Однако слова Христа могут быть истолкованы как относящиеся к римским солдатам, делившим Его одежды. Свидетельство Лк 24. 12 о том, как ап. Петр пришел ко гробу и убедился в исчезновении тела погребенного Христа, отсутствует в Кодексе Безы и старолат. рукописях. Некоторые исследователи считают это место вставкой, т. к. видят здесь влияние Ин 20. 3-6, 10 (помимо деталей самого свидетельства лексика считается также более характерной для евангелиста Иоанна, чем для Л.). Но вставка, в к-рой говорится только об одном апостоле, входит в противоречие с Лк 24. 24, где говорится о неск. учениках, побывавших у гроба. Кроме того, в ряде рукописей встречаются уникальные чтения, которые, очевидно, не являются аутентичными, но важны для истории евангельского текста в целом (напр., в группе f13 после Лк 21. 38 есть рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии, который впосл. утвердился в составе Евангелия от Иоанна (Ин 7. 53 - 8. 11); в Кодексе Безы в Лк 6. 4 встречается притча, которая относится к разряду аграфа ). А. А. Ткаченко Авторство Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия архиеп. Августина. Кон. VI в. (Cantabr. S. Trin. Ms. 286) Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия архиеп. Августина. Кон. VI в. (Cantabr. S. Trin. Ms. 286) Евангелие от Луки не содержит эксплицитных внутренних указаний на авторство текста. В надписании 3-го Евангелия, засвидетельствованном уже в Мураториевом каноне, текст атрибутируется Л., согласно традиции, сподвижнику ап. Павла, трижды упомянутому в паулинистическом корпусе. В Послании к Колоссянам Л. назван среди спутников ап. Павла наряду с Аристархом (заключенным вместе с Павлом), Марком, Иисусом- Иустом , Епафрасом и Димасом (Кол 4. 10-14; сообщение о Л.- ст. 14). По всей видимости, речь идет о заключении ап. Павла в Риме, однако не исключено, что Послание к Колоссянам было написано в Эфесе, где Павел также находился под стражей. Следующее с т. зр. внутренней хронологии паулинистического корпуса упоминание Л. дается в Послании к Филимону, где ап. Павел перечисляет 5 своих учеников, находившихся в Риме во время его заключения: Епафраса, Марка, Аристарха, Димаса и Л. (Фил 23-24). Этот список почти идентичен тому, что приведен в Послании к Колоссянам, однако заключенным с Павлом теперь назван Епафрас, а не Аристарх. Наконец, Димас и Л. наряду с другими учениками упоминаются во 2-м Послании к Тимофею, причем сообщается, что Л. нек-рое время был единственным спутником ап. Павла в Риме: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим 4. 10). Упоминание Л. в Фил 24 имеет особое значение, поскольку среди перечисленных свидетельств о Л. только оно относится к тексту, бесспорно атрибутируемому ап. Павлу.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

VI. Структура и содержание. Подобно Посланиям ап. Павла в Послании К. выделяются: 1) вступление, к-рое содержит указание отправителя и получателей Послания и благословение-приветствие; 2) основная часть; 3) заключение, к-рое включает эпистолярное увещевание и заключительное благословение. В самом начале Послания (гл. 1) излагается причина его написания - «преступный и нечестивый мятеж» в Коринфской Церкви. Далее автор, следуя правилам античной риторики, хвалит адресатов за их прежние добродетели -веру, благочестие, гостеприимство, исполнение заповедей, почитание начальствующих и старших по возрасту, достойное поведение юношей и женщин. Такое последовательное перечисление членов домашних церквей указывает на знакомство автора и читателей со сводами этических правил для домовладык, известными по новозаветным Посланиям (Еф 5. 