Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Таушанович), еп. Браничевский. Фотография. Сер. XX в. (Таушанович Владимир; 23.01.1884, Пирот, Сербия - 28.05.1952, Белград), еп. Браничевский. Учился в гимназии в Белграде, затем - в семинарии в Кишинёве, на богословском фак-те Афинского ун-та, в 1912 г. защитил докт. диссертацию. 11 мая 1913 г. в мон-ре Раковица пострижен в монашество, 14 мая рукоположен во диакона, через неделю возведен в сан пресвитера. В 1919 г. удостоен звания синкелла, потом протосинкелла. 15 дек. 1920 г. возведен в сан архимандрита. Работал санитаром в больницах Об-ва серб. сестер в Белграде, преподавателем ДС в Белграде, в гимназии г. Гевгелия, в серб. гимназиях на о-ве Корфу и в г. Велес. 6 дек. 1925 г. избран, а 23 мая 1926 г. в белградской соборной церкви хиротонисан во епископа Бихачского. В нояб. 1929 г. переведен на Злетовско-Струмичскую кафедру, в 1934 г.- на Браничевскую. За время его служения было построено 19 церквей и заложено еще 13, построено 37 новых приходских домов. По его инициативе был основан епархиальный союз христ. общин. В. оказывал помощь серб. богомольческому движению, к-рое занималось просвещением среди крестьян в дальних горных районах. Во время второй мировой войны принимал в епархию изгнанных священников, в мон-рях Раваница и св. Петки открыл приюты для бездомных детей. В 1948 г. был членом делегации СПЦ в Москве на торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ. Похоронен в соборной церкви в г. Пожаревац. Ист.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 719. Т. 1. Л. 223. Лит.: Српски jepapcu. С. 67-68. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/150319.html

Вениамин (Багрянский Василий; сер. XVIII в.–1814), епископ. С 1782 г. ректор Александро-Невской духовной семинарии, настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря в сане архимандрита. С конца 1783 г. настоятель Новгородского Антония Римлянина монастыря. Ректор духовной семинарии. В 1789 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825–1892), архиепископ. Выпускник и профессор КазДА. В 1862 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. Одновременно назначен начальником Забайкальской духовной миссии с пребыванием в Посольском Преображенском монастыре. С 1868 г. епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский с поручением наблюдать за Японской миссией. За 19 лет его управления открыто 19 миссионерских станов, обращено в христианство около 40 тысяч коренных жителей. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич; 1900–1976), архиепископ. В 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии. Находился на оккупированной территории, вошел в состав Автономной Украинской Церкви, номинально имевшей связь с Московской Патриархией. С сентября 1943 г. служил в Почаевской лавре, где пострижен в монашество и служил в последующие годы. В 1944 г. арестован и отправлен на 12 лет в Колымские лагеря. С 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский, в. у. Хабаровской и Владивостокской епархиями. С 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Вениамин (Таушанович; 1884–1952), епископ Сербской Православной Церкви. Закончил духовную семинарию в Кишиневе, православный богословский факультет в Афинах, где получил докторскую степень. В 1925 г. хиротонисан во епископа Бихачского. С 1934 г. епископ Браничевский. Основал газету «Святосавский путь». Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1869–1957), архиепископ. В 1942 г. хиротонисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. в. у. Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий епархией Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Браничевска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ), была учреждена архиеп. Евстафием II (1292-1309) при реорганизации и разделении Сербской архиепископии на 15 епархий (упом. на 12-м месте). Главный город рим. пров. В. Мёзия Виминакий, основанный кельтами, при заселении этих земель славянами был переименован в Браничево, с IV в. стал епископской кафедрой. В 1219 г. при учреждении свт. Саввой I Сербским автокефальной Сербской архиепископии Браничево еще не входило в ее юрисдикцию. Первый известный по имени архиерей Б. е. митр. Моисей упомянут в дарственной грамоте 1318 г. кор. Милутина Баньскому мон-рю. Второй, еп. Иосиф, назван в Загребском Синодике Православия посл. четв. XIV в. и, как предполагается, занимал кафедру до учреждения в СПЦ Патриаршества в 1346 г., когда Б. е. была возведена в ранг митрополии. В 1380-1390 гг. митрополией управлял митр. Михаил, с 1416 г.- архиеп. Вениамин, к-рый, видимо, последний из архиереев занимал кафедру в ц. св. Николая в Браничеве. В 1428-1430 гг., при деспоте Георгие Бранковиче , серб. столица и кафедра Б. е. были перенесены в новопостроенный на Дунае г. Смедерево. После завоевания Сербии турками не сохранилось точных сведений об архиереях Б. е., вероятно, она была вскоре упразднена. После окончания первой мировой войны и обновления Патриаршества в СПЦ 30 авг. 1921 г. было принято решение о восстановлении Б. е. с центром в Пожареваце в границах Голубацкого, Деспотовацкого, Млавского, Моравского, Парачинского, Пожаревацкого, Рамского, Ресавского и Хомольского районов. В 1922-1930 гг. Б. е. управлял еп. Митрофан (Раич). При еп. Иоанне (Иличе), находившемся на кафедре в 1932-1934 гг., на основании нового Устава СПЦ была проведена реорганизация епархии, начал издаваться епархиальный «Браничевский вестник». Еп. Вениамин (Таушанович) , занимавший кафедру в 1934-1952 гг., вел активное строительство храмов, учредил газ. «Святосавский путь», создал епархиальный союз христ. объединений. Во время второй мировой войны Б. е. принимала священников-беженцев, в мон-рях были устроены дома-приюты. После смерти еп. Вениамина правящим архиереем Б. е. стал еп. Хризостом (Войнович ; 1952-1989), при к-ром было освящено 30 новых храмов, 85 приходских домов и 13 монастырских корпусов, особое внимание он уделял подготовке священнических кадров и развитию мон-рей. В 1989-1993 гг. Б. е. управлял еп. Савва (Андрич) , с 1994 г. на кафедре пребывает еп. Игнатий (Мидич) .

