381 на об.) После богородична или крестобогородична иерей в алтаре возглашает: Премудрость, прости 203 . После этого предстоятель (по 9 гл. Типикона) или лик (по изд. Киево-Печ. лавры, л. 3): Свете тихий ... Далее – а) По 9 гл. Типикона, л. 14 на об., излагающей порядок вседневной вечерни во дни пения Октоиха – прокимен дня. По московск. изданию служб на каждый день 1 седмицы св. Четыредесятницы (Москва. 1893 г.) – на вседневной вечерне понедельника, вторника и четвертка (см., напр., понедел., л. 71 на об.). Вонмем Прокимен. в) По изданию Киево-Печерской лавры (Последование вечерни, полунощницы и утрени 1884 г.) – г) По 2 гл. Типикона., л 3 на об. На великой вечери: Вонмем. Как на вседневной вечерни во дни пения Октоиха (л. 3), так и на великой (л. 2 на об.), и даже на малой (л. 1): Мир всем. Премудрость. Вонмем. Прокимен Вонмем. Примеч. Точь-в-точь так по московск. изд. служб на каждый день 1 седм. св. Четыредесятницы на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров (среда, л. 74 на об.), и на вечерни (вседневной) в неделю Ваий накануне понедельника Страстной седмпцы (л. 5). Мир всем. Премудрость. Прокимен. Примеч. Точь-в-точь так по Служебнику (стр. 273) на вечерни, предшествующей литургии преждеосвященных даров. Прокимен сначала возглашается или сказывается 204 , а потом один раз поется на клиросе. За прокимном возглашается стих к нему, а на клиросе во второй раз поется тот же самый прокимен. Наконец, возглашается первая половина прокимна, а на клиросе поется вторая. Возглашает, по Типикону, канонарх, стоя среди церкви против царских врат (2 и 9 гл. Типик.), а по изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни...», л. 3, иерей («Иерей пред царскими вратами глаголет: Вонмем, мир всем, премудрость и прокимен дне»). Дневные прокимны, которые в этом случае поются, печатаются в Часослове и Служебнике и суть следующие: В неделю (воскресенье) вечером, следов., накануне понедельника, прокимен глас 8: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни. Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В понедельник вечером прокимен глас 4: Господь услышать мя, внегда воззвати ми к нему. Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. Во вторник вечером прокимен глас 1: Милость твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего. Стих: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне тамо всели мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

95 Почти во все недели Оглашение назначается после отпуста утрени и притом либо в притворе (Типик., гл. 2), либо в самом храме (см., напр., 15 августа в нед. и др.); но изредка. пред отпустом утрени (мр. гл. 8 мая, Типик., хр. гл. 13 августа, Типик.). 97 На великой вечерни, отправляемой отдельно от утрени, Типикон не предписывает отверзтия царских врат; умалчивает и о каждении в начале ее. 98 В 9 гл. Типик., как и в 1-й, сказано: «аще же глаголется 9 час во храме, отпуст 9 часа не бывает». 99 О начинании вечерни пред царскими вратами, кроме Типикона, чит. в изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., и ср. л. 2 на об. и 3. 100 Пения этого псалма на великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени, Типикон не указывает; он говорит, что предстоятель или чредный священник предначинательный псалом глаголет. 101 По изд. Киево-Печ. лавры: «Последов. вечерни, полунощницы и утрени», эту ектению произносит диакон. Здесь, согласно со Служебником, сказано: «по окончании псалма, диакон, исшед северными дверьми, глаголет ектению: Миром Господу помолимся». 102 В вышеуказ. изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., сказано именно лик, а не чтец; в 7 гл. Типикона говорится, что после ектении и возгласа «прочее вечерни все поем, якоже предписася во бдении великия вечерни». 103 Эту и следующую малую ектению, по 2 гл. Типикона, произносит священник, а по изд. Киево-Печерск. лавры, л. 1 на об., «на каждом антифоне глаголется от диакона ектения малая пред царскими враты, от иерея же возглас в алтаре». 104 Эту ектению уже и по Типик., гл. 2, произносит диакон, облачившийся пред тем в стихарь и орарь. 105 По краткости изложения порядка воскресной вечерни, 7 гл. Типикона умалчивает о том отделе вечерни, который начинается со слов: Мир всем, и оканчивается возгласом: Буди держава... Но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, всегда входит в состав вечерни. В изд. Киево-Печ. лавры этот отдел также указывается. 107 Тропарь другого святого не поется, потому что на вечерни четыре тропаря не глаголются (Типикон гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

