6 . И все же посмотрим, что есть то, о чем сказано: «Ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Все люди, даже если они происходят от закона, даже если они научены Моисеем, носят в себе «посрамление Египетское», посрамление грехов. Кто уподобится Павлу, хотя бы в соблюдении закона? Послушай, что он говорит о себе: «По правде законной – непорочен» ( Фил.3:6 ). И несмотря на это он во всеуслышание заявляет: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» ( Тит.3:3 ). Не видится ли тебе все это посрамлением, и посрамлением Египетским? Но так как пришел Христос и дал нам второе обрезание через «омовение возрождения и обновления» ( Тит.3:5 ) и очистил наши души, отбросили мы все прежнее и взяли на себя обязательство хранить чистую совесть перед Богом. В то же время через второе обрезание снято с нас «посрамление Египетское» и очищена скверна грехов. Поэтому никто не боится осуждения за прежние прегрешения, если он всецело обратился и покаялся от всего сердца и верой разделил воды Иордана и очистился вторым обрезанием Евангелия. Ты слышишь, что «ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых». Господь показывает это в Евангелии, когда говорит: «Прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ), но «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Ибо если после прощения грехов ты больше не грешишь, то бесспорно снимается с тебя «посрамление Египетское». Но если снова грешишь, то возвращается к тебе осуждение, и в гораздо большей мере, ибо намного более «тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета» ( Евр.10:29 ), нежели тот, кто не соблюдает закон Моисея. Ведь совершивший прелюбодеяние после проповеди Евангелия заслуживает гораздо большего осуждения, чем живущий по закону, так как отнимает «члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» ( 1Кор.6:15 ). Итак, ты видишь, что подвергаешься намного большему осуждению, если этим пренебрегаешь. Ведь обвинят тебя не за бесчестье, но осудят за богохульство, ибо сказано тебе: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» ( 1Кор.6:19 ). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если богоустановленность Священства может быть обоснована многочисленными ссылками на Священное Писание ( Деян.6:6; 8:17; 13:3 ; 1Тим.4:14; 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Евр.6:2 ), то в отношении его сакраментальной сущности и ее проявлений можно было бы сказать (как это и утверждается в некоторых экуменических документах), что Новый Завет о ней молчит, если бы не событие Пятидесятницы. Схождение Святого Духа на апостолов нельзя рассматривать иначе, как дарование им особых благодатных способностей, причем с точки зрения Православной Церкви имеет значение тот факт, что эту великую харизму получили не все уверовавшие. Хотя ни в Деяниях, ни в Посланиях апостольских действительно нет прямых указаний, кто именно совершал в первоначальной Церкви хлебопреломление или Евхаристию (срав. Деян.2:42,46; 20:7,11 ; 1Кор.10:15–17; 11:20–29 ), однако естественнее всего предположить, что это был или один из апостолов, или кто-то из поставленных (рукоположенных) апостолами членов данной общины. Имея в виду указания Священного Писания, что харизму Пятидесятницы получили только апостолы ( Деян.1:26 – 2:4 ) и что упоминания о Евхаристии (исключая ее установление на Тайной Вечери) появляются лишь после повествования о сошествии Святого Духа, можно заключить, что для ее совершения нужно было особое харизматическое дарование, полученное апостолами именно в этом сошествии. Первичная связь Евхаристии со Священством доказывает недопустимость совершения Евхаристии вне рамок преемственного Рукоположения. Свою наставническо-миссионерскую задачу апостолы стали выполнять сразу же после события Пятидесятницы. Об этом свидетельствуют речи апостола Петра, обращенные к народу; об этом же говорят и описанные в Деяниях святых апостолов случаи индивидуального возвещения Христовой истины (Филипп, разъясняющий Священное Писание эфиопскому евнуху, – Деян.8:27–40 ; апостол Павел, проповедующий Христа тюремщику, – Деян.16:25–34 ). Перед своими учениками апостол Павел ставит совершенно четкие наставнические задачи по отношению к уже крещенным членам общины, которые им следовало выполнять наряду с направленной вовне миссионерской деятельностью. Обращаясь к коринфской общине, он пишет: Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви ( 1Кор.4:17 ). Послание к братьям в Ефесе он завершает словами: А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши ( Еф.6:21–22 ). Об обязанностях пастырей Церкви и всех прочих членов общины апостол Павел поучает Тимофея и Тита с тем, чтобы они передали это учение народу Божиему ( 1Тим.3:1–13 ; Тит.2:1–10 ); сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя ( Тит.