Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 января 1940 года в городе Батайске Ростовской области. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1974 году назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику. С 1974 по 1983 год — старший помощник инспектора, а с 1983 по 1985 год — заведующий Церковно-археологическим кабинетом. К началу 90-х — наместник Киево-Печерской лавры. В 1992 году смещен с настоятельства за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. В настоящее время клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Самаре, духовник Самарской семинарии. Архимандрит Георгий (Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1973 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Изучение наследия святителя Феофана стало главным трудом жизни отца Георгия: им была составлена симфония по трудам святителя, к 1988 году он готовил материалы к канонизации святителя Феофана, в 1990 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Архимандрит Георгий преподавал в МДА историю Русской Церкви, общую церковную историю, догматическое богословие, гомилетику. В 1989 году отец Георгий — старший помощник инспектора МДА. В 1990 году в течение нескольких месяцев был ректором Тобольской семинарии. Собрал материалы к канонизации радонежских святых: преподобных Кирилла и Марии, преподобного Варнавы Гефсиманского и архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

В предисловии к изданию также отмечается, что «в книгу не включены имена святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, празднование которому по благословению Святейшего Патриарха Кирилла было установлено в 2011 году, — а это еще около ста подвижников. О них готовится отдельное издание». «В издании рассматриваются периоды захвата власти, массовых грабежей церквей, расстрелов священнослужителей (1917-1920), изъятия церковных ценностей (1921-1923), раскулачивания и коллективизации (1929-1931), Большого террора (1937-1938), преследований христиан накануне и во время Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы (1939-1952)», — говорится в предисловии. В книге рассматривается период 1917-1952 годов, однако отдельные лица подвергались гонениям вплоть до середины 80-х годов. Следует отметить, что с 1953 года характер репрессий изменился — расстрелов было мало, однако верующих арестовывали, закрывали храмы, священнослужители лишались государственной регистрации. При подготовке издания были использованы материалы Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного архива Московской области, Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации, архивов Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии и других архивов, а также базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке», издания по истории Русской Православной Церкви ХХ — начала XXI веков, публикации, посвященные истории городов и монастырей Московской области, ее церковным деятелям, воспоминания родственников и духовных чад насельников лавры, а также тех, кто оказывал помощь изгнанникам за веру. В увековечивании памяти пострадавших за веру особое участие принял насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Георгий (Тертышников; 1941-1998). Троице-Сергиева лавра / Патриархия.ru

http://radonezh.ru/2022/01/05/1-y-tom-kn...

13 ноября пострадал священномученик протоиерей Василий Архангельский, с 1885-го по 1891 год служивший в храме села Ахтырка. 8 декабря был расстрелян священномученик Василий Парийский, с 1928 по 1936 год служивший в Тихвинском храме села Титовское. Священномученик Василий Архангельский 26 февраля 1938 года пролила свою кровь за Христа преподобномученица монахиня Ирина (в миру Ирина Михайловна Хвостова). Она родилась в 1882 году в деревне Агинтово Сергиево-Посадского района, приняла постриг в Московском Новодевичьем монастыре, с 1910 по 1917 год проживала при Троице-Сергиевой лавре. В 1938 году была арестована в селе Никульское Константиновского (ныне Сергиево-Посадского) района. 23 сентября 1937 года была расстреляна мученица Татиана Гримблит . Эта удивительная подвижница и талантливая поэтесса всю свою жизнь посвятила служению находящимся в узах священнослужителям. С 1926 по 1937 год жила в селе Константиново, где в свое время служил священномученик Феодор Дорофеев, там же и была арестована. Десять лет минуло с тех пор, как было установлено празднование Собору новомучеников и исповедников Радонежских. В Собор тогда вошли имена 24 святых. За прошедшие десять лет были открыты новые имена и страницы истории подвижничества на Радонежской земле, и сегодня Собор включает уже 81 подвижника. Мы имеем возможность засвидетельствовать подвиги и мученичество людей, еще совсем недавно ходивших по Радонежской земле В увековечивании памяти пострадавших за веру особое участие принял насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Георгий (Тертышников; 1941–1998). Являясь членом Синодальной комиссии по канонизации святых, он подготовил материалы для прославления преподобномученика Кронида и других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Благодаря отцу Георгию и продолжателям его дела мы имеем возможность засвидетельствовать подвиги и мученичество людей, еще совсем недавно ходивших по Радонежской земле. Уже сейчас известно, что в годы гонений и репрессий ХХ века в Сергиевом Посаде и его окрестностях за веру пострадало около пятисот православных христиан.

