885. «В Иоанновской пневматологии новозаветное откровение о Святом Духе отличается наибольшею полнотою. Только в Ин. указано Ипостасное свойство Св. Духа: исхождение от Отца (15, 26) и ниспослание Св. Духа ученикам поставлено в зависимость от прославления Иисуса (ср. 7, 39; 16, 7)». — Кассиан, еп. С. 338. 886. См. Гатри Д.С. 188. 887. Здесь опять уместно поразмыслить по поводу (анти)сакраментализма Ин. 888. В данном случае употреблено греч. file/w, которое здесь близко к более привычному a)gapa/w. — см. А Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature by W.F. Arndt and F.W. Gingrich. 2nd ed. Chicago. London. 1979. P. 859. 889. Cм. Charpenmier E. P. 31; Телушкин Й. P. 99. 890. Cм. Brown R. P. 705. 891. Например, рассматривать сначала 1 Петр., как наиболее близкое по духу к Павловым посланиям. 892. Сходства и различия Ин. и 1 Ин. специально и подробно рассматриваются, например, в: Гатри Д. С. 673-9. 893. В Гатри Д. С. 663 указываются многочисленные свидетельства древних христианских писателей, начиная со св. Поликарпа и Папия, называющие автором 1 Ин. апостола Иоанна. 894. Кассиан, еп. С. 359. 895. Такая датировка, например, в Brown R. P. 384. 896. См. Гатри Д. С. 672. 897. Charpentier E. P. 98. 898. См. Гатри Д. С. 670. 899. Кассиан, еп. С. 359. 900. См. Гатри Д. С. 665. 901. Brown R. P. 395. 902. Kümmel W.G. P. 446. 903. Об этом см. также Kümmel W.G. P. 449-51. 904. 2 и 3 Ин. состоят каждое из одной главы (так же как и Флм.), поэтому в ссылках на эти послания указываются только стихи. 905. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 906. Только так, например, толкует архиеп. Аверкий (Таушев), полагая, что «избранная госпожа» — это женщина-христианка, вдова, обладающая высоким положением наподобие римской матроны. — См. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М. 2002. С. 549-50. 907. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 908. Не иначе как курьезом можно считать имевшие место толкования 2 Ин. как любовного письма. — Cм. Brown R. P. 396. N. 3.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Владыка Аверкий (Таушев) и святитель Иоанн Шанхайский (среди прочих епископов) в Джорданвилле В миру архиепископа Аверкия звали Александр Павлович, и родился он в Казани, в семье дворян Симбирской губернии Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых, которые в единственном сыне души не чаяли. После революции Таушевы стали беженцами из родной страны, и юность Александра прошла в Варне, в Болгарии. Он окончил русскую гимназию с золотой медалью. Как моя мама «собирала» мидии вместе с будущим владыкой Аверкием В 1920-е годы семья моей мамы тоже жила в Варне. Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, дочь офицера Русской Императорской армии, родилась в 1916-м году в Петрограде и была на 10 лет моложе Александра Таушева. Таушевы дружили с Шатиловыми, и четырехлетнюю Машеньку Шатилову отпускали погулять под присмотром 14-летнего Саши Таушева. Иногда они ходили на берег моря: русские беженцы голодали, и дети собирали на камнях мидии и складывали их в ведерки. И вот, как-то раз они пошли собирать мидии, и мама, обычно ожидавшая Сашу на берегу, тоже решила принять участие в трудах. По камням она лазать не могла в силу нежного возраста и тогда стала «собирать» мидии из чужих ведерок, предвкушая, как порадует своего друга добычей. Когда другие дети, которые были старше мамы, обнаружили, что в их ведерках мидии убывают, они напустились на малютку, а та начала громко плакать. Саша Таушев тут же прибежал на выручку. Он спросил маму: – Машенька, ты брала мидии из чужих ведерок? И она так испугалась, что ответила: – Нет. Четырехлетнюю Машеньку Шатилову отпускали погулять под присмотром 14-летнего Саши Таушева И он ей поверил – не мог представить, что можно обмануть. И защитил маму перед другими детьми. Она много лет спустя рассказывала нам об этом – это была такая наша семейная история. Моя бабушка, мамина мама, окончила жизнь монахиней в монастыре, а мама – послушницей, и, конечно, она раскаивалась в своем детском грехе, но вот, запомнила этот случай на всю жизнь. Она еще вспоминала, что владыка Аверкий даже в отрочестве был уже серьезным, трезвым человеком, и случай с мидиями не был для него просто шуткой. Этот случай говорит и о том, как близки были семьи Таушевых и Шатиловых, так что будущий владыка гулял с моей мамой, как с младшей сестренкой.

