Для синодалов возрожденцы-сектанты – отщепенцы, а для ти-хоновцев того более – мятежники, еретики; для возрожденцев же синодалы – только политические соглашатели, сменовеховцы, оппортунисты, христообманщики, а тихоновцы – обскуранты, реакционеры, черносотенцы, упрямцы, христоненавистники. Тихоновцы – раки, черные насквозь, глаза которых смотрят уповательно назад, а синодалы – раки, ошпаренные кипятком, покрасневшие поневоле и только снаружи. Тихон – узколоб и слеп, как крот, синодалы – оборотни, хамелеоны. Подойти плотнее к новому – синодальному, государственному укладу – это значит не примазываться, а самим начать революционизировать, активно творить. На это способны лишь наиболее свежие и сильные элементы, наиболее искренние и нравственно чистые. Но ведь и живоцерковники, и содацы тоже хвастаются своей революционностью. Их революция – не революция, а стачка, налет и грабеж. Попы, используя момент и свою силу, ринулись на захват исключительно себе побольше гостинцев, пренебрегая общим благом и общецерковной совестью. Тихон – косен и упрям, он – тормоз общественного прогресса, синодалы – волки, хищники, норовят в происходящей суматохе обмануть и революцию, и верующих, и больше натаскать в свои поповские берлоги. Для возрожденцев ни поповская конституционная монархия, то есть патриаршество, ни поповское временщичество, или олигархия, то есть синод Троицкого подворья, – неприемлемы. Мы говорим: епископа поставляет Дух Святой через коллегию. Это значит: каждый епископ получает совершенно одинаковый дар и право инициативы, и ни один не конденсирует себе власти больше против другого. Дух Святый количественно не дробится и юридически не дифференцируется. Он не дает одному епископу прав генерала, а другому – прав полковника. Он дает разнообразие качества, талантливости, даровитости, вдохновения, а не чинов и окладов жалования. Потому разделение на епископов правящих, с полными административными правами, и на епископов – викариев, этих епископов-париев, епископов рядовых и епископов митрополитов, епископов патриархов – деление, абсолютно чуждое Христову стилю и природе Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

духовное существо и пр.». «Слышите, что говорит святой угодник Божий, восклицает Булатович, «что имя Божие есть духовное существо, а не отвлеченная идея» 544 . Но св. Тихон не говорит, что имя Божие есть духовное существо, а говорит, что оно заключает в себе Божественные Его свойства, в том числе и духовное существо. Таким образом у Булатовича слово «заключает» заменяется вовсе не равнозначащим ему словом «есть», вследствие чего смысл слов св. отца искажается. Св. Тихон хочет лишь сказать, что в понятии, обозначаемом именем Божиим, заключаются все свойства Божии, в том числе и духовность, из чего, конечно, вовсе не следует, что и имя, и даже самое понятие имеют эти свойства Божии. Остальные доказательства Булатовича сводятся к уже разобранной гомонимии, к толкованию выражения «имя Божие» в смысле названия там, где на самом деле выражение это употреблено в смысле лица, существа. Сюда относятся, например, такие взятые им из богослужебного чина тексты, как, например: «возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Его Святаго», «уповающие во Имя Святое Твое» 545 . «Даждь славу имени Твоему» 546 . «Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его» 547 , «Хвалите Его вси Ангели Его... да восхвалят имя Господне» 548 и т. п. Если учение имябожников о том, что имя Божие есть действие Божие и даже есть духовное существо, всецело ложно, как возобновление языческо-иудейской мифологии, усвоенной некоторыми ересями, но отвергнутой Церковью , то всецело ложными нужно признать и основанные на этом учении их положения о действенности имен Божиих и почитании их. Если имена Божии не суть действие Божие или какое-то имеющее Божеское достоинство «духовное существо», то отсюда следует, что они не имеют заключающейся в них самих освящающей силы, что сами по себе они не могут ни освящать, ни благословлять, ни творить чуда, ни обусловливать действенности молитвы, ни служить предметом божеского поклонения. Но если они не могут быть действенны и служить предметом поклонения сами по себе, то следует ли отсюда, что они не могут быть действенны и вообще, что им не должно воздавать никакого поклонения? На этот вопрос должно дать тот же самый ответ, который дал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В связи с часто поступающими подобного рода ходатайствами нами предпринят