«Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4: 8). Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе. Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека — одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11: 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние — к наставлению и утверждению воли в добре» « Православное Исповедание Веры ». Таинство это называется также «даром Духа» ( Исидор Пелусиот ), «таинством Духа» ( Тертуллиан , Иларий ), «символом Духа» ( Кирилл Иерусалимский ). Св. Киприан Карфагенский свидетельствует, что древние, под словами Господа о рождении водою и Духом, разумели под рождением водою крещение в телесном смысле, а под рождением Духом — Миропомазание. Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами»,— пишет святой Кирилл Иерусалимский . Далее он продолжает: «Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души. Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исаия говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу... трапезу из чистых вин (Ис.25: 6), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром " . Горою же здесь и в других местах он именует Церковь , как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня (Ис.2: 2). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: " И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы " (Ис.25: 7). Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу».

http://drevo-info.ru/articles/368.html

«Когда я, окрестив всех жителей селения, спросил тоёна, нет ли еще кого некрещенного; он сказал мне, что есть еще одна восьмидесяти-пятилетняя старуха, слепая, которая потому и не приходила для слушания беседы. Я велел привести ее к себе в палатку. С помощью двух человек и костыля, она пришла ко мне. Я ей все, что только нужно на первый раз передать, через толмача 26 объяснил и предложил ей креститься. Она согласилась. Через два часа, когда все было готово к совершению таинства, я послал за нею; но посланный объявил, что она очень нездорова. Это казалось мне невероятным; я послал двух человек, и те, возвратясь, сказали, что она весьма больна и скоро умрет. Тогда я, опасаясь, чтобы она не умерла без крещения, как уже уверовавшая в Бога и объявившая сама желание принять св. крещение, велел непременно принести ее на одре в церковную палату, что и было сделано. Посмотрев на нее, я спросил ее через толмача, как она чувствует себя. Но она не могла мне ответить ни одного слова, и я думал, что она не доживет и до крещения. Тут некоторые начали роптать, говоря, что если я окрещу ее, то она умрет. Я уверял, что, если она умрет крещеною, то будет счастлива; а если умрет некрещеною, то погибнет. После сего я колебался, крестить ли ее или нет. Наконец, решился окрестить. Когда, с помощью двух человек, я совершил над нею самое таинство крещения, и когда ее одели и принесли в палатку для миропомазания, то она начала креститься; а по окончании миропомазания начала говорить, сделалась веселою, и пошла домой сама, с помощью костыля». В Охотске преосвященный Иннокентий пробыл 4 месяца и четыре дня, и успел здесь, среди диких коряк, чукоч и тунгусов, заслужить полное к себе расположение своей отеческой приветливостью и кротостью, что очень помогало ему в успешном распространении слова Божия. А о том, как любили преосвященного Иннокентия Алеуты, как дорожили его поучениями, и как свято исполняли его советы, – свидетельствуют слова одного тоёна, который говорил своему священнику: «Я никогда не забуду того, что говорил наш преосвященный Иннокентий в церкви. Он велел нам слушать твои речи, и мы не отстанем от тебя, пока ты не научишь нас всему доброму».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Затем помазание освященным маслом – елеем и само Крещение. Крещаемый входит в купель (или наклоняется над купелью), и священник 3 трижды возливает ему на голову воду со словами: КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ. И СЫНА, АМИНЬ. И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. – спрашивает ап. Павел. Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе. Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… ( Рим 6, 4-5 ). Именно поэтому в древности крестились на Пасху, причем в Иерусалиме это делалось в храме Воскресения Христова. Печать дара Духа Святаго… Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания – второе из Таинств Церкви. «После того, как вы вышли из купели священных вод, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом». Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, предопределенными быть подобными Сыну Божию (ср. Рим. 8, 29 ). На нас ставится печать Духа Святого. «В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

