И опять, называя блаженными нищих духом, Он обещает, что они увидят лицо Его; алчущим и жаждущим Он обещает, что они насытятся, а плачущим — утешение бесконечное (ср.Мф.5:3-6). Желая этого, они идут за сладким и добрым Пастырем и Учителем Христом, страдают ради Него и терпят многие муки, дабы принять совершенные венцы на небесах. Они заживо распинаются, отвергая свою волю, заклав себя добровольно Заклавшемуся нас ради; они оставили все, что в мире, говоря друг другу: Кто любит мир, в том нет любви Отчей, и мир проходит, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15:17). Поэтому и я, грешный и ленивый и последний из всех монах Савва, умоляю, припадая, и вопию: братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину — Христа (ср.Мф.13:45). Поревнуйте мудрым девам, наполнившим свои светильники елеем и готовым выйти в радости к своему жениху (ср.Мф.25:1). Берегите себя, о возлюбленные мои, ибо я боюсь, и трепещу, и одержим страхом: как бы кто-то из вас не остался вне врат, подобно другим пяти девам, и как бы не услышали мы тот страшный и грозный ответ: Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня (Лк.13:27;ср.Мф.7:23). Боясь этого ответа и желая, чтобы мы услышали тот прекрасный глас: Придите, благословенные Отца Моего (Мф.25:34); войдите в радость Господа своего (ср.Мф.25:21),- смирим себя здесь, чтобы вознестись там, восплачем здесь, чтобы утешиться там, взалчем и возжаждем здесь, чтобы насытиться там (ср.2Кор.11:7;Лк.6:21); будем бедными здесь, чтобы там обрести милостивого Бога. Если и найдет скорбь, то с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1:2-4). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Ибо Он изрек: Претерпевший же до конца спасется (Мф.10:22).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=101...

Мы знаем, что в православии есть исповедание веры. Как пишет Иоанн Богослов, кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти - да будет анафема. Есть исповедание веры. Вера – это не просто абстрактное понятие, что уверовал человек во Христа, и на этом всё. Между прочим, в Евангелии от Иоанна 2-я глава 24 стих есть такие слова: «Многие, видя чудеса Христа, которые Он творил в Иерусалиме, уверовали во имя Его. Но Христос не вверял Себя им». Мы видим, что одной веры недостаточно. Потом сказано о том, кому же Он себя вверил. Об этом сказано в Евангелии от Марка, 3-я глава 13 стих: «Позвал к Себе, кого Сам хотел». Далее перечисляются имена 12 апостолов. В числе этих апостолов есть апостол Андрей Первозванный, от которого Русская Православная Церковь имеет апостольскую преемственность. Мы можем показать апостольскую преемственность от апостола Андрея Первозванного до Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх 179-й от апостола Андрея Первозванного. Поэтому, Церковь – это не то, где «двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я посреди них». Это вырванная из контекста фраза. В Евангелии от Матфея в 18-й главе говорится: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Там речь идет о силе соборной молитвы. Там нет ни слова о том, что на этом основывается Церковь. О том, где и когда полагается основание Церкви, есть другие слова апостола Павла. 1-е послание Коринфянам, 3 глава 11 стих: «Ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». То есть, Христос и основатель, и основание Церкви. И никто не может положить другого основания. Что означают эти слова? Они означают, что для того, чтобы сказать, что мы тоже Церковь, например, тем же харизматам, которые говорят, что являются Церковью, для этого нужно, чтобы Христос снова родился, снова здесь пострадал на кресте, умер, воскрес, было излияние Святого Духа в День пятидесятницы.

http://radonezh.ru/2021/04/28/missiya-i-...

