Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника — схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского. «Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался " казак Федор Талунин " . Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. Старец отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: " Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном? " Он отвечал: " Я с радостью желаю разрешиться жизни сей " . И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне». Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В 40-й день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками. Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. Память преподобного Никиты положено совершать 29 марта (11 апреля), в день его преставления ко Господу. Память преподобного Феофана — 15 июня (28 июня), в день его преставления ко Господу. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, предложено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленным святым будут писаны иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/4726889.ht...

В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года. Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя пятнадцать лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным. Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений. Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского. «Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался " казак Федор Талунин " . Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. Старец отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: " Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном? " Он отвечал: " Я с радостью желаю разрешиться жизни сей " . И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне».

http://patriarchia.ru/db/text/4726691.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ФЕОФАН РОСЛАВЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феофан Рославльский (+ 1819 ), схимонах , преподобный , местночтимый святой Смоленской епархии Память 15 июня (Смоленск.) О нём сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, старца Оптинского . " В 1819 году ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремией (духовником обители), о. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). Впрочем о. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести Великий Пост у нас. Мы сказали: " Милости просим " . Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию , где пребывал у старца Паисия , а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. В продолжение первой и последней седмицы Великого Поста не вкушал ничего: в прочие посты принимал пищу на третий день. Так, приготовляясь постепенно, он, по ревности к подвигам постническим, решился, наконец, вступить в великую меру выше естественного подвига. Придя к нам в пустыню перед началом Св. Великого Поста (1819 г.), он объявил мне, что намерен провести всю святую четыредесятницу без пищи. " Я верую, говорил он, что не умру от поста " . " Буди по вере твоей " , – отвечал я, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило. Итак, вступя в сей чрезмерный подвиг, о.

http://drevo-info.ru/articles/13680367.h...

«Вместе с нами из Киева выехал Иеромонах Исаакий, по приглашению коего заехали в единоверческий монастырь, где он и остался на время 12 . Далее посетили Глинскую пустынь (Курской гкбернии), где тогда жил О. Василий Кишкин, бывший Белобережский Строитель; он принял нас с любовью и приглашал остаться здесь навсегда. Заезжали и в Площанскую пустынь, где в первый раз видели О. Макария, тогда еще бывшего в сане иеродиакона, а в проезде через Орел видели известного Старца, Игумена Филарета, Настоятеля Глинской пустыни; наконец через Белые берега и Свенский монастырь возвратились в свое пустынное пребывание. «В 1819 году ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. При чем познакомились с тамошними старцами иеромонахом Иеремеей (духовником обители), О. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). «Впрчем О. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести весь великий пост у нас. Мы сказали: «добро пожаловать, милости просим». О.Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Феодор Талунин». Жил первоначально в Сафрониевой пустыни, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у Старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. «В крайнем нестяжании и кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклоны он проходил с горячей ревностью. В продолжение первой и последней седмице великого поста не вкушал ничего; в прочие посты принимал пищу на третий день. Так приготовляясь постепенно, он, по ревности к подвигам постничесим, решился наконец вступить в великую меру вышеестественного подвига. «Придя к нам в пустыню перед началом св. великого поста (1819 года), он объявил мне, что намерен провести всю св. четыредесятницу без пищи: «я верую, говорил он, что не умру от поста. – «Буди по вере твоей», отвечал я, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Окормлявшийся у оптинских старцев, как и Н. Гоголь, и Л. Толстой, Ф. Достоевский вложил эти пророческие слова в уста духоносному герою своего великого романа – словно прозревая нас нынешних. Вот венец той мысли: «Смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. От народа спасение Руси. Русский же монастырь искони был с народом… Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитайте его. Вот ваш иноче­ский подвиг, ибо сей народ Богоносец». Интересна цепочка и старческой книгоиздательской преемственности. Преп. Лев Оптинский, уроженец Орловской губ., был духовным учеником схимника Феодора, архимандрита Софрониевой пустыни Курской епархии, воспитанного Паисием. А старец Макарий Оптинский, из орловских же дворян, был духовным чадом подвизавшегося во Флорищевой и Площанской пустынях схимонаха Афанасия (Захарова), также ученика и постриженника преп. Паисия Величковского. Макарий со Львом сблизились еще в Площанской пустыни. Именно в годы старчества отца Макария пробудился интерес к Оптиной у русской интеллигенции. На руках у преп. Антония Оптинского и его родного брата преп. Моисея Оптинского, уроженцев Ярославщины, в 1819 г. в рославльских лесах скончался подвижник Феофан (Талунин), посещавший пустынников ради духовного общения, также ученик преп. Паисия, дело которого продолжал в Оптиной, где жил с 1800 г. Всё удивительно едино и взаимосвязано в русском старческом духовном окормлении: супруги Киреевские, Иван и Наталия Петровна, в юности бывшая духовной дочерью преп. Серафима Саровского, стали духовными чадами старца Макария и его помощниками в книгоиздательских трудах. Это они и передали профессору Московского университета С.П. Шевыреву текст, который в 1847 г. был издан под заглавием «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Старцы Моисей и Макарий при поступлении в Оптину привезли списки творений свв. отцов в переводах Паисия и его учеников, а также исправленные преподобным Паисием списки прежних славянских переводов святоотеческих книг. На издание этих трудов было получено благословение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, того самого, что возразил в стихах на знаменитое пушкинское «Дар напрасный, дар случайный»; как помним, Пушкин с благоговением и смирением принял вразумление.

