В Петроградской духовной академии, куда поступил он в 19 лет, не принято было давать шутливые прозвища, но товарищи по курсу, очень любившие ласкового и спокойного религиозного псковича, называли его «патриархом». Впоследствии, когда он стал первым в России, после 217-летнего перерыва, патриархом, его товарищи по академии не раз вспоминали это пророческое прозвище. В 1888 г. Белавин 23 лет от роду окончил академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем. Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и в 25 лет, в 1891 году принял монашество. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Задонского. Из Псковской семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмогорскую духовную семинарию, где он стал ректором в сане архимандрита. В 1898 г. 34-летний архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского, с назначением викарием Холмской епархии. 14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую Американскую епархию, в сане епископа Алеутского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии. На ее территории жили люди разных национальностей: русские, сербы, галичане и другие славяне, греки, арабы, креолы, индейцы, алеуты и эскимосы. Одни были из православных стран – России, Греции, Сербии, другие – из стран Оттоманской или Австро-Венгерской Империи; некоторые стали православными благодаря миссионерским усилиям на Северо-Американском континенте – Аляске и Алеутских островах. Епископу столь разнообразной паствы необходимо было быть щедрым, гибким и иметь ко всем сердечное расположение. 22 мая 1901 года епископ Тихон освятил при закладке камень в фундамент Свято-Николаевского собора. Такая церемония состоялась в Нью-Йорке впервые. Примерно через год, в ноябре 1902 года сирийские и русские приходы в Нью-Йорке имели уже настоящие дома молитвы: сирийский храм в Бруклине во имя Свт. Николая был освящен 9 ноября 1902 года; 23 ноября был освящен русский храм во имя Свт. Николая. Строительство храма св. Троицы в Чикаго заняло меньше года – с апреля 1902 года до марта 1903 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Современники о Патриархе Тихоне 26 сентября/9 октября – день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Предлагаем вниманию читателей фрагмент из новой книги издательства Сретенского монастыря « Святитель Тихон Московский ». Святитель Тихон Московский/Сост. О. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 128 с. Как сын священника, Василий пошел по стопам отца и поступил в духовное училище в городе Торопце, а по окончании училища, в 1878 году, уехал из родительского дома в Псков учиться в духовной семинарии. Среди своих товарищей по Псковской семинарии Василий имел шутливое прозвище Архиерей. Семинарию юноша окончил блестяще и решил поступать в академию. Современники вспоминали о нем: «С детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества». В Санкт-Петербургской духовной академии, куда юноша поступил после семинарии, он носил уже прозвище Патриарх. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало. Соученик по Псковской семинарии Борис Царевский вспоминал, как Василий Иванович посетил дом его родителей: «— Ты заметила, какие у него глаза? — спросила после ухода преподавателя мать Царевского свою дочь. — Чистые, ясные, как у голубя. — От него веет теплом и добродушием, и он такой умный, — отозвалась дочь. Допивавший стакан чаю отец деловито предостерег супругу с дочкой, что расчеты на него, как на жениха, очень плохи: — Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой. Его, Василия Ивановича, когда он был студентом, прозвали Патриархом, и дорога ему одна — в монахи». Епископ Тихон (Белавин) Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал: «Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины “своим” архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа».

http://pravoslavie.ru/97634.html

Патриарх Тихон Советская власть vs Церковь Позиция аполитичности стала ответом Церкви на обвинение в контрреволюции. Никаких реальных доказательств того, что Церковь в контрреволюции участвует, советская власть представить не могла. Власть сама это тоже осознавала. Иларион (Троицкий) – святитель Соловецкий — Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. Священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский): вне партии и вне политики Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным " контрреволюционным " путем и предложил владыке подписать воззвание " инициативной группы " духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. " Церковь должна держаться вне партии и вне политики " , — возразил митрополит. Священномученик Петр (Полянский): недипломатичный архиерей " Он был сговорчивый и уступчивый, отнюдь не фанатик, но оказался самым непоколебимым и стойким из всех иерархов, которых имела Русская Церковь со времени патриарха Гермогена " - обновленец Левитин. Никола в лесах: ремонт Патриаршего собора в Нью-Йорке В Нью-Йорке подходит к завершению ремонт экстерьера Патриаршего собора, привлекающего в свои стены людей разных национальностей и даже вероисповеданий. Заступник — Патриарх Тихон (ВИДЕО) Художественно-публицистический фильм, посвященный святителю Тихону (в миру Василий Иванович Белавин), патриарху Московскому и Всея Руси. Он был избран на Патриаршество 18 ноября 1917г. На Патриаршем престоле находился семь лет, до своей кончины в 1925г. Именно в этот период молодая власть большевиков обрушила чудовищные репрессии на Православную церковь. Патриарх Тихон – глазами зарубежья В начале XX века все мировое сознание не могло принять большевиков как законную власть. Отстоять русский народ и Церковь в такой ситуацией смог только Патриарх Тихон - своим авторитетом, признанным во всем мире. Сон о патриархе Вообще снам не нужно верить. Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона.