ряд мер к выяснению будоражащих массы элементов, которые по степени важности преступления будут нами караемы...» Позади у большевиков три года наслаждения ничем не ограниченной властью. Не страшен больше ни царь, оклеветанный, а потом убитый вместе с женой и детьми; ни белые генералы, терпящие от многомиллионной Красной Армии одно поражение за другим; ни крестьяне, оголодавшие от продразверстки и грабежей; ни анархисты и левые социал – революционеры, частью расстрелянные, а частью покаявшиеся. И все же что – то «мелкое», малопонятное мешает устроителям новой жизни быть уверенными в своей окончательной победе. Что же?.. Из воспоминаний В. М. Мироновой: «Шел 1920 год. Гражданская война, голод, холод... На Введение, в день вступления своего на патриаршество, Святейший служил на Троицком подворье литургию, в своей обычной, домашней, скромной обстановке. Тогда, в голодные годы, было обычаем среди прихожан и некоторых постоянных богомольцев Троицкого подворья приносить иногда от своей скудости что – либо из съестного Святейшему. Святейший, конечно, не голодал, но люди, желая хоть чем – нибудь выразить ему свою любовь, несли, кто что мог. Кто нес домашний пирог с рыбой или вареньем, кто – печенья, кто – еще что – нибудь из несложной гастрономии того времени. Все принимал патриарх с благодарением и улыбкой. В этот день, как и всегда после литургии, он вышел на солею благословлять народ, который любил и ценил этот момент личного общения с любимым архипастырем и отцом. В конце благословения, среди других, подошла к нему одна старая, бедно одетая женщина и, прежде чем принять благословение, подала ему на бумажке кусок колотого сахара и два соленых огурца и сказала: – Прими, отец, не погребуй... Святейший принял подарок, передал его стоявшим тут же возле него иподиаконам, а сам, нагнувшись с солеи, обнял старуху и поцеловал ее в лоб». Читать далее Источник: Патриарх Тихон. – 3-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 2004. – с.: ил. Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 877).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сердечно благодарю Вас за память и поздравление. Дорого мне, что Вы меня помните и подоброму своему сердцу не оставляете меня своею любовью и вниманием. Так вот написали обо всех – как будто я лично поговорил с Вами. Надеюсь крепко, что всё у Вас образуется. Желаю здоровья, простите меня, родная. Несколько сестёр-певчих вызвали в Троицкое патриаршее подворье, где Святейший Патриарх Тихон после проповеди благословил надеть им косынки и сказал, что все желающие сестры Николо- Клённического храма могут также одеть их. Чем выше растение, тем больше оно подвергается влиянию ветра и бури, сравнивал Святейший Патриарх Тихон себя с дубом, а нас сравнивал с низко лежащей травкой. С нами были о. С. 973 и Андрей Гаврилович 974 . Слава Богу, Л., что Вы, наконец, мне написали. Дай Господи, чтобы удержалось у Вас это состояние открытости душевной к духовному отцу. Великое это дело. Через эту дверь легче всего можно взойти ко Господу. Желаю Вам подвигом добрым подвизаться, течение поста совершить, победительницей греха явиться и неосужденно поклониться и Святому Воскресению 975 . С исповедью трудно, прежде всего, потому, что получился навык не исповедоваться; потом уже и другое всё. Боритесь с ним. Ребёночка как назовут родители, так и хорошо будет. Все святые у Господа там предстоят в молитве за тезоименных им человеков. Вас желаю в будущем видеть помощницей в иконописании. Поэтому прошу Вас приготовлять себя, пока есть время, к этому деланию. У Вас есть большие способности и, главное, осознанное понимание. Это так важно. В пении со всем написанным согласен. Только дело требует пождания, исправления и перевоспитания. Это сразу не даётся. Вспомните себя и изменение Ваших взглядов. Советую Вам быть ободрительницей других, а не «сострадательной унывальщицей». Если бы я был, много[го] бы не было. Но всё же и в этом есть успехи общие – строй и так далее. Перевоспитывать невозможно в кратчайший срок. Потерпите, мужественно преодолевая трудности. С Вавой 976 – отлив, Бог даст – будет и прилив. Семена брошены. Будьте поспокойнее. Боритесь с Вашими привычками – получите мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«Ваш Московский лжесобор самозванцев, — разъяснял в общедоступной форме председатель русского зарубежного Синода обновленческому деятелю, — имеет такое же значение в глазах Церкви, как голос нескольких базарных баб, даже меньше того, если