http://pravoslavie.ru/143346.html

Собранный материал представлен в виде синодика с краткими биографическими комментариями. Синодик содержит около пятисот кратких жизнеописаний и состоит из двух томов. В первом томе представлены сведения о братии и пострижениках Троице-Сергиевой лавры, ее скитов, подворий и приписных монастырей — от Патриархов до послушников, всего более двухсот биографических справок. Второй том состоит из трех глав: в первой приводятся имена и судьбы начальствовавших, профессоров и преподавателей Московской духовной академии, во второй главе собраны сведения о священнослужителях Сергиево-Посадского благочиния, в третьей содержатся жизнеописания проживавших в городе и окрестностях монахинь и мирян. В предисловии к изданию также отмечается, что «в книгу не включены имена святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, празднование которому по благословению Святейшего Патриарха Кирилла было установлено в 2011 году, — а это еще около ста подвижников. О них готовится отдельное издание». «В издании рассматриваются периоды захвата власти, массовых грабежей церквей, расстрелов священнослужителей (1917–1920), изъятия церковных ценностей (1921–1923), раскулачивания и коллективизации (1929–1931), Большого террора (1937–1938), преследований христиан накануне и во время Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы (1939–1952)», — говорится в предисловии. В книге рассматривается период с 1917 по 1952 гг., однако отдельные лица подвергались гонениям вплоть до середины 80-х годов. Следует отметить, что с 1953 г. характер репрессий изменился — расстрелов было мало, однако верующих арестовывали, закрывали храмы, священнослужители лишались государственной регистрации. При подготовке издания были использованы материалы Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, Центрального государственного архива Московской области, Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации, архивов Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии и других архивов, базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке», а также издания по истории Русской Православной Церкви ХХ — начала XXI веков, публикации, посвященные истории городов и монастырей Московской области, ее церковным деятелям, воспоминания родственников и духовных чад насельников лавры, и тех, кто оказывал помощь изгнанникам за веру. В увековечивании памяти пострадавших за веру особое участие принял насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Георгий (Тертышников; 1941—1998).

http://bogoslov.ru/event/6171872

– Батюшка! Душа человеческая перед вами открыта, как лицо в зеркале: не выслушав духовных нужд и скорбей бывшего сейчас богомольца, вы ему все высказали. Отец Серафим молчал. Иеромонах Антоний продолжал: – Теперь я вижу: ум ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего. Преподобный Серафим положил правую руку на уста своему собеседнику и сказал: – Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог – сердцеведец, а приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). Затем преподобный рассказал, как некоторые укоряли святителя Григория Богослова за то, что он приблизил к себе Максима-циника. Но святитель сказал: «Един Бог ведает тайны сердца человеческого; а я видел в нем обратившегося от язычества в христианство , что для меня велико». Отец Антоний не отступал: – Да как же, батюшка, вы не спросили купца ни единого слова, и все сказали, что ему потребно? Преподобный Серафим начал объяснять: – Он шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я, грешный Серафим, – так и думаю, что я грешный раб Божий, – что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решив умом: в таких случаях всегда делаются ошибки» (9, с. 148–149). Епископ Леонид 10 , викарий Московской епархии, в 1849 году записал замечательный рассказ, слышанный им от некоего отца Феодора. Иеромонах Антоний рассказывал отцу Феодору, что когда он постригся в