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ин. 8:36 . «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Объяснение. Очевидно, слово «Сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха ( Гал. 3:13 ; Ин. 14:21 ). Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его ( Рим. 8:3 ). Неверующие или верующие, но искажающие учение Христово, снова подпадают под иго рабства греху ( Евр. 6:4–6; 10:29 ). 2Кор. 3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.» Объяснение. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего ( Евр. 7:18 ; Деян. 15:24–28 ), и вовсе не говорит о свободе от соблюдения заповедей или, например, от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы ( Лк. 4:1–2 ; Деян. 13:1–3 ). Свобода дарована нам не для угождения плоти, но для того, чтобы любовью служить друг другу. Заключим словом епископа Феофана Затворника : «Храня в себе истинную веру, не должно оставаться равнодушным к судьбе исповедуемой религии. Здесь постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию, целости и безопасности; видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии – возвести, кому должно; борись и противодействуй сам, сколько можешь; жалей, скорби и сокрушайся, что так есть, и молись Господу, Царю истины, да воцарит истину и прожжет налегающий мрак». Апостолы не меньше нас, современных людей, были снисходительны к человеческим немощам, но о заблуждающихся в деле религии учили: Тит. 3:10 . «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,» Тит. 3:11 . «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.» 2Ин. 1:10 . «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.» 2Ин. 1:11 . «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.» 1Пет. 2:15 . «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как говорит Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным? Повинуйтеся наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ). Катих. стр. 108. См. также (о смирении, стр. 137) Испов., III, отв. на вопр. 25. Срав. ниже (о светской власти) Испов., III, отв. на вопр. 62. В епископов, пресвитеров и диаконов избирайте достойных Господа... А чтите их вы как отцев, как господ, как благодетелей как виновников благо бытия вашего. Постанов. Апост. кн. VII, гл. 31. Отношения православных друг к другу: а) все вообще обязанности к ближним должны быть исполняемы православными в отношении друг к другу в преимущественной степени. Все ли человеки суть ближние наши? Все; потому что все суть создания единого Бога и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Иисуса Христа. Катих. стр. 94. Если кто-либо из епископов предпочтет церкви еретиков или язычников сродников или не принадлежащих к сродству и оставит их своими наследниками; то такому епископу и по смерти его да будет изречена анафема и имя его отнюдь да не возносится иереями Божиими. Не следует вменять ему в оправдание и то, если он умрет без завещания, ибо поставленный во епископа, он, как справедливо подобает ему, обязан был сделать распоряжение своим имуществом, сообразное с его званием. Карф. соб. пр. 92. б) Обязанность хранить единение духа в союзе мира; в) грехи, противные этой обязанности: ересь и раскол. Единство церкви какую обязанность налагает на нас? Блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). – Катих. стр. 48. Чему научает Символ веры , когда называет Церковь Апостольскою? Научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Апост. Павел говорит: ...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). – Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся ( Тит.3:10 ). – Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему недолжно, из постыдной корысти ( Тит.1:10–11 ). – Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Его теперешнее состояние есть ничтожество, суетность Еф.4:17 : «прочие народы поступают по суетности ума своего», – он поврежден 1Тим.6:5 : «пустые споры между людьми поврежденного ума», – 2Тим.3:8 : «люди развращенные умом». Он осквернен Тит.1:15 : «осквернены и ум их и совесть», – он обращается в «ум плоти» Кол.2:18 – выражение это выступит с большей ясностью в следующей главной части. Его первоначальная способность как бы прекратилась, его деятельности – νοματα – как будто затвердели (омертвели): – «умы их ослеплены» (слав. «ослепишася помышления их») 2Кор.3:14 , и как бы погибли, как и сам ум: «тако истлеют разумы ваши». Человек, ум которого дошел до такого состояния, как бы лишен ума Тит.3:3 : «мы были некогда не смыслены» (νητοι). Однако ум способен к обновлению Рим.12:2 : «преобразуйтесь обновлением ума вашего», при чем это обновление происходит, если точнее сказать, в πνεμα, функцией которого является ум Еф.4:23 : «обновиться духом ума вашего». Обновленный ум называется «умом Христовым» 1Кор.2:16 : «мы имеем ум Христов». Мы имеем, в силу обновления