Имеется в Португалии и Испании своя специфика: не все люди могут регулярно посещать огласительные занятия. Некоторые живут за сотни километров от тех мест, где собираются церковные общины. Другие живут на далёких островах, расположенных за тысячи километров от континента. Для оглашения таковых приходится частично переходить на заочную форму катехизации, через переписку по email. Но и в этом случае важны очные беседы, хотя бы несколько личных встреч. Наши священники стараются навещать оторванных от церковных центров катехуменов и проводить беседы с ними там, где они живут. Алексей Наумов: На оглашении нужно читать параллельно и Новый, и Ветхий заветы. Но принципиально важна последовательность чтения, которая определяется тем, что вера, молитва и жизнь у всякого верующего должны быть взаимосвязаны. Поэтому по мере вхождения в опыт личной и церковной молитвы, по мере изменения жизни человек может адекватно воспринимать те библейские книги, которые трудно понять, не имея соответствующего опыта. Последовательность чтения может быть следующая. Сначала катехумен читает книги Премудрости и синоптические (первые три) Евангелия, затем книги Закона, потом пророков и далее (после крещения) Евангелие от Иоанна, книгу Деяний, апостольские послания. Какова норма участия оглашаемых в богослужении? Что Вы требуете от готовящихся к крещению: как часто (два раза в неделю, раз в неделю, реже)? В каком объеме (полностью всю службу, обязательно на чтении Писания и проповеди, сколько сможет и что сможет)? О. Евгений Горячев: В ситуации с краткосрочной катехизацией (а в моем приходе она, к сожалению, пока что именно такая) о богослужении, точнее, о его сути, можно только рассказывать. Я делаю это в разделе бесед, посвященных молитве. Но если оглашение длительное, то я думаю, что задолго до самого крещения будущие члены Церкви, конечно же, должны хоть как-то ознакомиться и с убранством храма, и с общественной молитвой. О. Тигрий Хачатрян: В условиях жизни большинства епархий как минимум нужно требовать примирения с Богом. Т.е. если это крестные – чтобы осознанно исповедовались и причастились. Если не крещенные, то это должна быть целостная подготовка к Новой жизни во Христе, и она должна идти по всем параметрам: богослужение, Евангелие, молитва дома и в храме. И вряд ли можно навязать даже всем членам одной и той же группы одни и те же правила. Главное – результат!

http://azbyka.ru/katehizacija/s-chego-nu...

Другая сторона молитвы – это готовность слушать, что тебе скажет Тот, к Кому ты обращаешь молитву. Вот почему важны не только слова молитвы, но и периоды внутреннего молчания. Именно молчание позволяет настроить внутренний слух на слышание слов Господних, выражает готовность слушать Бога и слушаться Его. «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» ( 1 Цар.3:10 ) – как часто мы молимся такой молитвой? Не чаще ли у нас бывает наоборот: «Послушай, Господи, что сейчас скажет Тебе раб Твой»? Псалмы диалогичны, в них звучит не только молитва человека Богу, но присутствует и божественный ответ. Алексей Наумов: Молитва должна быть живой. Поэтому необходимо, особенно в начале оглашения, учиться молиться своими словами. Не должно быть формы без духа и смысла. Важно, чтобы «вычитывания» не стали такой пустой формой. Бывает, что человек, приходя в церковь, надевает «униформу» (например, особые платок и юбку), меняет режим питания, а больше ничего в жизни не изменяет. Что нужно изменить оглашаемому в первую очередь? Что Вы сами требуете от готовящихся к крещению? О. Евгений Горячев: При краткой катехизации поговорить на эти темы стоит после покаянной беседы, которая должна непосредственно предшествовать крещению. А дальше просто наблюдать за воцерковлением, удерживая неофита от возможных в церковной среде «аскетических» крайностей. Если же оглашение длительное, то можно что-то подсказывать и по ходу самой подготовки к Таинству, исходя из того, что этих людей катехизатор уже немного знает. Ну, и наконец: каков учитель, таковы и ученики. Даже если человек, «рождающий» новых членов для Церкви и не говорит: «подражайте мне, как я Христу», то все равно люди, проводящие с ним так много времени, осознанно или неосознанно подражают именно ему. Так что не только к будущим клирикам, но и к катехизаторам из мирян вполне относятся слова Апостола: «образ будь верным: словом, житием, любовью…» О. Тигрий Хачатрян: «Униформа» изменится, когда человек «облечется» во Христа, а на первых порах самое главное – помочь человеку понять, почему его жизнь без Христа – пусть даже правильная/праведная – Богу не угодна.

http://azbyka.ru/katehizacija/s-chego-nu...

