Еще определеннее о различии Крещения и Миропомазания говорит история крещения самарян. Когда самаряне, поверив диакону Филиппу, проповедовавшему учение Христа, приняли святое Крещение, то Апостолы, узнав об этом, послали к ним апостолов Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:15–17 ). Уверовавшие и крестившиеся самаряне не могли получить благодати Святого Духа до тех пор, пока Апостолы не возложили на них руки. И еще одно свидетельство – крещение апостолом Павлом ефесян. Они крестились только Иоанновым крещением и на вопрос апостола Павла, приняли ли они Духа Святого, ответили, что даже не слыхали о Нем. После того, как Апостол все им объяснил, они крестились во имя Христа, и «когда Павел возложил на них руки. нисшел на них Дух Святой» ( Деян.19:2–6 ). И здесь апостол различает Крещение и следующее за ним рукоположение, составляющее, следовательно, особое, самостоятельное Таинство. Это понимал, как мы видим далее, и Симон-волхв, который захотел купить за деньги власть сообщения Духа Святаго, принадлежащую тогда одним только Апостолам. Таким образом, Священное Писание ясно говорит о том, что руковозложение, или Миропомазание, есть особое, отличное от Крещения Таинство, необходимое для получения уже крещенным человеком дара Святого Духа. Протестанты признают возложение рук над крещенными, но отрицают миропомазание; православная же Церковь утверждает, что возложение рук и Миропомазание – одно и то же Таинство. Миропомазание заменило собой руковозложение, потому что количество уверовавших во Христа так увеличилось, что Апостолы и их непосредственные преемники уже не могли лично возлагать на всех руки. Через Миропомазание, точно так же, как раньше через руковозложение, крещенным сообщалась благодать Святаго Духа. Это видно из Апостольских посланий, появившихся уже после книги Деяний. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все», – пишет апостол Иоанн, напоминая верующим о принятии ими даров Святаго Духа ( 1Ин.2:20 ), и продолжает: «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). А апостол Павел пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Апостол Павел называет Таинство миропомазания печатью («запечатлел нас...»), которою Бог помечает человека в удостоверение того, что тот получил дары Святого Духа. Поэтому при совершении этого Таинства священник произносит: «печать дара Духа Святаго» (см. Требник).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Между тем ученики Иоанна получили Духа Святого только после того, как крестились в воде во имя Иисуса Христа, затем Павел возложил на них руки, и «нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19, 6 ). То же и при крещении самарян. «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он еще не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 14 – 17 ). Сектантам нечего возразить на вопрос: если бы Духа Святого можно было получить без епископского руковозложения, зачем же тогда Апостолы предприняли столь неблизкое путешествие? Самаряне приняли водное крещение от Филиппа ( Деян. 8, 12 ), который, будучи диаконом, не мог совершить это Таинство, которое и исполнили пришедшие из Иерусалима епископы ( Деян. 8, 15 ). Далее при описании принятия Святого Духа самарянами нигде не упоминается о глоссолалии. Дара языков самаряне не обрели, поэтому остается загадкой упорство пятидесятников, стремящихся утвердить свое учение именно на этом эпизоде из Священного Писания. Иное дело – Иоанновы ученики. После возложения на них рук апостола Павла, те стали говорить разными языками и пророчествовать ( Деян. 19, 6 ). Но случилось это после возложения рук (таинство Миропомазания). Пятидесятники убеждены, что получают крещение Святым Духом без руковозложения, чего не знала практика Апостольского века и что указывает на отсутствие у них подлинного крещения Духом Святым, называемого в Церкви Христовой таинством Миропомазания. По этому поводу болгарский профессор Дюлгеров пишет: «Крещение Духом Святым – это принятие Святого Духа. Оно совершается с первых дней после новозаветной Пятидесятницы через руковозложение после крещения в воде» 149 . В прискорбном заблуждении своем пятидесятники повторяют, что крещены Духом Святым, но на самом деле никто из них не получил этого крещения. Неведомо им таинство Миропомазания, совершаемое иереем, являющееся одним из великих Таинств, открытых Богом человеку. Практика «крещения Святым Духом» у пятидесятников

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

