Патриарх заявил о необходимости целевой программы, приуроченной к 700-летию преп. Сергия 16 марта, 2011. Редакция " Правмира " «Есть проблемы, которые нужно решать, соединяя интересы лавры и города. В первую очередь — это природоохранные вопросы. Когда через территорию лавры протекает открытая река со сточными водами, то это — антисанитария, и какое-то невероятное надругательство над святым местом, это просто недостойно такой страны как Россия» На первом заседании рабочей группы при президенте РФ для подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что необходимо принять отдельную федеральную целевую программу, в которой бы учитывались вопросы благоустройства Сергиева Посада и Троице-Сергиевой лавры. По мнению Предстоятеля, в число мероприятий, приуроченных к годовщине, должны войти также реставрационные и природоохранные работы в лавре, развитие инфраструктуры Сергиева Посада, которые принесут «непосредственное оздоровление всего города». «Атмосфера, которая окружает лавру, не должна угнетать людей. Инфраструктура города, гостиничный комплекс, транспортная составляющая, защита окружающей среды — все это должно быть приведено в соответствие историческому значению лавры», — заявил Патриарх, указав также на необходимость проведения масштабных реставрационных и природоохранных работ в самой Троице-Сергиевой лавре. По словам Патриарха, деятельность Попечительского совета лавры в последние годы дала положительный результат, однако проблемы до сих пор остаются. «Есть проблемы, которые нужно решать, соединяя интересы лавры и города. В первую очередь — это природоохранные вопросы. Когда через территорию лавры протекает открытая река со сточными водами, то это — антисанитария, и какое-то невероятное надругательство над святым местом, это просто недостойно такой страны как Россия. Трудно себе представить, что в какой-то европейской стране была открытая канализация, которая проходила бы через культурный памятник мирового значения, связанный с самой историей существования самой страны», — заявил Патриарх в ходе своего выступления.

http://pravmir.ru/patriarx-zayavil-o-neo...

1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 199 (л. 490—518) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. Филигрань: Рука под короной с фестонами, на ладони сердце — Брике, 10996 (1542 г.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 988 (л. 1002—1009 об.) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 3) ГИМ, Синодальное собр., 176 (л. 1263—1272) — начало 50–х годов XVI в. (Царский список Великих Миней–Четьих). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 692 (л. 177—196) — 60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами, на перчатке литера F — Брике, 11028 (1566 г.); Сфера под лилией — Брике, 14028 (1559 г.). 5) РНБ, F.I.278 (л. 142—162 об.) — 60–е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит — Тромонин, 481, 482 (1564 г.). 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 657 (л. 76—95) — 70–е годы XVI в. 7) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 742—763 об.) — 70—89–е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 822 — 1607 г. 9) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 53—73) — 20–е годы XVII в. Почерк книгописца Германа Тулупова. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О—Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 10) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 381—412) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 11) РНБ, Соловецкое собр. (Анзерский скит), 79/1445 (л. 322—352) — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 12) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 156 — 30–е годы XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 13) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 146 (л. 664 об. — 693 об.) — вторая четверть XVII b. Описание см. в разделе Пространной редакции. 14) РНБ. Q.I.1136 (л. 487—529)—сер. XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, контрамарка ID — Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и МДА 12 апреля 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. 