О. Тигрий Хачатрян: Может быть, для начала достаточно «Отче наш» и индивидуального обращения к Богу своими словами, а дальше можно нагружать, но по мере потребности души оглашаемого, а то если перегрузить, то можно и вполне приличного церковного фарисея подготовить. О. Арсений (Соколов): Никакое «вычитывание» молитве не научит. Митрополит Антоний Сурожский в своем учении о молитве настаивает, что каждое слово молитвы, независимо от того, книжная ли она или импровизированная, должно полностью захватывать ум и сердце молящегося, только тогда эти слова будут действительно молитвой, обращением человека к Богу. В книжной молитве это особенно трудно, ведь надо сделать слова другого человека, жившего много веков, а то и тысячелетий тому назад, твоими собственными, произносить их как выражение не его, а твоих собственных чувств и желаний, всего твоего существа. Лучший учебник молитвы – это, конечно, Псалтирь, главный «молитвенник» Церкви. Нет такого настроения и состояния, которым нельзя было бы отыскать соответствия в псалмах. Молясь псалмами, мы молимся вместе с Церковью, и что еще важнее – со Христом. Псалтирь – молитвенник Христа, это видно из Евангелия. Кроме того, многовековой христианский опыт молитвы псалмами учит нас, что «Христос – истинный молящийся псалмов» (блаж. Августин). Поэтому, как однажды сказал мой друг, итальянский монах Лучано Маникарди, «насколько мы можем сделать слова псалмов своими молитвами, настолько мы возрастаем во Христе». Не все могут читать псалмы в древнееврейском оригинале, но, к счастью, существует более десятка переводов Псалтири на современный русский язык, и любой человек может выбрать для себя такой перевод, который ему более понятен и приятен. И хотя катехумену, да и новоначальному верному трудно начать пользоваться псалмами как своей молитвой, нужно с усердием вникать, пытаться входить в этот мир, употреблять усилие. Постепенно тот, кто молится псалмами, начинает понимать: псалмы – не только сборник древних молитв, но и школа молитвы. Да и школа жизни, в общем-то. В них – зеркало человеческого существования, вся жизнь человека пред Богом. Важно читать с оглашаемыми избранные псалмы, предлагать им самим дома начать молиться псалмами. И не забывать о правиле прп. Евагрия Понтийского : «Совершенство молитвы – не в количестве, а в качестве».

http://azbyka.ru/katehizacija/s-chego-nu...

Студенты Курской Духовной Семинарии налаживают диалог со студентами курских вузов Курск, 13 октября 2004 г. 6 октября в Курском государственном медицинском университете состоялась творческая встреча курских семинаристов и студентов факультета клинической психологии по проблеме взаимодействия священнослужителей Русской Православной Церкви и клинических психологов при оказании духовной, психологической помощи нуждающимся, сообщает миссионерский отдел Курской епархии. Открывая дискуссию, руководитель миссионерского отдела Курской епархии, настоятель прихода св. апостола Луки при КГМУ священник Тигрий Хачатрян кратко поделился с присутствующими накопленным опытом взаимодействия священников, психологов, психиатров в рамках работы информационно-консультативного центра помощи душевнобольным и жертвам сект на базе курского Свято-Троицкого женского монастыря. Встреча прошла в обстановке напряженного творческого диалога и продемонстрировала продуктивность самой идеи проведения подобных дискуссий, актуальных и полезных как для будущих пастырей, так и психологов. Мировоззренческие проблемы при построении целостной антропологической картины, нестыковки категориального аппарата светской и святоотеческой психологии, инновации неклассической психологии в разработке новых методов исследования и помощи человеку – таков неполный список вопросов, ставших предметов обсуждения. Темой следующей встречи станут вопросы нормы и патологии в светской и святоотеческой психологии в свете соответствующих антропологических представлений. 12 октября в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса состоялся круглый стол по теме: «Социальное партнерство Православной Церкви государства», в работе которого приняли участие студенты и преподаватели МЭБИК, а также Курской православной духовной семинарии. После кратких сообщений, сделанных студентами с обеих  сторон, завязалась острая дискуссия по проблеме участия Церкви в образовательных, социальных и иных программах, оговоренных в социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/11444.html

