В. Для каждого ли человка обязательно вступать в брак? О. Нет. Девство признается выше супружества, если кто может сохранить его в чистоте. В. Какие главные обряды таинства брака? О. Главные обряды следующие: 1)  Венчающимся в знак духовной радости и торжества брака даются зажженныя свечи; 2)  благословение перстнями (кольцами) с произнесением слов: «обручается раб Божий (имя) раб Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа», в знак их обещания перед всею Церковью заключать брачный союз на всю жизнь. До конца дней своих общаются проводить жизнь вместе и любить друг друга. 3)  Возложение венцов на головы жениха и невесты в знак того, что люди выше всех созданий Божиих и в знак власти их над будущими детьми. 4)  Троекратное благословение священником жениха и невесты со словами: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я» (их) и эти слова самые важные. После произнесения этих слов жених и невеста становятся мужем и женой. 5)  Общая чаша (общая доля) подается венчающимся в знак того, что муж и жена все должны делить пополам: и горе и радость и заботы о детях и собственном доме. 6)  Троекратное хождение вокруг аналоя бывает в знак духовной радости и нерасторжимости брака во всю жизнь. Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором больному при помазании освященным елеем сообщается благодать Божия, исцляющая его душевные и телесныя болезни. Видимая сторона этого таинства – помазание освященным елеем частей тела больного; невидимая – сообщается благодать Святого Духа, дарующая ему прощение грехов, а иногда и исцеление телесных болезней. В. Кто установил это таинство? О. Сам Иисус Христос. Посылая Своих учеников на проповедь , Господь дал им власть исцелять всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 ) и они, проповедуя учение Христово, «мазаху маслом многи недужные и исцлеваху» ( Мк. 6:13 ). А потом они передали эту власть пастырям Церкви. Апостол Иаков говорит: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В наше время католики теряют множество священников, не выдерживающих безбрачного образа жизни. Что касается протестантов, то у них нет и не может быть законно рукоположенного священства, так как апостольское преемство у них уже с началом реформации прекратилось — ни за Лютером, ни за другими реформаторами ни одного епископа не последовало. Протестантские пасторы, с точки зрения Православной Церкви, — миряне. (6) Брак У католиков расторжение брака ни под каким условием не допускается, даже в случае нарушения кем-либо из супругов супружеской верности, что противоречит прямому и ясному учению об этом Самого Иисуса Христа, сказавшего: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5: 32 ) и «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19: 9 ). В тех же случаях, когда супруги не желают или не могут жить вместе, католическая церковь старается заменить развод или разлучением супругов, или же — если супруги непременно хотят вступить в новый брак, — признанием первого брака недействительным. (7) Елеосвящение У католиков елеосвящение совершается только над умирающими и потому называется «последним помазанием». Кроме того, по учению католиков, елей для таинства может быть освящен только епископом. То и другое учение противоречат учению апостола Иакова — «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14-15 ), — так и было в древнецерковной практике. В последнее время католики несколько изменили свое отношение к «последнему помазанию» и под влиянием православного богословия приблизились к нашему пониманию этого великого таинства. 13. Духовность христианского Запада и православного Востока Все отступления Римско-католического исповедания от идеалов древней, неразделенной Церкви, не могли не отразиться на его духовной жизни. Во втором томе своей «Мистической трилогии» М. В. Лодыженский сравнивает духовность Восточной и Западной церквей на примерах преп. Серафима Саровского и Франциска Ассизского. Это не случайно, так как на Западе считают святость преп. Серафима похожей на праведность Ассизского инока. Вот главные заключения, к которым Лодыженский приходит в своем сопоставлении:

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Глава вторая Слова св. апостола Иакова о таинстве елеосвящения (5: 14–15) и определение по ним литургической стороны этого таинства в апостольское время Слова ап. Иакова о таинстве елеосвящения при определении его литургического состава имеют большое значение. Будучи непоколебимым базисом христианской догматики при утверждении ею сакраментального характера за елеосвящением, слова ап. Иакова в то же время определяют в основных чертах и литургическую сторону последнего, намечают существенные ее элементы. Послание свое ап. Иаков писал спустя значительное время после начала своей апостольской деятельности. И Иаков, и другие апостолы ко времени написания первым послания более или менее широко развернули свое проповедническое служение, включили немалое число членов в общение со Христом в Его церкви. Естественно, что и принятие каждого нового члена в общество верующих во Христа и укрепление принятых в христианской жизни и удовлетворение их нужд вызывали необходимость сакраментальных действий над верующими, право на совершение которых было дано апостолу Спасителем. Позволительно поэтому утверждать, что и елеосвящение, назначенное для уврачевания больных, если и не было широко распространено в апостольский век, как прочие таинства, то все же и не было без употребления. Но если оно имело применение в апостольское время еще до написания св. ап. Иаковом своего послания, то с вероятностью можно полагать, что ап. Иакову при упоминании о елеосвящении предносились в памяти случаи врачевания апостолами больных в таинстве св. елея. Отсюда дальнейший вывод тот, что в словах апостола Иакова должно видеть сколько указание, как должно совершать елеосвящение в послеапостольское время, столько же и отголосок того, как совершалось сакраментальное помазание елеем больных самими апостолами. Что же в том и другом отношении дают слова ап. Иакова о елеопомазании? Апостол пишет: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Одним из средств такого врачевания является таинство Елеосвящения. Смысл этого таинства разъясняется в апостольском изречении: «Болен ли кто из вас? – Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Из слов апостола видно, что Елеосвящение – это таинство для исцеления больных. Христианину, изнемогающему в болезни, свойственно просить у других молитв о себе, особенно молитв церковных. И Святая Церковь через это Таинство приходит к одру болящего не только для того, чтобы восстановить человеку здоровье, но и для того, «чтобы ввести этого человека в любовь, свет и жизнь Христа, ...чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях» (181, с.313). Врачевание душевных недугов, то есть прощение грехов, сближает Елеосвящение с таинством Покаяния. Митрополит Макарий Булгаков говорит, что таинство Елеосвящения «есть не что иное, ...как восполнение отпущения грехов в таинстве Покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (156, с.305). Больной, прежде чем приступить к таинству Елеосвящения, должен быть подготовлен к нему через таинство Покаяния, но телесная болезнь не всегда дает возможность болящему принести искреннее раскаяние в своих грехах и загладить их добрыми делами или другими душеспасительными средствами. Некоторые грехи могут быть забыты, другие – не полностью исповеданы, о третьих больной может не подозревать, хотя они-то и являются причиной болезни, а тяжкие грехи иногда и после исповеди беспокоят совесть болящего. Именно для таких больных и с такой целью установил Господь таинство Елеосвящения. Несомненно, что отцу Иоанну Кронштадтскому в его пастырском служении приходилось совершать это спасительное Таинство. К сожалению, биографы умалчивают об этом, лишь только А. А Зыбин замечает, что святой пастырь «советовал болящему верующему прибегать к таинству Елеосвящения» (109, с.109). Сам же отец Иоанн в своем дневнике оставил прекрасные слова, которыми охарактеризовал благодатную силу этого Таинства: «Таинство Елеосвящения – духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия» (333, с.383).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста. Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Фото: dmdonskoy.ru      Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства. Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