бы бабы были православные, а не раскольники и еретики, каковы Вы сами и всё ваше “беззаконное и скверное соборище”» . Конечно, правдоподобными сведения «Безбожника» и Евдокима о «капитуляции» Патриарха Тихона перед обновленцами не выглядели. Более адекватно ситуация была изложена в письме тому же митрополиту Антонию, написанном кем-то из патриаршего окружения. «Ещё в конце августа председатель схизматического синода обратился к епископам, состоящим в общении с Патриархом, с предложением прислать своих уполномоченных для переговоров о способах прекращения раскола. Его Святейшеством Патриархом Тихоном выслушать предложение отколовшихся епископов поручено было Серафиму [Александрову], архиепископу Тверскому, архиепископу Илариону [Троицкому], управляющему Московской епархией, и Тихону [Оболенскому], архиепископу Уральскому. Со стороны советского духовенства присутствовали: митроп[олит] Евдоким [Мещерский], Тихон [Василевский], еп[ископ] Воронежский, и управляющий делами их синода Новиков. Митрополит Евдоким, назвав себя представителем правительства и заявив от лица его, что гражданская власть ни в коем случае не позволит оставаться во главе церковного управления Патриарху Тихону, потребовал его удаления на покой с сохранением для него пожизненного титула и знаков патриаршего достоинства» . Действительно, Евдоким был склонен тогда изображать из себя «представителя правительства». Позднее, когда до Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) дошла информация про «воззвания священного Синода, указывающие на связь и поддержку его Соввластью», она 31 октября 1923 г. постановила: «Материал передать т. Менжинскому для расследования и принятия соответствующих мер к недопущению подобных явлений» . Надо полагать, ОГПУ после этого разъяснило Мещерскому, что ему можно заявлять, а что нет.

http://bogoslov.ru/article/6172633

Вот что говорит о них святитель Христов Тихон Задонский : «У многих есть худой обычай так потчевать гостей своих, что когда они пойдут домой, то не узнают той дороги, по которой в гости пришли. К такому угощению как усиленная просьба, так и низкие поклоны в обычай вошли. А злая, плотоугодная человеческая хитрость выдумала и вид добрый, которым прикрывается зло, как яд подслащается медом: выпьем-де за здоровье того-то! Как будто тому, за кого пьют, от этого прибавится здоровья! И этот душевредный обычай многие не только не считают грехом, но и почитают за должное, за признак уважения, особого радушия, так что и угощение не будет угощением, если гостя допьяна не напоишь. О, какое ослепление, какое безумие, какой обман душегубца – диавола! Послушайте, братие, какой вред бывает и самим радушным хозяевам от такого угощения, и тем, кого они так безчеловечно угощают. Во-первых, пьяный человек решается на всякое зло, на всякий соблазн. Участником всех этих беззаконий, на которые дерзнет пьяный, бывает и тот учтивец, который так его угостил. Будь этот человек в трезвом виде, он не произвел бы такого соблазна. У трезвого человека светится хотя малая искра разума, а у пьяного она совсем гаснет. Хотя трезвого и влечет похоть к беззаконию, но совесть все же вооружается против греха и отводит человека от падения; а пьяного похоть легко побеждает, и совесть его становится бессильной. Во-вторых, от этих-то учтивых, но и ядовитых угощений человек доходит и до страсти пьянственной, которая так им овладевает, что он уже и освободиться от нее не в силах, и часто бывает, что в таком погибельном бесчувствии он и жизнь свою кончает, умирая без надежды вечного спасения. А тот «добрый» человек, или, лучше сказать, тот злодей, который напоил его допьяна, становится виновником его погибели, – ведь тот, кто открывает дорогу к погибели, тот и виновен в погибели человека. В-третьих, этот учтивец, старающийся напоить своих гостей допьяна, сокращает их жизнь. От пьянства, к которому он располагает гостей, происходят разные болезни, а от болезней и смерть преждевременная. В-четвертых, человек, развращенный этими усердными угощениями, становится несносным для своих домашних, для отца и матери, для жены, детей и друзей, становится ни к чему не годным и для своего отечества. Вот, братие, к чему ведет это неразумное угощение водкой своих гостей! Вот сколько бед и зол происходит от этих радушных угощений!» Так заключает свое слово об угощениях святитель Божий Тихон Задонский .