  греческие славянские 1_2_3_4_5_6_7_8_— латинские 1_3_5_8_2_4_6_8_9 πλγιος πρτς, косвенный первый. тяжелый, по характеру напева вместо числового обозначения. Таким образом напевы двух церквей гораздо ближе друг к другу, чем богослужебные чины [ 85 ]. Но напев и есть самая глубина и душа богослужения… Б. Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века. Теперь богослужебному уставу нужно было определиться только в самых мелких частностях и подробностях и история его с этого времени должна принять характер толкового Типикона. Наш Типикон к IX b. идейно уже сложился. Теперь могли появиться полные списки его, которые, благодаря основной прежней работе, могли разниться друг от друга в несущественном. Но скоро и такая разница между ними исчезла, и появился единый богослужебный устав почти для всей Восточной Церкви. Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование Впрочем, и теперь такому объединению долго препятствовало существование в сфере действия этого более и более объединяющегося устава — существование совершенно отличного от него богослужебного чина, соперничавшего, если не превосходившего его своею древностью, — чина, долго державшегося в главном храме мировой столицы — св. Софии Константинопольской и в храмах других значительных городов. Мы имеем в виду так называемый устав Великой церкви Константинопольской и близкий к нему, если не тождественный с ним, чин песненного последования. Суточное богослужение св. Софии Константинопольской до сих пор составляет загадку не смотря на то, что до нас дошел и не в одной редакции полный Типикон этой церкви от IX b. [ 2 ] и несколько других памятников этого богослужения. В этом Типиконе указываются только богослужения на каждый день и то более обрядовые, нигде не дано полного чина его и очень мало намеков на какие-либо составные части его. Чтобы понять эти немногочисленные намеки, нужно иметь в виду, что Типикон Великой церкви, т. е. Софии Константинопольской, имеет в виду службы так названного впоследствии «песненного последования» (σματικ κολουθα).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Д. Ф. Беляев в 1894 г. в Иерусалиме вместе с Н. Ф. Красносельцевым познакомились с открытой в Патриаршей иерусалимской библиотеке А. Пападопуло-Керамевсом рукописью «Устав константинопольских церквей». Данное открытие стало существенным дополнением к памятнику X в. — Патмосскому списку Типикона Великой Церкви, который, хотя и стал первым научным открытием полного списка данного устава, но имел довольно существенные недостатки. По выражению А. А. Дмитриевского, «Патмосский Типикон своими многочисленными описками, неправильностями текста, особенно в именах собственных, ставит непреодолимые трудности для изучающих византийский богослужебный ритуал» . В то же время стоит отметить, что на основании данных иерусалимского списка основная часть недоумений Патмосской рукописи решается без каких-либо затруднений. Таким образом, данные открытия позволяют получить вполне точное и целостное представление обрядовых установлений богослужения Великой Церкви в Константинополе и храмах, усвоивших тот же устав. Наиболее полное и разностороннее описание этой рукописи представлено в статье Д. Ф. Беляева «Новый список древнего Устава константинопольских церквей» . Все же стоит отметить, что Иерусалимская рукопись представляет изложение порядка церковных служб и во многом повторяет уже известный Типикон Великой Церкви. В то же время ценность более позднего Типикона заключается в том, что, благодаря его данным, можно сопоставлять между собой содержание иных уставов. Не менее ценным и значимым является еще один список устава Великой Церкви — рукопись обнаруженная в Дрезденской королевской библиотеке. Описание этой рукописи находится в трудах Ф. Шнорра фон Королсфельда, который указывает, что помимо фрагментов Священного Писания и Синаксаря, в рукописи «изложены также последования или чины Великой церкви, при совершении священнодействий» . Относительно содержавшихся в этой рукописи данных следует сказать, что в ней представлены не только актуальные для времени ее создания обряды, но и прекратившие свое существование, что придает материалам, содержащимся в данной рукописи, особую историческую и литургическую ценность. Оценивая значимость Дрезденской рукописи и ее вклад в научное изучение византийского богослужения, А. А. Дмитриевский обратил внимание на то, что она дала возможность в более полной мере изучить религиозный быт древней Византии .

