Исповедь является важнейшим фактором духовного возрождения. Поскольку человек состоит из души и тела, то и в исповеди должно участвовать душевное и телесное начала, то есть мы должны каяться не только в делах, но также и в греховных мыслях и чувствах. Православное понимание исповеди таково, что она предшествует Причастию и готовит нас к нему. Но и к тому, и к другому мы должны готовиться. Перед святым Причастием следует говеть, то есть поститься, ходить в храм, молиться, читать молитвенное правило. Пророк Иоанн Предтеча начал свою проповедь словами: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2). Эти слова актуальны ныне так же, как и две тысячи лет назад. Священное Писание дает нам также пример покаяния: евангельский мытарь, который не смел даже зайти в храм, но, стоя в притворе, “ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” (Лк. 18, 13). К исповеди, как и ко всем другим Таинствам Православной Церкви, кроме Крещения, могут быть допущены только те, кто является ее членом или, как чаще говорят, чадом, то есть те, кто принял святое Крещение и Миропомазание. Сейчас нам приходится говорить уже не только о том, что Крещение совершенно необходимо всякому, кто намерен жить по-христиански, но и о том, что возможно только одно Крещение, как об этом сказано в Символе веры. Причина такой ситуации в том, что некоторые из сект, распространяющихся у нас в России, проповедуют “свое крещение”, и православных, попавших в эти секты по неведению или по заблуждению, там перекрещивают. Второе крещение? Одним из первых событий в жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершил над Ним святое Крещение. В Священном Писании об этом говорится: «приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него...…Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”» (Мф. 3, 13, 16–17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

Итак, крестящийся очищается и освящается, будучи погруженным в Личность Бога Отца, в Личность Бога Сына и в Личность Бога Духа Святого; или другими словами, он омывается от своих грехов святостью Троицы, и, омывшись, облекается в праведность Имени Триединого Бога. Потому и сказано: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). То есть, так как Триединый Бог был явлен преимущественно в Боге Сыне, вочеловечившемся Господе неба и земли – Иисусе Христе, и так как Писание прямо говорит, что крестился Бог Сын, и только прикровенно, что вместе с Богом Сыном – и Бог Отец, и Бог Дух Святой, потому что Сын в Отце, Отец в Сыне, Сын в Духе и Дух в Отце, – то Библия и называет Новозаветное Крещение чаще Крещением во Имя Иисуса Христа. И благодарение Богу, что многим сектантам понятно, что нельзя на основании Библии спорить с тем, что все, кто крестился во Имя Иисуса Христа, облеклись и во Имя Бога Отца, и во Имя Бога Духа Святого» 4] . Таким образом, Христос крестился для того, чтобы взять грехи мира на Себя; мы же должны креститься для того, чтобы оставить в воде (на Христе) свои грехи. В крещении наши грехи перекладываются на Христа, который уничтожил грех Своей смертью. Чтобы и наши грехи взял на Себя непорочный Агнец Божий, нужно, чтобы они были переложены на Него в крещении: иначе говоря – нужно креститься для прощения грехов . Следовательно, вполне очевидно, что Крещение совершенно необходимо для прощения наших грехов и спасения, и поэтому православное понимание Крещения правильное и библейское; протестантское же явно противоречит учению Св. Писания. И заметим: если понимать Крещение по-православному, то крещение Иисуса Христа имеет глубочайший и важнейший смысл; если же по-протестантски, то смысл Его крещения вообще не ясен. О смысле крещения Спасителя протестанты только повторяют слова Христа: «так надлежит нам исполнить всякую правду», а что это значит – никто не знает. Теперь посмотрим, как учила о Крещении Церковь первых веков христианства. В " Апостольских Постановлениях « мы находим множество свидетельств того, что Крещение понималось первыми христианами православно, и никак не по-протестантски. Вот эти места по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Крещение Господне. Эль Греко. 