Патриарший престол. Жребий 5(18) ноября 1917 года определил, что из трех кандидатов на Русскую Голгофу должен был взойти именно святитель Тихон. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (17.03.1863 — 10.08.1936) Богослов, философ  В будущем один из трех кандидатов в 1917 году на патриарший престол, Алексей Павлович Храповицкий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, несмотря на препятствия родных, сразу после окончания гимназии, что случалось редко в истории дореволюционных духовных школ.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

1933–1935: Михаил Князевский 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Евстафий Сафран, в. у. 27 .12(09.01).1935–23.06 (06.07).1938: Тихон Попов 1938–1941: Виталий Введенский, паки 23 .09(06.10).1941 –21.11(04.12). 1941: Александр Введенский 1 1941–25.04(08.05).1942: Анатолий Филимонов, в. у. 28 .09(11.10). 1942–22.04(05.05).1943: Сергий Ларин, в. у. 23 .03(05.04).1943–08(21).12.1943: Андрей Расторгуев 1943–26.07(08.08).1946: Александр Введенский 1, паки 1946–1946: Филарет Яценко Московская (сцв) 1923–01(14).01.1927: Антонин Грановский Московская и Коломенская (с 1918 г. Московская Патриаршая Область) 25 .11(08.12).1912–20.03(02.04). 1917: Макарий Невский 11 .1912–23.12(05.01).1912: Василий Преображенский 1, в. у. 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Трифон Туркестанов , в. у., паки 20 .03(02.04).1917–21.06(04.07).1917: Иоасаф Каллистов, в. у. 23 .06(06.07).1917–21.11(04.12).1917: Тихон Белавин 1918–1920: Иоасаф Каллистов, в. у. 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский, в. у. 01 .1922–1923: Никандр Феноменов, в. у. 1923–1924: Илларион Троицкий. в. у. 1923–1925: Пётр Полянский , в. у. 1925–1925: Гавриил Красновский, в. у. 27 .11(10.12).1925–18.02(03.03).1926: Пётр Зверев, в. у. 02 .1926–04.1927: в. у. (Совет викариев: Алексий Готовцев. Гавриил Красновский, Иоанн Василевский) 05 .1927–1931: Филипп Гумилевский, в. у. 29 .04(12.05).1932–01.1936: Питирим Крылов, в. у. 14(27).04.1934–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский 1941–1942: Сергий Гришин. в. у. 02 .1942–09.1943: Николай Ярушевич , в. у. 02(15).05.1944–19.09(02.10).1960: Николай Ярушевич , в. y., паки Московский и всея России Патриархат 21 .11(04.12).1917–25.03(07.04). 1925: Тихон Белавин " 30 .04(13–05).1922–12(25).06.1923: Агафангел Преображенский, в. у. 30 .03(12.04).1925–29.08(11.09)1936: Пётр Полянский , в. у. 01(14).12.1925–25.11(08.12).1926: Сергий Страгородский , в. у. 25 .11(08.12).1926–16(29).12.1926: Иосиф Петровых , в. у. 16(29).12.1926–30.03(12.04). 1927: Серафим Самойлович, в. у. 30 .03(12.04).1927–30.08(12.09).1943: Сергий Страгородский , в. y., паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как показала последующая история Церкви, важнейшим оказался вопрос о высшем церковном управлении, именно восстановление патриаршества совместно с вспомогательными органами: Патриаршим Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, – сменившими собою дореволюционный Святейший Правительствующий Синод, правивший Церковью с 14(25) февраля 1721 г. 5(18) ноября 1917 г., в храме Христа Спасителя, от подножия чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, затворником Зосимовой Пустыни иеросхимонахом о. Алексием [Соловьёвым] из трех кандидатов, избранных и утверждённых Собором, по жребию избирается в Патриарха Московского и всея Россия председательствующий на Соборе митрополит Московский и Коломенский Тихон [Белавин], одиннадцатый по счету Всероссийский Патриарх. Двумя остальными кандидатами, избранными Собором, являются: архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний [Храповицкий] и архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений [Стадницкий]. 21 ноября (4 декабря) 1917 г., в день праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм в московском Большом Успенском Соборе в Кремле совершается торжество настолования (интронизации) избранного и наречённого Патриарха Московского и всея России – митрополита Московского и Коломенского Тихона [Белавина], в присутствии всего Освящённого Собора. Чин настолования совершается старейшими иерархами Церкви, во главе с митрополитом Киевским и Галицким Владимиром [Богоявленским], спустя два месяца убитым в Киеве. С этого момента возглавляет Всероссийскую Церковь и управляет Ею Святейший Патриарх Тихон совместно с вспомогательными органами Высшего Церковного Управления. Поместный Собор продолжает свои занятия до сентября 1918 г., когда вынуждается прекратить свою работу в связи с охватившей всю страну гражданской войной; члены Собора разъезжаются по своим епархиям, а некоторая часть их позже эмигрирует за границу, – будущие основоположники Карловацкого и других зарубежных расколов. 2 . Патриарх Тихон [Белавин]. Москва; 21.11 (04.12).1917 г. – 04(05).1922 г. (первый период).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси Дни памяти: 25 марта/7 апреля – день преставления (1925); 26 сентября/9 октября – день прославления; в воскресение после 25 января/7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских Патриарх Тихон В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов. Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона. Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния, – вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовию. Будущий Патриарх Тихон в миру носил имя Василий Иванович Белавин . Он родился по старому стилю 19 января, а по новому – 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Детство его прошло среди простого народа, он видел крестьянский труд и жил простой народной жизнью. Из замечательных эпизодов его детства известно, что однажды священник Иоанн Белавин, его отец, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка Патриарха Тихона, и предсказала судьбу трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия сказала, что вот этот будет велик. И отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене, так что это предание сохранилось в семье. Пророческий сон впоследствии точно исполнился.

