Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1 См. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz. 1924. 2 Климент Р. Послание к Коринфянам, XLII, 4. Термин «χ ρα» употребляется Климентом в смысле страны, а не сельской местности, прилегающей к городу и от него административно зависящей. 3 Apol. I, 67. Ср. Болотов. Лекции по истории древней церкви. СПБ. 1910, т. II, стр. 463. 4 Eus. h. е. V. XVI. Русск. перевод, СПБ. 1858, стр. 266. 5 Hefele-Leclercq. Histoire des conciles, II, II, p. 1210. 6 Eus. h. е. VII, 30. Русский перевод, стр. 412. 7 Cypr. epist. LXXI. 4; LXXIII, 3. 8 De unico baptismo, XIII, 22. 9 Cypr. epist. LIX, 10. 10 Eus. h. е. VI, 43. Русск. перевод, стр. 354. 11 Болотов. Лекции по истории древней церкви, т. II, стр. 462. 12 Eus. h. е. VIII, I. Русский перевод, СПБ., 1858 г., стр. 428. 13 13е правилο Анкирского собора. См. М. Gillmann. Das Institut der Chorbischöfe im Orient. München, 1903. 14 В этом значении «парикия» употребляется Евсевием. Так, он пишет, что Тимофей получил в управление парикию Ефеса: «Впрочем, и Лука в Деяниях исчисляет его (Павла) близких и называет их по имени, как то: повествует, что первый, получивший жребий епископства над церковью ефесскою (τ ς ν Εφ σω παροικ ας), был Тимофей, а над церквами критскими — Тит». (Eus. h. е. III, IV, 5. Русск. перевод, стр. 106). Здесь «парикия» может означать только городскую (в тесном смысле) церковь. В другом месте Евсевий называет Феофила епископом парикии Кесарии, а Нарцисса — епископом парикии Иерусалима. «Послание епископов, собравшихся тогда под председательством Феофила, епископа Кесарийского и Нарцисса Иерусалимского (Θεοφ λος τ ς ν Καισαρ παροικ ας π σκοπος κα Ν α ρκισσος τ ς ν εροσολ μοις) (Eus. h. е. V, XXIII, 3. Русск. перевод, стр. 180. См. также VI, II, 2; VII, XXVIII, 1). 15 34-е Апостольское правило по «Книге правил». 16 9-е правило Антиохийского собора. 17 Выражение «Ε κα χειροθεσ αν εεν πισκ πων ε ληφ τες» вызывает некоторые сомнения относительно его перевода. «Ε κα » с optativ " ом можно переводить через «если» или «если даже», но это условное значение совершенно не соответствует контексту всего правила, не говоря о том, что нам совершенно неизвестно существование хорепископов, не имеющих епископской хиротонии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3723...

Архив Пн Слово архимандрита Паисия (Кузнецова) при наречении во епископа Яранского и Лузского 30 ноября 2012 г. 18:01 30 ноября 2012 года в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Паисия (Кузнецова) во епископа Яранского и Лузского. При наречении архимандрит Паисий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, преемники Христовых апостолов! Изволением Божиим, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода мне суждено быть епископом Церкви Христовой в родном для меня Вятском крае. Принимаю мое избрание как свершение воли Божией, ибо, как говорит Господь, «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (Ин. 15:16). Слово Божие говорит нам, что на служение епископа поставляет Дух Святой «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). По слову апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (Тит. 1:7). Осознавая высоту и святость предстоящего архиерейского служения, испытываю священный трепет и благоговение. Понимаю, что обычными человеческими усилиями невозможно достичь всего того, к чему призывает епископа Господь наш Иисус Христос. Призываясь к столь высокому служению в молодом возрасте, в полной мере осознаю свое недостоинство. Душа моя переполняется страхом Божиим перед величием и ответственностью епископского служения, но я укрепляюсь словами апостола Павла: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Основной целью предстоящего служения мне видится миссионерская и образовательная деятельность, работа с молодежью и укрепление приходских общин, активная работа в социальном служении, неустанное попечение о благе Святой Церкви. Сегодня перед Церковью стоит множество задач, которые невозможно решить без деятельного участия архиерея. Близость епископа к нуждам народа Божия — одно из главных условий для решения задач.

http://patriarchia.ru/db/text/2623579.ht...

