Апостолы предсказывали и предупреждали о разделениях: «Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28–30 ). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны»... ( Рим.16:17–18 ). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители»... (читай все послание) ( 2Пет.2:1–3 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры»... ( 1Тим.4:1–6 ). ... «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). ... «Вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» ( Иуд.17–19 ). ... «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» ( 2Пет.3:17 ). Сектанты только по внешности любезны, а внутри – слуги диавола: «Лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их» ( 2Кор.11:13–15 ). Они превращают «благовествование Христово» ( Гал.1:7 ). Они не покорны и пустословы: «есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» ( Тит.1:10–11 ). Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики. Латинство: 1054 г. Лютеранство от Мартина Лютера: 1517 г. Англиканство от короля Генриха: 1539 г. Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера: 1521 г. Пашковщина от Якуба Шпенера: 1705 г. В России от Пашкова: 1870 г. Адвентизм от американца Вилльяма Миллера: 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Второе. Суд Церкви основан на слове Божием. Кто смотрит на суд Церкви, как на произвольное изобретение церковной власти, как на суд человеческий, тот должен смотреть и на самую Церковь , как на обыкновенное общество. Ибо взгляд на суд Церкви был бы у него прямее и вернее, если бы разумел он ясно, кто управляет Церковью, и чей дух одушевляет её. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос ( Еф.5:23 ). Может ли тело распоряжаться само собою без влияния и действия главы? Церковь утверждена на основании апостол и пророк, сущу краеугольну (камени) самому Иисусу Христу. ( Еф.2:20 ). Может ли она изрекать что не сообразное с словом пророческим и впостольским? Церковь имеет пастырей и учителей, поставленных самим Господом: той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова ( Еф.4:11 ). Могут ли пастыри и учители произносить приговор, не имея на то повеления от Господа? Господь заповедует: Аще кто преслушает Церковь , буди тебе, якоже язычник и мытарь. ( Мф.18:17 ). И вследствие сей заповеди Церковь преслушавших её советы, увещания и грозы, лишает имени христиан, извергает из недра своего, как язычников. Ап. Павел приказывает возлюбленному своему Титу: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден ( Тит.3:10–11 ); и вследствие сего пастыри и учители Церкви Христовой, как преемники апостолов, отвращаются лжеучителей и запрещают другим иметь с ними общение. Но вот повеление того же Апостола другое, самое решительное, и самое действительное: Измите злаго, пишет к Коринфянам, от вас самех. ( 1Кор.5:13 ). Таким образом объявление приговора есть объявление святой Божией воли. И посему чрез видимое Церковной власти совершается невидимым образом Суд Божий. Третье. Объявление нынешнего приговора и нужно, и полезно. Отлучение от Церкви в христианстве подобно отлучению от общества в гражданстве. В необходимости отлучения в том и другом состоянии может сомневаться разве тот, кто сомневается в необходимости отделения больных от здоровых, и отсечения сухих ветвей от плодоносных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Так Иоанн понижал «горы». Но «долы» он всегда рад был наполнить. Кто приходил с истинным смирением и покаянием, тот, в ответ на суровый укор, задавал самый главный вопрос: «что же нам делать»? Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ). Вот – универсальный совет. Кто бы ты ни был, – поступая так, не ошибешься. Обращались к Иоанну и отдельные группы людей. Приходили мытари. Эти люди брали на откуп у римских властей право собирать налоги. Они сразу выплачивали ожидаемую сумму, и при этом четко оговаривалось, сколько, собирая налоги, они могли оставить в свою пользу. Но как проследишь, сколько собрали и сколько взяли себе? Тут была огромная возможность для неправедного обогащения, и профессия вызывала ненависть у народа. Однако на вопрос «что нам делать»? – Иоанн не заставлял бросить эту работу, как заведомо греховную. Он только говорил: «ничего не требуйте более определенного вам». Точно выполняйте договор. Приходили и воины. Воину дано оружие и право применять его. И здесь тоже – немалый соблазн употребить оружие не для защиты слабых, а для их ограбления. Но и воинам Иоанн не говорит: бросай оружие, и спасешься. Профессия воина необходима, но выполнять ее надо с честью: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Воин окружен уважением. Существует специальный чин освящения оружия. Священник молится, чтобы Господь благословил это оружие для защиты