A. Grillmeier, H. Bacht. Würzbourg, 1951. Bd. 1. P. 291-302; Canart P. Une éloge de st. Euphémie dans le ménologe prémétaphrastique de septembre//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 325-327; Janin. Églises et monastères. P. 120-129; idem. Euphémie (3)//DHGE. Т. 15. Col. 1409-1410; Lucchesi G. Euphemia//BiblSS. T. 5. Col. 154-160; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 156. Э. П. А. Гимнография Память Е. В. 16 сент. описана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 36-38), последование имеет ряд праздничных черт и включает тропарь на Пс 50 3-го гласа Ως μαντον τ σμα κεκτημνη (Яко нескверно тело соблюдши), прокимен 4-го гласа из Пс 67, Апостол - 2 Кор 6. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 100, Евангелие - Лк 7. 36-50, причастен Пс 32. 1. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284), представляющему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 16 сент. песнопения Е. В. соединяются с песнопениями прп. Евиота Студийского и Октоиха; на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь 4-го гласа       неск. самогласнов, светилен    [  ] после канона, службу на литургии (совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.). Особенности последования и устава службы в этот день указывают на высокую степень торжественности памяти Е. В. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 277-278) 16 сент. соединяются последования Е. В. и Октоиха. Последование Е. В. включает тропарь Τν νυμφον σου (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), неск. самогласнов и 2 цикла подобнов; устав службы предусматривает пение на вечерне прокимна дня, на утрене - «Бог Господь» с тропарем Е. В. и светильном Ο ορανν τος στροις (    ) после канона; утреня заканчивается по будничному чину. На литургии после входа поется тропарь Е. В. с богородичном, чтения неск. отличаются от указанных в Студийско-Алексиевском Типиконе: Апостол - Рим 8. 14-21, аллилуиарий со стихом из Пс 39, остальное - то же, что и в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Горе: тяжбы монахов рассматривались в светских судах, светские судьи вмешивались даже в избрание игуменов. С целью восстановить нарушенный порядок император направил на А. Косму, игум. одного из к-польских мон-рей (1045). Он обнаружил серьезные нарушения устава и церковных канонов: собрания в Карее стали местом раздоров, зачинщиками их выступали сопровождавшие игуменов лица; монахи совершали незаконные имущественные сделки; мон-ри владели крупными грузовыми судами и вели морскую торговлю в К-поле; для возделывания полей использовался труд наемных рабочих и рабов; запрет доступа на Св. Гору евнухов не соблюдался, и они свободно торговали в мон-ре Протата, превратившемся «из лавры в торжище». Главной причиной ненормального положения вещей было значительное увеличение числа братии афонских мон-рей (только в Вел. Лавре жило 700 насельников). По итогам инспекции Космы в сент. 1045 г. был составлен новый афонский устав из 15 статей - Типикон Константина Мономаха (Actes du Prôtaton. N 8. P. 216-232). Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями. Вид св. Афонской горы. Литография. 1869 г. (ГМИИ) В кон. XI в. приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению имп. трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения А. и его места в визант. обществе. Имп. Алексей I Комнин издал 2 указа, к-рые подтверждали свободы и привилегии афонских обителей, а также независимость Св. Горы от юрисдикции еп. Иерисского, митр. Фессалоникийского и Патриарха К-польского ( D ö lger. Regesten. Bd. 2. N 1171. S. 41-42; N 1248. S. 52). Однако в начале правления Алексея I на А. произошли события, надолго нарушившие размеренную молитвенную жизнь святогорских иноков. Неск. сот семей пастухов-влахов поселились на А. в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли близ мон-рей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижников.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется (с. 360) пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у р.-католиков), которые называются благовещенскими (благовещение и празднуется в эти недели, но под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождество Христово самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Р. Х. посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас собор Прп. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления – Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. – Петру и Павлу, 3-я – 4 евангелистам, 4-я первомуч. Стефану, 5-я трем учителя м греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5–8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в пон., втор. и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель – «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия СВ. Духа; ср. у р.-католиков – Св. Троицы в 1 нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 « недель пророка Илии», 1–3 (количество зависит от пасхального круга) «недели пр. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, потому что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год таким образом имеет всегда 52 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне – 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом, из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена пресв. Деве, пятница – страданиям Христовым, а суббота – поклонению кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб 1552 . (с. 361) Армянский церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