12 апреля 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии . Заседание возглавили почетный председатель Попечительского совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Попечительского совета, руководитель рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов. В заседании участвовали: губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ  архиепископ Верейский Евгений ; наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност ; председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий; глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А. Пахомов, другие члены Попечительского совета. Предстоятель Русской Православной Церкви огласил повестку дня и обратился к собравшимся с приветственным словом . Святейший Патриарх Кирилл вручил благословенные Патриаршие грамоты новым членам Попечительского совета — директору Музея русской иконы М.Ю. Абрамову и председателю совета директоров группы компаний «Мангазея» С.В. Янчукову. Затем к собравшимся обратился А.Д. Беглов. «Современный уровень качества педагогических кадров, условий образовательной деятельности и проживания учащихся, международный авторитет Академии позволяют ставить вопрос о государственном признании Московской духовной академии, ее аккредитации и частичном бюджетном финансировании. Работа по государственной аккредитации Московской духовной академии, по поручению Вашего Святейшества, в настоящее время активно проводится», — отметил председатель Попечительского совета. Отчет о деятельности Попечительского совета за 2012-2015 гг. и основные направления перспективного развития Лавры и Академии на 2016-2018 гг. представили наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. На заседании были рассмотрены проекты авторских программ перспективного развития Лавры и Академии до 2018 года. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

В своих заботах о душах братии Лавры Наместник при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаше очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Таин. Наместник возглавляет все лаврские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам. Наместник проверяет исполнение послушаний, возлагаемых на каждого из членов братства Лавры, и в случае необходимости делает замечания, выговоры или иного рода взыскания. В случае отлучки, болезни или смерти Наместника во временное отправление его обязанностей вступает Казначей Лавры, получающий в таких случаях наименование Заместителя Наместника, Лавры. Примечание: в исключительных случаях Заместителем Наместника может быть и иное лицо из состава Духовного Собора Лавры. 14 . Казначей . На обязанности Казначея Лавры лежит внимательное наблюдение за поступлением и расходованием лаврской казны и ведение приходо-расходных книг с соблюдением правил отчетности, каковая ежегодно представляется Наместником Патриарху. Казначей также следит за состоянием и движением всех иных видов материальных ценностей, а также за хозяйственным и административным письменным делопроизводством Лавры. В казнохранилище Казначею следует хранить и оберегать от всякой порчи лаврские планы и прочие важнейшие документы. Казначей следит за составлением, хранением и проверкою описей лаврского имущества и ценностей, поступающих в Лавру. Казначей выдает авансовые деньги Эконому или другим лицам, посылаемым для покупок, и с них требует отчета и остающиеся деньги, после чего расходные документы утверждаются Наместником. Казначею подчиняются: письмоводитель, свечник, лавочник, библиотекарь, а также иные канцелярские должности, если они имеются (кассир, бухгалтер и т.п.). 15 . Духовник . На должность Духовника Лавры поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Наместник Троице-Сергиевой лавры: Мы не хозяева святынь, но на нас лежит ответственность за их сохранение 09.04.2010 18:28 Сергиев Посад, 9 апреля. Наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност считает, что в вопросе возвращения икон из музеев в храмы приоритетной должна быть сохранность святыни. " Мы не хозяева святынь, но на нас лежит ответственность за их сохранение " , - сказал архиепископ Феогност в пятницу в беседе с журналистами в Московской духовной академии, сообщает " Интерфакс-Религия " . Он полагает, что все вопросы, связанные с реставрацией церковных памятников, должны