22-6. 5; Кол 3. 18-4. 1; 1 Тим 2-3, 5-6; Тит 2. 1-10; 1 Петр 2. 13-3. 9). Во 2-й главе автор описывает гармоничное устроение церковной жизни до начала смуты, а в 3-й - печальную картину последствий мятежа (возникновение ревности и зависти, вражды и раздора и т. д.). Причиной падения он называет оставление страха Божия, нежелание следовать заповедям и исполнение своих похотей. С помощью библейских аллюзий автор намекает, что видит главную причину конфликта в зависти. В 4-й главе он переходит к примерам из ВЗ, в которых праведники подвергались гонениям из зависти. В 5-й и 6-й главах он обращается к примерам из недавней истории - мученичеству апостолов Петра и Павла и гонениям на др. святых, к-рые также, по его словам, произошли по причине зависти к ним. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546–1547 гг. Мастер Зорзис Фукас Исправить положение может, по мнению автора, покаяние (гл. 7), что подтверждается ветхозаветными примерами (гл. 8), доверие и послушание Богу (главы 9-12). Особо автор выделяет добродетель гостеприимства, свойственную ветхозаветным праведникам. Затем он переходит к увещеванию проявлять смирение и также подкрепляет его примерами как праотцов, так и Самого Христа (главы 13-18). Следование этим увещеваниям должно привести коринфских христиан к миру (гл. 19). Ценность и богоугодность мира и гармонии доказывается им указаниями на гармоничное устроение космоса и природы (гл. 20). В 21-й главе автор снова обращается к наставлению членов домашних церквей (предстоятелей, пресвитеров-старцев, юношей, женщин и детей). Необходимость следовать этим наставлениям доказывается цитатами из Свящ. Писания (гл. 22) и скорым и неожиданным Вторым пришествием (гл. 23). В связи с этим автор обращается к теме воскресения мертвых (главы 24-27). В главах 28-36 вновь излагает с опорой на Свящ. Писание, какое поведение угодно Богу и какое Ему неугодно, какие благословения и награды ожидают исполняющих нравственные заповеди.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

   Деян. XXI:8.    Корф. XI, 20 — 34.    1 Тим. III, 8 — 13.    Тим. III:12; ср. ст. 2.    Напр. 1 Тим. V:4; 1 Корф. VII, 27 — 28.    Фил. I:1.    1 Тим. III:10.    2 Иоан. I:1; 3 Иоан. I:1; 1 Тим. V:1.    1 Петр. II:25; V, 2.    Деян. XIV:21 — 23.    1 Тим. V:17.    Иак. V:14.    Деян. XX:28; 1 Петр. V, 1 — 4 и др.    1 Тим. IV:8, 11, 13; V, 7: 2 Тим. II:15; IV, 2 и др.    I Тим. II, 1 — 3; V, 22; Тит. I:5.    Тит. I. 5; I, 15; III, 10; 1 Тим. V:17, 19, 20 и др.    Здесь соединительная частица « " » в седьмом стихе ясно говорит в пользу того, что епископом называется раньше названный пресвитер.    Уже отмеченные нами места Деян. XX:17, 28 и Тит. I:5, 7.    Напр., Епископ Иннокентий «О степенях таинства священства», Прав. Собеседн. 1868 года, Июнь, стр. 186 и след:, Троицкий. «Послание к Тимофею и Титу», стр. 157 — 178: А. Клитин, «Подлинность посланий к Тимофею и Титу», стр. 232 и след.; П. Полянский, «Первое послание к Тимофею», стр. 181 и след.    