http://pravoslavie.ru/66256.html

Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремею (духовником обители), О. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). «Впрочем, О. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести весь великий пост у нас. Мы сказали: «Добро пожаловать, милости просим». О. Феофан, уроженец Владимирсий, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Феодор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыни, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у Старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. «В крайнем нестяжании и кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов, он проходил с горячею ревностью. В продолжение первой и последней седьмицы великого поста не вкушал ничего; в прочие посты, принимал пищу на третий день. Так приготовляясь, постепенно, он, по ревности к подвигам постническим, решился наконец, вступить в великую меру вышеестественного подвига». «Придя к нам в пустыню перед началом Св. Великого поста (1819 года), он объявил мне, что намерен провести всю Св. Четыредесятницу без пищи: «я верую, говорил он, что не умру от поста. – Буди по вере Твоей», отвечал я, не смея, ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, пред которым совершал свое молитвенное правило. И так, вступя в сей чрезмерный подвиг, О. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправлял келейное правило, и правило его было большое – до 800 поклонов; он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целыя ночи. Сверх того сам топил печку, помогал нам петь и постоянно виден был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Находясь в России, старец Афанасий не терял духовной связи с Нямецким монастырем. Он состоял в переписке с настоятелем старцем Софронием, скорбел по уставу и традициям Нямецкого монастыря, имел вопросы к своему духовному наставнику. Схимонах Афанасий получил от старца Софрония «Житие старца Паисия Величковского » и некоторые его писания, которые впоследствии оказались в Оптиной пустыни и в 1847 г. были изданы в Москве 92 . Скончался старец Афанасий в 1811 г. на руках своего друга схимонаха Афанасия (Захарова) в Свенском монастыре, там же был и погребен. 2.7 Схимонах Павел Сведений о схимонахе Павле сохранилось не очень много. Известно, что он был учеником и постриженником старца Паисия Величковского . Вышел он в Россию из Нямецкого монастыря в начале царствования Александра I, поселился в Симонове монастыре, где проводил подвижническую жизнь 93 . Старец Павел был наставником иеромонаха Иосифа в подвиге умного делания. За девять лет до смерти старец впал в расслабление, в котором пребывал недвижимо до самой смерти в 1825 г. Старец Павел с великим терпением переносил тяжкую болезнь, которая его сделала назидательным и полезным для всех приходивших к нему посетителей. И за его безропотное терпение Бог прославил после смерти – тысячи московских жителей, узнав о его преставлении, в продолжение трех дней приходили отдать последний долг многоболезненному старцу. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский изволил лично почтить 96-летнего старца торжественным отпеванием. И по воле Владыки Филарета схимонах Павел был погребен в нижнем этаже под алтарем Сергиевской Церкви 94 . 2.8 Монах Феофан (Оптина пустынь) Ученик прп. Паисия, монах Феофан, одним из первых, еще в 1800 г., принес в Оптину пустынь учение великого старца Паисия. Феофан, до пострижения Феодор Талунин, уроженец Владимирской губернии, был на службе Черноморского Казацкого войска, но по болезни вышел в отставку в 1791 г. Некоторое время находился в Софрониевой пустыни у архимандрита Феодосия, из нее вышел в Молдавию, где обучался монашеству у старца Паисия, проходя послушание со строгим отвержением воли 95 . По кончине старца Паисия вернулся в Россию, и в 1800 г. поступил в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Игумен Амвросий с братиею, донося преосвященному Орловскому Гавриилу о возвращении старца в обитель и представляя показание его, просил, чтобы архипастырь благоволил дозволить о. Афанасию жить в Свенском монастыре «по тому уважению, что этот старец успокаивал их и успокаивает своим примерно добрым поведением и старческими душеполезными наставлениями». Преосвященный Гавриил требовал старца беглеца к себе лично для объяснений и, удовлетворившись его старческою исповедью о душеспасительном странствовании его по лесным пустыням, возвратил его в Свенскую обитель. Здесь о. Афанасий после того прожил неисходно в глубоком смирении около 19 лет и был для многих светильником, во тьме светящим. Преосвященный разрешил ему священнослужение, но, в сознании своего недостоинства, старец священнодействовал не часто, только ради принятия Св. Таин во спасение души. Трудился по силе и в послушании монастырском продавал свечи. Имел чад духовных, пользовавшихся его наставлениями; кротость его была так велика, что походила иногда на нежную детскую наивность, и он переносил все с таким безстрастным вниманием и незлобием, которых можно достигнуть только истинным сознанием своего ничтожества и равно ангельским смирением. Феофан, в мире казак Феодор Талунин, уроженец Владимирской губернии, бывший до 1791 г. на службе Черноморского Казацкого войска, куреня Воскренскаго. Выйдя в отставку, он перешел в Молдавии, где у старца Паисия в Нямецком монастыре три года проходил послушание. По кончине о. Паисия возвратился в Россию и принят был (указом 1800 г.) в число братства Оптиной пустыни, а в следующем году пострижен в монашество. «В крайнем нестяжании и кротости духа он с горячею ревностию проходил деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов. В продолжение первой и последней седмицы Великаго поста не вкушал ничего, в прочие посты вкушал пищу на третий день. Ревность к подвигам постничества побудила его с верою вступить в великую меру вышеестественнаго поста» Феофан нередко приходил из Оптиной пустыни в Рославльские леса к Афанасию и Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

