В воскресные дни прибавляем дополнительные стихи: Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33 Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. По стихирах, Слава, стихира Евангельская. Слава: Стихира Евангельская. И ныне, Богородичен, глас 2 Лик: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Хор: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни./Потому, воспевая, взываем:/“Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое Лик: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мipa, помилуй нас. Вземляй грехи мipa, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. Хор: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мipa, помилуй нас. Подъемлющий грехи мipa, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Господи! хотя Ты и предстоял судилищу, судимый Пилатом, но не оставлял Своего престола, восседая со Отцом, и, воскресши из мертвых, освободил, мир от рабства врагу, как Милосердый и Человеколюбец. Преблагословенна еси Богородице Дево Слава и ныне: Песнь ко Пр. Богородице Гл. 2. Преблагословенна еси, Богородице Дево, Воплошщим бо ся из Тебе ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом. Тем воспевающе вопием: благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе. Преблагословенна Ты, Богородица Дева; ибо чрез Воплотившегося от Тебя пленен ад; выведен (оттуда) Адам; уничтожено проклятие; Ева освободилась; умерщвлена смерть (потеряла прежнюю силу), и мы призваны к новой жизни. Посему, прославляя все это, мы и взываем: благословен Ты, так соизволивший – Христос Бог наш – слава Тебе! По возгласе: Слава Тебе, показавшему нам свет: Славословие великое и Тропари по Славословии великом Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас; яко Ты еси един свят, Ты еси един Господь, Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим! (трижды). Слава в вышних (на небе) Богу, и на земле мир, к человекам благоволение! Славим Тебя, благословляем Тебя, покланяемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика Твоя слава. – Господи – Царь небесный, Бог, Отец, Вседержитель, Господи – Сын Единородный, Иисусе Христе и Святый Дух! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, принимающий на Себя грехи мира, помилуй нас; Принимающий грехи мира, приими молитву нашу. Сидящий по правую сторону Отца, помилуй нас. Ибо Ты – един свят, един Ты Господь – Иисус Христос , во славу Бога Отца. Аминь. – Каждый день я буду благословлять имя Твое и буду славить имя Твое во веки и в век века ( Пс. 68:31 ). Удостой, Господи, в этот день сохраниться нам без греха. Благословен Ты, Господи, Бог отцов наших, достохвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. Да будет милость Твоя, Господи, над нами, так как мы и надеялись на Тебя. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам (заповедям) Твоим ( Пс. 32:22, 118:12 ), (чрез исполнение которых я могу получить оправдание).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хвалебная песнь святого Амвросия Медиоланского , гл. 3 Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь , Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девичесюго чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь. Молитва перед трапезой Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даешь им пищу в свое время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая все живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови все, что Ты дал нам в пищу, и избавь нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе воссылаем славу с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Молитва после трапезы Благодарим Тебя, Христе Боже наш, за то, что Ты насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и небесного Твоего Царства. Но как некогда Ты пришел и стал посреди учеников Своих, мир даруя им, так и ныне приди к нам, Спаситель, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Мы благодарим Бога за то, что Он дал нам дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет. Но главное, мы благодарим за дарование истинного Света — Господа Иисуса Христа, освещающего нашу жизнь. Поэтому Великое славословие начинается те ми же словами, что звучали в начале Утрени — ангельской песнью, прославляющей Рождество Христово: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, взявший грех мира, помилуй нас. Взявший грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты — один Свят, Ты один — Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки. Аминь.

http://blog.predanie.ru/article/utrennee...

