И услышал Саул и все израильтяне и ужаснулись. И сказал Давид Саулу: «Пусть не ужасается из-за него сердце моего царя: я пойду, ибо я, твой слуга, пас стада своего отца, и если приходил лев или медведь, то я поражал его». И облёк его Саул в свою одежду [и] оружие, но Давиду не понравилось его оружие, и он взял свою палицу, пять камней из ручья, и с пращой в своих руках выступил против филистимлянина. Филистимлянин, идя к нему, поносил его и проклинал его своими богами. И сказал Давид: «Господи, уберёгший меня от пасти льва и лап медведя, Ты и ныне убереги меня от рук этого гордого и надменного филистимлянина!» Филистимлянину Давид сказал: «Ты идёшь против меня вооруженный и со щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога Израилева, Наставника, Которого ты сегодня поносил; предаст тебя Господь в мои руки, и узнает вся земля, что Он – Бог Израиля, и узнает всё это собрание, что не оружием и броней спасает Господь, ибо эта брань – Господня». (См. 1 Цар. 17:11, 32, 34–35, 38–41, 43, 45–47). Въставъ иноплеменьникъ, идше на Давиду, и простре руку свою Давидъ въ тоболець и вз камень и, вложь въ пращю, вергъ и дари иноплеменьника, и ньзше камень подъ шлемъ въ лици. И паде иноплеменьникъ ниць на землю, и текъ Давидъ, исторгъ мечь и сче главу Видвше же се, иноплеменьници (л.189а) бжаша, Израиль же гнаша во слдъ ихъ избиша ихъ звами. Филистимлянин, поднявшись, пошёл навстречу Давиду, а Давид сунул свою руку в сумку и взял один камень, и, вложив в пращу, метнул и поразил филистимлянина, и камень вонзился под шлем в его лоб. И филистимлянин упал лицом на землю, а Давид, подбежав [и] вынув его меч, отсёк его голову. Филистимляне, увидев это, побежали, а израильтяне погнались вслед за ними и поражали их. (См. 1 Цар. 17:48–49, 51–52). Сице же бо брань б нкогда въ вр крестьньстй при цар, иже имшеть борца преславна изрдна, могуща, именемь Лю. Превеликъ б и крпокъ, и многы противщас биваше. И хвалшес о немь Максимьнъ, ко не обрстис мужю противу нечеловчи дерзости. Видвъ же се, ноша нкый вры крестьньскы именемь Нестеръ, ближика сы свтому мученику Дмитрию, исполнис божествены ревности, понеже вид многы борца и вельми хвалщас и гордща. И тече въ свтому и того, тверженъ бывъ молитвою къ Богу, текъ на позорище снтъс съ борцемъ, и би Лю. И се вид безаконьный царь Максимьнъ, разгнвавс, повел (л.189б) скнути Нестера. И предасть душю свою Господеви въ к день октбр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

При нем известен был который первым положил начало заблуждению Павла Самосатского, и Нестория, и феодотийцев. Глава 19 А после Коммода царствовал Пертинакс, 2 месяца (193 г.), и убит был воинами, когда выходил из палаты, в месяце марте. Глава 20 А после Пертинакса царствовал Юлиан Дидий, 4 месяца (193 г.), и убит был неким в сане у источника палатного, когда любовался рыбами. Глава 21 А после Дидия царствовал Север, 17 лет и 8 месяцев (193–211). Победив супостатов в Британии, он оградил/188в остров от моря до моря на тысячи [стадий]. Он захватил и стены его разрушил. Было же в Византии семь прекрасных столпов, от Фракийских ворот до моря. И если кто подходил к одному столпов, остальным ничто не угрожало: если в первом столпе крикнут или камень бросят, он сам зазвучит, передаст звук второму и всем остальным по порядку. Затем он с зятем построил Зевксиппскую баню и первое здание подрумия и устроил для них охоту и зрелище. При нем Леонид, епископ [и отец Оригенов мучен был], и Климент Строматский, И310 и Симмах, и Ориген известны были. Б453 1 . Е- При нем жил Ориген . Этот Ориген (185–254), живший в Александрии, великое рвение к божественному слову имея, не только верующим великую пользу принес, но и многим еретикам. Ведь воспринимая от него правильную/188г веру, они становились ревнителями истины. Среди них отличился Амвросий – муж знатный и Стремясь достичь знаний (того) мужа, он отступил от Валентиновой и Маркионовой ереси, восприняв (от) него подобающую искушенность в божественном научении. И из философов многие, пребывая с ним, получали пользу для своих учений. Ведь он считался великим и у них – преподав землемерие и и другие основные науки. -Е Е- Поэтому многие эллинские мудрецы свидетельствуют ему память в своих сочинениях как своему учителю. -Е Е- С детства он был очень умным весьма пытливым, и когда он еще в детском возрасте, о более глубоком и подразумеваемом смысле Божественных книг,/189а отец его, чтобы не стремился ни к чему большему, чем подобает возрасту. Ночью же, подходя к спящему, целовал (его) грудь, в которой божественный дух и Б454 и благословлял свое родительское доброчадие. -Е

