Рус. пер. см.: Там же. С. 270, 330. Ср.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. II. С. 216, 220—221. Кн. 11. Гл. 26, 28. 508 См.: Augustini Hipponensis. De Trinitate. XV. 47//PL. Т. 42. Col. 1094—1095. Рус. пер. см.: Августин, блаж. О Троице. С. 393—394. 509 См.: Ibid. XV. 27; 47//PL. Т. 42. Col. 1079—1080; 1094—1095. Рус. пер. см.: Там же. С. 374—375, 393—394. 510 См.: Ibid. XV. 27//PL. Т. 42. Col. 1079—1080. Рус. пер. см.: Там же. С. 374—375. 511 Ibid. V. 15//PL. Т. 42. Col. 920—921. Рус. пер. см.: Там же. С. 146—147. 512 Augustini Hipponensis. De fide et symbolo. Lib. I. 9. 19//PL. T. 36. Col. 191. 513 См.: Зноско-Боровский М., прот. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. СТСЛ, 1991. С. 26—27; Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. М., 1995. С. 83. 514 См.: Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 84. 515 Краткий разбор аргументов свят. Фотия см.: Там же. С. 80—82. В основе аргументации свят. Фотия лежит мысль о том, что в Боге имеет место только два вида свойств: личные (ипостасные) и существенные. Поэтому все, что мыслимо нами в Боге, может принадлежать либо только одному из Лиц, либо всем Трем Лицам вместе. Любое отступление от этого принципа, в частности усвоение Отцу и Сыну свойства изведения Святого Духа, неизбежно нарушает в учении о Пресвятой Троице «равновесие» между единством и троичностью. 516 Например, см.: Athanasii Alexandrini. Epistula I ad Serapionem. 20//PG. T. 26. Col. 580A. Рус. пер. см.: Афанасий Великий, свят. Письмо 1 к Серапиону//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 32. 517 Например, см.: Basilii Magni. Epistula 38. 4//PG. Т. 32. Col. 329—332. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Письмо 38, к Григорию брату//Василий Великий, свят. Творения. Т. 3. С. 53. Gregorii Nysseni. Contra Eunomium. I//PG. T. 45. Col. 336D. Рус. пер. см.: Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. 1. Гл. 22//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 52. 518 См.: Лосский В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

505 Haeres. 87 n. 6. Подобное же повторяет и бл. Августин, замечая, относительно, принадлежавшей к секте гностиков же Маркеллины, что она почитала образа Иисуса, Павла, Гомера и Пифагора поклонением им и жертвенным курением (De haeres. с. 7). 507 Это же самое можно сказать и, относительно, воздвигнутой кровоточивой женой, в память своего чудесного исцеления, статуи Спасителя, которую Евсевий, передающий древнее о сем сказание, сам видел (loc. cit.), и которая, как свидетельствует Созомен , во время Юлиана была разбита язычниками в куски, подобранные христианами и положенные ими в Церкви (Созом. Hist. eccles. lib. V. с. 21). 509 См. Дамаскина Orat. 3 de imaginibus. Opp. t.1, p. 382. ed. Paris. 1712 an. По свидетельству же Климента Александрийского , у христиан в употреблении была монограмма имени Иисуса (Paedag. lib. II. с. 4), заменявшая собою крест. 511 Этим, между прочим, может быть объяснено и то обстоятельство, что в Испании во время диоклетианова гонения, когда язычники часто вторгались в христианские храмы и подвергали поруганию священные изображения Господа и святых Его, на Эльвирском Соборе (305 г.) 36 правилом воспрещены были, конечно, на время, священные изображения на стенах храмов (Binii concil. t. 1. р 235), хотя некоторые объясняют сие запрещение и так, что оно было направлено только против изображения Самого Бога в его существе (quod colitur et adoratur), которое неописуемо и иеизобразимо (De Aguirre, Collect, max. Conciliorum Hispaniae, Romae 1693. t. I. p. 502). 512 А. фон-Фрикен. Римск. катакомб, ч. III. стр. 3, 4 и 7. Изд. Москв. 1880 г. Можно заметить, что в катакомбах, между прочим, встречается еще символическое изображение Христа в образе Орфея, по мифологическому преданию, своим пением и игрою на лире пленявшего, будто бы, даже диких животных, каковым символом, отнюдь не представлявшимся для древних учителей (напр., Феофила Антиохийского , Климента Александрийского , Василия Великого ) по тогдашнему времени странным, думалось лучше и нагляднее изобразить, особенно, христианам из язычников – чудодейственную силу проповеди Христовой (Там же, стр. 115).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 507 Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович. С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 511 Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542–546; он же. Феофан Прокопович. С. 463–468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович–Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов–Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513 ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4. 514

