О пении А. в качестве припева к псалмам служб суточного круга сообщают визант. богослужебные уставы. В песненном последовании А. служила припевом ко всем нечетным из 68 рядовых антифонов вечерни и утрени, она прибавлялась к каждому стиху псалмов (см. Арранц. С. 50-53, 95-122). В богослужение по монастырским Студийскому и Иерусалимскому уставам из аллилуйных антифонов песненного последования перешли: 1-й рядовой антифон (см. Блажен муж ); 1-й и 3-й антифоны песненной панихиды , превратившиеся в 1-ю и 3-ю статии непорочных в чинах отпевания мирянина (Требник большой. Л. 90об.- 93, 96-98) и священника (Там же. Л. 127-129об., 132-133об.); 2-й праздничный и 3-й будничный антифоны литургии. После каждого стиха этих антифонов поется А. Мелодический стиль А. служб песненного последования мог быть как силлабическим, так и мелизматическим; мелизматика наиболее характерна для запевов руководителя хора (см. Strunk. P. 124-126). Студийский устав предписывал на утрене осмогласное пение кафизм Псалтири с припевом А.- т. н. аллилуиариев, авторство к-рых приписывается прп. Феодору Студиту (Скабалланович. С. 404-407). Простота мелоса обусловила их преимущественно устное распространение. В визант. и древнерус. рукописях они изредка представлены в виде 72 мелодических формул (по 9 в каждом гласе , со знаменной нотацией), соответствующих первым псалмовым полустишиям 3 кафизм (девяти «Слав»), с силлабической каденцией для припева А. в каждой из них. Эти формулы служили образцами для распева всех псалмовых стихов в положенных по уставу кафизмах. Кроме того, по Студийскому уставу исполнение нек-рых кафизм и псалмов сопровождалось пением 72 аллилуиариев, составленных прп. Феодором Студитом (Скабалланович. С. 404-407). По общепринятому ныне Иерусалимскому уставу на вечерне и утрене с припевом А. поются: Блажен муж, полиелей и сопровождающий его трижды в году 136-й псалом (последний поется «с аллилуиею красною».- Типикон. Т. 2. С. 800). С 1-й пол. XVI в. распространенной традицией стало пение Пс 136 демеством .

http://pravenc.ru/text/114768.html

В Июле собираюсь съездить в Канаду – замещать Серафима. Он уехал ещё в конце прошлого года, перед самым моим возвращением сюда, но куда неизвестно 304 . Он, впрочем, говорил своим последователям, что едет в Петербург и даже оставил адрес: Невский 56 или 76! Если это правда, то ужели не упрячут его там? Я писал об этом Об.-Прокурору. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 27 Мая 1904 С-Франциско РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 132–133об. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 20 Июля 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Завтра я уезжаю в Канаду и хочу ответить на Ваше любезное письмо ещё до отъезда из Сан-Франциско. О Вашем посещении Житомира читал в Церк. Ведом.; писал также о сем и Пр. Антоний. А Пр. Николай Таврический пишет мне, что Вы собираетесь посетить летом и его. С «театра» (какая насмешка!) войны вести всё еще малоотрадные, а изнутри России и совсем неутешительные! Вот и Плеве убили. Прилагаю Вам вырезку из радикальной здешней газеты (униатской) «Свободы», в которой помещено воззвание Украинской соц. партии в Киеве. Впрочем, вероятно, Ваш генерал-губернатор получает таковые и на месте. Тульского поменяли с Курским. Первому, вероятно, будет лучше. Влад. Карл, неизменно о нём печётся. А Пр. Антоний Вольшский опять упоминает мне о К.-Подольске; но я обещал побыть здесь до будущего года, а между тем, вероятно, Пр. Климент уже не возвратится на свою кафедру 305 . Прошу Ваших св. молитв и с истинным почтением и сыновнею преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 20 Июл 1904 С-Фр. РГИА. ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 134–135. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 27Октября 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Пишу Вам, пользуясь тем, что на целых пять дней ближе теперь к Вам. Впрочем завтра уезжаю из Нью-Йорка паки в Сан-Франциско, где меня уже ожидает Пр. Иннокентий. Четвертый месяц, как выехал я из Сан-Франциско. Больше месяца пробыл в Канаде, где приходилось ездить на простых возах, спать в избах с земляным полом и т.п. Впрочем, благодаря Бога, всё обошлось благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