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тексты эти говорят сами за себя. Они все относятся почти исключительно к морально-общественной области, а именно - они говорят об упорядочении, оформлении, просветлении той психической области, которая является наиболее иррациональной. Эта cosmiotes y Платона есть оформление иррационального, неустойчивого, текучего, нерасчлененного, в то время как oxytes есть принцип, активно осуществляющий это оформление и просветленность, эту расчлененность. В заключение необходимо напомнить, что в отношении Платона и античности нельзя пользоваться категориями абсолютной морали, как это всегда склонны были делать ученые. Все нравственное здесь необходимым образом осуществляется и вовне. Есть один текст, - правда, скорее иронический, - где эта " благопристойность " понимается даже чисто физически. Аристофан, у которого икота прошла от чихания, удивляется, " неужели благопристойность (to cosmion) тела нуждается в таком шуме и щекотании " (Conv. 189а). §6. Внешне-качественные модификации 1. Гладкость (leios) Этот термин Платон употребляет в широком смысле, имея здесь в виду не только гладкость в собственном смысле слова, но и ровность, отсутствие шероховатости, плавность и мягкость. Эту гладкость Платон резко противопоставляет шероховатости в " Тимее " (63е) и видит ее прежде всего в обыкновенных физических телах, которые благодаря ей и получают для него эстетическое значение (Soph. 266c, Phaed. 110d). Имеется у него и анатомо-физиологическое понимание: мясо прикрепляется к костям при помощи самого чистого, самого гладкого (leiotaton) и самого жирного рода треугольников (Tim. 82d); для костей берется " чистая и гладкая " земля (Tim. 73b). Однако физическими телами дело здесь не ограничивается. Термин этот употребляется Платоном также и в отношении души и добродетели (R.P. II 364d, Crat. 408с). Говорится о необходимости " гладкого " , то есть уравновешенного настроения для беременных женщин (Legg. VII 792е). Специальный эстетический смысл имеют для Платона " гладкие " звуки (Tim. 67b). О " плавности и красоте звука " Платон специально говорит в " Кратиле " (427b - " легкость " и 434с - " легкость и мягкость " , 406а, Tim. 67с). Но эстетическая ценность гладкости или легкости ощущается Платоном не только в отношении неодушевленных вещей. Набрасывая портрет Теэтета, Платон рисует в нем середину между людьми слишком порывистыми г. науке и слишком тупыми. " Этот направляется к учению и исследованию так легко ( " гладко " ), беспрепятственно, с успехом и с великой кротостью, подобно потоку масла, текущему без шума " (Theaet. 144b). Гладкость, или беспрепятственная легкость, несомненно, играет здесь существенную эстетическую роль при обрисовке внутреннего характера Теэтета.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