http://bogoslov.ru/article/6194141

Рейтинг: 8.8 Голосов: 945 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Текст Типикона не менялся со времен издания 1695 г. (не считая добавления в него нескольких единичных памятей святых), основывавшегося на издании 1682 г., которое, в свою очередь, представляло собой достаточно существенную переработку дониконовского издания 1641 г. Подробнее см.:  Крылов Г. , прот. Книжная справа Типикона в XVII веке//  http://www.bogoslov.ru/text/592807.html .  Таким образом, в отличие от Великого поста, который называется четыредесятницей с некоторой долей условности, так как фактически он продолжается больше 40 дней, Рождественский пост представляет собой четыредесятницу в буквальном смысле слова   Мансветов И.Д.  О постах Православной восточной Церкви. М., 1886 (Отдельный оттиск из журнала «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе», ч. 33, кн. 1). С. 66.  Этот древнейший пост сохраняется в указаниях Типикона до настоящего времени: поев по окончании Литургии Великого четверга – то есть вечером в этот день, – братия должны провести всю Великую пятницу и значительную часть Великой субботы без еды; лишь по окончании Литургии Великой субботы (которая должна служиться поздно вечером в этот день и которая по происхождению есть не что иное, как раннехристианское пасхальное бдение) им предлагают хлеб, вино и финики (а по древнейшим уставам – и пасхальное яйцо).  PG. 48. Col. 752–753.  Ibid. Col. 755–756.  В XVIII веке в католическом мире практика соблюдать пост только в 1-ю неделю Адвента была признана официальной, а в 1917 г. и она была отменена. В настоящее время католические службы периода Адвента имеют некоторые особенности, а сам он понимается как период усиленной молитвы и размышления, но не поста. Подробнее см.:  Никитин С. И.  Адвент//Православная энциклопедия//  http://www.pravenc.ru/text/63488.html .   Nicholas I , Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings/L.G. Westernik, ed. Washington (DC), 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; 20). P. 66.  Le calendrier Palestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (X e  siècle)/G. Garitte, éd. Bruxelles, 1958 (=Subsidia Hagiographica; 30). P. 119, 433.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Типик. в Москве 1854 г. см. л. 14); 2) в дополнительных главах Октоиха, из которых одна надписывается так: «Указ о службе всея седмицы» по изданию в Москве 1882 г. см. л. 381 в 1 ч.), а другая: «О светильнах, како глаголются в седмице, кроме недели (л. 384). См. также Служебник и Часослов, из которых первый мы цитуем по московск. изд. 1890 г., а второй также по московск. изд. 1891 г. Вседневная вечерня накануне: понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка, предваряемая 9 часом и междучасием. По 9 гл. Типикона, пред вседневной вечерней, подобно тому, как накануне воскресного дня пред малой либо великой, читается 9 час, составляющий заключительную службу истекшего дня. Кандиловжигатель, приняв от настоятеля благословение, ударяет в кампан. Братия собираются в церковный притвор. Чередной иерей полагает начало: Благословен Бог..., и читается 9 час. Состав и порядок его совершенно такие же, как и накануне воскресного дня. Разница касается только, во-первых, тропарей и кондаков (чит. о них ниже: част. 1, отд. 4, гл. 40); во-вторых, заключительной молитвы. В Часослове указана молитва: Владыко Господи Иисусе Христе (московск. изд. 1891, стр. 69). Она в настоящее время всегда и читается; но необходимо заметить, что по мысли Типикона, выраженной в 48 гл. (см. после 14 ноября, 5-е зри, л..99) и 49 гл. (см. понедел. 1-й седмицы Великого поста, л. 311 на об.), эта молитва только тогда должна служить заключением 9 часа, когда после него не полагается так называемого междучасия, как это бывает, напр., при великопостном богослужении. Между тем 9 гл. Типикона, излагающая порядок седмичного богослужения, предписываете: «И чтем 9-й час, с междочасием его, аще и Бог Господь будет» (л. 14), подобно тому, как 48 гл. в Рождественский, Петров и Успенский посты назначает междучасие не только для 9 часа, но и для 3 и 6 в том случае, если на утрени вместо Бог Господь поется аллилуиа. В этом случае, т. е. когда за 9 часом следует междучасие, в конце 9 часа надобно читать: Владыко Боже Отче вседержителю..., а молитву: Владыко Господи Иисусе Христе...