Почему только одно, и почему только это? Потому что прощение – это первый шаг навстречу к евангельским обетованиям. Это первая ступенька на пути нашего восхождения к Царству Божьему. Нельзя, перескочив через нее, приблизиться к Богу, исполнить волю Божью, или избавиться от сетей лукавого. Если мы не простим, если мы возьмем в Великий пост свои обиды, отчужденность, взаимные претензии, то ни посты, ни молитвы не принесут нам никакой пользы. Потому что Бог есть любовь, и по Своей бесконечной любви Он прощает нам все наши грехи. И если мы хотим приблизиться к богообщению, мы должны сделать этот первый шаг, и уподобиться Богу в прощении. Аминь! Дорогие братья и сестры! Мы только что отслужили вечерню, которая вводит нас в Великий пост . Врата поста распахнулись. И чтобы войти, первым своим шагом мы просим друг у друга прощение. В русском языке есть одно замечательное выражение: «Прости меня, Христа ради!». Прости меня не потому, что я хорош, не потому, что я заслужил, или достоин прощения, но ради и во имя Христа. Всякая наша обида оскорбляет Христа и не позволяет Христу приблизиться к нам. Пока мы держим обиду, пока мы находимся в ссоре с ближним, Господь не может быть с нами. Но также и мы, связанные взаимными претензиями и недоброжелательством, не можем двигаться к Богу. Господь говорит: «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них» ( Мф. 18:20 ). И тут же Петр подошел к Иисусу и спрашивает Его: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» ( Мф. 18:21 ). Если эти двое или трое придут в храм и не будут готовы подать друг другу руки, то Христа не будет между ними. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» ( Мф. 5:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Храмовое богослужение, в котором мы каждый день участвуем, является для нас, с одной стороны, делом привычным, с другой – событием очень важным и требующим постоянного осмысления и глубокого восприятия. Обращая взор в далекое прошлое, мы видим, что Храм богоизбранного народа был делом не человеческого измышления, но Божественного откровения – Господь показал устроение ветхозаветной скинии Моисею во всех деталях, и заповедовал сотворить в точности по образу, показанному на Синайской горе. Описание скинии занимает в Ветхом Завете несколько глав (Исх. 28–31). Обращая же взор в то будущее, которого ожидаем и которого надеемся приобщиться, из Апокалипсиса видим, что в Небесном Иерусалиме, как ни странно, храма не будет – «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отрк. 21, 22), но богослужение будет непрерывным и повсеместным. Всё Откровение Иоанна Богослова наполнено литургическими образами, там мы встречаем и славословие людей и Ангелов, и поклонение Престолу Божию величественных старцев, и благоуханный дым, который есть молитвы святых (См.: Откр. 5, 8). Мы уже находимся не под Законом и не обязаны приносить многочисленные жертвы овнов и тельцов, но еще и не вернулись в свое истинное Небесное Отечество. Наше время – это время Нового Завета, и как «род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2, 9), мы должны приносить поклонение Богу «в Духе и истине» (Ин. 4, 24). Всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это поклонение мы приносим в первую очередь искренней сердечной молитвой, но наиболее ярко это поклонение выражается в совместной молитве и в совместном совершении Таинства Евхаристии. Ибо «где двое или трое (а не только один молящийся) собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Можно также говорить и о том, что совместное богослужение – это исполнение сразу обеих главнейших заповедей: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Ведь даже малая нелюбовь и небольшое огорчение, нанесенное брату, не допускают нас приступить к Богу. Так и литургические молитвы свидетельствуют о том, что все стоящие в храме, возлюбив друг друга, единомыслием, «едиными усты и единым сердцем» славят Нераздельную Троицу и причащаются единого Тела. «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

http://pravoslavie.ru/74653.html

Вот другой пример, из середины I века — рас­пря между фарисеями и саддукеями, которая вспыхну­ла в Синедрионе. И поскольку собрание разделилось и сделался большой крик , то понадобилось вмешатель­ство блюстителя порядка тысяченачальника и вои­нов , чтобы разрешить ситуацию. Интересно, о чем они спорят таким неистовым образом? О бытии ан­гелов и о воскресении из мертвых! (Деян 23:6–9). Некоторые из его деяний упомянуты и Иосифом Флавием . Однажды он приказал внести в Иеруса­лим знамена с изображением императора. «Иудеи пришли в страшное волнение» (Иудейская война, 2, 9, 2). В другой раз Пилат пожелал восполь­зоваться корбаном, то есть храмовой казной. «Народ был сильно возмущен… и с воплями окружил его су­дейское