Вопрос: Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Мыслью о Первом пришествии Мессии проникнуто ветхозаветное Писание. О Втором пришествии псалмопевец предвозвещает: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:3-6). В конце книги св. пророка Исаии также говорится о Втором пришествии Господа: Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою (Ис.66:18). Двумя веками позже св. пророк Даниил писал об откровении, которое было дано ему: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13-14). Один из последних ветхозаветных пророков Захария (VI век до Р.Х.) говорит о конце времен и явлении Судии: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет И Господь будет Царем над всею землею (Зах.14:6-7,9). Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, как Судии живых и мертвых, будет в последний день мира. Он Сам сказал Своим ученикам: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27). Позже Он открыл подробности Своего пришествия (Мф.25:31-46). Когда Господь вознесся на Небо к Богу Отцу, ангелы возвестили апостолам: И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11). Св. апостол Иуда в Соборном послании приводит пророчество Еноха, седьмого от Адама: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14-15). Другие св. апостолы часто напоминали людям о Втором пришествии: 1Ин.2:28; Тит.2:12-13.

http://pravoslavie.ru/7030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ [Аполлон, Аполлос] (IV в.), прп. (пам. 31 марта, копт. 25 паопе (22 окт.) и 5 эмшира (30 янв.)), известный егип. подвижник, основатель мон-ря Бауит в В. Египте. Сведения о нем содержатся в «Истории монахов» , «Церковной истории» Созомена , копт. арабо-яковитском синаксаре, а также в копт. описании путешествия аввы Павла из Антинои по егип. мон-рям (фрагменты манускрипта из коллекции Борджа Ватиканской б-ки). Созомен называет автором жития А. Ф. Предстоятеля Александрийской Церкви Тимофея. Согласно синаксарю, А. Ф.- сын благочестивых родителей Аиси и Амани. В «Истории монахов» говорится, что у него был старший брат, монах, умерший до его рождения, к-рый являлся ему во сне. Это противоречит указанию синаксаря на то, что родители А. Ф. до его рождения оставались бездетными. В возрасте 15 лет А. Ф. удалился в пустыню вместе со своим родственником Абибом. Возможно, что Абиб тождествен Фибу, к-рый, как показывают археологические данные из Бауита, часто изображался вместе с А. Ф. После 14 лет отшельнической жизни А. Ф. сподобился Божественного Откровения: «Аполлоний, чрез тебя Я погублю премудрость премудрых в Египте и разум разумных отвергну. Ты ниспровергнешь тех, кто слывет мудрецами Вавилонскими, и всякое идолослужение. Ступай в места населенные: от тебя произойдет Мне народ, воистину и во всей полноте ревнующий о благе» (Hist. mon. Aeg. 8, ср.: Ис 29. 14; 1 Кор 1. 19; Тит 2.14). После этого преподобный переселился на место, где в наст. время находятся руины мон-ря Бауит. Он основал там монашеское поселение, в к-ром собралось до 500 чел. братии. Дату основания мон-ря следует относить ко времени правления имп. Юлиана Отступника . Вскоре одного из иноков насильно рекрутировали на военную службу и заперли в темнице. А. Ф. вместе с др. монахами посетил его в заключении, утешил и посоветовал сохранять твердость. Имп. сотник, узнав про это, сильно разгневался и заключил А.

