Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся…» (с упоминанием святых Богоотцов). На часах – тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». «Слава» – тропарь Богоотцов: «Благовествуй, Иосифе…». Кондаки Богородицы («Иже прежде денницы…») и Богоотцов («Веселия днесь…») читаются попеременно. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны от канона праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Богоотцов, песнь 6-я – 4. На входе: «…Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника). По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…». «Слава» – кондак Богоотцов, глас 3-й: «Веселия днесь…», «И ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «Иже прежде денницы…». Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Собора Богородицы и Недели по Рождестве Христовом (т. е. Богоотцов) . Апостол – Собора Богородицы (Евр., 306 зач.) и Богоотцов (Гал., 200 зач.). Евангелие – Собора Богородицы (и Богоотцов) – Мф., 4 зач. Примечание. Евангельские чтения Богородицы и святых Богоотцов совпадают (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»). Причастен – праздника: «Избавление посла Господь людем Своим», и Богоотцов: «Радуйтеся, праведнии, о Господе…». Задостойник праздника. Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся…» (с упоминанием святых Богоотцов). 1 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 386–395. 2 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 3 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием. 4 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит великий отпуст. 5 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон. 6 Данный вариант возможен, если предыдущие песни канона исполнялись со стихами библейских песней в праздничной редакции «Поем Господеви…». Ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

е. если в первом году Пасха поздняя, а во втором ранняя (что называется в богослужебном Евангелии «внутрь Пасха», т. е. две Пасхи в течение годового круга, а противоположный случай «вне Пасха»). Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей мытаря может быть и более 32 недель (чаще) и менее (редко). Если недостает Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по нем читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия, а рядовые этих недель, равно как рядовые, падающие на Недели праотец и отец, читаются в избыточествующие недели, но так, чтобы в неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие о Закхее. Если на избыточествующие недели недостанет и этих зачал, то в неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало (17-е) Матфея – о хананеянке. Если недель менее 32-х, то опускаются Евангелия пред Закхеевым. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон – 7 января, 6-е зри; ср. 1-ое зри и 26 декабря зри; см. в Евангелии ([служебном) «сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). Армянская система чтений Наиболее выдержан принцип непрерывного чтения в Армянской Церкви. Исключая праздники, имеющие свои чтения, и воскресенья с особыми памятями, как Нед. Пасхи, 2 Нед. Пятидесятницы и все Нед. Четыредесятницы, чтения здесь идут в порядке Библии (с пропуском праздничных чтений и очень редко менее важных мест) по воскресеньям, средам и пятницам, а в праздничные недели (все недели Пятидесятницы и 2 после нее, нед. пред Успением, 15 дней пред Богоявлением) чтения каждый день, благодаря чему здесь на воскресные дни приходятся не избранные чтения (более важных мест), а приходящиеся по порядку. Ряд чтений начинается с Пасхи Деяниями и с Фоминой Евангелием Иоанна, каковые книги оканчиваются в Пятидесятницу; после нее идут все Павловы послания (к Римлянам – до Успения), оканчивающиеся пастырскими (посл. Евр. пред ними) пред Нед. 70-цы (соборные не читаются); с Пятидесятницы же начинается Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

96 Дело в том, что период между 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) и 6 января (Богоявление) включает в себя ровно 114 дней, то есть 16 полных седмиц и два дня (114=16 ´ 7+2). Если Воздвижение придется на пятницу, то Богоявление случается в воскресенье, а если Воздвижение будет в субботу, то Богоявление – в понедельник. В обоих этих случаях между Неделей по Воздвижении и Неделей по Богоявлении проходит 17 седмиц. Во всех же остальных случаях данный промежуток составляет 16 седмиц. 97 Вообще говоря, неделя по Богоявлении совпадает с Неделей о мытаре и фарисее при трех самых ранних вариантах даты Пасхи: 22, 23 и 24 марта. Однако из этих случаев отступки нет только в первом варианте, когда Пасха бывает 22 марта, так как только в этом случае чтения 33-й седмицы прочитываются перед Неделей по Богоявлении. Если же Пасха празднуется 23 или 24 марта, а также 22 марта в високосный год (например, в 2200 г.), то Богоявление случается в воскресенье или понедельник, и в этих случаях зачала 33-й седмицы прочитываются как раз перед Богоявлением, так что в седмицу по Богоявлении происходит отступка (повторяются рядовые зачала 33-й седмицы), которая длится одну седмицу. 98 В литературе по Уставу используются термины «вне Пасха» (когда расстояние между двумя Пасхами более календарного года из-за того, что в одном году Пасха бы­ла очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя) и «внутрь Пасха» (то есть обратный случай, если в прошлом году Пасха была поздняя, а в текущем – ранняя и период между Пасхами меньше календарного года). Однако мы для простоты и понятности изложения будем избегать этих терминов, так как для правила зимней отступки важно не расстояние между Пасхами, а промежуток от Недели по Богоявлении до Недели о мытаре и фарисее. 99 Если Богоявление будет в воскресенье или понедельник, то новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления. 100 См., например, Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиах…», в конце: «ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки». Также косвенное указание содержится в последовании 7 января, 1-е «зри», где говорится, что на утрене в Неделю по Богоявлении читается толкование двух Евангелий: Недели по Богоявлении и рядового. Однако в случае отступки читается только толкование Недели по Богоявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (Донской иконы). Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия. Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прп. Мисаилу Абалакскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554109.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/500 ). 2 Минея содержит две службы в честь Донской иконы Божией Матери: «Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 281–293), и «Ина служба Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 294–307). 3 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95. 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...». 6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 7 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь,/положуся во спасение, не обинюся о нем», стих: «Словеса Господня, словеса чиста».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-01/