Как же Спаситель отнесся к Иерусалимскому храму? Во-первых, Он сказал: " ... дом Мой домом молитвы наречется для всех народов (Мк. 11:17). То есть подтвердил необходимость его и на все дальнейшие времена, имея в виду и все последующие (христианские) храмы, которые после разрушения Иерусалимского восприняли преемственность Новозаветного Богослужения. Во-вторых, Господь зашедши в храм и осмотрев в нем все (Мк. 11:11), частью Сам устранил (Мк. 11:1516), а частью потребовал устранить (Ин. 2:16) то, что в нем было неприлично и нехорошо; но против бывших там священных изображений не сказал ни слова (Мф. 21:12-13. Мк. 11:11-18. Лк. 19:45-46. Ин. 2:13-17). Значит признал их достойными быть в храме. Наконец, по словам Апостола Павла, в христианских храмах даже и до Второго Пришествия Христова будут предметы, которые у верующих называются " святыня " , а день тот не придет, доколе не будет отступления и не откроется человек греха, сын погибели, " превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога " (2 Фес. 2:4). Значит, храм с его святынями остается до Пришествия Иисуса Христа. В то время, как в отношении кумиров заповедано: не поклоняйся им и не служи, пред рукотворенными священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются и служат: возжигают светильники, кадят фимиам, приносят жертвы. Вспомним Исход (3:5): " И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая " . Почему земля стала святой? Может быть изменился ее химический состав? Нет. Она осталась такой же. Но стала она святой, потому что через нее (или другую материю) Господь особым, благодатным образом проявляет Себя. Тогда священные образы указывают на первообразы; зримое — на незримое; чувственное возносится к духовному. Из Библии видно, что изображения, связанные с Ветхозаветным культом, были у еврейского народа после Синая, когда Господь произнес заповедь о кумирах или идолах. Некоторые сектанты, опираясь на эту заповедь, пытаются из Новозаветного культа отвергнуть некоторые священные изображения, применяемые в Ветхозаветной практике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Иов.3:8 .  Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Исполнению желания Иова могут помочь заклинатели, способные своею силою разбудить левиафана. Употребляемое в Библии для обозначения страшных пресмыкающихся ( Пс 73:14, 103:26 ; Ис 27.1 ), выражение «левиафан» указывает, как думают, в настоящем случае на враждебное солнцу и луне созвездие, поглощающее их, благодаря, между прочим, чарам заклинателей, и тем производящее затмение. Отсутствие библейских указаний на существование среди евреев веры в такое созвездие не говорит против возможности приведенного объяснения: автор мог пользоваться не отмеченным в Библии народным поверьем. У других народов – китайцев и индийцев – оно существовало. Иов.3:9 .  Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы Ночь рождения Иова навсегда должна остаться тьмою; никогда не должна увидать проблесков утренней зари – «ресниц денницы». Иов.3:11 .  Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Иов.3:12 .  Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Принужденный примириться с мыслью о рождении, как неизбежным фактом, Иов все же выражает сожаление, зачем он пережил начальные моменты своего существования: момент появления на свет ( «выходил из утробы», ср. Иер 20.18 ), принятия отцом на колена в знак того, что он – его сын ( Быт 50.23 ) и время кормления молоком матери. Иов.3:13 .  Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно Иов.3:14 .  с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, Иов.3:15 .  или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; Иов.3:16 .  или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Иов.3:17 .  Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Иов.3:18 .  Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Иов.3:19 .  Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С такою именно целью сделано все это. 4. Итак, не будем смущаться; пусть никто не сетует, видя порочных людей благоденствующими. Здесь нет воздаяния ни пороку, ни добродетели; а если иногда и бывает (воздаяние) пороку и добродетели, то не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя таким образом. Потому, когда мы увидим порочного богатым, не будем падать духом; когда увидим добродетельного страждущим, не будем сму­щаться, - потому что там венцы, там и наказания. При том нет такого порочного человека, который был бы совершенно порочным, но и в нем бывает нечто доброе; равно нет и такого добродетельного, который был бы совершенно добродетельным, но и у него бывают некоторые прегрешения. Итак, когда порочный благоденствует, то знай, что это - к погибели собственной головы его; он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подверг­нуться там полному наказанию. Тем более блажен тот, кто, получая наказание здесь, чтобы отдать долг за все грехи свои, отходит отсюда оправданным, чистым и неповинным. Этому поучает нас Павел, когда говорит: " От того многие из вас немощны и больны и немало умирает " (1 Кор. 11:80), и еще: " предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа " (1 Кор. 5:5). И пророк говорит: " ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои " (Ис. 40:2), также Давид: " Посмотри на врагов моих, как много их, и [какою] лютою ненавистью они ненавидят меня …и прости все грехи мои " (Пс. 24:19,18); и еще иной: " Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас " (Ис. 26:12). Все это доказывает, что добродетельные получают здесь наказания за грехи свои. А где (говорится), что порочные получают здесь добро, чтобы там подвергнуться полному наказанию? Послушай Авраама, который говорит бога­тому: " чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое " (Лук. 16:25). Какое " доброе " ? Употребляя выражение: воспр iялъ ecu, а не: пр iялъ ecu , он показывает, что оба они получали по заслугам, один благоденствие, а другой бедствия, и говорит: " ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Чтение пророчества Исаии  1–9] 1 Дух Господа на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым — прозрение, 2 проповедовать время Господне благоприятное и день воздаяния Богу нашему, утешить всех плачущих, 3 дать плачущим в Сионе славу вместо пепла, помазание веселья плачущим, славное украшение вместо унылого духа; и назовутся они народом праведным и насаждением Господа во славу Его. 4 И застроят пустыни вековые, восстановят прежде опустошённые, возобновят опустелые города, опустошённые с давних родов. 5 И придут иноплеменники пасти овец твоих, и инородцы будут земледельцами и виноградарями вашими. 6 А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего. Вам будут говорить: «Вы будете питаться достоянием народов и богатством их будете славиться. Вместо сугубого позора вашего и вместо стыда возрадуется часть их». 7 Так вторично они наследуют землю свою, и веселье вечное будет над головой их. 8 Ибо Я Господь, любящий правду и ненавидящий грабительство и неправду, и отдам труд их праведникам, и завет вечный установлю с ними. 9 И будет известно среди народов семя их и потомство их среди людей, и всякий видящий их узнает их, что они суть семя, благословлённое Богом, и радостно будут веселиться в Господе. Чтение четвертой книги Царств  8–37] 8 Был день, когда перешёл Елисей в Соман; там была женщина знатная, и она настояла, чтобы он поел хлеба. И часто бывало, что, заходя в Соман, он отклонялся от своего пути, дабы поесть там. 9 И сказала женщина мужу своему: «Вот, я знаю,что святой человек Божий постоянно проходит мимо нас. 10 Обустроим же для него горницу — небольшое место наверху — и поместим там для него ложе, и стол со стулом и светильник, и будет он, приходя к нам, удаляться туда. 11 И был день, когда пришёл туда Елисей, и удалился в горницу и спал там. 12 И сказал он Гиезию, молодому слуге своему: «Позови ко мне соманитянку эту». И тот позвал её, и она встала пред лицом его.