1596– 1600гг. О сошествии Святого Духа на Иисуса упоминается в Евангелии от Иоанна, в котором рассказ о крещении отсутствует. Здесь приводятся слова Иоанна Крестителя об Иисусе: я видел Духа, сходящего с неба, как. голубя, и пребывающего на Нем. Креститель подчеркивает: я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1:32–33 ). Дважды употребленный глагол «пребывать» указывает на то, что с момента крещения Святой Дух остается при Иисусе, постоянно пребывает с Ним. Голубь как символ мира и кротости, но одновременно и символ спасения ( Быт. 8:8–12 ), стал тем образом, в котором Святой Дух был явлен людям. Его сошествие на Иисуса в момент, когда звучал голос Отца, свидетельствующий о Сыне, стало видимым подтверждением единства трех Божественных Лиц, о Которых говорится в конце Евангелия от Матфея ( Мф. 28:19 ). История крещения Иисуса от Иоанна получила свое продолжение в церковной традиции. Прежде всего это выразилось в празднике Богоявления, который, как мы уже говорили, поначалу включал в себя воспоминание рождения Иисуса от Девы и крещения от Иоанна, но уже в IV веке выделился в самостоятельное празднование Крещения Господня. Крещение Господне. Икона. XII в. Богослужебные тексты этого праздника содержат осмысление самого события крещения, роли Иоанна Крестителя, сошествия Святого Духа на Иисуса и других аспектов крещальной истории. Многочисленные ссылки на эту историю содержатся также в чинопоследовании (тексте) таинства Крещения, совершаемого над всяким, кто желает вступить в Церковь . Крещение Иисуса в Иордане нашло свое отражение также в иконографической традиции. На древних иконах, мозаиках и фресках Иисус, сошедший в воды Иордана, представлен полностью обнаженным. Это имеет глубокий богословский смысл, связывая Иисуса с первыми людьми – Адамом и Евой, которые до грехопадения были оба наги... и не стыдились ( Быт. 2:25 ). Ощущение наготы как позора стало первым открытием Адама после того, как он вкусил от древа познания добра и зла ( Быт. 3:10 ). С этого времени нагота становится символом незащищенности человека от диавола, символом его позора, ставшего следствием греховной жизни. Иисус через крещение восстанавливает человека в его первозданном достоинстве; нагота Иисуса символизирует изначальную чистоту человеческого тела, не оскверненного грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

На крещаемого возлагается Крест для постоянного напоминания о заповеди Христа и видимого указания на неё: Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф 16:24). 299. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ХОЖДЕНИЕ СО СВЕТИЛЬНИКОМ ВОКРУГ КУПЕЛИ? Хождение крещаемого вокруг купели со светильником обозначает духовную радость, соединённую с духовным просвещением. 300. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КРЕЩЕНИЕ ОДНО? Символ веры повелевает признавать Крещение едино, т.е. одно. Крещение совершается один раз и не повторяется. 301. ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ? Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды. 302. ОДИНАКОВУЮ ЛИ ВИНУ С НЕСУТ СОГРЕШАЮЩИЕ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Согрешающие после Крещения виновнее в своих грехах, чем некрещёные в своих, потому что имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли её. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет 2:20). 303. МОГУТ ЛИ БЫТЬ ПРОЩЕНЫ ГРЕХИ, ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ? Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это — покаяние. О Миропомазании. 304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний — ред). во имя Св. Духа подаются дары Св. Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. ЧТО ГОВОРИТСЯ ОБ ЭТОМ ТАИНСТВЕ В СВ. ПИСАНИИ? О внутреннем действии этого Таинства говорится в св. Писании у ев. Иоанна: Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин 2:20,27). Подобным образом и ап. Павел говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор 1:21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Невозможно нашим языком объяснить, что происходит с человеком, когда он по своей вере или вере своих крестных (если крестят младенца) принимает Таинство Крещения. Однако ясно, что в этом Таинстве переустраивается, то есть становится иной по своему внутреннему устройству, человеческая душа: теперь она может принять и вместить в себя Самого Бога. Через Иисуса Христа крещаемый становится Самому Богу ближайшим родственником – сыном или дочерью. Но и крещеный человек может греховно пасть и потерять свою духовную близость с Небесным Отцом. Когда человек рождается, он становится членом своей семьи: в ней живет, растет, развиваются и его родственные отношения с близкими. Нечто подобное происходит и с духовным рождением. Мало принять Таинство Крещения. Далее нужно отношения духовного родства с Богом не только сохранять, но и постоянно углублять. Идите по всему миру, – говорит