http://pravmir.ru/tag/patriarx-tixon/pag...

В ХХ веке на Поместном Соборе 1917–1918 гг. патриаршество в Русской Церкви было восстановлено. Первым патриархом стал избранный Собором московский митрополит Тихон (Белавин) . Поместный Собор 1917–1918 гг., проходивший в Москве, начал свою деятельность в условиях очевидного притеснения веры со стороны Временного правительства (запрет на преподавание Закона Божия в учебных заведениях, передача помещений церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения и т.п.). Завершился Собор в условиях гражданской войны и войны против Православной Церкви, открыто объявленной властью большевиков (отделение Церкви от государства, национализация всей церковной собственности, массовые репрессии против духовенства, закрытие храмов). Беда, обрушившаяся на Церковь, способствовала особенному единодушию среди участников Поместного Собора. Главным делом, которое успел совершить Собор, стало восстановление патриаршества. С момента избрания святитель Тихон нес тяжелый крест патриаршего служения в условиях широкого отхода народа от веры и яростной борьбы власти против Церкви. Патриарх Тихон в одном из первых посланий заявил, что Православная Церковь не является участницей политической борьбы; святитель обязал духовенство воздерживаться от каких-либо политических акций. Охраняя эту позицию, святейший патриарх отказался передать благословение одному из лидеров Белого движения. Но большевики рассматривали Церковь как одного из основных противников и объявили все духовенство контрреволюционным. Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский ). Патриарх Тихон в феврале 1918 г. выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту. В годы гражданской войны многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расправленным свинцом, топили в прорубях, сажали на кол. Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская семья: последний российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей – Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей. Они были убиты как символ Православной России и богоустановленности царской власти. В то же время погибла от рук убийц сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший патриарх Тихон не побоялся публично осудить расстрел царя и его семьи и благословил священнослужителей молиться об их упокоении.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тимбо Иван Александрович (кореец по национальности), советник митрополита Нестора по делам Китайской духовной миссии. Тихон (Белавин , Беллавин Василий Иванович; 1865–1925), святой, Патриарх Московской и всея России. В 1897 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 1898 г. епископ Алеутский и Аляскинский. С 1900 г. именовался Алеутским и Северо-Американским. С 1905 г. архиепископ. С 1907 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1913 г. архиепископ Литовский и Виленский. С 13 августа 1917 г. митрополит Московский и Коломенский, возведен в сан митрополита. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. на Священном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. избран Патриархом Московским и всея России. В апреле 1922 г. арестован и находился в заключении до июня 1923 г. Скончался на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Мощи почивают в соборном храме Донского монастыря в г. Москве. Причислен к лику святых в 1989 г. Тихон (Горбатенко), иеродиакон. Пострижен в монахи и рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Нестором. Тихон (Лященко Тимофей; 1875–1945), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Берлинского с возглавлением самостоятельной Германской епархии. В 1938 г. освобожден от управления епархией. В 1938 г. сдал дела своему преемнику, епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде) и поселился в сербском монастыре Раковица. Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с митрополитом Анастасием (Грибановским) . Скончался в Чехословакии. Тихон (Радованович Тихомир; ск. 1951), епископ Сербской Православной Церкви. В 1918–1921 гг. учился на Богословском факультете Афинского Университета. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. С 1924 г. доцент Богословского факультета в Белграде. Избран епископом Сремским, викарием Патриарха Сербского Варнавы. Секретарь Священного Архиерейского Синода. В 1932 г. епископ Захумско-Герцеговинский. В 1939 г. ушел на покой. Автор богословских трудов. Тихон (Троицкий-Донебин Михаил Михайлович; 1831–1911), архиепископ. В 1882 г. хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 1886 г. епископ Енисейский и Красноярский. С 1892 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. (Фамилию Донебин принял по воле архиепископа Гавриила при рукоположении во священника.