К сожалению, в богословских статьях православных экуменистов решительно проводится идея, что пора отрешиться от учения о «спасении души за гробом» и повернуться к заботам о строении царства Христова на земле. Православный догмат о Церкви. Однако самым опасным для нас в настоящее время является то, что вхождение православных церквей в экуменическое движение обозначает принятие ими протестантского-экуменического представления о Церкви. Такое представление действительно проводится в устных выступлениях и в печати православными экуменистами. Между тем, с разрушением подлинно православного понятия о Церкви подрывается значение вселенских соборов, а это значит – подрывается твердость установленных ими христианских догматов, и таким образом, подрывается и разрушается Православие в его основах. С большой осмотрительностью закладывали апостолы здание Церкви Христовой на земле и ясно определяли, кто к ней принадлежит и кто не принадлежит. Они уподобляли Церковь обычному строению. «Мы строители, вы – Божие строение», поучает апостол. Основание строения – Христос. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится» ( 1Кор. 3, 9–13 ). Очевидно, строений может быть и не одно: но истинная Церковь  – одна. Придет некогда последний день, и истинность этой Церкви «день покажет, – как учит апостол, – потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть», устоит ли оно или сгорит ( 1Кор. 3, 13–14 ). Поэтому должно твердо верить в единое апостольское строение, в единую апостольскую Церковь . Уверовавший человек входит в Церковь через крещение водою. Однако правильность и действительность крещения необходимо признать, подтвердить. Ведь, может случиться, что крестивший, совершавший крещение, был еретиком или раскольником и сам не находился в Церкви. Так было и при апостолах. Когда ап. Павел впервые прибыл в Ефес, там оказалось около 12 лиц, считавших себя учениками христианской веры и крещеными. Но при распросе оказалось, что они крещены были только во Иоанново крещение. Ап. Павел объяснил им недостаточность этого крещения и, крестивши их, возложил на них руки для низведения на них Духа Святого ( Деян. 19, 1–7 ). Возложение рук для низведения Духа Святого, будучи таинством, являлось в то же время подтверждением правильно совершенного крещения и присоединения к Церкви; будучи таинством, оно имело и формальное значение печати принятия в Церковь . Так оно и называется у апостолов: «печатью» или «запечатлением». Таинство руковозложения, принявшее вскоре форму миропомазания, совершалось всегда самими апостолами: подавая дары Духа Святого, апостолы одновременно подтверждали принятие данного лица в Церковь. В книге Деяний разсказывается, что апостолам Петру и Иоанну пришлось предпринять путешествие из Иерусалима в Самарию, чтобы лично совершить таинство руковозложения на людей, принявших уже там крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Это и значит родиться свыше, от воды и Духа: мы умираем в воде, но Дух сотворяет в нас жизнь» 198 . Основополагающее сотериологическое исповедание христианства – «Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ) – созерцает очами веры человека Иисуса как помазанника Духом Божьим. Святой Дух почивает на Иисусе Христе и является знамением Его Богосыновства: в день Богоявления Дух видимым образом сходит на Иисуса Христа, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ). Свт. Кирилл Иерусалимский видит здесь образец, в соответствии с которым и выстроено основное чинопоследование таинства вступления в Церковь : между погружением в воду и помазанием миром не должно быть значительного временного интервала, ибо новопросвещенные должны соединиться со Христом во всей полноте и совершенстве, а это значит – принять Святого Духа непосредственно после крещения, по примеру и подражанию Спасителю. «Помазанными вы соделались, – пишет свт. Кирилл, – когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа... Вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святой.» 200 . Креститься во Христа – значит обрести в Нем усыновление Небесному Отцу и стать помазанником Духа, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Сам Спаситель учит о Святом Духе как о посреднике, соединяющем учеников Христовых с Сыном и Отцом: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.15:26;16:14–15 ). Евангельское учение Спасителя о действии Святого Духа легло в основание святоотеческого осмысления таинства Миропомазания, в котором новопросвещенному даруется «печать дара Духа Святаго» 201 . Так, св. Николай Кавасила пишет, что «миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу» 202 . В последней молитве чина оглашения священник обращается к Богу Отцу и просит об оглашенном: «Исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего» 203 . Святой Дух являет Сына и соединяет с Ним, а в Нем и через Него – с Отцом. Это еще одна причина, по которой в православной традиции всегда подчеркивалась неразрывная связь таинств Крещения