Конечно же, не всё, что есть в Ветхом Завете, обязательно для христиан. Что-то так и осталось в Ветхом Завете и о чем-то можно даже сказать, что это отменено. Жертва Христа отменила для нас весь обрядовый закон: жертвоприношения, правила о чистоте и пище. И все же нужно правильно понимать эту отмену. Любая обрядовая заповедь кроме своей внешней формы несла и внутреннее содержание. Например, в жертвоприношениях можно увидеть благодарность Богу. В заповедях о пище и телесной чистоте – призыв размышлять о том, как связаны наши телесная и духовная жизнь. Вот это внутреннее содержание заповедей остается актуальным и в Новом Завете 88 . Именно о такой отмене Закона говорит ап. Павел ( Кол. 2:16–17 ; Гал. 3:16–19 ; Евр. 10:1 ). В Кол. 2:16–17 пища, питье, праздники, новомесячия и субботы есть только «тень будущего, а тело – во Христе». Апостол говорит, что все обрядовые постановления указывали на Христа, после же пришествия – они уже не нужны. Более того, обрядовый закон не делал людей совершенными, как сказано в Евр. 10:1 : «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними». Совершенным человека делает Христос, Который «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:14 ). Закон назван «тенью» грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет. Действие обрядового закона, который «дан после по причине преступлений», окончится после «пришествия семени» ( Гал. 3:16–19 ). Свт.  Феофан Затворник и блж.  Феофилакт Болгарский объясняют, что Закон своими строгими запретами и карами являлся обузданием для иудеев. Для христиан эти законы необязательны для исполнения, о чем говорит решение апостольского собора: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян. 15:28 ) 89 . Таким образом, святоотеческое предание призывает читать Ветхий Завет в контексте Нового. Прочтение Ветхого Завета через Новый, по мысли свт.  Игнатия Брянчанинова , – одно из важнейших условий для правильного его понимания 90 . О том же говорил и свт.  Афанасий Александрийский :

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Кто говорит, что познал Его; но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины… Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. 88 Итак, одной веры недостаточно, ибо, как сказал апостол Иаков, оппонент Павла в вопросе о спасении, «вера без дел мертва». 89 Значит, важны еще дела – выполнение Закона Божьего, данного Господом через Моисея в виде Десяти Заповедей. Несмотря на то, что Евангелие есть Новый Завет , нормы Ветхого Завета здесь не отменяются. Сам Иисус подтверждает это, продолжая Нагорную проповедь: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; Не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. 90 Этими словами Господь закрывает дорогу в рай даже самым лучшим знатокам Библии и ревностным блюстителям Закона. Кто же тогда обретет вечную жизнь и в чем его праведность должна превзойти фарисейскую? Книжники были людьми, все свое время проводившие в преподавании и разъяснении Закона Божьего. Этому была посвящена вся их жизнь. Фарисеи также были избранным классом (сектой). Во дни Христа их насчитывалось около 6000 человек. Их жизнь была полностью посвящена ожиданию пришествия Мессии, к которому они готовились, совершенствуя свое внешнее поведение и кичась этим. Посвященность фарисеев в соблюдение Закона Божьего вдохновила их на создание тысяч правил с целью не совершать даже видимого зла. У них было более полутора тысяч устных правил о том, как соблюдать субботу. Эти законы охватывали все стороны их жизни. И тем не менее Христос подчеркивает, что праведности фарисеев не достаточно для спасения. Более того, читая Евангелие даже поверхностно, мы обязательно заметим, что самый яростный гнев Иисуса вызывают не блудники, прелюбодеи и разбойники, а именно книжники и фарисеи. В чем же дело? Проблема состоит в том, что праведность фарисеев смотрелась привлекательно только внешне. Их религия была показной, обрядовой, она не исходила из сердца. А если религия не смягчает сердца и не преобразовывает жизнь изнутри, она не имеет никакой ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кто же Он, ставящий Себя на место Шехины Господней? Он называет Себя Сыном Человеческим, как нередко называли простых смертных, но при этом Сам Учитель ясно свидетельствует, что на Нем исполнились обетования пророков: Блаженны очи, видящие то, что вы видите. Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что вы видите, и не видели, и услышать то, что вы слышали, и не услышали 88 . Значит — Мессия? Долгожданный Утешитель Израилев? Однако может ли даже Мессия отпускать грехи, как делает Иисус? Может Он быть «выше Храма»? Почему называет Он Себя «господином субботы» и отменяет то, что завещали отцы и сам Моисей? Все видели, что Иисус проповедует «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». В Капернауме с первых же дней жители города «изумлялись учению Его, ибо слово Его было со властью». Но откуда, спрашивали они, эта власть, превышающая авторитет признанных богословов и хранителей церковного предания? Как понимать Его слова: «А Я говорю вам...»