П.П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. С. 142-177. Собственно, само слово accidense буквально означает привходящее (побочное) обстоятельство, случайный признак , - ведь акциденции в известном смысле случайны , - случайны по отношению к сущности. Лат. sub-stantia, sub-strat, греч. υποκεμενον - то под - лежащее , которое лежит в основе и о -по- среду -ет сказуемые о нём (в разное время и в разном отношении) противо-положные качества , само уже не является противоположностью чего-либо: в этом признак его само -стоятельности, «субстанциональности»: «если не положить в основу противоположностей какой-то особой природы, - говорит Аристотель, - то может возникнуть ... такое затруднение: мы не видим, чтобы сущность какой-либо вещи составляли противоположности. Начало не должно быть тем, что сказывается о каком-либо подлежащем, иначе будет начало начал, ибо подлежащее есть начало и, по-видимому, оно первее сказуемого. Далее, мы утверждаем, что сущность не может быть противоположна сущности. Каким же образом из не-сущностей могла бы возникнуть сущность? Или как не-сущность может быть первее сущности?» (Физика, I, 6, 189а 29-34; Аристотель . Сочинения: В 4 т. Т. 3/ Ред. и примеч. И.Д. Рожанский. М., Мысль, 1981. С. 73). См. напр: Косарева Л.М. Развитие традиций атомизма в европейской культуре XVII в.// Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. С. 231-244. Прекрасным примером средневекового паноптикума может служить монастырская сокровищница из романа Умберто Эко «Имя розы»: «Там были ... набитые соломой василиски и гидры, рог единорога, яйцо, которое отшельник обнаружил в другом яйце, некоторое количество манны, питавшей евреев в пустыне, зуб кита, кокосовый орех, плечевая кость допотопного животного, слоновый костяной бивень, ребро дельфина, ... фиалы с черновидными порошками, об одном из которых было сказано, что он содержит испепеленные остатки города Содома, а о другом - что там побелка со стен Иерихона» ( Эко У.

http://bogoslov.ru/article/487713

197 См. выше ibid. 1912 г., 9, стр. 934. И насчет подначалия при архиерейском доме Смарагд ссылался, что «по законам Епархиальный архиерей имеет полное право брать всякого священнослужителя к себе на испытание на 40 дней»: см. выше 1912 г., 7–8, стр. 818, 89 . 199 См. выше ibid. 1912 г., 9, стр. 947, 173 ; 10, стр. 1067; 1913 г., 2, стр. 179, а равно и ниже стр. 320, 324, 189а . 202 Так, рассказывают, что тех, кто из духовных подначальных при Орловском архиерейском дом был поважнее, Смарагд назначал на более черные работы и сам следил за исполнением их, чем низшие клирики были довольны. 206 См. «Воспоминания» о. Иерофея, л. 19 обор. См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 9, стр, 935; 10, стр. 1071; 1913 г., 2, стр. 183; 3, стр. 314, 17 . 208 Вот еще пример, о котором сообщал нам (11 марта 1913 г.) С.-Петербургский протоиерей Иоанн Иоаннович Демкин. В одну из поездок по Рязанской епархии Смарагд прибыл в Зарайск, где явились к нему с хлебом-солью градский голова и другие представители. Приняв подношение, владыка обращается к последним, чем они торгуют, а когда они замялись, опрошен был об этом голова. Далее последовал такой диалог. – «Я по кожевенной части.» – «Ну, а почем кожа-то?» – «Да разно: есть подешевле, есть и подороже». – «А средняя цена?» – «Такая-то». – «А прежде по какой цене были эти кожи?» – «Не в пример дешевле», – «Так, так. Ну, а вы-то прежде в славление давали попам (примерно) пятак, да и теперь ограничиваетесь тем же пятачком». И, пользуясь данным случаем, Смарагд повел соответствующую беседу о материальном обеспечении духовенства. Касательно последнего предмета архиепископ давал и практические указания по изысканию средств, советуя, напр., провожать за плату всех покойников, а вообще был очень занят этим современным вопросом, для чего по епархиям учреждались «Присутствия для изыска­ния средств к улучшению быта православного приходского духовен­ства» (см. выше 1913 г., 3, стр. 316–7), хотя – по словам П. Д. Стремоухова (см. выше 2, стр. 164, 37) – «насколько он помнит, деятель­ность не долго, кажется, существовавшего в Рязани, под председатель­ством Архиепископа (Смарагда), комитета об улучшении быта духо­венства не привела ни к каким существенным результатам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...