монахи, было у него пламенное желание того жития, образец которого встречал он в книгах отеческих, им прочитанных: ему хотелось, по примеру древних, начать с того, чтобы волю свою бросить в горн послушания, совершенно отречься от себя и предать волю свою в волю избранного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Братие и сестры! Господь Иисус Христос должен родиться и пребывать также и в наших сердцах. Он Сам говорит: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23). “Истинный христианин, — учит Святитель Игнатий (Брянчанинов), — почивает в Господе, и Господь почивает в нем”. Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим. Разве не знаете, — пишет апостол Павел, — что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16). Сердце истинного христианина Святый Дух созидает духовно и преобразует в жилище Божие. Такой христианин становится богоносцем и, начиная уже здесь, на земле, свою вечную жизнь, обретает бесценное сокровище, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21), то есть достигает подлинной цели земной своей жизни, ибо, по словам духовного писателя, “христианин тот, кто носит в сердце своем Христа”. Братие и сестры! Господь наш Иисус Христос — посреди нас. Он завещал Своим ученикам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20). Христос невидимо стоит у дверей сердец наших и взывает: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр 3:20). Откликнемся же на зов Спасителя нашего, исполним Его святую волю, и тогда мы сможем сказать вместе с апостолом Павлом: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Аминь. Святитель Христов Николай — великий молитвенник за весь род христианский Братие и сестры! Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь перенесения в г. Бар святых мощей великого угодника Божия — святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это торжество связано со следующим историческим событием. В XI веке турки-сельджуки начали наступать на христианский Восток, предавая все огню и мечу и производя страшные опустошения. Они овладели городом Миры Ликийские в Малой Азии, где покоились мощи святителя Николая. Тогда святитель Николай является одному благочестивому пресвитеру в г. Баре Италийском и велит перенести свои мощи из Мир в город Бар. Христиане снаряжают особый корабль и приплывают в Малую Азию. Как богомольцы они приходят в церковь, где лежали святые мощи святителя Николая, раскапывают землю, обретают священную раку и, открывши ее, находят ее полною благоухающего мира, истекшего от мощей угодника Божия. Священники благоговейно переносят мощи на корабль и благополучно прибывают в город Бар 9 мая 1087 года.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

В журнале письма публиковались попарно в форме вопроса-ответа, однако архимандрит Георгий (Тертышников) в приложении к кандидатскому сочинению разделил переписку на две части, разместив в разных рубриках: «Письма Феофана Затворника к разным лицам» и «Письма духовных лиц к епископу Феофану» (См.: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 1. Загорск, 1973. С. 35–75. (Машинопись)). Мы воспроизводим именно этот вариант размещения писем и публикуем ответы епископа Аркадия на с. 581. Примечания к письмам принадлежат издателям «Христианского чтения». В Берлинское братство Изд. по: Письмо епископа Феофана-Затворника в Берлинское братство//Душеполезное чтение. 1904. Т. III. С. 589. Письмо предварялось обращением в редакцию: «Давно уже я имел намерение прислать в редакцию «Душеполезного чтения», где помещаются, почти не прерываясь, письма приснопамятного епископа Феофана, можно сказать, предсмертное письмо его ко мне, по поводу избрания его почетным членом нашего Братства. Письмо писано от 29 дек[абря] 1893 года, а 6 янв[аря] 1894 года Владыка уже отошел ко Господу! Вот это письмо, хранимое Братством как благословение и молитвенная память великого подвижника, сочетавшего в своем лице подвиги иноческие с величайшею ученостию, оставившего, подобно святителю Тихону, власть епископскую как служение трудносовместимое с обетами истинного монашества! Посольской в Берлине церкви протоиерей Алексей Мальцев ». Афонскому монаху Владиславу Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к Афонскому монаху о. Владиславу, в Москве//Душеполезное чтение. 