38 Там же стр. 132, 136. За кн. Дм. Черкасского и кн. Юрия Сулешева, быть может, подписались другие, потому что их не было в     Москве: Черкасский 30 июля 1613 г. послан был против поляков и возвратился только в июне 1615 г. Сулешев в декабре 1613 г. был послан в Астрахань. Там же стр. 101, 123, 134, 160, 170, 176, 180. 39 Один экземпляр грамоты 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова с одной золотою и 13-ю серебряными – позолочеными архиерейскими печатями хранился «в царской казне», а другой экземпляр – «меньшая грамота» с теми же 14 печатями, но восковыми (красными и черными), находился «в патриархове ризнице». При обоих экземплярах грамоты 1613 г. печати – восковые. 40 Русская Историч. Библиотека, издаваемая Археографич. Комиссиею, т. III, Спб. 1876 г., стр. 460, 538, 840–841. По описи 1701 г. «у той грамоты архиерейских печатей 3 красных, 4 лазоревых да 3 черные». – Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Свят. Синода, т. III (1723 г.), стб. 366. 41 В 1857 г. при грамоте было 9 печатей: 3 поломанных и 6 целых; писана на 7 листах. Собрание мнений и отзывов Филарета митрополита Московского и Коломенского, издаваемое под редакцией архиеп. Саввы, т. IV, М. 1886 г., стр. 203–205. 42 Отношение Министра Императ. Двора гр. Адлерберга кн. Оболенскому от 15-го января 1857 г., за 239 (по 1 отделению Канцелярии). Архивариусом Кабинета Петуховым и его помощником сделан был список грамоты; его велено хранить в библиотеке Императ. Эрмитажа. Рукописи Эрмитажа в 1852 г. переданы были все в Императорскую Публичную Библиотеку, но здесь этого списка нет. 43 По реестру 1800 г. в Архиве кроме подлинной грамоты на 9 лл., списка в книге и списка 1723 г. находился «список печатный в осьмуху» грамоты, вероятно оттиск из Древней Российской Вивлиофики. В Государственном Древлехранилище (III-й отдел, 1 рубрика, д. 2) находится еще дело об избрании на царство Михаила Федоровича, на 268 лл.; оно всё напечатано в I томе «Дворцовых Разрядов», Спб. 1850 г., стр. 1041–1216. 45 По экземпляру ныне Оружейной Палаты (ранее хранившемуся в. Архиве М. И. Д.) грамота 1613 г. напечатана была в Древней Российской Вивлиофике т. V 1-го изд., Спб. 1774 г., т. VIII 2-го изд., Спб. .1788 г. и более исправно в Собрании Государственных Грамот и Договоров т. I; при последнем издании ошибки почти исключительно в чтении подписей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митр. Филарете» (там же 1870,3); – 21) „Путевые письма с берегов Волги» (там же, 1871, 1и 3); 22) „Задонские и Елецкие подвижники. Письма к М. М. Евреинову» (там же, 1872, 3); 23) „Мысли при гробе княгини А. П. Волконской» (там же 185 ); 24) „Бывший Сергиевский монастырь и пещера старцев в г. Ливнах» (там же, 1874, 1); 25) „Памяти А. Н. Муравьева» (там же, 3); 26) Иоасафа I, архиепископ Ростовский» (там же, 1876, 1); 27) „Воспоминание об Арсении, митрополите Киевском» (там же, 2); 28) „Ученики преподобного Сергия и основанные обители. Преподобный Ферапонт Боровенский. Память об Успенском Дубенском монастыре. Преподобный Ксенофонт Тутанский» (там же, 1877, 2); 29) „Святыни и древности Старой Русси» (там же, 1878,2); 30) „Памяти М, М. Евреинова» (там же, 1879, 1); 31) „Миссионерство Иннокентия 186 : его письма к митрополиту Филарету. С предисловием графа М. В. Т-го» (Русский, Архив, 1879, 2); 32) „Переписка О. А. Голубинского с Ю. Н. Бартеневым и воспоминаете о Голубинском графа М. В. Т-го» (там же, 1880, 3) 187 ; 33) „Воспоминание» (там же, 1881, 1–3); имеют глубокий интерес для биографии графа М. В. Т-го. – 34) „Сила смирения» (Душеп. Чтение 1883, 3) 188 ; 35) „Ростовский кремль и воз- становление его зданий» (Воскресный День 1885, 2, 4, 6 и 10) 189 ; 36) „Покровский женский монастырь в г. Суздаль» (там же, 17); 37) „Древняя Богословская церковь близ г. Ростова» (там же, 8); 38) „Ризположенский девичий монастырь в Суздале“ (там же, 1888 г., 24) 190 ; 39) „Первоначальники Киево-Печерской лавры» (там же, 28, 29, 31, 33–34 и 35); 40) Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса створи, всякого чина святых. Дополнил биографическими сведениями граф М. В. Т.» (Чтение в Обш. Истории и Древн. Росс.1887 г., кн. 4) и отдельною книгою: Москва 1887–1888. 