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Завершая статью, И. Н. Данилевский заметил: " Кстати, Александр Невский — один из любимых героев моего детства " . Эта фраза находится в тесной связи с процитированным историком в начале статьи местом из 1-го послания апостола Павла к коринфянам: " Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое... " . Позволю себе продолжить цитату: " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " [ I Кор., 13,12-13]. В том числе и к Отечеству, его истории и святыням. Кстати, чем становлюсь я старше, тем больше почитаю своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского. Александр Ужанков ЛИТЕРАТУРА 1. Ужанков А. Н. " Летописец Даниила Галицкого " :редакции, время создания//ГДРЛ. XI-XVI вв. М.,1989. Cб.I.C.247-283; Он же. " Летописец Даниила Галицкого " :проблема авторства//Там же. X-XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С.149-180; Он же. Некоторые наблюдения над " Словом о погибели Русской земли " (К вопросу о месте написания и времени присоединения его к " Повестям о житии Александра Невского)//Там же. Сб. 9 (в печати). 2. Грушевський М. Icmopiя Ykpaihu-Pyci. Киев, 1993.T.I. С.143,153. 3. Соловьев С. М. Сочинения в 18 книгах. М., 1988. Kh.II. Т.3-4. С.374. 4. ПЛДР. XI-XV века. М., 1981. С.496. 5. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982.С.387. 6. ПЛДР. XIII век. М., 1981. С.321. 7. Хеш Э. Восточная политика Немецкого Ордена в XIII веке//Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995. С.71. 8. Клепинин Н. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994. С.160-161. 9. Там же. С.160-165. 10.Цит. по: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304/Пер. с англ. Вступ.ст. и общ. ред. А. Л. Хорошкевич и А. И. Плигузова. М., 1989. С.128. 11.Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1976. С.198-202. 12.Рамм Б. Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.; Л., 1959.С.128; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978.С.143.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

2Пар. 6:38 . Езд. 6:12 : «И Бог, Имя которого там обитает...» Неем. 1:11 Н.): «благоговеть пред Именем Твоим». Тов. 3:11 Сарры: «Благословен Ты, Господи, Боже мой и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки». Ср. Товита): «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки. Товита): «Благословен Ты Боже и благословенно Имя Твое во веки и благословенны все святые ангелы Твои». Ангела): «Доброе дело – благословлять Бога, превозносить Имя Его и благоговейно проповедовать о делах Его» Товита): «Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному». Иудифь. 9: 8 : «Господь Имя Тебе, сокруши же их крепость силою Твоею...». 16:1: «И сказала Иудифь: возносите и призывайте Имя Его». Иов. 1:21 : «Да будет Имя Господне благословенно». Пс. 5:12 : «И похвалятся о Тебе, любящие Имя Твое». 7:18: «Пою Имени Господа Вышнего». 8:2, 10: «Господи Боже Наш, яко чудно Имя Твое по всей земле». 9:3: «Пою Имени Твоему, Вышний». 9:11: «Да уповают на Тя знающие Имя Твое». 19:2: «Защитит тя Имя Бога Иаковля». 19:2: «Во Имя Бога Иаковля возвеличится, – во Имя Господа нашего призовем» (8). 21:23: «Повем Имя Твое братии моей». 24:11: «Ради Имени Твоего, Господи очисти прегрешение мое...». 28:2: «Принесите Господеви славу Имени Его». 32:21: «И во Имя Святое Его уповахом». 44:18: «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». 47:11: «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли». 53:3: «Боже, во Имя Твое спаси мя. Исповемся Имени Твоему, Господи, яко благ» (8). 60: 9: «Тако воспою Имени Твоему во веки». 42:5: «Во Имени Твоем воздену руки мои». 45:2: «Пойте же Имении Его». 67:5: «Воспойте Богу, пойте Имени Его, превозносите восшедшему на западе, Господь Имя Ему». 48:31: «Восхвалю Имя Бога моего с песнию ... и любящий Имя Твое вселится в Нем» (37). 71:17: «Будет Имя Его благословенно во-веки, прежде солнца пребывает Имя Его ... и благословенно Имя Славы Его во-веки» (19). 