http://pravoslavie.ru/96097.html

— Ты, милый мой, не думай, что особоруешься — выздоровеешь. Этого, братец мой, никогда не бывает. Не то в Оптиной. Там основываются на точном разумении слов соборного послания св. апостола Иакова (5, 14–15), которое говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во Имя Господне . И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. На основании этих слов, совершая таинство Елеосвящения над больными, Оптинские старцы не отказывают в нем и по виду телесно здоровым богомольцам, ибо, говорят они, совершенно здоровых людей нет, потому что все повинны греху, а грех уже сам по себе есть болезнь души, влекущая за собою болезнь и тела. Независимо от этого таинство Елеосвящения — утверждают старцы — имеет силу очищать душу не только от грехов сознанных, уже очищенных покаянием, но и от грехов «забвенных», не сохраненных памятью кающегося, так как сказано: «если соделал грехи, простятся ему». Обычно к этому Таинству в Оптиной приступают после исповеди и Причащения, и совершается оно поочередно духовниками обители. Великий это дар веры нашей! В октябре или ноябре прошлого года к о. Ф. собралась собороваться партия богомольцев душ в четырнадцать, исключительно женщин. В числе их была одна, которая собороваться не пожелала, а попросила позволения присутствовать зрительницей при совершении Таинства. — Перед соборованием, — говорил мне о. Ф., — у меня в обычае сказать богомольцам по его поводу несколько слов, объяснить его значение для души и тела, рассказать, как к этому Таинству относились великие наши старцы… По совершении Таинства, смотрю, подходит ко мне та женщина, отводит меня в сторону и говорит: «Батюшка, я хочу поисповедоваться, и, если разрешите, завтра причаститься, и потом у вас пособороваться». Я проводил ее товарок, которых особоровал, надел епитрахиль и приступил к исповеди. Женщина эта мне принесла покаяние в очень тяжком грехе, который ею был совершен уже давно, но в котором она из чувства ложного стыда не могла покаятся перед своими мирскими священниками. Я разрешил ее от греха, допустил к Причастию на другой день и объяснил, чтобы она собороваться пришла в тот же день часам к двум пополудни… На следующий день женщина эта пришла ко мне несколько раньше назначенного часа, взволнованная и перепуганная.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

10. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые среди страданий терпеливо говорили именем Бога. Вот мы ублажаем терпевших (τος πομεναντας), т. е. пророков и других лиц 111 . Вы слышали о терпении (τν πομονν) Иова и видели конец этого терпения от Господа, ибо Господь многомилостив и сострадателен 112 . Увещанием к терпению апостол пользуется, чтобы ещё предостеречь христиан от утверждения своих прав клятвой, при чём возможно было увлечение земной страстью. Это было бы не христианское терпеливое поведение среди испытаний, но согрешение против заповеди Господа, за которое угрожается судом. 12. Прежде же всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакой другой клятвой, но да будет у вас да, да, и нет, нет; дабы вам не подпасть осуждению. Ср. Мф. 5:37 113 . 12. Увещание к молитве, к молитве за больных с таинством елеосвящения и молитве друг за друга с исповеданием грехов друг перед другом 5:13–18. В 13 ст. апостол призывает христиан к молитве, как средству и против жалоб на своё положение среди злостраданий и против забывчивости и гордости в счастливые дни. В обоих случаях христианин должен помнить Бога и обращаться к Нему с молитвой и таким образом открывать доступ к себе благодати Божией. 13. Злостраждет ли кто среди вас? пусть молится; весел ли кто? пусть поёт псалмы. В болезни апостол советует обращаться к молитве с совершением над болящим, таинства елеосвящения. 14. Болен ли кто среди вас? пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15. И молитва веры исцелит болящего, и, возвратив в ему силы, воздвигнет его Господь от одра болезни; и, если он сделал грехи, простятся ему. В случаях нужды совести во всякое время апостол призывает христиан исповедовать грехи друг другу и сообразно с нуждами молиться друг за друга. 16. Исповедуйте друг пред другом проступки и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (от болезни греха и получить здоровье праведности): много может усердная 114 молитва праведного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1 декабря 2017, 18:09 В Соборном Послании Святого Апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Как видно их Послания, там не учитывается критерий «тяжести заболевания», а просто указывается на факт заболевания. Прибегать к церковным Таинствам нужно благоговейно, по-возможности подготовленным, но также необходимо учитывать, что так называемой «полной подготовки» не бывает. Не встречаются сейчас также абсолютно здоровые люди, которым указанное Таинство Соборования полностью «противопоказано» (!)? Александр 30 ноября 2017, 20:08 Тема конечно злободневная. Сейчас пост. Для всех истинно верующих Православных Христиан - сугубое время ПОКАЯНИЯ (изменение образа жизни). Где оное - нет ЕГО. Начиная с верху и до низу. Вот о чём нужно говорить. Валерий Романов 30 ноября 2017, 17:20 Соборование (или Елеосвящение)таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). По своей ничтожности хочу сказать:сейчас нет здоровых людей физически и уж тем более духовно, все мы нравственные асоциалы. Да, обязательно до соборования покаяние, исповедь и даже причастие, так делают во многих храмах Москвы, и у старообрядцев тем паче. Собороваться надо не более 1 раза в год. Допускать к таинству всех Сергей 29 ноября 2017, 18:29 К сожалению таинство Соборования на практике превратилось для людей в некий магизм, а для некоторых священнослужителей в еще один способ пополнить казну( ведь не секрет что во многих храмах нужно заплатить или внести пожертвование за участие). Приходит на Соборование очень много невоцерковленных людей,даже берут маленьких детей. Мотивация- получить здоровье,взять масла для употребления внутрь или помазания (тем более заплачено), надежда что отпустятся грехи неким магическим образом,без труда и исповеди,т.е.отношение чисто потребительское.И в этом большая вина служителей, которые допускают всех подряд( критерий заплачено и все).И таким соборованием профанируется таинство Причащения и Исповеди

