XXXV. A теперь вновь буду спрашивать я, а ты мне отвечай. Не ходи вокруг да около, а скажи прямо: всесилен ли Сын Божий? да или нет? [Положим,] ты скажешь: «не знаю, ибо не постигаю силы Божией». Но, если не постигаешь [Его] силы, как же [тогда] разделяешь Его соединение, не зная, какой силой Он соединяется? Если же, наоборот, скажешь, что Он не всесилен, то постыжает тебя Божественное Писание, сказавшее: «знаю, что Ты все можешь, и нет для Тебя невозможного» (Иов 42:2). А если исповедуешь истину и скажешь: «да, поистине Бог всемогущ», то о происшедшем и [засвидетельствованном] в Писании домостроительстве [Божием] более уже не ищи [этого] «как», ибо [этим] ты показываешь неверие в то, что Он всемогущ; а если Он всемогущ, то более не ищи этого «как». Если же [тебе] нужно знать это «как», то Он для тебя более уже не всемогущ.     XXXVI. Uбo скажи мне [хотя бы] меньшее (так как оно меньшее, как мы сказали выше): как из ничего Он создал небо и землю, море и все, что в них? Если же не имеешь, что сказать об этом, то не суемудрствуй о более удивительном: как Он вочеловечился, или как через плоть бесстрастно пострадал, и не покушайся исследовать [это] естественным порядком, а веруй, что Он, будучи всемогущим, как захотел, так и сотворил. Или ты не слышал в Писании, что все, что восхотел Господь, Он сотворил (Пс 134:6)?     XXXVII. Haм нужно только веровать тому, что говорит о Нем Божественное Писание, а не исследовать, «как» [Он сотворил то или иное]. Писание же говорит, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что ради нас Он воплотился, ради нас пострадал, ради нас распят, ради нас умер, ради нас погребен, и воскрес, и вознесся, и село одесную Отца, и грядет судить живых и мертвых, и пребывает во веки. Будем же веровать, что Слово бесстрастно претерпело и сотворило все то, о чем сказано в Божественном Писании. А так как [Писание] не говорит, каким [именно] образом, то [и мы] не будем исследовать. [Но] написано, что благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота Божества телесно (Кол 1:19; 2:9). И если же Он Сам так благоволил, зачем нам разыскивать, как[именно], (22.) или пытаться разделять Его в [Его] делах и приписывать некоторые из них Его Телу, а другие — Обитающему [в Теле]? Как если бы Он, по нашему рассуждению, иногда обитал [в Своем Теле], а иногда не обитал. Еще написано: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5). Видишь, как [Писание] везде исповедует воплощенного и неразделимого Сына Божия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Где это написано? — воскликнула Соня. — Сейчас найду… подожди… — Оксана склонилась над книгой. — Понимаешь, я ведь всегда просто читала Евангелие, с начала и до конца, и специально ничего не учила… Вот, нашла. Соня сама прочитала: да, да, так и было написано! — и записала главу и стих. Голова ее начинала как будто слегка кружиться… А Оксана продолжала, не заглядывая в Книгу: — А как начинается Евангелие от Иоанна? «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца». Читаешь? И дальше — свидетельство Иоанна Крестителя о Христе… А теперь посмотри третий стих: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Им создано все, что только создано, понимаешь? Это — прямо о том, что Христос — Творец, а не создание. Епископ Леонтий Кесарийский сказал, что иначе пришлось бы утверждать, что Он создал и Самого Себя. Это было давным-давно, на первом Вселенском Соборе, обличившем ересь Ария. Тогда же Евстафий Антиохийский обратил внимание всех на слова из Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему». Тот, Кто сказал, и Тот, Кому сказал, — Один Бог, видишь?! И еще много есть об этом в Писании, я тебе дам ссылки потом и принесу почитать книгу о Вселенских Соборах. — А… — Соня вспомнила один из «уроков», — почему же Христос молился Богу… если Он Сам — Бог? Они говорят, не мог же Он молиться Сам Себе? — Христос молился Богу Отцу, это так прямо и написано в Евангелии, посмотри, к примеру, Евангелие от Иоанна, семнадцатую главу… Видишь? Воскрешая Лазаря, Господь произнес слова, которые открывают одну из причин того, почему Он так делал. Смотри: «Иисус… возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Иоанн Златоуст писал, что Спаситель часто говорил «уничиженно» по снисхождению к слушавшим Его, ради немощи их и неразумия, так как они не вмещали слова, соответствующего Его величию, и соблазнялись о Нем. Вообще же евангелисты замечают в Нем много человеческого, и это для того, чтобы показать, что Его воплощение истинно, что Он действительно был облечен нашим естеством. И еще: Он зачастую поступал как человек, чтобы Своим примером научить нас, что нам должно делать в тех или иных обстоятельствах. Надо различать, когда Он поступал как Бог, а когда — как Человек. Как Человек он скорбел о Лазаре и прослезился, идя ко гробу его, а как Бог — воскресил его. Как Человек Он алкал и жаждал, а как Бог — насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Как Человек Он заснул в лодке, а как Бог — утишил бурю. Как Человек он сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» , а как Бог преподал апостолам мир Свой и послал от Отца Духа Святого.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба. Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: образ раба, этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - ο - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную. Сделавшись подобным человекам. Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком. И по виду став как человек. Так как апостол сказал, что уничижил Себя Самого, то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: приняв образ раба, то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: как человек, так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея вид. Некоторые же толковали это место так: " и образом " , как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: славу как единородного от Отца (Ин.1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что как - - означает и колебание, и утверждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1063...