9) Ко всем вообще молебным пениям, отправляемым в дни храмов и по распоряжению начальства. 10) К вечерне в самые дни храмовых праздников. Во все эти дни, кроме вечерни в день храма, трезвон бывает во все колокола. В вечерню в день храма трезвон бывает без большого колокола (Тип., храм. гл. 1). Подобный трезвон и к вечерне по воскресным и праздничным дням (Указ Св. Синода 1886 г., март. 28, 4) 106 . Б. В колокол воскресный благовестят: 1) Во все вообще воскресные дни, кроме Недель (воскресений), указанных выше (Тип., гл. 2). 2) В дни празднований со всенощным бдением, какие указывает Типикон в месяцеслове, т. е., если случится святой не храма. Но в эти праздники с бдением благовестят тогда только, когда они случаются между Неделею св. апостола Фомы и Неделею мясопустною (т. е. не в сырную седмицу, не в Великий пост и пасхальную седмицу). 3) В день Преполовения и в отдание Пасхи. 4) К часам в дни навечерий: Рождества Христова и Богоявления (Тип., послед. 24-го декабря и 5 января) и в Великий пяток 107 . Трезвон во все эти бывает во все колокола, исключая первого. В. В колокол полиелейный благовестят: 1) В дни празднований с полиелеем, хотя бы они случились даже и в Великую Четыредесятницу. 2) В праздники, указанные в Типиконе со всенощным бдением (т. е. если случится святой не храма), когда эти праздники бывают в промежуток времени от Недели мясопустной до субботы Лазаревой. 3) В дни отданий праздников (Тип. храмовая глава 1-я зри 2). 4) К вечерне в среду и пяток 5-й седмицы, а также к утрени, вечерне и литургии в четверток и субботу 5-й седмицы Великой Четыредесятницы 108 . 5) В 26 и 27 декабря (см. далее 25 дек.). Трезвон во все эти дни – во все колокола, кроме первого. Г. В колокол простодневный благовестят: Во все седмичные дни, в которые не случится празднования с полиелеем на утрени, кроме некоторых, указанных выше, дней. Трезвон в эти дни бывает без первых четырех колоколов, т. е. без простодневнаго. Но если случится служба с великим славословием, то трезвон бывает и в колокол 4-й, т. е. простодневный.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

26. Четверг Светлой седмицы. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Свт. Стефана, еп. Великопермского. Прп. Иоанникия Девиченского (службу зри 2 декабря) . Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 5-го гласа. На великой вечерне – прокимен великий, глас 7-й: «Внуши, Боже, молитву мою...». На Литургии – прокимен, глас 3-й: «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»; стих: «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Поминовение усопших воинов переносится на Радоницу, 1(14) мая . 1 При совершении молебного пения следует учитывать богослужебные особенности Светлой седмицы (ср.: Типикон, гл. 50, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»). 2 Поминовение усопших воинов в этот день (26 апреля ст. ст./9 мая н. ст.), установленное определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года, в 2024 году переносится на Радоницу, 1(14) мая, ввиду совпадения 9 мая н. ст. со Светлой седмицей (ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 322). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-09/

ОБ «ОТСТУПКЕ»    Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным — это колебание зависит от дня празднования Пасхи.    Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году — очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором — «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее».    Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея — «О хананеянке».    Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы.    Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.    Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее». Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке». Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы 328 . 328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11–13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха – они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