http://pravoslavie.ru/140762.html

По материалам, собранным старым профессором Н.А. Павлов Его Величество Государь Николай II Н.М. Тихменев Духовный облик Императора Николая II Георгий Некрасов Император Николай II как полководец П.П. Стремоухов Император Николай II и русское общество в конце его царствования в освещении иностранцев И.Л. Солоневич Великая фальшивка февраля И.Л. Солоневич Миф о Николае Втором Священник Кирилл Зайцев Памяти последнего Царя Часть вторая. Духовный смысл русской катастрофы Высокопреосвященный Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий Провозвестник кары Божией русскому народу (К 60-летию преставления епископа Феофана Затворника) Высокопреосвященный Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий Отец Иоанн Кронштадтский как Пророк Божий, посланный России для вразумления Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России Слово на расстрел Государя Высокопреосвященнейший Анастасий (Грибановский), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Слово, произнесенное на Голгофе в седьмую годовщину мученической кончины Государя Императора Николая II и всей Царской Семьи Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский О Царе и цареубийстве. Из проповедей разных лет Н.П. Кусаков Памяти Императора Протоиерей Александр Шаргунов О значении канонизации Царственных страстотерпцев Протоиерей Александр Шаргунов «Искупитель мой жив». Святой Араведный Иов и Царь-Страстотерпец Николай II Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский Судьбы России Протоиерей Александр Шаргунов Послесловие Примечания Указатель имен Допущено к распространению Издательским Советом РПЦ ИС Р16-618-0681. По вопросам приобретения книги обращайтесь сюда: Прежде в храмах Ромейской Империи и Древней Руси над Царскими Вратами помещали икону Спаса Нерукотворного либо оплечный образ Иисуса Христа Вседержителя. Согласно сообщению сайта Topnews от 21:00 31 Марта 2005 года, в Новгороде Великом во время реставрации была выявлена икона «Спас в Силах Небесных», которая точно датируется 1382 годом: «В Великом Новгороде завершилась реставрация уникальной византийской иконы " Спас в Силах " .

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/07/...

Чрезвычайные дары, которыми он был наделён, стали также достоянием и его семейства: у него были 4 дочери, которые пророчествовали. Здесь Павел получил последнее предостережение об угрожающей ему опасности. Из Иудеи пришёл пророк по имени Агав, тот самый, который, будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Савла послано было Антиохийскою церковью пособие церквам в Иудее. Выразительным символическим действием он взял пояс Павлов и, связав себе им руки и ноги, предрёк, что так свяжут Павла в Иерусалиме иудеи и предадут его в руки язычников. Спутники Павловы и кесарийские христиане начали тогда умолять Павла не ходить в Иерусалим, но Павел, повинуясь внушениям Духа, хотя и сокрушался слезами христиан, оставался тем не менее твёрд в своём намерении, заявив, что он не только хочет быть узником, но готов даже и умереть за Имя Господа Иисуса в том самом Иерусалиме где он с такою яростью гнал прежде исповедников этого имени, и где пострадал и умер Сам Господь. Эта преданность воле Божией успокоила их, и они, в свою очередь, решили покориться воле Божией, сказав: «воля Господня да будет». Приготовив всё потребное для пути и пребывания в Иерусалиме на предстоящий праздник Пятидесятницы, они отправились во святой град. Некоторые из кесарийских христиан сопровождали их, чтобы ввести апостола и его спутников в дом «к некому давнему ученику, Мнасону Кипрянину» и оставить их на жительство в этом доме. Судя по греческому имени, этот Мнасон был христианином если не из язычников, то из эллинистов. Он оказал весьма радушное гостеприимство Павлу. Вероятно, Павла поместили в этом доме с той целью, чтобы до иудеев не так скоро дошла весть о прибытии Павла и чтобы они не знали, где можно найти его. Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы (стихи 15–40) На другой день апостол Павел вместе с сотрудниками своими пришёл к апостолу Иакову, епископу Иерусалимскому, где собрались все пресвитеры. О других апостолах здесь не упоминается: видимо, они были с проповедью в других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как видно из речи апостола (24:17), путешествие в Иерусалим через Македонию и Ахаию он собирался предпринять для того, чтобы собрать там милостыню для церквей палестинских. Предварительно он послал туда своих сотрудников Тимофея и Эраста, сам же пока остался в Асии для окончательного завершения своей благовестнической деятельности. Но последующие обстоятельства заставили его скорее покинуть Ефес и вообще Асию. В Ефесе произошёл мятеж, поднятый против апостола неким серебренником Димитрием, который выделывал серебряные изображения храма Артемиды и доставлял художникам немалую прибыль. Культ Артемиды был весьма распространён в Малой Азии. Храм её в Ефесе, сожжённый Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлён был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света; маленькие модели этого храма и статуэтки самой богини были в большом употреблении у чтителей этой богини: их ставили в комнатах, брали с собой при путешествиях как амулеты и т. п. Вполне естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно и давало ему и подобным ему мастерам большой доход. Вероятно, у него было нечто вроде фабрики подобных изделий. Собрав бывших в его ведении художников и ремесленников, Димитрий произнёс перед ними возбуждающую речь, представляя одновременно, сколько вреда Павел принёс их ремеслу и их богине, отвращая от служения богам много людей в Ефесе и по всей Асии. Этой речью он возбудил религиозный фанатизм слушателей, соединившийся с чувством злобы против человека, который грозит подорвать их материальное благосостояние. С криком: «велика Артемида Ефесская!» возбуждённая толпа устремилась бежать по улицам и весь город привела в смятение. Спутники Павловы Гаий и Аристарх были увлечены толпой в театр (самого Павла и Силу, по-видимому, не нашли), где происходили обыкновенно народные собрания, вероятно для того, чтобы потребовать над ними суда или просто расправиться с ними самосудом. Великая смелость и сила духа Павла побуждали его выступить с речью перед этой разъярённой против него толпой, но христиане и даже дружественно расположенные к нему начальники отговорили его от этого, боясь за его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

10–11). Царь Агриппа II и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа II со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по-славянски: Верникия). Это был последний царь из фамилии Иродов, с которым этот царствовавший дом прекратился. Он был сын Ирода Агриппы I (см. гл. 12), правнук Ирода Великого, брат Друзиллы, жены бывшего прокуратора Феликса. Воспитывался он при дворе римского императора Клавдия, который недолго спустя после смерти отца его дал ему во владение Халкис в Сирии, а через 4 года (около 53 года по Р. Х.) всю прежнюю тетрархию Филиппа и тетрархию Лисания с титулом царя и полномочием – иметь попечение и надзор за храмом иерусалимским (при нём и была окончена постройка всего храма) и избирать иерусалимских первосвященников. Вереника была его родная сестра, бывшая сперва в замужестве за дядей своим Иродом, потом, по смерти его, жившая в беззаконной связи с братом своим Иродом Агриппой I, потом вышедшая за киликийского царя Полемона и после бывшая в связи с Веспасианом и Титом. Так как Агриппа был в вассальных отношениях к Риму, то потому счёл своим долгом поздравить нового прокуратора. Считая Агриппу сведущим во всех иудейских делах, Фест обстоятельно изложил ему всё дело Павлово. Рассказ Феста возбудил в Агриппе желание видеть и слышать такого узника, против которого так вооружены иудеи и которого, однако, прокуратор находил невинным. Очень вероятно, что Агриппа и прежде слышал что-нибудь об апостоле, слышал, конечно, и о христианстве, равно как и Вереника, и теперь они рады были случаю видеть и слышать одного из самых важных проповедников христианства. Желание высокого гостя было исполнено на другой же день. Агриппа и Вереника с царской пышностью вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами. В Кесарии, как резиденции прокуратора, было пять когорт римского войска и, следовательно, пять тысяченачальников. В общем, собрание это было весьма блестящим и многочисленным, и на это-то блестящее собрание, состоявшее из представителей военного и гражданского ведомства Кесарии с царём и его сестрой и правителем провинции, был приведён св. апостол Павел в узах (26:29). Представляя собранию узника, правитель изложил и побудительную причину: из представленных против Павла обвинений он вынес убеждение, что по римским законам он не подлежит смертной казни, но составить себе верного суждения о деле не может, а потому хотел бы слышать мнение присутствующих, и особенно царя Агриппы, как знакомого с местными учреждениями и обычаями страны, дабы было что написать об узнике государю, то есть императору Нерону. Глава двадцать шестая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После сего латинские писатели около ста лет с небольшим не поминают