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Константинопольский I-й, на коем учреждается экзархатство сего имени наравне с другими – 340. Uwaga о властолюбии пап – 351. Императоры способствовали успехам христианства – 370. О пресечении патриаршеского достоинства у евреев – 382. О несогласии Римского и Констан. патриархов – 383. С. Геласий Р.П., гнавший Евфимия II. за Акакия и предписавший причащаться под обоими видами – 394. Церковная иерархия – 413. Патриархи. Митрополиты – 414. Архимандриты – 415. Протопресвитер (προτοππα) – 416. О викариях, особенно Римских пап – 416. Образ правления Церкви – 422. Соборы – 424. Равенство Рим. и Конст. патриархов, на Халкидонском соборе подтверждённое – 430. На Карфагенском соборе, Аврелий митрополит называется папою – 430. Там же, запрещены жалобы за море (к папам) – 431. Об Анатолии и Акакии, Констан. Патриархах – 440. О Льве I и его речи к Аттиле – 443. Содействие успехам христианства от императоров – 465. Об Иоанне, названном вселенским патриархом и потому гонимом Римскими патриархами – 482. О Григории В., Папе, порицавшем Иоанна – 487. О Filioque во время Григория Великого – 491. Церковная иерархия – 509. Пустынножительство – 512. Общие права иерархии – 514. О соборе Kohcm. II, вселенском V, где о Вигилии папе – 518. О титуле вселенского патриарха – 524. О испрошении папою Ормиздом патриаршеского титула – 526. О Пелагии I, который первый начал производить первенство Римской Церкви не от соборов или от человек, но от Иисуса Христа – Uoahh III противного совершенно характера – Neлaruй II безбрачную жизнь предписал – 527. Гонение внутреннее, где о властолюбии пап, и сопротивлениях оному – 549. О происхождении Духа Св. и чистилище – 561 и 563. Преимущество супружества над девством – 570. Иерархия вообще – 571. Собор вселенский VI, где осуждён Онорий – 573. Труллянский, где повелено: епископу быть без жены, а пресвитерам и диаконам блюсти супружество в чистоте – 578. В алтарь кроме императора никому входить не дозволялось, по оному же Труллянскому собору – 581. О папах VII столетия: Бohuфamuu III, испросившем у Фоки титул Вселенского – Бohuфamuu IV, причислившем монахов к клиру – Bumaлuahe I, введшем в богослужение органы – Ebrehuu I и Агатоне, блюстителях безженства духовных – Beheдukme II, исходатайствовавшем увольнение от утверждения императорами пап – 590.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

(«Аминь»). +пролитой за жизнь Мира 502 . («Аминь, аминь, аминь»). Нас же всех, от единого Хлеба и из единой Чаши причащающихся 503 , соедини друг другу в едином Общении Святого Твоего Духа 504 . И пусть причащение святому Телу и Крови Христа Твоего не будет ни одному из нас ни к осуждению, ни к наказанию, но к обретению милости и благодати ради святых всех веков, Тебе благоугодивших: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, благовестников, мучеников, исповедников, учителей и душ всех праведников, в вере скончавшихся. Изряднее 505 (же) ради Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 506 ! И ради святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна, и святых славных и всехвальных апостолов, и святых (назвать дневных святых), и всех святых Твоих, молитвам коих посети нас, Боже 507 . Помяни, Господи, и всех уснувших для жизни вечной, и дай им покой там, где согревает 508 (души) Свет Лица Твоего. Помяни, Господи, святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь , обретенную драгоценной Кровью Христа Твоего и распространенную по всем пределам Мира 509 , и даруй ей везде мирную жизнь, и храм сей сохрани до скончания века. Помяни, Господи, принесших Дары 510 и поручивших принести их, и то, ради чего их принесли 511 . Помяни, Господи, приносящих всякое даяние 512 и творящих доброе во святых Твоих Церквах 513 и всех, помогающих бедным. Воздай им по Твоему благосердию: подай им