Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол.3:13 ), и вспоминая, после наказания Евагрия, слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф.5:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «если кому случится умереть, он встретит неумолимый суд», и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: «велик мир у любящих закон Твой» ( Пс.118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор.13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше всего же имейте усердную любовь друг к другу» ( 1Пет.4:78 ). Итак, при своих пресвитерских жертвах, совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего больше всех всесожжений и жертв ( Мф.12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так он, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: «Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс.37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир» ( Рим.14:17 ). Потому ради мира и на небе преп. Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти обрезанные по причине корыстолюбия своего развращали все дома и ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был послан Павлом, то Павел и пишет ему, и в послании показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без послания. Также повелевает ему в послании поставлять пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста обрезанных и все приводить в должный порядок, и чтобы после, когда апостол пришлет к нему послов (Артему и Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился апостол (Тит. 3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет апостол к Титу, говоря так:   Глава 1 (Ст. 1–2). Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, — и надежде жизни не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего. (Ст. 3). Явил же нам слово проповеди во времена свои по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось; нам же, апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению Бога, Спасителя мира. (Ст. 4). Титу, возлюбленному сыну, не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я Еврей, — но по общению веры Божией, посредством которой я родил тебя от заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, и от Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. (Ст. 5). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее во всех церквах ты исправлял и поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем. (Ст. 6). Если кто невинен, по-человечески судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его, (Ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Глава VII. Радость Апостола по поводу прибытия к нему Тита с добрыми вестями из Коринфа (1–16). Ст. 1-й представляет собою заключение к отделу, содержащемуся в 14–18 стихах предшествующей главы. Стихи 2–4-й являются переходом к следующей речи о прибытии Тита. Затем с 5-го стиха идет речь о том, как утешен был Апостол возвращением к нему Тита, ходившего в Коринф, и теми сведениями о состоянии Коринфской церкви, которые ему сообщил Тит по своем прибытии. 2Кор.7:1 .  Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. «Обетования» – см. 17-й и 18-й стихи VI-й главы. – «Скверны плоти и духа», – т. е. от грязных пороков, оскверняющих самое тело наше, и от более утонченных грехов, проявляющихся в душевной нашей жизни. – «Совершая святыню» – правильнее: наше освящение или очищение, которое в крещении только еще началось и должно продолжаться в течение всей нашей жизни. – «В страхе Божием». Еще в Ветхом Завете сказано, что страх Божий есть начало премудрости ( Притч. 1:7 ). Для христианина, совершающего свое освящение, также нужна великая мудрость. Ясно, почему Ап. здесь говорит о страхе Божием. Коринфяне могли совсем забыть о Нем, видя в Боге только Отца, и этим лишились бы опоры для своей деятельности на пути нравственного самоусовершенствования. 2Кор.7:2 .  Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 2Кор.7:3 .  Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 2Кор.7:4 .  Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Апостол защищается от упреков в том, будто бы он оскорбляет Коринфян и ищет от них корысти. Ничего подобного он не совершал. И теперь он говорит об этом не для того, чтобы осудить Коринфян: напротив, он любит их от всего сердца. И вообще он о Коринфянах только радуется в настоящее время (когда Тит сообщил ему, как было принято ими его первое к ним послание), даже забывая об угнетающих его всяких скорбях. Как же ему не радоваться, когда он уверен в том, что Коринфяне послушны ему как отцу своему?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол и обратился к коринфянам, потому что видел в них нормальный духовный рост, видел, что они изобилуют «всем: верою и словом, и любовью», и к тому же сами «желали того еще с прошлого года». И о совершенстве македонской церкви он пишет не в укор, а просто приглашает полюбоваться прекрасным, совершенным плодом, до уровня которого – он верит – и коринфяне достигнут в свое время. Вторник. О взаимодействии воль Мк.3:13–19 2Кор.8:16–9:5 Апостол Павел объясняет Коринфянам, почему его сотрудник, Тит, пришел к ним. И сначала он говорит: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам». На этом бы можно и остановиться. Но Павел продолжает. Он упоминает и о своей роли в этом деле. Он пишет: «я просил его». А еще далее мы узнаем, что и при действии Бога, и при действии Павла, Тит, все же, совершил то, что совершил, единственно