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В семинарии учиться нелегко, особенно донимали сочинения по разным предметам. Юный семинарист Василий опережал всех в грамотности и ясности изложения. К нему обращались за разъяснениями. И неизвестно, почему он получил прозвище «Архиерей». Шутка шуткой, но в Петербургской духовной академии, куда Василий поступил 19-летним юношей, звали его уже не архиереем, а патриархом. Почему так, никто не мог объяснить, но впоследствии, когда после 217-летнего перерыва в патриаршестве в России он стал Всероссийским патриархом, то товарищи по академии вспоминали его «патриаршее» прозвище. Быстрыми шагами шел Василий Белавин по жизни. В 23 года он — выпускник духовной академии и любимый преподаватель в родной Псковской семинарии. Через три года он принимает монашеское звание. Белавина так любили, что на его постриг собрался почти весь город. Посвящение в монахи происходило в семинарской церкви на втором этаже. Начальство семинарии распорядилось подпереть снизу перекрытия, чтобы не обрушились полы церкви. Ему, отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского . Вскоре иеромонах Тихон — инспектор Холмской семинарии, а затем, в сане архимандрита, ее ректор. Затем новое повышение: 34-летнего архимандрита возводят в сан епископа Люблинского. Говорил молодой епископ спокойно и вразумительно, с любовью к пастве. За одиннадцать месяцев 1898 года он произнес сто двадцать проповедей. Дорога за океан За полтора года до XX века епископ Тихон получает направление на ответственное служение в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского. Он взял с собою болезненного своего брата, заботился о нем, но тот вскоре умер. Святитель Тихон остался один на белом свете. Всей его родней и близкими были отныне его сподвижники в деле просвещения жителей Аляски, Канады, Соединенных Штатов. Уже в 1901 году святитель Тихон освящает закладной камень церкви Святителя Николая в Нью-Йорке, затем также Никольский храм в Бруклине. Причем храмы строились быстро. Например, церковь Святой Троицы в Чикаго строилась менее года.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Постепенное осознание того, что в России не только нет монарха, а нет государства, осенью 1917-го года уже пронизало всех и вся, и многие члены Собора стали задумываться о необходимости восстановить патриаршество еще и потому, что в фигуре Патриарха они видели единственное средство спасения России от того кровавого хаоса, в который она погружалась. Недолжное, наверное, обоснование для определения того, каким должно быть высшее церковное управление. Но, с другой стороны, Церковь ведь не могла игнорировать то, что страна неслась к какой-то катастрофе. Надо сказать, что митрополит Тихон никак не проявлял себя особенно активно в дискуссиях этого рода. Да и должность председателя лишала его возможности активно себя позиционировать. Но Собор развивался в довольно живом русле, и в результате случилось так, что как раз в момент, когда на улицах Москвы начались бои между юнкерами и сторонниками большевиков, 30 октября 1917-го года, было принято решение о немедленных выборах Патриарха, решение о восстановлении патриаршества приняли за два дня до этого. Вы помните эту процедуру. Выбрать нужно было трех кандидатов, которые имели больше половины голосов, и архиепископы Антоний Храповицкий , Арсений Стадницкий и митрополит Тихон Белавин , который набрал меньше их голосов, оказались теми, среди кого жребием нужно было избрать Патриарха. Это произошло как раз 31 октября 1917-го года, в день, когда в Царском Селе был убит первый погибший от рук большевиков священник протоиерей Иоанн Кочуров, которого митрополит Тихон лично знал по служению в Америке. Я часто задумываюсь над тем, почему первым священником, убитым большевиками, стал, в общем, довольно ординарный священник, который просто тихо нес свое служение, иногда даже хочется сказать, тянул свою священническую приходскую лямку и который наконец-то на склоне лет получил такое хорошее назначение в Екатерининский собор Царского Села. Обремененный семьей, имевший матушку, заболевшую, кстати сказать, от тяжелейших бытовых условий в Чикаго, где он служил, он наконец обрел покой, продолжавшийся в его жизни менее года, и стал первым священником, которого большевики убили только за то, что он служил молебен о прекращении междоусобной брани. Вот такое сочетание этих событий в один день: митрополит Тихон – один из кандидатов в Патриархи, а известный ему когда-то священник проливает свою кровь – первую мученическую кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии — архиепископ Верейский и священномученик, — выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля с сердцем русского Православия. А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первый шел бы впереди…». И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства». Промыслительным образом Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха. Окончательное решение было принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх — им стал святитель Тихон. Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя. Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано «плач, и стон, и горе». Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни». В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917-1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом, признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян. Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилось на этот шаг.

http://patriarchia.ru/db/text/307043.htm...

