28 ноября 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему православные приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашки, но вскоре оставил епархию. 24 октября того же года императорским указом для православных приходов на севере этой территории был утвержден митрополит Алексий (Андреевич, ум. 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части. 25 апреля 1742 г. на кафедру Горно-Карловацкой епархии был избран Павел (Ненадович, впоследствии митрополит Карловацкий). Его права австрийская императрица Мария-Терезия подтвердила 6 апреля 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католического епископа Загреба. В мае 1745 г. католический епископ запретил епископу Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католической епархии. Местные власти третировали православное духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Епископ Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митрополит Алексий и епископ Павел открыли училища в Плашки и Залужнице близ Врховине. Епископ Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда епископа Павла и смерти митрополита Алексия, в 1749 г. администратором обеих епархий стал архимандрит Даниил (Якшич). 18 сентября 1750 г. указом императрицы к Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, приходы в Лике и Крбаве — к Горно-Карловацко-Приморской епархии. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович, ум. 15 мая 1753). На кафедру 2-й 19 августа 1752 г. вступил епископ Даниил (Якшич, ум. 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в мужском монастыре Гомирье, духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу.

http://pravoslavie.ru/41366.html

25 апр. 1742 г. на кафедру Г.-К. е. был избран Павел (Ненадович , впосл. митрополит Карловацкий). Его права австр. имп. Мария Терезия подтвердила 6 апр. 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католич. епископа Загреба. В мае 1745 г. католич. епископ запретил еп. Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католич. епархии. Местные власти третировали правосл. духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Еп. Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митр. Алексий и еп. Павел открыли уч-ща в Плашках и Залужнице близ Врховине. Еп. Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда еп. Павла и смерти митр. Алексия в 1749 г. администратором обеих епархий стал архим. Даниил (Якшич) . 18 сент. 1750 г. указом императрицы Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, Горно-Карловацко-Приморской епархии - приходы в Лике и Крбаве. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович;15 мая 1753). На кафедру второй 19 авг. 1752 г. вступил еп. Даниил (Якшич; † 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в муж. мон-ре Гомирье , духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу. Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия //ПЭ. Т. 9. С. 565), но местные прокатолич. власти были настроены к православным враждебно. Так, в 50-60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину правосл. город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные правосл. приходы, запретив въезд в город правосл. священникам. В ответ на протесты еп. Даниила в город было направлено неск. комиссий, к-рые докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало.

http://pravenc.ru/text/166231.html

В конце 1692 — начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительное время пребывал Сербский (Печьский) патриарх Арсений III Чарноевич. Здесь он собирал массы верующих и проповедовал, а также навещал окрестных воевод. Это ещё более повысило значимость Лепавины, которая, после передачи монастыря Марча униатам, стала важнейшим центром православия в районе. Когда в 1734 году православные Вараджинского генералата получили право на своего архиерея, было решено, что его резиденция будет находиться в Лепавине, в то время как местопребыванием униатского епископа стал монастырь Марча. Так как Лепавина находилась на периферии сербских поселений, православная епископская кафедра была перенесена в г. Северин, а новообразованная сербская епархия получила название Лепавинско-Северинской. Первым её епископом стал преосвященный Симеон (Филипович), умерший позднее в следственной тюрьме в г. Копривница и похороненный в Лепавине — его смерть была ещё одним последствием навязывания унии местным православным жителям. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства во время правления императрицы Марии Терезии (православие даже на некоторое время было запрещено, а Лепавина должна была перейти к униатам) существующий монастырский храм был построен в первой половине XVIII века. Построением руководил архимандрит Никифор, бывший «протопоп Хорватии» и священник в с. Писаница, где ранее также воздвиг красивую церковь. 25 марта 1753 года новая церковь была освящена епископом Костайницко-Зринопольским Арсением (Теофановичем), который преимущественно проживал в Северине. В 1941 году, при усташском режиме Независимого государства Хорватия, братство Лепавины было арестовано и отправлено в концентрационный лагерь, иеромонах Иоаким (Бабич) был убит, а остальные монахи изгнаны в Сербию. 27 октября 1943 года монастырь подвергся бомбардировке. Храм и монастырский корпус получили сильные повреждения. В пожаре погибли иконостас и все церковное убранство — сохранилась только часть богатой монастырской библиотеки. После Второй мировой войны [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Лепавинский_му...