При этом во избежание повторения зачал происходит их перестановка: в ту Неделю, в которую по расписанию должно было читаться евангельское зачало 28-й Недели, читается то евангельское зачало, которое по расписанию выпадает на Неделю св. праотец; аналогичная перестановка касается и апостольского зачала. Следуя этой логике (хотя Типикон и не сообщает об этом), такую перестановку можно сделать и в субботу перед Рождеством Христовым, т. к. для нее указаны апостольское зачало 26-й субботы по Пятидесятнице и евангельское зачало 29-й субботы по Пятидесятнице (см.: типикон, 18 декабря, «зри») 37 . Если Рождество Христово выпадает на воскресенье, то в его навечерие, как убедительно показано в статье свящ. М. Беляева, должны читаться зачала Апостола к Галатам § 207 и Евангелия от Матфея § 53, а Апостол и Евангелие, помеченные в типиконе как субботы пред Рождеством Христовым (т. е. Апостол 26-й субботы и Евангелие 29-й субботы) должны читаться в предыдущую субботу, перед Неделей св. отцов, с которой, соответственно, и будут произведены соответствующие перестановки 38 . 6. Таблицы евангельских и апостольских зачал Нам остается теперь лишь представить таблицы апостольских и евангельских зачал, произведенные в результате наших вычислений. Эти таблицы приводятся в приложении. Цифры в каждой таблице указывают на седмицы, субботы и Недели по Пятидесятнице, чтения которых должны читаться в данную седмицу, субботу и воскресенье, начиная с 13-й седмицы по Пятидесятнице (до 13-й седмицы по Пятидесятнице можно следовать порядку чтений в Сказании II без каких-либо изменений). Таблицы организованы по ключевым буквам; при этом в некоторых пасхальных годах порядок чтений зависит от даты следующей Пасхи и поэтому в этих случаях на одну ключевую букву приводятся несколько таблиц. В тех случаях, когда будничные рядовые чтения апостола и Евангелия уже были прочитаны (или будут прочитаны) в данном пасхальном году, они могут быть опущены за литургией, если на тот день будут положены чтения для минейной памяти (sanctorale); такие случаи указаны в таблицах круглыми скобками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дневное (рядовое) зачало предшествует зачалу святого в следующих случаях: Прокимен и аллилуарий Прокимен – это стих из Священного Писания (как правило, Ветхого Завета (Псалтири)), который возглашается попеременно в сочетании с особыми стихами диаконом (чтецом) и хором. Чаще всего прокимен возглашается перед чтением отрывка из Священного Писания (Апостола или Евангелия). Само греческое слово, от которого происходит наименование прокимна, переводится как предшествующий . На литургии прокимен возглашается перед чтением Апостола, на полиелейной утрене – перед чтением Евангелия. На вечерне (а также на 6 часе в великопостный период) после прокимна в установленные дни читаются паремии, отрывки из Ветхого Завета. Каждое апостольское чтение имеет свой отдельный прокимен. Сколько апостольских чтений прочитывается на литургии, столько же прокимнов предшествуют этим чтениям. Однако перед апостольским чтением не может быть прочитано больше двух прокимнов, хотя чтений может быть иногда и три (третье при этом прочитывается «под зачало»). Как правило, на литургии прочитывается два апостольских зачала и возглашается два прокимна. Одно из зачал определяется по расписанию рядовых чтений (рядовое, или дневное зачало), а другое – из Месяцеслова (зачало святому, или празднику). Все чтения Месяцеслова имеют свой особый прокимен. В указателе рядовых чтений прокимен в большинстве случаев не приводится. В таких случаях прокимен определяется в приложениях «Прокимны, аллилуарии воскресные литургийные восьми гласов» и «Прокимны, аллилуарии, причастны дневные». Первое используется в воскресные дни, второе – в седмичные. В первом прокимен зависит от гласа Октоиха, во втором – от дня седмицы. Если в Месяцеслове апостольское чтение не указывается, то оно и не читается. Аллилуарий – это сочетание троекратно повторяемого слова «Аллилуйя» со стихами из Ветхого Завета (Псалтири), которые попеременно возглашаются диаконом (чтецом) и хором. Аллилуарий возглашается на Литургии между чтением Апостола и Евангелия и имеет непосредственное отношение к чтению Евангелия. Аллилуарий перед чтением Евангелия имеет такое же значение, как прокимен перед Апостолом. Сколько прочитывается евангельских зачал, столько же бывает и аллилуариев. См., например, Типикон, 26 декабря,«зри», когда положено прочитывать два апостольских отрывка с двумя прокимнами и один евангельский отрывок с одним аллилуарием.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010