и Миропомазания, совершаемых в литургической практике Православной Церкви как одно неделимое таинство. Миропомазание может быть совершено отдельно от Крещения лишь в случае восполнения последнего – или по причине совершения его мирянином, или при приеме из неправославных церковных сообществ. Сотериологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Поэтому стяжание Духа Святого святыми добродетелями — это целая наука, жизненно преподанная святыми Отцами, особенно преподобным Серафимом Саровским. Святым добродетелям сопутствуют и все святые таинства. И если взыскуем мы Духа Святого святыми таинствами и святыми добродетелями, то Он в изобилии нам и подается (см. Лк.11:13). Нет здесь ни меры, ни границы: логосные, богочеловеческие бесконечности человеческого существа столь неизреченно велики, что практически мы никогда не можем наполнить их благодатью Святого Духа. Поэтому надо взыскивать Его неустанно. Отсюда и благовестие досточудного благовестника: Не мерою дает Бог Духа (Ин.3:34). Мера Его — безмерность. Ибо человеческая душа, человеческий дух присно алчет Духа Святого. В человеческом мире совершенная полнота Святого Духа и Его благодати — это Богочеловек, Владыка Христос, а также Его Богочеловеческое Тело, Церковь, и в ней святые таинства и святые добродетели (см. Ин.1:16; Еф.1:6—8). Поэтому из существа, принявшего Духа Святого и носящего Его в себе, истекают реки воды живой, то есть благодать Святого Духа и все Его бесчисленные дары, необходимые человеческому существу для вечной жизни на земле и на небе. Разумеется, Дух Святой принимается верой в Богочеловека и за веру в Богочеловека=верой в Церковь и за веру в Церковь (Ин.7:38—39).    Весь весьма сложный подвиг во-духовления и одуховления, во-троичения и отроичения подается в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершаемом Богочеловеческой Личностью и жизнью Господа Иисуса на земле, то есть Им как Церковью. Это благовестие, это все-благовестие, воскресший Господь сказует Своим ученикам и преемникам перед Своим Вознесением: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:18—20).    Богочеловек, Владыка Христос Собою как Церковью собирает и небо, и землю в единое Тело, в Тело Богочеловеческое; объемлет и все народы, спасая их Своим Евангелием: первым святым таинствомКрещением и остальными святыми таинствами и первой святой добродетелью — верой и прочими святыми добродетелями и подвигами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

«Возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый» ( Деян. 8, 17 – 18). «Они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян. 19, 5–6 ). Православие учит, что в таинстве Крещения нам подается прощение грехов и открываются врата в Царство Христово. В этом Таинстве мы рождаемся в жизнь духовную и становимся членами Церкви Христовой. Задача Церкви – спасение и возрождение природы человеческой. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Благодатные силы для совершения спасения подаются каждому члену Христовой Церкви через таинство Миропомазания. Миропомазание есть такое «Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются благодатные силы, необходимые для укрепления его в духовной жизни» 240 . Из этого следует, что Миропомазание существенно отличается от таинства Крещения тем, что в нем сообщается иная степень благодати и под другими знамениями 241 . Обетование о таинстве Миропомазания было дано Самим Христом, когда Он в последний день великого праздника обещал Своим ученикам ниспослать Духа Святого 242 : «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7, 38 – 39 ). Это обетование осуществилось в день Пятидесятницы. Но это только обетование, само же утверждение Таинства, вероятнее всего, приходится на время сорокадневного пребывания Спасителя на земле после Воскресения. Мы не встречаем сообщений в Писании о деятельности Спасителя в это время. Однако из Деяний Апостолов мы знаем, что Господь учил их о Царстве Божием ( Деян. 1, 3 ). Можно предположить, что слова «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 16, 19 ) и являются тем моментом, когда Господь установил таинство Миропомазания. Усматривая в словах Спасителя: «Кто не родится от воды и Духа» – указание на таинства Крещения и Миропомазания, можно заключить, что, согласно промыслу Спасителя, «тот и другой акт, вместе взятые, составляют условие, без которого нельзя стать христианином, нельзя участвовать в богодарованных правах и спасительных дарах» 243 . Сказанное выше позволяет утверждать, что Спаситель, установив таинство Крещения, в то же время прикровенно утверждает и таинство Миропомазания. Так как, по словам Спасителя, эти два Таинства должны составлять единое целое, собственно и дающее право быть членом Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