8° majore, стр. 288-); 41) „Царица инокиня Дарья“ (Душеп. Чтение 1888, 1); 42) „Чудеса св. Димитрия Ростовского » (там же, 1889, 1); 43) „Спасообыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде» (там же, 3); 44) „Преподобномученик Афанасий Брестский» (там же); – 45) „Иконы Софии, – Премудрости Божией» (там же, 1890, 1); 46) „Святые властители русской земли» (там же, 1и 2); 47) „Хранилище моей памяти» (там же, 1890, 2 – 1895) 191 ; 48) „Памятные записки М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

36 «Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел 1, под 13 февраля. 37    См. Письма с Востока, 1, 227. Письма свято горца, 2, 229. 38     Месяц. Востока а. Сергия, т. II зам. стр. 340–341. 39    См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316–318. 40     Там же. 41     См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г. 42 Известный путешественник по святым местам, Барский пишет о святых мощах св. Николая следующее: «Рака мощей (св. Николая) никакоже отверзается, понеже от мрамора иссечена толсто и широко, аки некий сосуд или ковчег, и глубоко в землю, яко напять пядей равное подножием престола поставлена недвижимо и дскою великою мраморною привалена крепко; сквозь же оной дски мраморной сверху есть оконце просеченное не великое, яко может рубль покрыти его… И положих око над оконцем, и видех раку оную мраморну, глубочае лактя в земле, аки кладязь до половины воды или манны имущую. Яже аки наичистейшая вода светла есть, и сквозь ю под спудом зрятся аки кости белые, от нихже оная вода исходит непрестанно, тела же несть; но все растлися, глаголют, в миро, и кости немощно познати, от какового члена суть, понеже не на своем месте лежат… но смешены пронесения ради» (путеше­ствие ко св. мест. Барского, ч. 1, стр. 50–53. С.-Петербург, 1788 г.). 43 Рассказ профессора О. Г. Солнцева в «Русской Старине», 1876 г., июнь. 44 Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288–27. 45 Об этом современники — греки передают в таких выражениях: «Мощи святых скрылись от очей наших». 46 «Святые южных Славян» Филарета арх. Чернигов., отдел. 1, под 11 ч. февраля. 47   Тело св. мученика Викентия диакона после истязаний мучитель повелел выбросить в поле на съедение птицам и зверям. Господь же повелел врану охранять тело мученика. Вран этот отгонял всех птиц, прилетавших к телу св. мученика. Нечестивые бросили оное в глубину моря; но прежде чем сами доплыли до берега, оно оказалось у самого берега. Христиане приняли св. тело и погребли благочестно (Чет.-Мин. ноября 11 дня). Честное тело священномуче­ника Василия, выброшенное из гроба и поверженное на съедение птицам и зверям, по повелению Божию, хранил ночью волк, днем орел парил над св. телом, и таким образом отгоняли плотоядных птиц до тех пор, пока христиане не погребли св. тело (Чет.-Мин. марта 7). Мощи преп. Романа (пам. его янв. 5 и февр. 16), обезглавленного в 1694 г. турками, в продолжение трех ночей освещаемы были небесным светом, к удивлению самих турок (Афонск. Патер, в русск. переводе, 1876 г., ч. II, стр. 105–107). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/o-netlenii-svjatyh-mosh...