Напр., св. Иоанн Златоуст «Беседы на послание к Тимофею», стр. 4 — 5 изд. 1859 года; блаженный Феодорит, «Толкование на послание к Тимофею», т. 7 стр. 684 — 685, изд. 1861 года; срав. Евсевий, «История Церкви», кн. 3, гл. 4, стр. 116 русского перевода, изд. 1848 г. и др.    Можно даже отметить, что к Тимофею прямо прилагается наименование δικονος (1 Тим. IV:6; ср. 2 Тим. IV:5), как впрочем называет и себя сам Апостол (напр. 1 Корф. III, 5; 2 Коре. III, 6: Кол. I:23 и др.). Но и без особых доказательств ясно, что наименование δικονος, прилагаемое Апостолом Павлом к себе и Тимофею, имеет смысл общий, а не частный и указывает на служение вообще, а не на ограниченное служение «при трапезах», подобно Деян. VI, 2 и дал.    Глава 57.    Гл. 47. 4    Гл. 42.    Стр. 69 настоящего сочинения.    Гл. 44, стр. 145.    Гл. 44, стр. 145.    Преосв. Макарий, преосв. Сильвестр, проф. А. Катанский и др.    τ γρ ρχιερε διαι λειτουργαι εσν, κα τος ερεσιν διος τπος προσττακται, κα λευταις ιδαι διακοναι πκεινται. Migne, s. gr. t. 1 рад. 289.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

древ. лит. II, 193, 199. Петровский А . Апост. лит. Прил., 63). 2113 с. 528 2114 Августин . Пис. 178. 2115 Radulphus Tungriensis . De canon. obserwat. propos. 23. 2116 Вайсон. Соб. пр. 3. 2117 Григорий Великий . Пис. VII, 12; II, 63. 2118 Сар. VI, 205, 197 . Lufl . Liturgik, II, 70. 2119 Mabillon . Comment, in ord. Rom. II, 34. 2120 Притч. 16:4; Евр. 2:10; Ин. 17:4. 2121 1 Пет. 5:11 по некоторым кодексам. 2122 1 Тим. 1:17; 1 Пет. 4:11; Апок. 1:6; 1 Тим. 6:16. «Слава и держава» — обычное заключительное славословие и в Евхологии, приписываемом Серапиону, еп. Тмуитскому IV в. (Дмитриевский А . Евхологий IV в. Серапиона, еп. Тмуитск. Киев, 1894). 2123 1-е посл. Климента Римского 20, 12; 61, 3. Учение 12 апостолов, 8, 3; 9, 3; 10, 3. Апостольские Постановления. VIII, 11, 20. 2124 Мф. 5:13 (в сирском тексте: «Царство и слава»); Апостольские Постановления. VII, 47; VIII, 12. 2125 Иуд. 25; Апок. 5:13; 1 Клим. 64. Мучение Поликарпа, 20, 2, 21. 2126 1 Клим. 65, 2. Апостольские Постановления. VIII, 13, 15. 2127 Апок. 7:12. Goltz . Das Gebet, 158. 2128 Swainson . The Greek Liturgies, 220, 222, 228, 246, 266, 302. 2129 Funk X . Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderb., 1905, II, 189. – Однородно с нашими возгласами, только гораздо обширнее, заключительное славословие на еврейской пасхальной вечере: «Ибо Тебе, Господи Боже наш, Боже отцев наших, да будет пение, хвала, слава, песнь, держава, господство, честь, величие, освящение, Царство, благословение и благодарение отныне и до века» ( Карабинов И . Евхаристическая молитва, 5). Ср. 1 Пар. 29:11. 2130 1 Тим. 2:1. 2131 Златоуст . На 1 Тим. бесед. 6. 2132 Вар. 1:10—12. Ср. 1 Езд. 6:10. 2133 Иосиф Флавий . О войне иуд. II, 11. 2134 Киприан . Пис. Деметр. 2135 Оптат Милевитский Прот. донат., 3. 2136 Евсевий Церковная история. IV, 60. 2137 Феликс, папа . Пис. к вост. церкв. Геласий, папа . Пис. к еписк. Дардан. 2138 Евагрий . Церковная история. III, 34. 2139 Lufl . Liturg. II, 56. 2140 Concil. german. I, 244. Lufl . Liturgik. II, 52. 2141 Капитулярий Карла Великого 801 г., гл. 1. 