73:10: «Раздражит противный Имя Твое до конца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«И буду тверд в завете Моем с вами» ( Лев.26:9 ). Смотри, сколько блаженств обещано, если будем исполнять заповеди. Сказано: «И буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое и очень старое 88 , и выбросите старое от лица нового» ( Лев.26:9–10 ). Как выбрасываем мы «старое от лица нового»? У нас были закон и пророки (ср. Лк.16:29 ), но очень старое было прежде закона с самого начала, когда сотворен был мир. Пришли новые Евангелия, пришли и апостолы. И выбросили мы «старое от лица» их. Как выбрасываем мы старое? Мы отвергаем закон в его буквальном понимании и устанавливаем закон по духу. Можно объяснить это и так: прежде чем пришел человек «с неба» и родился «небесный» человек, все мы были «перстные» и «носили образ перстного (ср. 1Кор.15:47 и далее). Но когда возник новый человек, созданный «по Богу» (ср. Еф.4:24 ), мы отбросили от лица его старое, совлекли прежнего «ветхого человека» и облеклись «в нового» (ср. Еф.4:22 и далее). «И поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Если в нас есть то, о чем мы говорили выше, если, совлекшись «ветхого человека», наше сердце обновилось, приходит к нам Бог, и пребывает в нас Тот, Кто сказал: «И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ). Душа Бога «не возгнушается» нами, если будем исполнять написанное. Но позвольте спросить, что такое «душа Бога». Ведь не подумаем же мы, что у Бога такая же душа, как у человека. Было бы нелепо так думать. И потому я дерзну сказать, что душа Бога – Христос. Ибо как Христос есть Слово Бога (ср. Ин.1:1 ), Божия сила и Божия премудрость (ср. 1Кор.1:24 ), также Он есть и душа Бога. И в этом смысле сказано: «Душа Моя», то есть Мой Сын, «не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ); но Я «буду ходить среди вас» ( Лев.26:12 ). Сдается мне, что Бог здесь обещает не то, что Он будет ходить в земле иудеев, но если кто достоин быть настолько чист сердцем, что может принять Бога, Бог говорит, что будет «ходить» в нем. «И вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего» ( Лев.26:12–13 ). Воистину Он «вывел нас из дома рабства» (ср. Исх.13:14 ), ибо мы были рабами греха, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (ср. Ин.8:34 ). А Он «сокрушил узы [нашего] ярма», того ярма, которое возложил на нашу шею тот, кто пленил нас (ср. 2Кор.10:5 ) и связал нас узами греха. А Господь наш Иисус Христос «сокрушил узы греха», уничтожил ярмо нашего рабства и возложил на нас Свое благое «бремя» (ср. Мф.11:30 ) веры и любви и надежды и всей святости. «Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Таким образом, для соблюдающих закон нет ничего невозможного обитать на Сионе, между тем для грешников там вечное пламя, огнь пожирающий. Грешники сами 6егут от Бога и царства Божия, потому что для них быть там невыносимо. „Свет Израиля для грешников делается „огнем и Святый его пламенем» ( Ис.10:17 ). Тот же смысл имеют и выражения подобные Ос.14:10 : „правы пути Господни и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них», так как устроение души праведников соответствуют путям Господним, вообще царству Божию, они и могут ходить этими путями, для грешников же эти пути – гибель. Еще более определенно выражается естественная зависимость возмездия от того или другого направления жизни человека там, где говорится, что грешники в самих себе носят огонь, который и пожжет их в день суда. „Вы беременны сеном, разродитесь соломою, дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены на огне (Ис: 33. 1112). „И я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя» (Тез. «28, 18). Или же представляется дело так, что грешники своими беззакониями разжигают огонь, который и будет их участью. „Вот все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел разженных вами. Это будет вам от руки моей: в мучении умрете» ( Ис.50:11 ). Таким образом, Бог воздает грешнику тот самый огонь, который грешник возжигает своими грехами. В книге же Притчей Соломоновых мы находим прямое указание на то, что понятие возмездия может приниматься именно в смысле естественного последствия. Так Премудрость говорит: „за то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои, за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубить их» ( Npumч. I, 29 – 31 ). Если человек презрел указания премудрости, ему естественно терпеть последствия своего неразумия, между тем, эти последствия являются в тоже время и наказанием ему за то, что он не внял Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010