Когда была разрушена церковь , им там устроенная; то люди из села Брияки в Колашине, принадлежавшие к роду Косачи, перенесли его мощи в соседнюю с их селом церковь святого Архангела, построенную святым Иоанникием, и положили их тут. В раке хранилась и книга, которую святой Пётр Коришский, как рассказывают, всегда носил с собой; книга была ещё цела в прошлом году» 46 . Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона Святых мучеников Маркиана, Леонида, Аполлона и других семи с ними, за исповедание имени Христова уморенных голодом и жаждой в Египте, в царствование Максимина (308–312 г.). 30 В помяннике Елецкого монастыря: «кн. Георгия убиенного в Киеве»; в Любецком Синодике: «в. кн. Георгия Киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. кн. Игоря, – Хавский: «святый Игорь, он и Давид, Олегович» (см. Архангельский собор, стр. 11. М. 1862 г.). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. Черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авг.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн.; но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г. 33 Степен. кн. I, 276: «убиша сент. в 9 день». Киев. л.: «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. II. 34. По Никон. л. (Собр. л. IX, 176): «убиен же бы в пяток». Соф. лет. (Собр. л.5:159): «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября. 36 Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перенес. мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкой и Скавицей, блпз Константиновской улицы. 38 В сборнике XV в. у Румянцева 406: «с вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшаго жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще Киане взложиша на (нь) честный черноризский образ: и в том въсприя нетленны венец, без укорныя славы сподобиша и себе же мукы вечныя». 41 Труды общ. ист. 3, 1, стр. 169–171, где выписки из летописей о месте погребения св. князя и его матери. – Владимирский сборник (М. 1857 г., стр. 78) повторяет старую ошибку, – вслед за скудными последователями смысла скудного. 43 Опис. Румянц. муз., стр. 352. Надпись у Карамз. 4, пр. 39. След. псалтырь. Опис. Новг. Соф. соб., стр. 104. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июнь. – 338, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

119)       Троицкая дорога. Μ.П. Погодина. «Русская Газета» 1859 г., 37–39 (вып. 46–49). а) По поводу статьи Погодина, помещенной в 37. Бэля – «Москов. Ведомости» 1859 г., 235. б) Заметки на ту же статью Маслова. «Русская Газета» 1859 г., 41 (вып. 50). в) О Троицкой Лавре. Письмо Погодину С. Маслова. «Русская Газета» 1859 г., 41, 42. г) Два ответа Маслову и 1 неизвестному– Погодина. «Русс Газета» 1859 г. 42. д) Остережение от разсказа о мнимом чуде. Иеромонаха Илария. По поводу легенды, разсказанной Погодиным в 38, стр. 223. – «Русская Газета» 1859 г., 43 (вып. 52). е) Два слова о легендах. М. Погодина. «Русс. Газета» 1859 г., 1 (вып. 53). ж) Письмо Погодипу крестьянина Там же, 2 (вып. 54). з) Гласность и обличение. «Русская Газета» 1859 г , 5 (вып. 57). По поводу статей иером. Илария «Остережение от разсказа о мнимом чуде» и Маслова «Путевые заметки». и) Московско-Сергиевская железная дорога. От учредителей. СПб., в тип Эд. Веймара 1859 г., 8°, стр. 22. (Прилож. к 154 журналу для акцонеров). По поводу статьи Погодина. (Тоже в «Астрах. губерн. ведом.» 1859 г., 51 и 52; «Симбир. губерн. ведомостях» 1859 г., 51 и «Новгород. губерн. ведомостях» 1859 г., 51. й) Заметки на статью Погодина. М. 1860 г., 12°. 5.      Материалы для истории монастыря. 120)       Жалованная грамота вел. князя Ивана III Троицкому архим. Иоасафу. И. Беляев . Временник 0.И. и Д.Р т. XXIII, стр. 7. 121)       Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитров. князя Юрия Ивановича в 1504 г. Архим. Леонид. Чтения в Императ. Московском Обществе Истории и Древностей Росс. 1881 г., кн. I, стр. 48–49. 122)       Челобитная царю Михаилу от Спасо-Прилуцкого монастыря о недозволении Троице- Сергиеву монастырю строить мельницу на р.Вологде 1613 г. Сообщ. Н.