Спаситель, – и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Не приняв Христа в свое сердце, отвернувшись от Слова Божия, человек сам вершит суд над собой, лишая себя и на земле, и в вечности подлинной радости бессмертной жизни. В этом случае ему остается вечная скорбь и отчаяние; ведь после окончания земной жизни подводятся ее итоги, а к жизни в Небесном Царстве он окажется не готов. Человек становится христианином и членом Церкви через Таинство Крещения. Теперь он усыновлен Богу и находится под защитой святого Ангела Хранителя, его оберегают молитвы Пресвятой Богородицы и святых. Бог любит всех Своих детей больше, чем самая нежная мать своих чад. С Таинством Крещения по смыслу связано Таинство освящения Духом Святым – Миропомазание. В Деяниях святых апостолов приводится эпилог первой проповеди святого апостола Петра после получения даров Святого Духа. Слушатели пламенной речи апостола Петра сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:37–38 ). Так святой апостол Петр говорит о том, что человеку для спасения необходимо прежде всего – с верой принять Таинства Крещения и Миропомазания (как теперь называется Таинство освящения Святым Духом).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Правильно ли рассуждают скопцы, когда говорят, что под крещением должно разуметь оскопление [кастрацию]?   Нет, не правильно, потому что из Деян 8 гл., ясно, что Ап. Филипп евнуха крестил в воде, а не оскоплял; кроме того, евнуха скопца и оскоплять-то незачем было, а в крещении-то он нуждался. Крещение детей Над кем совершается таинство крещения?   Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его. Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь?   Нет, потому что и Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13), «которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Кого же можно принимать в Церковь Христову?   Всех, приходящих ко Христу, — и взрослых и детей. «Приходящего ко мне не изгоню вон», — сказал Спаситель (Ин. 6:37). Неужели и детей должно приводить ко Христу?   Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10:13—15). Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение?   Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Путь ко Христу Учение о покаянии Господа Иисуса Христа, так же, как и у Иоанна Крестителя, предполагает полную перемену жизни человека для обращения к Богу. Принципиальное отличие Христова учения от ветхозаветного и Иоаннова в том, что пророки и Иоанн Креститель, призывая к покаянию, в качестве конечной цели верующего указывали на Бога, оставаясь при этом лишь глашатаями Божьими. Воплотившийся Сын Божий, призывая в покаянии к Богу, призывает к Себе, и именно Он дает покаявшемуся новую, вечную жизнь. Первые слова общественной проповеди Господа Иисуса Христа в передаче евангелиста Матфея звучат совершенно тождественно Иоанновым: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ); согласно евангелисту Марку, Господь объясняет, что покаяние необходимо, чтобы уверовать в Евангелие ( Мк.1:15 ). Подобно Иоанну Крестителю, Господь избирает в качестве внешней формы обращения к Богу погружение в воду – крещение. Но Его крещение онтологически носит принципиально иной характер, даруя верующему в Сына Божия очищение от грехов и благодать Святого Духа ( Мф.3:11 ; Лк.3:16 ; Деян.1:5, 2:38, 22:16 и др.). Поэтому крещение Иоанна святой апостол Павел назвал «крещением покаяния» ( Деян.19:4 ); Христово крещение требует покаяния лишь в качестве приготовительного этапа, само же по себе является вхождением в Царство Небесное и соединением с Богом во Христе. По Своем воскресении Господь является ученикам и дарует им власть прощать человеческие грехи силой Святого Духа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ; ср. Мф.16:19 ). Эти слова можно понимать не только как компетенцию апостолов совершать крещение, но и как учреждение в церковной жизни Таинства покаяния (ср. Мф.18:18 ). Апостолы в учении о покаянии, с одной стороны, вслед за Господом Иисусом Христом рассматривают покаяние как обращение, т. е. приготовительный этап ко вхождению в Церковь ( Деян.