Преподобный Симеон Новый Богослов различает два крещения. Первое крещение, производимое Таинствами Крещения и Миропомазания, он рассматривает как прообраз второго: “В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания преднаписует умное миро Духа. А второе крещение уже не образ истины, но сама истина” 26 . Это учение Преподобного соотносится со святоотеческим пониманием покаяния как второго крещения. Путь покаяния завершается памятью адских мук: Прежде плача и слез ... мы еще не осудили самих себя, наша душа еще не была в чувстве будущего суда и вечных мучений. Ибо если бы она это стяжала и в таковых пребывала, немедленно она испустила бы слезы, ибо без них ... мы бы не имели силы стать смиренными. А не ставший таковым не может соединиться со Святым Духом” 27 . Мы видим в этом учении преподобного Симеона Нового Богослова те же истины аскетического опыта, что и у преподобного Силуана: память ада как источник слез и условие смирения. Смирение привлекает Дух. Это аскетическое учение-свидетельство имеет также важное догматическое значение. Крещаемый уподобляется умершему и воскресшему Христу: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.” ( Рим 6:3,4 ). Таинство Крещения подобится схождению во ад и Воскресению Христову. Второе крещение по преподобному Симеону уподобляется первому (слезы – купели) и так же – Искуплению. Ум подобит человека Богу и Христу: “мы имеем ум Христов” ( 1Кор 2:16 ). Держание ума во аде, заповеданное Богом старцу Силуану, подобно сошествию во ад Господа Иисуса Христа. Домостроительство спасения Христова есть Его непостижимое смирение: “смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” ( Флп 2:8 ). Оно плодоприносит обетованное Им Сошествие Святого Духа Утешителя. Подобно сему, держание ума во аде делает человека способным к смирению и к совершенному принятию дара Святого Духа, в то время как залог сего дара осуществляется в Таинстве миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян. 8:16 ). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы. Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» ( 1Ин. 2:20 , 2Кор. 1:21 ). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» ( 1Цар. 10:1 ). Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны... корицы... тростника благовонного... касии и масла оливкового... и сделай из сего миро для священного помазания... И помажь... Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне... тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте ... подобного ему; оно – святыня» ( Исх. 30:23–26, 30, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

27 ст. И не давайте места диаволу. Кто побеждается гневом, т. е. переводит его в дело, в грех, тот попадает под власть диавола. 28 ст. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся. 29 ст. Ни какое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Кто крал, вперед не кради, т. е. не только не кради, а старайся загладить свой грех трудом на пользу ближнего. Под гнилым словом (первее всего разумеется такое слово, которое мерзко, гадко само по себе и мерзко и гадко потому смыслу, который в него влагается. Как таковое, оно этой своей мерзостью, гнилостью заражает всех слушающих это слово. В широком смысле под гнилыми словами разумеются все слова и речи, которыми лица их произносящие так или иначе стараются разрушить веру в Бога и нравственность людей их окружающих и их слушающих. Да исходит из ваших уст, в противоположность этим гнилым словам, только слово доброе для назидания в вере, т. е. которое не только бы не разрушало веры вашей, как гнилое слово, а напротив, назидало бы вас, т. е. усовершало в вере в Бога и укрепляло в нравственности христианской, дабы оно доставляло благодать слушающим, т. е. вносило бы в умы и сердца людей не гнилость, разложение и разрушение, а привлекало бы чрез назидание в умы и сердца людей, слушающих ваше доброе слово, благоухающую благодать Божию, возрождающую и укрепляющую нас в жизни духовной. Помните, продолжает апостол, вы ведь храм Божий, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 ). 30 ст. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Итак, не оскорбляйте ни своими действиями, ни своими словами и речами Духа Божия. Каждый христианин запечатлевается Духом Святым в таинстве миропомазания. Почему при совершении этого таинства и произносятся, при помазании св. миром различных частей тела, слова: печать дара Духа Святого. Между прочими частями тела помазуются и уста. Таким образом смысл речи апостола выходит такой: в таинстве миропомазания ваши уста запечатлены Духом Святым, так ужели вы, будучи храмом Духа Святого, позволите себе, чтобы эти уста произносили гнилые, срамные речи? Не оскорбляйте же Духа Божия. А для сего, говорит апостол