В апостольской проповеди христологический и пневматологический аспекты таинства христианского посвящения неразрывно связаны между собой. Вера во Христа, сама будучи даром Святого Духа ( Гал.5:22 ), приводит каждого уверовавшего к исполнению его веры в личной Пятидесятнице, осуществляемой в таинствах Крещения и Миропомазания. Дар спасения – это нечто большее, чем прощение грехов и освобождение от вины. Св. ап. Петр свидетельствует о трехчастной структуре таинства спасения: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Св. ап. Павел также учит о том, что увенчанием крещального таинства спасения является излияние Святого Духа в сердце новопросвещенного христианина: Бог «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ). В соответствии с таким видением таинств Крещения и Миропомазания они интерпретируются как единое таинство нового творения, ибо «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). Сотворив человека из «праха земного, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Свт. Григорий Нисский проводит аналогию между землей, из которой был сотворен и в которой погребен ветхий Адам, и святой водой в крещальной купели 197 . Погребение Христа означает смерть ветхого Адама, а воскресение – воссоздание «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ). Аналогичным образом в таинстве Крещения из воды выходит новый человек, обновляемый «по образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), а помазание святым миром сообщает новопросвещенному дыхание жизни – Духа Святого, Которым он отныне «и живет, и движется, и существует» ( Деян.17:28 ). В таинстве Крещения, по мысли свт. Василия Великого , «Дух вливает животворную силу, обновляя нашу жизнь из состояния смерти во грехе к состоянию первоначальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:12–18 ). Видно это и из слов Симона волхва, который, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» ( Деян. 8:18–19 ). Видно, наконец, из истории крещения учеников Иоанна Крестителя, которые сперва «крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19:6 ). 3) Откуда видно, что еще при св. Апостолах возложение рук заменилось Миропомазанием? 3) Из слов ап. Иоанна: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Иоан. 2:20  и 27). И из слов ап. Павла: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). 4) Откуда видно, что Миропомазание еще при Апостолах совершалось в сам день крещения, а не спустя много лет после него, как, например, у католиков, которые совершают Миропомазание над людьми уже в отроческом возрасте? 4) Это видно не только из свидетельств отцов и учителей Церкви первых веков, о чем будет сказано ниже, но и из Св. Писания: «Не оскорбляйте, говорит ап. Павел, Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ). Днем искупления для всякого христианина является день избавления его от греха, проклятия и смерти, то есть день крещения. Следовательно, из слов ап. Павла видно, что «запечатление», или Миропомазание, совершалось при св. Апостолах в сам день крещения, а не спустя продолжительное время после него, как это вопреки Писанию и обычаю древней Церкви, делают католики. 5) Как совершается таинство св. Миропомазания? 5) Совершающий Миропомазание епископ или пресвитер «помазует крестившегося святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устнех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах» (Требник).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» ( 1Пет. 2; 9 ) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному» 16 . Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского , то «стяжание Святого Духа», которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне 17 Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал. 5; 22–25 ). Все Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь , начатый в Таинстве Крещения. История установления Таинства и развитие его чинопоследования Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса ( Деян. 8; 16 ). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса. Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа (2:28–29 – наизусть) «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Святого Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Святого Духа на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор.12:14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первом по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, то, увидев их, говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям варим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ). Следовательно, по мысли апостола Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010