ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение успешным проведением в Московской епархии и в других епархиях Русской Православной Церкви Дня славянской письменности и культуры. 3. Благодарить председателя, сопредседателей и членов Оргкомитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры в лице министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова и Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за организацию и проведение праздника. 4. Выразить благодарность Губернатору Московской области Б.В. Громову, Правительству Московской области, общественным организациям, деятелям науки, культуры и искусства Московской области за труды и содействие в проведении праздника на Подмосковной земле. ЖУРНАЛ 51 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2008 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в г. Твери и поступившем на имя Святейшего Патриарха письме от Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова с предложением включить в состав организационного комитета по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в качестве сопредседателя, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московских Духовных академии и семинарии — в качестве членов организационного комитета. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отметить важное значение празднования Дня славянской письменности и культуры для сохранения исторического и культурного наследия России и славянских народов. 2. Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в качестве сопредседателя, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Московских Духовных академии и семинарии — в качестве членов организационного комитета.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

В 1474 или 1475 г. патриарх Константинопольский Рафаил, быв ли сам подкуплен или исполняя приказание подкупленного султана, поставив в митрополиты литовские, на место умершего Григория, самозваного, не прошенного литовскими русскими, кандидата, некоего Тверского монаха, по имени Спиридона Сатану (авантюриста очень умного и ловкого и, вероятно, богатого). Когда московскими русскими было узнано об этом поставлении, то у них возникло опасение, чтобы патриарх с султаном не вздумали навязывать своих митрополитов и им и против возможности сего принята была на Москве та мера, что в так называемые повольные (собственно: обещатель- —69— ные в смысле: давать обязательство) грамоты, которые даваемы были новопоставленными епископами митрополиту, внесено было формальное обязательство не принимать митрополитов, посвященных в Константинополе, как утратившем – подразумевалось – православие. Спиридон прибыл в Литву, облеченный от патриарха саном ее митрополита, в 1476 г., а в повольной грамоте митрополиту Геронтию тверского епископа Вассиана, поставленного 6 декабря 1477 г., читается: „а к Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго (–шему) во Цариграде поставлена, во области безбожных турок, от поганого царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от турскаго области, не приступати мне к нему, ни приобщениа ни соединениа ми с ним не имети никакова“ 42 . Вызванная обстоятельствами намеренная проповедь правительства, будто после собора Флорентийского и взятия турками Константинополя изрушилось у греков православие, как мы сказали, несколько предупредила собою убежденную проповедь наших богословов, будто после собора греки заразились от латинян их еретическими новшествами в отношении к песни аллилуйя и к сложению перстов для крестного знамения. Очень может быть, что проповедь правительства дала нашим богословам мужество впервые высказать их убеждение. Но во всяком случае эта проповедь, хотя и прекратившаяся по миновании в ней нужды, должна была весьма сильно содействовать тому, чтобы укрепить действительное или искреннее мнение русских о поврежденности чистоты православия у позднейших греков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—363— кому за сочинение на тему. „Св. Климент Величский. Его жизнь и литературная деятельность“, и премию протоиерея С. К. Смирнова в 102 рубля – кандидату того же выпуска Анатолию