место» (там же, 4). Но похоже, что не только посягательство на веру, но и сама вера могла стать предметом отчаянного противостояния. «Тора разделилась на две», — сооб­щает трактат Сангедрин. «Произошла распря… и со­брание разделилось», — читаем мы в Деяниях у Луки. «Умножились разногласия в Израиле» — Сангедрин. «Сделался большой крик… раздор увеличился» — Деяния. Все бурлит и накалено до предела. Стоит поднести спичку, и тут же, как огонь, вспыхнет распря (Деян 23:7). Фарисеи спорят с саддукеями (Деян 23: 6–9). Книжники спорят с учениками Иисуса (Мк 9:14). Ученики Иоанна спорят с иудеями (Ин 3:25). Иудеи спорят между собой (Ин 6:52; Деян. 28:29). На суде перед Феликсом Павел как о чем-то необыкновенном и заслуживающем особого внимания сообщает: не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения, и ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение (Деян 24:11–12). Правда, чуть ниже он все же признается, что было одно то слово, которое громко произнес я, стоя между ними (Деян 24:21). Дебаты с Иисусом Это время отчаянных споров. И когда мы чита­ем, что пятеро в одном доме разделятся, трое против двух, и двое против трех (Лк 12:52), не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34), не мир, но разделе­ние (Лк 12:51), «Я пришел, чтобы бросить огонь на землю!» (Лк 12:49), то понимаем, что евангельская проповедь не стояла в стороне, а, напротив, самым решительным образом сражалась на поле неутихаю­щих идейных баталий.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

«Начальник при доме Божием» (ст. 13), см. ( 1Пар.9:11 ) – первосвященник (Vulgata: pontifex domus Dei) или же специальное должностное лицо, заведовавшее приемом и распределением приношений. Стих 17. Начальный возраст левитской службы здесь и в ( 1Пар.23:3,24–28 ) определяется в 20 лет; в законодательстве же Моисеевом он доказывается то в 30 ( Чис.4:3,23,30 ), то в 25 лет ( Чис.8:24 ). По-видимому, Давид нашел нужным призывать левитов на службу в более раннем возрасте (20-ти лет), и такая практика соблюдалась впоследствии – не только при Езекии, но и после плена ( 1Ездр.3:8 ). Впрочем, самостоятельное ответственное служение левитов при храме могло начинаться согласно с предписанием Моисея, не ранее 30 лет, до этого же возраста они могли служить лишь в качестве помощников старших левитов (см. «Толковую Библию», т. I, с. 525). Ст. 18–19. Все заботы Езекии в отношении теократических приношений были направлены к тому, чтобы они распределяемы были между священниками и левитами по принадлежности " со всею верностью» – в предупреждение возможных обид и обманов низших членов клира высшими. В последующей истории такие прискорбные явления иногда бывали. Так при прокураторе Феликсе (см. Деян.23–24 ), рассказывает И. Флавий, «первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять слуг своих к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода» («Иудейские Древности», кн. XX, гл. 8, 8). Весь раздел о введенных Езекией чередах священнических и левитских и источниках их содержания, отличающийся пунктуально точными деталями и содержащий в себе целый ряд имен (ст. 12–15), имеет все признаки документальности и исторической достоверности. 2Пар.31:20 .  Вот что сделал Езекия во всей Иудее, – и он делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицем Господа Бога своего. 2Пар.31:21 .  И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15. И призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня. III. 16. Грешнику же рече БОГ: „вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?! 16. Грешнику же сказал Господь: „почто ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой – устами твоими?! 17. Ты же возненавидел-еси наказание, и отвергл-еси словеса Моя вспять! 17. Ты ж возненавидел научение (пестунство мое) и отринул слова Мои вспять (назад)! 18. Аще видел-еси татя, текл-еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал-еси. 18. Если видел ты вора, то устремлялся вместе с ним, и с прелюбодеем соучаствовал. 19. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой – сплеташе льщения. 19. Уста твои преизобильно извергали злобу, и язык твой – сплетал коварную ложь. 20. Седя, на брата твоего клеветал-еси, и на сына матери твоея полагал-еси соблазн. 20. Сидя (стоило с кем-нибудь сесть, как) на брата твоего клеветал ты, и для сына матери твоей полагал соблазн. IV. 21. Сия сотворил-еси, и умолчах: вознепшевал-еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Обличу тя, и – представлю пред лицем твоим грехи твоя! 21. Ты делал это, и Я молчал: ты помыслил беззаконие, будто буду тебе Я подобен. Обличу тебя, и представлю пред лицом твоим грехи твои! 22. Разумейте убо сия, забывающии БОГА, да не когда похитит, и не будет избавляяй! 