http://pravenc.ru/text/75674.html

Послание 56(244). К Авксентию игумену Письмо достоинства твоего мы получили и, сколько можно было нам, прочитали, отбросив похвалы нам, как совершенно недостойным похвальной речи, а скорее достойным обличительного порицания. Ибо кто мы такие, непотребные и недостойные даже того имени, которым называемся? Относительно же мест Писания, о которых ты спрашиваешь, мы весьма удивились, почему нужно изъяснение от нас, несведущих, и притом таких мест, которые изъяснять свойственно одним только богоносным мужам, от которых и осталось изъяснение, в особенности буквальное от Великого и божественного Василия. Итак, взяв толковательную книгу его на Исаию, ты можешь узнать желаемое; притом и меру письма превосходит обсуждение таких предметов, требующих целого сочинения. Ты прибавляешь, что предстоит словопрение с иудеями; оставь этих христоборцев, почтеннейший из отцов, неистовствовать против себя самих. Ибо, если они не внимали наставлениям Самого Христа, Истинного Бога нашего, отвергли наставления апостолов и отвращались от высокого учения вообще всех богоносных мужей, то напрасно было бы нам руководить их или вступать с ними в беседу. «Оставьте их, – сказал Господь, – они – слепые» ( Мф.15:14 ). И пророк говорит: «нечестивым же нет мира, говорит Господь» ( Ис.48:22 ). Ибо кроме того, что мы не получим никакой пользы от такого собеседования, еще и сами можем заразиться ядовитыми речами их, как бы ядом змия. «Бог сокрушит зубы их в устах их: челюсти львов сокрушил Господь» ( Пс.57:7 ). Этого довольно для тебя. А что необходимо нужно нам, чтобы угодить Господу? Как мы избежим сетей диавола? Очевидно, в том случае, если окрылимся духом: «ищите горнего, о горнем помышляйте, где Христос сидит одесную Бога» ( Кол.3:1–2 ), откуда Он и придет «с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне, чтобы дать отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Его» ( 2Фес.1:7–8 ), т.е. иудеям и согласующимся с иудеями как по искажению веры, так и по развращению жизни. Об этом заботься, любезнейший, в этом пребывай, чтобы преуспеяние твое явно было во всем. Павел, великий проповедник истины, заповедует тебе: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся» ( Тит.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

При Вашем искусном водительстве активно развивается миссионерское и социальное служение, особое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, города и веси исторической Руси украшаются новыми храмами и монастырями, издается богословская и просветительская литература, расширяется церковное присутствие в медиапространстве, что позволяет каждому желающему узнать о Боге, воспринять красоту православной веры и откликнуться на призыв Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Дух Святой, почивающий на Вас, поддерживает в Вашем сердце неослабное горение огня веры и любви, которое видят люди не только православные, но и ходящие во тьме, — и обретают путь, ведущий к Истине. Этот пламенеющий огнь, радостнотворный для всех верных чад Русской Церкви, страшен для вопрошателей лукавого века сего, получающих от Ваших Первосвятительских уст достойное обличение, соединенное с исповеданием отеческой веры, излагаемым, как заповедал Первоверховный апостол, «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Светом Христовым Вы просвещаете всех и благоухание познания о Боге распространяете во всяком месте (2 Кор. 2:14), стремясь во всем показывать образец добрых дел, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит. 2:7-8). Мы непрестанно возносим молитвы Вседержителю, испрашивая Вам у Бога щедрых и богатых милостей, всемерно желая, дабы Он ниспослал Вашему Святейшеству доброе здравие, бодрость духа и Свою неоскудевающую помощь в дальнейшем Патриаршем служении. Ис полла эти деспота. 1 февраля 2018 г. У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою Вийшов у номер «Журналу за 2024 Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви з ключовими словами Кирила – Священний Синод РПЦ   та звернення Президента О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5139940...