   4. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.    5. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.    6. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышущее да хвалит Господа».     На 2 глас. «Слава и ныне» и песнь Пресвятой Богородице: «ПреБлагословенна Ты, Богородица Дева, ибо воплотившимся от Тебя ад пленен, Адам из него возвращен, уничтожено проклятие, Еве дана свобода, смерть умерщвлена и мы призваны к жизни. Поэтому, воспевая, восклицаем: благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе».     Священник, воздев руки: «Слава Тебе, показавшему нам свет».     Народ: великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя за великую славу Твою. Господи, Царь Небесный, Боже, Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Святой Дух. Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, взявший грех мира, помилуй нас; взявший грехи мира, прийми молитву нашу; Сидящий по правую сторону Отца, помилуй нас, ибо Ты Один Свят, Ты Один Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня; исцели душу мою, так. как я согрешил пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты — Бог мой, и у Тебя источник жизни; во свете Твоем увидим свет. Продли милость Твою знающим Тебя».    «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» (трижды). «Слава и ныне». «Святый Бессмертный, помилуй нас». «Святый Боже…»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщы. Восприят Израиля отрока своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Прославляет душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем. Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут прославлять Меня все роды (т. е. племена). Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу могущества Своего, рассеял надменных помышлениями сердца их. Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, Аврааму и потомкам его до века. После каждого из стихов прибавляется песнь, (последняя половина песни «Достойно есть»): Честнейшую херувим... Это – песнь в честь Пресв. Богородицы. Она и воспета Ею Самою, когда Пресв. Богородица, получив архангельское благовестие о рождении Спасителя и узнав, что и родственница ее Елисавета, жена Захария, тоже скоро имеет родить сына, предтечу Христова, пошла навестить ее. И когда Елисавета, увидев Св. Деву Марию, Духом Св. узнала, что она предназначена быть матерью Спасителя, и так назвала Ее, то Пресв. Богородица, тоже научаемая Духом Св., воспела песнь: Величит душа моя Господа – о рождении Спасителя, обещанного Богом еще Аврааму, и о Своем величии чрез рождение сего Спасителя ( Лк.1:46–56 ). Пред пением этой песни диакон, подойдя к иконе Пресв. Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света (т. е. И. Христа Спасителя) в песнех возвеличим». Великое славословие Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет. Певцы: Слава в вышних (т. е. на небе) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю, Господи, Сыне Единородный Иисусе Христе и Святый Душе! Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас! Вземляй грехи мира, приими молитву нашу! Седяй одесную Отца, помилуй нас! Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Госп o дь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды). Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи! к тебе прибегох: научи мя творити волю Твою. Яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота. Во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный! помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Хор (все) на глас четвертый: Благодарим Тебя, человеколюбивый Господи, за Твои великие благодеяния, в жизни нашей бывшие. Прославляя Тебя, хвалим, благословим, благодарим, поём и величаем Твоё к нам милосердие и с любовью воспеваем Тебе: Благодетель и Спаситель наш, слава Тебе. 50-й ПСАЛОМ Чтец: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё. Совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня; ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобою единым согрешил и зло пред Тобой сотворил; праведен Ты в приговоре Своём и справедлив суд Твой. Ибо грешными зачат я, и грешным родила меня матерь моя. Ты же истину в сердце моём возлюбил, сокровища и тайны премудрости Твоей мне открыл. Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и сделаюсь белее снега. Дай мне услышать радость и веселье; возрадуются кости смиренные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего, и Духом Владычным укрепи меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровопролития, Боже, Боже спасения моего, воспоёт язык мой справедливость Твою. Господи, уста мои открой, и уста моя возвестят хвалу Твою. Если Ты захочешь жертвы — принесу, но всесожжение не нужно Тебе. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердце сокрушённое и смиренное Бог не отвергает. Одари, Господи, благой волею Твоей Сион, и да воздвигнутся вновь стены Иерусалимские; тогда и примешь жертву правды: возношение и всесожжение, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ (по календарю) Священник: И да сподобимся услышать святое Евангелие, Господа Бога просим! Хор (все): Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй! Священник: Премудрость, встаньте благоговейно, да услышим святое Евангелие! Священник: Мир всем! Хор (все): И духу твоему!

http://blog.predanie.ru/article/domashni...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