решаться " коллегиально, совместно " с представителями музейного сообщества. Однако в Троице-Сергиевой лавре, как подчеркнул архиепископ, " последнее слово в этом вопросе остается за представителями Росохранкультуры " . Архиепископ выразил большую благодарность сотрудникам музея, много лет работающим в стенах лавры, за их бережные усилия по сохранению церковных ценностей и отметил высокий уровень их " самоотвержения " . " Без опыта сотрудников ризницы мы бы все это не сохранили " , - подчеркнул наместник. Он считает также, что в вопросе передач икон из музеев в храмы " важнее сохранить святыню, конечно, а не обеспечивать ее доступность любой ценой " . Владыка Феогност отметил высокий уровень доверия в диалоге насельников лавры и музейных работников. " Когда мы узнали друг друга, мы просто полюбили друг друга " , - сказал наместник. Присутствовавшие на встрече с представителями СМИ музейные работники также заявили, что " по всем видам музейной деятельности в Троице-Сергиевой лавре найдено взаимопонимание " , и выразили надежду, что оно сохранится и впредь. Они сообщили, что сегодня лавра и музей проводят много совместных мероприятий, научных конференций и выставок, издают научные сборники. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

58. Леонид, архим. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747г. (ныне находящихся в библиотеке Московской духовной академии). 2 тт. М.: Университетская тип. (М.: Катков), 1884–1887. 167 с.; 375, 27, VII с. Ранее изд.: ЧОИДР. 1883. Т. 124, 1. С. 1–80; 1883. Т. 125, 2. С. 81–107; 1883. Т. 127, 4. С. 1–112; 1884. Т. 130, 3. С. 113–264; 1884. Т. 131, 4. С. 265–296; 1885. Т. 132, 1. С. 291–375. Описанные славянские рукописи (164) ныне хранятся в фонде 173 НИОР РГБ. 59. Леонид, архим. Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М.: Изд. Имп. Общества истории и древностей российских, 1881. 49 с. Ранее изд.: ЧОИДР. 1880. Т. 115, 4. С. 1–49. Описанные 22 славянские рукописи из ризницы Троице-Сергиевой Лавры ныне хранятся в фонде 304 III НИОР РГБ. 60. Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 3 тт. М., 1878–1879. XIX, 352 с.; 240 с.; 267, 44 с. Ранее изд.: ЧОИДР. 1878. Т. 105, 2. С. 1–352; 1878. Т. 107, 4. С. 1–240; 1879. Т. 109, 2. С. 1–267,1–44. Описанные 823 рукописи хранятся в фонде 304 НИОР РГБ. Указатель ко всем трем томам опубликован в последнем томе. 61. Травников С.Н., Тиганова Л.В. Дополнительное описание к печ. оп. иером. Илария и Арсения (Ф. 304/1 (доп.)). М.: Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, 1975. 241 с. (Машинопись из НИОР РГБ). 62. Тиганова Л.В., Неволин Ю.А., Маматова Е.П. (обработка рукописей). Собрание (дополнительное) рукописных книг Троице-Сергиевой Лавры. Описание. Ф. II. XVII в. – 1906–1907 гг. М.: Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, 1975. 185 с. (Машинопись из НИОР РГБ). (учебные курсы по богословию), 331 (конспекты лекций по психологии и философии), 366–369 (рукописи, выделенные из собрания МДА в 1966г.). 63. Муретов С.Д. Описание рукописей библиотеки Вифанской духовной семинарии. М., 1897. XII, 239 с. Ранее изд.: ЧОИДР. 1897. Т. 182, 3. Ч. 2. С. 1–84; 1897. Т. 183, 4. С. 85–239.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Смирнов: Теперь возникает вопрос об эвакуации архива. Щекотов: Архив будет эвакуирован в трапезную. Смирнов: Есть ли ценности в трапезной? Щекотов: Да сама трапезная относится к временам Федора Алексеевича и представляет историческую ценность. Председатель резюмирует работ совещания, предлагает составление соответствующей резолюции по всем вопросам, затронутым в дебатах, передать в особую редакционную комиссию. Предложение принимается. Председатель объявляет заседание в 8 час. вечера закрытым. Председатель комиссии, представитель Народного комиссариата юстиции Мих Галкин. Члены комиссии: Представитель ВЧК Розенталь. Представитель губисполкома А. Шведов. Представитель райкома партии Смирнов. Представитель Всер кол Л. Кондрашов, М. Сергеев, Щекотов» 41 . «Резолюция 1 Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой лавры как монастыря. января 1920 г.] Принимая во внимание: 1) историческое значение Троицкой лавры как религиозного и политического центра; 2) попытки