1899. Т. II. С. 642–648; Т. III. С. 143–150, 288–300, 508–513. Без комментариев. В. С. Д. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к В.С.Д.//Душеполезное чтение. 1902. Т. I. С. 432–433. Письмо сопровождалось сноской: «Автор прислал в редакцию «Душеполезных чтений». Имелся в виду – адресат. В. Т. Изд. по: Наставления сомневающейся в силе поминовения умерших. Неизданные письма святителя Феофана//Душеполезный собеседник. 1908. Январь. Вып. 1. С. 24–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Публикация в «Домашней беседе» сопровождалась следующим стихотворным текстом, размещенным перед письмом: «Небо голубое Было ли для них там Убрано звездами; Дело искупленья?.. хочется узнать мне – Темен, непонятен. Что это за звезды? Хитрая наука Кто в них обитает – Шлет ответ мне смелый, Ангелы ль Господни, Разум изумляя. Души ли отшедших, Но вопрос не тронут, Иль иные твари? И сомненье в сердце Знают ли жильцы те Голосам тревожным Бедствия паденья? Душу порождает. Стихотворение В. Асконенского. Изд. 1845 г.». Ответ на вопрос. Изд. по: Ответ на вопрос. Из писем к редактору//Домашняя беседа. 1869. Вып. 43. С. 1105–1107. Без комментариев. Разрешение недоумений. Изд. по: Разрешение недоумений. Из писем к редактору//Домашняя беседа. 1869. Вып. 44. С. 1124–1127. Без комментариев. Смущенному вольномыслием. Изд. по: Письмо духовного отца к смущенному вольномыслием. Из рукописей святителя Феофана//Душеполезный собеседник. 1898. Июнь. Вып. 6. С. 169–176. Без комментариев. Чем заняться? Изд. по: Чем заняться? (По письмам святителя Феофана)//Душеполезный собеседник. 1906. Июль. Вып. 7. С. 201–202. Без комментариев. Письма из архивов В этом разделе публикуются никогда не издававшиеся ранее письма святителя Феофана. Здесь мы полностью воспроизводим особенности оригинала: разночтения в написании строчных и прописных букв, датировки и т. д. И. Д. Андрееву. Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2 ч. Ч. 1. Загорск. 1973. С. 1–33. (Машинопись). Письма хранятся в архиве МДА. Буквы, заключенные в квадратные скобки, добавлены при расшифровке писем о. архимандритом Георгием (Тертышниковым) . О. А. Новиковой. Изд. по: Письма епископа Феофана Затворника к Ольге Алексеевне Новиковой. Москва. РГАЛИ. Ф. 345, опись I, ед. хр. 811. Протоиерею И. Г. Переверзеву. Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 1. Загорск. 1973. С. 142–150. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Был у меня священник К. и в разговоре два случая рассказал весьма примечательные. Однажды поздно вечером приходят из дальней слободы к К. и просят для совершения требы, но его дома не было. Поздно возвратясь домой, он узнал от домашних, что из того-то дома приходили и просили исповедать и причастить больного. Священник взял с собой дьячка и пошел к больному. Приходят в дом и видят, что больной в тоскливости ходит по избе. «Кто из вас присылал за мною?» – говорит священник. «Я, батюшка, до смерти тоска одолела, исповедай меня и приобщи святых тайн!» Священник исповедал больного, который казался ему не так опасен и довольно в силах. Священник открыл святые дары, приготовил, прочел молитву «Верую, Господи», причем больной, стоя на ногах, твердо читал за ним молитву. Но, когда священник поднес святыню на лжице к устам больного, тот стискивает зубы и не может разинуть рта. Священник говорит: «Отвори рот». Больной силится и не может. Наконец больной протянул руку на полку, где лежал кочадык (железное орудие, которым лапти ковыряют, или плетут), и стал свои зубы раскрывать им, но ничем и никак не может раскрыть. Священник поставил святые