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Для иллюстрации этого тезиса небезынтересен случай, происшедший в годы учебы Василия Беллавина – будущего Патриарха – в Санкт-Петербургской духовной академии, воспоминания о котором оставили соученики (см.: Булгаков Петр, прот. Патриарший курс//Вестник ПСТГУ (II). 2006. «В Академии все спокойно. В газетах объявляется о диспуте проф. И.Г. Троицкого. А студентам тоже объявляется: «По Указу Синода студентам воспрещается присутствовать на ученых диспутах». Все могут быть, даже состоящий при актовом зале инвалид может прийти и слушать научные вопросы и ответы, только студентам нельзя… Результат не замедлил. Наступает 17 февраля 1885 г., первый для патриаршего курса (так называли курс, на котором учился будущий Патриарх Тихон. – Ред.) годичный праздник Академии. Обычный наплыв столичных почитателей Духовной академии. Телефонов тогда не было, тем не менее за пять минут до приезда митрополита и до начала акта по студентам пробегает какая-то электрическая искра. В полном молчании все студенты одеваются и уходят из Академии. Надобно было видеть, как Победоносцев (К.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода. – Ред.) бегал по студенческим жилым помещениям. Несколько человек было поймано и приглашено пожаловать на акт «сию минуту…» Только растерявшиеся начальники забыли приказать запереть на замок подвал, где висели студенческие шляпы и пальто, и… все ускользнули. Тогдашняя «свободная» пресса сообщила: «Студентов на акте было мало». Но их было наперечет, два–три человека с монахами, и в том числе был Патриарх (так называли в академии студента Василия Беллавина. – Ред.). Понятно негодование на Патриарха за «измену» общему делу со стороны особенно крайних элементов. Но патриарший курс уже знал своего Патриарха и пояснил, что здесь ни в коем случае не может быть даже тени измены. Вспоминая теперь прошлое, приходится сказать, что Патриарх был прав… мы поступили не так, как должны были поступить взрослые люди, готовящиеся выступить проповедниками Евангелия… нам не к лицу было походить на мышей, разбежавшихся при виде кошки… Но прошлого не воротишь.

http://pravoslavie.ru/124559.html

Он рассуждает право, и говорит прямо. Не видится, как он будет действовать в управлении. Но думаю, что вы, более обращаясь с ним, могли сделать о сем некоторые заключения. Соглашается ли Варлаам на перемену места и должности? – Ожидаю ваших решительных соображений в представления. Весьма благодарю вас за рассуждения, к которым подал случай Тихон Смирнов, и соглашаюсь с тем, что по его письму ничего предпринять нельзя. Но я не думаю, чтобы он движим был желанием прославить свои творения. Он жил у преосвященного Иннокентия Пензенского во все время его пребывания в Пензе, до самой его кончины: и Преосвященный постоянно отзывался о нем, как о человеке благочестивом и смиренном. После предлагали ему службу ближе к столице: он не погнался за сим, и оставался в своем краю в нужде, служа писцем у какого-то городничего. Из каких современных событий, и как мог извлечь Тихон в 1819 году предсказание, что в 1825 будет туга велия на людех? Между чистыми пророками и между ложно выдающими себя за пророков, или мечтающих быть таковыми, нет ли среднего рода людей, которые, стремясь к добру, хотя еще находятся в смешанном состоянии, имеют некоторые созерцания, подобно как имеют некоторые добродетели, и провидение Божие, допуская их открывать свои предчувствия, имеет цель, тем, что в них есть доброе, возбудить некоторых к добру, а тем, что в них есть смешанное, облегчить суд над теми, которые не поверят? Рассудите мой помысл, и скажите мне лучшее. Сергия и Алексея облечь в рясофор Бог благословит. Что же вы ничего не сказали мне о Германе, который желает в Новоспасский? Слава Богу о милости Его к скитскому духовнику, и о возвращении ему здравия. Примерное расписание я ее пристально рассматривал по недосугам, по нездоровью, я по уверенности, что вы прилежно просмотрели. Мир Господень с вами, и с братиею обители. Февраля 8-го 1853. 