вдов и сирот, и Церкви Божией. Итак, – вот «работа с людьми» Иоанна Крестителя. Гордых он суровыми словами ставит на место. Но зато тем, кто смиренно спрашивает, – с радостью дает советы. И еще он учит, чтобы никакой род деятельности мы не отдавали на откуп врагу. Все, даже самое шаткое, надо стараться преобразить своим честным трудом, и тем самым – отвоевать для Господа Бога. О главном вечере. Богоявление Мф.3:13–17 Тит.2:11–14, 3:4–7 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня – день, когда Господь Иисус Христос пришел к Иордану, чтобы вместе со всем народом принять от Иоанна водное крещение. «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды». При этом отверзлись «небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на» Иисуса. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн стал говорить: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Больше четверти века ты трудишься на ниве Господней. Ты нес послушания певчего и старшего иподиакона у Преосвященных архиереев в Черновицкой епархии; приняв пострижение в обители Преподобного Сергия Радонежского, там же ты исполнял диаконское служение, приобщался к монашескому деланию. Уже почти десять лет на восточном порубежье России, во Владивостокской епархии, ты, подобно доброму пастырю, полагаешь душу свою за овец (ср.: Ин. 10, 11) словесных. Теперь ты встал на путь апостолов Христовых. Епископам требуется безусловная покорность, совершенное послушание и всецелая преданность воле Божией — качества, которые Сам Господь дарует испытуемым. Помни о том, что мир, в котором нам надлежит нести свой крест, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Но ты не бойся в мире иметь скорбь, мужайся, ибо с тобой Христос, победивший этот мир (ср.: Ин. 16, 33). Уповай на помощь Господа, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5). Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (ср.: Тит. 2, 15). Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления — цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро (ср.: Пс. 33, 14–15). Взыщи мира и обрети его. Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (ср.: 2 Тим. 1, 13).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_nikolay...

8 ., Что такое – Антихрист? лице таинственное. Можно ли говорить о нем так определенно? И для чего? Пусть об этом толкуют раскольники. Это их любимый предмет. 9 ., От свободы рассуждать сколько возникло ересей и расколов? Можно ли же колебать мир Церкви новыми, и ни к чему не служащими богословскими трактатами? Уж не прогресс ли пробивается и в Церковь Божию? 10 ., Евреи в изъяснении пророчеств о Мессии держались буквальностей: каково же они протолковали их? Как бы и нам не впасть в подобные толкования о мирном царстве Христовом? 11 ., Автор трактата, забрав себе в голову свою люби­мую мысль, набирает из Писания несколько благоприят­ных ему мыслей, и всегда заключает положительным —399— словом: следовательно. Но это следовательно можно также обратить и в противную сторону. Из тех же мест, а тем более из многих других, можно вывесть мысли совсем противоположные. Так шатки основания, на которых построен его трактат. 12 ., «В Царстве Христовом», говорит Автор, «будет Греко-Российское Православие». Что же Христос? Уж не в качестве ли православного Папы? 13 ., «Западные», говорит трактатор, «посрамят нас, если признают мирное Царство Христово, и собором за­ставить и нас признать это царство». Что это? Не бред ли богословский? Как бы ни было, а сочинителя трактата, пожалуй, отнесем к тем мыслителям, которых Апостол подводит под выражение прельщенных умом ( Тит.1:10 ). Мудрено ли? Ведь, в Киеве уже были примеры (Св. Никита Еп.). Нет. Это не монашеское дело. Обет мо­нашества требует самоотвержение, а след. и пленение ума в послушание веры. И всем Христианам Апостол повелевает не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати ( Рим.12:3 ). Протоиерей Василий Нордов Вологда 19 Января 1863 года. Сообщил Иеромонах Тихон Беляев А.А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским]//Богословский вестник 1914. Т. 2. 7/8. С. 400–429 (2-я пагин.). (Продолжение.) 1915 —400— 1869 г. Января 2. В указе Синодском, разрешающем издание Московских Епархиальных Ведомостей, подвергнута критике их программа и самое наименование: Московские Церковные Ведомости. Не умели составить программы, как же поведут дело? Цензорами назначаются Иван Николае­вич Рождественский 1916 и Ипполит Михайлович Богословский 1917 . Но редакция, кажется, будет находиться в руках