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Краткая характеристика венецианского первопечатного Типикона 1577 года предваряет в книге Ивана Даниловича знакомство с современным Типиконом Великой константинопольской церкви, изданным в первый раз в 1838 году К. Протопсалтом, и его значением на востоке. Историю славянского иерусалимского Устава Иван Данилович начинает уставом Саввы Сербского , давшаго его Хиландарскому монастырю, который (т. е. устав), представляя в себе «соединение порядков афонских с иерусалимскими», не отличался тою полнотою, какая ему была присуща в 14 веке. Полный Устав был введен в практику в переводе архиепископа Никодима, подлинник которого хранится в Белграде, и продержался в практике недолго, уступив место новой редакции, дополненной местными сербскими особенностями. У нас в Росси с принятия христианства из Византии господствовал в богослужебной практике Устав студийский, от которого поворот к иерусалимскому «начался еще в то время, когда первый был в полном ходу и ясно обнаружился в 13 веке» (стр. 269). Утвердился же в практике в собственном смысле этого слова настоящий Устав только в 15 столетии, заменив собою первый просто без всяких волнений со стороны лиц, пользующихся им и без официальных принуждений со стороны церковно – административной власти. Количество редакций рукописного славяно – русского Типикона Иван Данилович насчитывает шесть, но более характерными считает четыре. О каждой из этих редакций он и дает более или менее обстоятельные сведения. Потом по отношению к уставам 16 – 17 в. он уже отмечает особенности «в общем очерке и в главных сторонах происходившей над Уставом работы», так как в позднейшее время едва ли не каждый Устав имеет свои отличия и разрастание их состава идет прогрессивно (стр. 281). Вообще весь этот отдел книги наполнен описаниями всех рукописей, носящих на себе название Устава, напр. Устава скитского, окозрительного Геннадиевского Устава и др. и кратким изложением их особенностей. В последнем отделе книги Иван Данилович знакомит нас с судьбою печатного Типикона у нас на Руси и описывает бывшие издания его в 1610, 1633, 1634, 1641, 1651, 1682 и 1695 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На X-XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные И. и их новая разновидность - воскресные И. Существует определенная терминологическая непоследовательность: один и тот же текст И. в разных рукописях может фиксироваться на своем месте в службе, но под др. жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, вероятно, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе - по 3-й песни канона. В греч. Типиконах южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, И. называются величания на праздники (μακαρζομεν). Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была еще неустойчива и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к к-рой относилась конкретная рукопись. В списках Типикона Великой церкви встречаются отдельные упоминания о пении И. не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Х. Матеоса , в будни с И. (как и с тропаря) могла начинаться 1-я часть утрени в нартексе, после чего следовал 1-й, неизменяемый, антифон (Пс 3, 62, 133), а способ исполнения И. был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») - полностью, а после каждого стиха в середине псалма - только окончание (κροτελετιον) (см.: Mateos. Typicon. 1962. T. 1. P. XXII-XXIII; T. 2. P. 324-326). В целом для списков Типикона Великой ц., как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке Типикона кипрского происхождения (Bodl. Auct. E. 5. 10 (30322), 1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом И. в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поет И., после чего патриарх читает молитву 1-го антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части И.- периссии (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 134; T. 2. P. 324).