http://pravoslavie.ru/41953.html

В августе 1917 года в Москве был созван Всероссийский Поместный Собор, определивший дальнейший ход жизни Русской Православной Церкви. На Предсоборном Совещании в русском епископате образовались группировки, одна из которых в большем количестве была сторонниками архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) , а другая – в меньшем количестве – архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) . Было замечено, что группа архиепископа Антония держала себя замкнуто. Не входя в исторические стороны Собора, мы остановимся на самом моменте избрания патриарха, относящегося непосредственно к личности Патриарха Тихона. На Предсоборном Совещании был утвержден вопрос о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви. Наряду с этим, уже на самом Соборе возник другой вопрос, а именно, кого избрать в патриархи? Мнений по этому вопросу было много. Тогда общим совещательным решением постановили избрать тайным голосованием несколько кандидатов. Каждый епископ должен был вписать имя кандидата в бюллетень и опустить в урну. Когда окончилась операция тайного голосования, тогда выяснились три кандидата: архиепископ Антоний (Храповицкий) , получивший более 50-ти голосов, архиепископ Арсений (Стадницкий) , получивший около сорока голосов и митрополит Тихон (Белавин) , получивший самое меньшее число голосов. После этого, члены Собора применили древний обычай избрания патриарха – жребий. На трех одинаковых листочках чистой бумаги были написаны имена трех кандидатов и положены в специальный ковчег. Этот ковчег с жребиями был поставлен пред чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, в храме Христа Спасителя, куда ее принесли из Кремля. Утром, на следующий день, была совершена Божественная литургия, а затем в присутствии всего епископата отслужен молебен Московским святителям. После совершения молебна старейшие из архиереев взяли под руки приведенного к началу службы старца иеросхимонаха Алексия, затворника Зосимовой пустыни и подвели к образу Богоматери, у подножия которой стоял ковчег. Наступила таинственная минута ожидания. Присутствующие затаили дыхание, молясь каждый в своем сердце и ожидая указания Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тихон (Белавин Василий Иванович), Патриарх Московский и всея Руси Родился 19января 1865 года вг.Торопце всемье священника Псковской губернии. Когда наступило время обучения его наукам, родители определили отрока в Торопецкое духовное училище, где он с необыкновенным желанием и старанием впитывал в свое сердце и ум преподаваемые дисциплины. Кроткий и молчаливый нрав отрока приводил в удивление его товарищей, которые, зная его незлобие, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше святейшество». А однажды, желая еще больше позабавиться над ним, сделали из каких-то отбросов жести кадило и, махая на него, восклицали: «Вашему Святейшеству, многая лета». Так десница Божия и через невинные шалости детей указывала на присущую благодать Божию в сердце отрока, приготовлявшую его к высшему служению Церкви. Окончив училище, он поступил в Псковскую духовную семинарию, в которой учился одним из первых, а по окончании семинарии поступил в СПБ духовную академию. В 1888 году окончил академию и был определен преподавателем Основного, Догматического и Нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. Преподавал он и французский язык. В декабре 1891 года пострижен в монашество, а 22 декабря – рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а в июле того же года определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии. Здесь он, кроме обязанностей по семинарии, выполнял и другие поручения. Он состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем православного братства и цензором изданий. На нем лежало руководство монастырским благочинием Холмско – Варшавской епархии. 19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом СПБ и Ладожским Палладием, архп. Казанским и Свияжским Арсением, архп. Финляндским и Выборгским Антонием и Преосвященными: Иоанном, епископом Нарвским и епископом Гурием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

8 марта 1917 г. Св[ято]-Троицкая Александро-Невская Лавра. Петроград. [Подписали:] Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский Тихон [Белавин], архиепископ Литовский Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 4б.об. Машинопись. Копия; Петроградские ведомости. 1917. 42. С. 1; Церковность. Приложение к «Православному благовестнику». М., 1917. 336. С. 14; Херсонские епарх. ведомости. Одесса, 1917. 7. Отдел неофиц. С. 5758; Вера и жизнь. Чернигов, 1917. 34. С. 117118; Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 13. Часть неофиц. С. 910; Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. 