дары на стол и спросил: «Что такое с тобой?» Больной свободно говорит: «Господь запер уста мои; не могу, батюшка, принять, разве вышиби мне передние два зуба, и тогда нельзя ли?» Священник видит, что, когда он говорит, тогда раскрываются зубы, а когда он станет готовиться преподать ему, то опять стиснутся. Больной стал плакать, стал молиться, молился и священник, но раскрытия уст не было. Священник удалился, обещав поутру прийти к больному, но, пришедши поутру, застал его уже отходящего и лишенного причастия. О причине тайной, которая может быть ведома священнику, я не мог спрашивать его. Другой случай. Просят на квартал штатных служителей для требы к умирающей штатнослужительской старухе. Также священника дома не было, был для требы в другом месте, а потому и замедлил, но, возвратясь, пришел к старице. Войдя в дом, ничего ни с кем не говоря, прямо подходит к умирающей, лежащей под образами, и говорит: «Желаешь ли исповедаться и приобщиться святых тайн?» Больная очень твердо отвечает: «Желаю, батюшка, исповедаться и причаститься святых Христовых тайн». В это время священник позади себя слышит от семейных испуг и удивление, но о чем, он не знал. Выслав их на время исповеди из избы и пригласив по исповеди, стал приобщать святых тайн. Умирающая ясно и твердо прочитала молитву «Верую, Господи» и приняла святые тайны. Он благословил ее и, выходя из дома, спрашивает: «Что вы давеча зашумели?» – «Да, батюшка, мы тебе не успели сказать: ведь у нее задолго до тебя отнялся язык. И то нас испугало и удивило, что, когда ты спросил, у нее открылся язык и она с такой твердостью говорила, как, по слабости, давно не говорила». Священник оборотился, чтобы взглянуть на старуху, а она уже отошла ко Господу, сложа руки крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Рассказал мне видение наказательное от ангела, когда он захворал в понедельник Пасхи. «Увидел я, – говорит, – перед Херувимской песней, когда вошел в алтарь, чтобы кадить, что по правую сторону в алтаре стоит в голубом стихаре светлый и страшный ангел, – так я и затрясся. Вдруг он метнулся от престола и очутился близ меня, взял с меня орарь, поручи и, наконец, стихарь скинул, и положил, где обыкновенно кладут. Потом взял обе мои руки назад, и вывихнул, и ударил по ноге, говоря: «Скорее этого я бы из тебя душу взял, но вон кто о тебе умоляет», – и показал рукою к жертвеннику. Тут я увидел другого ангела в белом стихаре, унылого и умоляющего оставить меня, наказав, на покаяние. «Это, – говорит, – твой ангел-хранитель». Я залился слезами, а он сказал: «Исправляйся» – и скрылся. В сию минуту я почувствовал, что у меня ноги едва волочатся и рука не действует, и я едва мог довершить литургию. Отслужа, лег в келлии и более не вставал». Ныне часто он видит ангелов и бесов без всякого страха. На вопрос: «Отчего ты не боишься?» отвечает: «Не они страшны, а страх в сердце нашем есть, но когда Господь отнимет этот страх, то видится все по своему естеству, и бояться нечего». IV. Лавра Страдалец иеродиакон Варлаам больничный скончал подвиг свой на земле и пошел к небесам. Накануне кончины соборовали его маслом, в день кончины приобщили святых тайн, а в два часа пополудни почил о Господе блаженным упокоением. Быв в совершенной памяти, хотя тупо, но до последней минуты говорил. Велел дочери 3 , бывшей при нем, подать камилавку и прочую одежду, приготовленную давно на смертное тело. Когда поднесли одежду, одевайте, говорит, пришли уже, при преподобном Сергии отхожу, – и с этим словом окончил жизнь. V. Лавра Ноября 7-го, 1836 г. С послушником С., служащим при больнице, случился необыкновенный припадок. Он был в беспамятстве. По временам делались у него конвульсии, и, видно, чрезвычайный страх и трепет был во всем его теле и душе. Едва расслышать можно было, что он беспрерывно шептал: «Ангеле-хранителю мой, сохрани меня! Преподобие отче Сергие, помилуй меня, защити меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010