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И затем опять тот же боговдохновенный муж в духе возвещает другое откровение: и обручу тя в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах: и обручу тя себе в вере, и увеси Господа ( Ос.2:19 ). Что же скажут на это противники и супостаты воли Божией? Если по грубости и плотяности своего ума и по приверженности к букве они будут относить эти пророчества к народу иудейскому, то и в этом случае, как и всегда, они злоупотребят своей обычной ложью. Ведь такое толкование совершенно невероятно, ибо все Иудейское пребывает не вечно, и даже теперь Иудеи уже не сохранили свободы. Где их царство и знаменитый город и славный храм? Где их богослужение, узаконенные жертвы и прочие пышные обряды? Я не буду перечислять частностей. Все это минуло и исчезло. Итак, синагога Иудейская не была обручена навсегда Богу, и невозможно, чтобы пророчество относилось к ним. Отсюда добросовестный и разумный слушатель должен необходимо изъяснять и понимать их в приложении к новому народу и церкви Христовой, которая обручена жениху Христу и имеет Его всегда своим женихом, сожительствующим в сердце ее, раненном любовью Возлюбленного ее. Она не отступит от любви к Нему во век и никогда не последует за кем другим. При таком толковании каждый легко увидит истинность пророческого слова, как это показывают и самые дела, и достоверный свидетель, представитель жениха, Павел, написавший к Коринфской церкви следующее: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови —211— ( 2Кор.11:2 ), – и писавший также Ефесянам: тако Христос возлюби церковь и себя предаде за ню... да очистит ю банею водною во глаголе, да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Что же вы скажете? Презрите Павла и назовете его пустословом, между тем как в нем говорит Христос? Напротив, он высказывает совершенную правду, и церковь Христова сохраняется чистой от всякой идольской скверны, а вы лжете, как любители лжи, и, что вернее и точнее, имеете говорящим в вас антихриста. Слова же пророка ( Ос.2:19 ): в правде и в суде, и в милости (обручу тя) находят свое исполнение в том, что избави нас от власти темныя ( Кол.1:13 ) и освободил нас от рабства тлению ( Рим.8:21 ), зане Бог бе во Христе мир примиряя себе, и не вменяя им согрешений их ( 2Кор.5:19 ). Когда же это? Егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя. ( Тит.3:4–7 ). И столь преизбыточествовало богатство благости Его к нам, что кровью Своею примирил нас с Богом Отцем в то время, когда мы были побеждены нашими грехами. И не ходатай, не ангел, но Сам Господь спас нас. Мы же, право и искренно веруя, обогащаемся божественным ведением и навеки пожинаем духовные плоды божественного оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо Он, как вы слышали, братие, повелел им проповедовать Его учение по всей вселенной, всей твари и всем народам, и обещал присутствовать с ними до скончания века ( Мф.28:20 ). Но сами Апостолы не могли, конечно, жить до скончания века, и проповедовать всем народам, которые имели жить после них. Следовательно, в лице Апостолов Господь послал на дело всемирной проповеди и обнадежил Своим присутствием всех их будущих преемников, пастырей и учителей Церкви. Так смотрели на свое служение и на служение своих преемников и сами Апостолы. «Он, то есть Иисус Христос, поставил, говорит Апостол Павел, одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ). В этих словах он указывает на то, что Сам Господ постановил не только Апостолов, но и пастырей и учителей Церкви и притом на все время, пока все люди достигнут единства веры, познания Сына Божия и нравственного совершенства. А так как люди, нуждающиеся в наставлении, вразумлении и освящении, будут до скончания мира, то и пастыри и учители должны быть всегда в Церкви, во все время ее существования. Даже во времена антихриста, когда будет особенное оскудение веры и любви между людьми, будут совершаться, как мы говорили с вами, законными пастырями Церкви таинства. Получив право учить верующих, руководить ими и совершать таинства, Апостолы постоянно удерживали за собою это право ( Деян.5:42; 6:1–5 ; 1Кор.4:1; 5:3–5; 9:16 ), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов ( Деян. 4:19; 5:28–29 ). После себя они передали свои права и обязанности своим преемникам, епископам и пресвитерам. Этих то, нарочито избранных лиц, они посвящали на служение особым образом, чрез молитву и чрез возложение рук, свидетельствуя в то же время, что их поставляет в Церкви Сам Дух Святой ( Деян.6:6; 14:23; 20:28 ). Им только они передали право и обязанность учить христиан ( 1Тим.6:20 ; 2Тим.4:2 ; Тит.2:1 ), священнодействовать ( 1Тим. 2:1–2 ), пасти стадо Христово ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Но зачем говорить о людях века сего? Апостол Павел, сосуд избранный и учитель языков, сознававший в себе присутствие Великого Посетителя, о чем говорит так: Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13, 