по решению своей доброй воли. Он, «будучи весьма усерден, пошел к вам добровольно». Но если делает Бог, человек может ли прибавить? А если делает человек, то причем тут еще кто-то? Но вспомним, что вот же и Иуду Господь тоже избрал и призвал. У всех евангелистов, когда перечисляются Апостолы, с ними непременно именуется Иуда. И в его сердце Господь влагал благие намерения; и он видел все, что творил Иисус, и слышал, чему Он учил. И все-таки везде, где перечисляются Апостолы, после имени Иуды у всех евангелистов стоит: «… который и предал Его». Воля человеческая и здесь с самого начала рядом с Божьей волей; но с самого же начала не в согласии, а в упорном противлении. Бог сделал все, чтобы спасти Иуду. И всякий пастырь должен сделать все, чтобы привести к Богу заблудшую овцу. А для этого пастырь, во-первых, не должен давать повода в чем-либо обвинить себя, и тем самым положить пятно на Божье дело. Поэтому отправляя Тита за милостыней, Павел посылает с ним некоего брата, «остерегаясь, чтобы… не подвергнуться от кого нареканию, при таком обилии приношений». «Ибо мы, – пишет Павел, – стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми». Обратим также внимание, что и брата он посылает не случайного, а как бы и без него всеми избранного, «во всех церквах похваляемого за благовествование». Таким образом добровольное усердие одного, хотя и многократно испытанное, – многократно усиливается «по великой уверенности» остальных братьев. Апостол и удачу своих дел видит только «в соответствии усердию» других. Видя это усердие, он даже говорит как бы о ненужности своих, тем не менее, непрестанных трудов: «Для меня, впрочем, излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Флп.1:1 .  Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. Флп.1:2 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол пишет послание всем в совокупности – и удостоившимся священства, и пасомым ими. Ибо «святыми» наименовал сподобившихся крещения, а епископами называет пресвитеров, потому что оба сии названия имели они в то время. А сие нам дает знать и история Деяний, ибо блаженный Лука, сказав, что божественный Апостол послал в Милет пресвитеров ефесских, передает и сказанное им. Говорит же им Павел: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. 20, 28 ), и одних и тех же именует и пресвитерами, и епископами. Так и в Послании к блаженному Титу говорит: «Сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» ( Тит. 1, 5 ), и, сказав, какими надлежит быть рукополагаемым, присовокупил: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю» ( Тит. 1, 7 ). Да и здесь то же дает видеть, ибо к епископам присовокупил диаконов, не упомянув о пресвитерах. Притом и невозможно было бы многим епископам быть пастырями одного города; а из сего видно, что Апостол епископами наименовал пресвитеров. Блаженного же Епафродита в сем послании назвал он апостолом их, ибо говорит: «вашего же посланника и служителя потребе моей» ( Флп.2:25 ). Посему Павел ясно дал видеть, что Епафродиту, имеющему наименование апостола, вверено было епископское домостроительство. Флп.1:3 .  Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас. Флп.1:4 .  Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою. Флп.1:5 .  За ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. «Благодарю Бога моего о всей памяти вашей, всегда во всяцей молитве моей за всех вас с радостию молитву творя, о общении вашем в благовествование от перваго дне даже и доныне». Непрестанно воспоминая о вас, исполняюсь всякою радостию; песнословлю же и Бога всяческих, что и проповедь евангельскую вы приняли с усердием, и доныне пребыли непоколебимыми. А «общением благовествования» назвал Апостол веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Точно так же и на острове Крите поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ), должен был, по повелению Ап. Павла, Еп. Тит, а не критские христиане-миряне. И Ап. Павел и Варнава, приобретши учеников своим благовествованием в Малоазийских городах – Антиохии, Иконии, Листре и Дервии, рукоположили им пресвитеров сами, а не поручили сделать это уверовавшим ( Деян. 14:23 ). Имеют ли законное священноначалие сектанты? Не имеют, потому что все они – самочинники. Пашковцы или евангелики совершенно отвергают священноначалие, а баптисты и адвентисты принимают самочинных пресвитеров. Чем они оправдывают свое самочинство? Они говорят, будто первые иерусалимские христиане-миряне сами поставили себе диаконов ( Деян. 6 гл.). Основательно ли это суждение сектантов? Нет, не основательно и прежде всего потому, что в 6-й главе кн. Ап. Деяний говорится «не о третей степени церковного священнослужения» – диаконской, а «о диаконах – лицах, которым было поручено распоряжение по удовлетворению общей потребности тогда собранных» 3 . Затем, должно иметь в виду, что Апостолы, во избежание беспорядков, повелели иерусалимским христианам избрать «из среды себя семь человек, изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их, – говорили Апостолы, – поставим пещись о столах» ( Деян. 6:2, 3,6 ). Когда же христиане избрали семерых, то «поставили их пред Апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки». Не миряне, как лжемудрствуют сектанты, а «Апостолы поставили» избранных лиц на службу. Так нередко и у нас, особенно в единоверческих приходах, прихожане избирают, а епископ поставляет избранных в сан священнический или диаконский, если признает их достойными. Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия? Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вообще убеждение в том, что религия есть единственная и ничем незаменимая основа для честной жизни, вот одно из главных положений нашего великаго писателя. В дополнение к своей статье о Достоевском, считаю долгом благодарнаго чувства добавить еще несколько о помянутом писателе, крещенном иудее Эфроне. Именно он был, хотя и верующий христианин, но последовательный христианин из евреев, – таковых я высоко уважаю и страшно негодую, когда после крещения новообращенным ставят в вину их происхождение. Я был глубоко опечален, когда однажды, в силу только что изданнаго неразумнаго закона, уже окрещенному иудею, студенту Г. отказали в праве поступить в военное училище, хотя он окончил курс гимназии первым учеником с золотой медалью, чем и озлобили его и из русскаго патриота сделали революционера. Впрочем, возвратимся к Эфрону. Этот почтенный старец искренне признавал все догматы нашей Христовой веры, но всегда хранил в своей душе следующия слова Апостола Павла: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти (т. е. израильтян), которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужения, и обетование: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» ( Рим. 9, 3–5 ). Это писал тот Павел, котораго иудеи гнали всю жизнь и довели его до обезглавления, что он и предвидел (2 Тит. 4, 6). Многие наши глупые современники утверждают, будто Ветхий Завет вовсе не Боговдохновенная книга, а некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто Господь (Иегова) Ветхаго Завета есть сам диавол и тем наводят хулу и на Господа Иисуса Христа и святых Апостолов, которые говорили, что «все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тит. 3–17). 12. Общественный подъем в России и погребение Достоевскаго 41 . Гоголевский волостной старшина, о чем бы не разсказывал, всегда сводил свою речь на повествование о том, как он возил однажды Императрицу Екатерину. В моих жизненных воспоминаниях подобное отчасти место занимают воспоминания о годах с 1876 по 1883-ий, когда мыслящее русское общество, и особенно русское юношество, было увлечено возстанием Балканских Славян против Турок, затем войной русских с турками, далее трагическою кончиною Государя Александра II и, наконец, воспоминанием о том же Достоевском наших наиболее видных литераторов и профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам ( Флп. 2:24 ), А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам ( Флм. 22 ). Можно предположить, что вскоре после написания Послания к Филиппийцам Павел был освобожден и направился в Филиппы. On мог также посетить Филимона в Колоссах. 652 В какой-то момент Павел вновь посетил Эфес, где оставил Тимофея, а сам проследовал в Македонию (1Тим.. 1:3). В ходе дальнейших путешествий Павел посетил Крит, где после себя оставил Тита, чтобы он «довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ). Павел также вновь посетил Милет, a по пути, возможно, и Коринф ( 2Тим. 4:20 ). Из Милета Павел мог вернуться в Эфес ( 1Тим. 3:14–15 ) и оттуда проследовать в Троаду, где оставил некоторые вещи ( 2Тим. 4:13 ). Наконец Павел прибыл в Никополь, где провел зиму и откуда написал Послание к Титу ( Тит. 3:12 ). 653 Это лишь одна из гипотез, позволяющая восстановить траекторию передвижения Павла после его предполагаемого освобождения из первого римского заключения. Гипотеза исходит из того, что упомянутые послания из уз были написаны в Риме. Если какие-нибудь из них были написаны из кесарийского заключения, тогда возможны альтернативные варианты датировки указанных посещений, за исключением визита на Крит. Он не вписывается ни в одно из миссионерских путешествий Павла, обозначенных в Деяниях, 654 и, следовательно, мог произойти только после того периода, который в этой книге описан. В Послании к Римлянам Павел упоминал о своем намерении предпринять путь в Испанию ( Рим. 15:24:28 ). О том, что он посещал Испанию, говорится в каноне Муратори, 655 в раннехристианских апокрифах 656 и у целого ряда древних авторов. 657 В испанском городе Таррагона бережно хранится предание о том, что Павел посетил его. 658 Тем не менее многие ученые считают, что свидетельства древних авторов о посещении Павлом Испании недостоверны и базируются исключительно на упоминаниях о его намерении пойти туда в Послании к Римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8) Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? ( 1Тим. 3:1–5 . Тит. 1:6 ). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи –монахи. 8) Слова «одной жены муж», конечно, говорят не о том, что у епископа должна быть одна только жена, ибо многоженство вообще в христианстве не допускается. Не означают эти слова и того, что епископ непременно должен быть женатым, ибо и Христос ( Мф. 19:12 ) и сам ап. Павел ставит девство выше брака. Ап. Павел не был женат и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). Будучи сам неженатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38), ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом. 9) Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Тит. 1:7–9 и 1Тим. 3:3–13 ). А ваши пастыри подвержены всяким порокам. 9) Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотью, а потому и подверженных грехам. Один Бог без греха ( Откр. 15:4 . Евр. 4:15 ). В приведенном месте из послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010