Поэтому причащение необходимо, «доколе Он придет». А потом? Да и потом Святое Причащение будет нужно человеческому существу в вечном Царстве Господа славы. Поэтому на святой литургии, после Святого Причащения, мы и молимся умилительно и с любовью: «О, Пасхо велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило: подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».    Бесконечна таинственность и потенциальная святость человеческого тела: оно сотворено Святой Троицей, ради Святой Троицы. Поэтому второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, и принимает в Свою вечную Ипостась человеческое тело на всю вечность. И в нем Он сокровиществует величайшие и важнейшие тайны и Божественные святыни: тайну Церкви, тайну человека, тайну мира. Весь путь Христова тела являет и доказывает следующий факт благовестия: наше человеческое тело создано для того, чтобы шествовать по пути пресвятого воскресшего и вознесенного тела Христова. Эту небесную, Божественную истину возвещает богомудрый Апостол, благовествуя о человеческом теле: «Тело... для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?... А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:13-15, 17, 19-20).    Для чего человеку дано тело? — Чтобы быть святым Божиим храмом, в котором богоподобная душа денно и нощно служила бы Богу Живому и Истинному. «Тело... для Господа, и Господь для тела». Вот — Божественное предназначение тела. Хотя и выглядит оно тленным, ибо грех поразил его смертью и сделал смертным, тело было сотворено Богом для бессмертия, для вечности, для Божественного благовестия и радости — «для Господа». А что и в самом деле человеческое тело создано «для Господа», лучше и убедительнее всего показывает тот факт, что Господь воспринял на Себя тело, «стал плотию» (ср.: Ин.1:14), жил в теле, воскрес с телом, вознесся в теле и навсегда остался в теле, восседая одесную Бога Отца, превыше всех небес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Природа тела в отношении к живущему в нем духу состоит в том, что оно является, с одной стороны, послушным орудием для велений духа, а с другой – средством проявления духа, ощутительным его откровением. Тело имеет общую жизнь с духом, их можно различать, но нельзя отделять и противопоставлять. Разумеется при этом определении имеется в виду или изначальное, первозданное состояние тела, неискаженное грехом, или состояние прославленного, одуховленного тела, тела Христа воскресшего, но под него не подходит теперешнее состояние нашего тела, которое силою своей чувственности и материальности является темницей для духа. Именуя Церковь телом Христовым, апостол свидетельствует о таком единении Христа с человечеством, которое раскроется на Страшном Суде, когда сам Господь засвидетельствует явно о Своем присутствии в каждом человеке: «что сделали вы одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, и что не сделали одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:40, 44). Апостол научает поэтому и отдельных членов Церкви смотреть на тела свои, как на члены Тела Христова. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (Кор.6.15). Другое определение Церкви, которое дается Словом Божиим, заимствовано из брачных отношений Церковь именуется Невеста Христова или Жена Его: ( 2Кор. 11:2 , Откр. 21:9, 22:7 .) «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девою» (2 Коринф. 11,2) «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца» ( Откр. 19 7–8) «И сказал ангел: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (21,9,10). И самая тайна брака изъясняется апостолом как «тайна во Христа и в Церковь » (μυδτριον μγα) (Εф. 5:32). В этих уподоблениях выражена та же самая мысль, что и выше. Отношение жениха и невесты и в особенности мужа и жены осуществляется, с одной стороны, соединением двух во едино даже и в плотском отношении «и будета два в плоть едину» ( Быт. 2:26 , Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(Ст. 13). Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит [c греч. буквально: «соделает недействительным», «упразднит»] . Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем, и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем. (Ст. 14). Бог же, Который Господа из мертвых воскресил, также и нас с Ним воскресит силою Своею, то есть чрез Христа Своего. (Ст. 15). Не знаете, что тела ваши члены суть Христовы, которые Он искупил и в которые вселился? Итак, взяв члены, в которые Христос вселился, соделаем ли тело для блуда? (Ст. 16). Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом [греч.: будут двое в плоть одну. Тело вместо плоть — это особенность сир. перевода (см.: 2 Кор. 4:10–11)] (ср.: Быт. 2:24). (Ст. 17). Но когда соединяемся с Господом нашим, один дух бываем. (Ст. 18). Будем бегать блуда. Всякий грех, какой совершит человек, хотя бы и подвергал его второй смерти (Апок. 2:11. 