Но едва вышел он из храма, внезапно сильное пламя вспыхнуло от самой кафедры, с которой всегда проповедовал, и быстро поднявшись к куполу, охватило всю церковь и сожгло со всеми ее притворами, кроме малой ризницы, где хранились все драгоценности, как бы для того, чтобы не обвинили изгнанника в их расхищении. Сильным ветром перекинуло пламя через всю площадь на чертоги Сената, которые загорелись, однако, не со стороны церкви, но от палат царских, и они также сделались добычею огня; но в ужасном пожаре никто не погиб, и православные явно приписывали пламя небесному мщению за неправосудие к их пастырю. Но враги его, еретики и язычники, обвинили православных в намеренном поджоге, хотя не могли отыскать виновных, несмотря на жестокие пытки. Первым пострадал юный клирик Евтропий, девственный и нежный телом: его били без пощады палицами и ремнями, ему раздирали бока железными когтями и потом прижигали раны, так что обнажились самые кости, но он испустил дыхание в пытках, ни в чем не сознаваясь; втайне погребли его жестокие судьи, небесным видением поющих ликов огласилась святость юноши. И пресвитер Тигрий был мучим до такой степени, что кости его выскочили из суставов, потом же сослан в изгнание с двумя епископами, провожавшими Иоанна через Босфор, и другими клириками. Дошла очередь до благочестивых диаконисе: Олимпиаду, которая отказалась от несметных богатств и отпустила тысячи рабов, чтобы служить нищим и питать милостынями своими страждущих по всей империи, которая была в приязни со всеми святыми епископами своего времени и наипаче с семейством Великого Василия и Иоанном, которая наконец облагодетельствовала даже врагов его – внезапно обвинили в поджигательстве и потребовали на суд префекта. «Не так жила я, – отвечала Олимпиада, – чтобы могли подозревать меня, потому что я употребила великие сокровища не на сожжение, а на обновление храмов». «Знаю жизнь твою», – сказал пристыженный префект. «Итак, сойди с судилища, – возразила святая, – чтобы стать в числе моих обвинителей и пусть другой нас судит!» Префект принужден был отпустить ее, присудив, однако же, к большой пени за то, что не хотела сообщаться с новым епископом Арзасом, который, несмотря на восьмидесятилетний возраст и обещание, некогда данное им брату Нектарию, никогда не восходить на престол Цареградский, был избран; но православные, оглашаемые именем иоаннитов, чуждались его общения, и Олимпиада с иными диакониссами столь же знатного рода, удалилась из столицы. Неправедные судьи принуждены были оставить свои преследования и освободить узников из темниц после долгих и тщетных усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Сретенской духовной академии прошла конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» 4 мая 2023 г. 11:19 27 апреля 2023 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла конференция с международным участием «Пятидесятничество и неопятидесятничество», организованная кафедрой богословия СДА при участии ее Научного центра патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова. Пленарное заседание началось с приветственного слова и.о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева) , в котором он отметил актуальность тематики конференции и важность свидетельства о православной вере лицам, пребывающим в этих заблуждениях. О проблематике изучения, полемики, классификации и динамике развития пятидесятничества и неопятидесятничества с докладами выступил доцент СДА Р.М. Конь. Тема пятидесятничества и неопятидесятничества как негативного фактора обороноспособности и духовной безопасности России была предметом доклада протоиерея Андрея Хвыли-Олинтера, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , руководителя секции «Духовная безопасность» Совета ветеранов Академии управления МВД РФ, полковника внутренней службы в отставке. Протоиерей Тигрий Хачатрян, проректор по научной работе Курской духовной семинарии, посвятил свой доклад теме адогматизма как характерной черты неопятидесятничества; вопросы триадологии и христологии были затронуты в докладе преподавателя Псковской духовной семинарии и Псковского университета иеромонаха Стефана (Селезнева) и Виктора Мицала (Польша). Иеромонах Стефан также представил гипотезу физиологической основы пятидесятнической глоссолалии. Эсхатологические взгляды пятидесятников были рассмотрены в докладе преподавателя Костромской духовной семинарии кандидата богословия священника Евгения Веселова. Иерей Павел Сержантов, доцент СДА, представил доклад «Алтайская формула неопятидесятничества и церковная миссия». Проблематика воцерковления бывших неопятидесятников была отражена в докладе протоиерея Димитрия Полохова, проректора по научно-богословской работе Саратовской духовной семинарии. Доцент Омского государственного педагогического университета и Омской духовной семинарии В.Б. Яшин подверг критическому анализу практику энкаунтера в неопятидесятничестве; иеромонах Паисий (Одышев), преподаватель Томской духовной семинарии, рассмотрел практику совершения исповеди у пятидесятников РОСХВЕ. Д.И Файдыш (Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США) представила доклад «Эмоционализм: эпидемия " человека психологического " ».