http://pravenc.ru/text/153329.html

§244 Теперешний архиепископ белградский и митрополит Сербии, так точно и настоящий епископ нишский удерживают доселешнее свое жалование под условием, чтобы нормальным жалованьем считалось 10000 динаров, а остальное как добавление. §245 Когда настоящий закон вступит в действие, то отменяются: 1) Закон о церковных властях восточно-православного вероисповедания от 30 сентября 1862 г. (Сборник XV, стр. 104); 2) Закон от 16 октября 1865 года (Сборник XVIII, стр. 166); 3) Закон об изменениях и дополнениях от 31 декабря 1882 г. (Сборник XXXVIII, стр. 202); 4) Изменения и дополнения к тому же закону от 31 октября 1886 года (Сборник XLII, стр. 196); 5) все другие законы, постановления и распоряжения, которые противоречат настоящему закону. §246 Настоящий закон вступает в действие, когда утвердит (букв. подпишет) его Король. Поручаем всем нашим министрам сделать к обнародованию и приведению в исполнение настоящего закона надлежащее распоряжение; властям же повелеваем принять его к своему руководству, а всем и каждому подчиняться ему. 27 апреля 1890 г. В Белграде. Иов. Ристич с.р. К.С.Протич с.р. И. Бели-Маркович с.р. (М. П.) Читал и государственную печать приложил хранитель государственной печати, министр юстиции М.Кр.Дьордьевич с.р. (Далее следуют подписи всех министров с председателем министерского совета во главе): Председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Исправляющий должность военного министра, председатель Совета министров, министр иностранных дел, генерал С. Груич с.р. Министр финансов д-р М.В. Вуич с.р. Исправляющий должность министра просвещения и церковных дел, министр финансов, д-р М.В. Вуич с.р. Министр внутренних дел К.С. Таушанович с.р. Исправляющий должность министра народного хозяйства, министр внутр. дел, К.С. Таушанович с.р. Министр юстиции, М.Кр. Дьордьевич с.р. Министр общественных работ, М. Иосимович с.р. 1 Т.е. церкви и монастыри, по обету построенные и облагодетельствованные на помин души, называются у сербов задушбинами. Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