8. Часть неофиц. С. 205206; Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 3. С. 12. Приложение к 6 Постановление Св. синода в связи с заявлением шести архиепископов Св. синода От 913 марта 1917 г. СЛУШАЛИ: заявление, прилагаемое при сем, шести архиепископов, присутствующих в Св. Синоде, и на основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: присоединяясь по существу к настоящему заявлению и находя образ действий нового обер-прокурора Св[ятейшего] Синода г. Львова неканоничным и незакономерным, Св[ятейший] Синод определяет: 1) довести до сведения Временного Правительства о сем, присовокупив, 2) что Св[ятейший] Синод не находит однако возможным оставить кормило Всероссийской православной церкви без кормчего и посему 3) оставляет за собой ведение дел по управлению православной российской церковью до созыва нового состава Св[ятейшего] Синода на основах канонических (архиереи избираются архиереями всей русской церкви путем опроса (по телеграфу), а лица пресвитерского сана – духовенством). 47 [Подписали:] Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский Сергий (Страгородский) , архиепископ Финляндский Тихон (Белавин) , архиепископ Литовский Арсений (Стадницкий) , архиепископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси января 1865-†7 апреля 1925 Прославлен в 1989 г. Память празднуется 26 сентября/9 октября (прославление) и 25 марта/7 апреля (преставление) Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин) родился в деревне Клин (Псковская губерния) в семье священника. Он учился в Торопецком духовном училище, затем – в Псковской семинарии и в Петербургской Духовной академии. В 1891 г. он принял монашеский постриг с именем Тихон. С 1892 г. отец Тихон, уже архимандрит, занимал должность инспектора Холмской семинарии, затем – ректора Казанской семинарии. 4 октября 1897 г. в Петербурге была совершена его хиротония во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. В декабре 1898 г. Святитель был назначен предстоятелем Алеутско-Американской кафедры. В Америке он успешно трудился над распространением Православия. По его благословению был сделан первый перевод Божественной Литургии на английский язык. В 1905 г. Святитель возведен в сан архиепископа. Через два года его переводят на Ярославскую кафедру. В 1913 г. Святителя назначили на служение в Вильно. Здесь его застает Первая мировая война. Святитель объезжает линию фронта, служит Литургии и молебны, исповедует и причащает раненых и умирающих солдат. После Февральской революции святитель Тихон был незаконно уволен из Синода, но 21 июня 1917 г. он избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. После возрождения Поместным собором 1917–18 гг. патриаршества, 5 (18) ноября 1917 г. святитель Тихон был избран на всероссийский патриарший престол. Старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий с именем Митрополита Московского Тихона. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе московского Кремля. Начинался долгий крестный путь Святителя, путь противостояния безбожной власти. Патриарх Тихон написал ряд обращений, призывающих остановить растущее беззаконие, стремился защитить права Церкви, церковные святыни и жизнь верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После чего сделал “расписку” о “прочтении ему постановлений”. Текст этой “расписки” С.С. Быков не приводит, он дан в двух вариантах М. И. Губониным в “Актах Святейшего Патриарха Тихона...” (с. 224): “Считаю приговор неправильным как по форме, так и по существу. Я не был вызван на Собор, как того требует 74-е Апостольское правило, и мне не было дано возможности оправдаться и дать объяснение, которое могло изменить постановление. Патриарх Тихон (В. Белавин)” и “Прочел. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решение признать не могу. Патриарх Тихон, Василий Белавин”. Первый текст был почерпнут М.И. Губониным из “Трудов Первого Всероссийского съезда или собора Союза Церковного Возрождения” (Торопец, 1925), второй – из работы Левитина-Краснова и Шаврова (Ч. 2. С. 122). Возможно, эти тексты являются “расписками” патриарха Тихона, которые он начертал на двух документах. С. С. Быков в своей докладной записке указывает, что “гр-н Белавин подписал постановление собора епископов и церковного Поместного собора”. Получив подписи патриарха, “митрополит” Петр (Блинов) потребовал от предстоятеля (“ввиду предстоящего суда” и “ввиду постановления собора о снятии [...] патриаршего звания и монашеского сана”) снять с себя священнические одежды. Патриарх категорически отказался это сделать. “Митрополит” Петр и другие члены депутации многократно повторили это свое требование, подчеркивая всякий раз преступный характер подобного неподчинения, могущего вызвать серьезные последствия. Обновленческие депутаты протестовали против решения патриарха предстать перед советским судом “в одеянии священника”. Подобное “кощунство” они считали недопустимым, более того – способным вызвать “кровавые эксцессы”. Патриарх, не поддаваясь на уговоры и угрозы, решительно отстаивал принятое им решение. Составив акт об отказе снять священнические одежды, депутация в 3 часа 5 минут была вынуждена ретироваться. Предварительно акт был завизирован патриархом и всеми членами депутации. Вслед за депутацией обновленческого Собора удалились и негласные организаторы этого “действа” с разрешения Секретариата ЦК РКП(б) – С.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010