И. Суворов. «Вологод. Епарх. Ведомости» 1862 г., 48. 123)       Письмо архим. Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына Новгород. митр. Макарию о ссуде денег. Архим. Макарий. Чтения в Императ. Московском Обществе Ист. И Древн. Росс. за 1866 г., кн. III, стр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Итого в 5-м благочинническом округе Острожского уезда находится всего 38 церквей, из коих 20 приходских самостоятельных, 15 приписных, 1 тёплая (в с. Бережницах) и 2 кладбищенских. Кроме того, имеются ещё старая, бывшая приходская церковь в с. Сивках, и такая же церковь в с. Униеве, а также вновь строится церковь в с. Чолгузове. Всего в Острожском уезде находится 135 церквей, из коих 87 приходских самостоятельных, 39 приписных, 1 тёплая, 6 кладбищенских, 1 при Кирилло-Мефодиевском Братстве и 1 домовая при Учительской Семинарии в г. Остроге. Кроме того, в с. Дорогобуже имеется ветхая церковь , предназначенная к закрытию и числящаяся ныне кладбищенскою. 145 Так, в акте от 1443 года 22 марта в жалованной православному духовенству грамоте короля Владислава, упоминается Доброгост (Добеслав) Остророг (Dobrogostins Ostrorog), каштелян Каменецкий, – в числе подписавшихся под этою грамотою; грамота эта была подтверждена 15 марта 1504 года королём Александром (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 444). Затем – в числе актов находится письмо из Львова его милости Николая Остророга – коронного подчашия (старосты Дроговицкого, Костянского и маршалка коронационного сейма 1633 года) к его милости пану коронному канцлеру Юрию Оссолинскому – от 17 июня 1648 г., извещающее о крайне тяжёлом положении польского войска, отряжённого для преследования татар и казаков (Памятники, т. 1, отд. 3, стр. 93–97). Ещё в акте от 8 ноября 1632 года упоминается Казимир Остророг в списке западнорусских дворян, присутствовавших на избирательном сейме, бывшем в 1632 году (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 215). 146 Ап. Сендудьский так объясняет происхождение названия г. Острога: так как город этот расположен на склонах или отрогах Карпатских гор, то и самая местность, им занимаемая, могла получить сначала название «Отрог», изменившееся потом, в глубокой древности, в устах народа в Острог (Вылын. Епарх. Ведом. за 1882 г. 1 и 2, стр. 2). Но, заметим, такое изменение слова по законам фонетики едва ли возможно. По этим законам, в слове может произойти сокращение или изменение в окончании или даже переход одной коренной согласной в другую, ей сродную, но получить вставку целого лишнего согласного звука в корне – слово не может. Заслуживает внимания то, что в безымённой польской летописи (17 века), приложенной к разбору Несторовой летописи, г. Острог назван Острогобор, – но такое название этого города нигде больше в других исторических памятниках не встречается. Быть может, местность, занимаемую этим городом, в древности окружали леса – боры, от чего мог явиться Острог в бору или Острогобор (там жестр. 1 и 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

35 Никон. лет. V, 41 О бракосочетании Анны с Иоанном Палеологом Dulas hist Byzanm. 1649. р. 53. 54. О времени её кончины определенно говорит современный историк Франца Hist. Byzant. 1. 1. с 35. Ed. Bekker. р. 110. Иосия Вриенний говорил утешительное слово Императору Мануилу по случаю смерти его невестки. Т. 2. р. 291. Анна погребена в монастыре константинопольском, именнуемым … о котором см. Ducang. Constantinop. Снг. L. IV. р. 92. Там видел гроб её наш поклонник иеродиакон Зосима в 1419 г. Сахарова Русская старина 1849 г. кн. 8, стр. 62. 36 Никон. лет. V, 53, «клеветы многи сотвориша на него лукавыи человецы, иже бежаша от Фотия с Москвы, свои его суще к черниговскому Владыце, a оттуду в Литву к Витовту». 37 Никон. лет. V, 51. «Сотвориша на него клеветы к сыну его В. Кн. Василию Дмитриевичу; многи же клеветы нанесоша и Фотию Митрополиту на В. Князя и сотвориша нелюбье. Таже посемь многи клеветы на Фотия Митрополита сотвориша к Витовту. 