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, в настоящий день, в заключение всех великих праздников: Светлого Христова Воскресения, славного Вознесения Господня, Сошествия Святаго Духа на Апостолов – Православная Церковь празднует память всех святых, от века благоугодивших Господу, торжествующих ныне на Небесах свою победу над грехом и злом. Это как бы первенцы человечества, искупленные Пречистой Кровью Христовой и обновленные благодатью Святаго Духа Божия, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды страданий, крестной смерти, славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, сошествия Святаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви. В числе прославляемых ныне Церковью святых есть люди всех стран и времен, всякого сословия и положения, всякого звания и состояния, чина, пола и возраста: есть цари и простолюдины, господа и слуги, духовные и миряне, воины и граждане, крестьяне и ремесленники, мужья и жены, юноши и девы, богатые и бедные, знатные и незнатные, ученые и неученые, – и все они так же жили на земле, как и мы. Все святые были подобострастные нам люди (см.: Деян. 14:15 ), они так же, как и мы, имели плоть и были немощны. Они, подобно нам, зачинались и рождались во грехах, чувствовали движение плотских страстей и похотей и подвергались часто еще большим искушениям и обольщениям, нежели мы. Однако они, невзирая ни на какие искушения и соблазны, мужественно противостояли им, не поддавались злым порывам души и тела своего, охраняли себя от грехов и пороков, преуспевали в добродетелях и достигали высокого нравственного совершенства и спасения. Святым в деле спасения помогала та же всемощная благодать Божия, те же благодатные средства, которые дарованы и нам. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит. 2:11 ), – говорит святой апостол Павел. Святые люди так же, как и мы, исполняли разные житейские дела и нередко несли на себе бремя многотрудных служебных обязанностей: церковных, гражданских, общественных, семейных и многих иных. Однако эти попечения не заглушили в них попечений о душе. Напротив, заботой об этом были проникнуты все их житейские дела. Оттого-то многоразличные заботы и обязанности и не служили для них препятствием к преуспеянию в благочестии и достижению спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ИОАНН Иванович Шишев (1865-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Яковлев (1866-1921), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Васильевич Янушев (1877-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН имя 3 преподобномучеников Валаамских - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОАНН прмч. Палестинский (пам. 12 апр.) - см. в ст. Мина, Давид и Иоанн, преподобномученики Палестинские ИОАНН прмч. Савваитский (пам. 20 марта, пам. греч. 19 марта) - см. в ст. Савваитские преподобномученики, 20 ИОАНН (Заболотный Иван Васильевич; 1899-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Лаба (Лоба) Иоанн Иванович; 1863 (1859)-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 1879-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Ротнов Леонид Владимирович; 1885-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Сретенский; † 1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики ИОАНН Иванович Артёмов (1887-1937), мч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Иванович Демидов (1907-1944), мч. (пам. 30 июня, в Соборе Святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор

http://pravenc.ru/rubrics/122324_56.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Свойство догмата Описание Ссылка Теологичность (вероучительность) Свойство догматов, отличающих его от всех прочих истин и положений христианства по содержанию (нравоучительных, исторических, литургических) как очерчивающих и обнимающих важнейшие предметы христианской веры и надежды (учение о Боге и Его Домостроительстве). Богооткровенность Свойство догматов, отличающих их от всех прочих истин (например, выведенных философским, логическим или естественнонаучным путём) по способу их обретения и достоинству, как открытых нам Самим Богом. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа ( Гал. 1:11-12 ). Церковность Свойство догматов, указывающее на то, что хранительницей и истолковательницей догматов является только Вселенская Церковь и только она вправе закреплять за теми или иными истинами непререкаемый догматический авторитет. Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:14-15 ). Общеобязательность (законообязательность) Свойство догматов, отображающее необходимое отношение к ним со стороны всех членов Церкви (сознательное и упорное отрицание хотя бы одного из церковных догматов является признаком принадлежности к ереси). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит. 3:10-11 ). Догмат, богословское мнение, ересь Развернуть таблицу Название Определение Пример Высказывания святых Догматы Основные истины христианского вероучения, открытые Самим Богом, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, общеобязательные для христиан. Во Христе два естественные хотения или воли и два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли. «Догматам небесной философии не свойственно подвергаться какому-либо изменению, отсечению или уродованию, подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками» (прп. Викентий Лиринский ).

http://azbyka.ru/shemy/svojstvo-dogmata....

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010