912 Мир вам, отец наместник, и братии. Что новое распоряжение о контроле до вас не дошло, виноват не Святославский. Виноватые в Петербурге. И в Синодальную контору о сем не было писано, и она заимствовала о сем сведение из Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сердечно благодарю Вас за память и поздравление. Дорого мне, что Вы меня помните и по доброму своему сердцу не оставляете меня своею любовью и вниманием. Так вот написали обо всех – как будто я лично поговорил с Вами. Надеюсь крепко, что все у Вас образуется. Желаю здоровья, простите меня, родная. Несколько сестер-певчих вызвали в Троицкое патриаршее подво­рье, где Святейший Патриарх Тихон после проповеди благословил надеть им косынки и сказал, что все желающие сестры Николо- Клённического храма могут также одеть их. Чем выше растение, тем больше оно подвергается влиянию ветра и бури, сравнивал Святейший Патриарх Тихон себя с дубом, а нас сравнивал с низко лежащей травкой. С нами были о. С. и Андрей Гаврилович. Л. Слава Богу, Л., что Вы наконец мне написали. Дай Господи, чтобы удержалось у Вас это состояние открытости душевной к духовному отцу. Великое это дело. Через эту дверь легче всего можно взойти ко Господу. Желаю Вам подвигом добрым подвизаться, течение по­ста совершить, победительницей греха явиться и неосужденно по­клониться и Святому Воскресению. С исповедью трудно прежде всего потому, что получился на­вык не исповедоваться; потом уже и другое все. Боритесь с ним. Ре­беночка как назовут родители, так и хорошо будет. Все святые у Го­спода там предстоят в молитве за тезоименных им человеков. Вас желаю в будущем видеть помощницей в иконописании. Поэтому прошу Вас приготовлять себя, пока есть время, к этому деланию. У Вас есть большие способности и, главное, осознанное понимание. Это так важно. В пении со всем написанным согласен. Только дело требует пождания, исправления и перевоспитания. Это сразу не дается. Вспомните себя и изменение Ваших взглядов. Советую Вам быть ободрительницей других, а не «сострадательной унывальщицей». Если бы я был, много [го] бы не было. Но все же и в этом есть успехи общие – строй и так далее. Перевоспитывать невозможно в крат­чайший срок. Потерпите, мужественно преодолевая трудности. С Вавой – отлив, Бог даст – будет и прилив. Семена бро­шены. Будьте поспокойнее. Боритесь с Вашими привычками – по­лучите мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Напомню, что канонический возраст поставления в епископа – тридцать пять лет, и в синодальную эпоху этого старались придерживаться. Рукополагают его, конечно, в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, но в качестве викарного епископа Холмской епархии, молодой епархии, в которой, в общем и целом, пошатнулось традиционное православное благочестие, развитое в быту. С одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо, но бытовое исповедничество часто было главной формой сохранения традиции в церковном русском христианстве, и вот такого рода благочестие там было поколеблено межрелигиозными конфликтами, унией и так далее. С этим нельзя было не считаться, там само духовенство очень часто жило в таком двойственном мире. А этот цельный русский, (великорусский, хочется сказать) по своему происхождению, по всей практически своей жизни священнослужитель умел находить здесь с разными людьми общий язык. Все отмечали его поразительную толерантность, всю жизнь характерный для него стиль общения с людьми с легкой доброжелательной иронией, иногда, впрочем, приобретавшей, как это бывает у великороссов, несколько мрачноватый, скептический оттенок. Вот это его умение быть для всех всем, оставаясь, прежде всего, последовательным православным священнослужителем, видимо, и повлияло на то, что вскоре, 14 сентября 1898 года, его назначают уже правящим архиереем – епископом Алеутским и Аляскинским. Когда приходится рассказывать семинаристам о пути будущего Патриарха, это назначение у многих вызывает оживление: как это здорово, в общем-то, в еще молодом возрасте ощутить себя несущим служение в таких экзотических местах! А между тем что получил в свое распоряжение епископ Тихон? Он получил епархию, которая, в общем, шла по пути постепенного вырождения, ибо русская церковная жизнь в США угасала, и спасти и преобразить эту епархию, сохранить эту епархию можно было лишь путем радикальных преобразований. И вот он, имевший, повторяю, опыт общения с разноконфессиональными полиэтническими общинами (надо сказать, что на Холмщине его духовный авторитет признавали не только католики, но и иудеи), отправляется теперь в Америку. Конечно, очень быстро он обнаруживает, что исконно русские когда-то земли (у нас сейчас исконно русской можно назвать любую землю, где когда-то стояла нога православного русского человека, например, Северную Калифорнию, Алеутские острова, Аляску), в общем и целом, оказываются периферией. Да, там есть православные люди, но собственно русских становится всё меньше и меньше. А православных в Америке становится всё больше и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010