? Каким правом отменяет Он постановления Торы и противопоставляет Себя ей? Трудно заподозрить, будто мудрым, кротким, полным смирения и любви Учителем владеет пустое самообольщение. Что же в таком случае значит притязание быть «возлюбленным Сыном Отца»? Конечно, и всех верных Он называет «сынами», однако недвусмысленно дает почувствовать, что Его сыновство — иное. Иисус никогда не говорит «Отец наш». Он — единственный Сын и Господь Царства, нет человека, который стал бы с Ним наравне. Власть Его исключительна. Все Мне предано Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому хочет Сын открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко 89 . Иисус не только Пастырь, но Он — дверь, врата, через которые входят овцы «малого стада», Посредник, или, как говорили в старину, Ходатай, связующий небо и землю. «Никто, — говорит Он, — не приходит к Отцу, как через Меня» 90 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Кто, как Ты, Иегова, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес» 85 ? Он превыше небес и над всею землею слава Его 86 . Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах; острова как порошинку поднимает Он 87 и пр. В частности из названных понятий слава имеет более объективное значение. Именем славы еврей обозначал то, что имеет собственную ценность и непреходящее значение, что есть действительное благо. Говоря о славе Божией, или имени Божием 88 , он выражал ту мысль, что только в Боге действительное благо и действительная жизнь: Иегова – царь славы 89 . Евреи были глубоко убеждены в тленности и ничтожности мира, предоставленного самому себе; источник его жизненности и его относительного значения они видели исключительно в Боге, все его действительное великолепие они относили к единому Богу. Посему в проявленной славе Божией они полагали начало мирового бытия: небеса проповедуют славу Божию 90 ; в прославлении Бога они усматривали призвание человека и всех разумных существ, и в полноте обнаружения божественной славы – цель мира и спасение человека. «Воздайте Иегове, сыны Божии, воздайте Иегове славу и честь, воздайте Иегове славу имени Его» 91 . «Хвалите Иегову, все народы, прославляйте Его, все племена» 92 . «Не нам, Иегова, не нам, но имени Твоему дай славу» 93 , восклицает псалмопевец. Блаженные грядущие времена спасения мира пророк называет временами, когда люди увидят славу Иеговы и величие Божие 94 . Именем святости Божией обозначается та же слава Божия 95 , но более со стороны субъективной, со стороны отношения ее к человеку. Бог свят и в Своем величии Он страшен для человека 96 . Кто может стоять пред Иеговой, сим святым Богом 97 ? Только по Своему человеколюбивому снисхождению Иегова становится сносным для человеческого уничижения: «ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте (небес) и во святилище, и также у смиренного и покорного духом, чтобы оживлять дух покорных и оживлять сердце смиренных» 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Мих. 5 :9. Поднимется рука твоя на оскорбляющих тебя и все враги твои будут истреблены. Мих. 5 :10. И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих из среды твоей и уничтожу колесницы твои, Мих. 5 :11. И истреблю города земли твоей, и разрушу все крепости твои. Мих. 5 :12. И исторгну 82 волхвования твои из рук твоих и волшебников не будет у тебя. Мих. 5 :13. И истреблю истуканы твои и кумиры твои из среды твоей, и не будешь более покланяться изделиям рук твоих. Мих. 5 :14. И посеку священные рощи у тебя и разрушу города твои. Мих. 5 :15. И совершу во гневе и ярости мщение над народами, ибо не послушали Меня. Глава 6 Мих. 6 :1. Слушайте 83 , что говорит Господь: встань и судись пред 84 горами и да слышат холмы голос твой! Мих. 6 :2. Слушайте, горы, суд Господень и долины — основания земли, ибо у Господа суд с народом Его и с Израилем Он вступает в состязание. Мих. 6 :3. Народ Мой! что Я сделал тебе? или чем оскорбил тебя? или чем досадил тебе? отвечай Мне. Мих. 6 :4. Ибо Я вывел тебя из земли Египетской и избавил тебя из дома рабства, и послал пред тобою Моисея, и Аарона и Мариам. Мих. 6 :5. Народ Мой! вспомни, что замышлял против тебя Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров (и что происходило) 85 от Сития 86 до Галгал 87 , чтобы познана была правда Господня 88 . Мих. 6 :6. Чем я привлеку 89 Господа, — встречу Бога моего Вышняго? встречу-ли Его всесожжением из однолетних тельцов? Мих. 6 :7. Примет-ли Господь (меня) с тысячами овнов, или десятками тысяч тучных козлов 90 ? Дам-ли первенцев моих за нечестие мое, плод утробы моей за грехи души моей? Мих. 6 :8. О, человек! тебе известно, что добро и чего требует от тебя Господь: только того, чтобы творить суд 91 и любить милость и блогоугодно ходить пред Господом Богом 92 твоим. Мих. 6 :9. Глас Господа будет призываем 93 в городе и Он спасет боящихся имени Его: слушай, племя, и кто украсит город 94 ? Мих. 6 :10. Не огонь-ли и дом нечестивого, собирающий беззаконные сокровища и с неправедною дерзостью?