3),— тот самый Павел, обойдя Дамаск и Аравию, пришел в Иерусалим, чтобы увидеть апостола Петра, и пробыл у него 15дней. В продолжение этой таинственной седмицы и осмерицы дней будущий учитель языков должен был получить проповедническое образование. Спустя четырнадцать лет апостол Павел, взяв с собой Варнаву и Тита, снова дал отчет апостолам в своем благовествовании, да не вотще течет или протек. Живой голос имеет в себе какую-то скрытую энергию и сильнее звучит, передаваясь из уст наставника непосредственно в уши ученика. Когда в Родосе читали речь Демосфена против Эсхина и все удивлялись и хвалили, то сам Эсхин, бывший тогда уже родосским изгнанником, со вздохом сказал: «А что было бы, если бы вы послушали самого зверя, произносящего собственные свои слова?» Все вышеизложенное сказано мной не потому, чтобы я сам мог и был способен научить тебя чему-нибудь, но потому, что твое прилежание и усердие к учению, помимо всякого отношения ко мне, само по себе достойно одобрения. Способность к учению заслуживает похвалу независимо от достоинства учителя. Мы обращаем внимание не на то, что ты приобрел, а на то, чего ты ищешь. Мягкий воск пригоден для лепной работы, и хотя бы до него не касались руки художника и ваятеля, он все-таки в потенциале содержит в себе все то, что из него может быть создано. Апостол Павел, по его собственному свидетельству, у ног Гамалиила изучил закон Моисея и пророков, так что, вооружившись этими духовными стрелами, он мог с уверенностью говорить следующее: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание (2 Кор. 10, 4–6). В Послании к Тимофею, с младенчества изучившему Священные Писания, апостол увещевал его прилежно читать их, да не вознерадит о той благодати, которая дана ему через священное рукоположение. В Послании к Титу, кратко изобразив епископские добродетели, апостол, между прочим, упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть держащимся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9). Святая необразованность полезна только для себя и насколько созидает Церковь добродетельной жизнью, настолько же вредит Церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще через него Господь говорил: Спроси священников о законе (Агг. 2, 11).

http://pravoslavie.ru/2718.html

Но зачем говорить о людях века сего? Апостол Павел, сосуд избранный и учитель язычников, сознававший в себе присутствие великого посетителя и говоривший об этом так: «Вы ищете доказательства на то, что Христос говорит во мне» (2 Кор 13:3), — этот самый Павел, обойдя Дамаск и Аравию, пришел в Иерусалим, чтобы увидеть Апостола Петра, и пробыл у него пятнадцать дней. В продолжение этой таинственной седмицы и осмерицы дней будущий учитель язычников должен был получить проповедническое образование. Спустя четырнадцать лет Апостол Павел, взяв с собой Варнаву и Тита, снова дал отчет апостолам в своем благовествовании, да не напрасно течет или протек. Живой голос имеет в себе какую-то скрытую энергию и сильнее звучит, передаваясь из уст наставника непосредственно в уши ученика. Когда на Родосе читали речь Демосфена против Эсхина и все удивлялись и хвалили, то сам Эсхин, бывший тогда уже родосским изгнанником, со вздохом сказал: а что было бы, если бы вы послушали самого зверя, произносящего собственные свои слова? Все вышеизложенное сказано мною не потому, чтобы я сам мог и был способен научить тебя чему-нибудь, но потому, что твое прилежание и усердие к учению, помимо всякого отношения ко мне, само по себе достойно одобрения. Способность к учению заслуживает похвалу независимо от достоинства учителя. Мы обращаем внимание не на то, что ты приобрел, а на то, чего ты ищешь. Мягкий воск пригоден для лепной работы, и хотя бы до него не касались руки художника и ваятеля, он все-таки τη δυνμει [в возможности] содержит в себе все то, что из него быть может. Апостол Павел, по его собственному свидетельству, у ног Гамалиила изучил закон Моисея и пророков (Деян 22:3), — так что, вооружившись этими духовными стрелами, он мог с уверенностью говорить следующее: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление, в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда наше послушание исполнится» (2 Кор 10:4-6). В послании к Тимофею, с младых лет изучавшему священные Писания, Апостол увещевал его прилежно читать их, да не пренебрежет той благодатью, которая дана ему через священное рукоположение. В послании к Титу, кратко изобразив епископские добродетели, Апостол между прочим упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть «держащимся верного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит 1:9). Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще через него Господь говорит: «Спроси священников о законе» (Агг 2:11).