33об.–43об.); грамоту патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 43об.–77об.); переписку патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и иконийским митрополитом Афанасием (л. 77об.–107); грамоты Каллиста, епископа Полоцкого (л. 107–133об.); «Извещение или объявление совершенное низложения Никона» (л. 134–143); «Дела святейшего Никона патриарха паче же рещи чудеса врачебная» (л. 143–167об.); духовную грамоту царя Алексея Михайловича (л. 167об.–174); челобитную братии Воскресенского монастыря царю Фёдору Алексеевичу о возвращении патриарха Никона из ссылки (л. 174–179об.); послание царя Фёдора Алексеевича патриарху Никону в Кириллов монастырь (л. 179об.–180); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 180–222); рассказ о явлении дворянину Матвею Владимировичу Оборину патриарха Никона 28 января 1682 г. (л. 222–223); рассказ о явлении комнатному истопнику Иоанну Ильину и его товарищу Алексею Константинову патриарха Никона 27 августа 1695 г. (л. 223–225); стихотворная надпись над гробом патриарха Никона (л. 225–236); «Вопросы от мирских и ответы вкратце» (л. 236об.–238); начало вопросо-ответной записи (л. 238об.). Переписка с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием – Щ Послание к газскому митрополиту Паисию Лигарнду ( « Послание 2 » ) – Л Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Щ « Видение » патриарха Никона – Г 15 . ГИМ, собр. А.С. Уварова, 160–1° Сборник 90-х годов XVIII в. Писцовая скоропись нескольких почерков. Переплёт картонный, корешок и уголки кожаные. 455 л. (I–VII, 3об.–5, 58об.–66об., 133об.–142об., 216–222об. чист., 273–282об., 376об.–383об., I–VII чист.). Бумага трёх видов: 1) синяя от переплёта с «белой» датой «1793»; 2) синяя с филигранью «Герб Ярославской губернии» типа: Клепиков 1978, 1066 – тип 8 (1790); 3) со штемпелем «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева» типа: Клепиков 1959, 751 (1791–1807); 753 (1794). Содержит: «Реэстр» книг Казанской библиотеки (л. 1–3); выписки из книги «Собрание от писаний святых вещей» – 15 статей (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В. на Руси в XIV в. Частицы их были помещены в иконе-мощевике, принадлежавшей кн. Константину Димитриевичу, сыну св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Христианские реликвии. С. 56-57). Это, видимо, связано с почитанием А. В. московскими князьями, и св. Димитрием Донским в особенности. Его свадьба с Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского , была приурочена ко дню памяти А. В. и Кирилла Александрийского 18 янв. 1366 г. (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 83; ПСРЛ. Т. 18. С. 154-155). В рус. списках сохранились древнейшие слав. переводы творений А. В. Изборник 1076 г. (восходящий, возможно, к болг. оригиналу не позднее 917) включает т. н. Афанасьевы ответы («Ответы Афанасия на вопросы Антиоха князя»), являющиеся компиляцией фрагментов сочинений А. В. и др. авторов (Л. 114об.- 133об., 188-227об., 247-249) и получившие широчайшее распространение в средневек. слав. традиции. Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Великого. 1647 г. (ГИМ. Син. 347, 1. Л. 1) Псалтирь с толкованием свт. Афанасия Великого. 1647 г. (ГИМ. Син. 347, 1. Л. 1) 4 слова А. В. против ариан были переведены в 907 г. Константином, еп. Преславским, учеником равноап. Мефодия, по повелению болг. князя Симеона ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 32-33; КМЕ. Т. 2. С. 437). В Новгороде по инициативе архиеп. Геннадия в связи с ересью жидовствующих тиражируется сборник, содержащий 4 слова против ариан и Слово на Пасху: РНБ. Погод. 968, 1489 г.; РГБ. Вол. 437, 1488 г., ГИМ. Син. 20, кон. XV в. и др. ( Попконстантинов, Константинова. С. 110-111); текст вошел в состав ВМЧ. В нач. X в. болг. пресв. Иоанном был осуществлен перевод жития прп. Антония Великого, принадлежащего перу А. В. Памятник дошел в ряде списков начиная с посл. четв. XIV в., как рус. (ГИМ. Чуд. 23; РНБ. Погод. 71б), так и серб. (ГИМ. Хлуд. 195; Загреб. ХАЗУ. III c 22; Сербия. Высокие Дечаны. 101); др., очевидно тырновский, перевод представлен среднеболг. списком посл. четв. XIV в. (София. НБКМ. 1045) и рядом позднейших, в т. ч. рус. ( Hannik.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Помимо Описи Остолопова, ещё два списка сохранились в рукописи из собрания В. М. Ундольского 937 . По-видимому, она открывалась Великим Зерцалом – сборником нравоучительных рассказов и легенд, переведённым с польского языка в последней четверги XVII века и быстро завоевавшим популярность в широких читательских кругах. В рукописи это произведение занимало лл. 1–113, но впоследствии было утрачено. От него сохранился последний лист с окончанием Повести об Удоне, епископе Мекленбургском. Описание надписей Ново-Иерусалимского монастыря начинается непосредственно за последней фразой Повести на л. 113об, и занимает оставшуюся часть рукописи. Оно состоит из трёх частей, переписанных тремя разными почерками. В первой, написанной первым почерком (л. 113об.–120), переписаны наиболее обширные по объёму надписи Воскресенского собора, содержащие элементы назидания. Эти надписи списывались визуально, о чём свидетельствуют расхождения с Описью Остолопова, в частности, наличие отсутствующих в ней частей текста отдельных надписей, разные варианты прочтения отдельных слов, а также пропуски надстрочных букв, плохо читавшихся с большого расстояния, или по невнимательности или усталости глаз – отдельных слов. В этой части утрачены два листа, где была списана надпись, традиционно помещаемая на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Вторая часть рукописи (л. 121–135), написанная двумя разными почерками, включила надписи, появившиеся между 1686 и 1710 годами и потому отсутствовавшие в Описи. С ними объединена сокращённая копия списка с остолоповской Описи. До середины л. 133об, эта часть писана вторым почерком, далее до конца рукописи – третьим. Бумага голландская, филигрань «Герб Амстердама FM» (Дианова. 317) 938 , что говорит о том, что копия была сделана на рубеже 10–20-х годов XVIII века. Списки с надписи на Елеонском кресте в этой рукописи помешены дважды на л. 118–119 939 и на л. 128–128об. 940 : обе копии сделаны визуально. Четвёртый список с надписи на Елеонском кресте, сделанный во второй половине 30-х годов XIX века, отложился в «Остафьевском архиве» Вяземских 941 , пятый в Описи Ново-Иерусалимского монастыря 1875 года 942 . По сравнению с другими списками они не дают существенных разночтений и лишь отражают устойчивый интерес к «проскинитарию», существовавший среди просвещённой части русского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Каменка. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня построена в 1759 году великолукским помещиком А.А. Абрютиным. Стиль - барокко, а трапезная и трёхъярусная колокольня, выполненные в стиле позднего классицизма, были пристроены несколько позже. Имелось три престола - во имя Вознесения Господня (главный), в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии и во имя великомученицы Параскевы Пятницы. На колокольне висело шесть колоколов, самый большой из которых весил 18 пудов 38 фунтов. В храме находилась местночтимая икона великомученицы Параскевы Пятницы древнего старовизантийского письма. К церкви была приписана часовня в деревне Холмы. До 1917 года при церкви действовала церковно-приходская школа, построенная на средства помещиков Навроцких. По рассказам местных жителей, церковь закрыли в 1940-х годах. На кладбище у храма сохранился разрушенный склеп, где покоится прах гвардии полковника Навроцкого, уцелел в лихие годы старинный мраморный памятник на могиле капитана Клокачева. http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/116 Согласно клировой ведомости 1861 года, Вознесенская церковь Каменки построена в 1759 году. В 1861 году священником церкви был Яков Иванович Беллавин, дьяческий сын, определенный к этой церкви 6 августа 1855 года. Источники: Государственный архив Псковской области, Ф. 39, оп. 1, д. 463, лл. 133-133об. Погост Каменка, церковь Вознесения Господня. Кирпичная церковь построена в 1759 году помещиком села Левково Андрианом Алексеевичем Абрютиным (Обрютиным). Престолов было три, кроме главного, два престола были в приделах: Благовещения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Параскевы Пятницы. В церкви находилась древняя, «строго византийского письма» местночтимая икона святой великомученицы Параскевы. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью, на ней висело шесть колоколов. Вес первого колокола 18 п. 38 ф., второго - 14 п. 37 ф., вес остальных неизвестен. Рядом с церковью находилось кладбище. Сохранились две каменные плиты.