22. Разумейте же это, вы, забывающие Бога, дабы когда не исхитил Он (из среды живых) вас; и (да) не будет (тогда) избавляющего! 23.„Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое». 23.„Жертва хвалы прославит Меня, и там (лежит) путь, коим явлю ему спасение Мое. Примечания к Псалму XLIX-мy Ст. 1–2. Господь, Который прежде глаголал устами пророков, напоследок возглаголал уже устами Своими, и призвал тогда на проповедь Свою не иудеев только, но и всю землю, т.е. всех живущих на земле… Господь нарицается здесь „Богом богов того ради, дабы ведали мы, что Христос есть истинный Бог и Сын истинного Бога, имеющий единое с Отцом Божество: едино бо есть истинное Божество и несообщаемое… Итак, если воззрим мы на первое пришествие Христово, то увидим, что Он прямо показал Себя „Богом богов, как потому, что страшен был демонам, то есть богам языческим; так и потому, что по благодати усыновления многих богов сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

К моменту возвращения Христа от Ирода перед преторией Пилата уже стояла большая, враждебно настроенная толпа. Пилат вынужден был снова начать неприятный для него суд. Известие о поруганиях, которым подвергся Христос, и светлое одеяние, в которое Его облачили, давали понять Пилату, что правитель Галилеи считает Христа невиновным. Поэтому призвав к себе первосвященников, начальников и народ, прокуратор так обратился к ним: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу» ( Лк.23:14–16 ). В этих словах Пилата есть некоторая уступка. Раньше он утверждал, что Христос недостоин ни малейшего наказания, а теперь соглашается применить наказание исправительное. О том, что такой оборот дела принесет Праведнику незаслуженные страдания, Пилат не заботился. Он надеялся и спасти жизнь Невиновному, и успокоить синедрион. Но первосвященники, видя уступку, сделались настойчивее и объявили, что кроме смертной казни не удовлетворятся никаким наказанием. Христос стоял перед лифостротоном , а кругом шумела толпа. Пилат был в явной нерешительности. Вновь допрашивать Христа было бесполезно. Тогда он решил использовать обычай народа и освободить к празднику одного из содержавшихся у него в тюрьме преступников. Зная, что Христа предали начальники несправедливо и из зависти, Пилат надеялся, что народ потребует Его освобождения и потому сказал: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» ( Ин.18:39 ). Но толпа неожиданно для Пилата стала кричать: «Смерть Ему! а отпусти нам Варавву!» ( Лк.23:18 ). Варавва же был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ). Однако правитель решил настоять на своем и, наказав, отпустить Иисуса. Он приказал солдатам отвести Иисуса Христа во внутренний двор претории и там бичевать Его. Привязав Господа к столбу, палачи стали избивать Его ременными плетями, внутри которых были вшиты кусочки металла. После такого жестокого наказания, часто применявшегося у римлян, человек был на грани смерти от потери крови.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

с 5:23. Затем 10:3: «богатство ваше» указывает на 5:8; – 10:3: «когда придет гибель издалека», указывает на 5:26; след. этот стих написан ранее, чем 10:3; 10:6, 24 ср. с 5:25, 29; 10:17 ср с 5:24, 30; 10:12: «дело Господа» ср. с 5:19... 86 Ср. именно слова 23 ст.: «говорит Господь Саваоф» и начальным 24: «с клятвою говорит Господь Саваоф». 87 Кроме того, выражения 14:25: «на горах Моих», «ярмо его», по-видимому, находятся в соотношении с 13:4: «шум на горах» и 14:3: «Господь избавит тебя от тяжкого рабства, которому ты порабощен был». 90 Выражение характерное для кн. пр. Исаии, п. ч заключает в себе противопоставление силы земной и Господа. 91 Халдеи, может быть, не были первоначальными жителями Вавилона (автохфонами), как полагают некоторые из ученых; ассириянам же важно было поселить халдеев в Вавилонии с целью противопоставить силу их Египту и Западу Азии, с которыми около 8 века у ассириян начались сильные столкновения. 92 О какой-н. революции при Набонассаре, которая могла бы послужить начальным пунктом летосчисления, ничего неизвестно. 93 Даже если бы кто признавал исторический отдел 36–39 гл. в книге пророка Исаии позднейшим, не говоря уже об 11:11; 21, гл., 23:13, – нет никаких оснований отрицать подлинность рассказанного в 39-й главе события – посольства вавилонского царя Меродаха-Валадана. 94 Мало того, как будет сказано ниже, Феглаффелласар действительно был царем вавилонским, после того как покорил Меродаха-Валадана. Бл. Феодорит говорит даже (приведя слова 14:25: «чтобы сокрушить Ассура... на горах Моих»): «отсюда ясно, что одних и тех же называет ассириянами и вавилонянами. Но это мнение не может быть принято, потому что пророк, как уже и выше замечено, постоянно отличает вавилонян от ассириян (особ. см. 39 гл. и 38:6; 37:37): значение Ассура и Вавилона для окончательного исхода судеб царства иудейского представляется, как сказано, совершенно различным. 