http://bible.predanie.ru/blazhennyj-iron...

14) Пертинакс – (прежде военачальник и ипат Римского сената) епископствовал 19 лет при самодержцах: от Коммода и до Септимия Севера. Он основал третий молитвенный дом или храм на приморском месте, называемом Сики (ныне Галац), посвятив его Ирине. 201 г. 15) Олимпиан – при Септимие Севере и Каракалле епископствовал 11 лет. 212 г. 16) Марк – 13 лет при Макрине, Гелиогабале и Александре Севере. 225 г. 17) Кириак ( по другим Кириллиан) – 16 лет при Александре Севере. 241 г. 18) Кастим или Кистин (по Никифору Каллисту – Константин) при Гордиане епископствовал 7 лет. В Петрие (селении византийском, которое и ныне носит это имя) он воздвиг храм во имя всехвальной мученицы Евфимии, пострадавшей тогда же в Халкидоне. Примеч. 1. Источающие благодать, мощи великомученицы Евфимии сохраняются и ныне в святейшем патриаршем храме константинопольском. Кажется, что многострадальное тело ее, при иконоборных и мощеборных гонителях Церкви, верующие скрывали на острове Лемносе, перенеся его туда или из Халкидона (где почивало оно во время четвертого вселенского собора) или из Константинополя, куда перенесено из Халкидона. При Константине и Ирине (782 г.) оно опять перенесено в Константинополь. Примеч. 2. В списке епископов константинопольских, известном под именем Дорофея, сооружение храма св. Евфимии относится к преемнику Кистина Титу или Трату. 248 г. 19) Тит или Трат епископствовал 35 лет при Филиппе и прочих самодержцах, даже до Проба. 283 г. 20) Дометиан или Дометий (по другим – Димитрий) брат или, лучше, сын самодержца Проба (умершего около 282 г.), – епископствовал 24 года и 6 месяцев при Каре, Диоклитиане и прочих императорах даже до Константина Великого , обративший многих к благочестию сперва в Риме, а потом в своей епископии. 308 г. 21) Проб, сын и преемник святый святого отца своего Дометиана, – епископствовал 12 лет при Константине Великом , получившем самодержавность около 306 г. 320 г. 22) Митрофан – первый святейший патриарх константинопольский, сын Проба, о котором выше сказано, и внук Дометиана (или, по другим, – сын Дометиана и, следовательно, брат Проба), – блистательнейшее светило православия. При нем собран в Никее первый вселенский собор (325 г) на Ария, на который блаженный Митрофан, по причине глубокой старости, остававшийся в Византии, послал вместо себя Александра, бывшего тогда пресвитером и потом сделавшегося преемником патриаршего престола. При Митрофане же св. Елена, мать Великого Константина, отправившись в Иерусалим, обрела Всесвятый Гроб Христов и Честный Крест Его (326 г.). Святейший Митрофан пас церковь Божию около 10 лет, скончавшись 330 года. Память его Церковь празднует 4 июня 2 . 330 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010