Глава 52 1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии. Иер.52:1–34 . Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его – частью выселены, частью умерщвлены, храм – сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии. Иер.52:1 .  Седекия был двадцати одного года, когда начал цар­с­т­во­­вать, и цар­с­т­во­вал в Иерусалиме один­надцать лет; имя матери его – Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны. Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств ( 4Цар 24.18 – 4Цар 25.30 ). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26 , у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30 ). Иер.52:2 .  И он делал злое в очах Го­с­по­да, все то, что делал Иоаким; Иер.52:3 .  посему гнев Го­с­по­да был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложил­ся от царя Вавилонского. Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20 . Иер.52:4–11 . представляют почти повторение 4Цар 25.1–8 . Объяснение см. там. Иер.52:6 .  В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилил­ся, и не было хлеба у народа земли. Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь. Иер.52:7 .  Сделан был про­лом в город, и по­бежали все воен­ные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и по­шли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города. У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4 ). Иер.52:10 .  И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    388. Что послужило причиной появления учения о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой?    Учение о неизбежной необходимости наличия наивысшего видимого главы всей Церкви Христовой появилось вследствие большого упадка веры в невидимого главу Церкви, то есть в Господа Иисуса Христа, и в Его пребывание и воздействие в Церкви, а также ввиду упадка любви к Нему.     389. В какого единственного наивысшего главу всей Церкви мы можем верить?    Мы можем верить только в невидимого единственного главу всей Церкви так же, как верим в Бога, хотя Его и не видим. Этим главой является единственно Господь Иисус Христос, Который есть единый, святой, непорочный и вечный Первосвященник наш и наивысший Пастырь наш (Еф.1:22—23; Кол.1:18; Евр.3:1, 4:14, 5:5—6, 7:26).     390. Кто после смерти святых апостолов имеет право решать основные вопросы общецерковного характера?    После смерти апостолов выносить решения по вопросам принципиального общецерковного характера имеют право Вселенские Церковные Соборы.     391. Что такое Вселенский Церковный Собор?    Вселенский Церковный Собор является собранием епископов всей Церкви как преемников святых апостолов.     392. На оснований каких изречений и обещаний Христовых выносят решения Вселенские Церковные Соборы по общецерковным вопросам?    Вселенские Церковные Соборы выносят решения по вопросам общецерковного характера на основании следующих изречений и обещаний Христовых:    1) «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20);    2) «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20);    3) «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).     393. Что означают эти обещания Господа Иисуса Христа?    Эти обещания Господа Иисуса Христа означают, что Господь Иисус своим Божеством постоянно пребывает в Церкви, и что совместно со Святым Духом милостиво воздействует на решения законно действующих Церковных Соборов, чтобы их решения не отклонялись от откровения Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антоний 26 августа 2023, 01:15 Хотелось бы видеть ссылки на статьи во всемирно известных археологических научных журналах, утверждающие приведённую хронологию. Если есть статьи в журналах, рецензируемых в РИНЦ, (или зарубежных Scopus или WoS), непременно нужно добавить ссылку. Георгий 20 августа 2023, 12:06 Очень интересный материал! Насчет предсмертных слов (уже не шутка, а реальность от католиков): Когда умирал Ференц Лист (не поручусь за полную точность имени, но кто-то из великих) - к нему пригласили католического священника, который пытался исповедать его, но композитор был уже недоступен контакту. В отчаянии священник запел какую-то католическую молитву, которая оказала удивительное действие: умирающий композитор пришел в себя, открыл глаз и сказал католическому священнику: " Что вы там поете?.. У Вас же слуха нет!.. " , и с тем скончался. Варвара 19 августа 2023, 11:09 Интересная статья! не очень приятный сарказм для уха Русского человека. Но как любительнице истории было очень интересно узнать такую точку зрению вполне возможную. Евгений Абдуллаев 18 августа 2023, 11:49 Павлу. Конкретно о гибели фараона не говорится: Исх 14:27-28: " И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. " Правда, в Псалмах мы читаем: Пс 135:15: " и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его; " Но здесь в оригинале стоит глагол , что скорее означает " потряс " , " отряхнул " и совсем не обязательно " утопил " Павел 18 августа 2023, 01:37 В книге " Исход " сказано , что в Красном море вместе с колесницами погиб и фараон. А в статье указывается, что фараон остался жив!? Это мнение автора основывается на каких-то достоверных исторических фактах? Евгений Абдуллаев 17 августа 2023, 17:40 Галине И. Ув.