99 Может быть, пророк между прочим имел в виду то, что при Ахазе «филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис, и Аиалон, и Годероф, и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от ней города, и Гимзо и зависящие от него города и поселились там» ( 2Пар.28:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ст. 31. Что значат последние слова евангелия: кто имеет уши слушать, да услышит? Т. е. все, что сказано, заслуживает особенного внимания и никогда не должно быть опускаемо из виду. Иисус Христос такие слова говорил нередко, именно для возбуждения особенного внимания к какому особенному своему учению. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? То, что всю жизнь и деятельность свою вы должны употреблять для славы Божией и для пользы ближних и своей собственной, и будет нам на небе за то награда. Иначе – там будем наказаны. Евангелие семнадцатой недели по пятидесятницы Какое евангелие 17 недели? О чуде исцеления бесноватой дочери Хананеянки. Матф. 15, 21–28 . Зач. 62 21 Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина хананеянка, вышедши их тех мест, кричала ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подшедши, кланялась Ему, и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: не хорошо, взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы видят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Ст. 22. Кто такая была Хананеянка, просившая Иисуса Христа о исцелении дочери? Это – тоже, что финикиянка. Хананеи или финикияне были язычниками, жившие в соседстве с иудеями. Хананеянка эта не только, как видно, знала веру иудеев в пришествии Мессии; но вместе со многими иудеями веровала, что явившийся чудотворец Иисус есть именно Мессия. Ст. 23. Почему Иисус Христос долго не исполнял просьбы Хананеянки о исцелении дочери, – сначала даже не отвечал ни слова на просьбу ее? Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки, чтобы испытать и обнаружить» пред другими веру ее. Ст. 23–26. Как понимать слова Иисуса Христа апостолам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева, после того как они стали просить Его за Ха- нанеянку, и слова ей самой: не хорошо взять хлебов у детей и бросить псам, после того, как не смотря на видимо как бы невнимание к ней Господа, она все- таки не переставала просить Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба!» (3лат., ср. Феофил.). Мф.21:17 . И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. «В Вифанию»: селение, находившееся недалеко (верст около двух с половиною; ср. Ин.11:18 ) от Иерусалима, на восточном склоне горы Елеонской. Здесь жил друг Господа, Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, с сестрами своими Марфою и Мариею ( Ин.11 ). Вероятно, у них и провел Господь следующую ночь. Мф.21:18–19 . Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. «Поутру взалкал»: «почему же Он алчет утром? Уступая требованиям плоти, Он этим показывал немощь ее» (Злат.).– «При дороге смоковницу» и пр.: так как эта смоковница (фиговое дерево) стояла при общественной дороге, то всякий имел право пользоваться плодами ее (ср. Втор.23:24 ). Господь подошел к ней в надежде найти плоды для утоления голода (не потому, чтобы Он не знал, что на ней нет плодов, но – как человек поступает по-человечески). Дерево было покрыто листьями; на смоковницах же сперва зарождаются плоды, потом развиваются листья; следовательно, на смоковнице, покрытой листьями, могли уже быть плоды ранние (боккоры, фиги-скороспелки), но плодов на ней не оказалось. – «Да не будет впредь» и пр.: эти слова выражали проклятие ( Мк.11:21 ), что тотчас и обнаружилось в иссушении смоковницы, «Для чего смоковница проклята? Для учеников, именно, чтобы ободрить их. Поскольку Он всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия и отмщения, дабы и ученики и иудеи знали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, Своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие: то Он и не хотел показать этого над человеками, но явил опыт своего правосудия над растением... И явил знамение Своей власти не над каким-либо деревом, но над смоковницею, древом, которое сочнее всех, так что чудо показалось от этого еще более необыкновенным» (3лат., ср. Феофил.). Эта смоковница была образом народа иудейского и проклятие ее – образом отвержения иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ иудейский имел вид религиозности, держался обрядов и предании религиозных; но плодов на смоковнице не было, и плодов веры и религиозности у народа иудейского не было; и та и другой подверглись проклятию: смоковница иссохла, народ иудейский отвергнут Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010