Малевичу за сочинение на тему: „История Базилианского ордена в западнорусской церкви“. – 2) Кандидатам Анатолию Малевичу и Николаю Туницкому выдать, кроме того, по одной премии Митрополита Московского Макария в 97 рублей – за лучшие семестровые сочинения, написанные ими в течении первых трёх курсов, а кандидату Константину Успенскому – премию протоиерея И. Орлова в 32 рубля – за лучшие успехи в сочинении проповедей. – 3) Присуждение премии имени Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского, в 76 рублей, за отсутствием достойных оной кандидатских сочинений, – отложить до будущего года. – 4) Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1903 г. декаб. 31. По ст. IV. Преподавание в Академии естественнонаучной апологетики оч. желательно. Если найдётся компетентный преподаватель сего предмета, то 2000 рублей будут сохранены за Академией. Прочее смотрено и утверждается“. 1795 Здесь разумеется обширное „защитительное слово“, переведённое в 1-й части творений Никифора. В рукописном кодексе оно предшествует сочинениям против Константина. 1798 За неудобством печатать подлинник, даём русский дословный перевод. Римскими цифрами обозначены стихи, для удобства печатания и цитации, разделённые на более мелкие строки с арабскими цифрами. Курсивом в цитатах отмечены совпадения с Ветхим Заветом преимущественно и с Новым отчасти. 1802 Каждый стих состоит из двух половин, начинающихся одинаковой буквой, – у нас половины эти разделены пополам, так что стих подлинника равен нашим четырём. 1803 Наше самолюбие и иллюзия, которую мы питаем относительно своих сердец и своих деяний, заставляют нас незаметно передвигать пограничную линию, считая благодатью то, что просто естественно. 1805 Мать моя меня варила, Мой отец меня ел, Моя сестричка сидела под столом И считала все все мои косточки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

260 ПСРЛ. Т. 18. С. 87. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 19, 27, 351; Горский А.А. Политическая борьба на Руси в начале XIV в. и московско-ордынские отношения. С. 94, примеч. 40. 261 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 209–211. 265 Дмитрий Михайлович родился в 1298 г. (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 484–485; о дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 119–122). 267 21 марта 1311 г. митрополит Петр, находясь в Твери, поставил епископом в Ростов Прохора (см.: Клюг Э. Указ. соч. С. 135–136, примеч. 24), а сообщение о походе Дмитрия Михайловича предшествует известию об этом событии (ПСРЛ. Т. 18. С. 87); следовательно, поход состоялся не позже февраля – начала марта. 268 Позже в Нижнем княжил брат Юрия Борис (См.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 209–211), но с какого времени началось его княжение, неизвестно. 269 Одновременно с Михаилом в Орде побывал с жалобой еще один князь – Василий Александрович Брянский: его согнал с княжения в 1309 г. дядя – Святослав Глебович, по-видимому, при поддержке Юрия Даниловича; с приданными ему татарскими войсками Василий в 1310 г. вернул брянский стол (см.: Горский А.А. Брянское княжество в политической жизни Восточной Европы. С. 79–80, 86–88). В этом эпизоде ордынские силы выступили на стороне князя – противника ставленника Москвы. 273 Поставленный Петром вместо Измаила Варсонофий позже выступает как иерарх, дружественный Москве: зимой 1316–1317 гг. Петр ставит его епископом в Твери вместо своего заклятого врага Андрея; в 1326 г. Варсонофий, будучи тверским епископом, участвует в погребении в Москве Юрия Даниловича, убитого Дмитрием Михайловичем Тверским (ПСРЛ. М., 1965. Т. 15, вып. 1. Стб. 36; HIЛ. С 97). Н.С. Борисов считает, что Петр осенью 1312 г., после получения известия о смерти Тохты, отправился в Сарай и там снял в начале 1313 г. Измаила и поставил Варсонофия с санкции нового хана Узбека. При этом он ссылается на известие Никоновской летописи, что в Орде в связи с воцарением Узбека имел место « " съезд» владык» (Борисов Н.