о сем послании, хотя оно читалось в общеупотребительном переводе Священного Писания – Itala. Quotidie eclesiarum lecmione celebratur (Иероним, Epist. ad Dardanum). Но потом, начиная с Илария, процветавшего в половине V века, его опять начали приводить латинские писатели, и именно как послание Павлово. За Иларием делали это – Луцифер, святой Амвросий, Филастрий, Гавденций, блаженный Иероним , Августин. При последнем послание сие признано апостольским на Соборе Иппонийском и Соборе Карфагенском. Что пресекалось употребление Послания к Евреям латинскими писателями, это не может служить доказательством, что на Западе в это время сомневались в подлинности и апостольском достоинстве его, потому что, как сказано, употребление его в Церкви не пресекалось. Это могло быть допущено по требованию обстоятельств того времени. Так и объясняют, полагая, что так делалось по причине маркионитских и новацианских заблуждений. После соборных определений нечего уже задавать себе вопрос, кто написал сие послание, или сочинять недоумения, что, может быть, не святой Павел написал его. Приложение 3. Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. II: Апостол Об авторстве Послания к евреям Самый важный довод сомневающихся состоит в том, что св. апостол Павел не указывает в начале послания, как это обычно для него, своего имени. Но весьма основательное обьяснение этому давал еще начальник знаменитой Александрийской школы Пантен (191 год). Послание обращено к евреям, которые всегда подозрительно относились к св. апостолу Павлу и по отношению к которым сам Павел, как призванный быть апостолом необрезанных, не считал себя апостолом ( Гал. 1:16; 2:7 ; Рим. 11:13 ), прилагая это имя в собственном смысле одному Господу Иисусу Христу ( Евр. 3:1 ср. Мф. 15:24 ). Павел мог опасаться, что евреи не станут читать его послания, узнав из первых слов, кем оно написано. Доводы о различиях в слоге малоосновательны; тем же лицам, кому это послание приписывалось иногда по многим соображениям, оно не могло принадлежать. Приложение 4. Каравидопулос И. Д. Введение в Новый Завет. Фессалоники, 2007. С. 311 – 313

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое содержание этого послания ясно показывает, что оно написано вскоре после первого, ибо служит разъяснением мыслей первого, особенно в вопросе о втором Пришествии Христовом. Видно, что никаких новых событий среди солунян не произошло, кроме смущения, вызванного первым посланием, а потому все основания имеются предполагать, что это второе послание написано тоже из Коринфа и в том же 54 году, как и первое. Это подтверждается ещё и тем, что послание надписано именами Павла, Силы и Тимофея, а последние два сотрудника Павловых оба вместе были при нём только в Коринфе. Оно написано, вероятно, в конце пребывания св. Павла в Коринфе, потому что он просит в нём помолиться об избавлении его от злых и лукавых человек, намекая, по-видимому, на восстание против него, возникшее в Коринфе, как описывает это книга Деяний (18:13–18). Цель второго послания та же, что и первого: сообщить богооткровенное учение о втором Пришествии Христовом и о событиях, ему предшествующих, а в частности, успокоить солунян, чтобы они не делали неправильных выводов из его первого послания и не смущались кривотолками лжеучителей. Содержание и разделение второго послания к Солунянам Второе послание к Солунянам содержит в себе всего три главы. Оно разделяется на следующие части: 1) обычное надписание и приветствие в первых двух стихах 1 главы; 2) воодушевительный очерк светлой стороны жизни солунян, в котором св. Павел хвалит их за их веру и терпение в скорбях (1:3–12); 3) догматическая, или вероисправительная часть, где св. Павел рассеивает неправые мысли солунян о втором Пришествии Христовом, – 2 глава; и 4) нравоисправительная часть, где св. апостол обличает бесчинно ходящих и увещевает их исправиться, – 3 глава. Заключается послание обычным приветствием и благословением (3:17–18). Экзегетический разбор второго послания к Солунянам Начинается послание надписанием, вполне сходным с надписанием первого послания: «Павел, и Силуан, и Тимофей Фессалоникской Церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе», после чего следует обычное апостольское преподание благословения: «Благодать вам и мир...» (ст. 1–2). Вся первая глава посвящена изображению похвальных качеств членов Солунской церкви. Св. апостол хвалит веру и терпение солунян, которые они проявляют во всех волнениях и скорбях. Он благодарит Бога за то, что в них возрастает вера и умножается любовь, и ободряет их тем, что будет суд, на котором все неверы, гонящие их, будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а верующие гонимые будут прославлены – получат отраду. В заключение св. апостол молится, чтобы Бог сподобил солунян выдержать до конца и «соделал их достойными звания», разумеется, христианского, дабы «прославилось в них имя Господа нашего Иисуса Христа и они в Нём» (ст. 3–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1929. 