духа, такой ум, какой имел Христос, так как теперь в нашем уме опять действует божественный закон, как единственно определяющая норма, как это имело место у Христа. Так как все христиане имеют ум Христов, то должны они теперь твердо стоять в едином разуме 1Кор.1:10 : «да будете утверждены в том же разумении и в той же мысли» и они не должны отклоняться от этого ума 2Сол.2:2 : «не спешить колебаться умом». Всякий человек в сомнительных случаях должен поступать по божественному закону в своем уме, определяться к деятельности по собственному лучшему убеждению: «всякий поступай по удостоверению своего ума» ( Рим.14:5 ). Теперь, приступая к рассмотрению родов деятельности, усвояемых уму, мы должны иметь пред глазами следующее: уму приписывается все то, в чем обнаруживается свободное, самодеятельное вмешательство человека в течение психической жизни. Функции, в которых это происходит, суть функции мышления и воли. Одной из важнейших и первых функций ума, в которых он проявляет свою свободу, есть удерживание из текущей реки психической жизни представлений с целью самостоятельной их обработки и включения в комплект, уже существующих представлений (апперцепция).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1, 13). Неоднократно отмечается в Посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1 Тим. 6, 20), «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «…а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Мф. 18, 17). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «…есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста…» (Тит. 1,10-11). Помимо учения, которое было предано Церкви апостолами, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передается через священное рукоположение, поэтому вторая сторона апостольской Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства. 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия По мнению протестантов, иерархия есть не более чем церковное представительство, достаточно выбрать наиболее достойных людей и доверить им служение учительства, священнодействия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основными положениями. 1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Божественное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ничего существенно не изменится, поскольку в случае нужды любой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство. 2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

271. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “ВОСТОЧНОЙ”? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь. 272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “АПОСТОЛЬСКОЙ”? Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф 2:19-20). 273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Ап. Павел говорит: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол 2:15). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся (Тит 3:10). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1.10-11). Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:17). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия, или священноначалие. 275. ОТКУДА НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Св. Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф 4:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   Чтобы выполнить свое апостольское назначение, Церковь не только внешне, но и по самому своему существу должна быть именно такой, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.    Во-первых, в Церкви сохраняется учение, переданное апостолами, — апостольское Предание. В апостольских Посланиях много говорится о необходимости держаться этого учения:     Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Сол.2:15).     Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня... (2 Тим.1:13).    Там же неоднократно отмечается, что следует удаляться от тех учителей, чье учение не утверждается на проповеди апостолов:     О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания... (1 Тим.6:20).     Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8).     Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит.3:10).    Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом:     ...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17).    Необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста... (Тит.1:10-11).    Во-вторых, помимо апостольского учения, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Благодатным основанием и видимым выражением апостольства Церкви является апостольское преемство, т. е. преемство даров Святого Духа, передаваемое через священное рукоположение в таинстве священства, поэтому важнейшая сторона апостольства Церкви — это непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, которая верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010