272 Напр., 26 сент.: Владычице, приими... Это есть богородичен, положенный в субботу утра и напечатанный в дополнительной части Минеи. 30 января: Вострубим трубою... Это есть особое песнопение. 274 Отсутствие канона Богородицы, как выше (гл.16) сказано, составляет особенность великих праздников святых в сравнении с средними праздниками святых. 277 Есть припев и на Благовещение, бывающее в периоды времени пения Τриοдей. В этот праздник соблюдается такой устав: в седмичные и субботние дни св. Четыр., Страстной и Пасхальной седмиц, в неделю (воскресение) Ваий и в неделю Пасхи поется припев праздн. Благовещения, в воскресные же дни св. Четыр.– «Честнейшую». На праздник Покрова пр. Богородицы, великий, но не двунадесятый, припевов не составлено, а потому в сей последний поется «Честнейшую». 278 В последовании 8 сент. помазание елеем поставлено раньше самогласной стихиры (Типик., л. 49). 280 В отдание Благовещения, если оно случится в субботы 3-й, 4-й и 5-й седмиц Вел. поста, «на 9 песни Честнейшую не поем, но поем припев праздника» (Типик., л. 220): но если отдание случится, положим, в среду 4-й седм.. то «на 9 песни поем Честнейшую» (Тип., л. 129 на об.). На отдание Пятидесятницы Типикон не указывает припевов, как не указывает их и в самый праздник Пятидесятницы; тем не менее Честнейшая не поется в отдание 50-цы, как и в самый праздник 50-цы. 281 Говоря это, мы имеем в виду именно седмичные дни периода времени пения Октоиха; в седмичные же дни периода времени пения Триоди Постной после аллилуиа иногда (и именно в Страстн. седм.) поется тропарь: затем в оба эти периода после аллилуиа поются тропари (дневной и заупокойный) при субботней заупокойной службе. 282 В субботние и воскресные дни никогда не бывает изложенного в настоящей (20) главе постового богослужения. 283 Стихиры Богородицы напечатаны в Месячной Минее под теми числами, когда положено петь аллилуиа, хотя и не всетда. Так, 15 ноября напечатаны сначала стихиры святых, а потом «ины стихиры Богородицы» и тут же прибавлено: «аще ли аллилуиа, поем сия стихиры прежде». 29 ноября после стихир мученика напечатано: «аще изволить настоятель пети аллилуиа, да поет сии стихиры Богородице прежде»; за сим следуют самые стихиры; но, напр., 19 и 26 ноября Месячная Минея не имеет стихир Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Праздник Р.Х. самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Р. Х. посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас собор Пр. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления – Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. – Петру и Павлу, 3-я – 4 евангелистам, 4-я первомуч. Стефану, 5-я трем учителя м греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5—8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в пон., втор. и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После 50-цы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель – «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а 50-ца только в честь сошествия СВ. Духа; ср. у р.-католиков – Св. Троицы в 1 нед. по 50-це). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 « недель пророка Илии», 1—3 (количество зависит от пасхального круга) «недели пр. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, п.ч. в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год т.о. имеет всегда 42 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне — 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Т.о. из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена пресв. Деве, пятница – страданиям Христовым, а суббота — поклонению кресту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

868. Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869. Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871. Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874. Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875. Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876. Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877. Феодорит, Слово о муч., 8. 878. Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879. Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881. Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883. Лев I папа, Слово 84 (81). 884. Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886. Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889. Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890. Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891. Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893. Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3. Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия (Migne, Patrol. s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895. Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896. Евсевий. Церк. ист. X, 9. =Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Кизический (написал каноны, ныне употребляющиеся: предпр. Воздвижения, 30 м. пр. Исаакию и 17 ин. муч. Ермию Св. Косма, еп. Маюмский, старший воспитанник и сподвижник по обители св. Саввы св. Иоанна Дамаскина, умерший немного позже его, написал каноны или три- или четверопеснцы(последние в субб. ваий и великую другими превращены в полные каноны) на все дни Страстной седмицы от Лазаревой субботы и на двунадесятые праздники кроме Пасхи, Вознесения, Рождество пр. Богородицы. Введения и Благовещения, сверх того каноны на 26 дек. богоотцам, 23 апр. вмч. Георгию. Св. Иоанн Дамаскин († ок. 780 г.), сначала министр Дамасского халифа, потом инок обители Св. Саввы и иерусалимский проповедник, исповедник за иконы, написал воскресные каноны октоиха на 8 гласов и каноны на двунадесятые праздники кроме Воздвижения, Введения, Сретения и Ваий (на Благовещение – четверопеснец или двупеснец), сверх того каноны в неделю Фомину, 1 сент. началу индикта, 13 сент Обновлению, 7 маяЯвлению Креста, 23 вент зачатию Иоанна Предтечи, 25 ин. рождеству, 29 авг. усекновению и 24 ф. обретению главы его, 29 ин. апп. Петру и Павлу, 8 мая ев. Иоанну, 30 н. ап. Андрею, 27 д. архид. Стефану, 1 окт. ап. Анании; затем святым (по ликам) прав. Иову 6 м.; пророкам: Илии 20 ил., Елисею 14 ин., Исаии 9 м.; святителям: прав. Лазарю (не употребляется), Ипполиту 30 янв., Павлу К-польск. 6 н., Василию В. 1 янв., Григорию Нис. 10 янв., Иоанну Златоусту два 27 янв., Епифанию Кипр. 12 м.; мученикам: Вавиле 4 с., Автоному 14 в., Евфимии 16 с., Фекле 24 в., Сергию и Вакху 8 о., Епимаху 31 о., Косме и Дамиану два 1 н., Акепсиму 3 н., Мине 11 н., Евстратию 13 д., Киру и Иоанну 31 янв. Феодору Тирону 17 ф., протерию 28 ф. (не употр.), 40 муч. 9 мр., Георгию 23 апр., Леонтию 18 ин., Иулиану Килик. 21 ин.; преподобным: Павлу Фивейскому 15 янв., Арсению 8 м., Иоанну Колову 9 н., Онуфрию 8 с., Симеону Дивногорцу 24 т., Максиму испов. 21 янв. Св. Стефан Савваит т.е. инок монастыря Саввы, † ок 807 г., написал каноны Обрезанию, Кириаку Отшельнику 29 с., преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К сер. XVIII в. древняя Борисоглебская ц. обветшала и по решению Свящ. Синода в 1784 г. была разобрана. В 1796 г. совершилось освящение новопостроенного Борисоглебского собора, возведенного на средства, пожертвованные имп. Екатериной II . К освящению собора императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, 3 одежды на 3 престола, одежду на жертвенник и покров на мощи Е. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма. В 1839-1840 гг. в соборе шли ремонтные работы, после чего он был вновь освящен, придел во имя Е. сохранился. Мощи Е. почивали в центре Борисоглебского собора, на правой стороне, в серебряной позолоченной раке под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотой бахромой и кистями. В XIX в. в монастырской ризнице хранились деревянные богослужебные сосуды, к-рые, по преданию, употреблял Е. В 1893 г. Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) обратился в Синод с ходатайством об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Е. и Аркадия и о внесении их имен в Типикон, Следованную Псалтирь и др. богослужебные книги. Ходатайство было передано Владимирскому архиеп. Сергию (Спасскому) , давшему отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февр. 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти Е. 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии - крестный ход с мощами Е. вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сент. 1900 г. по ходатайству Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Е. из Борисоглебского мон-ря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семену» - бывш. монастырскому храму «на Дорогоще» на территории совр. дер. Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сент. переносились из холодного Борисоглебского собора в теплую монастырскую ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Указания рус. Типиконов XV - нач. XVII в. о «Б. м.» аналогичны указаниям греч. рукописей Иерусалимского устава и совр. рус. Типикона. В рус. окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Б. м.», хотя на утрене нет полиелея: 1 сент. (когда и в наст. время совершается такая служба), 28 сент., 19 окт., 5 и 8 нояб., 11 и 27 янв., 9 февр., 11 и 30 марта, 26 апр., 2 и 28 мая, 9 и 15 июля (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия. М., 2000. С. 17-22). Рус. первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении 1-й кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только по окончании всей кафизмы (Л. 6 об.). Эта традиция отражена и в певч. книгах (Обиход. М., 1911; Успенский. С. 44-45), и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике (Т. 1. С. 15-16). В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы» (Л. 4об.). В афонских мон-рях в наст. время «Б. м.» всегда поется или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников (Святогорский устав. С. 47). Различается манера стихословия «Б. м.» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на 5-й глас) поется первая «слава» первой кафизмы» (Там же. С. 63); в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас» (Там же. С. 71). В великие Богородичные праздники «Б. м.» отменяется (кроме воскресений - Там же. С. 80). В великие Господские праздники «Б. м.» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днем (нек-рые мон-ри - напр., св. Павла - сохраняют воскресное стихословие «Б. м.» - Там же. С. 82). В престольные праздники «Б. м.» тоже опускается (Там же. С. 88). По приходскому Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах, «Б. м.» употребляется примерно так же, как и в рус. Различие в том, что «Б. м.» не поется накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Б. м.», как и в РПЦ, поется ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 6-7).

http://pravenc.ru/text/149353.html

В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей. В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону ( Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ντ τν μακαρισμν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения ( Пентковский, Йовчева. С. 47).

http://pravenc.ru/text/149359.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010