2142 Думают, что это устранение сделано первоначально в Папской Области, где папа был и царем, и распространилось в эпоху реформации, когда короли стали принимать ее. Но поминание царя сохранилось в сплошь католических странах. Собор Пражский 1605 г. требует «всегда сохранять и свято блюсти древний и похвальный обычай нашей Церкви – молиться при совершении литургии за папу, предстоятеля, царя и царицу» (пр. 19). 2143 Lufl . Liturgik. II, 58—61. 2144 Swainson . The Greek Liturgies, 32, 284. Собр. древн. лит., 216. Еп. Порфирий . Вероуч. богосл. коптов, 142, 196, 214. Богослужение абиссин, 52, 61, 66. Петровский А . Апост. лит., 75. 2145 Греч. ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в., л. 2 об. Моск. Син. библ. 381 XIII-XIV в., л. 1. Слав. ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в., л. 3; 678/386 XV в., л. 5 об.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Господь с вами. Простите. Съ завтрашним Праздником! Конверты хороши. 9/VI 37 г. Любящий тебя твой дядя.   Письмо 63 # Дорогая и родная племянница моя, Варя съ домашними твоими, здравствуйте! Вчера (28/V ст. ст.) ввечерУ получил ваше поздравительное письмо (отъ 4/VI) съ маминой карточкой , за что очень благодарю, но как-то жалко ее, что она хотя карточкой попала туда, где очень часто – въ безумии – и это, может быть, послужит оправданием, так поносится, так унижается дорогое имя матери и слышатся прочие «безумные и бoroмepзkie глаголы» ! О, Боже мой! О, Боже мой! Отъ этаго мои страдания, моя болезнь увеличиваются... но за все благодарю Тя, Господи! Благодарю тебя за слово утешения, только не смущайся: Pυργ приходил ко мне, а не за мной – по чувству сердца – и целовал меня, приветствуя и благодаря за мое поучение. Окно настоятельно чините. Ж полезнее не скорбеть, а иметь «усталость» – как сказано: «виждь с е и тр м и ос ви в г м » . Ел – благословение и благожелание въ путь. Вы вдвоем съ тетей Кс – «ту Есмь посреди их» (ср. Мф 18:20) – желаю вам успеха. Машу приветствую, благодарю и благословляю на поездку. Благословение Господне на всех вас. А Валя Простите. Захвати клюквенный экстракт. 11/VI Любящий тебя твой дядя.   Письмо 64 # Дорогая и родная племянница моя, Варя съ домашними твоими, здравствуйте! Вчера (17/VI) получил твое письмецо отъ 11/VI (карандашное) и за все – и за посланныя деньги (отъ 6/VI) и посылку (отъ 8/VI), которых я еще не получил, благодарю, а первыя деньги я получил давно, о чем и писал въ свое время. За мыльный «совет» благодарю, а вот черныя нитки очень, очень нужны. У вас очень жарко, а у нас около недели холодно и идут дожди. Опять отъ вас съ В исааковская конфетка! – δξα τ Ψε , умудряющему вас! Итак, послезавтра Pυργ должен предстать για Τρцε, , τρπετ, , οжαθ " ! Въ этот праздник он был венчан венцом тленным (μτρою ) и въ сей же день получит «венец правды» (2 Тим 4:8). У меня скоро будет нужда въ моих сухариках въ сахаре – 50 . Μρ душам вашим и Саш ой – я тоже болею самооправданием – помолитесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Васюка Попова 29. Родивонова и др. 30. Стасина 31. Михеева 32. Васильева 4. Келтушский погост 1. Парфена Тимоф. с сыном 2. Якова Юрьева Кобылкина XII. 91–97 4. Онаньки и бр., Тимошк. Юрьева и Ив. Онцыф. 5. Федора Михайл. Зуева 6. Васюка Федор. Хотенкова 7. Илейк. и Овсейка Грид. и Гав. Ив. 8. Якова и др. Панкратовых и Кон. Кал. 9. Мини Родив., Ленк. и М. Фил., К. Кон. 10. Якима Фомина Карпова 11. Ески Иван. Плавкова 12. Онцыф. и Федка Микиф. 