Галина! 1) Дата Исхода 1446 г до н.э. - общепринятая среди библейских фундаменталистов, она высчитывается по Библии. Остальные даты я привел по статье археолога Стива Рудда, он там долго объясняет, как он это подсчитал - но, разумеется, эти даты предположительны. 2) Загадкой является то, почему Тутмос 3 не сразу стал мстить своей тете, а только через 20 лет после ее смерти. Зачем надо было ждать 20 лет? 3) По толкованию многих Отцов Церкви, фараон Исхода - образ дьявола. А , значит, во-первых, копты и египетские монахи - это вообще не о том, и,во-вторых, над врагом Бога не грех и посмеяться. Впрочем, Вам виднее :)

http://pravoslavie.ru/155094.html

– И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ( Быт.1:26–27 ). Сотворим человека (1:26) говорит о множественности лиц, а сотворил его (1:27) указывает на единство Бога. – И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас ( Быт. 3:22 . – И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6–7 ). – И явился ему Господь у дубравы Мамре Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши ( Быт.18:1–4 ). Явились три мужа, а Авраам обращается как к одному: Владыка! не пройди мимо раба Твоего. Все святые отцы воспринимали эти места с точки зрения тринитарного учения. Так, святитель Василий Великий говорит: « Сотворим человека.Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, чрез Которого и веки сотворил. Сей… держит все словом силы Своей( Евр. 1:2–3 )» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9. О животных земных). Также пишет и блаженный Августин : « Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. Этими словами внушается нам мысль, как выразился бы я, о множественности лиц, ради Отца, Сына и Святаго Духа. Но вслед затем [бытописатель] внушает нам мысль и о единстве Божества, говоря: и сотворил Бог человека по образу Божию. Слова эти имеют не тот смысл, будто бы Отец [сотворил человека] по образу Сына, или Сын – по образу Отца (в таком случае изречение по образу нашему было бы неверно, если бы человек сотворен был по образу одного только Отца, или одного Сына), а будто бы, вместо слов: сотвори Бог по образу Божию, сказано было: по образу своему. А раз теперь говорится: по образу Божию, между тем как выше было сказано: по образу нашему, этим означается, что упомянутая множественность лиц должна быть представляема не так, чтобы мы или называли, или верою содержали, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святаго Духа, ради каковой Троицы сказано: по образу нашему, мы принимали за одного Бога, для чего и сказано: по образу Божию» (О Книге Бытия буквально. Гл. XIX).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3Цар.6:16 .  И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании ( Иез.41:3–4 ); не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса ( Исх.26:33 ) ). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) – редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20. 3Цар.6:17 .  Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины – 30 л. составляли его высоту, 1/2 – 20 л. – ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма,: гекал, νας, templum. 3Цар.6:18 .  На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. (Ср. стих 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков κοιλαν γλυφα) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты – род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (ср. 3Цар.7:19,22,26 ). О херувимах, их идее и символике см. Толков. Библию ., т. I, с. 27 и 163 и подробнее в книге А. Глаголева «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» (Киев. 1900), с. 417–512. Пальма – символ красоты, величия и нравственного совершенства ( Пс.91:13 ), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм (см. А. А. Олесницкого , Ветхозав. храм, с. 298–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Наклонили лица свои к земле» (стих 5). Это свидетельствовало о том, что мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. «Что вы ищете», т.