http://pravoslavie.ru/108661.html

23 гл. Мф. и на 16 ст. 5 гл. посл. ап. Иакова; В первом из указанных мест Св. Писания, однако ничего не говорится о таинстве покаяния; в нем только приводится изречение Господа, запрещающее страстно желать, подобно фарисеям, названия «наставника», потому что достоинство наставника в собственном смысле принадлежит только одному Богу 594 ; во втором св. апостол Иаков советует христианам «признаваться друг пред другом в проступках и молиться друг за друга, чтобы исцелиться». 16 ст. 5 гл. находится в тесной связи со ст. 14 и 15 той же главы, в которых апостол говорит о таинстве елеосвящения. Чтобы таинство елеосвящения имело больше силы для больных, апостол требует от них исповедания грехов не пред Богом только, но и пред другими, т е. пред пресвитерами, которым одним дана власть отпускать исповеданные им грехи. Св. Иоанн Златоуст перефразирует приведенное выражение апостола так: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши; а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» 595 . Такое толкование изречения апостола не будет натяжкой в виду совершенно ясных свидетельств слова Божия об установлении и совершении таинства покаяния. Господь, по воскресении своем, явившись ученикам своим, сказал им: «мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, – на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). «Многие же из уверовавших, говорится в книге «Деяний Апостольских», приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). Отвергая таинство священства, сектанты ссылаются на 9 – 10 ст. 5 гл. «Откровения»; но эти стихи нужно понимать в том смысле, что каждый из православных христиан, как освященный благодатью Св. Духа в таинствах, имеет смелость священнодействовать от себя духовно, принося свое тело в послушание Господу, возсылая Ему молитвы и совершая благотворения ( Рим.12:1 ; Евр.13:15–16 ). Православная Церковь признает таинство священства на основании слова Божия. Так, о рукоположении в сан епископа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   2. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове.    3. Не может быть рожденным от явного блуда.    4. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим.    5. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств.    6. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов.    В. Что такое Елеосвящение?    О. Елеосвящение — это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела.    В. Какая материя или вещь Елеосвящения?    О. Елей чистый, несмешанный, освященный.    В. Какая форма или совершение Елеосвящения?    О. Молитва такая, иереем произносимая: «Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего», — и прочее до конца.    В. Что должно соблюдать в этом Таинстве?    О. Четыре вещи.    1. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше.    2. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин.    3. Елей должен быть чистым, без всякой примеси.    4. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: «Отче святый, Врачу душ и телес», — поскольку в это время Таинство совершается.    В. Всякий ли может это Таинство принимать?    О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит («спасет» в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14—15). О заповедях Божиих    В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае?    О. Десять, они следующие (Исх 20:1—17):

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010