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Мк 16:9–20 . Евангелие воскресное 3. Вознесение Господне, на утрени. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Зачало 1 2 3А 3Б 4 5 6 7 8А 8Б 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48А 48Б 49 50А 50Б 51А 51Б 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108А 108Б 109 110 111 112 113 114 Евангелие от Луки, зачало 1 Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях, как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова, решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен. Был в дни Ирода, царя Иудейского, был некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета. Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно. И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста. Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения, выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень; а все множество народа молилось вне во время каждения. Явился же ему Ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного. И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него. Сказал же ему Ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Но во мраке этого суда над иудейским народом, этого отвержения иудейской гордости, ослепления мудрых и разумных, сиял радостный луч просвещения младенцев, спасения труждающихся и обремененных. В евангелии Луки, между повествованиями о посольстве от Иоанна и об учении притчами, передается о событии, которым освещается отношение ко Христу, с одной стороны, иудеев, мнивших себя разумными и праведными, и, с другой стороны, смиренных грешников. Некто из фарисеев просил Господа Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, грешница, пришла с алавастровым сосудом мира, стала позади у ног Его, начала обливать ноги Его слезами, и отирать волосами, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей подумал: если бы Он был пророк, то не позволил бы грешнице прикасаться к Нему. Но Господь Иисус в ответ разъяснил ему, что и он, фарисей, и грешница – должники пред Богом. Из двух должников больше любит тот, кому больше прощается. Женщина проявила ко Христу великую и смиренную любовь, тогда как фарисей, считавший честью не для себя принять Господа, но для Иисуса прийти к нему, не дал Ему ни воды на ноги, ни целования. Поэтому, продолжал Господь: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит»... 87 Св. Кирилл Александрийский , Толкование на ев. Иоанна: «Христос исцеляет человека в субботу и тотчас повелевает нарушит подзаконное установление, заставляя ходить в субботу и притом обремененного постелью» (in h. 1). 88 Конечно, этого момента нельзя принимать в безусловном смысле: как было видно, отчасти и прежде было место для соблазна. Желаем только оттенить степень. 90 Это чудо в евангелии Марка поставлено первым среди чудес, совершенных Христом. Но как известно, все четыре евангелиста различно начинают деятельность Иисуса Христа: Матфей – нагорною проповедью, Марк – исцелением в субботу бесноватого, Лука – отвержением Христа назаретянами и Иоанн – чудом в Кане Галилейской. За исключением последнего евангелиста, остальные руководятся не историческими соображениями, но каждый из них полагает во главу евангельской истории дело Христа, наиболее соответствующее характеру того или другого евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но и апостол, Павел придерживается по данному вопросу тех самых мыслей, какие высказывал Спаситель в приведенных нами выше притчах. Т. е. он не представляет себе Церкви Христовой обществом исключительно святых. Он допускает существование в ней и праведников и грешников. Без всякого ущерба святости и славы ее. По крайней мере, он весьма условно говорит о святости членов Церкви. Он пишет христианам, что «они примирены в теле Плоти Христовой с Богом, назначены быть святыми, непорочными и неповинными пред Богом». 88 «Назначены быть святыми»... Характерное для данного вопроса выражение. Оно означает не то, что христиане уже сделались святыми. Совсем нет. Оно говорит только о том, что христиане «назначены», другими словами, призваны быть святыми, определены к святости и т. д. А сделаются ли святыми – это уже другой вопрос, на который Апостол отвечает так: такими (т. е. святыми) останутся только в том случае, «если пребудут тверды и непоколебимы в вере и не отпадут от надежды благовествования», которое слышали от Апостола. 89 Такие же мысли мы встречаем и в другом послании этого же Апостола, именно, в послании к евреям. Там он пишет вот что: «Смотрите братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». 