-------- 332. ТИХОН (БЕЛАВИН) , свт. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. – 1994, 3, 25. 333. ЕГО ЖЕ. Новогоднее слово. – 1992, 11–12, 2. 334. ЕГО ЖЕ. Поучения новопоставленному иерею. (К 60-летию со дня кончины). – 1985, 4, 28. 335. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на приветствие от имени Петроградской Духовной Академии. – 1993, 9, 34. 336. ЕГО ЖЕ. Слово в ответ на речь председателя правления Братства православных приходов. – 1993, 9, 34. 337. ЕГО ЖЕ. Слово Петроградской пастве в Александро-Невской Лавре. 1993, 9, 33. 338. ЕГО ЖЕ. Слово при посещении Кронштадта. – 1993, 9, 35. 339. ЕГО ЖЕ. Слово, сказанное 8/21.07.1918 года в Казанском соборе г. Москвы во время торжественного патриаршего служения литургии по случаю храмового праздника (с комментариями к нему члена Собора протоиерея П.Н. Лахостского). – 1996, 10, 71. 340. ВОСТРИШЕВ М. Холмская Русь. – 1994, 3, 17 341. ЗАЙЧЕНКО П., проф. Воспоминания о Святейшем Патриархе Тихоне. – 1990, 4, 71. 342. МИССИОНЕРСКОЕ служение святителя Тихона в Северной Америке. – 1990, 4, 67. 343. СИМОН, архиеп. Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви. (Доклад на Международной научной конференции, посвященной 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Москва, 5–8 сентября 1989г.). – 1990, 4, 63. -------- 344. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ , свт. О гневе. – 1985, 2, 40. 345. ЕГО ЖЕ. О покаянии. – 1986, 2, 44. 346. ЕГО ЖЕ. О святости. – 1988, 12, 46. 347. ЕГО ЖЕ. Слово о подвиге против греха. – 1984, 10, 23. 348. ЕГО ЖЕ. Терпящим клевету и оскорбления. – 1991, 2, 49. 349. ЕГО ЖЕ. Толкование Евангелия от Луки. (К 125-летию прославления). – 1986, 10, 41;11, 35;12, 43;1987, 1, 36;2, 35. 350. ЕГО ЖЕ. Что такое покаяние. – 1992, 11–12, 56. 351. ИОАН (МАСЛОВ), архим. Милосердие в деле спасения. (По учению святителя Тихона Задонского ). – 1992, 11–12, 55. 352. ТИХОН, игум. Духовное наследие святителя Тихона, епископа Воронежского. – 1984, 5, 16. -------- 353. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ , преп. Поучение о казнях Божиих. – 1988, 3, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Тихон родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии (ныне Тверской) Иоанна Белавина. В миру он носил имя Василий. Детство и юность его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством, в близости к сельскому труду. Василий имел особую религиозную настроенность и был кроток и смирен. Господь даровал ему трудолюбие и мудрость, восприняв которые Василий предал себя в волю Божию.  Духовное образование будущий святитель получил в Псковской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии. В годы учения он отличался блестящими успехами в науках, религиозным рвением и постоянной готовностью помочь товарищам. Сокурсники по учебе ласково и шутливо прозвали его «патриархом», не ведая, что ему предстояло действительно стать первым, после 217-летнего перерыва, Патриархом Всероссийским.  В 1888 г. после окончания академии Василий Белавин направлен был преподавателем в Псковскую семинарию. Три года спустя он принимает монашество. Ему, всегда отличавшемуся кротостью и смирением, было на речено имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского (память его 13 авг.). Посвятив всю жизнь церковному служению, будущий Патриарх и исповедник начал свое святительское служение в Холмской епархии.  В 1898 г. святитель Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию, в сане епископа Алеутского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много преуспел в великом деле распространения православия. На территории его епархии жили люди разных национальностей: русские, сербы, галичане, греки, арабы, креолы, алеуты и эскимосы. Одни были из православных стран — России, Греции, Сербии, другие — из стран Оттоманской и Австро-Венгерской империй; некоторые стали православными благодаря благовестию миссионеров на Аляске и Алеутских островах. Любвеобильное сердце и пастырскую внимательность надо было иметь, чтобы окормлять столь многообразную паству. В 1901 — 1902 гг. преосвященным Тихоном были освящены храмы в Нью-Йорке и Чикаго. Церковная хроника тех лет сообщает о постоянных посещениях владыкой Тихоном Аляски, Канады и православных приходов в Соединенных Штатах. Как епископу миссионерской епархии, распростершейся по всему континенту, святителю Тихону приходилось много трудиться над реорганизацией епархиальной структуры. В 1900 г. по его предложению Священный Синод принял решение о преобразовании Алеутской и Аляскинской епархии в Алеутскую и Североамериканскую; в 1905 г. миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в семинарию, в том же году святитель благословил создание монастыря в Пенсильвании. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010