http://pravenc.ru/text/673735.html

Поэтому нужно сделать некоторые разъяснения на этот счет. Так как родина церковного устава – Палестина, где день почти равен ночи, как у нас в равноденствие (ср. Ин.11:9 ), то в Типиконе дается только 2 определения времени: ночи и дня. В Священном Писание сутки делятся на вечер, полночь, пение петухов и утро, и дневные часы – 3, 6, 9 ( Мк.13:35;15:33 ; Деян.2:15;3,1 ). А мы делим сутки на 24 часа. Вопрос: как время Типикона соответствует хотя бы примерно нашему исчислению? Ответ: Разница около 6 часов, т.е. 1ый час Типикона соответствует 6 часам утра (по нашему исчислению). 3й – 9 часам утра, 9ый – 15:00 часам, т.е. 3 часам пополудни. Если в Типиконе указан 2й час нощи (скажем с этого времени предписывается совершать Утреню Великой Пятницы с чтением Страстных Евангелий), то по-нашему это будет 20:00, а если в 7й час нощи, (Утреню Великой Субботы), то по-нашему это будет около 1:00 ночи. Конечно, все эти мелкие подразделения времени Типикона достаточно условные, ибо у нас время восхода и захода солнца постоянно меняется. Летом, например, восход солнца можно обозначить 3–4 часами утра, а зимой это время принято называть не утром, а ночью. Но если руководствоваться простой симметричностью частей суток, то получается следующая картина. Время совершения Утрени: с 4:00–5:00 до 7:00 Время совершения 1го Часа: с 7:00 до 9:00 Время совершения 3го Часа: с 9:00 до 12:00 Время совершения 6го Часа: с 12:00 до 15:00 Время совершения 9го Часа: с 15:00 до 18:00 Время совершения Вечерни: с 18:00 до 20:00 Время совершения Повечерия: с 20:00 до 22:00 Когда совершается НОЧНОЕ БДЕНИЕ, то раз вечерня переносится, а повечерие опускается (раз спать никто не собирается), чтобы не оставить без привычного молитвенного освящения время, в которое должна совершаться вечерня и повечерие (с 18:00 до 22:00) совершается малая вечерня. По времени чин малой вечерни приближается к часам и однородным с ними службам. Время совершения Полунощницы: с 22:00 до 24:00 По традиции Западной Церкви полунощница и утреня (с 4:00) составляют одну службу, начинающуюся в глубокую ночь (в 1 час ночи); соответственно частям ночи она делилась на несколько (около трех) частей, за которыми следовала утреня в собственном смысле. Со временем приходские храмы ночную службу, по крайней мере по местам, постепенно стали начинать все позже (около4:00 утра).

http://azbyka.ru/video/07-vremja-sutochn...

и др. Типикон. Служебник. Богосл. Апостол. Воскресные аллилуиарии, напр., 1 гл.: Бог даяй отмщение мне..., 2 гл.: Услышит тя Господь в день печали... Там же. Воскресный причастен: Хвалите Господа с небес… Общая Минея. 201 на об. Дневные литургийные прокимны, напр., в понедел. 4 гл.: Творяй ангелы..., во вторник 7 гл.: Возвеселится праведник... и др. Типикон. Служебник. Октоих. Богосл. Апостол. 224 на об. Дневные аллилуиарии, напр., в понедел. 5 гл.: Хвалите Господа, вси ангели его..., во вторн. 4 гл.: Праведник, яко финикс процветет... Там же. Дневные причастны, напр., в понед.: Творяй ангелы... (это и прокимен), во вторн.: В память вечную... Там же и Ирмологион. Литургийные прокимны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели, напр., пред Воздвижением. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Причастны на разные числа в году, предпраздничные и послепраздничные субботы и недели. Там же. Общие литургийные прокимны, напр., Богородице: Величит душа моя Господа..., безплотным силам: Творяй ангелы..., пророкам: Ты иерей во век... и др. 916 Типикон. Служебник. Общая Минея. Богосл. Апостол. 225 на об. Общие аллилуиарии, напр., Богородице: Слыши, дщи, и виждь..., бозплотным: Хвалите Господа, вси ангели его... Там же. Общие причастны, напр., Богородице: Чашу спасения прииму..., безплотным: Творяй ангелы... и др. 917 Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Постной, начиная с Мясопустной субботы и кончая Великой субботой, напр., Мясопустной субботы: Души их во благих... Служебник. Богосл. Апостол. 194 на об. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Причастны периода времени пения Триоди Постной, напр., Мясопустной субботы: Блажени, яже избрал... Там же. Литургийные прокимны периода времени пения Триоди Цветной – от Пасхи до недели Всех святых. Служебник. Богосл. Апостол. Аллилуиарии периода времени пения Триоди Цветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010