е. вы напрасно ищете. «Живого», т.е. того, кто жив, а не мертв (ср. стих 23). «Между мертвыми», т.е. в месте, где подобает находиться мертвым, – как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и оставаться мог только обыкновенный умерший! «Вспомните...» (стих 6). Евангелист Лука, очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные выше ( Лк.9:22, 18:32 и сл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание, чем у Марка. «Сыну Человеческому» (стих 7). Так Христос называл Себя только до воскресения (ср. стих 26). «Человеков грешников», т.е. язычников (ср. Лк.18:32 ; Гал.2:15 ) 32 . У евангелиста Матфея это выражение имеет более общее значение ( Мф.26:45 ). «И в третий день воскреснуть...» (см. Мф.16:21 ). «Возвестили» (стих 9). Здесь евангелист Лука согласен с Матфеем ( Мф.28:8, 10 ). Евангелист Марк говорит иное (см. комментарии к Мк.16:8 ). «То были Магдалина Мария...» (стих 10) Имена женщин, которые приводит здесь один евангелист Лука (Матфей и Марк имена этих мироносиц приводят ранее – см. Мк.15:40, 47 ; Мк.16:1, 6:3 и параллельные места Евангелия Матфея). При этом, согласно евангелисту Луке, были и другие женщины. «Не поверили им» (стих 11; ср. Мк.16:11 ). «Петр... побежал» (стих 12). Это упоминание о Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн ( Ин.20:3 ; ср. стих 24). «И пошел назад, дивясь сам в себе...» Правильнее: «и ушел к себе домой» ( πρς αυτν – «к себе», зависит не от слова «дивясь», а от слова «пошел», – Евфимий Зигавин; ср. Ин.20:10 ). Лк.24:13 .  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; Лк.24:14 .  и разговаривали между собою о всех сих событиях. О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление ( Мк.16:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя, однако, считать такого настроения человека исключительно плодом его усилий удалить от себя злобу и привить себе любовь, так как человеку свойственно лишь ревновать о дарах духовных ( 1Кор.14:1 ) но Бог дает ему по богатству славы Своей укорениться и утвердиться в любви ( Еф.3:16–18 ). Человек не должен бездействовать, спокойно ожидая, что Бог Сам в нем изменит худое на доброе, но, борясь с злом в себе, он должен постояло искать помощи свыше, без которой вся его напряженная борьба с живущим в нем злом ( Рим.7:18 ) уподобится борьбе с сказочной гидрой, получающей новую голову вместо отрубленной. Вот этот союз с Богом, необходимый для установления гармонии внутренней жизни, как противоядие от живущего в человеке греха ( 1Ин.3:9 ), был часто разрываем ветхозаветными пастырями, почему о них Наум мог сказать: «нет врачевства для раны вашей» ( Наум.3:19 ); устами же другого пророка Господь говорит: «Пророки и священники – лицомеры, в Доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их, будет для нас как скользкие места в темноте, их толкнут, и они упадут там, ибо Я наведу на них бедствие». ( Иер.23:11–12 ). Священники Иерусалима нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от не святого и не указывают различия между чистым и нечистым и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. И так изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» ( Иез.22:26:31 ). Так лицомерие, внутреннее настроение, влечет за собой нечестие в самой деятельности человека, имеющего только внешний вид благочестия, но отрекающегося силы его ( 2Тим.3:5 ). Лишенные общения с Богом и благодатных даров для прохождения своего служения, потомки Левия не могли благотворно влиять на народ, вызывая в нем рост нравственности; наоборот, недостойная жизнь священников и левитов действовала развращающим образом на массу: «Народ Мой! вожди твои вводя и тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» ( Ис.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Вспомним некоторые из библейских текстов, содержащих в себе обетования Израилю о Мессии. Обетование, очевидно, возбудило в Иудеях живое ожидание; сознание же исполнения этого обетования, чувство удовлетворения выразилось при рождении Иисуса Христа. «Господи, – воскликнул старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, – ныне отпущаешь раба Твоего по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил дать всем народам как свет к просвещению язычников и как славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:25–32 ). После Симеона одна благочестивая женщина «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Анна восхвалила Господа и говорила об Иисусе Христе всем во Иерусалиме, ожидавшим избавления Израилева» (ст. 36–38). Там был ещё некто более Симеона и Анны, и было ещё нечто выше их восторгов радости: «В те дни там явился Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской. Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный вокруг чресл своих, и пищею его были акриды и дикий мед. И он говорил: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное; ибо это Тот, о ком пророчествовал Исаия пророк, говоря: Глас вопиющего в пустыне говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его: я крещу вас в воде, чтобы привести вас к покаянию, но есть некто среди вас, которого вы не знаете. Он есть Тот, кто идёт после меня, но который превосходит меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его... И я не знал Его, но я пришёл крестить в воде для того, чтоб Он явлен был Израилю... И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» ( Мф.3:1–5 . Мк.1:2–11 . Лук.3:1–18 . Ин.1:26–33 ). Некоторые, хотя боязливо, покушались представлять Иисуса Христа как знаменитейшего из числа многих преобразователей, которые около того же времени присваивали себе имя и дело Мессии, предсказанного пророками и ожидаемого Израилем. В частности, как на одного из Его предшественников указывали на Иуду Галилеянина, который немного после рождения Иусуса по случаю переписи, назначенной императорским легатом Квиринием, решился возмутить Иудею против этой меры, против налогов, через неё установляемых, и против самого императора, провозглашая, что одному Богу принадлежит имя Владыки, и что свобода дороже жизни 44 . Такие сравнения, не скажем – уподобления, лишены всякого основания; мнимые предшественники Христа были собственно противниками римского владычества, восстававшие так же, как и прежде них Маккавеи, во имя национальной независимости и в духе противодействия правительству в пользу правления Моисеева. У Иисуса Христа не было предшественников; Его дело не имеет никакого отношения ни к одной из предшествующих попыток, и Его единственным Предтечей был Иоанн Креститель, чуждый, как и Он сам, всяких предприятий и видов политических и столько же смиренный пред Ним, как пред истинным и единственным Мессией, сколько Иуда Галилеянин и его сообщики были дерзки против императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

По крайней мере, в ближайшее время жизнь Моисея не станет хоть немножечко приятнее. Сначала спор с Богом (3:1–4:17), затем он оказывается на грани смерти (4:18–26). Сначала Бог беседует с ним, затем вступает в святую борьбу. Кратковременная передышка (4:27–31) наступает, когда Моисея радушно принимают дома, и он вместе со всем Божьим народом участвует в служении поклонения и хвалы. Однако фараон не сдается. Он совершенно безучастен к мольбам Моисея (5:3). Слова фараона: «Я не знаю Господа» (5:2) означают: «Я не признаю Его власти». Ситуацию ухудшила невыносимо увеличенная рабочая норма евреев (5:4:18). У евреев это неминуемо вызвало лишь глубокое негодование на своего сомнительного освободителя (5:19–21). Какое различие в оказанном приеме! Сегодня лесть, завтра – неприятие. Другому Избавителю люди будут один день петь осанну, а на следующий день требовать: «распни его». Еще одно подтверждение призвания Моисея (6) Так же как Иаков получил подтверждение событиям, происходившим в Пенуэле (ср. Быт.32:28 и Быт. 35:10 ), так и Моисей сейчас должен получить подтверждение произошедшему у горящего куста. Конечно же, старые возражения умирают нелегко (ср. 6:12:30). Когда Моисей впервые был призван, он пытался уклониться от этого призыва, подчеркивая свою собственную неспособность. Теперь он беспокоится, что гораздо труднее будет общаться с фараоном, чем со своим собственным народом, что и так не отличалось особым успехом. Каким же образом он сможет договориться с фараоном? («Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? И если в стране мирной ты был безопасен, то, что будешь делать в наводнение Иордана?», Иер.12:5 .) Моисей по-прежнему слишком беспокоится о результатах. В ответ Бог говорит Моисею семь ободряющих «Я сделаю», которые окружены двумя «Я есть». См. таблицу 5. Таблица 5 67 В этой главе поднимаются, по крайней мере, два критических вопроса. Один – в третьем стихе: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим «Господь» не открылся им». А что же тогда означают те отрывки, в которых Господь представляется одному из патриархов точно под этим же именем? Так, Бытие (15:7): «И сказал ему (т.е. Аврааму) «Я Господь...». Или отрывки, в которых автор называет Господа, обращающегося к Аврааму, Господь: «И сказал Господь Аврааму...» ( Быт.12:1 )? Либо отрывки, которые указывают на некоторую фамильярность в отношениях с Господом? Так, Бытие (12:8): «И создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010