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Рассмотрим еще одно утверждение протестантов: раз крещение – «не плотской нечистоты омытие, но обещание Боги доброй совести» ( 1Пет.3:21 ), а младенцы не могут дать обещание быть верными Христу, поэтому их крестить нельзя, – заключают протестанты. Апостол Петр здесь сравнивает спасительную благодать Крещения со спасением праведного Ноя и его семейства во времена потопа, когда «немногие, то есть восемь душ спаслись от воды. Так и в вас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие. но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:20–21 ). Как посредством потопа был истреблен погрязший в беззакониях мир, и Ной вступил в мир новый и лучший, так и ныне человек через крещение очищается водою и Духом от прежних грехов и вступает в новую жизнь. И как во дни Ноя людей было много, а спаслись лишь те немногие, кто вошел в ковчег, так и ныне в огромном земном мире спасаются лишь те, кто крестится во Христа. Крещение же, подчеркивает Апостол, состоит не в омовении плотской нашей нечистоты, а в очищении души – в обещании доброй совести. Это со стороны человеческой, а со стороны Божией оно «спасает нас воскресением Иисуса Христа». Как мы видим, речь здесь идет не только о взрослых: раз в крещении люди спасаются воскресением Христовым, то, конечно, спасаются все, и большие и малые, ибо Христос принял крестную смерть за всех людей, без различия возраста. И спасает человека, как это видно из слов апостола, не обещание доброй совести, а крещение, иначе в нем не было бы надобности. Обещание доброй совести дают при крещении за младенцев их восприемники. Они обещают Богу заботится о воспитании своих крестников в страхе Божием, в благочестии и чистоте, ручаются за то, что младенцы, приемлющие в Крещении дар Святого Духа, будут потом стараться сохранить его и достойно пользоваться им для спасения своей души. Но можно ли дать Богу «обещание доброй совести» за не имеющих веру детей? Можно, и слово Божие ясно свидетельствует об этом. В Ветхом завете был закон, по которому новорожденные первенцы мужского пола должны были посвящаться Богу ( Исх.13:2; 22:29 ; Чис. 8:17 ; ср. Лк.2:22–23 ); они отдавались Богу на служение во все дни своей жизни, и определенные обеты перед Богом давали за ребенка взрослые.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо " обрезанием нерукотворным " - (Колос. 2, 11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: " пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " (Лук. 18, 16). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. " Один Господь, одна вера, одно крещение " (Ефес. 4, 4). Таинство миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: " Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен " (Иоан. 7, 38-39). Апостол Павел говорит: " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши " (2 Кор. 1, 21-22). Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям). Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Церковь является апостольской еще и потому, что она сохраняет апостольское учение и распространяет его в мире. Ни один человек не имеет права изменить это учение, сформулированное апостолами на основании слов Самого Христа Спасителя. Христианское богословие может развиваться и совершенствоваться, но в основе его всегда лежит учение Христа, как оно сохранено и передано апостолами. Крещение Символ веры включает исповедание «единого Крещения во оставление грехов». Крещение – то первое Таинство, с которого начинается жизнь христианина. Именно оно открывает двери в Церковь , дает допуск ко всем остальным Таинствам, делает человека членом Церкви. Крещение – это духовное рождение. Об этом сказал Сам Христос Никодиму, пришедшему к нему для беседы: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял слов Спасителя и спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:3–6 ). Крещение соединяет человека с Богом, дает ему силы противостоять диаволу, вести христианский образ жизни. Крещение не избавляет от болезней, но помогает преодолевать те духовные болезни, которые на христианском языке называются грехами и которые отрицательно влияют на весь духовно-телесный состав человека. Многие болезни являются прямым или косвенным следствием греховного образа жизни. Помогая человеку освобождаться от грехов, Церковь способствует его исцелению, тем самым укрепляя его и духовно, и телесно. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Таинство Крещения Церковь верует, что в Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи. Что же касается грехов, которые он совершает после Крещения, то от них он может очиститься в Таинстве Покаяния (Исповеди). Эсхатология Слова Символа веры «чаю воскресения мертвых» указывают на христианское учение о том, что все люди воскреснут. Об этом воскресении говорит апостол Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:22–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010