38 Отрывок из слова « об исхождении Св. Духа», помещенный в примичаниях к 1 тому Дополнений» Акт. Историч. стр. 13. 39 О сем Савве свидельствует пр. Иосиф Волоколамский в 10 гл. своего завещания. Чтения М. Истор. Общ, 1847. N 7. «О святых Отцех в монастырех рустех», стр. 9. 43 О сей Церкви Ист. Гос. Росс. Т. 11, пр. 228 и у Зубрицкого о Червонной Руси, прибавления, стр. 7. 45 «Barones, nobiles, boiari terraruin nostuarum Litthuaniae, donalionibus; privilegiis et concessionibus ipsis datis, – duntaxat Catholici et Romanae ecclesiae subiecti, – gaudeant, et caetei.... Dlugos. L. XI, p. 338 et sq. 46 В 1416 г. писал он на Собор Констанский, что если бы не был занят войнами, то давно бы народы вероисповедания греческого в его земле обратились к римской Церкви. Зубряцкий стр. 21. 47 Приводим слова Витовта по переводу граматы его с латинского языка, изданному Кульчинским, в его книге Specimen Ecclesiae Buthenicae. В славянском тексте этой граматы издателями усмотрены некоторые повреждения. В их рукописи стояло, «на иная места носили и давали устроения церковиыя и святости великия страсти Христовы, скажет Св. Богородица у ступеньки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

364 Арх. Свят. Синода д. 1764 г. 51. Ср. Кн. штатов, отд. III, стр. 47. (П. С. З. Р. Имп. XLIV). 368 Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 71 (1671 г.), л. 581–603; 74 (1672 г.) л.л. 626–651; кн. 198. (Прих. книг. мит. Тихона казанского 1706 г., где Сызранская десятина с 40 церквами значится в числе десятин Казанской епархии). Перетяткович. Поволжье, стр. 234–236. 373 Арх. Мин. Юст. каз. патр. пр. прих. кн. 97 (1679 г.), 110 (1683 г.), 121 (1686 г.), л. 898. 374 И. Д. Беляев . О сторожевой, станичной и полевой службе на польской украине Московского государства до царя Алексея Михайловича. Чтен. Москов. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1846 г. 4, стр. 8, 11–12. Тут подробнее перечислены сторожевые пункты. 378 Д. И. Багалей, История колонизации, I, 38–42. С построением городов, закончившимся возобновлением Курска, быстро усилилось значение всей польской украины, в состав которой в 1616 г. входили Воронеж, Ливны, Елец, Лебедянь, Оскол, Валуйки, Белгород и Курск. Название украины «польской» объясняется характером её местности. Она представляла из себя равнину, отчасти покрытую лесами, но больше степной травой – «поле». 379 Там же, 42–52. Тут подробнее о Царево-Борисове. Царев-Борисов некоторые считают за два отдельные города Царев и Борисов, но это один город. В нем было две церкви Троицкая и Борисоглебская. В одной из них предполагалось ежедневное богослужение. Город скоро запустел и служить было некому и негде; причина запустения кроется в смутном времени. К XVII в. город возобновлен. В смутное время значительно пострадал и Белгород. 380 В начале царствования Михаила Феодоровича в 1615 г. все украинские города разделялись на 5 отделов. 1-й отд. собственно украинские: Кашира, Серпухов, Алексин, Калуга. 2-й отд. рязанские: Переяславль-Рязанский, Зарайск, Михайлов, Пронск, Ряжск, Шацк, Сапожок, Гремячий, Коломна, Серпухов, Алексин, Венев, Епифань, Дедилов, Данков, Боровск, Ярославец Малый, Лихвин, Перемышль, Белев, Болхов, Орел, Карачев, Чернь, Козельск, Мещовск. 3-й отд. северские: Брянск, Новгород Северский, Стародуб, Рыльск, Путивль. 4-отд. степные: Курск, Ливны, Воронеж, Елец, Лебедянь, Валуйки, Белгород, Оскол. 5-отд. низовые: Терки, Астрахань, Царицын, Самара, Казань, Тетюши, Курмыш, Алатырь, Касимов, Кадом и Темников. Беляев. О станичной, сторож. и полевой сл., стр. 18–39. Источники, 40–42. Багалей, Истор. Колониз., 52 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