13. Стешка Гридина 14. Тим., Пашки и Ески Костиных 15. Дениска Олешкова 16. Ефима Климова и др. 17. Сид. и Ондр. Кучкова 18. Оброс. Ивашкова и др. 19. Васюка, попова сына, Александрова 20. Малышкиных-Черновских 21. Самойлика-Перхина и др. 22. Парф. Як. Кратова и др. 23. Якуша Безлепицы Ивашкова 24. Гриди и Ст. Токаревых 5. Егор.-Лопский погост 1. Васюка Богд. Гучева 2. Тим. Олферова 3. Михаля Повича 6. Никол.-Ижерский погост 1. Фил. и Макс. Фом. Сверчиных-Кречатниковых 2. Микиты Репницына 3. Еремы и бр. Иван. Кречатниковых 4. Куземка Фед. Горбунова 5. Гавр. Кузм. Кречатникова 6. Куз. Кузм. Кречатникова-Косина 7. Матф. Ив. Кречатникова 8. Игн. Митр. Буйносова 9. Андр. Сочевицына 10. Трофим. Лукина и В. Денисова VI. Корельский уезд 1. Городенский погост Обеж или луков 1. Грив. Ив. Рокульского 2. Гриди да Степ. Кузьминых-Лукиных 16 ½ об. 12 лук. 3. Мик. Павлова Рокульского 4. Исака Павлова Рокульского 5. Микиф. Яковля Рокульск. 10 ½ об. 6. Стефана Кузмина Балакшина брата 11 ½ об. 7. Нестер. Широкого Кеверя 8. Ортема Игумнова 9. Ив., Ст., Григ. и Вас. Яков. 10. Палки Морозова 11. Захара Семен. Морозова 12. Мих., Ив. Филиных, Онцыф. Онтоман. и Гр. Петрова 13. Онцыф. Ондреян. Пясткина, Пал. Сер. и Олекс. Юрьева 14. Игнат. Оник., Гр. В. Клавышевых, Ан. Як. Клавышевой 15. Як., Игн. и Куз. Сидков. Онаньин.-Мокрых 16. Федка Овдок. и В. Ивашк. 17. Онис. Кота Микифорова 18. Онц. и Мих. Ондр. Деицыных и Зах. Вас. 19. Микиф., Сам. и Мамонка Варламовых 20. Фед., Онашк., Ив., Сем. и Палки Петруш-х Крупиновых 21. Федота и Фед. Борисовых-Иьиных 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

17. У св. И.Дамаскина: Господу Богу твоему покланяйся или будешь поклоняться (indic. fut. вм. imper. aor.) 18. Втор. VI, 4. 3. 19. Исх. XX, 3. 20. Ibid., 4. 21. Пс. XCVI, 7.. 22. Иер. X, 11. 23. Евр. I, 1. 2. 24. Ин. XVII, 3 25. Рим. I, 25. 26. Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens.. 27. См. выше: примеч. 18 и 19. 28. Исх. XX, 4. 29. Втор. IV, 12. 15. 16. 17 – 2 Кор. III, 6. 30. Втор. IV, 19. 31. Ср. примеч. 26. 32. Исх. XX, 3. Втор. V, 8. 9. Вместо: Аз есмь Господь Бог твой у св. И Дамаскина стоит: ваш, - Втор. XII, 3. – Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 33. Втор. IV, 12. 12. – Деян. XVII, 29 34. Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 35. Еф. IV, 13. 14. … Гал. III, 25. 36. См. примеч. 30. 37. Фил. II, 6. 7… 38. У св. И.Дамаскина стоит един.ч. (=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но наоборот – несколько выиграет. – Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53-е к 3-му слову. 39. Быт. XXIII, 7. 9. Ср. Деян. VII, 16. 30. Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3… 41. Иак. I, 17. 42. Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 43. а) Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102-е пр. 3-го слова. 44. Orat. 2 de Theologia (см. у Lequ.). 45. Рим. I, 20. 46. (см. у. Lequ.). 47. 1 Кор. X, 1-4. 48. Исх. XXXIV; 28. Евр. IX, 4. 49. Пс. CXXXI, 7. 50. Быт. XXXIII, 3. 51. Быт. XLVII, 7; XXIII, 7. 52. Исх. XXV, 18. 53. Евр. VIII, 5. Исх. XXV, 40. 54. Евр. X, 1. 55. Еккл. III, 1. 56. Вар. III, 38–1 Тим. III, 16. 57. Мф. XXVII, 33. 58. Исх. XXXI, 1-6. 59. Исх. XXXV, 4-11. 60. Гал. V, 2. 61. Ibid., 4. 62. 2 Кор. III, 18. 63. Иис.Нав. IV, 8. 11. 21…. 64. 1 Цар. II, 30. Иез. XVII. 16. 65. Гал. IV, 7. 66. Рим. VIII, 17. 67. 1 Ин. III, 2. 68. Стоящее в подлиннике слово " … " , согласно с Lequ. (см. у него подстр.примеч.) мы считаем излишним, и потому оно оставлено нами без перевода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