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сельская местность, село сегодня вымирает. Оно начало вымирать давно, даже не в последние десятилетия, но в том числе и в советское время, когда люди переселялись в города, оставляли свои дома. Сначала там оставались их родители, дедушки, бабушки, потом они умирали, дома становились дачами, потом и дачи забрасывались. Закрывались или разрушались храмы. К сожалению, я могу красноречиво свидетельствовать об этом и на примере Тверской области. Но для того, чтобы переформатировать жизнь в целом в России, нужно возвращаться к земле. Потому что человек создан возделывать землю. И человек, живущий на земле, при этом имеющий возможности для культурного и интеллектуального развития, хорошее образование, будет более здраво смотреть на этот мир. Он даже будет психически и физически более здоровым. К сожалению, сейчас, чтобы вернуться к этому и осознать, нужно проделать невероятно сложный путь. И если священник будет заинтересован в сельской жизни, будет любить село, иметь сельское хозяйство, самостоятельно обрабатывать землю и иметь таких же прихожан, которые хотят возрождать село, — а такие люди есть, в том числе среди москвичей, и их немало — это будет дорогого стоить. Но чтобы стать этим священником, нужно либо родиться в такой семье и перенять любовь к земле, эту преемственность, либо получить какие-то знания, какое-то образование. Все-таки далеко не каждый городской житель согласится жить на селе. У меня в епархии есть такие священники-подвижники, у которых по несколько сельских храмов. Они живут очень скромно, любят свою землю. У них есть дома, огородики, они любят людей. Но я боюсь, что пройдет какое-то время и эти священники окончат путь своего земного бытия, а когда они уйдут, на их место никто не придет, потому что подавляющее большинство молодых людей не хочет и боится сельской жизни. Вернуть людей на землю — это общая и церковная, и государственная задача. Тем более что земли у нас в России очень много, и хорошей, плодородной. Я сам мало разбираюсь в сельском хозяйстве, хотя мое детство во время каникул и выходных проходило в деревне у бабушки. Будучи школьником, вместе с ней я очень много работал в огороде. По крайней мере какие-то циклы посева, обработки и ухода, а потом сбора картошки я знаю. И как воду носили из колодца, чтобы жуков поливать отравой, — все это я прошел. Тем не менее я, конечно, до конца не понимаю, что такое сельская жизнь, потому что сам являюсь жителем городским. Но считаю, что воспитание сельских священников сегодня одна из актуальных задач нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6080727.ht...

630 (Миловидов – Миловидов Виктор Викторович (25.05.1871–12.08(30.12?).1937) – выпускник МДА. Сын священника с. Зеленые Горы Нижегородского уезда Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую ДС (1893), затем – МДА со званием действительного студента (1897) с правомна получение степени кандидата по сдаче новых устных испытаний по психологии, церковной археологии и литургике и представлении нового семестрового сочинения по метафизике. 24.08.1897 г. утвержден в степени кандидата богословия. С 25.10.1897 г. учитель русского и церковнославянского языков в Нижегородском ДУ. 12.08.1937 г. расстрелян в Казани. Поданным Казанского общества «Мемориал», расстрелян 30.12.1937 г. Подробнее о нем см.: ЦИАМ.Ф. 229. Оп. 4. Д. 2379. Личное дело студента МДА В.В. Миловидова; Казанское общество «Мемориал» (http://kazan.memo.ru/spisok.htm).) 631 (...о книгах, взятых из студенческой библиотеки... могут понадобиться для кандидатских сочинений... пусть подает студент заявление, книги ему будут выданы. – Речь идет о книгах, изъятых из студенческой библиотеки МДА в результате ревизии Академии в 1895 г. (о ревизии см.: Дневник. Т. 1. С. 280,515–516). Студенческая библиотека, основанная пожертвованиями купца А.В. Андреева и известного общественного деятеля И.С. Аксакова, состояла из трех отделений: два – из книг, пожертвованных Андреевым и Аксаковым, третье пополнялось добровольными взносами студентов и помещалось вотдельной комнате, где была устроена читальня. Все было организовано с разрешения ректора МДА архимандрита Антония (Храповицкого) . В результате ревизии были изъяты многие книги, в том числе сочинения Добролюбова, Чернышевского, Михайлова, Лескова, Писарева, Помяловского, Спенсера, Золя, о чем сильно сожалели студенты. См.: Тарасова В.