134. Пахомий (Сабодаш), монах 135. Пахомий (Соловьев), схимонах 136. Пахомий, схимонах 137. Петр (Иванов), монах 138. Петр (Никифоров), монах 139. Пимен (Пащенко), иеросхимонах 140. Платон (Покровский), иеромонах 141. Порфирий (Григоров), монах 142. Рафаил (Фомин), монах 143. Рафаил (Шейченко), иеромонах 144. Савва (Кудрявцев, иеромонах 145. Савватий (Нехорошев), иеросхимонах 146. Савватий, иеромонах 147. Савватий, монах 148. Севастиан Карагандинский (Фомин), схиархимандрит, 149. преподобноисповедник 150. Серапион (Машкин), архимандрит 151. Серафим (Гущин), иеродиакон 152. Сергий (Борисов), монах 153. Сергий (Пономарев), схимонах 154. Сергий (Трунов), схииеродиакон 155. Сергий, монах 156. Спиридон, иеромонах 157. Стефан, инок 158. Стефан, инок 159. Тимон (Трунов), схимонах 160. Тихон (Лебедев), иеромонах 161. Трифон (Туркестанов), митрополит 162. Трофим (Татарников), инок, убиенный 163. Феодор (Ключарев Феодор Захарович), схимонах 164. Феодор (Лавров), монах 165. Феодосий (Жарков), монах 166. Феодосий (Поморцев), схиигумен 167. Феодот (Герасимов), схимонах 168. Феодот (Кольцов), иеросхимонах 169. Феофан (Талунин), архимандрит 170. Ферапонт (Пушкарев), инок, убиенный 171. Флавиан (Маленков), иеросхимонах Библиография Литература об Оптиной пустыни 1. [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996. 2. Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с портретом и факсимиле: В 2 ч. ТСЛ [ 1 ], 1992. 3. Амвросия (Оберучева), монахиня. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., б. г. 4. Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. Валаам, 1993. (Библиогр.: с. 218–222). 5. Афанасьев В. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни. М., 2003. 6. Благословенная Оптина. Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М., 1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...