20:6, 14), однако же вне тела его есть. Так, кто убивает или ворует, тот нимало не соединяется чрез убийство или воровство (с тем или другим человеком). Но кто блудит, у того не только ум (душа) прилепляется к встретившейся ему женщине, но соединяется также и тело его, почему и сказано было: будут двое плотью одной. Итак, блудящий против тела своего грешит, ибо тот, кто незадолго пред тем был членом Христа, чрез блуд делается членом блуда. (Ст. 19). Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? [буквально с греч.: храм сущаго в вас Святаго Духа]. Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши суть члены Христовы, — а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши суть храм Духа Святаго, Который обитает в вас, — дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворил (ср.: Ин. 14:23). (Ст. 20). Когда, говорит, сохраните ваши тела от всякой нечистоты, то прославьте Бога, Который обитает в телах ваших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

5) Сектант: Православные целуют мощи, а Господь запретил даже прикасаться к телам умерших: «И ни к какому умершему не должен он приступать, даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя“ ( Лев. 21: 11 ). «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней».( Чис. 19: 11. 9: 6 ). Объяснения православного: Тела ветхозаветных людей, находившихся под грехом и проклятием, были не чисты, но и то, тела не всех людей: и тогда Господь прославлял тела святых Своих, и тогда тела их, даже останки их, почитались за святыню. Не были бы взяты живыми на небо Энох и Илия, если бы тела их были не чисты, ибо туда «не войдет ничто нечистое“ (От. 21: 27); не перенесли бы Евреи с великим торжеством кости патриарха Иакова из Египта в землю Ханаанскую ( Быт. 50: 1–13 ), и Моисей не взял бы с собою из Египта кости патриарха Иосифа ( Исх. 13: 19 ), и царь Иосия не почтил бы костей «человека Божия“ и пророка из Самарии, если бы кости их считали нечистыми ( 4Цар. 23: 17–18 ); не прославил бы, наконец, Сам Бог тело пророка Елисея, которое «пророчествовало и после смерти его“ ( Сир. 48: 14 ), – и кости его, чрез которые Он воскресил мертвеца ( 4Цар. 13: 20–21 ). Разве может нечистое творить Божии чудеса и давать жизнь умершему? Если в Ветхом Завете тела обыкновенных умерших людей считались, по закону Моисееву, нечистыми,то теперь этого закона для нас уже нет: только «до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере“ (в Иисуса Христа) ( Гал. 3: 23–25 ), теперь «нет ничего в самом себе нечистаго; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто“ ( Рим. 14: 4 ). Поэтому сектантам можно сказать словами ап. Павла: «для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся..., не дотрагивайся..., по заповедям и учению человеческому»? ( Кол. 2: 20–23 ). Разве могут тела не только святых, а и обыкновенных христиан, принимавших в таинствах благодать Св. Духа, соединявшихся в таинстве св. Причащения со Христом, быть нечистыми, когда само слово Божие так говорит христианам об их телах: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога“? ( 1Кор. 6: 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Его Второго пришествия. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес. 4, 16 ). В текстах Священного Писания мы видим не только веру Церкви в воскресение мертвых во время Второго пришествия Христова, но и то, какими будут эти тела. Из всего православного предания мы знаем, что тела будут духовными. Христос объявляет, что люди в будущей жизни не будут иметь элементов плотяности. Известно, что после падения человек облекся в тление и смерть, и, следовательно, образ его зачатия, его чревоношения и вскармливания относится к жизни после падения. Но это, конечно, благословил Бог ради умножения человеческого рода. А после воскресения это состояние будет упразднено, и люди будут жить, как Ангелы. Христос говорит: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк. 20,35–36 ). Тела святых, несмотря на то, что еще здесь предвкушают славу Божию, потому что имеют нетварную благодать Христову, тогда преобразятся и станут телами славы. Апостол Павел говорит, что Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3, 21 ). Как тело Христово получает сияние от Божества, так просияют на небе и тела праведных. Будет, конечно, большая разница между телом Христовым и телами святых. Потому что тело Богочеловека стало источником нетварной благодати Божией, в то время как тела святых сами освящаются этой благодатью Божией. Кроме того, из Предания мы знаем, что человек воспринимает обожение, в то время как Христос это обожение соделывает. Апостол Павел развивает учение о воскресении мертвых в своем Первом Послании к Коринфянам. Видимо, некоторые коринфяне находились под влиянием философских идей о человеческом теле. Апостол Павел пишет, что если тела не воскреснут, тогда и Христос не воскрес из мертвых (см. 1Кор. 5, 12–16 ). Потом он отвечает на вопросы, заданные, видимо, коринфянами, о том, как воскреснут мертвые и какие у них будут тела (см. 1Кор. 15, 35–41 ). Отвечая на эти вопросы, он использует пример из чувственного мира. Человек сеет маленькое семя, и Бог этому семени дает иное