вместо земного – небесное, вместо тленного – нетленное, вместо временного – вечное. Помяни, Господи, уединенно живущих в пустынях и в горах, в пещерах и в ущельях земли. Помяни, Господи, посвятивших себя девственности, пребывающих в трепете пред Тобой, и подвижников веры, и всех живущих чистой жизнью. Помяни, Господи, благоверных и христолюбивых власть имущих 514 , коим Ты вверил правление страной нашей, и вооружи их истиной, увенчай Твоим благоволением, осени главы их в день брани, укрепи их мышцу, поддержи их десницу, упрочь их правление, (покори им, воюющие с ними народы) 515 , даруй им Твой глубокий и нерушимый Мир, внуши им благие мысли о Церкви Твоей и о всём Народе Твоём, дабы мы, при мирном их правлении, проводили жизнь спокойно, тихо, благочестиво и безмятежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

505 ГА РФ. Ф. 1695. Оп. 1. Д. 23. Л. 2, 3: Секретная инструкция по поводу учреждения в Москве Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих. 508 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М, 1906. С. 15. 509 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 97. 512 См.: Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 46. 517 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 522 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. М., 1906. С. 3. 524 См.: Заключительные чтения 3 июня 1907 г. по поводу первого пятилетия чтений для рабочих. М., 1907. С. 11. 525 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 17. 528 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 78. 530 Отчет Комиссии общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих за 1905–1906 гг. С. 10. 536 См.: РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 538 РГИА. Ф. 565. Оп. 6. Ст. 2. Отд. 5. Д. 23044. Л. 4: Об ассигновании кредита на организацию общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих в г. Москве. 539 См.: Маврицкий В. А. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж, 1885. С. 6. 541 Там же. 1880. 3. С. 28: Петропавловская церковь на Якиманке, Смоленская на Арбате, Варваринская на Варварке, Ермолаевская на Садовой, Космодамианская в Шубине, Спасская на Сретенке, а также Троице-Зубовская, Троице-Кожевническая, Богоявленская в Дорогомилове. 548 См.: Московские церковные ведомости. 1901. 20. С. 47; Церковные ведомости. 1899. 28. С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

509       Ипполит. Толкование Песни песней: Груз. текст по рукописи X в./Пер. с арм. Н. Марра. СПб., 1901. (Тексты и разыскания армяно-грузинской филологии, 3). 510       Материалы экспедиции в большинстве своем были утрачены в 1917–1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника. Многие работы Марра, посвященные средневековому Ани, сохраняют свое научное значение по сей день (О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Т. Х. СПб., 1907; Ани. Ер., 1939; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934). 511       Вишáпы – мифические существа, распространенные в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Каменные статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и имели форму рыб или, реже, растянутой на кольях шкуры быка. Их датируют доурартским временем (по крайней мере, начало I тыс. и даже II тыс. до н.э). Н.Я. Марр вместе с Я.И. Смирновым стали в 1909 г. первооткрывателями вишапов для науки. 512       Н.Я. Марр был энергичным и талантливым организатором науки. Когда в начале XX в. его усилия, направленные на основание университета на Кавказе, оказались безуспешными, он сконцентрировал свое внимание на создании научно-исследовательских центров – Анийского музея древностей, Кавказского историко-археологического института, Института языка и мышления. 513       См.: Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. 3-е изд. M.; J1., 1949; Абаев В.И. Н.Я. Марр (1864–1934): К 25-летию со дня смерти//Вопр. языкознания. 1960. 1; Тройский И.М. Сравнительно-исторические исследования//Теор. проблемы советск. языкознания. M., 1968; Гухман М.М. Типологические исследования//Там же. 514       См., в частности: Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела//Зап.-вост. отделения Имп. Рус. археол. об-ва. Τ. IX. СПб., 1894; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)//Там же. Τ. XVI. Вып. II, III. СПб., 1905 (рец.: Харлампович Κ. II Христ. чтение. 