http://patriarchia.ru/db/text/6024450.ht...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К вопросу о диалоге между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями Предлагаем вниманию читателей статью иерея Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью. Иерей Тигрий Хачатрян – преподаватель Курской духовной семинарии, главный редактор нового богословского журнала « Микрокосмос », с текстами которого читатели портала уже имели возможность познакомиться. Статья В данной работе читателю предлагается перевод на русский язык заключительной части богословской монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви». Как известно, новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. На Всеправославном совещании на острове Родос в 1961 году было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей. Затем последовали официальные и неофициальные консультации между представителями Православных и Древних Восточных Церквей, результатом которых стало «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквями в Шамбези (Швейцария) 23-28 сентября 1990 года. Несмотря на то, что этот важный документ, появившийся в результате трех десятилетий переговоров, констатировал отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор РПЦ 1997 года после обстоятельного изучения этого документа в Синодальной Богословской комиссии (1994 - 1997 гг.), приветствуя «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией», решил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквями, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках».

http://bogoslov.ru/article/510783

Анастасия, патр. Антиохийского, «Евагрий кн. IV, гл. 39 и 40; V, 6 и VI, 23», но житие Евагрием не исчерпывается и поэтому источником лучше считать Акты (апрель, II, 351 и 853), где в историческом исследовании, кроме выдержек из Евагрия, есть еще отрывок из жития Евтихия патр. Константинопольского и письмо Григория великого . В Мае: 18-го – св. Феодота Анкирского и семи дев, «списанное от сверстника и согражданина мучеников и очевистного свидетеля Нила, из него же зде сокращение. От великия Минеи Четьи сокращение», – в ВЧМ (май, л. 569 и др.), славянский перевод греческой редакции, которая есть и в Актах (май, IV, 149), но там есть и латинская редакция, не везде согласная с греческой, этою латинскою редакцией и пользуется Святитель; 22-го – св.м. Василиска, анепсия св.м. Феодора тирона, «списанное св.м. Евсегнием», в Прологе: «той же марта 3, Акты март, I, 237», здесь акты, написанные Евсегнием, которыми Святитель и воспользовался; 29-го – св. Феодосии девицы Тирския, «Евсевий кн. VIII, гл. 17-я», в Прологе: «Акты, апрель I, 61», здесь, кроме выдержки из Евсевия, есть еще римские акты, которыми также пользовался Святитель, указав их в житии как «римское повествование». В Июне: 1-го – св.м. Иустина философа , «от его же книг собранное и от Евсевия кн. IV, и от Никифора кн. III, гл. 32»; во втором месяцеслове рукописи 420 Московской Типографской библ.: «Сурий II, 703, Акты апрель II, 108, Skarga 332, у Чет’и нет, только Пролог», в Актах жизнь, составленная на основании сочинений Иустина, по ней Святитель и составил житие, взяв незначительные добавления из Никифора; 8-го – перенесение мощей св.м. Феодора стратилата, в тексте, как авторы сказания, указаны: Анастасий Синаит и Иоанн Дамаскин ; в месяцеслове: «зде положити чудо его... Акты февр. II, 26», там commentarium, в котором (§ IV, гл. 29–31) словами Анастасия Синаита описывается чудо и упоминается Дамаскин; 16-го – св.м. Тигрия, «от Никифора XIII, 21, от Созомена VIII, 24, от Палладиева Диалога и от Георгия Александрийского», в списке «ех sanctorum Actis» отмечены: Тигрий пресвитер и Евтропий чтец, житие которых в первом январском томе, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В тот же день на площадке Международной академии бизнеса и управления (г. Москва, 5-й проезд Марьиной Рощи, 15а) под председательством руководителя Центра поддержки миссионерских станов   митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна  состоялся круглый стол «Православная миссия среди коренных, в т.ч. малочисленных народов». На мероприятие были приглашены представители 24 епархий Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и других регионов. Участники круглого стола рассказали о наиболее актуальных вопросах миссии и пастырского окормления коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 23-24 мая в Высоко-Петровском монастыре прошла VII православная татарская конференция «Миссия среди тюркоязычных народов» под председательством архиепископа Горноалтайского и Чемальского Каллистрата . Участники мероприятия рассказали об особенностях христианского свидетельства среди тюркских и преимущественно мусульманских народов, о соответствующем успешном опыте в разных регионах, богословских и апологетических аспектах миссии среди указанных народов. Гости конференции также имели возможность попробовать блюда традиционной татарской кухни. 24 мая в актовом зале Синодального миссионерского отдела состоялась конференция «Зарубежная миссия Русской Православной Церкви». Приветствие участникам направил Патриарший экзарх Африки  митрополит Клинский Леонид . На мероприятии, которое курирует глава миссионерского общества «Южный Крест» Елена Малер, выступили миссионеры иерей Александр Пермяков, иерей Георгий Максимов, представители дальнего зарубежья, в том числе Филиппинско-Вьетнамской , Таиландской , Аргентинской епархий и др. 25 мая под председательством иерея Романа Богдасарова прошел круглый стол «Актуальная проблематика апологетической миссии на каноническом пространстве Русской Православной Церкви». На мероприятии выступили миссионеры-апологеты протоиерей Олег Стеняев, иерей Георгий Максимов, протоиерей Роман Марков, А.И. Солодков. В тот же день состоялся круглый стол «Вероучительные аспекты миссии» под председательством протоиерея Игоря Фомина. В ходе мероприятия выступили протоиерей Тигрий Хачатрян, иерей Георгий Максимов, православный философ А.М. Малер, заместитель руководителя Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А.А. Коршиков и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5929903.ht...