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

10:10 и 19:23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» ( 1Цар.19:20 ); «Тогда на Азарию... сошел Дух Божий» ( 2Пар.15:1 ), и т.д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.14:17 ), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя 355 . В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью . Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.4:23 : Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе , и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящееся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинствах Христовой Православной Церкви. Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе , а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Крещаемые в полном возрасте должны быть также сопровождаемы восприемниками и восприемницами, которые суть поручители, перед Церковью, в вере новообращенных. Восточная Церковь соединяет с совершением крещения многие весьма древние обряды, имеющие таинственное, соответствующее самому таинству, значение, а именно: заклинание, крестное знамение и вещественный крест, даваемый каждому крещаемому для ношения, в продолжении всей его жизни, на груди. Хотя уполномоченные на совершение таинства крещения суть собственно епископ и священник, но с первых веков христианства, в случаях необходимости, дозволялось совершать его и простым мирянам. Православная Церковь признает, сверх того, что мученичество заменяет крещение для того, кто не мог его получить прежде, нежели претерпел смертное мучение за Иисуса Христа. Миропомазание или конфирмация Миропомазание есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для сообщения новокрещенным Святого Духа. Восточная Церковь признает это, утверждаясь на следующих словах Священного Писания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». ( Деян. 8:14–17 ). Итак, вскоре по Вознесении Иисуса Христа, Апостолы Его совершали священное действие, заключавшееся в молитве и возложении рук, – которым Святой Дух сообщался новокрещенным. Апостол Павел, прибыв в Ефес, нашел там верных, мало разумевших еще учение Христово и получивших только Иоанново крещение. Они крестились во имя Иисуса Христа и, по возложении рук на них Павлом, Святой Дух низшел на них. ( Деян. 19:5,6 ). В послании Евреям ( Евр. 6:2 ), Апостол Павел, вслед за крещением, упоминает о возложении рук. Возложение рук сопровождалось различными действиями, смотря по тому, что при нем имелось в виду. В миропомазании оно сопровождалось помазыванием Святым миром. Поэтому-то сообщение Святого Духа называется в книгах Священного Писания помазанием. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». ( 1Ин. 2:20,27 ). Также выражается и Апостол Павел: «утверждающей нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Молокане говорят, что до четвертого века Церковь Христова была истинной. Между тем, не может подлежать никакому сомнению, что во втором веке теперешний способ совершения таинства миропомазания был общераспространенным и общеизвестным. В Постановлениях Апостольских мы читаем: «После крещения пусть епископ помазует крещаемых миром». Тертуллиан пишет: «Как Иоанн, некогда, был Предтечею Господа, уготовляя Ему путь, так и крещение, через омовение грехов, прокладывает путь имеющему снизойти (на крещенного) Святому Духу. По выходе из купели, мы помазываемся благословенным помазанием, по древнему чину. Помазание в нас, хотя происходит телесно, но приносит плод духовный, подобно тому, как и в крещении совершение его происходит телесно, потому что мы погружаемся (в воду), но действие духовное, так как мы освобождаемся от грехов». Св. Киприан неоднократно говорит о таинстве миропомазания, через которое были принимаемы в Церковь и еретики. Молокане, как мы видели, отвергают даже учение Православной Церкви о таинстве св. причащения. «Греко-российская церковь , – говорят они (в приведенном нами «Вероисповедании»), – учит, что только те спасутся и сделаются сонаследниками царствия небесного, которые будут есть хлеб и вино, приготовляемые попами во время богослужения, и эти хлеб и вино, которые суть дар Божий, оскверненный ее мерзким идолослужением, она осмеливается называть истинным телом и кровью Христовой». Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: «пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Спрашивается теперь: к кому относится возмутительное богохульство молокан, – к греко-российской ли церкви? Уклеин учил так: «Истинное причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. А, если Сын Божий заповедал нам плоть Свою ясти, то под плотью нужно разуметь Слово, или научение Спасителя». «Причастниками Божественным и животворящим тайнам мы почитаем только тех, кто боится Бога и хранит заповедь Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Дети! Вы от Бога и победили их (ложных пророков); ибо Тот, Кто в вас, больше того, что в мире» ( Ин.4:4 ). «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце» ( 1Ин.2:24 ). «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм – вы» ( 1Кор.3:16–17 ). «Я живу, но уже не я, а живёт во мне Христос» ( Гал.2:20 ). «Соединяющийся (или точнее прилепляющийся ко Господу) с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.1:17 ). 65. Заключение учения о начале христианской жизни Изложив понятия 1) о возбуждении или призывании естественного человека евангельской благодатью; 2) об образовании в нём, под влиянием этой благодати, свойств покаянной веры до той степени зрелости, на которой она выразилась в решимости призванного дать обет отречься от зла и сочетаться со Христом и, наконец, 3) об оправдании и освящении, которых давший обет удостаивается в силу своей веры в Св. Таинствах Крещения и Миропомазания, изложив понятия об этих трёх моментах возрождения человека, тем самым мы изложили зарождение или начало в нём новой, благодатной или христианской жизни; благодатной потому, что первый и последний момент возрождения (призывание и оправдание с освящением) принадлежат исключительно благодати Божией; христианской потому, что как внутренние действия благодати совершены ею в силу заслуг Христовых, так и внешний акт крещения и миропомазания, совершённый по внутренним побуждениям покаяния и веры, есть первое свободное осуществление человеком заповеди Христа Спасителя о возрождении водой и Духом и вместе есть запечатление обета его отныне жить по образу жизни и по учению Самого Христа, в общении с Ним и с Его же помощью. Положенное в человеке начало христианской религиозной жизни есть вместе с тем и совершившееся фактически начало земного спасения 133 его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010