90 Апостол не сказал: «мы стали причастниками Христу и будем ими вечно, но: «если начатую жизнь сохраним до конца, то сделаемся причастниками Христу». Другими словами, апостол Павел говорит не о том, что есть, а о том, что будет, что может быть, А между тем и другим, как это всем известно, большая разница. Бывало весьма часто так, что Господь «призывает» человека в свои друзья, а он вместо этого предпочитал стать в ряды Его врагов и недоброжелателей. Пример Иуды предателя 91 как нельзя лучше иллюстрирует эту мысль. Итак, и Спаситель, и апостолы в один голос говорят, что решительно все христиане призваны быть чистыми, непорочными и неповинными пред Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Об этой неполноте и несовершенстве мы предупреждали вас еще в начале своего чтения. Да, мы совсем не наметили многих возвышенных и чрезвычайных линий в этом поистине чудесном образе. Но и в том виде, в каком поставили его пред вашим воззрением, не представляет ли он все основания к признанию живого носителя его, Иисуса Христа, именно тем, каким Он Сам себя объявляет миру, – Сыном человеческим и Сыном Божиим 85 ? Сын человеческий – это любимое самоназвание Господа, повторяющееся в евангелиях около 70 раз. Под этим названием Господь разумеет Себя лицем, абсолютно реализовавшим идею человека, открывшим в Себе второго Адама, нового главу, представителя рода человеческого. Самоназванием: Сын Божий Господь, как это видно из многих речей Его, указывает: а) Свое единственное, исключительное происхождение из лона Бога Отца: Я от вышних, Я не от мира сего; вы от нижних, вы от мира сего; Я от Бога исшел 86 ; б) Вечное бытие с Отцем: истинно истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам Я есмь 87 ; в) одинаковую жизнь и деятельность с Богом Отцем: Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; Отец Мой доныне делает и Я делаю; что творит Он, то и Сын творит таким же образом; как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет 88 ; наконец, г) вообще равенство и единосущие с Отцем: Я и Отец – одно 89 . Так, слушатели, Христос есть истинный Сын Бога живаго пришедший в мир грешныя спасти. Заключим свою речь возвышенным воззванием к Спасителю церковной песни: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование»!.... XIV. Достоверность евангельской истории о Господе нашем Иисусе Христе и несостоятельность мнения о мифическом содержании евангелий 90 Следует только беглым взглядом окинуть продолжительную историю борьбы христианской веры с неверием, чтобы отметить в ней разные эпохи, отличающиеся при некоторых общих чертах своими особенностями. Мы хотим сказать, что в каждую из них вместе с обычным течением полемики между христианско-богословскою наукою и враждебными ей направлениями спекулятивной мысли или науки по всем вообще вопросам, разделяющим их между собою, какой-либо один из этих вопросов с особенною силою выдвигается на боевую сцену, приковывает к себе преимущественное внимание как верующих, так и неверующих, становится специальным предметом взаимной полемики их и, таким образом, вызывает на свет относительно себя обильную литературу как с той, так и с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Ос. 5 :15. Пойду и возвращусь на место Свое, пока не погибнут и не взыщут Лица Моего. Глава 6 Ос. 6 :1. В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня, говоря: пойдем и обратимся ко Господу Богу нашему, Ос. 6 :2. Ибо Он поразил 83 нас 84 и исцелит нас, уязвит и уврачует нас. Ос. 6 :3. Исцелит нас чрез два дня, в третий день воскреснем и будем жить пред Ним 85 и узнаем, будем стремиться познать Господа, как разсветавшее 86 утро найдем Его, и Он придет к нам, как дождь ранний и поздний на землю. Ос. 6 :4. Что сделаю с тобою, Ефрем? Что сделаю с тобою, Иуда? милость ваша, как утреннее облако и как роса, рано падающая. Ос. 6 :5. Посему Я поражал 87 пророков ваших, убивал их словом 88 уст Моих 89 , и суд Мой явится как свет. Ос. 6 :6. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения (более), нежели всесожжений 90 . Ос. 6 :7. А они подобны человеку 91 , нарушающему завет, там 92 презирают Меня. Ос. 6 :8. Галаад — город, делающий суетное 93 , мутящий воду 94 . Ос. 6 :9. А сила твоя — как 95 у человека — морского разбойника 96 : священники сокрыли путь Господень, убили (жителей) Сихема 97 , ибо соделали беззаконие. Ос. 6 :10. В доме Израиля Я вижу ужасное: там блужение Ефрема, осквернился Израиль и Иуда. Ос. 6 :11. Начинай собирать виноград у себя 98 , когда Я возвращу плен народа Моего. Глава 7 Ос. 7 :1. Когда Я исцелю Израиля, откроется неправда Ефрема и злоба Самарии, ибо они поступали лживо: и вор к нему заходит, грабитель разбойник по дорогам его. Ос. 7 :2. Пуст они вместе запоют, как поющие в сердце своем 99 . Я вспомнил все злодеяния их: ныне окружили их замыслы их, они стали пред Лицем Моим 100 . Ос. 7 :3. Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими князей. Ос. 7 :4. Все — прелюбодеи, как печь, раскаленная пламенем для печения хлеба, со времени закваски 101 теста 102 , пока оно не вскиснет все 103 . Ос. 7 :5. Во дни 104 царей ваших начали князья буйствовать от вина, протянули 105 руки 106 свои вместе со злодеями. Ос. 7 :6. Ибо разгорелись, как печь, сердца их при возбуждении их; Ефрем всю ночь насыщается сном, а при наступлении утра разгорается, как огненное пламя.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010