    «Если вникать благомысленно, — замечает святитель Василий Великий, — то Господь многое говорит людям от Своего человечества». «Для всякого явно, — говорит святитель Григорий Богослов, — что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек. Такую мысль подает и то, что наименование Сына поставлено в Евангелии от Марка без присовокупления, — чей Сын, чтобы мы это неведение приписывали человечеству, а не Божеству. Можно читать это место и так: и Сын не по иному чему знает день и час, как по тому, что знает Отец. Поскольку знает Отец, а потому знает и Сын, то явно, что для всех это неизвестно и непостижимо, кроме Первой Причины». Для большего удостоверения в том, что Иисус Христос умолчал о дне кончины мира не по незнанию, Он открывает новые признаки Своего пришествия: НО, КАК БЫЛО ВО ДНИ НОЯ, ТАК, так же внезапно, неожиданно, БУДЕТ И В ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: ИБО, КАК ВО ДНИ ПЕРЕД ПОТОПОМ (как тогда вели обычный образ жизни, как будто ничего особенного не должно было случиться, жили безпечно) ЕЛИ, ПИЛИ, ЖЕНИЛИСЬ И ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ, ДО самого ТОГО ДНЯ, КАК ВОШЕЛ НОЙ В КОВЧЕГ, — как тогда никто не думал о будущем, не воображал никакой опасности, хотя и должны были думать, ибо Ной проповедовал грядущий Божий гнев уже самой постройкой ковчега, но никто на это не обращал внимания: И НЕ ДУМАЛИ, а некоторые даже еще смеялись над приготовлением ковчега, ПОКА НЕ ПРИШЕЛ ПОТОП И НЕ ИСТРЕБИЛ ВСЕХ, — ТАК БУДЕТ И ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, та же безпечность, роскошь, то же безверие, тот же разврат. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный, и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. «Иисус Христос сказал это в доказательство того, что Он придет вдруг, неожиданно, — говорит святитель Златоуст, — когда большая часть людей будет утопать в удовольствиях. То же самое говорит и апостол Павел: «ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). И в объяснение этой нечаянности апостол прибавляет: «подобно как мука родами». Как же Иисус Христос сказал: «после скорби дней тех»? Если тогда будут удовольствия, мир и безопасность, как сказал апостол Павел, то для чего же говорит Господь: «после скорби дней тех»? При радостях, что за скорбь? У тех только будут удовольствия и мир, которые не имеют никакого чувства. Потому-то апостол и не сказал просто: когда будет мир, но — «когда будут говорить: «мир и безопасность " " , изображая тем их безчувственность; так как и во дни Ноя беззаконные люди пресыщались удовольствиями, праведные же проводили жизнь в скорби и печали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так точно и относительно питья, одежды и т. п. И как может кто-либо жить, не заботясь об этом! Как? Так, как жили упомянутые святые. Собственной слабости мы не должны считать невозможностью заповеди. Бог не повелел ничего невозможного, потому что Он знает меру человеческой силы не только как Творец ее, но и как Воспринявший ее на Себя. Но им эта заповедь была легка, как отрешенным от мира и от всякого обычного телесного образа жизни; но нам она кажется невозможною, потому что мы не отрешены от него. Птиц Бог питает, вложив в них инстинкт, где собирать пищу. Мф.6:27 .  Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Никто. Как невозможно достигнуть этого нашим усилием, так точно невозможно и собрать пищи, если Бог не позволит. Хотя бы мы в тысячу раз больше прилагали забот, мы ничего не достигнем без Его промышления. Конечно, ни на ладонь, ни на палец он не может прибавить, но сказано на локоть, потому что локоть был преимущественно мерою роста. Мф.6:28 .  И о одежди что печетеся? Смотрите крин селных, како растут: не труждаются, ни прядут. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как ом растут: ни трудятся, ни прядут. Кринами в этом месте назвал всякие цветы, что видно из слов: «Яко един от сих» ( Мф.6:29 ). Но почему Он говорит о произрастании, между тем как речь зашла об одежде? Потому что выражение «растут» Он употребил ради листьев которые служат одеждою каждому цветку. Обратите внимание, говорит, на полевые цветы, как они растут в листьях, которые сколько растут, столько и украшают. Мф.6:29–30 .  Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас? ...но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас… Почему опять не представил в пример птиц, или других животных? Мог Он назвать много разукрашенных и прекрасных. Потому, что желает здесь показать ничтожность травы, так разукрашенной Богом, и блеск красоты, данной такой ничтожной траве. И смотри, что, усиливая ничтожество цветов, назвал их далее травою, и сказал еще более: «днесь суще, и утре в пещь вметаемо», – что сказано для усиления ничтожества. Равным образом, возвышая силу их красоты, не сказал просто, что Бог из одевает, но: «тако одевает». Слово «тако» указывает здесь на усиление красоты. Поставил Соломона, как любителя красоты и мудрого в понимании ее. «Пещь» – место для печения хлебов. Местоимение «вас» понимай как выражающее почтение. Говорит вопросительно, как бы так: не гораздо ли больше вас, драгоценное Свое стяжание, у которых облагодатствовал тело, душу и ум, для которых сотворил мир, за которых предал и единородного Своего Сына?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Еф.6:6 . не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им. но как рабы Христовы, Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: «если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал.1:10 ). исполняя волю Божию от души, Еф.6:7 . служа с усердием, Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: «от души», то есть от всей силы и готовности; даже «с усердием», то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог . Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля. как Господу, а не как человекам, Ибо Сам Бог принимает благорасположенность по отношению к господам, так как Он же и установил этот добрый порядок, и не служащий им, как следует, противится божественному закону. Еф.6:8 . зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Так как, вероятно, многие из господ – эллины и неверующие – не делали никакого добра по отношению к рабам, которые хорошо им служили, то говорит: если не получишь награды от господина по плоти, то примешь ее от Господа всех. И здесь показал, что говорит с ними, как с совершенными, а не как с детьми. Ибо детям он указал на земное долголетие, а этим указал на будущее. Еф.6:9 . И вы, господа, поступайте с ними так же, «Так же». Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники. То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им. Но как рабы Христовы. Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал.1:10). Исполняя волю Божию от души, служа с усердием. Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: от души, то есть от всей силы и готовности; даже с усердием, то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог. Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля. Как Господу, а не как человекам. Ибо Сам Бог принимает благорасположенность по отношению к господам, так как Он же и установил этот добрый порядок, и не служащий им, как следует, противится божественному закону. Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Так как, вероятно, многие из господ — эллины и неверующие — не делали никакого добра по отношению к рабам, которые хорошо им служили, то говорит: если не получишь награды от господина по плоти, то примешь ее от Господа всех. И здесь показал, что говорит с ними, как с совершенными, а не как с детьми. Ибо детям он указал на земное долголетие, а этим указал на будущее. И вы, господа, поступайте с ними так же. Так же. Как? Служите охотно и не как человекоугодники, но со страхом и трепетом, то есть в отношении к Богу. Ибо хотя словами прямо этого не выразил, но желает сего. Служит ведь и господин рабу, заботясь о нем и доставляя ему все необходимое и вообще поддерживая его и снисходя к нему, и, как Соломон говорит: разделяя с ним труд. Но послушай, что дальше говорится:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1062...

Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, — в каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую. Первую — высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы. Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: Ис. 6:2 — «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: Евр.12:29 — «потому что Бог наш есть огнь поядающий». Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: Дан. 7:9 — «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь». Исх. 24:17 — «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий». Пс. 103:4 — «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий». Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо «серафим» с еврейского языка значить: пламенеющий. После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их — «херувим» — по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как чрез херувимов другим ниспосылается премудрость и подаётся просвещение умных очес для боговидения и богопознания. Затем — пред Сидящим на престоле высоком и превознесённом предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса, Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, — как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: Пс. 9:5 — «ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Притча о брачном пире      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:07 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Сегодня мы слышали два замечательных евангельских отрывка, дополняющих друг друга и говорящих нам о том, какого дара и какой Божественной любви все мы сподобились и как внимательно мы должны относиться к этому дару. К тому, кто мы, зачем мы живем и какую особую благодать творец Неба и Земли излил на наши сердца, как Он призвал нас быть Его учениками. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Господь наш Иисус Христос, пришед в мир, был для нас Исцелителем, Учителем, Утешителем, а не Судией. То, как жили люди, было достаточно для того, чтобы Творец пришел как Судья — судить их за то, как они жили и как пользовались тем даром жизни, который им дал Господь. Но Он послал Своего Сына, чтобы спасти мир: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3.16-17) Господь Наш Иисус Христос пришел как Врач, как Спаситель, как Учитель, как Пастырь, а не как строгий Судия, Который вызвал всех на суд сразу и сказал бы: «Вы делали вот так, и за это получайте такую расплату, а вы поступали по-другому — вы достойны другого.» Нет, Господь пришел и призвал всех нас ко спасению. Он как Учитель добрый, как родитель, как Врач, Он был Даром, а не Судией, чтобы прийти и покарать людей. А в следующем отрывке из Евангелия от Матфея (22.1-14) — мы слышим из уст Спасителя притчу о том, что такое Царствие Небесное. И эта притча — это образ и поведения всего рода человеческого, с одной стороны, а с другой стороны, для каждого из нас — это образ нашей жизни и того, как мы себя ведем по отношению к тому Божественному дару, который получили от Спасителя и от нашего Творца. Господь говорит о том, что Царствие Небесное подобно человеку царю, который устроил брачный пир для своего сына и стал звать званных — гостей, чтобы они разделили с ним эту радость. И они не хотели прийти, одни были заняты своей торговлей, хозяйством, разными заботами этого мира, которым мы все поглощены. Тогда он еще раз позвал их и сказал, что вот, заколоты тельцы, приготовлено угощение для вас, и послал слуг своих умолять этих людей прийти на праздник, разделить с ним радость. А эти злые люди снова нашли повод к тому, чтобы отказать, и не только, но еще и насмеялись над этими слугами и некоторых из них убили. Тогда царь прогневался на этих званных и послал войска, чтобы сжечь их город и истребить убийц оных, — наказал их за такое пренебрежение к его приглашению, которое он с любовью к ним направил.

http://pravoslavie.ru/97324.html

Эта мысль приносит ему величайшее горе. Как пишет об этом Златоуст, Иов, обращаясь к Богу со словами: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? ( Иов. 10:2 ), в первую очередь «опечален тем, что стоявшие при нем его ближние тогда готовы были думать, будто он не любит Бога и Бог не любит его. «Я, говорит, знаю, и Ты, Господи, знаешь, но кто их убедит?» Настолько они считали его оставленным Богом» 625 . Затем Иов произносит: Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? ( Иов. 10:4–7 ). Иов убежден, что все происходящее с ним – неправданный произвол в отношении него со стороны Бога. Иов выражает уверенность в том, что всеведущий Бог прекрасно знает: он ни в чем не согрешил против Него. Как пишет Олимпиодор, Иов здесь как бы говорит Богу: « " Ты судишь поступки? Разве может что-нибудь укрыться от Твоей зоркости, как [это скрыто] от людей?.. Нужно ли Тебе исследовать и выяснять случившееся, чтобы узнать, что я ни в чем не согрешил?» Он говорит так, чтобы сделать Бога свидетелем своей праведности и одновременно испросить вкушения благости Божьей» 626 . Но благость эта остается для Иова по-прежнему недоступна. Напротив, Господь непрестанно преследует Иова так, как будто он является беззаконником. Иов, видя такую Божественную несправедливость, честно признается в собственном бессилии перед Творцом: уверенный в своей абсолютной правоте, страдалец – по своей человеческой ограниченности – не в силах противостать всемогущей воле неправосудно поступающего с ним Творца. По Олимпиодору, Иов как бы говорит Создателю: «если я и не согрешил», то все равно «знаю, что невозможно избегнуть Твоей воли...» 627 Иов продолжает свою речь, обращенную к Богу, не понимая, как такая Божественная жестокость может сочетаться с тем, как прекрасно, гармонично и с любовью Господь сотворил все мироздание, в том числе – и его самого: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? ( Иов. 10:8–12 ). По мысли Двоеслова, Иов здесь как бы смиренно молит Бога: если суд Божий не считает возможным явить Свое милосердие к нему, Иову, исходя из его образа жизни и поступков, то пусть Господь проявит Свое снисхождение хотя бы ради того, что он, Иов, есть Его Собственное Создание; ведь ничто из любовно сотворенного Богом не должно погибнуть 628 . Обращенные к Богу слова Иова, содержащие в себе напоминание о том, что наша плоть подобна глине, призваны напомнить Создателю о слабости телесной людской природы и тем самым вызвать Божественную жалость к страдальцу 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010