представителей современной церковной иерархии использовать в своих классовых целях Лавру как своего [рода] русский Ватикан, а также попытки объединившейся подле этого монастыря буржуазии сделать Лавру орудием классовой борьбы, что доказывается, между прочим, данными производимого расследования, а также имевшими место в Сергиевском Посаде 19-го и 26-го ноября 1919 года выступлениями; 3) значение развертываемого в стенах Лавры музея древней русской живописи и искусства как школы пролетарских масс; 4) чрезмерную живучесть среди умственно отсталых масс религиозных предрассудков, суеверий и традиций; 5) полную, ввиду сего, возможность для церковников использовать в глазах несознательных масс показательный музей при неудовлетворительной постановке последнего и при сохранении в стенах Лавры религиозного культа, в целях возвращения косвенным путем Троицкой лавре прежнего значения как религиозного культа центра; комиссия, обследовав на месте конкретные условия, как то: линию поведения местных монахов, создание вокруг Лавры на религиозной почве политических объединений, общее настроение масс, почти полное отсутствие так называемого паломничества в Лавру как из Москвы, так равно и из других городов Республики, категорически признает полную недопустимость совместного существования в стенах Лавры пролетарского музея и религиозного культа и ввиду этого считает необходимым осуществление следующих практических мероприятий:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

9 августа 1920 г. отец Павел приступил по просьбе Н. М. Щекотова к диктовке составленной им «описи серебра», а также, вероятно, предварительной описи утвари ризницы 77 . 11 августа 1920 г. коллегия Отдела музеев на 54 заседании слушала сообщение Н. М. Щекотова о работе Комиссии по охране Лавры. Было постановлено: «Сергиевский историко-художественный музей и всю Троице-Сергиеву лавру считать состоящими в непосредственном ведении центра как исключительный памятник, имеющий общегосударственное значение. Образовать в Сергиевом Посаде подотдел искусств. В состав подотдела входят: Соколов, Хрустачев и Мей. Председатель подотдела – Соколов. Уполномоченным Наркомпроса по организации музея назначить Н. М. Щекотова. Пригласить в качестве экспертов Олсуфьева (по древнерусской живописи и миниатюре) и Флоренского (по художественному металлу)» 78 . В соответствии с этим решением и на заседании Комиссии по охране Лавры 18 августа 1920 г. было решено пригласить П. А. Флоренского для работ в комиссии, и 14 сентября 1920 г. Комиссия по охране Лавры просила Отдел по делам музеев назначить его «в качестве эксперта по работам – серебру и художественному металлу» 79 . По даже эпизодическое появление отца Павла и других прежних сотрудников в Комиссии по охране Лавры в качестве экспертов вызывало столь резкую реакцию Сергиевского исполкома, что требовалось особое пояснение из Отдела по делам музеев. «Председателю Сергиевского исполкома т. Шикунову. 16.XI.20 г. Во избежание всяких недоразумений считаю долгом сообщить, что гражд Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский и С. П. Мансуров не состоят в Комиссии по охране Лавры ни в каких должностях. В некоторых случаях комиссия привлекала т. Олсуфьева или Флоренского в качестве экспертов, когда является нужда в датировке того или другого памятника, его классификации и определении. Ни в каких заседаниях комиссии вышеуказанные граждане участия не принимают и никакого влияния на дела комиссии иметь не могут. Пользуясь случаем, просим Вас сделать соответствующее распоряжение, чтобы в случае аннулирования культа в том или другом монастыре, в ведении Сергиевского исполкома находящегося, Комиссия по охране Серг Тр лавры была об этом извещена. Только в таком случае государство может быть обеспечено от уничтожения и расхищения историко-художественных ценностей, на что указывалось не раз и соответствующими декретами рабоче-крестьянского правительства. Уполномоченный Отдела музеев» 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