тело. Довод состоит в следующем: человек не сеет пшеницу, а семя, и из семени этого изводится другое тело, в соответствии с семенем. То же самое будет и в воскресение мертвых. Силою Христовой произойдет воскресение тел. И тела, несмотря на свою одинаковость, будут иметь различное служение. Мертвые восстанут нетленными, потому что, как он говорит характерно, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор.15:35–38 ). Итак, «каждому семени свое тело», каждое семя производит себе свойственное растение, так точно и тела праведников и грешников будут по воскресении обладать разными свойствами. Разность дел произведет различие и в самых телах. Тела, в деятельности которых святилось, прославлялось имя Божье, воссияют в царствии небесном через свои добрые дела. Говорим: эти тела, бывшие орудием благочестивой деятельности, будут сиять как солнце, т.е. будет святиться славою в царстве славы, наподобие того как лучится светом солнце, луна и все звезды. Так и по различию степени праведности праведники будут иметь не одинаковую славу, на основании апостольских слов: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе, так и в воскресении мертвых» (ст. 41, 42). Какие же будут тела по воскресении? Вот вопрос, занимавший плотское мудрствование коринфских христиан. Борьба духа и плоти заставляла строить предположения, какие же будут тела в загробной жизни: те ли, какие были на земле – тела тленные, немощные, уничтоженные, влекущие душу ко греху, немало препятствующие в нравственном совершенствовании и познании истины, удаляющие от славы и жизни блаженной – или по воскресении они (тела) будут обладать свойствами новыми, противоположными первым? И этот вопрос решает св. Павел, говоря: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (ст. 42–44). Итак, по воскресении тела будут нетленны, славны, сильны, духовны, бессмертны, легки, удобоподвижны, тонки, быстры в движении и перемещении настолько, что никакие преграды не смогут их удержать. И, наконец, сохранят плоть и кости, как в этом удостоверяет Сам Иисус Христос Своим прославленным телом. Это общая принадлежность новых тел по их воскресении, свойственная как праведникам, так и грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Кто прикоснется к мертвому телу какого–либо человека, нечист будет семь дней». ( Чис. 19:11; 9:6 ) 5) Тела ветхозаветных людей, находившихся под грехом и проклятием, были не чисты, но и то тела не всех людей: и тогда Господь прославлял тела святых Своих, и тогда тела их, даже останки их, почитались за святыню. Не были бы взяты живыми на небо Энох и Илия, если бы тела их были не чисты, ибо туда «не войдет ничто нечистое» (От. 21:27); не перенесли бы евреи с великим торжеством кости патриарха Иакова из Египта в землю Ханаанскую ( Быт. 50:1–13 ), и Моисей не взял бы с собой из Египта кости патриарха Иосифа ( Исх. 13; 19 ), и царь Иосия не почтил бы костей «человека Божия» и пророка из Самарии, если бы кости их считали нечистыми ( 4Цар. 23:17–18 ); не прославил бы, наконец, Сам Бог тело пророка Елисея, которое «пророчествовало и после смерти его» ( Сир. 48:14 ), – и кости его, через которые Он воскресил мертвеца ( 4Цар. 13:20–21 ). Разве может нечистое творить Божьи чудеса и давать жизнь умершему? Если в Ветхом Завете тела обыкновенных умерших людей считались, по закону Моисееву, нечистыми, то теперь этого закона для нас уже нет: только «до пришествия веры мы заключены были под стражей закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (в Иисуса Христа) ( Гал. 3:23–25 ), теперь «нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто» ( Рим. 14:4 ). Поэтому сектантам можно сказать словами ап. Павла: «для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся..., не дотрагивайся..., по заповедям и учению Человеческому»? ( Кол. 2:20–23 ). Разве могут тела не только святых, а и обыкновенных христиан, принимавших в таинствах благодать Св. Духа, соединявшихся в таинстве св. Причащения со Христом, быть нечистыми, когда само слово Божие так говорит христианам об их телах: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога»? ( 1Кор. 6:19–20 ). Впрочем, сами сектанты признают всю слабость и неосновательность их возражения о том, что мощи святых не чисты, ибо на деле сами же себе противоречат, так как после погребения умерших грешных своих «братьев» и «сестер» не очищают себя очистительной водой, почему по закону, написанному в той же книге Числ, на которую сектанты ссылаются, они за это должны быть все истреблены, ибо после приводимых сектантами слов мы дальше читаем в этой книге следующее: «он (прикоснувшийся к мертвому) должен очистить себя этой водой в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого–либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительной водой, он не чист, еще нечистота его на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Люди же пасомые, или подчиненные духовной власти рукоположенных пастырей, должны быть в духовном повиновении у своих пастырей ( Евр.13:17 ). Этот духовный союз Церкви Христовой, полный порядка, любви, взаимоподчинения, и взаимопопечения апостол Павел ( 1Кор.12:13–30 ) описывает под образом устройства тела человека так: Все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (13), то есть, все верующие во Христа, не смотря на различие по своему происхождению и общественному положению на земле, одним благодатным даром Св. Духа возрождены в таинстве крещения и подкреплены благодатными дарами Св. Духа в других таинствах. Тело же, под которым здесь Апостол разумеет Церковь Христову, не из одного члена, но из многих (14). Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? (15–17). То есть, в теле человека не может один член отделиться от других и жить отдельною независимою от всего тела жизнью, нога сама по себе, рука тоже отдельно, глаз особо и проч.; но каждый член тела в общем составе тела, в союзе с другими членами, должен исполнять своё собственное назначение, то есть: нога ходить, руки делать, глаз видеть, ухо слышать и проч. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все части тела были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (18–20), то есть. Бог так устроил члены в теле, что они только все в своей совокупности составляют одно тело, и ни один из членов не может отказаться исполнять то назначение и служение в теле, какое ему дано от Бога, не может отделиться от других членов тела, сказавши им: вы мне не нужны , 11 я буду жить своею отдельною, особою от прочего тела жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каких сынов Божиих? Членов [тела] Сына Божия. И посредством любви такой человек сам станет членом, вступит через любовь в единство тела Христова, и будет единый Христос, любящий Самого Себя. Ибо когда члены любят друг друга, тело любит само себя. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). И что говорится далее? И вы – тело Христово и члены ( 1Кор.12:27 ). [Иоанн] чуть ранее говорил о братской любви: Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Если же ты любишь брата, то, быть может, ты любишь брата, но не любишь Христа? Как это может быть, если ты любишь члена [тела] Христова? Когда ты любишь членов [тела] Христова, ты любишь Христа; когда ты любишь Христа, ты любишь Сына Божия; когда ты любишь Сына Божия, ты любишь также Отца. Поэтому любовь не может быть разделена на части. Выбери для себя то, что любишь, и остальное последует за этим. Допустим, ты скажешь: «Я люблю только Бога, Бога Отца». Ты солжешь! Если ты любишь, то любишь не Его одного; но если ты любишь Отца, то любишь и Сына. Да, говоришь ты, я люблю [P. 416] Отца и люблю Сына, но только это: Бога Отца, Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который вознесся на небо и сидит одесную Отца, то Слово, через Которое все было сотворено, и Слово стало плотию, и обитало с нами (ср. Ин.1:14 ). Ты лжешь, ибо если ты любишь Главу, то любишь и члены; если же ты не любишь члены, то не любишь и Главу. Разве не слышишь ты гласа Главы, произносящего с небес от имени Своих членов: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ( Деян.9:4 ). Он назвал Своим гонителем гонителя членов [тела] Своего. Он назвал возлюбленного Своего возлюбленным членов [тела] Своего. Что такое члены [тела] Его, вы уже знаете, братья, это – Церковь Божия. 4 . Откуда мы узнаём, что любим сынов Божиих? Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Мы вздыхаем здесь из-за того, что исполнять заповеди Божии тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Опять обращается к прежде предложенному увещанию относительно блуда. Между тем, вооружает слово свое великими ужасами. Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Не сказал: соединить с блудницей, но, что, ужаснее, сделать членами блудницы. В самом деле, кто не ужаснется, слыша эти слова, то есть отторгнуть члены у Христа и сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. Показывает сказанное, то есть каким образом члены Христовы делаются членами блудницы. Чрез сообщение, говорит, мужчина делается едино с блудницею; потому и члены его, которые были членами Христовыми, становятся членами блудницы. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Смотри, как и самыми наименованиями блудницы и Христа продолжает и усиливает обвинение. Говорит, что соединяющийся с Господом делается не иным чем, как духом, так как не совершает ничего плотского, то есть становится духовным. Ибо единение с Господом подает ему освящение Духа. Показал в этих словах и то, каким образом верные делаются членами Христовыми. Бегайте блуда. Бегайте блуда. Предписывает бегать блуда, как некоего гонителя, от которого мы ни на одну минуту не можем быть безопасными, и напрягать все силы к тому, чтобы удерживаться от оного. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Блуд, говорит, оскверняет все тело, поэтому-то соблудившие обыкновенно и в бани ходят, свидетельствуя тем, что тело их осквернено. Итак, блудник грешит против самого тела, оскверняя и грязня оное.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010