Болгарским издательством выпущена книга Радко Попова «Иисус Христос в Коране» 17 декабря 2008 г. 19:14 Крупнейшее православное издательство Болгарии «Омофор» выпустило книгу богослова и многолетнего редактора Би-би-си Радко Попова «Иисус Христос в Коране». Отзывы и предисловие : Профессор Цветан Теофанов, филолог-арабист, переводчик Корана на болгарский язык Увлекательная книга православного богослова Радко Попова является ценным исследованием одной из важных проблем, связывающих и разделяющих христиан и мусульман. Не скрывая своего несогласия с некоторыми положениями Корана, автор стремится к глубокому, подробному и объективному анализу исламского представления об Иисусе Христе. Радко Попов приложил немало усилий, чтобы охватить и обобщить немалые по количеству и внушительные по объему источники. Насыщенное эрудицией, но вместе с тем и доступное для широкого читательского круга исследование помогает налаживанию столь необходимого сегодня взаимопонимания и уважения между верующими вне зависимости от их религиозной принадлежности. Антоний Георгиев, издатель, бывший редактор Би-би-си и заместитель директора радиостанции «Свободная Европа» Радко Попов пришел в Би-би-си из Гейдельбергского университета. Во время летних каникул 1980-81 гг. он проходил стажировку в качестве программного ассистента, а в 1982 г. после победы в конкурсе занял редакторскую должность и создал единственную в то время в мире еженедельную религиозную радиопрограмму на болгарском языке «Религия и вера». С тех пор он начал профессионально интересоваться исламом. В период с 1982 по 1998 г. Радко Попов создал на Би-би-си более 600 радиопередач по религиозной тематике — в основном по христианским вопросам, но была затронута и исламская тема — в эфире прозвучали такие передачи, как «Пророк Мухаммед и возникновение ислама», «Рамазан — месяц поста» и т.д. В апреле 1990 г. он организовал в Софии коллоквиум с участием православных богословов и мусульманских ученых по теме «Общие этические ценности христиан и мусульман». Отредактированная Р. Поповым запись рефератов и дискуссий затем вышла в эфир Би-би-си. Среди многих его авторских программ есть такие, как «Болгарская православное сообщество Стамбула» (1989 г.), «Болгарский монастырь Зограф на Святой Горе» (1991 г.), «Церкви болгар в Бессарабии» (1992 г.), «История Православной Церкви в Македонии» (1993 г.) и «Верования цыган в Болгарии» (1994 г.). В 1995 и 1997 гг. Радко Попов участвовал в международных конференциях, организованных Вселенским Патриархом Варфоломеем по теме «Экология и религия», которые затем отразил в серии радиопередач по Би-би-си.

http://patriarchia.ru/db/text/511623.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии состоится международный симпозиум «Триалог между авраамистическими религиями: Иудаизм, Христианство и Ислам (приоткрытие традиций и ценностей)» 10.11.2009 В Болгарии в ноябре этого года состоится международный симпозиум, посвященный теме «Триалог между авраамистическими религиями: Иудаизм , Христианство и Ислам (приоткрытие традиций и ценностей)», сообщает сайт «Двери.Бг». Симпозиум, посвященный взаимодействию трех мировых религий, состоится с 13 по 15 ноября в Софийском университете под патронажем митрополита Видинского Доментиана (Болгарская Православная Церковь). Организаторами форума выступили Научно исследовательский проект «Библия - база для диалога в культурной жизни и конфессиональных взаимоотношений в Болгарии», Международное бюро фонда К. Аденауэра, институт «Библия - Культура - Диалог», Высший евангельский богословский институт и Высший исламский институт. В симпозиуме примут участие представители духовенства трех религий, представители Мусульманского объединения в Болгарии, еврейской общины Болгарии, представители европейских церквей и деноминаций, эксперты и ученые из Австрии, Германия, Кипра, Македонии, Румынии, России и Швейцарии. В программе симпозиума заявлены следующие доклады: «Роль и функции религиозных руководителей» (митрополит Струмицкий Наум, Македонская Православная Церковь); «Образ Христа в исламе и Христианстве» (монсеньор Алберт Раух; Институт Восточноевропейских Церквей, Регенсбург); «Предпосылки для межрелигиозного диалога с исламом. Евангельская перспектива из Германии» (д-р Й. Шнайдер; Центр церковно-социального служения, Ганновер, Евангелическая церковь Германии); «Христианский и исламский фундаментализм» (проф. Ц. Теофанов; Факультет классической и новой филологии, Софийский университет); «Публичность - место для встречи Христианства и ислама в Болгарии» (д-р К. Стаматова; Богословский факультет, Софийский университет);

http://drevo-info.ru/news/7445.html

А ведь в ту пору всякий ждал смерти каждый день. Считали мы, что лучше совершить отпевание прежде кончины, чем никогда. Наши священники поколебались было сделать это, но в конце концов согласились. При совершении отпевания мы плакали, но не скорбели. Могу вам сказать, что после окончания отпевания в наших душах воцарился покой – и готовы мы были ради Христа без страха идти и в темницу, и на костер, и под меч, и на виселицу. Никогда до того Христос не был нам дороже и ближе. Некоторые из тех сорока умерли – либо как узники, либо как свободные, – а я и еще несколько моих товарищей вот живем. Размышляя о том, хорошо ли мы поступили или нет, вспомнили мы евангельское повествование о Марии, излившей миро на ноги Иисусовы. И когда некоторые злые люди сердились на это, Иисус ответил: Оставьте ее; она сберегла это на день Моего погребения ( Ин.12:3–7 ). Ведь это по сути дела был для Него чин погребения наперед, прежде смерти на Голгофе. Так [это произошло] и с нами в Кикинде. Простите нас, если мы согрешили. Но после войны в [каждую] годовщину нашего отпевания мы [неизменно] раздавали щедрую милостыню и питали многих сирот – и вот это продолжается уже целых пятнадцать лет. Сестра из Чуруга: «Наше братство в Чуруге многочисленное и давнее. Вероятно, вы слышали, что наш храм – самый большой в Воеводине. Впрочем, помимо огромного храма есть у нас и два других достояния: во–первых, богатая богомольческая история, а во–вторых, наш духовный учитель и наставник, протоиерей Теофанович. О нашем движении в Чуруге давно писал еще знаменитый протоиерей и ректор Карловацкой семинарии Йован Вучкович. Писал с любовью и пониманием, порицая одного церковного начальника, презиравшего нас и ставившего ни во что. В ту пору я еще девочкой обходила с местными, бачскими и банатскими, богомольцами наши славные обители начиная с Войловицы и Ковиля и вплоть до Раваницы и Прибиной главы. Тогда это называлось малым паломничеством. Кто совершал его трижды, считалось, что побывал на Святой Горе Афон. А кто семь раз – того приравнивали к посетившему Гроб Господень в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...