При рассмотрении названной брошюры ясно выявляется основная тенденция местной комиссии по охране Лавры. Эта тенденция та же, которую усиленно проводят патриаршие круги, пытающиеся создать из Лавры нечто подобное русскому «Ватикану», эту тенденцию, в свою очередь, усиленно проводили и реакционные группы, объединившиеся под флагом «церковных общин Сергиева Посада». Душою «издательского плана» по выпуску названной брошюры являлись: бывш председатель комиссии И. Е. Бондаренко и его «ученый секретарь» Флоренский. Выяснено, что гр Флоренским была доставлена для издания и великолепная бумага, которой могло бы позавидовать любое из действительно необходимых советских изданий. Про Флоренского известно, что в бытность свою профессором Московской Духовной Академии он редактировал академический журнал «Богословский вестник»; неоднократно помещал в нем погромные статьи, и в частности статьи, направленные против политических эмигрантов, небезызвестного нововременца В. В. Розанова , с которым находился в отношениях интимной дружбы. Деятельность Флоренского в данном направлении достаточно освещена в «Записках Петроградского религиозно-философского общества» (вып. IV. Доклад совета и прения по вопросу об отношении общества к деятельности В. В. Розанова . Петр., 1914–1916). И. Е. Бондаренко как председатель Комиссии по охране Лавры известен тем, что, состоя на ответственном посту в советском учреждении, пытался завязать связь с патриархом, которому неоднократно доносил о работах комиссии, испрашивая на свои «труды» в качестве председателя комиссии «молитвы и благословения Святейшего». В архиве так называемого «Духовного собора» Лавры был найден доклад Бондаренко, адресованный «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Тихону Московскому и всея России», от 9 марта 1919 года. В своем докладе гр И. Е. Бондаренко, между прочим, почтительно сообщает Патриарху, что только часть Митрополичьих покоев решено приспособить под музей Лавры, а часть он думает оставить в распоряжении Патриарха на время его приездов в Сергиев; попутно тут же сообщается, что комиссией (на государственный, конечно, счет) решено открыть, кроме художественной, и иконописную школу, которая будет снабжать православные храмы иконами художественного «высокостильного» письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Заявление Копия В силу полученных нами точных инструкций, нам поручено: выяснить все вопросы чисто адм -хоз характера, устраняя все вопросы общего порядка, как-то: о ликвидации религиозного культа в Лавре и т. п., ибо эти вопросы лежат вне компетенции отдела и должны решиться просто в общем порядке советского стр ва, – и посему мы ни в какие дальнейшие обсуждения вопроса о ликвидации Лавры входить не можем. Подписали: зам предс Комиссии по охране Лавры М. Сергеев, Кондрашев. Член коллегии Отдела по делам музеев Щекотов». «Заявление Копия Считая, что выработка инструкции о комиссаре Лавры является правом заведующего Отделом по делам музеев, в ведении которого находится вся Лавра, мы не можем входить в обсуждение данного вопроса, не отказываясь выслушать те пожелания, которые могут быть высказаны на настоящем совещании. Подписали представители Отдела по делам музеев М. Сергеев, Кондрашев. Член коллегии Отдела по д музеев Н. Щекотов». 40 «Протокол 4 заседания Комиссии по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троице-Сергиевой лавры как монастыря 28 января 1920 г. Копия Заседание открывается в 6 часов вечера. Председательствует т. Галкин, секретарем – т. Смирнов. Присутствуют: тт. Розенталь, Шведов, Прищепа, Кондрашев, Сергеев, Щекотов, Кочаровская. Председатель оглашает телеграмму, посланную им заведующему VIII отделом Наркомюста т. Красикову, и содержание полученного от него ответа, из которого видно, что никаких соглашений между ним, П. П. Красиковым, и Н. И. Троцкой относительно назначения комиссаром Лавры того или иного лица не было. Розенталь: Кто передал представителям Всероссийской коллегии по делам музеев, что существует какое-то соглашение между тт. Троцкой и Красиковым о комиссаре Лавры? Члены коллегии: Сообщение об этом получено по телефону. Мы примем меры к выяснению этого недоразумения. Председатель оглашает резолюцию фракционного совещания комиссии по вопросу о религиозном культе. Резолюция принимается единогласно. Представители коллегии в голосовании не участвуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010