http://sobory.ru/article/?object=15194

951 Рук.: Опись дьяка Бориса Остолопова: РГЛДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 4. Д. 5092. Л. 207 (1685); РГБ ОР. Ф. 178 (Музейное собрание), 871. Л. 14 (список начала второй трети XIX века); сокращение Описи Остолопова: РГБ ОР. Ф. 310 (Собрание В. М. Ундольского), 1119. Л. 144об. –145 (список середины 20-х годов XVIII века); РГБ ОР. Ф. 299 (Собрание Н. С. Тихонравова), 488. Л. 133об, –134 (список 90-х годов XVIII века). Изд.: Леонид. архим. Описание Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. М., 1870. С. 35–36 (гражданским шрифтом), в списке разночтений – архим. Леонид (а): Леонид, архим. Историческое описание...//ЧОИДР. Кн. 3. Июнь–сентябрь. С. 83 (по предыдущей публикации, с уточнениями), в списке разночтений – архим. Леонид (б); Леонид, архим. Краткое историческое сказание... С. 83 (по публикации 1874 года); Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII века по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. Вып. III. М., 1999. С. 161 (с разбивкой на строки, гражданским шрифтом, по собственной копии), в списке разночтений Г. М. Зеленская (а); Зеленская Г. М. Святыни... С. 153 (гражданским шрифтом), в списке разночтений – Г. М. Зеленская (б); Зеленская Г. М. Монументальные кресты... С. 191 (гражданским шрифтом), в списке разночтений Г. М. Зеленская (в); Авдеев А. Г. Елеонский крест... С. 240 (по Описи Остолопова), в списке разночтений – А. Г Авдеев. 1 Вургафт С. Г., Ушаков П. А. Старообрядчество. Лица. предметы, события и симво­лы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 240–241. В 2005 году испол­няется сто лет со дня распечатывания алтарей храмов Рогожского кладбища после императорского указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении веротерпимости». 953 Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1997. С. 184. 956 Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи//БЛДР. Т. 9. Конец XV – начало XVI века. СПб., 2000. С. 70. 957 Пермиловская А. Б. Деревянные кресты Русского Севера//Ставрографический сборник. Кн. I. М., 2001. С. 259, 261.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...