11) Правильное употребление всех мирских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:8). Спасайся. Письма 31 – 40   Письмо тридцать первое Вопрошаешь ты у меня: какие знаки истинного познания Божия? И правильно то делаешь. Ибо в этом состоит спасение наше и жизнь вечная, по учению Спасителя нашего: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Но я тебе в ответ апостольское слово предлагаю: Что мы познали Его, – говорит он, – узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди (1 Ин 2:3). Видишь из апостольского слова, что тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает. Знак познания Божия, в сердце его пребывающего, – это соблюдение Божиих заповедей. И напротив, не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же апостол учит: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин 2:4). Чем кто более познает Бога, тем более Его боится и любит, а чем более боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет, а чем усерднее волю Его исполняет, тем тщательнее и осторожнее заповеди Его соблюдает. В этом истинное богопочитание и все христианство состоит. Вот тебе краткий ответ, но всю христианскую должность заключает. Рассуждай об этом и не прельщайся нынешних христиан богопознанием и почитанием, у которых на языке исповедание Божие, но в сердце безбожие; показывай богопознание и богопочитание от дел твоих, а не от одних только слов. Спасайся.   Письмо тридцать второе Правильно спрашиваешь: как Бог познается и как может человек в истинное богопознание прийти? – и я тебе, по разуму и возможности моей, с помощью Божией отвечаю вкратце. 1) Сделанная вещь показывает делателя, и мастерство мастера, и строение архитектора, и благодеяние благодетеля; и чем лучше и мудрее дело, тем лучшего и мудрейшего делателя показывает, и большее благодеяние большего и высочайшего благодетеля представляет. Разум эту истину доказывает, и каждый день это перед нашими глазами является. Ибо, увидев какое дело, тотчас вопрошаем: кто это сделал? И так от дела приходим в познание делателя, и изрядно и мудро сделанное дело хвалим, и разуму делателя удивляемся. Так, вся тварь, небо и земля, и все, что наполняет их, показывает Творца своего, и будучи великим, создание Его представляет нам Его Великим, и будучи мудро сотворенным – Мудрым, и будучи из ничего сотворенным – Всемогущим. Об этом Псаломник святой воспел: Небеса проповедуют славу Божию (Пс 18:2). Рассматривая со вниманием сие великое, и изрядное, и прекрасное, и мудрое творение рук

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

11) Правильное употребление всех мирских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим 6:8 ). Спасайся. Письма 31 – 40 Вопрошаешь ты у меня: какие знаки истинного познания Божия? И правильно то делаешь. Ибо в этом состоит спасение наше и жизнь вечная, по учению Спасителя нашего: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин 17:3 ). Но я тебе в ответ апостольское слово предлагаю: «Что мы познали Его, -» говорит он, – «узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин 2:3 ). Видишь из апостольского слова, что тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает. Знак познания Божия, в сердце его пребывающего, – это соблюдение Божиих заповедей. И напротив, не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же апостол учит: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин 2:4 ). Чем кто более познает Бога, тем более Его боится и любит, а чем более боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет, а чем усерднее волю Его исполняет, тем тщательнее и осторожнее заповеди Его соблюдает. В этом истинное богопочитание и все христианство состоит. Вот тебе краткий ответ, но всю христианскую должность заключает. Рассуждай об этом и не прельщайся нынешних христиан богопознанием и почитанием, у которых на языке исповедание Божие, но в сердце безбожие; показывай богопознание и богопочитание от дел твоих, а не от одних только слов. Спасайся. Правильно спрашиваешь: как Бог познается и как может человек в истинное богопознание прийти? – и я тебе, по разуму и возможности моей, с помощью Божией отвечаю вкратце. 1) Сделанная вещь показывает делателя, и мастерство мастера, и строение архитектора, и благодеяние благодетеля; и чем лучше и мудрее дело, тем лучшего и мудрейшего делателя показывает, и большее благодеяние большего и высочайшего благодетеля представляет. Разум эту истину доказывает, и каждый день это перед нашими глазами является. Ибо, увидев какое дело, тотчас вопрошаем: кто это сделал? И так от дела приходим в познание делателя, и изрядно и мудро сделанное дело хвалим, и разуму делателя удивляемся. Так, вся тварь, небо и земля, и все, что наполняет их, показывает Творца своего, и будучи великим, создание Его представляет нам Его Великим, и будучи мудро сотворенным – Мудрым, и будучи из ничего сотворенным – Всемогущим. Об этом Псаломник святой воспел: «Небеса проповедуют славу Божию» ( Пс 18:2 ). Рассматривая со вниманием сие великое, и изрядное, и прекрасное, и мудрое творение рук

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010