454. Духовенство древней Церкви и народное хозяйство. Там же, 26, с. 770 – 782. 455. Духовенство древней Церкви и борьба с народной нуждой. Там же, 27, с. 817 – 828; 28, с. 362 – 369; 29, с. 893 – 903. 456. Двенадцатилетние со дня прославления преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Там же, 29, с. 883 – 884. 457. Отделение Западной Церкви в освещении одного католического полемиста. Там же, 36, с. 2022 – 2030; 37, с. 2045 – 2051; 38, с. 2073 – 2082. 458. Еще о всемирной конференции для обсуждения вопросов веры и церковного устройства. Там же, 39, с. 2107 – 2113; 40, с. 2150 – 2154. 459. Католический комитет французской пропаганды за границей. Там же, 42, с. 2220 – 2222. 460. Религиозность французов во время войны. Послание Нансийского епископа. Аудиенция Бодрильяра у папы. «Покаяние» немцев. Там же, 43, с. 2238 – 2241. 461. Спор о почитании Богоматери в Англиканской Церкви. Последнее определение папской библейской комиссии в Ватикане. Будущее Палестины. Новые зверства турок против армян. Там же, 44, с. 2266 – 2272. 462. Католическо-немецкий «крестовый поход» на Болгарию и Константинополь. Там же, 45, с. 2296 – 2302. 463. Вести из Англиканской Церкви. Собрание «Англиканской и восточной ассоциации». Епископ Оксфордский о праве на существование Англиканской Церкви. Эдифь Каввель и англиканское духовенство. Вопрос о военной службе священников. Женщины-звонари. Меры к охране храмов. Там же, 46, с. 2341 – 2346. 464. Духовная связь Сербии с Францией. Немецкое католичество перед угрозой второго культуркампфа. Там же, 47, с. 2376 – 2381. 465. Защита учения о непорочном зачатии у современного католического богослова. Там же, 48, с. 2402 – 2408; 49, с. 2442 – 2445. 466. Папство и будущий мир. Там же, 48, с. 2419 – 2424. 467. Религия Вильгельма. Там же, 50, с. 2479 – 2483. 468. Постановка вопроса о чистилище и индульгенциях у современного католического полемиста. Там же, 51, с. 2503 – 2509; 52, с. 2529 – 2536. 1916 год 469. К истории борьбы с афонской смутой (ответ В. М. Скворцову). Петроград, 1916, 38 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1457 Это отступление Анны представляет большой интерес, так как позволяет точнее датировать время написания истории (материал собирался Анной главным образом уже после смерти Иоанна, т. е. после 1143 г.) и бросает свет на источники Анны и на ее методы писания «Алексиады» (см. Любарский, Об источниках..., стр. 101). 1458 Иоанн, V, 39. 1459 Бытие, III, 15. 1460 1114 г. Последовательность событий в рассказах Анны и Зонары не совпадает. Согласно Зонаре (Zon., XVIII, 26), Алексей выступил из Константинополя осенью того же года, когда он возвратился с Херсонеса (см. прим. 1421), провел зиму у подножия горы Папикий, а весной явился в Филиппополь. Лишь затем Зонара повествует о кампании против турок, о которой Анна рассказывала в гл. 6 настоящей книги. 1461 Здесь кончается флорентийская рукопись (F). 1462 Рассказ Анны о Филиппополе имеет легендарный характер. По согласному свидетельству античных авторов, своим названием город обязан македонскому царю Филиппу II, сыну Аминты. Trimontium – это римское название Филиппополя (см. RE, Hlbd., 38, col. 2244–2245). Криниды – древнее название Филипп, а не Филиппополя (см. RE, Hlbd., 38, col. 2212). 1463 Μ. Левченко («Очерки по истории...», стр. 272), судя по его мимоходом брошенному замечанию, считает, что Анна имеет в виду разорение Филиппополя во время похода русского князя Святослава в 970 г. Такое толкование вполне возможно, ведь византийские авторы постоянно называют русских тавроскифами (у Анны – Ταροι κα Σκθαι, «тавры и скифы»). Данные писательницы о состоянии Филиппополя в ее время представляют интерес, так как Анна, по ее словам, сама посетила город и, таким образом, сообщает нам сведения из первых рук. 1464 На протяжении всей истории Византии армяне оказывались носителями всевозможных еретических учений. Немалую роль сыграли армяне и на Балканском полуострове, некоторые из них даже занимали там (в том числе и в Филиппополе) видные посты (см. Der Nersessian, Armenia..., р. 23). В 988–989 гг. Василий II Болгаробойца переселил в Македонию большое число армян. Можно предположить, что среди них было много павликиан, которые легко объединялись со своими единоверцами во Фракии (см. Obolensky, The Bogomils..., р. 147). По мнению Д. Ангелова («Богомилството...», стр. 286), армянами Анна называет монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010