17. У св. И.Дамаскина: Господу Богу твоему покланяйся или будешь поклоняться (indic. fut. вм. imper. aor.) 18. Втор. VI, 4. 3. 19. Исх. XX, 3. 20. Ibid., 4. 21. Пс. XCVI, 7.. 22. Иер. X, 11. 23. Евр. I, 1. 2. 24. Ин. XVII, 3 25. Рим. I, 25. 26. Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens.. 27. См. выше: примеч. 18 и 19. 28. Исх. XX, 4. 29. Втор. IV, 12. 15. 16. 17 2 Кор. III, 6. 30. Втор. IV, 19. 31. Ср. примеч. 26. 32. Исх. XX, 3. Втор. V, 8. 9. Вместо: Аз есмь Господь Бог твой у св. И Дамаскина стоит: ваш, - Втор. XII, 3. Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 33. Втор. IV, 12. 12. Деян. XVII, 29 34. Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 35. Еф. IV, 13. 14. Гал. III, 25. 36. См. примеч. 30. 37. Фил. II, 6. 7 38. У св. И.Дамаскина стоит един.ч. (=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но наоборот несколько выиграет. Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53-е к 3-му слову. 39. Быт. XXIII, 7. 9. Ср. Деян. VII, 16. 30. Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3 41. Иак. I, 17. 42. Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 43. а) Дальше следующее в тексте отрицание: излишне: ср. 102-е пр. 3-го слова. 44. Orat. 2 de Theologia (см. у Lequ.). 45. Рим. I, 20. 46. (см. у. Lequ.). 47. 1 Кор. X, 1-4. 48. Исх. XXXIV; 28. Евр. IX, 4. 49. Пс. CXXXI, 7. 50. Быт. XXXIII, 3. 51. Быт. XLVII, 7; XXIII, 7. 52. Исх. XXV, 18. 53. Евр. VIII, 5. Исх. XXV, 40. 54. Евр. X, 1. 55. Еккл. III, 1. 56. Вар. III, 381 Тим. III, 16. 57. Мф. XXVII, 33. 58. Исх. XXXI, 1-6. 59. Исх. XXXV, 4-11. 60. Гал. V, 2. 61. Ibid., 4. 62. 2 Кор. III, 18. 63. Иис.Нав. IV, 8. 11. 21. 64. 1 Цар. II, 30. Иез. XVII. 16. 65. Гал. IV, 7. 66. Рим. VIII, 17. 67. 1 Ин. III, 2. 68. Стоящее в подлиннике слово " " , согласно с Lequ. (см. у него подстр.примеч.) мы считаем излишним, и потому оно оставлено нами без перевода. 69. Пс. LXXXI, 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

Бог Отец есть Начало жизни, ее Источник в преимущественном смысле. Сын Божий есть как бы самая сущность жизни, ибо в Нем явлено, что есть жизнь Божия, в чем она заключается. Дух Св. есть самая сила жизни или Дыхание жизни. Это ясно уже из Ветхого Завета. Дух Божий обнимает Собой вселенную в самом начале творения, как совершающая творение Сила. Он даруется при его творении человеку. Тварь созидается и обновляется Духом (Пс., CIII, 28–30); пустыня делается садом, когда изливается на нее Дух Божий (Ис., XXXII, 15). Господь Бог дает «дыхание народу на ней (земле) и Дух — ходящим по ней» (XLII, 5). Духом уст Божиих творится весь небесный мир (Пс., XXXII, 6). Дух Божий возрождает падший Израильский народ (Иез., XXXVII, 14). Книга Иова тоже настаивает на животворящей силе Духа Божия: «Если Он возвращает в Себя Дух Свой и отнимает от нее ее дух, всякая плоть погибает сразу и человек возвращается в прах» (Иов, XXXIV, 14–15). И дух пророческий и дух разумения и силы человеческой от Духа Божия, и Мессия преимущественно перед всеми помазан Духом (Ис., XI, 2–4, XLII, 1, XLVIII, 16, LXI, 1). Новый