Тигрий 5 февраля 2014, 13:33 Дорогой отец Владимир! Вы не указали имен журналистов, травивших отца Амвросия. А очень жаль... " Героев " надо знать. Ольга 5 февраля 2014, 13:28 Маховик раскручивается... Цитата из интервью отца Андрея: " Самое страшное, что произошло за последние годы, – это то, что Церковь обратилась к политтехнологическим манипуляциям. Началось с нагнетания избыточно массового ажиотажа вокруг Пояса Пресвятой Богородицы с откровенными официальными толкованиями:«Теперь вы видите, какая мы силища!»… " Только ненавистник Церкви мог так оценить. Он смотрит с совершенно других позиций, не духовных, не церковных, а как ВНЕШНИЙ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ. Дух нынешних выступлений отца Андрея не несет в себе даже малой искры любви к Церкви. А дух творит себе формы... Во что это выльется? Но Бог поругаем не бывает. И покаяние никому не закрыто. Инна 21 5 февраля 2014, 13:09 " Сергей: " В случае, если он этого не сделает, его выступления будут восприниматься православными людьми как блеф и голословные наветы. " Вот не надо за всех говорить. Мною не будут. " А мною - будут. Горько читать о том, как о.Андрей клевещет на своих собратьев. Сказать - ничто. Надо доказывать, с именами и свидетелями. Он использует против Церкви силу общественного мнения. Не против грехов! А именно против Церкви, даже если сам он этого не понимает (?). Vladimir 5 февраля 2014, 13:05 Неуклюже. Обидно за церковь. Получается нарастание напряженности- по принципу за Статья убедила, что о .Андрей не проверил факты по одному случаю. От него требуют извинений. Я думаю, он должен извиниться . Но о. Кураев уже два месяца говорит, что все доказательства у него .Он готов их предоставить. И почему на него никто не подает ни в церковный ,ни в гражданский суд за клевету.Ощущение нерешительности и недосказанности со стороны церкви. Обидно. Саня 5 февраля 2014, 12:59 Почему гомоигуимен Илюхин до сих пор в священном сане? Почему этот человек до сих пор имеет возможность служить у престола? За Россию!!! 5 февраля 2014, 12:47

http://pravoslavie.ru/68174.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010