Прп. Иустин (Попович). Фотография. 60-е гг. ХХ в. [серб., Jycmuh] (Новый, Челийский) (Попович Благое; 25.03.1894, г. Вране - 7.04.1979, мон-рь Челие близ г. Валево), прп. (пам. 1 июня), архим., серб. богослов и проповедник. Дед И. был священником в 7-м или, по др. сведениям, в 13-м поколении. В детстве Благое с родителями, Спиридоном и Анастасией, часто посещал прп. Прохора Пшинского мон-рь , где стал свидетелем исцеления матери от тяжелой болезни. После окончания начальной школы во Вране учился в 9-классной семинарии св. Саввы Сербского (1905-1914), где сблизился с иером. св. Николаем (Велимировичем ; впосл. епископ Жичский). В 1914 г. хотел принять монашество, однако по просьбе его родителей митр. Белградский Димитрий (Павлович ; впосл. Патриарх Сербский) не дал ему благословения. В тот же год И. поступил на Богословский фак-т Белградского ун-та, но в начале первой мировой войны был призван в армию и служил в медицинской роте в госпиталях на юге Сербии. Вместе с серб. армией отступал из Ниша через Косово и Метохию в Албанию. Пережив военные лишения и переболев тифом, И. еще больше укрепился в стремлении стать монахом. 31 дек. 1915 г. в правосл. храме г. Шкодер (Скадар) он был пострижен в монашество архим. Вениамином (Таушановичем ; впосл. епископ Браничевский). В янв. 1916 г. по благословению митр. Белградского Димитрия И. был направлен на учебу в СПбДА. Из-за революционных волнений в России в июне 1916 г. он переехал в Великобританию, где продолжил изучение богословия в Оксфорде. Написал дис. «Философия и религия Ф. М. Достоевского», но отказался выполнить рекомендации оксфордских профессоров и изменить в ней критические оценки развития идей гуманизма и антропоцентризма в католицизме и протестантизме, поэтому в 1919 г. не получил научной степени. После возвращения на родину был назначен преподавателем семинарии в г. Сремски-Карловци. В мае 1920 г. рукоположен во диакона. С окт. 1921 г. преподавал НЗ, догматику и патрологию в семинарии св. Саввы Сербского. С 1921 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та и в марте 1927 г. защитил докт. дис. «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (Τ πρβλημα τς προσωπικτητος κα τς γνσεως κατ τν Αγιον Μακριον τν Αγπτιον. Αθναι, 1926). 7 янв. 1922 г. рукоположен во иерея. В 1925-1927 гг. редактор ж. живот» (Христианская жизнь). В этот период близко познакомился с главой РПЦЗ митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) , архиеп. Кишинёвским и Хотинским Анастасием (Грибановским) и др. русскими священнослужителями-эмигрантами.

http://pravenc.ru/text/1237931.html

чел., в т. ч. православных - 638 тыс. (67,9%), мусульман - 283 тыс. (30%). В межвоенный период территория совр. М. была одной из наименее развитых частей королевства, в ней преобладало аграрное хозяйство и действовало всего 50 промышленных предприятий. Экономические причины вынудили мн. крестьян переселиться в города или уехать за границу. После принятия в мае 1919 г. на II Совещании правосл. епископов КСХС решения об объединении всех православных епархий, оказавшихся на территории этого гос-ва, правительство КСХС и К-польская Патриархия 18 марта 1920 г. заключили договор о передаче этих епархий из юрисдикции К-поля в подчинение СПЦ. 19 марта 1920 г. Синод К-польского Патриархата одобрил передачу СПЦ нескольких епархий, в т. ч. Скопской, Велесско-Дебарской, Пелагонийской, Преспанско-Охридской, Полеанско-Дойранской и Струмицкой, что подтвердил томос К-польского патриарха Мелетия IV от 19 февр. 1922 г. В Вардарской М. были сформированы 4 епархии: Скопскую возглавляли Варнава (Росич; 1920-1930) и Иосиф (Цвийович ; 1930-1957); Охридскую - еп. Николай (Велимирович ; 1920-1931; впосл. епископ Жичский); Битольскую - еп. Иосиф (Цвийович; 1920-1930); Злетовско-Струмицкую - еп. Серафим (Йованович; 1920-1928), Вениамин (Таушанович ; 1928-1934), Симеон (Попович; 1934-1939) и Викентий (Проданов ; 1939-1941; впосл. патриарх Сербский). В 1931 г. Охридская и Битольская епархии были объединены в Охридско-Битольскую; ее возглавляли епископы Николай (Велимирович; 1931-1936), Платон (Йованович; 1938-1939) и Викентий (Проданов; временно управлял в 1939-1941). Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Поклонный крест в память о Валаамских монахах, подвизавшихся в Македонии (мон-рь Лешок). 2016 г. Существенное влияние на возрождение Православия в Вардарской М. в межвоенное время оказали священнослужители и миряне из России, поселившиеся здесь после революции 1917 г. Большие рус. колонии возникли в Скопье и Битоле. СПЦ предоставляла рус. священникам храмы для служения. В македон. монастырях проживало более 100 рус. монашествующих, в т. ч. 35 монахов из Валаамского мон-ря, которые в 1926 г. поселились в мон-ре Лешок под Тетово, а через 2 года разошлись группами по 2-3 человека по др. обителям. Центром рус. жен. монашества в М. стал монастырь в честь Пресв. Богородицы в г. Кичево, где с 1937 по 1945 г. проживали ок. 30 рус. монахинь. При Скопском еп. Варнаве настоятели всех епархиальных мон-рей были русскими.

http://pravenc.ru/text/2561510.html