7. С. 19-22; он же. Проф. Н. Н. Глубоковский//Церк. вестн. зап.-европ. епархии. 1937. 3/4. С. 10-14; П. Г. К 40-летнему юбилею педагогической деятельности заслуженного ординарного проф. Н. Н. Глубоковского//Там же. 1930. 9. С. 8; Стефан (Георгиев), митр. Проф. доктор Н. Н. Глубоковский: Надгробное слово//Церк. вестн. Зап.-Европ. епархии. 1937. 6/7. С. 14-18; Лаговский И. Заслуженный проф. д-р богословия Н. Н. Глубоковский//ВРСХД. 1937. 3/4. С. 17-21; Н. Н. Глубоковский//Гласник. 1937. 5/6. С. 174-176; Аверкий (Таушев), архиеп. Очерк жизни и деятельности проф. Н. Н. Глубоковского// Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова: Сжатый обзор. Jord., 1966. C. XI-XV; Игнатьев А. Памяти Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. 8. С. 53-77; Сорокин Вл. , прот. Заслуженный проф. Н. Н. Глубоковский и его рукоп. наследие: (К 50-летию со дня кончины)//1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк. науч. конф. М., 1989. Ч. 2. С. 322-327; Богданова Т. А. Новые мат-лы к биографии В. В. Розанова: (Из переписки В. В. Розанова и Н. Н. Глубоковского)//Проблемы источниковедческого изуч. истории рус. и сов. лит-ры: Сб. науч. тр. Л., 1989. С. 25-53; она же. Письма иерархов в архиве Н. Н. Глубоковского//Рукоп. собр. церк. происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докл. конф. 17-21 нояб. 1998 г. М., 1999. С. 72-87; она же. Н. Н. Глубоковский и В. В. Болотов: К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoretian " ы»//История Др. Церкви в науч. традициях ХХ в.: Мат-лы науч.-церк. конф., посвящ. 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 43-53; она же. Н. Н. Глубоковский: исход из Петроградского Египта//Зарубежная Россия: 1917-1939. СПб., 2003. С. 153-159; она же. Н. Н. Глубоковский: путь церк. ученого//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга/Ред.: И. П. Медведев. СПб., 2004. С. 119-171; Кипарисов А. [Клементьев А. К. ] Два письма свящ. Павла Флоренского Н. Н. Глубоковскому//Вестн. РХД. 1990. 159. С. 174-180; Иннокентий (Павлов), игум.

http://pravenc.ru/text/165165.html

Но русский народ уже не откажется от своего избранничества. Кого-то можно обмануть, как и сто лет назад, но не всех. Мы вынырнули из бездны и увидели Свет, который тьма не может объять. И мы, русские, молимся о том, чтобы на земле была Воля Божия, а не хазарская, и молимся о Православном Помазаннике. В нашей жизни был и есть святитель чудотворец Иоанн Шанхайский, его подвиг Любви и его важные монархические идеи. Прославлен и святитель Серафим (Соболев). Был Патриарх Aлekcuй II, архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандрит Иона Одесский (Игнатенко), схиархимандрит Власий (Перегонцев)… Были архиепископ Аверкий (Таушев), первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла), американский просветитель иеромонах Серафим (Роуз) и миссионер игумен Герман (Подмошенский). Благословение святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, а также игумена Германа (Подмошенского) из русского рассеяния находится в доме каждого почитателя Государя – копии знаменитой мироточивой иконы Святого Императора-мученика Николая Александровича. В 2000-е годы был освящен Великим чином возрожденный Храм Христа Спасителя, и состоялся Юбилейный архиерейский собор. На нем прославили в лике святых Царскую Семью и сонм Новомученников и Исповедников Церкви Русской. И с тех пор два мраморных царских кресла в Храме Христа Спасителя у фрески избрания и помазания Давида на царство стоят не ради украшения. Уже более двадцати лет стоят. И, конечно же, не для того чтобы быть осквернёнными самозванцем или актером, участвующим в мировом масонском конкурсе лжи и вероломств на роль антихриста. И насчёт тайн, раскрытия которых можно ожидать на будущем Всероссийском церковно-государственном соборе. Неужели для наблюдательного человека не явно многое из того, что так небрежно лишь прикрывается флёром приличия и благообразия в современной политике? Разве большинство «тайн» действительной является тайнами для нынешнего думающего человека, не входящего в унылую массу безразличных потребителей?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/ce...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010