А. С. 260.) 632 (Москвин – Москвин Александр Александрович (02.03.1873–?) – выпускник МДА. Сын священника из Бежецкого уезда Тверской губернии.Окончил Тверскую ДС (1893), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1897). По окончании МДА уплатил долг духовному ведомству за казенное содержание в МДА и Тверской ДС. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2481. Личное дело студента МДА А.А. Москвина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Пусть именно радость — то призвание христианина в этом мире, которое мы все вместе должны нести и все делать для того, чтобы пламя этой радости, надежды и веры никогда не угасало, — пусть эта радость сохраняется и приумножается несмотря ни на какие перипетии жизни, несмотря на испытания, которые посещают человечество. Ничто не может угасить христианской радости и веры в Бога. Именно об этом фильм. Он не о прошлом. Вернее, он не просто о прошлом, а о прошлом, которое оживает настоящим. Он о настоящем, которое устремляет нас в будущее», — отметил глава Тверской митрополии . «Я родился в Санкт-Петербурге, прожил большую часть жизни там и в Москве, и я даже не представлял, какой красивой и самобытной может быть центральная Россия. Работа над фильмом заняла более полугода, за это время я объехал на машине большую часть Тверской области. И, наверное, только теперь понемногу стал открывать для себя, что такое Россия и ее великая история, которую, может быть, не всегда удается разглядеть городским жителям за шумом мегаполисов. Тверская область стала для меня настоящим духовным открытием. Такой концентрации церквей и древних усадеб с прекрасной архитектурой в сочетании с невероятной природой я не встречал нигде в мире. Еще более меня потрясли люди, с которыми я встречался и говорил в процессе съемок. Искренние, душевные, сохраняющие детскую искренность и простоту, преданные своему служению Богу, Церкви и людям, которые их окружают. Они стали для меня открытием и со многими из них завязалась дружба.  К сожалению, мы были сильно ограничены временем в производстве фильма. Теперь я понимаю, что для того, чтобы рассказать хотя бы немного глубже обо всем том прекрасном, что есть в Тверской епархии, — не хватило бы и года съемок. Хочется передать другим как можно больше всего того, что мне удалось увидеть собственными глазами. Надеюсь, в будущем появятся новые фильмы, раскрывающие более подробно моменты церковной жизни на Тверской земле. Безусловно, в фильме упомянуты далеко не все достойные священнослужители и миряне, все это продиктовано временными ограничениями и возможностями. Тверская земля необычайно богата хорошими людьми.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Евфимий (Шутак) 28.08.1989 хирот. во еп. Мукачевского и Ужгородского; с 16.07.1996 в сане архиепископа. Елевферий (Богоявленский) с 1917 г. управ. Литовской епархией; с 28.06.1928 архиеп. Литовский и Виленский; с 24.12.1930 врем. управ. русскими западноевропейскими приходами; † 31.12.1940. Елевферий (Воронцов) 10.08.1943 хирот. во еп. Ростовского и Таганрогского; с 5.04.1946 архиеп. Пражский и Чехословацкий, экзарх МП; с 18.07.1948 в сане митрополита; с 28.11.1955 митр. Ленинградский и Новгородский; с 1.01.1957 митр. Ленинградский и Ладожский; † 27.03.1959. Елевферий (Козорез) 15.02.1991 хирот. во еп. Чимкентского и Целиноградского; с 19.07.1993 еп. Чимкентский и Акмолинский. Ермоген (Голубев) 1.03.1953 хирот. во еп. Ташкентского и Среднеазиатского; в 1956 и 1958 гг. управ. Алмаатинской епархией; с 28.08.1958 в сане архиепископа; с 15.09.1960 на покое; с 13.06.1962 архиеп. Омский и Тюменский; с 29.05.1963 архиеп. Калужский и Боровский; с 25.11.1965 на покое; † 7.04.1978. Ефрем (Ефремов) 7.04.1932 хирот. во еп. Яранского, вик. Вятской епархии; с 1.01.1934 в заключении; с 7.12.1936 еп. Саранский; с нач. 1937 г. в заключении; с 1.09.1937 еп. Курский; с 13.10.1937 в заключении; † 14.11.1941. Ефрем (Кицай) 13.02.1996 хирот. во еп. Криворожского и Никопольского. Ефрем (Кузнецов) с 20.11.1916 еп. Селенгинский, вик. Забайкальской епархии; 2.06.1918 арестован; расстрелян 5.09.1918. Захария (Лобов) 22.09.1923 хирот. во еп. Нижне-Чирского, вик. Донской епархии; 1923–1926 в Соловецком лагере; с 1928 г. еп. Новоторжский, вик. Тверской епархии; с 1928 г. еп. Бежицкий, вик. Тверской епархии; с 4.04.1928 в сане архиепископа; с 1929 г. архиеп. Воронежский; с 25.11.1935 в Соловецком лагере. Зиновий (Дроздов) с 22.05.1918 еп. Тамбовский и Шацкий; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1923 г. в заключении; † 1941. Зиновий (Красовский) 9.12.1943 хирот. во еп. Лысковского, вик. Горьковской епархии; с 1946 г. еп. Горьковский и Арзамасский; с 18.11.1948 на покое; † 4.07.1954. Зосима (Остапенко) 24.12.1995 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Новостная служба Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 мая 2018 года ЖУРНАЛ 07 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ относительно Обращения к епископату, духовенству, монашеству и мирянам Украинской Православной Церкви по поводу инициатив относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к епископату, духовенству, монашеству и мирянам Украинской Православной Церкви […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних […] Журналы заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский […] Новостная служба Журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский […] Новостная служба

http://pravmir.ru/category/news/dokument...

В том же 1371 году князь Дмитрий Иванович возвращается из Орды с ярлыком на великое княжение. Кроме того, в Орде князь выкупает плененного ханом сына тверского князя, Ивана. В Москве княжич содержался на митрополичьем дворе 466 , что косвенно свидетельствует о причастности митрополита Алексия к данной акции. Таким образом, это был еще один удар по тверскому князю. На последнем этапе московско-тверской войны, вплоть до осады Твери в 1375 году и подписания мирного договора, когда Тверь навсегда отказалась от притязаний на великое княжение 467 , имя митрополита Алексия не фигурирует. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, князь Дмитрий Иванович вырос, возмужал (к моменту начала войны ему было семнадцать лет) и стал сам в состоянии управлять княжеством, с другой – Москве начал сопутствовать успех и экстраординарные церковные меры были уже не нужны. П. П. Соколов, говоря о деятельности митрополита Алексия в московско-тверской войне, считает, что после захвата в 1368 году тверского князя для митрополита началась цепь неудач: развалилась единая русская митрополия, начались судебные разбирательства. По мнению исследователя, митрополит Алексий поставил себя на службу государству, презрев церковные интересы 468 . Факты действительно таковы, но их интерпретация и оценка представляются иными. Митрополит в условиях татаро-монгольского ига и феодальной раздробленности не стал бороться за сохранение распадающейся митрополии, а посвятил себя укреплению русской государственности, поддерживая Московское княжество. Эта его линия ярко проявилась в московско-тверской войне. В своей деятельности митрополит Алексий допускал рискованные политические шаги. Он был не так осторожен, как его предшественник, митрополит Феогност. И эти шаги Московскому княжеству обошлись недешево. Но в результате митрополит Алексий, подчинив церковный механизм светским нуждам, сумел вместе с подрастающим князем Дмитрием Ивановичем вывести Московское княжество в лидеры. Митрополичьи преемники Права и обязанности русских митрополитов, записанные в канонах, как было показано выше, в зависимости от реальной ситуации, имели различные толкования. Не составляла исключения одна из самых важных норм, характеризующих весь статус церковного иерарха, – процедура передачи власти от одного митрополита к другому. Особую актуальность она приобрела на Руси в конце 70-х годов XIV века, когда возникла необходимость в преемнике митрополита Алексия. Именно в вопросе о выборе претендента на митрополичью кафедру сошлись интересы различных сил, участвовавших в делах Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010