1907. 1); Описание старинных армянских рукописей и печатных книг из архива армяно-католической церкви св. Николая в Каменце-Подольском//Отчет Имп. Публичной б-ки за 1891 год. СПб., 1894; Грамматика древнеармянского языка. Этимология. СПб., 1903; по поводу армянской халкидонитской литературы см.: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима в 614 г./Груз. текст иссл., пер., изд. и арабск. извлечение приложил Н. Марр. СПб., 1909; Аркаун: монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Виз. временник. 1906. Τ. XII; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. 1915. Т. LVII; Армянская культура: Ее корни и доисторические связи по данным языкознания. Ер., 1990; К вопросу о задачах арменоведения//Марр Н.Я. Избр. работы. Τ. I. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933; Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси//Там же. Τ. V. Этно- и глоттогония Восточной Европы. M.; J1., 1935; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игрища в амфитеатрах представляли на потребу разнузданной толпе жестокие убийства и человеческие жертвоприношения, которые заставили бы нас содрогнуться. «Человек там насыщался кровью человека» 506 . На арену, наряду с осужденными по законам римского государства, выводились братья и сестры: Игнатий в Риме, Пофин, Аттал и Бландина в Лионе, Фелицита и Перпетуя в Карфагене были брошены на съедение львам и на потеху жестокой, кровожадной толпе. Героизм христианских мучеников служил зрелищем на языческом празднестве. Церковь взялась за крайне трудное дело, критикуя и осуждая пристрастие людей к театру и цирку 507 . Однако не во всех христианских общинах верующим запрещалось посещать зрелища ради собственного удовольствия. Еще во времена Августина Блаженного по определенным дням церкви пустовали, поскольку все верующие отправлялись смотреть представление мимов или ристание на колесницах. И сам епископ Гиппонский признавался, хотя и со смирением, но не без юмора: «Прежде и сами мы были столь глупы, что шли и занимали там место. Как вы думаете, сколько будущих христиан сейчас сидит там? Кто знает? А сколько будущих епископов?» 508 Во II веке получили, наряду с музыкой, комедией и танцем, широкое распространение изобразительные искусства. Архитекторы, художники и скульпторы, прибывавшие из Греции, наживали целые состояния, производя копии шедевров эллинской пластики, которые затем распространялись вплоть до домов самого простого люда 509 . Однако христиане держали себя почти столь же сдержанно в отношении культа красоты, как и в отношении культа идолов; впрочем, то и другое находилось в тесной взаимосвязи, и те же самые мастера посвящали им свой талант. Татиан и даже его учитель Юстин не обнаруживали такого понимания искусства, каким отличались в отношении философии. Ни тот ни другой не увязывали этику с эстетикой. Спасения ждали не от какого-нибудь прекрасного Аполлона, а от человека, не имевшего «ни вида, ни величия» 510 . В их глазах искусство и художники были пособниками идолопоклонства, коему служили, распространению коего содействовали, создавая статуи Сапфо и знаменитых блудниц 511 . Ничего удивительного, добавляет хорошо информированный Юстин, ведь известно, что они насилуют свои модели! 512 Может ли невинная христианская девушка, не покраснев, остановить свой взор на произведении искусства, прославляющем и возбуждающем похоть?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

В приведенных выше словах святого Киприана о том, что приношение не может быть освящено там, где нет Святого Духа, Мерк видит некое нововведение. [ 505 ] Также и в упомянутых выше словах святого Иринея о призывании Святого Духа Батиффоль видит только «призывание вообще». [ 506 ] Точно так же и безо всякого объяснения — почему — и о. Каброль считает тексты Иринея и Фирмилиана молитвами «евхаристического освящения вообще» («prières de consécration eucharistique en général»). [ 507 ] То же повторяют и Варэн, [ 508 ] и Раушен. [ 509 ] Мы приводили, говоря о литургии святого Иустина Философа, мнения разных ученых о значении его слов «пища, над которой совершено благодарение через молитву слова Его (Христа)…». Одни в этом видели установительные слова (Харнак, Маркович, Шерман, Мерк, Шикк, Шване, Раушен-Алтанер), другие — весь евхаристический канон (Катанский, Барденхэвер, Зееберг, Варэн, Герхард Раушен, Салавиль). Вунзен в этом видел Молитву Господню «Отче наш». Ваттерих — эпиклезу. Мы высказали выше свое мнение: эпиклеза не упомянута как таковая в этом повествовании, но она напрашивается всем контекстом молитв и всего рассказа, особенно если литургию Иустина привести в зависимость от литургии «Апостольского предания», как это сделал в свое время Пауль Древс. Возможность эпиклезы у Иустина в связи с известной ему молитвой «анамнезы» признает и Салавиль, хотя и оговаривается, что эта молитва вряд ли была тождественна с современной нам молитвой призывания. [ 510 ] Каков же общий вывод католической науки о времени возникновения эпиклезы? Для Батиффоля — это время Константина Великого. Для Баумштарка — это время II Вселенского Собора и духоборческих споров. [ 511 ] То же в общем разделяют Шерман, Бухвальд, Раушен. О. Каброль стоит за время до конца века. [ 512 ] С этим соглашается и Фортескью.   2. Какова же, по мнению католиков, была форма древней эпиклезы и объем ее содержания? Открытие проф. А. Дмитриевским Серапионова Евхология смутило многих. В этом древнем служебнике вместо призывания Святого Духа находится призывание Логоса. «Логос-эпиклеза» стала модной теорией в литургике. Об «александрийском влиянии» писали и пишут. Относясь, вообще, отрицательно к литургическому факту эпиклезы Святого Духа, хотели в призывании Логоса найти известное ослабление значения освятительной силы Третьей Ипостаси Святой Троицы. Некоторые ученые хотели признать александрийскую эпиклезу Слова, как древнейшую форму призывания, вообще. Так смотрит Раушен, [ 513 ] считая, что призывание Святого Духа началось только с IV века. Фортескью как будто бы присоединяется к этой мысли. [ 514 ] В значительной мере думает так и о. Грегори Дикс. [ 515 ] Варэн видит в этом даже влияние неоплатонизма. [ 516 ] Бухвальд создал целую гипотезу о том, что и Римская литургия имела когда-то свою «Логос-эпиклезу», о чем будет сказано ниже подробнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Не даром же были безуспешны все усилия Оттона – упрочить между Лабой и Одрой немецкое церковное устройство. Притом латинские проповедники могли быть сильны только в странах, завоеванных немецким оружием; на восток же от Лабы немецкое оружие проникло только во второй половине X в., и здесь могли быть, в одно и тоже время и немецкие и славянские проповедники. 509 По этой причине учение Мефодия должно было храниться еще в Чехии и Моравии и находить благоприятный прием в Силезии и Лужицах. Сохранилось предание, что в окрестности Сгорельца (Zgorzelec) приходил сам св. Константин, что он был в королевской роще (königshain), в Яворнике, и поставил там церковь на месте тогдашнего капища. И долго благочестивые ходили сюда в день св. Вячеслава на поклонение кресту, поставленному на горе яворницкой. 510 Хотя жизнеописатели Войтеха и жалуются на недостаток веры и языческие обычаи Чехов, 511 но нужно помнить, что это были друзья и ученики его; при том же настойчивая, но крайне бесследная и неблагодарная деятельность Войтеха в Чехии сама по себе уже много говорит против этого человека. Войтеху хотелось ввести в Чехии те же порядки, какие он видел у Немцев, среди которых получил воспитание; но его план должен был оказаться бессильным, в соприкосновении с силою, которой он совсем не хотел признать в народе, силою обычая, предания и истории. При проведении строгих правил и учреждений западного христианства в Чехии, ему не удалось найти точки опоры ни в народе, ни в князе чешском. Мы постараемся доказать то и другое при изложении его деятельности. 512 Войтех происходил от одной из первых фамилий чешских. Отец его был Славник, любицкий коленный князь, мать звали Стрезиславой. Родители Войтеха были благочестивые христиане, особенно мать его, «чистая в нравах и речах, строгая в посте, мать странных и сирот, ничего не жалевшая для бедных». Мальчик был чрезвычайно красив, и родители надеялись, что его ожидают блестящее положение и высокие государственные должности; 513 но тяжкая болезнь, заставлявшая опасаться за самую жизнь Войтеха, была причиною того, что он был обречен на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010