Завет особенно много говорит о животворящем действии Духа Св. в духовной жизни человека. Им совершается наше духовное возрождение (Ио., III, 1–13; Де., VIII, 14–25, X, 44–47, XI, 15–16). Св. Духом мы усыновляемся Богу (Рим., VIII, 14–16), становимся «жилищем Божиим» (Еф., II, 20–22)… У ап. Иоанна часто говорится о Духе под символом «живой воды» (Ио., IV, 10–15, VII, 37–39; Ап., VII, 17, XXI, 6, XXII, 1, 17); от Бога — дух жизни (Ап., XI, 11); «Дух животворит, плоть не пользует ни мало!» (Ио., VI, 63). Замечательно отождествление Духа Св. с Силой Божией. Св. Дух именуется Силой Всевышнего (Лк., I, 35) или Силою свыше (XXIV, 49). Часто упоминается о силе Духа (Де., I, 8; Рим., I, 4, XV, 13; Еф., III, 15). Бог дал нам силу, любовь и целомудрие (I Тим., I, 17). И ап. Петр пишет, что мы возрождены «Силою Божией» (I Пет., I, 3–5)… Силою названы и Бог Отец (Mt.¿ XXVI, 64) и Сын Божий (I Кор., I, 24)… Бог именуется Силой, очевидно, потому, что Он есть Начало жизни и действия — Живущий и Действующий. Это относится ко всем Ипостасям, но особенно ко Св. Духу, ибо Он есть как бы сама Сила жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

53 . Умершие не могут быть крещены (Карф. 26). 54 . Не следует без крайней нужды крестить находящихся в состоянии плотской нечистоты (Тим. 6). 55 . Крещение должно совершать в храме, а в иных местах только с разрешения епископа (VI Вс. с. 31:59). 56 . Крещение запечатлевается помазанием святым миром (Лаод. 48). 57 . Совершение литургии вне храма может быть допущено только с благословения епископа (Двукр. 12). 58 . Для совершения Евхаристии должно быть употребляемо виноградное вино, растворяемое водой, и чистый пшеничный хлеб (Ап. 3; VI Вс. с. 32). 59 . От плодов земных в алтарь вносится только то, что необходимо для богослужения (Ап. 3, 4; VI Вс. с. 57, 99; Карф. 46). 60 . Священнослужители, соборно совершающие божественную литургию, непременно да причащаются Святых Христовых Тайн (Ап. 8). 61 . К евхаристии следует приступать в состоянии воздержания, мира душевного и внутренней сосредоточенности (VI Вс. с. 39; Карф. 58). 62 . Причащению Святых Тайн должно предшествовать плотское воздержание супругов (Тим. 5, 13; Дион. 3). 63 . Не следует без самой крайней нужды приступать к Святым Тайнам в состоянии плотской нечистоты (Тим.7; Дион. 2:4). 64 . Имевший нечистое сновидение по испытании своей совести, да судит о том, можно ли ему причаститься Святых Тайн (Дион. Алекс. 4; Тим.12). 65 . Готовящийся к причащению Святых Тайн и нечаянно проглотивший воду, может причаститься (Тим. 16). 66 . Душевнобольной, если не хулит, может причащаться Святых Тайн (Тим. 3). 67 . Умирающие да не лишаются Святого Причащения, даже если они находятся под епитимией (I Вс. с. 13; Григ. Нис. 2, 5; Карф. 7). 68 . Формы преподания Святых Тайн народу могут быть различны, но всегда должны соответствовать святости таинства (VI Вс. с. 101). 69 . Никто из мирян да не преподает себе Божественных Тайн, когда есть епископ, пресвитер или диакон (VI Вс. с. 58). 70 . Никто да не преподает Святых Тайн телам умерших (VI Вс. с. 83; Карф. 26) . 71 . Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресного дня и праздника Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров (VI Вс. с. 52; Лаод. 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010